Научная статья на тему 'Совершенствование аналитического инструментария оценки инновационной деятельности коммерческих организаций'

Совершенствование аналитического инструментария оценки инновационной деятельности коммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITIES / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / CORPORATE CULTURE / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ПОКАЗАТЕЛЬ / INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мануйленко В.В., Мищенко А.А.

Предмет/тема. Инновационная направленность деятельности хозяйствующих субъектов в современных экономических условиях приобретает все большее значение, составляя основу динамичного развития экономики в целом. В этой связи важна ее грамотная оценка, что свидетельствует об актуальности исследования. Цель/задачи. Цель исследования обосновать ключевые направления совершенствования аналитического инструментария оценки инновационной деятельности коммерческих организаций, установленного российским законодательством с учетом повышения объективности, точности, достоверности оценки. Методология. Теоретическая и методологическая основа исследования это труды специалистов-практиков, законодательные документы Правительства Российской Федерации, а также материалы периодических изданий по вопросам оценки инноваций, инновационной деятельности. Методологическую основу исследования составляют логический, ситуационный научные подходы к изучению аналитического инструментария оценки инновационной деятельности в коммерческих организациях. С помощью методов анализа, синтеза, детализации и обобщения, выборочного наблюдения, группировки, формализации, аналогии, абстрактно-логического, монографического, аналитического, сравнительного, экономико-статистического, экспертных оценок дана оценка инновационной деятельности в отдельных коммерческих организациях, в составе видов деятельности которых идентифицирована инновационная деятельность. Результаты. Теоретическая значимость исследования это расширение и углубление научного представления о теоретико-методических подходах к оценке инновационной деятельности хозяйствующего субъекта. Практическая значимость исследования заключается в разработке и применении конкретных подходов, методик, методов, практических рекомендаций, создающих методическую и практическую основу для формирования коммерческими организациями аналитического инструментария оценки инновационной деятельности, обеспечивающего повышение объективности, точности, результативности оценки. Область применения результатов. Применение на макрои мезоуровнях государственными органами РФ при определении национальных стратегических инновационных ориентиров; на микроуровне это практическая и управленческая деятельность коммерческих организаций. Выводы/значимость. Расширен аналитический инструментарий оценки инновационной деятельности организаций, предусматривающий оценку их инновационной оргкультуры, идентификацию типа инновационного предпринимательства, оценку инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An improvement in analytical tools for evaluation of innovative activities of business entities

Importance Business entities tend to introduce innovation in their operations more intensively, thereby generally contributing to active economic growth. In this respect, the research retains relevance and significance since it is important to correctly evaluate innovative activities. Objectives The objective of the research is to substantiate key paths for improving analytical tools to evaluate innovative activities of business entities, as stipulated in the Russian laws, focusing on an increase in the unbiased nature, accuracy and reliability of evaluation. Methods The theoretical and methodological framework of the research comprises proceedings of practical specialists, legislative documents of the Russian Government, materials of periodical editions covering issues of evaluating innovation and innovative activities. The methodological framework consists of logical, situational and scientific approaches to studying the analytical tools for evaluating innovative activities of profit-making organizations. Relying upon the analysis, synthesis, specification and generalization, sample-based observation, grouping, formalization, analogue method, abstract-logical method, economic and statistic method, monographs, analytical approach, comparative approach, expert assessment, we evaluate innovative activities of certain business entities, which are indentified to carry out the type of operations. Results The research is of significance for the theoretical framework since it amplifies a scientific understanding of theoretical and methodological approaches to evaluation of innovative activities of business entities, and provides a deeper insight into this subject. As for the practical significance of the research, it devises and applies specific approaches, techniques, methods, practical guidelines that constitute the methodological and practical framework for business entities to create analytical tools for evaluating innovative activities. The tools enhance the unbiased nature, accuracy and efficiency of evaluation. Conclusions and Relevance The Russian governmental authorities may apply the tools at the macro-and mesolevel in order to determine national strategic priorities in innovation. As for the microlevel, they may use them in relation to practical and managerial activities of business entities. The research expands analytical tools for evaluating innovative activities that allow for considering companies’ innovative corporate culture, identifying a type of innovative activities, and assessing the innovative potential and opportunities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование аналитического инструментария оценки инновационной деятельности коммерческих организаций»

Инновации и инвестиции

УДК 330.1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В.В. МАНУЙЛЕНКО,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры денежного обращения и кредита

E-mail: vika-mv@mail.ru Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Российская Федерация

А.А. МИЩЕНКО,

генеральный директор ООО «Анда Текнолоджи»

E-mail: andrewmish@mail.ru Москва, Российская Федерация

Предмет/тема. Инновационная направленность деятельности хозяйствующих субъектов в современных экономических условиях приобретает все большее значение, составляя основу динамичного развития экономики в целом. В этой связи важна ее грамотная оценка, что свидетельствует об актуальности исследования.

Цель/задачи. Цель исследования - обосновать ключевые направления совершенствования аналитического инструментария оценки инновационной деятельности коммерческих организаций, установленного российским законодательством с учетом повышения объективности, точности, достоверности оценки.

Методология. Теоретическая и методологическая основа исследования - это труды специалистов-практиков, законодательные документы Правительства Российской Федерации, а также материалы периодических изданий по вопросам оценки инноваций, инновационной деятельности. Методологическую основу исследования составляют логический, ситуационный научные подходы к изучению аналитического инструментария оценки инновационной деятельности в коммерческих организациях.

С помощью методов анализа, синтеза, детализации и обобщения, выборочного наблюдения, группировки, формализации, аналогии, абстрактно-логического, монографического, аналитического, сравнительного, экономико-статистического, экспертных оценок дана оценка инновационной деятельности в отдельных коммерческих организациях, в составе видов деятельности которых идентифицирована инновационная деятельность.

Результаты. Теоретическая значимость исследования - это расширение и углубление научного представления о теоретико-методических подходах к оценке инновационной деятельности хозяйствующего субъекта. Практическая значимость исследования заключается в разработке и применении конкретных подходов, методик, методов, практических рекомендаций, создающих методическую и практическую основу для формирования коммерческими организациями аналитического инструментария оценки инновационной деятельности, обеспечивающего повышение объективности, точности, результативности оценки.

Область применения результатов. Применение на макро- и мезоуровнях государственными орга-

нами РФ при определении национальных стратегических инновационных ориентиров; на микроуровне -это практическая и управленческая деятельность коммерческих организаций.

Выводы/значимость. Расширен аналитический инструментарий оценки инновационной деятельности организаций, предусматривающий оценку их инновационной оргкультуры, идентификацию типа инновационного предпринимательства, оценку инновационного потенциала.

Ключевые слова: инновационная деятельность, организационная культура, предпринимательство, потенциал, показатель

Для обеспечения результативности инновационной деятельности хозяйствующих субъектов большое значение имеет ее объективная оценка. Поскольку возможности неформализованной оценки инновационной деятельности, отраженные в федеральном статистическом инструментарии, ограничены, то для коммерческих организаций актуален вопрос ее совершенствования.

Характер инновационной деятельности сильно различается в разных организациях [3]. В качестве объектов исследования выбраны следующие российские компании, в составе основного вида экономической деятельности которых идентифицирована инновационная деятельность:

1) ОАО «Северо-Кавказский научно-исследовательский проектный институт природных газов» (ОАО «СевКавНИПИгаз»):

- выполнение НИОКР, разработка проектов;

- оказание различного рода научно-технических и инжиниринговых услуг;

- проведение научных исследований, создание и внедрение разработок новых технологий в области газонефтедобычи;

- разработка новых информационных систем и др.;

2) ОАО «Взрывозащищенные электрические аппараты низковольтные» (ОАО «Вэлан»): производство взрывозащищенных корпусов (оболочек) из пластика, алюминия, нержавеющей и конструкционной стали, оказание инжиниринговых услуг;

3) ЗАО «СиСофт Ростов-на-Дону»: деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научных исследований и разработок, предоставление прочих видов услуг. Инновационная деятельность, по мнению авто-

ров, характеризуется как осуществление инноваций и практических действий (создание, освоение, распространение и использование инноваций) в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Оценку инновационной деятельности исследуемых организаций целесообразно начать с анализа формы N° 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации»1.

По общим организационно-экономическим показателям следует отметить, что для ОАО «СевКав-НИПИгаз», ОАО «Вэлан» по объему реализуемых товаров, работ, услуг наиболее важен общероссийский рынок, а для ЗАО «СиСофт Ростов-на-Дону» -европейский рынок.

Организация инновационной деятельности предполагает создание эффективной организационной структуры хозяйствующего субъекта, способствующей инновационному развитию, значимая составляющая которой - создание благоприятной инновационной культуры в коллективе как части организационной стратегии. Оценка инновационной оргкультуры исследуемых организаций на основе факторов, определяющих ее формирование и изменение, приводится в табл. 1.

Учет и активное использование этих и множества других факторов может существенно способствовать повышению эффективности инновационной деятельности.

Характеристика инновационной активности исследуемых организаций представлена в табл. 2.

Под инновационным бизнесом, по мнению авторов, следует понимать инициативную инновационную деятельность, осуществляемую за счет собственных и заемных ресурсов на свой риск и под свою ответственность. Модели инновационного предпринимательства исследуемых организаций представлены в табл. 3.

Если исходить из того, что в период обследования организация, имеющая в своем активе инновационную деятельность, включая продолжающуюся и прекращенную, рассматривается как инновационно активная, то исследуемые организации инновационно активны вне зависимости от того, привела ли эта деятельность к фактическому появлению инновации.

1 Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий: приказ Росстата от 24.09.2014 № 580.

Инновации и инвестиции Innovation and Investment - 4 -

Таблица 1

Комплекс факторов, оценивающих инновационную организационную культуру

Фактор ОАО «СевКавНИПИгаз» ОАО «Вэлан» ЗАО «СиСофт Ростов-на-Дону»

Факторы, способствующие развитию инновационной оргкультуры

Поддержка высшего руководства внедрения инноваций, способность избегать конфликтных ситуаций Да Да Да

Децентрализованная система управления, распределение полномочий Да Да Да

Коммуникативная система и язык общения Да Да Да

Финансовая и нефинансовая мотивации Да Да Да

Отношение сотрудников к ценностям организации как к своим собственным Да Да Нет

Готовность к риску и внедрению инноваций Да Да Да

Неформальные и доверительные отношения Нет Нет Нет

Факторы, затрудняющие формирование инновационной оргкультуры

Неучет руководством необходимости создания благоприятных условий труда и значения оргкультуры Нет Нет Нет

Высокая степень концентрации, противодействие работников Нет Нет Нет

Атмосфера напряжения Нет Нет Нет

Таблица 2

Наиболее значительные инновации в исследуемых организациях в 2007-2013 гг.

Организация Тип и вид инноваций

ОАО «СевКавНИПИгаз» Продуктовые: технологические жидкости для временного блокирования продуктивного пласта в процессе капитального ремонта газовых скважин. Поцессные: комплексная программа обеспечения промышленной безопасности на объектах транспорта ОАО «Газпром». Организационные: внедрение в ОАО «СевКавНИПИгаз» системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001), СТО Газпром 9001 ч. I, СТО Газпром 9001, ч. II, программы 1С «Предприятие - 8», экологические инновации

ОАО «Вэлан» Продуктовые: осветительное оборудование. Процессные: литье под низким давлением, установка для автоматизированного нанесения уплотнений. Организационные: структура управления

ЗАО «СиСофт Ростов-на-Дону» Организационные, процессные, с 2011 г. только процессные — программное обеспечение «Майкрософт офис»

Таблица 3

Идентификация модели инновационного предпринимательства

Организация Степень участия сторонних организаций в разработке инноваций Модель инновационного предпринимательства

ОАО «СевКавНИПИгаз» Технологические, организационные инновации: совместно с другими организациями (2012). Технологические инновации: в основном своими силами. Организационные: совместно с другими организациями (2013) Комбинированная модель, сочетающая внутреннюю и внешнюю организацию. Основана на внутренней организации - инновация создается и (или) осваивается внутри организации специализированными подразделениями при возможном минимальном участии преимущественного консультативного характера, отдельных организаций и физических лиц

ОАО «Вэлан» Технологические, организационные инновации: совместно с другими организациями (2012-2013 гг.) Комбинированная модель, сочетающая внутреннюю и внешнюю организацию

ЗАО «СиСофт Ростов-на-Дону» Технологические инновации: в основном другие организации в 2009-2013 гг. Организационные инновации: совместно с другими организациями (2009-2010 гг.) Основана на внешней организации при помощи контрактов - заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями; инновации ориентированы, главным образом, на улучшение действующей базы производства. Этот тип инноваций «замораживает» финансовые ресурсы, ослабляя перспективы базисных инноваций. Комбинированная модель, сочетающая внутреннюю и внешнюю организацию

-14 (248) - 2015-

Максимальные возможности предпринимательской структуры генерировать высокую инновационную активность отражает инновационный потенциал [12, 14, 17, 19, 20]. Учитывая, что оценка инновационного потенциала коммерческой структуры необходима для адекватного анализа ее состояния, готовности к внедрению инноваций, А.А. Трифилова в качестве «базового уровня» показателей, в отношении которого будет определяться качественное значение фактической величины в соответствии с целью проведения оценки, предлагает подход, основывающийся на общепринятой методике оценки финансовой устойчивости [18] (табл. 4).

Компании ОАО «Вэлан», ЗАО «СиСофт Ростов-на-Дону» имеют нулевые инновационные возможности, для изменения ситуации необходима разработка бизнес-плана.

Практическая значимость такой методики состоит в том, что она, с одной стороны, позволяет

Определение типа финансово в ОАО «СевКавНИ

оценить инновационные возможности (потенциал) организации по эффективному обеспечению существующих и вновь осваиваемых технологий, выявить экономические условия реализуемости инноваций в организациях и их влияние на эффективность развития, а с другой стороны - оценить финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта к инновационному развитию в рамках финансового состояния организации.

Способствует (затрудняет) развитие инновационной деятельности организации инновационная среда [1, 2, 4-8, 11, 13, 15, 16]. Инновационную среду, по мнению авторов, можно характеризовать как сложившуюся определенную социально-экономическую, организационно-правовую и политическую среду. Соответственно, оценка инновационной среды предполагает определение значимости факторов, влияющих на инновационную деятельность организаций (табл. 5). Общая причина, ограничивающая инновационную активность организаций, -

Таблица 4

инновационной устойчивости ПИгаз» (фрагмент)

№ строки Показатель 2009 2010 2011 2012 2013

1 Собственный капитал, тыс. руб. 399 529 416 970 439 477 462 278 564 935

2 Внеоборотные активы, тыс. руб. 293 438 289 784 285 845 293 772 338 327

3 Наличие собственных оборотных средств (строка 1 - строка 2), тыс. руб. 106 091 127 186 153 632 168 506 226 608

4 Долгосрочные заемные средства, тыс. руб. - - - - -

5 Наличие собственных и долгосрочных заемных источников (строка 3 + строка 4), тыс. руб. 106 091 127 186 153 632 168 506 226 608

6 Краткосрочные заемные средства, тыс. руб. - - - 40 123 15 450

7 Общая величина основных источников (строка 5 + строка 6), тыс. руб. 106 091 127 186 153 632 208 629 242 058

8 Общая величина запасов, тыс. руб. 37 186 46 193 41 389 52 352 46 215

9 Излишек/недостаток собственных источников для обеспечения производственного процесса (строка 3 - строка 8), тыс. руб. 68 905 80 993 112 243 116 154 180 393

10 Излишек/недостаток собственных и долгосрочных заемных источников для обеспечения производственного процесса (строка 5 - строка 8), тыс. руб. 68 905 80 993 112 243 116 154 180 393

11 Излишек/недостаток общей величины основных источников для обеспечения производственного процесса (строка 7 - строка 8), тыс. руб. 68 905 80 993 112 243 156 277 195 843

12 Трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости (1, 1, 1) - абсолютная финансовая устойчивость

13 Затраты для освоения и внедрения инноваций, тыс. руб. 21 780 29 315 40 542 43 355 129 556

14 Излишек/недостаток собственных оборотных средств для обеспечения производственного процесса и внедрения инноваций (строка 9 - строка 13), тыс. руб. 47 125 51 678 71 701 72 799 50 837

Инновации и инвестиции Innovation and Investment - 6 -

Окончание табл. 4

№ строки Показатель 2009 2010 2011 2012 2013

15 Излишек/недостаток собственных и долгосрочных заемных источников для обеспечения производственного процесса и внедрения инноваций (строка 10 - строка 13), тыс. руб. 47 125 51 678 71 701 72 799 50 837

16 Излишек/недостаток общей величины основных источников для обеспечения производственного процесса и внедрения инноваций (строка 11 - строка 13), тыс. руб. 47 125 51 678 71701 112 922 66 287

17 Трехкомпонентный показатель типа финансово- (1, 1, 1) (1, 1, 1) (1, 1, 1) (1, 1, 1) (1, 1, 1)

инновационной устойчивости (инновационного Высокие Высокие Высокие Высокие Высокие

потенциала) иннова- иннова- иннова- иннова- иннова-

ционные ционные ционные ционные ционные

возмож- возмож- возмож- возмож- возмож-

ности ности ности ности ности

17.1 Рекомендуемая стратегия инновационного Лидер в Лидер в Лидер в Лидер в Лидер в

развития освоении освоении освоении освоении освоении

иннова- иннова- иннова- иннова- иннова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ционных ционных ционных ционных ционных

продуктов, продуктов, продуктов, продуктов, продуктов,

услуг услуг услуг услуг услуг

Таблица 5

Оценка значимости факторов, препятствующих инновационной деятельности организаций

Год Экономические факторы Внутренние факторы Другие факторы

Недостаток собственных денежных средств Недостаток финансовой поддержки со стороны государства Низкий спрос на новые товары, работы, услуги Высокая стоимость нововведений Высокий экономический риск Низкий инновационный потенциал организации Недостаток квалифицированного персонала Недостаток информации о новых технологиях Недостаток информации о рынках сбыта Неразвитость кооперационных связей Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность Неразвитость инновационной структуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги) Неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности

ОАО «СевКавНИПИгаз»

2012 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4

2013 1 2 2 2 1 5 5 1 1 1 1 2 2

ОАО «Вэлан»

2012 2 5 5 2 2 5 2 1 1 1 5 1 2

2013 2 5 5 2 2 5 2 1 1 1 5 1 2

ЗАО «СиСофт Ростов-на-Дону»

2009 2 1 5 5 5 2 5 1 1 5 1 1 2

2010 2 5 5 5 5 2 1 1 1 1 1 1 2

2011 2 5 5 5 5 2 1 1 1 1 1 1 2

2012 2 5 5 5 5 2 1 1 1 1 1 1 2

2013 2 5 5 5 5 1 1 5 1 5 1 1 2

Примечание: незначительный или малосущественный фактор - 1; значительный фактор - 2; основной или решающий фактор - 3; затруднение с ответом - 4; данный фактор отсутствует - 5.

14 (248) - 2015

это неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности.

Влияние результатов инновационной деятельности на развитие исследуемых организаций представлено в табл. 6. В течение исследуемого периода инновационную деятельность организаций можно определить как успешную - результат в виде внедренной инновации (необязательно выгодной с коммерческой точки зрения), и как продолжающуюся -деятельность развивается.

В условиях повышения рыночной дисциплины в федеральном статистическом инструментарии наблюдения за инновационной деятельностью оценивается значимость различных источников информации, используемой организацией для формирования собственной инновационной политики, подготовки решений, связанных с разработкой и внедрением инноваций (табл. 7). Результаты оценки свидетельствуют, что инновационная политика каждой из исследуемых организаций существенно отличается.

Изменения в направлении организационных и маркетинговых инноваций представлены в табл. 8.

Анализ данных табл. 8 свидетельствует, что ОАО «СевКавНИПИгаз» каждый год имеет изменения в системе организации управления в течение 2012-2014 гг.

В 2012-2013 гг. существенно расширяет спектр организационных изменений ОАО «Вэлан», а ЗАО «СиСофт Ростов-на-Дону» с 2011 г. не предполагает реализацию организационных изменений. Маркетинговые изменения организации не предусматривают.

Подводя итог анализа инновационной деятельности организаций на основе федерального статистического инструментария наблюдения за инновационной деятельностью, необходимо отметить, что он основан на неформализованных (логических) методах, на применении знаний, опыта и интуиции лиц, его проводящих, а не на описании строгих аналитических зависимостей, т.е. методе экспертных оценок, имеющем субъективный характер. Вместе с тем он преимущественно предназначен для сбора количественных показателей, использование которых без дополнительных расчетов дает неполную оценку.

Обобщенно оценку уровня и динамики коммерческой деятельности организации, ее активность в области инноватики осуществляют через совокупность отдельных оценочных показателей (табл. 9).

В ОАО «СевКавНИПИгаз» в течение ретроспективного периода поступательно растут доля выручки от инновационных товаров, работ, услуг в научно-технической выручке и степень инновационности товаров, работ, услуг. При этом доля себестоимости продаж инновационных товаров, работ, услуг в общей себестоимости продаж увеличилась на 19,9 п.п. В результате эффективность внедрения инноваций поступательно выросла [9, 10]. Положительно, что в течение 2009-2012 гг. валовая рентабельность продаж инновационных товаров, работ, услуг превышает общую рентабельность продаж, а в 2013 г. ситуация меняется в противоположную сторону, причем прослеживается тенденция снижения валовой рентабельности продаж инновационных товаров, работ, услуг.

Уровень вовлеченности персонала в инновационную деятельность в 2009-2012 гг. превышает 57%, а в 2013 г. снижается до 35,7%. Выработка по отгруженным инновационным товарам, работам, услугам в расчете на одного среднесписочного работника, занятого их созданием в течение ретроспективного периода, поступательно растет, достигнув в 2013 г. наибольшего значения. Валовая прибыль от инновационной деятельности на одного работника, принимающего участие в ней, увеличилась на 357,4 тыс. руб. Положительная тенденция отмечается в отношении показателя уровня обновления объектов интеллектуальной собственности в 2013 г. по отношению к 2012 г. Однако в 2013 г. - самый низкий показатель уровня использования интеллектуальной собственности. В отличие от других исследуемых организаций ОАО «СевКавНИПИгаз» имеет 100% собственных нематериальных активов.

В 2009-2013 гг. ОАО «Вэлан» не имеет экономического эффекта от инновационной деятельности. При этом в 2009-2010 гг. наблюдается общая убыточность продаж, а начиная с 2011 г. ситуация меняется в противоположную сторону. Уровень вовлеченности персонала в инновационную деятельность колеблется в пределах 5,3-7,1%. Интеллектуальная собственность только в 2012 г. используется на 50%. Для изменения сложившейся ситуации в ОАО «Вэ-лан» активно обновляется номенклатура. Именно развитие высокоинтеллектуальных направлений в 2011-2012 гг. обусловило получение прибыли и повышение общей рентабельности продаж.

В ЗАО «СиСофт Ростов-на-Дону» доля выручки от инновационных товаров, работ, услуг в выручке по основному виду экономической деятельности колеблется в пределах 8,5-24,5%, а в 2011 г. и 2013 г.

ээиэиэскэ рие ээиэюэ :8Э11А~1УМУ~МЭ1\1УМи

9 Ю2 "(8172) Н-

ьинэтэс! и 1Я1Л1эидос1и :у>1И1ИиУНУ КУаООНУНИФ

=

м о

СО й

2 К!

п К!

=

м о

СО й

2 К!

СО

о

СО »

2 К!

О

П О

П

н

2013 2012 2011 2010 2009 2013 2012 2013 2012 Год

Расширение ассортимента товаров, работ, услуг

Сохранение традиционных рынков сбыта

- Всего

В России » п

- - В странах СНГ Е ■в

- - В странах ЕС, Албании, Боснии и Герцеговине, Исландии, Косово, Лихтенштейне, Македонии, Норвегии, Сербии, Турции, Черногории, Швейцарии п Я Я п ■в в-я к §

- - В США и Канаде о £ н

- - В других странах

к о £ г Улучшение качества товаров, работ, услуг

- - 5 Замена снятой с производства устаревшей продукции

5 о - о (Л Увеличение занятости

Т ? с - § Повышение гибкости производства

ё & - 1 1 Рост производственных мощностей

ов-на-Дону» а - Сокращение затрат на заработную плату

- - Сокращение материальных затрат

- - - Повышение энергоэффективности производства (сокращение потребления или потери энергетических ресурсов)

- Улучшение условий и охраны труда

- - - - - - - Сокращение времени на взаимодействие с клиентами или поставщиками

Повышение мотивации к осуществлению инновационной деятельности

- Улучшение информационных связей внутри организации или с другими организациями

- - - - Снижение загрязнения окружающей среды

Обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам

Внедрение товаров, работ, услуг на новые рынки сбыта, в новые группы потребителей Маркетинговые результаты

- - Внедрение товаров, работ, услуг на новые рынки

О с

л 3 Я

М г> н л а л Я

я Я

2 I

и я

Н 5

Л "о а

— ш

ег

н »

н о оэ

X X О

03 »

с

О X X

о

Й Л

а

н л

и ег х о о н 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£

Я -К

с

^иэш^эли! рие шщелоии!

ииИихээани и ииИеаонни

ээиэиэскэ рие ээиэюэ :8Э11А~1УМУ~МЭ1\1УМи

9 ЮЗ "(8172) Н'

ьинэтэс! и 1Я1/\1эидос1и :у>1И1ИиУНУ КУаООНУНИФ

Т

К:

В

ю

к о со К о К:

2 >73

ГС =

3

Источники организации

Организации в составе группы (ассоциации (союза), холдинга, консорциума (договор простого

товарищества, совместной деятельности), в которую входит организация

Поставщики оборудования, материалов, комплектующих, программных средств

Конкуренты в разрезе вида экономической деятельности

Потребители товаров, работ, услуг

Консалтинговые, информационные фирмы

Научные организации академического профиля

Научные организации отраслевого профиля

Университеты или другие высшие учебные заведения

Конференции, семинары, симпозиумы

Научно-техническая литература

Выставки, ярмарки, другие рекламные средства

Интернет

Профессиональные ассоциации (объединения)

Неформальные контакты

Патентная информация

Прочие источники

О

я

п

X

В

»

и

Я

»

Л

X

2

о

о

ч

5

п

а Ч

о О

и Л

X X

Ч

Я

Я О

Я 03

Я

п Я

п и «е- о "О

V! г:

Л £5

^ я

ег я

и я

о ы

■1 и

я «е-

и о "в

» £

С

5с О

03

»

я

X

и

X

X

X

о

03

»

я

я

о

X

X

о

£

я -к с

N

дошдоли! рие иоцелоии!

ииИихээани и ииИеаонни

ээиэиэскэ рие ээиэюэ винэтэс! и 1Я1Л1эидос1и :8Э11А~1УМУ~МЭ1\1УМи :у>1И1ИиУНУ КУаОЭНУНИФ -9 ЮЗ-(8*3) Н-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 2012 2011 2010 2009 2013 2012 2013 2012 Год

1 1 1 Нет Нет и и Нет Нет Разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной стратегии

1 1 1 Нет Нет й и й и и Нет Внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления организацией

1 1 1 Нет Нет й и й и Нет Нет Разработка и внедрение новых или значительно измененных организационных структур в организации

1 1 1 Нет Нет й и й и Нет Нет Нововведения в использовании сменного режима рабочего времени

1 1 1 и и К О £ а й и й и и и Применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг

1 1 1 Нет Нет й и й и 5 о Нет Нет ОАО «СевКавНИПИгаз» Внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих («точно в срок» и т.п.) Организационные инновации

1 1 1 Нет Нет г Ростов-на-Дону» й и й и 1 ё & а и Нет Создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологические и инжиниринговые центры, малые инновационные организации)

1 1 1 Нет Нет Нет Нет й и Нет Внедрение корпоративных систем управления знаниями

1 1 1 и и и и й и - Реализация мер по развитию персонала (организация корпоративного и / или индивидуального обучения, создание / развитие структур по обучению и повышению квалификации персонала)

1 1 1 Нет Нет й и й и Нет Нет Реализация новых форм стратегических альянсов, партнерств и прочих видов кооперативных связей с потребителями продукции, поставщиками, российскими и зарубежными производителями

1 1 1 Нет Нет й и й и Нет Нет Передача ряда функций и бизнес-процессов специализированному подрядчику (аутсорсинг)

1 1 1 Нет Нет Нет Нет Нет Нет Прочие организационные инновации

1 1 1 1 1 1 1 1 1 Маркетинговые инновации

- 01 -

дотдомц рие иоделоии! ииИихээани и ииИеаонни

Таблица 9

Показатели, характеризующие состояние инновационной деятельности в ОАО «СевКавНИПИгаз» в 2009-2013 гг. (фрагмент)

№ строки Показатель 2009 2010 2011 2012 2013

1 Выручка, тыс. руб. 275 704 360 044 486 056 545 720 735 355

2 Научно-техническая выручка, тыс. руб. 256 405 340 057 468 122 528 315 724 665

3 Выручка от инновационных товаров, работ, услуг, тыс. руб. 33 076 46 928 65 537 77 976 192 114

4 Доля выручки от инновационных товаров, работ, услуг в научно-технической выручке, % 12,9 13,8 14,0 14,8 25,5

5 Уровень инновационной активности организации (степень инновационности товаров, работ, услуг) (строка 3 / строка 1), % 12,0 13,0 13,5 14,3 26,1

6 Себестоимость продаж, тыс. руб. 183 026 240 287 324335 337 675 409 196

7 Себестоимость продаж инновационных товаров, работ, услуг, тыс. руб. 21 780 29 315 40 542 43 355 129 956

8 Доля себестоимости продаж инновационных товаров, работ, услуг в общей себестоимости продаж, % 11,9 12,2 12,5 12,8 31,8

9 Интенсивность инновационных затрат (строка 7 / строка 1), % 7,9 8,1 8,3 7,9 17,7

10 Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. 92 678 119 757 161 721 208 045 326 159

11 Валовая прибыль (убыток) от инновационной деятельности, тыс. руб. 11 296 17 613 24 995 34 621 62 158

12 Эффективность внедрения инноваций (строка 11 / строка 10), % 12,2 14,7 15,5 16,6 19,1

13 Общая рентабельность (убыточность) продаж (строка 10 / строка 6), % 50,6 49,8 49,9 61,6 79,7

14 Валовая рентабельность (убыточность) продаж инновационных товаров, работ, услуг (строка 11 / строка 7), % 51,9 60,1 61,7 79,9 47,8

15 Среднесписочная численность работников, ед. 404 396 417 413 428

16 Число работников, принимающих участие в инновационной деятельности, ед. 231 244 257 268 153

17 Уровень вовлеченности персонала в инновационную деятельность (строка 16 / строка 15), % 57,2 61,6 61,6 64,9 35,7

18 Выработка по отгруженным инновационным товарам, работам, услугам в расчете на одного среднесписочного работника, занятого ее созданием (строка 3 / строка 16), тыс. руб./г 143,2 192,3 255,0 291,0 1 255,6

19 Валовая прибыль (убыток) от инновационной деятельности на одного работника, принимающего участие в ней (строка 11 / строка 16), тыс. руб. 48,9 72,2 97,3 129,2 406,3

20 Стоимость объектов интеллектуальной собственности, тыс. руб. — 22 22 1 3 188

21 Уровень обновления объектов интеллектуальной собственности, % — - 100 4,5 318 800

22 Общее число объектов интеллектуальной собственности, ед. — 49 56 63 61

23 Число объектов интеллектуальной собственности, доведенных до внедрения, ед. — 7 7 56 6

24 Уровень использования интеллектуальной собственности (строка 23 / строка 22), % — 14,3 12,5 88,9 9,8

25 Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. 52 - 442 15 018 72 150

26 Индекс роста долгосрочных вложений, % - - - 3 397,7 480,4

27 Нематериальные активы, тыс. руб. 1 239 1 456 1 477 1 859 2 606

28 Собственные нематериальные активы, тыс. руб. 1 239 1 456 1 477 1 859 2 606

29 Удельный вес собственных нематериальных активов в стоимости нематериальных активов (строка 28 / строка 27), % 100 100 100 100 100

организация не получает инновационную выручку. Доля себестоимости продаж инновационных товаров, работ, услуг в общей себестоимости продаж совсем незначительна. Эффективность внедрения инноваций в 2012 г. резко снизилась по сравнению с 2009-2010 гг., а в 2011 г. получен отрицательный результат. Положительно, что в 2009-2010 гг. и в 2012 г. валовая рентабельность продаж инновационных товаров, работ, услуг превышает общую рентабельность продаж, а в 2011 г. отмечается 100%-ная убыточность продаж. Валовая прибыль от инновационной деятельности на одного работника в 2012 г. ниже, чем в 2009-2010 г., а в 2011 г. -убыток в размере 3,4 тыс. руб. Положительно, что в 2013 г. объекты интеллектуальной собственности обновлены на 100%. Индекс роста долгосрочных вложений в исследуемых организациях в 2013 г. ниже, чем в 2012 г., что с позиции перспективности в условиях нестабильности может осложнить вложение инвестиций в инновации.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует, что во всех организациях в разной степени проявляется социальный эффект от внедрения инноваций, а экономический эффект отмечен только в ОАО «СевКавНИПИгаз». При этом не прослеживается линейной зависимости результатов деятельности организации от успехов проведения ею инновационной деятельности. При ухудшении отдельных показателей инновационной деятельности в 2013 г. в современный нестабильный период развитие инноваций осложнится.

Полученные аналитические результаты можно использовать по следующим направлениям (табл. 10).

Таблица 10

Основные направления использования результатов усовершенствованной оценки инновационной деятельности

Уровни Направления использования

Макро-, мезоуровни Разработка и реализация концепций, стратегий, политики в инновационной сфере, модернизация ее управления. Осуществление прогноза инновационного климата, условия реализации которого определяют достижение стратегических инновационных целей хозяйствующего субъекта. Повышение научной обоснованности разрабатываемых прогнозов, концепций, стратегий и программ инновационного развития. Разработка целевых национальных (региональных) программ государственной поддержки развития приоритетных направлений инновационной деятельности

Окончание табл. 10

Уровни Направления использования

Микроуровень Выявление факторов, неиспользованных резервов, тенденций развития и возможностей роста инновационной деятельности. Комплексная оценка состояния инновационной деятельности. Развитие теоретико-методологических подходов к оценке инноваций. Разработка и реализация альтернативных стратегий, программы развития, политики инновационной деятельности. Совершенствование управления инновационной деятельностью. Внешняя экономическая оценка условий реализуемости инновационного проекта: ресурсное обеспечение инновационных проектов, оценка использования ключевых ресурсов инновационного процесса, рост рыночной стоимости организации с позиции современных условий и перспектив их развития

Таким образом, усовершенствована оценка, основанная на неформализованных методах, предусмотренных федеральным статистическим инструментарием наблюдения за инновационной деятельностью, путем введения дополнительной системы оценочных инновационных показателей.

Список литературы

1. Азрилеян А.Н. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2008. 1472 с.

2. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Филин, 1997. 336 с.

3. Валента Ф. Управление инновациями. М.: Прогресс, 1985. 137 с.

4. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. Таганрог: ТРТУ, 2004. 267 с.

5. ГохбергЛ.М. Статистика науки и инноваций: краткий терминологический словарь. М.: ЦИСН, 1996. 165 с.

6. Кантарович Л.В. Системный анализ и некоторые проблемы научно-технического прогресса. Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986. 336 с.

7. Кокшарова Н.Г. Экономическая оценка инвестиций. Сыктывкар: СЛИ, 2012. 128 с.

8. Крылов Э.И., Власова В.М., Оводенко А.А. Анализ эффективности инвестиций и инноваций. СПб: СПбГУАП, 2003. 505 с.

9. Мануйленко В.В. Реализация методики оценки инвестиционной привлекательности региона и

основные направления ее повышения // Финансы и кредит. 2012. № 17. С. 42-49.

10. Мануйленко В.В., Садовская Т.А. Инновационный подход к управлению прибылью в коммерческих корпоративных организациях. М.: Финансы и статистика, 2014. 136 с.

11. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2008. 37 с.

12. Нургалиева Ш.М. Проблемы оценки инновационного потенциала предприятия // Вопросы современной науки и практики. 2008. № 1. С. 238240.

13. Рогова Е.М., Ярыгин А.И. Применение новых методов оценки инновационных проектов: модель взвешенной полиноминальной стоимости реального опциона // Инновации. 2011. № 7. С. 104112.

14. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. М.: Совместная публикация ОЭСР и Евростата, 2010. 107 с.

15. Рязанов М.А. Построение методики определения эффективности инновационной деятельности //

Вопросы инновационной экономики. 2011. № 9. С. 3-12.

16. РязановМ.А. Определение проблем формирования методики оценки эффективности инновационной деятельности // Вопросы инновационной экономики. 2011. № 2. С. 30-35.

17. Соменкова Н.С. Управление инновационным потенциалом промышленного предприятия. URL: http://cyberleninka.m/article/n/upravlenie-innovatsionnym-potentsialom-promyshlennogo-predpriyatiya.

18. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика. 2005. 150 с.

19. Шляхто И.В. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия. URL: http:// pandia.org/803983.

20. Шляхто И.В. Методика и результаты исследования факторов, отражающих инновационный потенциал региона. URL: http://cyberleninka.ru/ artide/n/metodika-i-rezultaty-issledovaniya-faktorov-otrazhayuschih-innovatsionnyy-potentsial-regiona.

Financial Analytics: Science and Experience Innovation and Investment

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

AN IMPROVEMENT IN ANALYTICAL TOOLS FOR EVALUATION OF INNOVATIVE ACTIVITIES OF BUSINESS ENTITIES

Viktoriya V. MANUILENKO, Andrei A. MISHCHENKO

Abstract

Importance Business entities tend to introduce innovation in their operations more intensively, thereby generally contributing to active economic growth. In this respect, the research retains relevance and significance since it is important to correctly evaluate innovative activities.

Objectives The objective of the research is to substantiate key paths for improving analytical tools to evaluate innovative activities of business entities, as stipulated in the Russian laws, focusing on an increase in the unbiased nature, accuracy and reliability of evaluation. Methods The theoretical and methodological framework of the research comprises proceedings of practical specialists, legislative documents of the Russian Government, materials of periodical editions covering

issues of evaluating innovation and innovative activities. The methodological framework consists of logical, situational and scientific approaches to studying the analytical tools for evaluating innovative activities of profit-making organizations. Relying upon the analysis, synthesis, specification and generalization, sample-based observation, grouping, formalization, analogue method, abstract-logical method, economic and statistic method, monographs, analytical approach, comparative approach, expert assessment, we evaluate innovative activities of certain business entities, which are indenti-fied to carry out the type of operations. Results The research is of significance for the theoretical framework since it amplifies a scientific understanding of theoretical and methodological approaches to evaluation of innovative activities of business entities,

and provides a deeper insight into this subject. As for the practical significance of the research, it devises and applies specific approaches, techniques, methods, practical guidelines that constitute the methodological and practical framework for business entities to create analytical tools for evaluating innovative activities. The tools enhance the unbiased nature, accuracy and efficiency of evaluation.

Conclusions and Relevance The Russian governmental authorities may apply the tools at the macro-and mesolevel in order to determine national strategic priorities in innovation. As for the microlevel, they may use them in relation to practical and managerial activities of business entities. The research expands analytical tools for evaluating innovative activities that allow for considering companies' innovative corporate culture, identifying a type of innovative activities, and assessing the innovative potential and opportunities.

Keywords: innovative activities, corporate culture, entrepreneurship, potential, indicator

References

1. Azrileyan A.N. Bol 'shoi ekonomicheskii slovar ' [A large dictionary of economics]. Moscow, Institut novoi ekonomiki Publ., 2008, 1472 p.

2. Valdaitsev S.V. Otsenka biznesa i innovatsii [Evaluation of business and innovation]. Moscow, Filin Publ., 1997, 336 p.

3. Valenta F. Upravlenie innovatsiyami [Management of innovation]. Moscow, Progress Publ., 1985, 137 p.

4. Gol'dshtein G.Ya. Strategicheskii innovatsion-nyi menedzhment [Strategic and innovative management]. Taganrog, Taganrog Radioengineering Institute Publ., 2004, 267 p.

5. Gokhberg L.M. Statistika nauki i innovatsii: kratkii terminologicheskii slovar ' [Statistics of science and innovation: a short terminological dictionary]. Moscow, Centre for Science Research and Statistics Publ., 1996, 165 p.

6. Kantarovich L.V. Sistemnyi analiz i nekotorye problemy nauchno-tekhnicheskogo progressa. Diale-ktika i sistemnyi analiz [Systems analysis and some issues of scientific and technological progress. Dialectics and systems analysis]. Moscow, Nauka Publ., 1986, 336 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Koksharova N.G. Ekonomicheskaya otsenka investitsii [Economic evaluation of investment]. Syktyvkar, Syktyvkar Forest Institute Publ, 2012, 128 p.

8. Krylov E.I., Vlasova V.M., Ovodenko A.A. Analiz effektivnosti investitsii i innovatsii [Analysis of the efficiency of investment and innovation]. St. Petersburg, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation Publ., 2003, 505 p.

9. Manuilenko V.V. Realizatsiya metodiki otsenki investitsionnoi privlekatel'nosti regiona i osnovnye napravleniya ee povysheniya [Implementation of methods for evaluating the region's investment attractiveness and main paths for further improvement]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2012, no. 17, pp. 42-49.

10. Manuilenko V.V., Sadovskaya T.A. Innovat-sionnyi podkhod k upravleniyu pribyl 'yu v kommerche-skikh korporativnykh organizatsiyakh [An innovative approach to profit management in profit-making organizations]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2014, 136 p.

11. Mukhamed'yarov A.M. Innovatsionnyi menedzhment [Innovation management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2008, 37 p.

12. Nurgalieva Sh.M. Problemy otsenki innovat-sionnogo potentsiala predpriyatiya [Issues of evaluating innovative potential of the enterprise]. Voprosy sovre-mennoi nauki i praktiki = Problems of Contemporary Science and Practice, 2008, no. 1, pp. 238-240.

13. Rogova E.M., Yarygin A.I. Primenenie novykh metodov otsenki innovatsionnykh proektov: model' vzveshennoi polinominal'noi stoimosti real'nogo opt-siona [The application of new methods for evaluating innovative projects: the weighted average polynomial option pricing model]. Innovatsii = Innovation, 2011, no. 7, pp. 104-112.

14. Rukovodstvo Oslo. Rekomendatsii po sboru i analizu dannykhpo innovatsiyam [Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data]. Moscow, OECD and Eurostat Publ., 2010, 107 p.

15. Ryazanov M.A. Postroenie metodiki oprede-leniya effektivnosti innovatsionnoi deyatel'nosti [Devising methods for evaluating the efficiency of innovative activities]. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki = Issues of Innovation Economics, 2011, no. 9, pp. 3-12.

16. Ryazanov M.A. Opredelenie problem formi-rovaniya metodiki otsenki effektivnosti innovatsionnoi deyatel'nosti [Identification of issues of forming the methodology for assessing the effectiveness of innovative activities]. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki = Issues of Innovation Economics, 2011, no. 2, pp. 30-35.

17. Somenkova N.S. Upravlenie innovatsionnym potentsialompromyshlennogo predpriyatiya [Management of the industrial enterprise's innovative potential].

Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/upravle-nie-innovatsionnym-potentsialom-promyshlennogo-predpriyatiya. (In Russ.)

18. Trifilova A.A. Otsenka effektivnosti innovat-sionnogo razvitiyapredpriyatiya [Evaluation of the effectiveness of the enterprise's innovative development]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2005, 150 p.

19. Shlyakhto I.V. Otsenka innovatsionnogo po-tentsialapromyshlennogopredpriyatiya [Evaluation of the industrial enterprise's innovative potential]. Available at: http://pandia.org/803983. (In Russ.)

20. Shlyakhto I.V. Metodika i rezul'taty issle-dovaniya faktorov, otrazhayushchikh innovatsionnyi potentsial regiona [The methodology for and results of

investigating factors that reflect the region's innovative potential]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ metodika-i-rezultaty-issledovaniya-faktorov-otrazhay-uschih-innovatsionnyy-potentsial-regiona. (In Russ.)

Viktoriya V. MANUILENKO

North-Caucasus Federal University, Stavropol,

Russian Federation

vika-mv@mail.ru

Andrei A. MISHCHENKO

ООО Anda Technology, Moscow, Russian Federation andrewmish@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.