Научная статья на тему 'Совершенствование бизнес-процесса «ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ КАДРОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ»'

Совершенствование бизнес-процесса «ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ КАДРОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПУСКА / АНАЛИЗ / РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемова О. В., Раздорская И. М.

Эффективное развитие и качественное функционирование бизнес-процесса «Принятие управленческих решений в фармацевтическом кадровом менеджменте» выступает в качестве одного из важнейших бизнес-направлений деятельности фармацевтической организации, тогда как методическая основа технологий совершенствования кадрового бизнес-процесса вызывает множество затруднений у руководителей [1, 3].In 2010 in Russia the output of medical products including surgery devices, orthopedic devices and particles increased 9.92% compared to the previous year.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артемова О. В., Раздорская И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование бизнес-процесса «ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ КАДРОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ»»

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. ПРАКТИКА

Р£МШ1Л1М 51

О.В.АРТЕМОВА, И.М.РАЗДОРСКАЯ, Курский государственный медицинский университет

Совершенствование бизнес-процесса

«ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ КАДРОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ»

Эффективное развитие и качественное функционирование бизнес-процесса «Принятие управленческих решений в фармацевтическом кадровом менеджменте» выступает в качестве одного из важнейших бизнес-направлений деятельности фармацевтической организации, тогда как методическая основа технологий совершенствования кадрового бизнес-процесса вызывает множество затруднений у руководителей [1, 3].

Сложность принятия управленческих решений объясняется незнанием руководителей технологий описания и анализа бизнес-процесса «Принятие управленческих решений в фармацевтическом кадровом менеджменте».

Особенность кадрового бизнес-процесса заключается в том, что он состоит из входов и выходов, которые классифицируются на первичные и вторичные:

« первичный вход (объекты, инициирующие бизнес-процесс); 4 вторичный вход (объекты, обеспечивающие трансляцию бизнес-процесса);

♦ первичный выход (основной результат, который определяется целью и назначением исследуемого бизнес-процесса);

♦ вторичный выход (побочный востребованный результат, который не является основной целью бизнес-процесса).

Использование данного инструментария позволяет упростить, активировать и повысить качество бизнес-процесса «Принятие управленческих решений в фармацевтическом кадровом менеджменте».

Вторичные входы и выходы следует описывать на более детальном уровне, т.к., не являясь материальным продуктом, они обеспечивают нормальное протекание первичных выходов. Обязательным условием качества вторич-

ных выходов должен быть высокий уровень «насыщенности» вторичных входов и выходов соответствующими компетенциями.

Компетенции (как элемент системы управления) выступают как объект, обеспечивающий качественное и эффективное функционирование бизнес-процесса, а также как способность руководителя исполнять требуемый функционал (организационная структура, принятие управленческих решений, должностные инструкции и пр.) в соответствии с определенным видением, миссией и ценностями. Нами была разработана матрица «Принятие управленческих решений в фармацевтическом кадровом менеджменте на основе компетенций» как методическая основа технологий совершенствования кадрового бизнес-процесса.

Используя метод очного анкетирования, были опрошены 20 руководителей фармацевтических организаций Воронежского региона, выступивших в роли экспертов. Критерием отбора явились их профессиональные данные: зав. аптеками (100%), стаж практической работы по специальности 20 лет и более (70%), имеют высшую квалификационную категорию (75%) и ученую степень (30%). Декомпозиция была выражена в виде разбиения компетенций руководителя фарморганизации на составные части — кластеры ключевых компетен-

ций (в нашем исследовании их 4); тогда как критерии декомпозиции были представлены в виде комплекса составляющих кластер компетенций (в нашем исследовании их по 10 в кластере).

Поскольку существует множество компетенций, необходимых руководителям для осуществления кадровой управленческой деятельности, посредством контент-анализа современных источников литературы руководителям-экспертам фарморганизаций Воронежского региона был предложен сформированный перечень ключевых компетенций руководителя. Перечень включал в себя 4 кластера (по 10 компетенций в каждом кластере): компетенции социального взаимодействия; системно-деятельностные компетенции; компетенции самоорганизации и самоуправления; личностные компетенции.

Первые 3 кластера определялись как кластеры, содержащие профессиональные компетенции; 4-й кластер — личностные компетенции руководителя. Представленные кластеры ключевых компетенций руководителя обеспечивают стержневые процессы (функционирование вторичных входов и выходов) в достижении поставленных стратегических целей фар-морганизации.

Среди предложенных компетенций в каждом кластере руководители-эксперты выбирали наиболее значимые компетенции посредством метода ранжирования (от 1 до 10 баллов, при условии 10 — максимальный балл). При обработке результатов опроса наблюдался разброс мнений руководителей-экспертов относительно степени

52 Р€МШииМ

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. ПРАКТИКА

т

о

X

& в

1 Первый кластер Организаторские 1 2 3 1 2 3 1 2 3

«Компетенции способности

2 социального взаимодействия» Умение работать в команде 1 2 3 1 2 3 1 2 3

3 Способность учиты-

вать точки зрения 1 2 3 1 2 3 1 2 3

и интересы персонала

4 Готовность к эффек-

тивному менеджменту 1 2

фармацевтической 3 1 2 3 1 2 3

организации

5 Второй кластер Способность прини-

«Системно-дея-тельностные мать инновационные кадровые управлен- 1 2 3 1 2 3 1 2 3

компетенции» ческие решения

6 Способность к анализу и синтезу 1 2 3 1 2 3 1 2 3

7 Владение знаниями, умениями, навыками,

необходимыми для 1 2 3 1 2 3 1 2 3

успешного взаимо-

действия с персоналом

8 Способность адапти-

роваться к новым 1 2 3 1 2 3 1 2 3

ситуациям

9 Третий кластер «Компетенции Способность брать на себя ответствен-

самоорганиза- ность за принятие 1 2 3 1 2 3 1 2 3

ции и самоуправ- кадровых управлен-

ления» ческих решений

10 Уверенность в себе 1 2 3 1 2 3 1 2 3

11 Способность рационально принимать

кадровые управлен- 1 2 3 1 2 3 1 2 3

ческие решения ин-

дивидуально или

в команде

12 Мобильность в изме-

няющихся обстоя- 1 2 3 1 2 3 1 2 3

тельствах

13 Четвертый клас- Целенаправленность 1 2 3 1 2 3 1 2 3

14 тер «Личнос- Ответственность 1 2 3 1 2 3 1 2 3

15 тные компетенции» Профессиональное мышление 1 2 3 1 2 3 1 2 3

16 Внимательность 1 2 3 1 2 3 1 2 3

таблица 1 Матрица «Принятие управленческих решений в фармацевтическом кадровом менеджменте на основе компетенций»

& з

г г

г с

ГО о

I а

га Ж

г *

а

о -в-

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ КАДРОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

ршшиим 53

таблица 2 Двухуровневые критерии оценки компетенций

№ пп Оценка компетенций Интервал средних значений конкретной компетенции Интервал суммы средних значений кластера компетенций Качественная характеристика

1 Минимальная степень 1,0 — 1,6 4,0 — 6,6 Руководитель нуждается в развитии оцениваемых компетенций/ кластера компетенций

2 Средняя степень 1,7 — 2,3 6,7 — 9,3 Данная характеристика компетенций/ кластера компетенций у руководителя выражена недостаточно

3 Максимальная степень 2,4 — 3,0 9,4 — 12,0 Данная характеристика компетенций/ кластера компетенций относится к сильным сторонам, которые могут быть использованы для дальнейшего совершенствования руководителя

важности ключевых компетенций. Была проведена оценка степени согласованности мнений руководителей-экспертов с помощью вычисления коэффициента конкордации [4]. Согласованность мнений руководителей-экспертов (х2) колеблется от 34,25 до 88,60. Результаты ранжирования позволили обобщить и выделить в каждом кластере по 4 ключевые компетенции. Результаты экспертного анализа компетенций руководителей фарморганиза-ций позволили разработать «Матрицу» как методическую основу инновационных кадровых технологий (табл. 1). «Матрица» состоит из 4-х кластеров компетенций. Каждый кластер включает в себя по 4 ключевые компетенции. Техника заполнения «Матрицы» основана на методе обратной связи — метод 360 градусов, позволяющем определить степень владения руководителя ключевыми компетенциями. При заполнении «Матрицы» предполагается участие непосредственно руководителя фарморганизации, а также привлечение двух респондентов. В качестве респондентов могут выступать вышестоящий руководитель, зам. зав. аптекой, сотрудники бухгалтерии, фармацевтический персонал организации, поставщики и др.

Для оценки степени владения руководителем ключевыми компетенциями разработаны двухуровневые критерии оценки и их соответствующие качественные характеристики (табл. 2). «Матрица» была апробирована в одной из фармацевтических сетей Воронежского региона — оценивались компе-

тенции 5 заведующих аптеками. Анализ полученных данных позволил определить слабые и сильные стороны кадрового управления. В большинстве случаев низкий уровень эффективности кадрового управления определяют компетенции, соответствующие интервалу средних значений конкретной (ключевой) компетенции от 1,0 до 1,6 балла: Руководители фарморганизаций нуждаются в развитии системно-деятель-ностных компетенций и компетенций самоорганизации и самоуправления, поскольку значения данных кластеров компетенций соответствуют интервалу суммы средних значений в кластере от 4,0 до 6,6 балла.

В ходе исследования определены и сильные (эффективные) компетенции руководителей фарморганизаций, позволяющие принимать грамотные и рациональные кадровые управленческие решения (интервал средних значений конкретной компетенции от 2,4 до 3,0

балла): целенаправленность; профессиональное мышление; организаторские способности; умение работать в команде.

При этом руководители имеют высокие показатели (уровень развития) по кластеру «Личностные компетенции» (интервал суммы средних значений в кластере от 9,4 до 12,0 балла). Таким образом, «Матрица» позволяет провести всесторонний анализ ключевых компетенций руководителей фарм-организаций, определить слабые и сильные стороны в кадровом бизнес-процессе, предвидеть и минимизировать риски, возникающие на различных этапах принятия решений, и является эффективной бизнес-технологией поиска инновационных управленческих решений с целью совершенствования кадрового бизнес-процесса фармацевтической организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемова О.В. Актуальные проблемы управления устойчивым развитием фармацевтической организации: учебно-методическое пособие/ О.В.Артемова, И.М.Раздорская, И.В.Чембарце-ва. — Курск, 2009. — 100 с.

2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.

3. Компетентностью подход к оценке персонала фармацевтической организации (методические рекомендации) / Раздорская И.М, Артемова О.В., Филина И.А.,Тимошенко Е.Ю. — Курск, 2011. — 89 с.

4. Пономарев В.Д. Математические методы в фармации. ВД.Пономарев, В.Г.Беликов, Н.И.Коков-кин-Щербак. — М.: Медицина, 1983, 232 с.

5. Раздорская И.М., Литвинова Т.М., Григорьева С.В. Формирование базовых компетенций фармацевта// Человек и лекарство, XIV Российский национальный конгресс, Сб. мат-лов конгресса 16—20 апреля 2007 г., Москва, с. 869.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.