УДК 355.01
Сигида Николай Александрович
Sigida Nikolay Aleksandrovich
кандидат философских наук,
доцент кафедры философии и социальных наук
Сибирского государственного
аэфрокосмического университета
dom-hors@mail.ru
PhD,
Assistant Professor of the Philosophy and Social Science Department Siberian State Aerospace University dom-hors@mail.ru
СОВЕРШЕНСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
IMPROVEMENT OF THE SOCIAL RELATIONS
Аннотация:
Summary:
В статье, посвященной проблеме совершенствования общественных отношений в обществе коллективистского типа, отмечается, что в отечественной социальной философии движение к совершенству раскрывалось с позиций диалектической традиции.
The article deals with improvement of the social relations in the society of the collectivist type. The author notes that the national social philosophy considered the improvement from the perspective of dialectical tradition.
Ключевые слова:
общество коллективистского типа, православие, народ, качество, диалектика.
Keywords:
society of the collectivist type, orthodoxy, people, quality, dialectics.
Одной из категорий философии, отражающей важные стороны объективной действительности, является качество. Качественно различаются не только предметы, но и общественные явления. Тип общества формируется под влиянием определенной совокупности объективных условий и субъективных факторов его жизнедеятельности и тем самым данными условиями и факторами задается определенный тип его качествования, то есть пребывания в некотором определенном качестве. В истории философской мысли сформировались различные взгляды на качествование общества. Качествование коллективистского общества, его развитие направлено на совершенствование общественных отношений. Коллективистскому обществу присущи признаки гармоничного единства социальных норм: их согласованность, законченность друг в друге; законченность друг в друге социальных институтов, ответственных за их исполнение; отсутствие завышения значимости одних социальных норм по сравнению с другими. В коллективистском обществе воспитывается совершенная личность, защита которой осуществляется со стороны соборного государства, и с деятельностью последнего гармонирует активность других социальных институтов.
Индивидуалистическое общество ориентировано на индивидуалистические ценности и стандарты естественности: естественное право, естественное состояние, созданные системы законов. Качествова-ние индивидуалистического общества, его развитие направлены на реализацию принципа свободы воли индивида и удовлетворение его потребностей. В индивидуалистическом обществе воспитывается свободная личность, защита которой осуществляется со стороны институтов правового государства.
Исследуя коллективизм, русские философы опирались на научные труды Аристотеля. Великий философ в своей идее тождества блага гражданина и государства обосновывает принцип коллективизма как стандарт совершенства общественных отношений: «...следует ли признать, что счастье каждого отдельного человека и счастье государства тождественны или что не тождественны. Ответ на это ясен, так как, по-видимому, все согласны с тем, что тождественны» [1, с. 221]. Раскрывая такие коллективистские стандарты естественности, как совершенство общественных отношений и добродетель, Аристотель подчеркивал, что блага общества и личности являются следствием совершенной (добродетельной) жизни общества.
Философские исследования Аристотеля стали фундаментом для отечественной социальной философии при разработке теории соборности, общинности и коллективизма. Перечисленные теории основывались в том числе и на теоретизировании стандарта совершенства общественных отношений. Этот стандарт был детально исследован в древнерусской социальной философии. Так, святой Феодосий Печерский обосновывает необходимость соблюдения единодушия и единомыслия: «Созвала нас благодать Святого Духа и молитва святой Богородицы в сию обитель в единодушие и в единоумие, и в едину волю - да буде бо воля Твоя, яко на небеси и на земли!» (цит. по: [2, т. 5, с. 180]). Понятия единомыслия, единоумия и единодушия стали основой фундаментальных понятий теории соборности, восходящих к стандарту совершенства общественных отношений.
Древнерусские философы Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, опираясь на учение Аристотеля, создали проекты соборности как императив совершенства общества Святой Руси. Нил Сорский учил, что накопительство материальных благ вредит духовному совершенству человека: «Истинное отдаление от всякого вещелюбия состоит в том, чтобы не только не иметь отношения, но и не желать приобрести оное, это нас наставляет к душевной чистоте» [3, с. 34]. Согласно учению Нила Сорского, человек должен осознавать несовершенство и небытие мира, его преходящий характер. Для спасения человека и общества необходимо их совершенствование. Противопоставляя императив совершенства императиву свободы, ученый доказы-
вает, что императив совершенства есть императив творения блага, совершенной добродетели, а императив свободы - императив изобретения мира, свободной добродетели. Совершенство общественных отношений осуществляется на основе совершенной добродетели. В теоретико-экономическом проекте соборности Иосифа Волоцкого также содержится идея усовершенствования, идея создания образцового, освященного монастырской святостью управления мирской жизнью. Этот путь должен привести к единству духовной и светской власти. Иосиф Волоцкий учил: «Наказывай бесчинствующих, утешай малодушных, служи больным, принимай странников, старайся быть братолюбивым. С крепкими в вере имей мир, от еретика отвращайся.» [4, т. 1, с. 211]. Таким видел святой совершенного человека. Принципы, изложенные Учителем в своем проекте, составлены с учетом коллективистского способа воспроизведения общественной жизни. Он славил тех, кто своей деятельностью укреплял и совершенствовал русское общество: «Они в равной мере утверждали слово истины, в равной мере подвизались и трудились для церкви, борясь с Востоком и Западом» [5, с. 277]. Только соблюдая духовное единство народа и строгое следование стратегии соборности, русское государство выстояло в этой борьбе.
Впоследствии многие русские философы развивали учение о совершенствовании общественных отношений. Духовное, нравственное совершенствование человека способствует совершенствованию общественных отношений - так утверждал В. С. Соловьев. Он считал, что на основании нравственного начала как божественного, лишь в царстве благодати, а не в царстве природы, возможно осуществление правды и братства человечества: «Свободное же подчинение каждого всем, очевидно, возможно только тогда, когда все эти сами подчинены безусловному нравственному началу, по отношению к которому они равны между собою, как все конечные величины равны по отношению к бесконечности» [6, т. 2, с. 12]. В России совершенствование общественных отношений, по мнению В.С. Соловьева, основывается на действиях единого духовного начала: «Духом, животворящим наш общественный организм, должен быть дух Христов. им же должен определяться и высший идеал для всего общественного строения России» [7, т. 1, с. 43]. Гармония власти светской и духовной - это стандарт естественности общества коллективистского типа, имеющий многовековую историю. Философ утверждает, что духовный авторитет христианского начала на Руси, взаимное доверие государя и народа выражалось на Земских соборах. «Это согласие Государства и Земли, правителя и народа основывалось на том, что они одинаковы перед общим духовным авторитетом христианского начала» [8, с. 46]. Органическое единство общего и единичного нашло свое отражение в понятии соборности. Это зерно русской идеи, центральное понятие русской философии, слово, не поддающееся переводу на другие языки. Как отмечал Л.П. Карсавин, соборный - не высший авторитет, а «симфония, гармоничная согласованность, всеединство». Гармония светской и духовной власти способствует совершенствованию общественных отношений - такой вывод делает В.С. Соловьев: «Истинное отношение церкви и государства, без сомнения, есть обоюдная свобода, но не отрицательная свобода равнодушия, а положительная свобода согласного взаимодействия в служении одной общей цели - устроении истинной общественности на земле» [9, с. 56].
Совершенствование общественных отношений на Руси осуществлялось на базе православия, которое изначально формировалась как православный аристотелизм. В его основу была положена византийская модель мира, а именно космическая, предполагавшая полноту совершенства всеобщей связи явлений, то есть полноту космической модели мира, дающей простор для совершенствования общественных отношений. Православие - это условие выживания цивилизации. Эту истину постоянно проповедует патриарх Кирилл: «Традиционные ценности необходимы нам, как воздух, во имя нравственного становления личности, полноты духовной жизни индивидуума и межличностных отношений» [10, с. 77]. Идея соборности на протяжении веков способствовала совершенствованию общества и церкви. «Церковь - живой организм, в ней важен опыт соборного участия всех членов общины в приходской жизни», - говорит патриарх Кирилл [11, с. 69]. Соборность - это единство всех и единство по всему, основа которого - божественная благодать взаимной любви.
Важный этап в социально-философском осмыслении стандарта совершенства общественных отношений связан с научной деятельностью А.Н. Радищева. Он считал, что «государство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан» [12, с. 613]. В последующих своих трудах, исследуя теорию соборности, А.Н. Радищев делает вывод, что в обществе коллективистского типа нормы права не могут господствовать над нормами морали. Он пишет, что «чем народ имеет нравы непорочнее, простее, совершеннее, тем меньше нужды он имеет в законах» [13, с. 614]. Анализируя роль народа в совершенствовании общественных отношений, А.Н. Радищев подчеркивает, что народ - это передовая часть общества, целостность большая, чем сумма частей, а не сумма частей, равная целому.
В аспекте дальнейшего социально-философского исследования совершенствования общественных отношений российского общества философы разработали теорию общинности. Такие коллективистские, социальные институты России, как община, советы, земства, воинские дружины на протяжении тысячелетий обеспечивали воспроизводство цивилизационных основ общества. Исследуя проблему русской общинности, Л.В. Данилова писала: «.с сельской общиной как хранительницей и транслятором производственного и социального опыта, накопленных человечеством моральных, этических и эстетических ценностей, связано и положительное воздействие на общественную жизнь» [14, с. 317]. Проведя исследование данной проблемы, Д.Е. Григоренко пишет: «Общинная социальная структура России являлась залогом совершенствования общественных отношений, что предполагает диалектический характер русской цивилизационно-культурной традиции» [15, с. 69].
Выдающийся русский философ А.С. Хомяков, основоположник славянофильства, изучая общинность как фактор самосовершенствования русского общества, наполняет понятие общинности конкретным социально-философским содержанием: «Взаимное вспоможение имеет. характер не милостыни. но обязанно-
сти общественной, истекающей из самого отношения товарищей друг к другу и обусловленной взаимною и общею пользою» [16, с. 165]. Именно товарищеская взаимопомощь является основой общины и такого коллективистского социального института, как воинская дружина, а впоследствии - российской и советской армии. В этих социальных институтах воспроизводится коллективистский этический стандарт, предстающий как совершенство общественных отношений. Как считает А.С. Хомяков, соблюдение для России коллективистских стандартов жизни является залогом нравственного совершенства индивидов и несокрушимости общества коллективистского типа: «Теперь, когда связались колоссальные массы в одно целое, несокрушимое для внешней вражды, настало для нас время понимать, что человек достигает своей цели только в обществе, где силы каждого принадлежат всем и силы всех - каждому» [17, с. 470]. «Несокрушимость от внешней вражды» основывается на воспитании в совершенной личности духа патриотизма.
Идея о высокой степени духовного единства русского народа положена в теорию общинности Ф.М. Достоевского. Он пишет: «Основные нравственные сокровища духа. не зависят от экономической ситуации. Все 80 миллионов ее населения представляют собою такое духовное единение, какого, конечно, в Европе нет нигде и не может быть, а стало быть, уже по сему одному нельзя сказать, что наша земля неурядна, даже в строгом смысле нельзя сказать, что и нищая» [18, с. 132]. Общинность является одной из важнейших характеристик жизни общества российского. Она предотвращает рост социальной энтропии в обществе коллективистского типа и определяет его совершенствование. Великий писатель и ученый в общинности видит фактор устойчивости и совершенствования российского общества: «Уничтожьте у нас общину, и народ тотчас же будет у нас развращен в одно поколение. Уничтожат общину - порвутся последние связи порядка» [19, с. 144]. В условиях постоянных военных агрессий с Запада и Востока общинность российского общества являлась объективным фактором его сохранения и совершенствования.
В частности, Н. Г. Чернышевский подчеркивал, что, несмотря ни на какие внешние негативные воздействия, в том числе и военные агрессии, Россия сохранила общество коллективистского типа. Принцип коллективизма (общинности) адекватен жизнеустройству российского общества. Это подтверждается в аспекте идеи тождества начальной и высшей стадий развития общества коллективистского типа, которые предстают в качестве двух полюсов диалектического противоречия. Ученый пишет: «По форме высшая ступень развития сходна с началом, от которого она отправляется.» [20, т. 1, с. 610]. Анализируя планетарное развитие животного мира и характерные признаки человека в частности, Н.Г. Чернышевский писал: «Все его общественные учреждения - администрация, войско и война. понятие о справедливости - каждый из этих фактов подлежит той норме, о которой мы говорим: повсюду высшая степень развития представляется по форме возвращением к первобытной форме, которая заменялась противоположною на средней степени развития.» [21, с. 625]. Развитие общества в рамках противоречия, по направлению к завершенности, есть движение к совершенствованию общественных отношений, то есть в диалектической традиции, - вектор их совершенствования. В результате данного движения создаются предпосылки к появлению совершенного общества. В соответствии с принципами диалектической методологической традиции, разработанной античными, византийскими, а затем и русскими философами понятие «совершенное общество» выступает как образ действительности. Данное понятие является адекватным понятием отечественной философии, выступающей в качестве альтернативы западному проекту социальной философии, составным и функционирующим на базе утилитарного, метафизического представления о содержании мира.
Таким образом, совершенство общественных отношений в обществе коллективистского типа является совокупностью совершенств: совершенной личности; совершенной добродетели, гармонии светской и духовной власти. В отечественной социальной философии при разработке теории соборности, общинности и коллективизма основывались, в том числе и на теоретизировании стандарта совершенства общественных отношений.
Ссылки:
1. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.
2. Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печорского // Тр. отд. древнерус. лит. М.; Л., 1956. Т. 5. С. 159-184.
3. Нил Сорский. Сборник / сост. Р. Ермаков. М., 1995.
4. Рассел Б. История западной философии: в 2 т. М., 1993.
5. Там же.
6. Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. М., 1989.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. Неизвестный Патриарх Кирилл / ред. А. Добросоцких. М., 2009.
11. Там же.
12. Радищев А.Н. Избранные произведения. М., 1949.
13. Там же.
14. Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. М., 1994.
15. Григоренко Д.Е. Аграрные реформы П.А. Столыпина в контексте современного социального мифотворчества // Теория и история / Сиб. ин-т бизнеса, управления и психологии (СИБУП). Красноярск, 2007. № 1. С. 64-73.
16. Хомяков А.С. О сельской общине // О старом и новом: статьи и очерки. М., 1988. С. 159-167.
17. Хомяков А.С. Сочинения: в 2 т. М., 1986.
18. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1880 г. // Полн. собр. соч. : в 30 т. М., 1984. Т. 26.
19. Достоевский Ф. М. Записные книжки. М., 2000.
20. Чернышевский Н.Г. Критика философских предубеждений против общинного владения // Сочинения: в 2 т. М., 1986.
21. Там же.
References (transliterated):
1. Aristotel'. Politika. Afinskaya politiya. M., 1997.
2. Eremin I. P. Literaturnoe nasledie Feodosiya Pechorskogo // Tr. otd. drevnerus. lit. M.; L., 1956. Vol. 5. P. 159-184.
3. Nil Sorskiy. Sbornik / comp. by R. Ermakov. M., 1995.
4. Rassel B. Istoriya zapadnoy filosofii: in 2 vols. M., 1993.
5. Ibid.
6. Solov'ev V. S. Sochineniya: in 2 vols. M., 1989.
7. Ibid.
8. Ibid.
9. Ibid.
10. Neizvestniy Patriarkh Kirill / red. A. Dobrosotskikh. M., 2009.
11. Ibid.
12. Radishchev A.N. Izbrannie proizvedeniya. M., 1949.
13. Ibid.
14. Danilova L.V. Sel'skaya obshchina v srednevekovoy Rusi. M., 1994.
15. Grigorenko D.E. Agrarnie reformy P.A. Stolypina v kontekste sovremennogo sotsial'nogo mifotvorchestva // Teoriya i istoriya / Sib. in-t biznesa, upravleniya i psikhologii (SIBUP). Krasnoyarsk, 2007. № 1. S. 64-73.
16. Khomyakov A.S. O sel'skoy obshchine // O starom i novom: stat'i i ocherki. M., 1988. S. 159-167.
17. Khomyakov A.S. Sochineniya: v 2 t. M., 1986.
18. Dostoevskiy F.M. Dnevnik pisatelya za 1880 g. // Poln. sobr. soch. : in 30 vols. M., 1984. T. 26.
19. Dostoevskiy F. M. Zapisnie knizhki. M., 2000.
20. Chernyshevskiy N.G. Kritika filosofskikh predubezhdeniy protiv obshchinnogo vladeniya // Sochineniya: in 2 vols. M., 1986.
21. Ibid.