Научная статья на тему 'Совершенствование бизнес-процессов автосервисного предприятия на принципах бережливого производства'

Совершенствование бизнес-процессов автосервисного предприятия на принципах бережливого производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карачёва Г.А., Семенова Т.А.

В статье рассмотрена система организации управления автосервисным предприятием, направленная на совершенствование бизнес-процессов, с целью сокращения времени и оптимизации информационных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование бизнес-процессов автосервисного предприятия на принципах бережливого производства»

168 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

средневзвешенной цене приобретающей компании. Как следует из рассмотренного примера, сделка по приобретению прогнозируется как достаточно эффективная и привлекательная. Можно сделать общий вывод о целесообразности объединения компаний.

Правильное формирование комплексной системы показателей позволит дать реальную оценку экономической целесообразности интеграционного процесса в бизнесе и определить уровень его эффективности.

Список литературы:

1. Международные стандарты финансовой отчетности. - Алматы: БИКО, 2010.

2. Лимитовский М.А., Лобанова Е.Н., Минасян В.Б., Паламарчук В.П. Корпоративный финансовый менеджмент. - М.: Юрайт, 2014.

3. Логинова Н. Универсальная теория управления рынком: интеграция методологии синергетики и системности // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 5.

4. Савиных А.Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Кнорус., 2015.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ АВТОСЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИНЦИПАХ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

© Карачёва Г.А.*, Семенова Т.А.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

В статье рассмотрена система организации управления автосервисным предприятием, направленная на совершенствование бизнес-процессов, с целью сокращения времени и оптимизации информационных потоков.

Ключевые слова организация управления предприятием, бизнеспроцессы, бережливое производство.

В экономической литературе встречаются различные трактовки понятия «бизнес-процесс». Исследованиями в области организации бизнес-процессов посвящены работы многих ученых. Бьёрн Андерсен, в своей работе «Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования», определяет бизнеспроцесс как цепь логически связанных, повторяющихся действий, в резуль-

* Старший преподаватель кафедры Организации и управления наукоемкими производствами.

* Ассистент кафедры Организации и управления наукоемкими производствами.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

169

тате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей [1].

Хаммер М. и Чампли Дж. в своем манифесте трактуют бизнес-процесс как совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [2].

Если свести формулировки в общее определение, то можно сказать, что бизнес-процесс, это любые виды деятельности в работе предприятия, которые в совокупности дают ценный для потребителя и предприятия результат. Считается, что даже частичное усовершенствование бизнес-процессов предприятия приносит эффект в виде роста производства на 10-20 %. Фундаментальное переосмысление и радикальное проектирование бизнес-процессов для достижений коренных улучшений по основным показателям деятельности предполагает кардинальное повышение эффективности в десятки раз.

В современных условиях только постоянное развитие и совершенствование системы управления предприятием может являться гарантией его эффективной работы. Постоянное снижение доходности продаж заставляет искать ресурсы для повышения эффективности внутри компании. Сегодня можно говорить о существовании системы управления, которая объединяет в себе все направления совершенствования производства и может поднять конкурентоспособность предприятия и вывести его на новый уровень. Речь идет о бережливом производстве, которое предусматривает внедрение новых принципов управления. Время ожидания, время простоя в очереди и другие задержки в бережливом производстве рассматриваются как бесполезные и значительно сокращаются, или ликвидируются полностью [3].

В качестве объекта исследования нами выбрана известная на Красноярском рынке автомобильная компания «Крепость», являющаяся единственным официальным дилером автомобилей марки Toyota. Предприятие успешно работает на рынке автомобильного бизнеса, занимаясь продажей автомобилей, авторемонтом и техническим обслуживанием, однако в управлении бизнес-процессами имеется ряд существенных недостатков. Совершенствовать все бизнес-процессы предприятия не представляется возможным, поэтому нами предлагается рассмотрение бизнес-процесса, направленного на кузовной ремонт автотранспорта.

В существующем бизнес-процессе, клиенту для того что бы получить информацию по ремонту автомобиля необходимо звонить на предприятие. При отсутствии информации о стадии ремонта автомобиля, сервисному консультанту приходиться искать автомобиль в цехе или на парковках центра. При этом осуществляется значительное количество не продуктивных шагов, действий и потерь приходящихся на сотрудников.

170 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Процесс отслеживания и планирования ремонта предлагается совершенствовать путем создания программы, позволяющей контролировать бизнес-процесс. В качестве основы автоматизированной системы предлагается программный комплекс «Альфа-Авто», разработанный на платформе «1С:Предприятие 8», обеспечивающий комплексную поддержку всех бизнес-процессов в технических центрах и автосалонах [4]. Комплекс предназначен для автоматизации учета фактического времени, затраченного продуктивным персоналом предприятия на выполнения ремонтных работ по заказ-нарядам и поможет сократить длительность производственного процесса, организовать эффективный производственный процесс, обеспечить отслеживание результата обслуживания и улучшить качество обслуживаемых клиентов.

Массив информации, который приходится заносить сервисному консультанту в ЭВМ, исчисляется сотнями записей, что свидетельствует о трудоемкости и однообразности данной работы. Ввод информации «с клавиатуры» сопровождался многочисленными ошибками, серьезно искажающими действительную картину состояния производства. По статистике, одна ошибка приходится на каждые 300 нажатий клавиш. Осуществляя, к примеру, ввод десятизначного цифрового кода, сотрудник неверно определяет состояние каждого тридцатого символа.

Наиболее рациональным решением для предприятия является нанесение идентифицирующей информации в виде штрих-кодов. В отличие от ручного ввода вероятность ошибки при сканировании штрих-кода минимальна. Включение в структуру штрих-кода номера заказа, детали и операции позволит идентифицировать местонахождение автомобиля на любой стадии ремонта либо обслуживания, а сканирование рабочих нарядов непосредственно после окончания операций даст объективную картину состояния производства в режиме реального времени. Использование технологии штрихового кодирования дает ряд очевидных преимуществ по сравнению с ручной обработкой данных. Сюда относится значительное сокращение времени «запаздывания» информационных потоков и снижение количества недостоверной информации, попадающей в систему автоматизации в результате операторских ошибок и человеческого фактора [5].

Следующим этапом совершенствования бизнес-процесса кузовного ремонта предлагается создание личного кабинета клиента на сайте предприятия, что позволит снять нагрузку с консультантов в плане информирования по ходу ремонта, следовательно, появится дополнительное время для работы. Создание личного кабинета на сайте, позволит клиентам самостоятельно и при любой удобной возможности узнавать стадию ремонта автомобиля. Для этого на сайте предприятия необходимо внедрить такие элементы как: заявка на тест-драйв; заявка на кредит / покупку автомобиля; кредитный калькулятор и калькулятор страховки; запись на сервис; форма обратной свя-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

171

зи; запрос обратного звонка. Данные формы предоставят возможность посетителям оставить заявку в то время, когда предприятие не работает, а также преодолеть психологический барьер прямого обращения у многих посетителей. Сайт снимет с менеджеров часть загрузки по первичной обработке клиентов, информирования по готовности и статуса ремонта автомобиля. Различные калькуляторы предоставят возможность пользователю выяснить все интересующие его условия, подобрать оптимальный вариант ремонта в любое время без непосредственного обращения в центр. Также клиент сможет предварительно записаться на дефектовку автомобиля и на кузовной ремонт. На сайте предполагается отражение состояние работ, которые отмечает мастер цеха, возможность обзора производимых работ механиком по заказ-нарядам. Отражение производимых работ позволит определить, какие работы в данный момент производятся на автомобиле. Если работы приостановлены, то тогда отражается причина простоя.

Совершенствование бизнес-процессов предприятия приведет к сокращению времени и оптимизации информационных потоков, даст эффект в устранении лишнего движения, ненужного перемещения, ожидания в очередях, простоях и нерациональном использовании рабочей силы. Бизнеспроцессы станут эффективнее, будут устранены лишние действия и потери при осуществлении деятельности. Сроки ремонта, информирование, обратная связь с клиентом будут соблюдаться своевременно, в итоге клиенты качественно и в срок получат оказанные услуги. В целом совершенствование бизнес-процессов автосервисного предприятия является гарантией его эффективной работы.

Список литературы:

1. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. С.В. Ариничева / Науч. ред. Ю.П. Адлер. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. - 272 с.: илл. - (Серия «Практический менеджмент»).

2. Хаммер М., Чампи Д., Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Д. Чампли. - Изд-во: Манн, Иванов и Фер-бер, 2007. - 288 с.

3. Хоббс Деннис П. Внедрение бережливого производства. Практическое руководство по оптимизации бизнеса / Денис П. Хоббс. - М.: Гревцов Паблишер, 2007. - 352 с.

4. Программные продукты [Электронный ресурс] // Сайт группы компаний «Корунд». - Электрон.дан. - Режим доступа: http://www.korund-s.ru (дата обращения: 04.03.2015).

5. Автоматизация, штрихкодирование и автоматическая идентификация, проектирование и инжиниринг информационных систем [Электронный ресурс] // Сайт компании «Party Logistic Engineering». - Электрон.дан. - Режим доступа: http://pl-e.ru/w/PL_Engmeermg (дата обращения: 04.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.