Совершенствование администрирования таможенных платежей в ЕАЭС Improving the administration of customs payments in the Unified Energy System
Любимцев Александр Игоревич
Магистрант
Кафедра Внешнеэкономической деятельности Уральский государственный экономический университет
РФ, Екатеринбург
e-mail: [email protected]
Alexander Lyubimcev
Master's Degree student Department of International Business Ural State University of Economics
Russia, Yekaterinburg
e-mail: [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена изучению администрирования таможенных платежей в ЕАЭС. В процессе изучения делается вывод о наличии проблем в этом процессе, даются предложения по его совершенствованию.
Annotation.
The Article is devoted to the study of administration of customs payments in the EAEU. The study concludes that there are problems in this process, and offers to improve it.
Ключевые слова: администрирование таможенных платежей, таможенные платежи, распределение таможенных платежей, поступление таможенных платежей, банк ЕАЭС, органы финансового контроля
Keywords: administration of customs payments, customs payments, distribution of customs payments, receipt of customs payments, the Bank of the EAEU, financial control bodies
ЕАЭС представляет собой союз, созданный для защиты экономических и политических интересов стран, входящих в его состав. Как следствие, все страны - участницы этого союза наделены друг перед другом определенными обязательствами, закрепленными в Договоре о ЕАЭС, подписанном всеми его странами-участницами. Одним из таких обязательств является обязательство по распределению между всеми государствами таможенных платежей, поступающих в каждую из стран-участниц, на основе определенных нормативов. В этой связи каждая из стран обладает собственным органом, исполняющим обязанности администратора таможенных платежей в этой стране. Учитывая, что каждая из стран также имеет свою национальную валюту, отличную от национальных валют других интегрированных в ЕАЭС стран, а также то, что таможенные платежи могут поступать и в валюте других стран, все это приводит к проблемам в исполнении взаимных обязательств стран-участниц ЕАЭС по распределению поступающих в них таможенных платежей. В настоящее время указанные проблемы только усиливаются, что связано с сокращением общего поступления таможенных платежей в страны - члены ЕАЭС.
Таможенные платежи являются отражением успешности отдельной страны или группы стран в осуществлении внешнеэкономической деятельности, которая, в свою очередь, во многом зависит от состояния внешнеполитических и внешнеэкономических связей страны (группы стран). Вместе с тем, текущие внешние факторы неблагоприятно сказываются на объемах внешней торговли стран ЕАЭС, что наглядно видно на рисунке 1.
1400000,00 1200000,00 1000000,00 800000,00 600000,00 400000,00 200000,00 0,00
1 229 080
1 120 356
793 078
584 321
410
545 942
203
346 319
146 556
366 611 228 033
673 074
298 653 214 093
138 957
111 493 36 940
579 408
261 648 185 756
86 180 74148
75 839 56164
2013
2014
Платежи за экспорт товаров Платежи за импорт услуг
2015
I Платежи за импорт товаров • Итого
2016
2017 (3кв.)
Платежи за экспорт услуг
Рисунок 1 - Динамика платежей за экспорт и импорт товаров, полученных всеми странами - членами
ЕАЭС по итогам 2013-2016 годов и 3 кварталов 2017 года [1]
Однако в данном случае снижение объемов поступающих таможенных платежей обусловлено не только внешними по отношению к ЕАЭС причинами, но и продолжающимся в ЕАЭС процессом снижения импортных и отмены экспортных тарифов на перемещаемые через таможенную границу товары и услуги.
Структура поступлений таможенных платежей по странам за 2016 и 3 квартала 2017 года представлена на рисунке 2. Представленные на нем данные свидетельствуют о том, что законодательно определенные нормативы распределения исполняются не в полной мере. Так, норматив в отношении РФ превышен на 0,28% в 2016 г. и на 1,98% - по итогам трех кварталов 2017 года. Также немного выше нормы выглядит доля поступлений таможенных платежей в Республику Беларусь. Поступления в Республику Казахстан по итогу 2016 года были выше нормы на 2%, а по итогу 3 кварталов 2017 года - на 0,39%. В то же время в обоих обозначенных периодах объем поступлений в Кыргызскую Республику был значительно ниже нормы. Иными словами, в исследованных периодах нормативы поступлений таможенных платежей по странам-участницам ЕАЭС соблюдены не были.
2016 год
3 квартала 2017 года
Беларусь Основной
Казахстан Кыргызст Основной ан
Основной
Беларусь Основной Казахстан Кыргызст Основной ан
Основной
Рисунок 2 - Структура поступлений таможенных платежей по странам - участницам ЕАЭС (кроме Республики Армении) за 2016 и 3 квартала 2017 года [1]
Как представляется, такое положение дел может быть обусловлено тремя основными факторами:
- во-первых, тем, что на сегодняшний день еще не в полной мере интегрировалась в ЕАЭС Республика Армения. Несмотря на то, что таможенные платежи в адрес этой страны перечисляются, пока еще Республика Армения не представляет полных сведений о поступлении таможенных платежей от плательщиков, уплачивающих таможенные платежи на ее таможенной территории. Это приводит к неточностям в расчете объема поступивших и распределенных таможенных платежей;
- во-вторых, администрирование таможенных платежей странами - участницами ЕАЭС самостоятельно приводит к тому, что общая сумма платежей, поступившая по всем странам, также рассчитывается с погрешностями, что не способствует соблюдению принятых нормативов распределения;
- в-третьих, отсутствием единого органа администрирования таможенных платежей в ЕАЭС и единого органа финансового контроля в сфере перечисления таможенных платежей.
Для решения обозначенных проблем предлагается создание соответствующих органов (единого органа администрирования таможенных платежей и единого органа финансового контроля в ЕАЭС) и регламентация их деятельности. Предлагаемая структура представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Предлагаемая организационная структура ЕАЭС, нацеленная на администрирование
таможенных платежей
Орган по администрированию таможенных платежей должен представлять собой финансовую организацию (Банк ЕАЭС), созданную для функционирования ЕАЭС, в том числе для приема таможенных платежей. Соответственно, все потоки по уплате таможенных платежей должны быть перенаправлены во вновь созданную структуру.
В функциональные обязанности этой структуры должны быть включены прием платежей и их дальнейшее перераспределение между странами-членами ЕАЭС в соответствии с утвержденными нормативами, а также создание единой базы данных полученных и распределенных платежей, которая должна быть доступна для просмотра национальным органам по администрированию таможенных платежей стран-членов ЕАЭС.
На национальные органы по администрированию таможенных платежей стран-членов ЕАЭС возлагается задача по контролю за правильностью определения таможенной стоимости перемещаемых товаров субъектами внешнеэкономической деятельности, а также по проведению работы по принудительному взысканию сумм задолженностей по просроченным таможенным платежам.
Орган финансового контроля ЕАЭС должен быть постояннодействующим и иметь полномочия по проведению финансовых проверок в отношении ЕЭК, а также Органа ЕАЭС по администрированию таможенных платежей (Банка ЕАЭС) и национальных органов по администрированию таможенных платежей стран -членов ЕАЭС. Целью его деятельности является обеспечение законности в финансовой и хозяйственной деятельности ЕАЭС. А основные задачи состоят в:
- проверке выполнения финансовых обязательств всех структур ЕЭК, в том числе предлагаемого к созданию Органа ЕАЭС по администрированию таможенных платежей (Банк ЕАЭС) перед странами-участницами ЕАЭС, так и обязательств стран-участниц ЕАЭС друг перед другом;
- проверке правильности использования органами ЕЭК и Банка ЕАЭС денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
- проверке соблюдения правил распределения и поступления таможенных платежей, совершения других финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
- устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.
Ресурсное обеспечение вновь создаваемых органов ЕАЭС должно состоять из трудовых и финансовых ресурсов. В качестве трудовых ресурсов Органа финансового контроля предлагается использовать ресурсы группы инспекторов, сформированной из представителей высших органов государственного финансового контроля государств-членов ЕАЭС в соответствии с Договором об ЕАЭС [1]. Однако данные трудовые ресурсы должны использоваться на постоянной основе, а их трудовая деятельность оплачиваться за счет бюджетов тех стран, которые они представляют в ЕАЭС. Трудовые ресурсы Банка ЕАЭС предлагается использоваться на коммерческой основе за счет прибыли Банка.
Согласно статье 20 Договора о ЕАЭС, все органы ЕАЭС финансируются за счет средств бюджета ЕАЭС [2]. Являясь органом ЕАЭС, предлагаемый к созданию Банк ЕАЭС должен быть профинансирован из его бюджета. Однако в той же статье Договора о ЕАЭС сделано уточнение, что бюджет ЕАЭС должен быть сбалансирован по доходам и расходам [2]. Соответственно, увеличив расходы из бюджета ЕАЭС, необходимо также увеличить и его доходы.
На первом этапе создания Банка ЕАЭС предлагается профинансировать его уставный капитал во всех валютах стран ЕАЭС с учетом действующего законодательства всех интегрирующихся стран о минимальном капитале Банков, необходимом для создания банковского учреждения на их территории. Расчет данных требований в долларах США представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Расчет минимальных требований к уставному капиталу банка в долларах США по курсу на
12.04.2018 г.
Наименование страны Минимальное требование к уставному капиталу банка в национальной валюте Курс доллара по отношению к национальной валюте на 12.04.2018 г. Итого минимальное требование, долл. США
Российская Федерация [3] 1 млрд руб. 62,01 16126400
Республика Казахстан [4] 10 млн тенге 330,88 30222,40
Кыргызская Республика [5] 400 млн сомов 69,25 5776173,29
Республика Армения [6] 30 млрд драмов 484,50 61919400
Республика Беларусь [7] 45 млн белорусских рублей 2,05 21996281,37
Итого 105848477,06
Полученную в таблице 1 сумму предлагается разделить поровну на все страны, участвующие в ЕАЭС, чтобы каждой из них досталось по 20% акций вновь создаваемого Банка ЕАЭС. Иными словами, вклад каждой из стран должен составить:
105848477,06 / 5 = 21169695,41 долл. США
Установленная сумма в полной мере соответствуют признанным на международном уровне минимальным значениям банковского риска. Поэтому Банк ЕАЭС, созданный на таких условиях, во-первых, должен соответствовать минимальным требованиям к банковскому риску, а, во-вторых, иметь широкие возможности для функционирования в режиме банковской организации.
Полученная выше сумма (см. Итого в табл. 1) является значительной, из чего следует сделать вывод о том, что рекомендуемый к созданию Банк ЕАЭС может способствовать развитию экономики интегрирующихся стран путем финансирования проводимых в них инфраструктурных проектов. Это, во-первых, будет способствовать большей интеграции стран внутри ЕАЭС, а, во-вторых, будет повышать их конкурентоспособность во внешней среде. В свою очередь, это будет содействовать развитию торговли стран ЕАЭС с третьими странами, а, следовательно, и росту объемов таможенных пошлин.
Кроме того, рекомендуемый к созданию Банк ЕАЭС поможет решить и еще одну проблему - проблему перераспределения между странами таможенных платежей, поступивших в иностранной валюте. В данном случае перераспределение поступивших на счета Банка ЕАЭС таможенных платежей возможно производить по курсу соответствующей валюты, установленной Банком ЕАЭС на дату поступления платежа. Как следствие, на день получения таможенного платежа будет удовлетворен паритет интересов всех участников ЕАЭС.
Таким образом, проблемы администрирования таможенных платежей в ЕАЭС предлагается решить за счет создания Органа ЕАЭС по администрированию таможенных платежей (Банка ЕАЭС), а также Органа финансового контроля ЕАЭС. Основными источниками финансирования предлагаемых изменений являются средства государств - членов ЕАЭС. Представленные меры совершенствования помогут решить следующие проблемы:
- повышение гарантий поступления таможенных платежей к Единому администратору, в качестве которого выступает Банк ЕАЭС;
- повышение степени финансового контроля всех органов ЕЭК и национальных администраторов таможенных платежей;
- ускорение распределения поступивших таможенных платежей между странами-участницами;
- установление единого валютообменного курса, на основании которого происходит зачисление и распределение таможенных платежей, поступивших к единому администратору в иностранной валюте;
- повышение степени интеграции экономик стран ЕАЭС;
- повышение возможностей ЕАЭС в части финансирования инфраструктурных проектов интегрирующихся стран, а, следовательно, и их конкурентоспособности на внешних рынках.
Список используемой литературы:
1. Платежи за экспорт и импорт товаров и услуг и переводы денег // Евразийская экономическая комиссия - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/fin_stat/time_series/Pages/transfers.aspx
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http ://www. consultant. ru/document/ cons_doc_LAW_ 163855/
3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 31.12.2017) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу 28.01.2018). // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=158443
4. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28.01.2016 г. № 9 «О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28.11.2011 г. № 18 «Об утверждении перечня обязательных условий договора банковского займа и внесении дополнений и изменений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 23.02.2007 г. № 49 «Об утверждении Правил ведения документации по кредитованию» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 09.03.2016 г. № 13427) // Адилет - Режим доступа: http://adilet. zan.kz/rus/docs/V1600013427
5. Кудрявцева Т. Все коммерческие банки Кыргызстана выполнили требование об увеличении уставного капитала / Т. Кудрявцева // Информационное агентство 24 - Режим доступа: https://24.kg/ekonomika/ 16162_vse_kommercheskie_banki_kyirgyizstana_vyipolnili_trebovanie_ob_uvelichenii_ustavnogo_kapitala/
6. В Армении в результате докапитализации остались 17 банков // Новости Армения - Режим доступа: http://newsarmenia.am/news/economy/v-armenii-v-rezultate-dokapitalizatsii-ostalis-17-bankov/
7. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 23.06.2015 г. № 380 «О минимальном размере уставного фонда банка» // Консультант Плюс - Режим доступа: http ://www. nbrb .by/Legislation/ documents/I_3 80_2015 .pdf