Научная статья на тему 'Совершенствование архитектуры школьных зданий в аспекте развивающей образовательной среды'

Совершенствование архитектуры школьных зданий в аспекте развивающей образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧНОСТЬ / ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгакова Е.А., Левко Н.Ю.

В статье представлена концепция социально-функциональных требований к проектирова-нию современных школьных зданий. Выявлены теоретический и практический подходы в формирова-нии новой образовательной среды посредством архитектурных приемов, повышающих экологическую эффективность зданий и обеспечивающих функциональную гибкость помещений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование архитектуры школьных зданий в аспекте развивающей образовательной среды»

УДК 727

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ В АСПЕКТЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Е.А. Булгакова, НЮ. Левко

Аннотация. В статье представлена концепция социально-функциональных требований к проектированию современных школьных зданий. Выявлены теоретический и практический подходы в формировании новой образовательной среды посредством архитектурных приемов, повышающих экологическую эффективность зданий и обеспечивающих функциональную гибкость помещений.

Ключевые слова: школьные здания, образовательная среда, экологичность, традиционная система образования, тенденции, современные строительные материалы.

PERFECTION OF ARCHITECTURE OF SCHOOL BUILDINGS IN THE ASPECT OF DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT

E.A. Bulgakova, N.Yu. Levko

Abstract. The article presents the concept of social and functional requirements for the design of modern school buildings. Theoretical and practical approaches to the formation of a new educational environment through architectural techniques that increase the environmental efficiency of buildings and provide functional flexibility of the premises are identified.

Keywords: school buildings, educational environment, environmental friendliness, traditional education system, trends, modern building materials.

Характерной особенностью развития общества является последовательные действия по подготовке и воспитанию высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду и активной деятельности в сфере общественной жизни. Выполнение этих задач на первом этапе осуществляется в общеобразовательных школах, охватывающих все области воспитания, обучения, профориентации, физического и эстетического воспитания.

Таким образом, перед архитекторами стоит задача сформировать современную образовательную среду, где условия обучения будут способствовать гармоничному развитию личности. Речь идет о новой типологии школ, где будет создана современная среда для обучения и воспитания. Именно формирование качественной образовательной инфраструктуры создаст среду для наиболее полного получения знаний и дополнительного образования. Это очень актуально в свете задач по формированию современной образовательной структуры, поставленных федеральной программой по строительству и реконструкции школьных зданий до 2025 г. Особое значение имеет разработка стратегии сельской школы как фактора подъема культуры деревни, социально-экономического и духовного прогресса. Продолжаются поиски альтернативных типов школ, в том числе малокомплектных. Создание нового облика учебного заведения, поиск планировочных решений, отвечающих современным тенденциям образовательного процесса - все это основные задачи, поставленные руководством страны по формированию современной образовательной инфраструктуры.

Сегодняшний учебный процесс предполагает многофункциональность здания: техническое оснащение школ на современном уровне, создание условий для внеклассных занятий,

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ранней профессиональной ориентации, активной физической нагрузки и благоустройства территории - поэтому именно сейчас идет поиск новой архитектурной модели школы.

Идея развития становится узловым моментом, и школа выполняет социальную функцию центра учебно-воспитательной работы в жилой среде и открыта не только для детей, но и для взрослого населения. Это обусловливает ее открытый характер для активного приобщения населения и совместной развивающей деятельности по интересам.

Современное школьное здание - это образование, спорт, творческое развитие и досуг детей.

Основные пункты, которые должны быть заложены при проектировании современного школьного здания, - это:

- экологические, решающие вопросы обеспечения комфортных условий обучения и отдыха поддержанием надлежащего микроклимата;

- повышение уровня информатизации за счет расширения базы электронных носителей и оборудования;

- рекреационное разнообразие для разных возрастных групп с учетом их физиолого-дина-мических и психологических характеристик;

- гибкая возможность перестройки занятий в зависимости от их направленности и количества учеников;

- антитеррористическая защищенность за счет грамотного решения входных групп и территорий;

- приобретение школой роли культурного объекта жилой территории с необходимостью при этом обеспечения автономности работы отдельных зон;

- энергоэффективность зданий за счет рациональных компактных объёмно-пространственных приемов формообразования, использования современных строительных материалов и актуализации нетрадиционных источников тепла.

Если говорить об оптимальных объёмно-планировочных решениях, то они обеспечивают: гибкость архитектурно-планировочных решений зданий в части возможностей перепланировки, универсальность учебных помещений; возможности организации внутреннего пространства зданий, включение в образовательный процесс помещений общешкольного блока; организации вертикальных и горизонтальных связей в здании, удобства коммуникации; обеспечение безбарьерной среды, а также возможности по организации рабочих мест для инвалидов в зданиях общеобразовательных организаций; возможности присоединения дополнительных блоков (например, бассейна) к уже построенным зданиям; компактность планировочных решений и возможности использования зданий в плотной городской застройке.

Наиболее отчетливое отражение интересных архитектурных идей происходит в условиях проводимых конкурсов по проектированию школ, которые активно реализуются при поддержке Комитета по архитектуре и строительству Москвы в течение последних

Активно реализуются проекты с включением в объёмно-планировочное решение крытого форума-ядра школы, который дает возможность создать дополнительное рекреационное и образовательное пространство, обеспечить естественное освещение, блочный принцип компоновки, удобное функциональное зонирование здания. Также используется верхний свет для дополнительного освещения коридоров и рекреаций, применяестя увеличение количества учебных помещений с естественным боковым освещением. Максимальное использование поверхностей наружных стен с оконными проемами в основном для учебных помещений

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

позволяет создавать более компактные планировочные решения зданий за счет частичного или полного исключения бокового освещения в коридорах и рекреациях.

Однако нельзя сказать, что все приемы, обозначенные выше, изобретены сегодня: в школах 70-90-х гг. XX в. практически наметились тенденции использования элементов структуры не только для учебных потребностей, но и для жителей микрорайонов. Спортивные поля были свободны для доступа молодежи близлежащих домов, залы (спортивный и актовый) арендовались для мероприятий в вечерние часы и выходные. Школа до сих пор традиционно является местом проведения выборов (избирательным пунктом), летом здание приспосабливается под городские летние лагеря для детей. В настоящее время во многих исследованиях школа начинает трактоваться как культурный центр микрорайона.

Рассмотренный в ракурсе тенденций зарубежный проектный опыт дает композиционно-компоновочные примеры функционального разделения учебных и общественных блоков

Блок коммуникаций

Входной блок

,_ Входной блок

Блок дошкольного — образования

Рисунок 1. Функциональное разделение учебных и общественных блоков

школьного здания

МОСКОВСКИМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫМ ИНСТИТУТ

для возможности их автономного существования (рисунок 1). При этом размещение блоков спорта, культурно-развлекательного и административного приближено к улице и является доступным в первую очередь. Учебный блок отстоит дальше, в глубине участка и находится во втором ряду, защищен от шума, хорошо свето-инсоляционно ориентирован.

Следует упомянуть, что есть моменты, которые запрещены в использовании для учебного процесса нормами РФ. К таким помещениям относятся, в том числе, освещаемые вторым светом: практикумы, лаборатории, кабинеты музыкальных занятий, мастерские прикладных технологий, учительские и др.

Таким образом, совершенствование архитектуры школьного здания может быть представлено в виде схемы, создающей компактное планировочное решение, с включением и обеспечивающее дополнительные возможности для освещения внутренних помещений зданий естественным светом.

Кроме того, преимуществами данной компоновки являются: появление в структуре здания дополнительного образовательного пространства - ядра композиции - форума; возможность организации отдыха и досуга обучающихся во внеурочное время; дополнительная безопасность учащихся за счет автономности входов и др. Гибкая объёмно-планировочная структура школьных зданий - это средство преодоления их функционального старения и удовлетворения изменяющихся социально-педагогических требований к школе.

Таким образом, обзорная информация о современных принципах в архитектуре школьных зданий должна быть интерпретирована через перечень архитектурно-планировочных приемов, обеспечивающих реализацию этих тенденций. Как видно из представленного материала, эти тенденции должны и могут быть адаптированы до уровня методического подхода в подготовке исследований на эту тему с разработкой принципиальных проектных моделей.

Библиографический список

1. Баймуратова С.Х., Баймуратов Р. Ф. Современные тенденции в архитектуре школ // Инновационные технологии в промышленности: образование, наука и производство Сборник материалов конференции. М., 2016.

2. Булгакова Е.А. Методические указания для курсового и дипломного проектирования «Общеобразовательная школа». М., 2012.

3. Булгакова Е.А. Основные тенденции проектирования школьных зданий в контексте современных процессов образования // Сборник научных трудов РААСН. Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН). М., 2018.

4. Булгакова Е.А. Особенности формирования архитектуры сельских малокомплектных школ: авто-реф. дисс. ... канд. архитектуры. М., 2006.

5. Булгакова Е.А. Особенности формирования архитектуры сельской малокомплектной школы: дисс. ... канд. архитектуры. М., 2006.

6. Коровина Е.И. Создание типовых школ нового образца с использованием модульного принципа проектирования // Сборник статей международной исследовательской организации «Cognitio» по материалам XVIII международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы науки ХХ1 века». М., 2016.

7. Крыловская А.Д., Булгакова Е.А. Совершенствование архитектурно-планировочной организации детских дошкольных учреждений для Московского региона // Сборник статей Международной научно-практической конференции. М., 2016.

8. Магай А.А., Забелина С.А., Булгакова Е.А. Современные экологические проблемы городской среды // БСТ: Бюллетень строительной техники. 2017. № 6 (994).

9. Мигулько Е.Н. «Зеленая» архитектура современных зарубежных школ // Наука. Инновации. Технологии. 2013. № 4.

МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

10. Петрова Л.В., Булгакова Е.А. Архитектурные тенденции проектирования школ в контексте инновационных процессов образования // Естественные и технические науки. 2014. № 8 (76).

Е.А. Булгакова

Кандидат архитектуры, доцент, советник РААСН, заведующий кафедрой архитектуры,

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт Е-таИ: traumeels@mail.ru

Н.Ю. Левко

Магистрант,

Государственный университет по землеустройству Е-таИ: Levko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.