Использованные источники:
1. [Электронный ресурс] - URL: http://sibac.info/studconf/hum/xxxiii/42423
2. [Электронный ресурс] - URL: http://Hb.sportedu.ru/press/tpfk/2001n8/p49-54.htm
3. [Электронный ресурс] - URL: http://www.lookatme.ru/mag/magazine/02-2014/200831-sportech
УДК 338.984
Файзуллина Р.А. студент 4 курса факультет «Менеджмент» Набережночелнинский филиал «Казанский национальный исследовательский технический
университет им. А.Н. Туполева-КАИ» Россия, Республика Татарстан, г. Набережные Челны СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПРЕДПРИЯТИЯ
В данной статье рассматривается совершенствование бизнес-процесса предприятии. Исследованы теоретические вопросы системы бизнес-процесса, разработаны пути совершенствования.
Ключевые слова: бизнес-процесс, метод, совершенствование, процессы.
Под влиянием нынешнего спроса на продукцию, а также разнообразие факторов производства предприятия чаще встречаются со снижением конкурентоспособности, изменением своей доли рынка, падением рентабельности производства. При этом предприятие вынуждено провести изменения, с минимальными затратами, в системах своего управления, и совершенствовать бизнес-процесс предприятия.
Совершенствование бизнес-процессов компании включает в себя:
1. Владелец процесса - должностное лицо, имеющее в своем распоряжении ресурсы процесса, с определенными правами, зоной ответственности и полномочиями.
2. Технологии процесса - порядок выполнения деятельности по преобразованию входов и выходов.
3. Системы показателей процессов - показатели продукта, показатели эффективности процесса, показатели удовлетворенности потреббитеблебй.
4. Управление процессом - деятельность владельца процесса по анализу данных процесса и принятию управленческих решений.
5. Ресурсы процесса - информация и материальные средства, которые владелец распред ляет в ходе планирования работ по процессу и учитывает при расчете эффективности процесса как соотношение затраченных ресурсов на полученный результат процесса.
Следующие эта ы являются общепри ятыми в совершенствован и бизнес-процесса:
- Определение приоритетных бизнес-процессов в направлении совершенствования. В плане улучшения, используется метод выявления критического инцидента. Ее целью является с помощью метода опроса обнаружить частые проблемы, каких либо процессов или отдельных этапов жизнедеятельности предприятия. Применяются контрольные листы имеющие всю информация по бизнес-процессам.
- Анализ бизнес-процессов и выявление их сущности. Для да н го анализа прим яются коллективные методы принятия решения. Используемым методом является метод построение диаграммы Исикавы. Диаграмма дает возможность выявить все причинно-следс вен ые связи.
- Генерация идей по совершенствованию бизнес-процессов. На данной ста ии, следует пр менять не единичный мозговой штурм, а объединение различных разновидностей этой технологии. Прямой мозговой штурм в яется стандартной процедурой генерации ид й по поставл н й проблеме. перевод к новым решениям происходит через выявление и устранение недостатков в существующих.
- Генерация постановок задач с верш нствования бизнес-процессов. а данном этапе наиболее эффективн м является анализ силового по я. В данном случае каждая из проблем представлена как равновесие двух противоположных направлений систем сил. Силы этих систем пытаются изменить данн ю ситуацию в лучш ю сторону и называются движущими, а противостоящие им силы стремятся изменить ситуацию в худшую сторону и называются сдерживающими. В данном случае обсуждается наилучшая и наих дшая из возмож ых ситуаций, касающихся данного бизнес-процесса, а также движущие и сдерживающие силы их развития.
Рассмотренные методы имеют свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
- Вознаграждение творческого мышления, во вре я использования структурированной процедуры опроса и удобство творческой атмосферы;
- Включение работы всех сотрудников, принимающих участие в улучш ии бизнес-процессов;
- Заинтересованность в ходе генерации идей и гибкость освоения новых методик сотрудниками.
Недостатками:
- В данной методике возможно отклонение от существующей проблемы;
- Трудность выбора правильного решения модернизация бизнес-процесса из многообразия представленных;
- Ответственность за конечный результат несут все участники (т.к. в каждой методике принимает участие весь коллектив).
Над вс ми этими недоста ками была проведена работа в новейшей методике быстрого анализа решения. Эта методика предполагает
опред ление группой сп иалистов в ходе недельного совещан я, таких способов м дернизации отдельного бизнес-процесса, с помощью которых эта группа сможет его практически усовершенствовать в течение сл д ющих двух-трех месяцев. Этот метод совмещает в себе технологии мозгового штурма и рег аментирует ответственность за реализацию пр нятых идей в рамках бизнес-процесса. Она может быть применена к бизнес-процессам различных т п в.
Бизнес-процессы подразделяются как основные, вспомогательные, процессы развития, понимая в н х процессы, позволяющие создать цепочку ценности на новейшем уровне показателей деятельности предприятия.
Самым эффективным, а так же современ ым подходом к совершенствованию бизнес-процессов является его реинжиниринг, который часто называют инновацией процесса. Он необходим в тех случаях, когда бизнес-процесс к настоящему моменту настолько устарел, что требуется его качественно изменение. Этот подход использует все последние достижения в области механизации, автоматизации и информационных технологий.
Таким образом, несмотря на различие подходов к улучшению бизнес-процессов, они совместимы, и на практике при оптимизации деятельности компании применяют как эволюционные, так и революционные. Данные подходы применяются в разных этапах жизненного цикла организации либо одновременно, но для различных бизнес-процессов. Проекты реинжиниринга построены на достижении максимального улучшения бизнес-процесса. Однако реинжиниринг это дорогостоящий подход, требующий много времени и сопряженный со значительными рисками.
Использованные источники:
1. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: учебник для вузов/ Р.А.Фатхутдинов.- 5-е изд.- СПб.: Питер, 2006.- 492с.
2. Горелик О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений: уч. Пос. М.: КНОРУС, 2011. - 272с.
3. Гуничева Е.Л., Хусаинова С.В. Глобальные процессы и конкуренция регионов // Экономика и предпринимательство, Москва, 2014. - № 5-2 (46-2). - С.328-332.
УДК 001.2
Федосеева А. В. магистрант направление «Менеджмент» ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса»
Россия, г. Тольятти ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
Современные тенденции развития общества характеризуются интенсивным ростом производительных сил, что обусловливает и