Научная статья на тему 'Совершенствование бухгалтерского учета средств целевого финансирования в соответствии с требованиями ВТО и МСФО'

Совершенствование бухгалтерского учета средств целевого финансирования в соответствии с требованиями ВТО и МСФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
220
30
Поделиться
Ключевые слова
ВТО / ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ / УЧЕТ РАСХОДОВ / ПРОИЗВЕДЕННЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ПРАВИЛАМ РСБУ И МСФО / РЕФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Зонова А.В., Ливанова Р.В., Перепелица А.А.

При вхождении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) российский агропромышленный комплекс выходит на новый этап развития, динамику которого будут определять требования ВТО. Основные требования это принятие обязательств об объемах мер государственной поддержки сельскому хозяйству в краткосрочной и долгосрочной перспективе: деление государственной поддержки в рамках ВТО на три корзины: «зеленую», «желтую» и «голубую»; оптимизация и снижение «зеленой» корзины с одновременным увеличением «желтой». В связи с этим предлагаются пути решения вопросов учета расходов, произведенных за счет средств целевого финансирования в рамках новых требований ВТО и Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Зонова А.В., Ливанова Р.В., Перепелица А.А.,

Текст научной работы на тему «Совершенствование бухгалтерского учета средств целевого финансирования в соответствии с требованиями ВТО и МСФО»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УДК 657.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ

ВТО И МСФО*

А. В. ЗОНОВА,

доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики E-mail: economic@vshu. kirov. ru Вятский государственный гуманитарный университет

Р. В. ЛИВАНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: LivanovaRV@mail. ru А. А. ПЕРЕПЕЛИЦА, магистрант E-mail: palvinaa@mail. ru Российский государственный аграрный университет — МСХА

имени К. А. Тимирязева

При вхождении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) российский агропромышленный комплекс выходит на новый этап развития, динамику которого будут определять требования ВТО. Основные требования — это принятие обязательств об объемах мер государственной поддержки сельскому хозяйству в краткосрочной и долгосрочной перспективе: деление государственной поддержки в рамках

* Статья публикуется по результатам исследований в рамках проекта № 12-12-43501 при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

ВТО на три корзины: «зеленую», «желтую» и «голубую»; оптимизация и снижение «зеленой» корзины с одновременным увеличением «желтой». В связи с этим предлагаются пути решения вопросов учета расходов, произведенных за счет средств целевого финансирования в рамках новых требований ВТО и Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Ключевые слова: ВТО, целевое финансирование, себестоимость продукции, учет расходов, произведенных за счет средств целевого финансирования по правилам РСБУ и МСФО, реформирование учета.

Российский агропромышленный комплекс (АПК) выходит на новый этап развития, динамику которого будут определять три основных фактора: присоединение России к ВТО, формирование Единого экономического пространства на базе Таможенного союза и решение задач продовольственной безопасности. Важнейшим фактором является присоединение России к ВТО. В результате переговоров достигнуты договоренности по объему и мерам государственной поддержки.

Меры государственной поддержки структурированы по так называемым трем «корзинам»: «желтая корзина», «зеленая корзина» и «голубая корзина». В соответствии с требованиями Соглашения по сельскому хозяйству для целей ВТО и действующих мер финансовой поддержки к «желтой корзине» относится поддержка, оказывающая воздействие на производство и торговлю, размер которой ограничен. Основные меры поддержки данной корзины следующие: поддержка региональных экономически значимых программ; компенсация части затрат на приобретение элитных семян, удобрений, закладку многолетних насаждений, известкование, фосфоритование, развитие семеноводства, развитие племенного животноводства; обновление парка сельскохозяйственной техники; развитие инфраструктуры рынка и его регулирование и др.

К «зеленой корзине» относится поддержка, не оказывающая воздействие на производство и торговлю, размер которой не ограничен. Мерами данной корзины являются: субсидирование затрат на агрохимическое обследование земель, развитие селекции, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, поддержка создания оптовых рынков и логистических центров, модернизация ветеринарной службы регионов, страхование урожаев сельскохозяйственных культур, поддержка начинающих фермеров и др.

К «голубой корзине» относятся прямые выплаты, направленные на ограничение производства. Использование мер этой корзины для АПК России в настоящее время неактуально.

Экономическое положение организации, получающей средства целевого финансирования в любой форме, значительно отличается от финансового положения организаций, которые подобные средства не получают.

Принятые в российской практике способы учета средств целевого финансирования оказывают влияние на себестоимость продукции предприятий, что должно быть устранено, в противном случае это ведет к недостоверной оценке себестоимости и ее завышению, следствием чего является уменьшение конкурентоспособности продукции предприятий.

Государственная помощь в силу своей специфики, отличающей ее от прочих коммерческих возмездных сделок, является особым объектом учета. В связи с этим порядок признания и отражения информации о государственной помощи в финансовой отчетности регламентирован отдельным стандартом под названием МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи». Основными нормативными документами, регламентирующими порядок учета средств целевого финансирования в Российской Федерации, являются:

— Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н;

— приказ Минсельхоза России от 02.02.2004 № 75 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях».

Рассмотрим действующий порядок учета средств целевого финансирования, направляемых получателем средств на финансирование текущих расходов производителя (рис. 1).

Средства целевого финансирования участвуют в расчете себестоимости продукции, увеличивая ее, и повторно учитываются в качестве прочих доходов счета 91 при отражении использования средств целевого финансирования, что в итоге приводит к искажению показателя себестоимости и результата основной деятельности организации.

В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180, в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты МСФО.

91-1«Прочие

доходы»

86

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

51

60

10

1

3

2

8

4

20

43

90 «Себестоимость продаж»

Содержание хозяйственных операций:

1 - начислены средства целевого финансирования;

2 - поступили средства целевого финансирования;

3 - оплачены горюче-смазочные материалы (ГСМ) и другие активы за счет средств целевого финансирования;

4 - оприходованы поступившие ГСМ, семена, посадочный материал и другие активы;

5 - списаны ГСМ, семена, посадочный материал и другие активы в производство;

6 - оприходована готовая продукция;

7 - списана себестоимость проданной продукции;

8 - освоены средства целевого финансирования

Рис. 1. Действующий порядок учета средств целевого финансирования в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета

Рассмотрим порядок учета средств целевого финансирования на счетах бухгалтерского учета с учетом требований МСФО (рис. 2).

Порядок учета средств целевого финансирования, указанный на рис. 1 и используемый организациями в настоящее время, искажает данные о себестоимости, тогда как порядок учета средств целевого финансирования, представленный на рис. 2, позволит «очистить» себестоимость продукции предприятий, в результате чего она будет снижена. Как следствие этого, продукция станет более конкурентоспособной.

Таким образом, применение рекомендуемой модели учета позволит исключить влияние средств целевого финансирования на себестоимость про-

дукции, что повысит ее конкурентоспособность. Это будет достигнуто путем учета средств целевого финансирования на отдельном субсчете 91 «Расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования» счета 91 «Прочие доходы и расходы». Учет рекомендуется вести в разрезе аналитики, например «Растениеводство», и по видам расходов, например «Материальные расходы», «Удобрения», «Минеральные удобрения».

В действующих формах отчетности информация о средствах целевого финансирования представляется в обобщенном и укрупненном виде и практически не отражает движения целевых средств на проведение конкретных мероприятий. Рекомендуется включить в отчет-

5

6

7

10 «За счет собст*

86

91 «Расходы, 1° «За счет средств произведенные за целевого средств целевог

финансирования» финансировани

6

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

1

2

Д-т сч. 51

7

20

43

— 3

90 «Себестоимость продаж»

4

5

Содержание хозяйственных операций:

1 - начислены средства целевого финансирования;

2 - поступили средства целевого финансирования;

3 - оприходованы поступившие ГСМ, семена, посадочный материал и другие активы, приобретенные за счет собственных средств и средств целевого финансирования;

4 - списаны ГСМ, семена, посадочный материал и другие активы в производство, приобретенные за счет собственных средств;

5 - оприходована готовая продукция, произведенная за счет собственных средств;

6 - списана себестоимость проданной продукции, произведенной за счет собственных средств;

7 - списаны расходы, осуществленные с использованием средств целевого финансирования;

8 - освоены средства целевого финансирования

Рис. 2. Порядок учета средств целевого финансирования с учетом требований МСФО

ность дополнительные строки, характеризующие данные операции и позволяющие достичь прозрачности информации о расходовании бюджетных средств для внешнего пользователя отчетности. Например, в бухгалтерском балансе код строки 1530 соответствует кредитовому сальдо по счету 98 «Доходы будущих периодов» и остатку по счету 86 «Целевое финансирование» в части целевого бюджетного финансирования и средств, полученных в виде грантов, технической помощи. В отчете о прибылях и убытках рекомендуется внести дополнительные строки при использовании модели учета со счетом 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования». Код строк — 2341 и 2342, в которых будет даваться расшифровка

полученных и использованных средств целевого финансирования в отчетном периоде, в том числе из федерального бюджета.

Для отчетных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности характерна логическая и информационная взаимосвязь, сущность которой состоит во взаимном дополнении отчетных форм, их разделов и статей. Значение этих контрольных соотношений поможет лучше разобраться в структуре отчетности, проверить правильность ее составления и повысить аналитичность ее показателей. Взаимоувязка показателей отчетности должна выполнять функции дополнительного контроля за деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в целом и за целевым использованием средств бюджета в частности. Тем самым достигается прозрачность отчетности,

усиливается контроль за целевым расходованием бюджетных средств.

Все вышеперечисленные предложения по реформированию учета расходов, произведенных за счет средств целевого финансирования, приведут в соответствие отечественную практику учета данных средств с требованиями ВТО и МСФО.

Список литературы

1. Зонова А. В., Ливанова Р. В. Применение МСФО для отражения операций по страхованию урожаев сельскохозяйственных культур // Международный бухгалтерский учет. 2008. № 3 (111).

2. Зонова А. В., Ливанова Р. В. Целевая государственная помощь сельскохозяйственным организациям по страхованию урожаев // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 6 (135).

3. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н.

4. Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях: приказ Минсельхоза России от 02.02.2004 № 75.

5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000: приказ Минфина России от 16.10.2000 № 92н.

6. Об утверждении форм отчетности за 2011 год: приказ Минсельхоза России от 25.01.2012 № 80.

Мероприятие пройдет в ЦДП (Москва, ул. Покровка, д. 47/24, стр. 1) Время проведения: 10.00-16.30.

По вопросам участия также обращайтесь

по тел. 8 (495) 973"51"52

или e-mail: mgo_opora@mail.ru