Научная статья на тему 'Совершенствование базовой подготовки разгоняющих высокого класса в бобслее'

Совершенствование базовой подготовки разгоняющих высокого класса в бобслее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОБСЛЕЙ / РАЗГОНЯЮЩИЙ / ДИНАМИКА / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / BOBSLEIGH / BRAKEMAN / DYNAMICS / SPEED-POWER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрков Андрей Сергеевич

В исследовании рассматривается программа совершенствования базовой подготовки разгоняющих высокого класса в бобслее на основе увеличения объема нагрузки соревновательного характера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрков Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of the base training of top-class bobsleigh brakemen

In the research the program of perfection of the base training of top-class bobsleigh on the basis of increase of loading volume of competitive character is considered

Текст научной работы на тему «Совершенствование базовой подготовки разгоняющих высокого класса в бобслее»

физической подготовки учащихся профильных классов военной направленности. Актуальным является поиск эффективных средств и методов, использование которых позволило бы придать процессу физического воспитания в классах военно-физкультурного профиля специальную военно-прикладную направленность и способствовало бы комплексному развитию двигательных качеств и функциональных возможностей организма юношей. Одним из таких средств, на наш взгляд, может стать военно-прикладное многоборье, включение этого вида в программу по физической культуре в кадетских классах общеобразовательных школ позволит повысить уровень общефизической и специальной (военноприкладной) подготовленности учащихся, будет способствовать улучшению физического развития и функционального состояния юношей, а также окажет положительное влияние на формирование устойчивой мотивации к получению профессии военнослужащего.

Проведенное исследование подчеркнуло необходимость разработки и использования в учебно-воспитательном процессе по физической культуре на профильном уровне модельных характеристик физической подготовленности учащихся. Данный технологический подход помогает конкретизировать и детализировать подготовку, так как, имея представление об исходном состоянии объекта управления и модели того состояния, которое нужно достигнуть за время обучения, учителя физической культуры будут иметь более точное представление, как и к чему нужно готовить учеников в специализированных военных классах, организованных на базе средних общеобразовательных школ.

Литература

1. Волненко Ю.В. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение готовности к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2008. - 196 с.

2. Латыпов И.К. О сложностях организации профильного обучения // Физическая культура в школе. - 2009. - № 4. - С.6-9.

3. Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник. - 3е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2008. - 480 с.

4. Москвитина Е.Ю. Профильное обучение как часть системы непрерывного профессионального образования // Вестник Бурят. гос. ун-та. - 2008. - № 13. - С. 122-125.

5. Несевря В. Кадетские классы: организация и занятия // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2005. -№ 3. - С.59-60.

6. Новгородова М.В., Фонарев Д.В. Теоретикометодическое обоснование физкультурного образования учащихся оборонно-спортивного класса // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Ставрополь, 2008. -С.47-52.

7. Погудин С.М. Профессиональная ориентация учащихся кадетских и спортивно-военных классов в условиях модернизации образования // Физическая культура: воспитание образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 23-41.

8. Сильчук С.М. Исходный уровень физической подготовленности курсантов как средство прогнозирования успешности их обучения в военно-учебных заведениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Воен. ин-т физ. культуры.

- СПб., 2004. - 20 с.

Хохрякова Юлия Федоровна - аспирант кафедры теоретических основ физического воспитания Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита

Khokhryakova Yuliya Fedorovna - post-graduate of department of theory of physical culture basis, N.G. Cherny-shevskiy Zabaikalian State Humanitarian and Pedagogical University, Chita

e-mail: ov_el@list.ru.

УДК 796.015

А. С. Юрков Совершенствование базовой подготовки разгоняющих высокого класса в бобслее

В исследовании рассматривается программа совершенствования базовой подготовки разгоняющих высокого класса в бобслее на основе увеличения объема нагрузки соревновательного характера.

Ключевые слова: бобслей, разгоняющий, динамика, скоростно-силовая подготовка.

A.S. Yurfiov

Perfection of the base training of top-class bobsleigh brakemen

In the research the program of perfection of the base training of top-class bobsleigh on the basis of increase of loading volume of competitive character is considered.

Key words: bobsleigh, brakeman, dynamics, speed-power training.

В бобслее одной из основных задач подготовки разгоняющего является достижение максимального результата в стартовом разгоне, т.к. спортивный результат зависит от скорости разгона спортивного снаряда "боб" на стартовом отрезке ледовой трассы [12, с. 99-101].

Достижению положительных результатов в различных видах спорта способствует высокий уровень развития скоростно-силовых способностей [3]. Воспитание скоростно-силовых качеств эффективно осуществляется с помощью скоростно-силовых и собственно силовых упражнений [4, 8]. По данным многочисленных исследований, основой положительной динамики уровня развития скоростно-силовых качеств являются упражнения, сходные по структуре и степени воздействия на организм с соревновательными [10, с. 14-25]. В таких условиях решающее значение приобретает совершенствование базовой подготовки разгоняющих в целях обеспечения улучшения скоростно-силовых показателей и, как следствие, положительной динамики стартового разгона.

Традиционная подготовка спортсменов в России в условиях отсутствия бобслейной трассы, доступной для ежедневной тренировки в подготовительном периоде, основана на общеразвивающих и специальных упражнениях локального воздействия и, как показывает практика, является недостаточно эффективной. В настоящее время нет необходимости научного обоснования данной методики подготовки, доступной для применения в практической спортивной деятельности.

Цель представленного исследования - выявление наиболее эффективных средств базовой подготовки разгоняющих высокого класса, разработка и научное обоснование программы совершенствования базовой подготовки разгоняющих высокого класса.

Методы и организация исследования: обобщение, анализ данных научно-методической литературы, анализ соревновательной деятельности в бобслее, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, тестирования скоростно-силовой подготовленности, методы математико-статистической обработки результатов исследований.

Результаты и анализ исследования. Современный спорт высших достижений характеризуется минимизацией средств, используемых в тренировочных занятиях. При подготовке спринтера минимизация выражена в том, что в каждой беговой тренировке предполагается ис-

пользовать только одну дистанцию, а в силовых упражнениях только их часть, наиболее точно способствующую развитию необходимых качеств. Такой подход дает возможность многократно повторять отобранные упражнения и на этой основе обеспечивать глубину их воздействия на организм спортсмена [2, с. 57]. У спортсменов высокого класса концентрация нагрузок одной направленности в микроциклах при воспитании отдельных качеств, особенно выносливости и силы, может оказаться достаточно эффективной [6, с. 372]. Непосредственная же подготовка спортсменов в избранном виде спорта уже не рассматривается как узко направленная, односторонняя тренировка. Так, программа тренировки легкоатлетов высших спортивных разрядов должна включать специальные подготовительные упражнения, способствующие совершенствованию техники, развитию важных для данного вида спорта качеств и тренировке определенных мышечных групп. При этом применение данных подготовительных упражнений «в очень больших дозировках» одновременно решает задачу повышения общей физической подготовки [1, с. 45]. С ростом спортивного мастерства соотношение между объемами физической и специальной подготовки последовательно изменяется. Путь к мастерству лежит через все увеличивающийся удельный вес упражнений, направленных на повышение специальной подготовленности [1, с. 50].

В видах спорта, связанных с длительной напряженной соревновательной деятельностью, к каким относится бобслей, построение тренировок осуществляется по принципу одного круглогодичного макроцикла, состоящего из подготовительного, соревновательного и восстановительного периодов. Особое значение имеет подготовка спортсменов на базовом этапе подготовительного периода, так как этот этап является в макроцикле определяющим. Его основной задачей является повышение уровня подготовленности спортсменов, поэтому на данном этапе целесообразно увеличивать общие объемы однонаправленных средств, развивающих основные соревновательные качества спортсмена [6, с. 344]. Таким образом, очевидно, что основой совершенствования подготовки разгоняющих является увеличение на базовом этапе объема упражнений соревновательного характера, обеспечивающих постепенное повышение нагрузок направленного тренирующего воздействия. В бобслее к таким упражнениям относятся специализированные упражнения с использова-

нием тренажера.

Упражнения с тренажером являются средствами сопряженного воздействия на скоростные, силовые, скоростно-силовые, координационные способности. В целях оценки эффективности применения разработанной нами новой методики подготовки разгоняющих на основе увеличения объема структурно тождественных соревновательному упражнений проведен эксперимент, в котором приняли участие 20 разгоняющих высокого класса, обследованных на начало и конец эксперимента. Из них 10 испытуемых контрольной группы тренировались по традиционной программе и 10 испытуемых экспериментальной группы - по новой. Объемы времени подготовки на базовом этапе планировались одинаковыми в обеих группах. В экспериментальной группе не исключалось применение упражнений, направленных на общую физическую подготовку, но их было меньше по сравнению с объемом в контрольной группе. Соотношение временных параметров на базовом этапе подготовки с учетом перерывов на отдых между упражнениями в экспериментальной группе было следующим: скоростно-силовые упражнения - 24,8%; силовые - 20,1%; специализированные упражнения соревновательного характера - 24,9%; общая физическая подготовка - 30,2% от общего времени подготовки. В контрольной группе это соотношение равнялось 26,8; 20,1; 8,6; 44,5% соответственно. В новой программе была изменена структура подготовки разгоняющих - проведен рациональный подбор упражнений в микроциклах, определено их оптимальное сочетание. В построении микроциклов базового этапа подготовки приоритет в очередности выполнения упражнений силового и скоростно-силового характера отведен последним. Рассчитаны интервалы тренировочных нагрузок с оптимальными для развития скоростно-силовых и силовых качеств интенсивностью и отягощением. Установленные в программе интервалы времени отдыха между упражнениями обеспечивают полное восстановление организма.

Разработанная нами программа совершенствования подготовки разгоняющих высокого класса была апробирована в ходе естественного педагогического эксперимента. Для определения уровня подготовленности разгоняющих в контрольной и экспериментальной группах применялись контрольные испытания на начало и конец эксперимента. Первое испытание проводи-

лись в конце марта 2008 г., после завершения спортивного сезона, второе - в августе 2008 г. на учебно-тренировочных сборах по окончании базового этапа подготовительного периода. В ходе испытаний были определены параметры показателей (табл. 1, 2, 3), характеризующих силовые и скоростно-силовые качества разгоняющих. Полученные в результате проведения эксперимента результаты контрольных испытаний разгоняющих обработаны с помощью методов математической статистики

[5, с. 19-29, 44-51; 7, с. 40-49; 9, с. 1-49;

11, с. 71, 75]. Достоверность различий средних значений и характеристик рассеяния экспериментальных данных определена с помощью параметрических критериев: Б-критерия Фишера и 1-критерия Стьюдента. Описательная статистика результатов эксперимента представлена в таблицах 1, 2 и 3, где:

Р - уровень значимости;

х1, Х2 и ¥1, ¥ - средние арифметические вариантов наблюдений (значений измеряемых показателей) экспериментальной и контрольной групп соответственно на начало и конец эксперимента;

т; ту - стандартные ошибки среднего арифметического показателей экспериментальной и контрольной групп соответственно;

Ах = (Х - - абсолютный прирост (сниже-

ние) результатов в экспериментальной группе за период эксперимента;

Ау = (¥ - абсолютный прирост (сниже-

ние) результатов в контрольной группе за период эксперимента;

А АХ 100

д х = ^=—

V

1 - темп прироста результатов в

экспериментальной группе, %;

Ау -100

Л у = ¥

1 - темп прироста результатов в

контрольной группе, %.

Результаты тестирования подготовленности разгоняющих экспериментальной и контрольной групп в начале педагогического эксперимента представлены в таблице 1. Статистическая проверка результатов испытаний подтвердила однородность исследуемых групп: между разгоняющими двух выборок нет статистически достоверной разницы в исследуемых показателях на начальном (исходном) этапе эксперимента.

Таблица 1

Данные сравнительного анализа показателей экспериментальной и контрольной групп на начальном этапе педагогического эксперимента

Исследуемый показатель Экспериментальная группа Контрольная группа г Р

X ± тх У\ ± ту

Взятие штанги на грудь, кг 137,00 ± 1,01 136,00 ± 0,92 0,74 >0,05

Приседание со штангой, кг 208,30 ± 2,09 207,40 ± 2,28 0,29 >0,05

Жим штанги лежа, кг 145,90 ± 1,08 145,40 ± 0,72 0,38 >0,05

Прыжок с места, см 321,40 ± 1,09 321,00 ± 1,18 0,25 >0,05

Тройной прыжок с места, см 986,00 ± 3,16 985,00 ± 3,53 0,21 >0,05

Толкание ядра, см 1721,00 ± 20,16 1718,50 ± 15,73 0,10 >0,05

Бег 30 м с хода, с 3,11 ± 0,02 3,11 ± 0,01 0,16 >0,05

Бег 50 м с места, с 5,82 ± 0,01 5,83 ± 0,01 0,31 >0,05

Разгон тренажера 30 м с места, с 5,04 ± 0,01 5,06 ± 0,01 1,43 >0,05

Результаты тестирования подготовленности разгоняющих экспериментальной и контрольной групп в конце педагогического эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Данные сравнительного анализа показателей экспериментальной и контрольной групп в конце педагогического эксперимента

Исследуемый показатель Экспериментальная группа Контрольная группа г Р

X2 ± т^ Г2 ± ту

Взятие штанги на грудь, кг 143,20 ± 1,37 138,50 ± 1,22 2,55 <0,05

Приседание со штангой, кг 216,30 ± 2,46 209,70 ± 2,40 1,92 >0,05

Жим штанги лежа, кг 153,10 ± 1,62 147,60 ± 0,90 2,97 <0,05

Прыжок с места, см 327,40 ± 0,64 327,30 ± 0,70 0,11 >0,05

Тройной прыжок с места, см 993,80 ± 2,62 993,40 ± 2,99 0,10 >0,05

Толкание ядра, см 1800,10 ± 24,54 1748,50 ± 19,18 1,65 >0,05

Бег 30 м с хода, с 3,05 ± 0,01 3,05 ± 0,01 0,17 >0,05

Бег 50 м с места, с 5,76 ± 0,01 5,78 ± 0,01 2,50 <0,05

Разгон тренажера 30 м с места, с 4,96 ± 0,01 5,04 ± 0,01 8,00 <0,001

Данные таблиц 1 и 2 свидетельствуют о том, что к концу эксперимента средние значения всех исследуемых показателей, характеризующих уровень подготовленности разгоняющих, повысились в обеих группах. Как видно из таблицы 2, статистическая проверка результатов испытаний подтвердила наличие достоверных различий в исследуемых показателях на конец эксперимента. Найденные различия экспериментальной и контрольной групп в показателях результатов в беге на 50 м с места, взятии штанги на грудь, жиме штанги лежа статистически достоверны на уровне значимости

а- 0,05 (р < 0,05). Различия между группами в результате разгона тренажера на 30 м с места статистически достоверны на уровне значимости а - 0,001 (р < 0,001).

Эффективность подготовки экспериментальной группы с использованием на базовом этапе специализированных технических средств - тренажеров - оценивалась при исследовании приростов результатов в тестах, характеризующих развитие силовых и скоростно-силовых качеств разгоняющих. Данные динамики развития исследуемых показателей на конец эксперимента по сравнению с достигнутым в группах уровнем на его начало представлены в таблице 3.

Таблица 3

Динамика развития силовых и скоростно-силовых качеств у разгоняющих экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента

Исследуемые показатели Экспериментальная группа Контрольная группа г F Р

А А х АУ А у

Взятие штанги на грудь, кг 6,20 4,53 2,50 1,84 8,81 5,4 <0,001

Приседание со штангой, кг 8,00 3,84 2,30 1,11 14,62 5,8 <0,001

Жим штанги лежа, кг 7,20 4,93 2,20 1,51 8,49 7,7 <0,001

Прыжок с места, см 6,00 1,87 6,30 1,96 0,43 1,5 >0,05

Тройной прыжок с места, см 7,80 0,79 8,40 0,85 0,78 1,0 >0,05

Толкание ядра 6 кг, см 79,10 4,60 30,00 1,75 16,37 1,8 <0,001

Бег 30 м с хода, с - 0,06 - 1,93 - 0,06 - 1,93 0,71 1,5 >0,05

Бег 50 м с места, с - 0,06 - 1,03 - 0,05 - 0,86 1,96 1,0 >0,05

Разгон тренажера 30 м с места, с - 0,08 - 1,59 - 0,02 - 0,40 12,39 9,5 <0,001

Согласно данным таблицы 3 динамика развития силовых и скоростно-силовых качеств у тренирующихся по новой программе разгоняющих экспериментальной группы превосходит таковую у контрольной группы по большинству исследуемых показателей. Статистически достоверно (р <0,001) различие средних приростов результатов экспериментальной и контрольной групп в пяти из девяти параметров, в том числе в определяющем при отборе спортсменов для участия в соревнованиях параметре - времени разгона тренажера.

Анализ динамики развития скоростносиловых качеств у разгоняющих экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента позволяет на основании темпов прироста исследуемых показателей и по итогам тестирований сделать следующие выводы.

1. Новая программа совершенствования подготовки разгоняющих эффективнее традиционной решает задачу улучшения времени разгона тренажера.

2. Для оптимальной подготовки разгоняющих необходимо на базовом этапе планировать тренировки на основе увеличения объема нагрузки в виде сходных с соревновательными по структуре и степени воздействия на организм упражнений с использованием специализированного тренировочного средства - тренажера, способствующих наиболее эффективному развитию скоростно-силовых качеств, т.е. способности спортсмена к проявлению максимальной мощности в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Уровень скоростно-силовой подготовленности разгоняющих по итогам базового этапа с

целью отбора на соревнования целесообразно оценивать по результатам основного профилирующего показателя - времени разгона тренажера, толкания ядра, испытаний в силовых упражнениях со штангой.

Литература

1. Алексеев В.И. Особенности общей физической подготовки легкоатлетов высших спортивных разрядов в процессе многолетней тренировки // Перспективное планирование тренировки легкоатлетов / под общ. ред. В.П. Филина. - М.: ЦНИИФК, 1959. - С. 45-53.

2. Гагуа Е. Тренировка спринтера. - М.: Олимпия-Пресс, Терра-Спорт, 2001. - 71 с.

3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научнометодической деятельности в физкультуре и спорте. -М.:АСАБЕМ1А, 2001. - 264 с.

4. Легкая атлетика: учебник для ин-тов физ. культуры / под общ. ред. Г.Н. Озолина, В.И. Воронкина. - М.: ФиС, 1979. - 597 с.

5. Спортивная метрология / под ред. В.М. Зациорского.

- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.

6. Теория и методика спорта: учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / под общ. ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова и др. - М.: Воениздат, 1997. - 416 с.

7. Фишер Р. А. Статистические методы для исследователей: пер. с англ. - М.: Госстатиздат, 1958. - 267 с.

8. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: ФиС, 1972. - 174 с.

9. Чикаш С.Л. Математическая статистика в спорте: учеб. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. -58 с. ЦКЬ: http://window.edu.ru

10. Шарипов А.Ф. Скоростно-силовая подготовка юных дзюдоистов на этапе спортивного совершенствования с учетом их индивидуальных характеристик [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук. - М.: Изд-во РГБ, 2003. -136 с. ШЪ: http://diss.rsl.ru/diss/03/0075/030075029.pdf

11. Шеффе Г. Дисперсионный анализ: пер. с англ. Б. А. Севастьянова и В.П. Чистякова. 2-е изд. - М.: Наука, 1980.

- 512 с.

12. Юрков А.С. О влиянии времени стартового разгона на соревновательный результат в бобслее // Аспирант и соискатель: журнал актуальной научной информацц. -2008. - № 2 (45). - С. 99-101.

Яковлева Н.В., Петренко Г.П., Аксенов М.О. Использование системы «POLAR 810 i» в тренировочном процессе лыжников в условиях скольжения по льду озера Байкал

Юрков Андрей Сергеевич - аспирант кафедры теоретических основ физического воспитания, факультет физической культуры и спорта Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Yurkov Andrey Sergeevich - post-graduate of department of theoretical physical training basis, faculty of physical training and sport of V.P. Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University.

E-mail: ynm@mchskrsk. ru; spec-tre@mail. ru;

www.nemeu@mail.ru

УДК 796.92 (571.54)

Н.В. Яковлева, Г.П. Петренко, М О. Аксенов

Использование системы «POLAR 810 i» в тренировочном процессе лыжников в условиях скольжения по льду озера Байкал

В статье освещена проблема подготовки лыжников с использованием системы «Polar». Эксперименты проводились в условиях скольжения по льду озера Байкал, в их основу были положены внешние и внутренние параметры тренировочной нагрузки спортсменов. В результате эксперимента получены новые данные о динамике, величинах и соотношениях тренировочных нагрузок.

NV Yakovleva, G.P. Petrenko, M.O. Aksenov

Application of the system “Polar 810 i” in competition process of skiers in conditions of sliding on ice of the lake Baikal

The problems of skiers’ training with the help of the system "Polar" are inlighted in the article. The experiments were held in the conditions of sliding on ice of the lake Baikal, the external and internal parametres of training load were its basis. New data on dynamics, sizes and correlation of training loads have been obtained as a result of the experiment.

Сегодня современные информационные технологии применяются практически в любой деятельности человека: космонавтике, медицине, машиностроении, в том числе и в подготовке спортсменов различной квалификации. Использование возможностей компьютерных систем, как правило, облегчает работу специалистам различных сфер деятельности. Управление процессами становится более оперативным, эффективным и качественным.

Для подготовки спортсменов сегодня используются самые различные системы, такие как «Polar», «Навигатор», «Сигма-спорт», «Спорт 2.0» и др. В нашей работе рассматривается система, разработанная на кафедре теоретических основ физического воспитания БГУ, которая называется «Спорт 2.0». Программа имеет возможности анализа внешних параметров тренировочной и соревновательной нагрузки. Кроме этого приложение обладает стандартными возможностями экспорта и импорта баз данных, их сохранения и печати. С помощью программы «Спорт 2.0» мы имеем возможность сравнивать и сопоставлять тренировочную нагрузку спортсменов разной квалификации. Подробно ознакомиться с программой и скачать ее можно на сайте tfk.bsu.ru.

В данном исследовании была предпринята попытка решить проблему, которая, как нам ви-

дится, состоит в противоречии между устаревшими средствами анализа, управления тренировочным процессом лыжников-гонщиков и назревшей необходимостью использования более качественных средств анализа и управления тренировкой спортсменов.

В исследовании принимали участие лыжники-гонщики сборной команды Бурятского государственного университета факультета физической культуры, спорта и туризма. В составе команды было два мастера спорта, три кандидата в мастера спорта, один участник имел первый спортивный разряд и четыре лыжника - второй. Всего среди десяти участников эксперимента было две девушки и восемь юношей. Сборы проходили в период с 14 по 26 апреля 2009 г. в поселке Максимиха Баргузинского района на льду озера Байкал. Особенностью этих сборов было то, что они позволили продлить тренировочный процесс лыжников-гонщиков, несмотря на отсутствие снега. В Республике Бурятия снег сходит примерно в начале апреля, а климатические условия на Байкале позволяют тренироваться на лыжах до первых чисел мая, там проходят заключительные соревнования по лыжным гонкам. Самым большим преимуществом тренировки на льду оз. Байкал являются условия облегченного скольжения, что позволяет добиваться идеальной техники одновременного од-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.