Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ООО "ОАЗИС"'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ООО "ОАЗИС" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумова Н.А.

Статья посвящена разработке рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета в ООО «ОАЗИС». Выявлены недостатки бухгалтерского и налогового учета и предложены рекомендации по их устранению в ООО «ОАЗИС».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING IN THE COMPANY "OASIS"

The article is devoted to development of recommendations on improvement of accounting and tax accounting in the company "OASIS". Identified shortcomings of accounting and taxation, and offers recommendations for addressing them in OOO "OASIS".

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ООО "ОАЗИС"»

5. Григорян А. А. Интернет-банкинг и перспективы его развития в Российской банковской практике//Перспективные направления развития банковского дела, 2017

УДК 657

Наумова Н.А. студент

экономический факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный

университет имени П.А. Столыпина» научный руководитель: Нардина С.А.,

доцент Россия, г. Омск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО

УЧЕТА В ООО «ОАЗИС»

Аннотация: Статья посвящена разработке рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета в ООО «ОАЗИС». Выявлены недостатки бухгалтерского и налогового учета и предложены рекомендации по их устранению в ООО «ОАЗИС».

Ключевые слова: бухгалтерский и налоговый учет, учетная политика, график документооборота, первичные документы.

Naumova КА.

Student faculty of economics Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Omsk state agrarian University named after P. A. Stolypin"

Russia, Omsk Scientific adviser: Nardina S.A. candidate of Economics, docent IMPROVEMENT OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING IN

THE COMPANY "OASIS"

Abstract: The article is devoted to development of recommendations on improvement of accounting and tax accounting in the company "OASIS". Identified shortcomings of accounting and taxation, and offers recommendations for addressing them in OOO "OASIS".

Keywords: accounting and tax accounting, accounting policy, chart of documents, the primary documents.

ООО «ОАЗИС» является субъектом малого предпринимательства и использует упрощенную систему налогообложения, соответственно для целей налогообложения ведет Книгу учета доходов и расходов, по результатам которой уплачивает авансовые платежи и налог за год. Также по данному налогу каждый год подается в ИФНС налоговая декларация.

ООО «ОАЗИС» как субъект малого предпринимательства, применяет упрощенную форму ведения бухгалтерского учета и представляет финансовую отчетность, состоящую из двух форм: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтером в единственном числе. Обязанностью бухгалтера является ведение бухгалтерского учета, контроль за движением денежных средств и товарно-материальных ценностей, законностью и правильностью оформления документов, правильностью и своевременностью перечисления платежей, заработной платы, контроль за исполнением бюджета, представление отчетности в налоговые органы, оптимизация налогообложения, предупреждение недосдач, незаконного расходования денежных средств, нарушений финансового и хозяйственного законодательства, составление отчетности.

В процессе изучения организации бухгалтерского и налогового учета в ООО «ОАЗИС» были выявлены следующие недостатки:

1) отсутствует учетная политика для целей налогообложения;

2) отсутствует график документооборота;

3) некорректное отражение фактов хозяйственной жизни в первичных учетных документах (отсутствие подписей, реквизитов).

В качестве рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета для ООО «ОАЗИС» разработаны следующие предложения:

1.Сформировать учетную политику для целей налогобложения.

Для целей налогообложения применяется учетная политика для налогового учета, которая в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. На практике чаще всего к формированию учетной политики для налогового учета организации подходят более серьезно, но никаких рекомендаций для разработки учетной политики налогового учета нет.

Учетная политика для целей налогообложения ООО «ОАЗИС» будет оформляться отдельным документом и утверждаться приказом руководителя. В учетной политике для целей налогообложения ООО «ОАЗИС» должно быть сказано, что ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером, также необходимо отметить, что является объектом налогообложения: разница между доходами и расходами. В учетную политику для целей налогообложения необходимо включить пункт, где будет указано, каким образом ведется налоговый учет: автоматизировано или нет. В нашей организации налоговый учет ведется с использованием программы «1С: Бухгалтерия 8». Далее в учетную политику для целей налогообложения ООО «ОАЗИС» нужно включить разделы, регулирующие учет амортизируемого имущества, учет сырья и материалов,

учет затрат и учет убытков.

В разделе «Учет амортизируемого имущества» нужно отметить, что в ООО «ОАЗИС» в книге учета доходов и расходов первоначальная стоимость основного средства и расходы на его дооборудование отражаются равными долями начиная с квартала, в котором оплаченное средство было введено в эксплуатацию и до конца года. Доля стоимости основного средства (нематериального актива), приобретенного в период применения УСН, подлежащая признанию в отчетном периоде, определяется делением первоначальной стоимости на количество кварталов, оставшихся до конца года, включая квартал, в котором выполнены все условия по списанию стоимости объекта в расходы. В случае если в эксплуатацию введено частично оплаченное основное средство, то доля его стоимости, признаваемая в текущем и оставшихся до конца года кварталах, определяется делением суммы частичной оплаты за квартал на количество кварталов, оставшихся до конца года, включая квартал, в котором осуществлена частичная оплата введенного в эксплуатацию объекта.

В разделе «Учет сырья и материалов» нужно сказать о том, что расходы на ГСМ в пределах нормативов учитываются в составе материальных расходов. Датой признания расходов считается дата оплаты ГСМ. Запись в книге учета доходов и расходов о признании сырья и материалов в составе затрат осуществляется на основании платежного поручения (или иного документа, подтверждающего оплату материалов или расходов, связанных с их приобретением).

В разделе «Учет затрат» необходимо отметить, что сумма расходов (за исключением расходов на ГСМ), учитываемых при расчете единого налога в пределах нормативов, рассчитывается ежеквартально нарастающим итогом исходя из оплаченных расходов отчетного (налогового) периода. Запись о корректировке нормируемых затрат вносится в книгу учета доходов и расходов после соответствующего расчета в конце отчетного периода. Доходы и расходы от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, не учитываются.

В разделе «Учет убытков» необходимо включить пункты, в которых будет сказано, что организация уменьшает налогооблагаемую базу за текущий год на всю сумму убытка за предшествующие 10 налоговых периодов. При этом убыток не переносится на ту часть прибыли текущего года, при которой сумма единого налога не превышает сумму минимального налога. Организация включает в расходы разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, рассчитанного в общем порядке. В том числе увеличивает сумму убытков, переносимых на будущее.

2. Утвердить график документооборота, который должен содержать сроки получения и хранения документов, правила оформления первичных документов, с указанием необходимых подписей и ответственных за их оформлением и сохранностью.

График документооборота может быть составлен как для каждого структурного подразделения предприятия (например, для бухгалтерии), так и для того или иного нормативного либо внутреннего распорядительного документа (например, относительно заключения договоров). За его основу берется перечень работ по созданию, проверке и обработке документов, которые выполняются каждым подразделением предприятия, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. График документооборота составляется в виде таблицы, на основе которой, в случае необходимости, могут быть созданы разного рода схемы и графики.

Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер.

Сроки, в которые работник должен сдать первичные документы, и ответственность за просрочку нужно четко прописать в графике документооборота или специальном положении. Из него должно быть понятно, кто, в какие сроки и кому передает те или иные документы, кто их подписывает. Составить график главный бухгалтер должен сам, ведь ему виднее, когда и какой документ нужен. А руководителю компании достаточно утвердить этот график своим приказом.

В ООО «ОАЗИС» график документооборота должен содержать:

1) наименование первичного документа;

2) срок предоставления в бухгалтерию;

3) ответственное лицо.

Таким образом, с внедрением графика документооборота, появится возможность строгого контроля за движением документов, соблюдение сроков предоставления, своевременное их отражение в учете.

3. Оформлять документы согласно требованиям нормативно -правовых актов, расширить штат, взяв помощника бухгалтера, который будет непосредственно отвечать за первичные документы.

Требование об обязательном оформлении всех хозяйственных операций первичными документами содержится в законе о бухгалтерском учете. А организации, перешедшие на УСН, бухгалтерский учет по общим правилам могут не вести за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

И все же от первичных документов нельзя отказаться. Дело в том, что налоговый учет для единого налога при упрощенной системе налогообложения ведется на основании книги учета доходов и расходов (п. 1 ст. 346.24 НК РФ). В свою очередь записи в книге производятся на основании первичных документов. Следовательно, первичные учетные документы необходимы для ведения налогового учета. Без них налоговый учет будет недостоверным. Первичные документы нужны и на их основании ведется книга учета доходов и расходов. Необходимо вести внутренний учет расчетов с дебиторами, кредиторами, подотчетными лицами, что невозможно без наличия первичных документов.

Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» требует

обязательного, именно обязательного, документального подтверждения расходов, если организация платит единый налог с доходов, уменьшенных на расходы (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому при отсутствии первичных документов по расходам налогоплательщику может грозить штраф по статье 122 НК РФ за занижение налоговой базы и соответственно неполную уплату суммы налога. Штраф - в размере 20 процентов от неуплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ).

В ООО «ОАЗИС» необходимо ведение следующих первичных документов:

1) кассовая документация (приходные и расходные ордера);

2) банковские выписки с платежными поручениями;

3) товарные документы (счета, счета-фактуры, товарные накладные).

Все перечисленные документы должны храниться в бумажном виде, содержать все необходимые подписи, прошиваться ежемесячно. Контроль за выполнение данных требований нужно возложить на главного бухгалтера.

В таблице 1 представлены недостатки, выявленные в бухгалтерском и налоговом учете в ООО «ОАЗИС», разработаны рекомендации по их устранению и приведены нормативно-правовые акты, согласно которым указанные недостатки должны быть исправлены.

Таблица1 - Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета __

Недостаток Рекомендации по устранению недостатка Нормативно-правовой акт

Отсутствие учетной политики для целей налогообложения Формирование и утверждение учетной политики для налогообложения, которая будет содержать: Объект налогообложения; Правила принятия к учету доходов и расходов. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 23.05.2016; Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ «1/2008» Налоговый кодекс Российской Федерации

Отсутствие графика документооборота Формирование и утверждение графика документооборота, который будет содержать: наименование первичных документов; сроки предоставления документов; лиц, ответственных за документооборот. Рекомендован, но не обязателен

Некорректное отражение фактов хозяйственной жизни в первичных учетных документах Оформлять документы согласно требованиям нормативно-правовых актов, расширить штат, взяв помощника бухгалтера, который будет непосредственно отвечать за первичные документы. Федеральный закон «О бухгалтерском законе» №402-ФЗ от 23.05.2016.

Предложенные рекомендации нацелены на повышение качества бухгалтерского и налогового учета в ООО «ОАЗИС», а соответственно и на повышение эффективности деятельности организации, так как от качества ведения бухгалтерского учета зависят финансовые результаты деятельности организации.

Использованные источники:

1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ (действующая редакция от 13.04.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: информационно - правовая справочная система ГАРАНТ.

2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 23.05.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: информационно-справочная система ГАРАНТ.

3. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / под ред. Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 474 с.

4. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 495 с.

5. Рахматуллина, О. В. Упрощенная система налогообложения: финансово -правовое регулирование: монография / О. В. Рахматуллина. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - 140 с.

6. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. - М.: Издательство Юрайт, 2016. -364 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.