Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И РАЗОБЛАЧЕНИЯ ЛЖИ ПРИ ДОПРОСЕ ИНОГО ЛИЦА'

СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И РАЗОБЛАЧЕНИЯ ЛЖИ ПРИ ДОПРОСЕ ИНОГО ЛИЦА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБВИНЯЕМЫЙ / ЛОЖЬ / ДОПРОС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдулаева Х.Ш.

Ложь - одно из тех зол, с которым очень часто приходится сталкиваться. Источниками лжи являются чаще всего подозреваемые, обвиняемые и свидетели. Но обнаружить ее - это искусство, которое приобретается с помощью определенных знаний, при умелом их использовании и конечно же жизненным опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И РАЗОБЛАЧЕНИЯ ЛЖИ ПРИ ДОПРОСЕ ИНОГО ЛИЦА»

Ребенок - это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Малыш ежесекундно смотрит на взрослого, впитывает в себя ту информацию, которую он дает своим поведением.

В процессе воспитания ребенка важно всё - речь, внимание к ребенку, манеры, стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми.

Использованные источники:

1. Ананьев Б.Г. под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.

2. Бассин Ф.В. Проблема воспитания ребенка.

3. Выготский Л.С. Детская психология.

4. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка.

5. Гиппенрейтер Ю.Б.

6. Гримак Л.П. Резервы детской психики.

7. Джеймс В. Развитие опыта ребенка. Андреев и сыновья, 1992.

Абдулаева Х.Ш. студент III курса психологический факультет филиал ДГУ Халилова А.А., к.п.н. руководитель, доцент филиал ДГУ Россия, г. Кизляр

СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И РАЗОБЛАЧЕНИЯ ЛЖИ ПРИ

ДОПРОСЕ ИНОГО ЛИЦА

Аннотация: Ложь - одно из тех зол, с которым очень часто приходится сталкиваться. Источниками лжи являются чаще всего подозреваемые, обвиняемые и свидетели. Но обнаружить ее - это искусство, которое приобретается с помощью определенных знаний, при умелом их использовании и конечно же жизненным опытом.

Ключевые слова: обвиняемый, ложь, допрос, следствие. The accused, lies, questioning, investigation.

Криминалистическое обеспечение расследования преступлений, совершенных в сфере предпринимательства, в части научно-методического сопровождения представлено широким разнообразием частных методик расследования. Однако уровень раскрываемости и привлечения к ответственности реальных участников большинства экономических преступлений, качество расследования в целом и производства отдельных действий остается по-прежнему невысоким.

Отчасти такая ситуация обусловлена высоким криминальным противодействием, оказываемым преступниками, которые по своим социально-психологическим качествам значительно превосходят общеуголовный элемент. Это выражается в широких коррумпированных

связях, сильной адвокатской поддержке, уровне образования (как правило, высшее экономическое и/или юридическое), четкой ориентированности на сокрытие противоправности отдельных операций или всей коммерческой деятельности и т.п.

Особенности личности субъекта преступления в сфере предпринимательской деятельности обусловливают выбор тактических приемов его изобличения. Одним из самых распространенных средств изобличения выступает допрос. По делам рассматриваемой категории допрос подозреваемого (обвиняемого) в большинстве случаев проходит в конфликтной ситуации, выражающейся в сообщении следователю заведомо ложной или укрытии (умалчивании) части информации.

Ложь стала обычным явлением повседневной жизни, а изобличение во лжи - неотъемлемая часть не только рассматриваемого следственного действия, но и всего процесса расследования. По мнению О.Фрая, не существует такого феномена, как поведение, типичное для лжи, т.е. нет формы поведения, которую демонстрировали бы все лжецы. Это осложняет для изобличителей лжи задачи по определению того, на что им следует обращать внимание. Различия между лжецами и людьми, говорящими правду, как правило, незначительны. Последние исследования в области психологии лжи показали, что мнение З.Фрейда о том, что сквозь каждую пору лжеца просачивается нечто, что выдает его, часто оказывается неверным.

Особенно ярко это проявляется по рассматриваемой категории дел, что и было установлено в процессе специально проведенного исследования с использованием метода включенного наблюдения. [1]

При допросе признаки лжи могут проявляться в невербальных, вербальных и физиологических реакциях человека.

Для ситуации допроса эти процессы будут усилены ввиду действия таких факторов, как:

- сложность лжи, которая предполагает обстоятельное освещение интересующих следствие событий, с их интерпретацией в пользу лгущего, детализированное продумывание алиби;

- мотивация поведения намного сильнее, так как имеется угроза привлечения к уголовной ответственности;

- подозрительность субъекта, воспринимающего ложь, так как допрашиваемый осознает, что следователь обязательно будет проверять все сказанное им, поэтому не сообщает информации, которая может быть проверена. Такую ложь легче объяснить, если она обнаруживается, сказав, что не упомянул об этом, не придав значения, или забыл рассказать;

- индивидуальные особенности лжеца.

Эти факторы будут иметь различную степень значимости в зависимости от вида преступления. Так, для рассматриваемой преступной

деятельности в сфере предпринимательства сложность лжи будет достаточно высока, однако эта сложность определяется не столько конструкцией алиби, но и использованием и интерпретацией особенностей отраслевого законодательства, сложившейся практики ведения определенного вида деятельности, утаивания части информации. Поскольку лицо, совершившее преступление, на протяжении всей своей деятельности достаточно уверенно владеет такой информацией, то интерпретировать ее в выгодном для себя свете не представляет для него особых затруднений и не так сильно замедляет его мыслительные процессы. [1]

Мотивация поведения будет отличаться от поведения, например, убийцы.

Мотивация ко лжи из-за опасения привлечения к уголовной ответственности незначительна, так как согласно судебной практике в большинстве случаев за преступления экономической направленности не назначают наказания, связанного с реальным лишением свободы. В большей степени на ложь мотивируют корыстно-собственнические интересы, связанные с боязнью потерять имущество, получаемые доходы и т.д.

Самое большое значение среди указываемых факторов будет иметь личность допрашиваемого. По мнению О.Фрая, успешного лжеца отличают хорошая подготовленность по теме разговора, оригинальность высказываний, быстрота мышления, красноречие, хорошая память, актерские особенности, отсутствие эмоций, страха, вины или восторга от собственной лжи.

Подозреваемые по делам рассматриваемой категории подчас лучше следователя владеют информацией об определенном виде деятельности, регламентирующих ее нормативных актах, состоянии вида рынка, а нередко и о наличии следов преступной деятельности. Оригинальность высказываний позволяет быстро оправдывать или объяснить свои действия при сомнении следователя в их правомерности. Быстрота мышления, выработанная в результате занятия бизнесом, способность к анализу ситуации и поиску нескольких результативных решений помогает выходить из ситуаций психологических ловушек. Красноречие, хорошая память, высокий интелект позволяют в ходе допроса переключать следователя на сообщение незначимой информации, уводить его всторону от темы допроса.

Отсутствие эмоций в процессе обмана связано с привычкой лгать. Ведь чем чаще человек лжет, тем меньше он испытывает удовольствия от введения других в заблуждение и тем реже его посещает чувство вины. Постоянная тренировка в обмане уменьшает вероятность разоблачения, а потому снижает чувство страха. Такая привычка обязательно вырабатывается в процессе занятия незаконной предпринимательской деятельностью, которая своей незаконностью и обусловливает рассматриваемое поведение. Неудивительно, что проведенные по

обнаружению лжи психологические иследования среди представителей различных профессий установили, что лучшими лжецами являются продавцы. [1]

Сказанное не означает, что по рассматриваемой категории дел не представляются возможным выявить признаки лжи со стороны подозреваемого, обвиняемого. Как бы человек себя ни контролировал или ни был привычен ко лжи, отдельные признаки такого поведения он, безусловно, проявляет.

По мнению ученых, невербальное поведение сложнее контролировать, чем вербальное, поскольку:

- существуют рефлекторные связи между эмоциями и невербальным поведением, которых нет между эмоциями и речью;

- люди более натренированны в использовании слов, чем в управлении поведением, так как речь важнее в обмене информацией;

- важность слов в обмене информацией заставляет говорящего обращать больше внимания на то, что он говорит, чем на то, что он делает;

- невозможно молчать на вербальном уровне. [2]

К числу невербальных признаков, в частности, относятся изменение тона голоса и движений рук и ног. Традиционно выделяемые в литературе мимические признаки (движение бровей, глаз, губ) как раз не являются явными индикаторами лжи, так как достаточно хорошо контролируются. Тон голоса контролировать сложнее, чем мимику, так как в минуты стресса (что характерно для допроса, особенно в период, следующий сразу после задержания) им управляет вегетативная система. Кроме того, предполагая, что чрезмерность движений может выдать ложь (точнее, нервозность по поводу лжи), движения человеком замедляются. Особенно это проявляется в замедлении движений рук, кистей, пальцев, стоп ног. [ 2]

К вербальным характеристикам обмана относятся обусловленные эмоциями непрямые ответы, исключающие употребление личных местоимений или высказывания, содержащие отрицание. Например, вместо фразы «я честный человек» использование оправдания «я не мошенник». Явно подозрителен и, возможно, указывает на ложь также признак четкости описания событий, как правило, в хронологически выверенной манере. Лицу, не подготовленному к объяснению каких-либо обстоятельств, сложно изложить последовательно все интересующие следствие сведения в виде свободного рассказа. Его повествование будет постоянно возвращаться к более значимому, яркому обстоятельству. Лицу же, дающему ложные показания, свойственно последовательное, не сбивчивое изложение показаний. [1]

К физиологическим реакциям, которые следователь может определить без специального прибора (полиграфа), относятся: повышение кровяного давления, сопровождающееся покраснением лица, шеи, ушей; учащение

сердцебиения, определяемое по пульсу или по выступающим на висках, лбу венам; усиление потливости ладоней, выявляемое по чрезмерно частому вытиранию их об одежду или платок, прилипанию к ладоням бумаги, ручки.

Учитывая изложенные признаки, для их выявления и провоцирования можно рекомендовать следующее:

Подвергать сомнению и просить разъяснить сказанное, просить это доказать, уведомлять, что сообщаемые сведения будут проверены. В данном случае происходит воздействие на эмоциональную сферу, которое влияет на все три группы признаков, особенно на невербальные (тон голоса).

Постоянно задавать новые, уточняющие, детализирующие вопросы, что затрудняет процесс лжи, так как подозреваемый должен помнить о сказанном, что замедляет его мыслительные процессы и соответствующие телодвижения.

Оставлять допрашиваемого до последнего момента в неведении об объме и пределах осведомленности следователя. В подобных обстоятельствах допрашиваемый не знает, что именно ему можно сказать, и всегда рискует попасться на произнесении информации, противоречащей знанию следователя.

Следует быть хорошо подготовленным по предмету допроса, не только в рамках обстоятельств расследуемого дела, но и изучить все особенности вида предпринимательской деятельности, нарушение порядка которой привело к преступному результату. Особое внимание необходимо обратить на положения, регламентирующие порядок служебных действий подозреваемого.

Наблюдать за поведением допрашиваемого, особенно обращая внимание на мимолетное выражение эмоций на лице, заторможенность мелких движений кистей, пальцев рук, голеней и стоп, физиологические изменения. Такое осматривание с головы до ног невозможно самому следователю в момент ведения допроса, он должен при этом записывать показания. С этой целью необходимо присутствие дополнительного участника (например, оперуполномоченного), который не только будет выполнять указанную функцию, но и нейтрализует своим присутствием численный перевес со стороны допрашиваемого и его защитника.

Слушать внимательно все, что произносит допрашиваемый, и фиксировать вербальные несоответствия. Это также может подмечать дополнительный участник допроса.

Сравнивать поведение допрашиваемого с его обычным поведением, которое он демонстрировал в ситуациях, не связанных с дачей ложных показаний. Для этого сравнения можно использовать материалы оперативной видеосъемки допрашиваемого, обнаруженное при обыске домашнее видео, видеозаписи деловых переговоров. Также такое сравнение может быть сделано с информацией о личности и поведении подозреваемого, обвиняемого, полученной в ходе неформального с ним

общения в отсутствие адвоката. Значимость невербальных признаков ложных показаний может быть правильно оценена лишь в сравнении с поведением, эмоциональным состоянием, особенностями устной речи этого же лица при его объяснениях, даваемых вне связи с обстоятельствами, входящими в предмет допроса, т.е. на фоне естественного для человека поведения, принятого за норму. [3]

Это не так насторожит подозреваемого, но все же не будет позволять ему полностью сосредоточиться на выясняемом обстоятельстве, вследствие чего он будет допускать оговорки и логические ошибки при даче ложных показаний.

Использованные источники:

1. Бахтеев С.С. 2004

2. Бертровский Л.В., Образцов В.А.2003

3. Ратинова А.Р. 2001

Абдуллаева Ц.А. студент 3 курса факультет «Психология» Шарбузова Х.А. научный руководитель Шуруха Т.А.

Дагестанский Государственный университет

Россия, г. Кизляр

ПСИХОЛОГИЯ.

«ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ»

Мы уже знаем ни один ребенок, не рождается на свет ни добрым, ни злым, дисциплинированным и.т.д. А в ходе воспитания мы делаем их таковыми. Действительно окружающая среда очень сильно воздействуем на формирование психических свойств ребенка. Но воспитание нельзя сводить к проекции форм поведения вытекающих от общества. Здесь есть еще много факторов, которые оказывают сильное влияние. В любом обществе, хорошее оно или плохое могут быть люди и хорошие и плохие.

Воспитание - это есть процесс управления, формирования и развития мыслящей, чувствующей и деятельностной личности. Воспитание отличается от стихийных воздействий, прежде всего тем, что имеет свою программу, согласно которой протекает воспитание в свое время Павлов указывал, что нервная система детей очень пластична, податлива, а японские исследования вообще категорично осуждают, что после трех лет ребенка воспитывать поздно и благодаря тому, что нервная система податлива мы у детей с различными типологическими особенностями воспитываем одинаковые нормы, морали поведения, чувства и т.д.

В действительности и холерики, и сангвиники, меланхолики и флегматики в одинаковой мере могут овладеть любыми нравственными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.