УДК 612.829.3
Малозёмов О.Ю., к.пед.н.
доцент
кафедра физической культуры Ванькова Е. С. студент
лечебно-профилактический факультет
Боярских М.П. старший преподаватель кафедра физической культуры Уральский государственный медицинский университет
Батова А.В. педагог-организатор МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Социум» Центр спортивного и патриотического воспитания «Уралец»
Россия, г. Екатеринбург
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ В СПОРТЕ С ПОЗИЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦНС И СКЕЛЕТНОЙ
МУСКУЛАТУРЫ
Аннотация. В статье обсуждаются аспекты взаимосвязи ЦНС и развития двигательных реакций. В частности, на примере бокса продемонстрирована автоматизация сложной двигательной реакции на основе взаимодействия проводящих путей ЦНС и скелетной мускулатуры.
Ключевые слова: нервно-мышечная система, проводящие пути центральной нервной системы.
Malozemov O.Yu., kand. ped. sciences associate professor of the department of physical culture
Vankova E.S.
student of the faculty of medicine and prevention
Boyarsky M.P.
senior lecturer, department of physical education
Ural state medical university Batova A. V.
teacher-organizer, MBUDO "Center for extracurricular activities"
Social"
Center for sports and patriotic education "Uralets"
Russia, Yekaterinburg IMPROVEMENT OF MOTOR REACTIONS IN SPORT FROM THE POSITION OF INTERACTION OF CNS AND SKELETAL
MUSCULATURE Annotation. The article discusses the aspects of the relationship between the central nervous system and the development of motor reactions. In particular, the automation of a complex motor reaction based on the interaction of the CNS
pathways and skeletal muscles was demonstrated using boxing as an example.
Key words: neuromuscular system, pathways of the central nervous system.
Человечество в результате эволюции оказалось на вершине пирамиды в животном мире благодаря развитию широкого спектра психомоторных функций, причём тело и психика развивались одновременно и взаимосвязано. Многие об этом забывают или не знают (воспринимая двигательную деятельность исключительно в телесно-ориентированном варианте) и, зачастую, восхищаются, удивляются возможностям человека, приходя в цирк, на спортивные соревнования и пр.
В практике спортивной подготовки многое (или почти всё) заключено в формировании двигательных навыков и умений высшего порядка. Учебно-тренировочный процесс (особенно в сложно-координационных видах спортивной деятельности: игровых, единоборствах и т.п.) акцентирован на длительную и эффективную отработку данных навыков. Без этого не достигается основная цель спортивной деятельности - высокий спортивный результат.
Рассмотрим взаимосвязь нервно-мышечной системы на примере спортивной деятельности. Изначально изложим основные закономерности, касающиеся проводящих путей ЦНС.
Рис. Внутренне строение сегмента спинного мозга.
Спинной мозг представляет собой (как и любой мозг) белое и серое вещество. Серое вещество, в основе своей, представлено ядрами, а белое -проводящими путями, то есть, отростками нейронов. Проводящие пути делятся по своему направлению, собственно, на пирамидные и
экстрапирамидные. Связано это с тем, оканчиваются или начинаются проводящие пути либо на пирамидных клетках коры больших полушарий, либо на других клетках частей головного мозга. Для предмета нашей публикации важно знать, что тектоспинальный и руброспинальные пути (на рисунке они обозначены как крыше-спинномозговой и красноядерно-спинномозговой пути соответственно) являются экстрапирамидными, поскольку оба заканчивают свой путь в среднем мозге, не доходя до коры больших полушарий. Они оба являются двигательными и автономными, поскольку все экстрапирамидные пути не подчиняются осознанным движениям [1]. Теперь о каждом более подробно.
Тектоспинальный путь (с лат. йаСш Брт^е^аНБ), или же крыше-спинномозговой путь, располагается медиальнее латерального спинно-таламического тракта, а образован из аксонов клеток собственного ядра заднего рога противоположном стороны и заканчивается на клетках верхнего холмика среднего мозга. Он проводит импульсы бессознательнои болевои, температурнои и тактильнои чувствительности от туловища, шеи и ко-нечностеи. В нашем случае важно, что тектоспинальный проводящий путь обеспечивает ответные реакции на неожиданные раздражители, возникающие на периферии. Это могут быть световые, вестибулярные, звуковые, обонятельные, болевые или тактильные факторы.
Красноядерно-спинномозговои (с лат. 1хас1;ш гаЬгоБртаНБ) путь располагается в середине переднеи части бокового канатика. Он образован аксонами клеток красного ядра среднего мозга противоположной стороны. На противоположную сторону аксоны переходят в среднем мозге. Заканчиваются волокна в спинном мозге на неиронах собственных ядер передних рогов. Для нас важно, что функция красноядерно-спинномозгового тракта заключается в обеспечении длительного поддержания тонуса скелетных мышц (в удобнои позе) и выполнении сложных автоматических условно рефлекторных движении" (бег, ходьба).
И первый, и второй проводящие пути имеют окончание своих аксонов на двигательных ядрах передних рогов спинного мозга и выходят в составе передних корешков, направляясь к органам и мышцам.
На примере локомоций в спорте рассмотрим, как на практике выглядит работа этих проводящих путей в организме человека. Например, в тренировочном процессе боксёр, совершенствуя технику движений, постоянно развивает не только основные двигательные навыки и специфические способности, но и отрабатывает рефлекторные дуги, позволяющие ему использовать всё вышеперечисленное с высокой эффективностью. Зачастую это называют «скоростью реакции». Например, в начале раунда после гонга первый же удар, направленный в голову сопернику проходит впустую, не задевая его, а он в это же время отвечает точным ответным ударом. В эти мгновения происходит следующее.
Во-первых, после того, как прозвучал гонг, оба спортсмена напряглись, но при этом пошла работа вегетативной нервной системы - расширение
зрачков для попадания наибольшего количества света, угнетение пищеварительной системы, подача большого количества крови к скелетным мышцам.
Во-вторых, яркий, стремящийся к лицу предмет - перчатка соперника, является реальным «внезапным раздражителем», о котором шла речь в описании тектоспинального пути. Внезапный раздражитель сначала воспринимается глазом, по глазному нерву попадает в головной мозг, обрабатывается в затылочной части коры больших полушарий. Далее попадает в зрительные бугры, потом отдаёт сигнал тектоспинальному пути, который в самом своём начале (в среднем мозге) совершает перекрест и опускается по стволу головного мозга к спинному, где идёт уже в составе передних рогов, содержащих двигательные ядра.
В-третьих, двигательные ядра передних рогов передают сигнал от тектоспинального пути, который даёт команду привести в тонус мышцы головы, шеи и туловища. После того, как рука соперника прошла мимо головы, начинается работа руброспинального проводящего пути. Начало такое же - из зрительного бугра информация попадает в средний мозг, где начинается ход красных ядер. Повторимся, они поддерживают автоматизированные, неосознанные двигательные действия. Это выходит далеко за рамки только циклических видов (ходьбы и бега). В разных видах спорта (в том числе и сложно-координационных) у многих спортсменов наблюдаются разнообразные двигательные акты, доведённые до автоматизма. В том же боксе при длительной отработке различных ударов в различных ситуациях тренируются не только мышечная сила и выносливость, но и скорость реакции, являющаяся той самой безусловной, автоматической ответной реакцией, приводящей в тонус нужные организму мышцы.
Наконец, именно поэтому после подачи сигнала от руброспинального проводящего пути по аксонам двигательных ядер передних рогов спинного мозга в составе передних корешков следует ответная реакция - приведение в тонус мышц ног, для того, чтобы поддержать равновесие тела после ухода от удара, а затем ответный удар по сопернику. Боксёр, при отработанной связке, восприняв движение соперника, уворачивается, а затем сам автоматически наносит ответный удар.
Мышцы, участвующие в осуществлении данных реакций, дифференцировать достаточно сложно, поскольку текто/руброспинальным проводящим путям подчиняются абсолютно все скелетные мышцы. Однако выделим основные из них, которые задействуются организмом для выполнения наиболее быстрых и эффективных движений, помогающих справляться с поставленными мозгом задачами. Это: мышцы шеи (длиннейшая мышца головы, грудино-подъязычная, группа лестничных мышц, грудино-ключично-сосцевидная, ременная), мышцы живота и груди (большая грудная, малая грудная, трапециевидная, передняя зубчатая, прямая и поперечная мышцы живота, косые (наружная и внутренняя) мышцы живота), мышцы спины (широчайшая мышца спины, нижняя зубчатая,
большая и малая круглая мышцы, большая и малая ромбовидные, глубокие мышцы, выпрямляющие, наклоняющие, сгибающие позвоночник), мышцы верхних конечностей (дельтовидная, двуглавая, большая круглая, клювовидная, все мышцы групп пронаторов и супинаторов, все мышцы групп сгибателей и разгибателей), мышцы нижних конечностей (подвздошная, гребенчатая, длинная приводящая, четырёхглавая, тонкая мышца бедра, двуглавая мышца бедра, большая и средняя ягодичные, икроножная, камбаловидная). Особое значение играют многочисленные мышцы стопы, которые формируют её свод и связаны с удержанием равновесия: короткий сгибатель пальцев, длинный сгибатель пальцев, их антагонисты, квадратная мышца подошвы, червеобразные мышцы [2].
Таким образом, на примере формирования сложных спортивных навыков мы показали прямую зависимость тектоспинальных и руброспинальных путей с комплексами скелетных мышц в человеческом организме. На конкретном примере продемонстрировали, каким образом работает сложная рефлекторная дуга у спортсменов-боксёров. Отметим также, что многие сформированные сложные двигательные навыки имеют эффект не только в исключительно в спортивной деятельности, но и в бытовой, профессиональной, способствуя профилактике травматизма и достижению профессиональной и личностной успешности. Именно поэтому, в широком смысле вся физическая культура является адаптивной.
Использованные источники:
1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Анатомия центральной нервной системы. Учебное пособие. - СПб.: Элби, 2014. - 109 с.
2. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека. Учебник для мед. вузов (в 2-х томах), 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2001. - 560 с.