ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
116 ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЯГЛОВ С.Г.,
доктор э ко номиче с ких наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), e-mail: [email protected];
ПОНОМАРЕВА М.А.,
кандидат экономических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные проблемы реализации инвестиционной политики в Ростовской области и сформированы рекомендации по совершенствованию деятельности органов управления регионального и муниципального уровней по улучшению инвестиционной привлекательности экономики региона.
Ключевые слова: регион; инвестиционная привлекательность; взаимодействие участников инвестиционно-экономических процессов; государственно-частное партнерство.
In article the basic prablems of realization of investment policy in the Rostov region and formed recommendations for improving the administration of the regional and municipal levels to improve the attractiveness of the region's economy.
Keywords: region; investment attractiveness; the interaction of investment and economic processes; public-private partnership.
Коды классификатора JEL: R51, R58.
Высокая инвестиционная привлекательность региона является одним из основных условий его конкурентоспособности и эффективности осуществляемой на его территории политики властей. Любые преобразования в структуре экономики, стимулировании развития тех или иных видов деятельности и рынков, переходе к инновационным сценариям, осуществляемые в рамках стратегических приоритетов социально-экономического развития региона, невозможны или, по крайней мере, имеют ограниченные возможности реализации при недостаточной инвестиционной привлекательности экономики субъекта Федерации и его муниципальных образований. В связи с этим в инвестиционной политике Ростовской области особое место занимают вопросы исследования возможных направлений улучшения инвестиционной привлекательности муниципальных образований и выработки соответствующих предложений и рекомендаций в данной области.
Институциональной основой улучшения инвестиционной привлекательности муниципальных образований, по нашему мнению, должно стать новое качественное взаимодействие всех заинтересованных участников инвестиционноэкономических процессов на территории региона и муниципальных образований, включая разные уровни государственных органов власти (региональный и муниципальные), а также представителей малого и среднего и крупного бизнеса, общественность (рис.1).
В настоящее время в Ростовской области уже сформирована основа для осуществления эффективной инвестиционной политики. Однако современное состояние инвестиционной привлекательности экономики Ростовской области и ее муниципальных образований характеризуется недостатком частных инвестиций, в первую очередь, со стороны крупных инвесторов, имеющих предпочтение в реализации крупных инвестиционных проектов (от 2 млрд руб. и более), особенно в инфраструктурных секторах региональной экономики.
По мнению самих инвесторов (например, специалистов Внешэкономбанка), основной проблемой является недостаток частной инициативы на местах, подкрепленной реальными бизнес-планами и производственными фондами предприятий, на основе которых могли бы быть реализованы крупные инвестиционные проекты. Крупные инвесторы, готовые в целом к реализации таких проектов и проявляющие интерес к Ростовской области как к региону с достаточным уровнем потенциальной инвестиционной привлекательности, сталкиваются на местах с тем, что большинство бизнес-планов подготавливается спе-
© С.Г. Тяглов, М.А. Пономарева, 2012
циалистами органов власти, при этом отсутствуют реальные хозяйствующие субъекты, с реальными производственными фондами, персоналом и др., готовые взять на себя часть обязательств, в том числе по распределению финансово-экономических рисков, и вложить свои активы в реализацию инвестиционных проектов.
Институциональные основы улучшения инвестиционной активности муниципальных образований Ростовской области
Рис. 1. Структурное взаимодействие участников развития инвестиционной активности муниципальных образований Ростовской области1
В связи с этим можно выделить две ключевые проблемы, препятствующие заключению крупных инвестиционных соглашений в регионе и его муниципальных образованиях:
недостаток высококвалифицированных специалистов в области бизнес-планирования (как в частных, так и государственных структурах региона);
недостаточная готовность региональных и муниципальных органов власти в предоставлении государственных гарантий при реализации крупных инвестиционных проектов (в первую очередь, в инфраструктурных секторах [5]), что препятствует развитию инвестиционной инициативы на местах;
недостаточный уровень развития государственно-частных форм взаимодействия [2] (государственно-частного партнерства), которые являются эффективным способом обеспечения государственных гарантий при реализации крупных инвестиционных проектов в инфраструктурных секторах региональной экономики.
Учитывая, что инфраструктура (как социальная, так и производственная) является одним из основных приоритетов социально-экономического развития Ростовской области [1], данные проблемы требуют своего решения, что позволит существенно улучшить инвестиционную привлекательность региона и его муниципальных образований.
Для этого необходима реализация следующих мер:
обеспечить взаимодействие специалистов органов власти, крупных инвесторов и предприятий региона для повышения их квалификации в области бизнес-планирования и составления бизнес-планов. Как показывает опыт развитых стран, у них сложились собственные школы бизнес-планирования, которые постоянно развиваются и совершенствуются. В РФ и Ростовской области таких школ практически нет, что ограничивает квалификацию специалистов в этой сфере. В то же время, сами инвесторы зачастую обладают высококвалифицированными экспертами в данной сфере, что позволяет говорить о необходимости их привлечения к повышению квалификации специалистов органов власти и частного сектора региона. Данная задача может быть решена разными методами, среди которых, по-видимому, могут быть такие, как централизованная организация курсов обучения и переподготовки на базе местных вузов с привлечением в преподавательский процесс экспертов бизнес-планирования от крупных инвесторов; необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу предоставления государственных гарантий для предприятий региона и крупных частных инвесторов со стороны органов региональных и муниципальных органов власти при их участии в крупных инвестиционных проектах, особенно инфраструктурных секторах; следует усовершенствовать институт государственно-частного партнерства в регионе [3], расширив сферу его применения за счет определения более благоприятных условий участия частного сектора в партнерстве, с учетом равноправия участвующих сторон (в Областном законе РО, регламентирующем государственно-частное партнерство, оно рассматривается в основном как способ предоставления субсидий из регионального бюджета в рамках определенных инвестиционных проектов, что представляет собой скорее форму поддержки, нежели реальное партнерство двух равноправных сторон).
1 Составлено авторами.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
118
С.Г ТЯГЛОВ, М.А. ПОНОМАРЕВА
Необходимо в связи с этим расширить возможные формы участия сторон в государственно-частном партнерстве, которые могут и должны обмениваться своими ресурсами для достижения поставленной цели, в зависимости от конкретного проекта и достигнутых договоренностей в процессе его разработки и реализации. Особенно следует уделить внимание вопросам взаимодействия государственных органов власти, крупных корпораций и промышленных предприятий при реализации приоритетов их инновационной деятельности, которые на современном этапе неуклонно смещаются от интеллектуальной составляющей инновационного процесса в сторону его практических, внедренческих стадий [6].
Помимо вышеназванных проблем, можно также говорить о проблеме выделения приоритетов инвестиционной политики в регионе.
В частности, опыт развитых стран показывает, что в качестве приоритетов не может выдвигаться большое количество проблем. Кроме того, они должны иметь «горизонтальный» характер, т. е. направлены не на поддержку каких-то отдельных отраслей и предприятий, а решать проблемы, препятствующие развитию всей социально-экономической системы региона. В этой связи инвестиционная политика региона должна быть направлена не на поддержку нерентабельных или низкоэффективных производств, а на переориентацию существующих производств на те виды деятельности, которые соответствуют растущим (и потому приоритетным) рынкам, с учетом имеющихся в регионе экономических ресурсов (природных, трудовых, капитала, предпринимательских).
В частности, для Ростовской области можно выделить растущий во всем мире рынок экологически чистых товаров, материалов, продуктов питания. В регионе имеются ресурсы, которые в настоящее время не разрабатываются, но представляют рыночную ценность и могут быть использованы, в том числе, в экологически чистых отраслях. В частности, к таким ресурсам можно отнести: бентонитовые глины, месторождения и проявления глауконитовых песков, кремнистые породы (в составе которых преобладает опал, кристобалит и их промежуточные разности, относятся к широко распространенным осадочным образованиям), техногенные месторождения (скопление минеральных веществ, образующихся в результате складирования отходов добычи полезных ископаемых (некондиционные руды, вскрышные и вмещающие породы), обогатительное (хвосты, шламы), металлургического (шлаки, золы), энергетического (золошлаковые отходы) и других производств, качество и количество которых позволяют осуществить их добычу и переработку на рациональной экономической основе) [4].
Разработка данных видов ресурсов позволяет производить экологически чистые товары и материалы, а именно: самостоятельные мелиоранты и естественные многокомпонентные экологически чистые минеральные удобрения пролонгированного действия; материалы, способствующие структурообразованию почв, влагоудержанию; стимулированию роста растений, жизнедеятельности и численности полезных почвенных микроорганизмов; восстановление плодородия почв, ускоренное формирование почвенного слоя; адсорбция пестицидов из почв и воды; применение в составе почвенных смесей защитного грунта для теплиц, парников, пленочных укрытий; стимулирующие, кормовые и сорбентные добавки в рационы животных; дезодорация и очистка стоков животноводческих помещений; улучшение гидрохимических и биогеохимических условий рыбохозяйственных водоемов; очистка питьевых вод и водоумягчение; очистка дренажных и промышленных стоков; дезактивация радиоактивно-загрязненных урбанизированных территорий с высокой техногенной нагрузкой; повышение качества и производство экологически чистых продуктов питания и др. [7].
Учитывая, что АПК Ростовской области является ведущим сектором промышленности в настоящее время, и то, что у его различных отраслей (рыбоводческой, водоснабжение и водоотведение, растениеводства и животноводства и др.) существует потребность в данных видах продукции, можно говорить о том, что данный рынок является растущим и на региональном уровне.
Однако разработка вышеназванных видов ресурсов нуждается в существенных инвестициях, что требует со стороны властей проведения активной инвестиционной политики в данном направлении. Помимо решения тех задач, которые связаны с реализацией крупных инвестиционных проектов в инфраструктурных секторах, здесь потребуется еще ряд дополнительных мер, а именно: разработать программы по обеспечению работ в области более полной и современной разведки и оценки запасов соответствующих ресурсов; определить наиболее перспективные участки по возможной добыче данных ресурсов; реализовать разработку данных ресурсов с привлечением частных инвесторов, на условиях внедрения современных (экологически чистых, энергоэффективных, ресурсосберегающих) технологий добычи и переработки сырья в высококачественные материалы и продукцию; предусмотреть возможные совместные государственно-частные проекты по разработке таких ресурсов и гарантии местным предпринимателям в случае их участия в этих проектах.
Реализация данных предложений, по нашему мнению, позволит повысить инвестиционную привлекательность экономики региона и усовершенствовать деятельность органов власти в данном направлении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гокжаева Е.Б., Пономарева М.А. Formation of institutional conditions of energy and environmentally effective outotriping growth of the infrastructural sector as factors of the steady regional development of the Russian Federation // Сборник научных трудов универистета г. Перуждия. Италия, 2010.
2. Инструментарно-методическое обеспечение механизма взаимодействия инновационно-ориентированных субъектов на региональном уровне / М.А. Боровская, Т.В. Морозова, М.А. Масыч, Т.В. Федосова, И.К. Шевченко, Б.В. Катаев, А.А. Кокорев, А.И. Костюк, Е.Н. Курунина, А.Ю. Павлов / под ред. проф. М.А. Боровской. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
3. Пономарева М.А. Государственно-частные партнерства как инструмент стимулирования развития инновационноэкологического рынка региона // Научный поиск: Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей РГЭУ (РИНХ). 2011. Вып. 10.
4. Пономарева М.А. Корректировка стратегических приоритетов Ростовской области в контексте перехода к устойчивому развитию // Известия Уральского государственного университета. 2011. № 2 (34).
5. Пономарева М.А. Энергоэффективное развитие инфраструктуры региона как условие его перехода к устойчивому развитию // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349.
6. Тяглов С.Г., Воловик В.М. Управление инновационного развития корпоративных структур в рамках программы ресурсосбережения и повышения энергоэффективности // Тегга есопоткш. 2011. Т. 9. № 3.
7. Экологический Вестник Дона, 2005-2010 // Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.doncomeco.ru/ecology/archive/.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2