Научная статья на тему 'Совершение сопутствующих преступлений как один из факторов самодетерминации преступности'

Совершение сопутствующих преступлений как один из факторов самодетерминации преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
854
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / ВНУТРЕННИЙ ИСТОЧНИК ВОСПРОИЗВОДСТВА / ACCOMPANYING CRIMES / CRIME SELF-DETERMINATION / INTERNAL SOURCE OF REPRODUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаров В.В.

В статье рассматриваются сопутствующие преступления в качестве внутреннего источника воспроизводства преступности, приводящего к самодетерминации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Макаров В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Commission of accompanying crimes as one of factors of self-determination of crime

In article accompanying crimes as the internal source of reproduction of crime leading to self-determination are considered.

Текст научной работы на тему «Совершение сопутствующих преступлений как один из факторов самодетерминации преступности»

В.В. МАКАРОВ,

адъюнкт*

(ФГКУ «ВНИИ МВД России»)

V.V. MAKAROV,

adjunct**

(FGKU «All-union Scientific Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia»)

УДК 334.23

Совершение сопутствующих преступлений как один из факторов самодетерминации преступности

Commission of accompanying crimes as one of factors of self-determination of crime

122

В статье рассматриваются сопутствующие преступления в качестве внутреннего источника воспроизводства преступности, приводящего к самодетерминации.

Сопутствующие преступления, самодетерминация преступности, внутренний источник воспроизводства.

In article accompanying crimes as the internal source of reproduction of crime leading to self-determination are considered.

Accompanying crimes, crime self-determination, internal source of reproduction.

Преступность обусловлена не только внешними факторами — детерминантами, но и собственными внутренними ресурсами, способными влиять как на саму преступность, так и на общество в целом. Так срабатывают обратные связи взаимовлияния процессов, происходящих внутри сложных социальных систем.

Механизмы взаимовлияния функционируют в соответствии с определенными закономерностями, которые являются объектом нашего исследования.

Внутренние механизмы преступности, приводящие к ее равновесию, воспроизводству и развитию, лежат в основе самодетерминации преступности.

Полагаем, упомянутые внутренние механизмы складываются путем взаимодействия внутренних источников воспроизводства (внутренних репродуктивных свойств) преступности и внешней благоприятной среды, которая способствует воспроизводству преступности.

Выделяются некоторые внутренние источники воспроизводства, приводящие к самодетерминации преступности.

* Ранее - оперуполномоченный ГУ МВД России по ЦФО.

** Earlier - the operative of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia across the Central federal district.

Первый связан с закономерностью, согласно которой одно удачно совершенное и нераскрытое преступление зачастую приводит к совершению второго и последующих. Данная закономерность обусловила возникновение и развитие таких явлений как рецидивная (в криминологическом смысле) и профессиональная виды преступности.

Второй внутренний источник воспроизводства связан с закономерностью, согласно которой для обеспечения совершения основного преступления совершаются «сопутствующие». Их можно также назвать вспомогательными или подсобными: например, приобретение лицом оружия для последующего совершения с его помощью убийства. К этому же фактору относится и посткриминальная деятельность, которая обычно связана с совершением новых преступлений, таких как поджог дома для сокрытия следов преступления, убийство изнасилованной женщины, скупка краденного. Так одно преступление порождает совершение другого.

Третий внутренний источник воспроизводства связан с закономерностью, в соответствии с которой созданная организованная группа или преступное сообщество воспроизводят преступления, для совершения которых они созданы.

Четвертый внутренний источник воспроизводства связан с закономерностью, согласно которой криминальная субкультура является благоприятной питательной средой, где преступность получает свое «обоснование», идеологическую подпитку и формирует собственные, отличные от общепризнанных, правила поведения и нормы.

К внешней благоприятной среде, способствующей самовоспроизводству преступности относится целый ряд факторов. Один из них проявляется через психологию населения и сводится к универсальному правилу: если уровень преступности высок, а преступления часто остаются безнаказанными, то в обществе происходит изменение условных границ допустимого. Возникает состояние вседозволенности, «разрешенности» преступного поведения, развиваются представления о слабости, необязательности и ничтожности законов, увеличивается количество видов так называемых социально одобряемых преступлений. Состояние, когда нормы права и морали работают неэффективно, приводит к тому, что часть общества можно легко склонить к преступному поведению.

Таким образом, расширение преступности вызывает ее дальнейший рост, и она становится привычной формой существования в обществе.

На основании изложенного следует, что самодетерминация или способность к самовоспроизводству, являющаяся одним из системных качеств преступности, представляет собой ее обусловленность с присущими ей внутренними репродуктивными свойствами, которые проявляются при наличии благоприятной внешней среды. Самодетерминация приводит к росту (расширению) преступности и поддержанию ее на определенном уровне.

Мы не претендуем на исчерпывающий и окончательный перечень закономерностей функционирования механизмов преступности, однако рассчитываем на раскрытие основных из них.

Рассмотрим совершение сопутствующих преступлений в качестве внутреннего источника воспроизводства преступности, приводящего к ее самодетерминации.

Сопутствующие (вспомогательные) преступления имеют место в следующих наиболее распространенных случаях.

1. Когда сопутствующее преступление становится необходимым условием для совершения основного. Например, для осуществления террористического акта путем взрыва требуется сначала приобретение либо изготовление взрывного устройства, что является самостоятельным составом преступления.

2. Когда сопутствующее преступление сопровождает основное или облегчает его совер-

шение. Например, к данной категории можно причислить убийство инкассаторов при разбойном нападении в целях завладения денежными средствами.

3. Когда сопутствующее преступление скрывает следы основного. Это, например, убийство изнасилованной женщины.

Перечисленное наглядно демонстрирует, как происходит самодетерминация преступности посредством совершения сопутствующих преступлений: одно преступление порождает (обусловливает) совершение другого.

При рассмотрении сопутствующих преступлений нельзя не обратиться к такой категории как уголовно-правовые нормы с двойной превенцией, так как их существование наиболее полно отражает суть вопроса.

Уголовно-правовыми нормами с двойной превенцией называются нормы об уголовной ответственности за такие преступления, которые обусловливают совершение других преступлений. При этом воздействие таких норм, как правило, заключается в предупреждении более тяжких преступлений. Сущностью норм с двойной превенцией является предупреждение преступлений, являющихся предпосылкой совершения других преступлений. Эффект двойной превенции достигается в случае наличия связи объектов первичного и вторичного воздействия. Такая закономерность прослеживается как при индивидуальном преступном поведении, так и массовом. Примером действия уголовно-правовой нормы с двойной превенцией является привлечение лица к уголовной ответственности за угрозу убийством. Таким образом, осуществляется предупреждение убийства, которое могло быть совершено в случае реального исполнения угрозы. Точно так же ответственность за незаконный оборот оружия предупреждает преступления, которые могут быть совершены с его помощью.

Как справедливо замечает Э.Ф. Побегайло, под нормами с двойной превенцией понимаются «нормы об уголовной ответственности за деяния, осуществление которых создает условия и непосредственную обстановку для совершения других, более тяжких, преступлений. Поэтому и говорится о двойной превенции, двойном профилактическом действии таких норм — против деяний, для борьбы с которыми они непосредственно предназначены, и против тяжких преступлений, для которых создается благоприятная почва, если указанные деяния останутся без реагирования, так как, с одной стороны, ими предусматривается уголовная ответственность за совершение преступлений, а с другой — их применение способствует предупреждению более тяжких и опасных преступлений» [3, с. 10].

123

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)

124

Раскрывая действие норм с двойной превенцией, А.С. Шуйский, применительно к борьбе с терроризмом, дает следующую их классификацию.

1. В зависимости от направленности первичного превентивного воздействия им предложено выделить пять видов норм с двойной превенцией: а) нормы, устанавливающие ответственность за деяния, целью которых является совершение преступления другими лицами (ст. 150, 205.1, 205.2, ч. 3 ст. 212, ст. 280, 282.1, 354 УК РФ); б) нормы, устанавливающие ответственность за организацию групп для совершения преступлений (ст. 208—210, 239, 282.1 УК РФ) и участие в них; в) нормы, устанавливающие ответственность за незаконные оборот и изготовление, небрежное хранение, хищение и вымогательство материалов, веществ и предметов, которые могут использоваться для совершения преступлений (ст. 186, 187, 220—226, 273, 325—327 УК РФ); г) нормы, устанавливающие ответственность за деяния, выступающие в качестве «фоновых» явлений преступности (ст. 151, 156, 228-232, 240-242.1 УК РФ); д) нормы, устанавливающие ответственность за деяния, со временем «перерастающие» в другие, более тяжкие преступления (ст. 115-117, 119, 213 УК РФ).

2. В зависимости от направленности вторичного превентивного воздействия нормы с двойной превенцией могут быть классифицированы следующим образом:

— по объекту преступлений, на которые направлено вторичное превентивное воздействие (нормы с двойной превенцией, опосредованно предупреждающие преступления против личности; в сфере экономики; против общественной безопасности и т. д.);

— по криминологической типологии преступлений, на которые направлено вторичное превентивное воздействие (нормы с двойной превенцией, нацеленные на предупреждение насильственных преступлений, корыстных преступлений, политических преступлений и т. д.);

— по адресатам вторичного превентивного воздействия: а) нормы об ответственности за деяния, выступающие в качестве условия совершения другого преступления тем же лицом (например, ст. 115—117, 119 УК РФ); б) нормы об ответственности за деяния, выступающие в качестве условия совершения другого преступления иным лицом (например, ст. 150, 205.1, 205.2 УК РФ) [5, с. 9]. Необходимо отметить, что нормы с двойной

превенцией оказывают свое воздействие как на тех лиц, к которым они применяются, так и на более широкий круг. Это говорит об их не только частной, но и общей превенции.

Само по себе существование норм с двойной превенцией объясняет необходимость противо-

действия закономерности, в соответствии с которой совершение сопутствующих преступлений обусловливает рост (расширение) преступности. Между такими преступлениями существует связь особого рода, при которой одно преступление с большой степенью вероятности будет являться причиной (условием) совершения другого преступления. Например, условием совершения террористического акта путем взрыва будет являться предварительное изготовление или приобретение взрывного устройства. Так одно преступление порождает совершение другого. Это наглядный пример самодетерминации (самовоспроизводства) преступности посредством сопутствующих (вспомогательных) преступлений.

Следует заметить, что совершение сопутствующих преступлений охватывает больший круг общественных отношений, нежели охраняют уголовно-правовые нормы с двойной превенцией. Это можно проследить на уже приведенных примерах о сокрытии следов преступления (убийство изнасилованной женщины) или когда сопутствующее преступление облегчает совершение основного (убийство инкассаторов при нападении на них). Здесь мы видим, что сопутствующее преступление будет являться более тяжким по отношению к основному.

Преступления, предусмотренные уголовно-правовыми нормами с двойной превенцией, не всегда являются причинами совершения других преступлений, тех, которых такие нормы призваны предупреждать. Например, лицо, изготовившее взрывное устройство для совершения террористического акта, впоследствии отказывается от его совершения. Следовательно, преступление, предусмотренное нормой с двойной превенцией, не всегда обусловливает совершение другого преступления. Данный вывод является актуальным и для закономерности о совершении сопутствующих преступлений, однако стоит оговориться, что при этом мы будем иметь дело с отсутствием срабатывания данной закономерности, что никаким образом не ставит под сомнение существование соответствующего источника воспроизводства преступности.

Отсутствие прямой обусловливающей связи между такими преступлениями не означает отсутствия других связей — опосредованных. Возвращаясь к примеру о подготовке террористического акта, мы видим, что, несмотря на отказ от преступления, были созданы условия его совершения.

Наиболее актуальным представляется рассмотрение срабатывания закономерности о сопутствующих (вспомогательных) преступлениях относительно массового преступного поведения. И здесь справедливым было бы обращение к данным уголовной статистики. Так, усиление противодействия хулиганству, как правило, приводит к снижению уровня насильственных

преступлений, и наоборот. «Активизация борьбы с хулиганством в начале 80-х годов прошлого столетия в определенной мере способствовало снижению в 1985—1987 гг. коэффициентов убийств и причинения тяжкого вреда здоровью» [3, с. 17].

Таким образом, двойная превенция заключается в противодействии одним преступлениям, которые являются предпосылками, условиями совершения других преступлений. Это позволяет добиваться двойного эффекта и разрушающе действовать на существующие связи между преступлениями и видами преступности. Двойная превенция заключается также в предупреждении того преступления, за которое лицо привлекается к ответственности, а также того, которое могло быть совершено посредством первого.

По справедливому утверждению В.П. Ревина, основными формами профилактического воздействия норм с двойной превенцией являются: угроза применения санкции за деяния, запрещенные уголовно-правовой нормой (общая превенция), привлечение к ответственности за преступление, не представляющее большой общественной опасности, и оказание тем самым профилактического воздействия, а иногда и лишение физи-

ческой возможности совершения более тяжкого преступления (специальная превенция) [3, с. 32].

«Условиями явления в отличие от его причин называется комплекс явлений, которые сами не могут породить непосредственно данное явление — следствие, но, сопутствуя причинам в пространстве и времени и влияя на них, обеспечивают определенное их развитие, необходимое для возникновения следствия» [1, с. 95]. Если причина с неизбежностью порождает следствие, то условие обеспечивает возможность, способствует действию причины. Связь между условием какого-либо явления и самим этим явлением является не причинной, а обусловливающей, и подчиняется статистическим закономерностям, которые осуществляются «как внутренняя тенденция, прокладывающая себе путь сквозь массу случайностей и проявляющая себя в них как средняя многочисленных случайных отклонений» [2; 4, с. 22].

Государство, обеспечивая безопасность и правопорядок в обществе, обязательно должно создавать механизмы противодействия самодетерминации преступности, чтобы не порождать в ходе борьбы с преступностью еще более тяжкие последствия для будущего этого общества.

Список литературы

1. Категории материалистической диалектики. М., 1967.

2. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976.

3. Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Уголовно-правовые средства предупреждения тяжких преступлений против личности. М., 1989.

4. Проблема причинности в современной физике. М, 1960.

5. Шуйский А.С. Противодействие террористическим актам посредством уголовно-правовых норм с двойной превенцией: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

E-mail: vitan95@gmail.com.

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.