Научная статья на тему 'Совершение мошенничества с использованием средств массовой коммуникации'

Совершение мошенничества с использованием средств массовой коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
422
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОШЕННИЧЕСТВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / FRAUD / MASS COMMUNICATION MEDIA / INFORMATION / INFLUENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сапарбаев Данияр Сарсембекович

Рассмотрены вопросы квалификации мошенничества, совершенного с использованием средств массовой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Committing fraud using the mass communication media

The article is devoted to the formulation in the criminal legislation aggravating circumstance in committing fraud using mass media.

Текст научной работы на тему «Совершение мошенничества с использованием средств массовой коммуникации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

November 2012 № 1178 «On making changes in the list of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors subject to control in the Russian Federation» A.V. Fedorov the DEA. 2013. No. 1.

20. FedorovA.V. the determination ofthe derivatives of narcotic drugs and psychotropic substances for the purposes of criminal law A.V. Fedorov Theory and practice tion of the examination. 2013. No. 1 (29).

21. Chirkov D.K. crimes in the sphere of drug trafficking: modern criminological Outlook

D.K. Chirkov, O.N. Korchagin safety Issues-2014. no 5.

1 Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.

2 Официальные материалы ФСКН России :htt://www/fskn.ru/

3 Там же.

4 М.Ю. Кийко «Борьба с наркобизнесом в системе национальной безопасности России».

5 Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 1 30/12/2015.

6 Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.

УДК 343.721 ББК 67.408

СОВЕРШЕНИЕ МОШЕННИЧЕСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

ДАНИЯР САРСЕМБЕКОВИЧ САПАРБАЕВ,

адъюнкт кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России

E-mail: kzkg@inbox.ru

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Научный руководитель: доктор юридических наук А.П. Кузнецов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены вопросы квалификации мошенничества, совершенного с использованием средств массовой коммуникации.

Ключевые слова: мошенничество, средства массовой коммуникации, средства массовой информации, информация, воздействие.

Annotation. The article is devoted to the formulation in the criminal legislation aggravating circumstance in committing fraud using mass media.

Keywords: fraud, mass communication media, information, influence.

Характерной особенностью современного общества является то, что оно неразрывно связано с расширением коммуникативных возможностей передачи информации. Массовая коммуникация рассматривается как способ передачи и массового обмена информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты [1, с. 18], предназначенной для неограниченного круга лиц [2, с. 11]. Массовая коммуникация — это не только средство обмена информацией, но и средство массового общения [3, с. 117].

Учитывая всеобъемлющее влияние информационных технологий, законодатель уделяет особое внимание правовой защищенности информационных отношений. Такой подход объясняется тем, что данный сектор коммуникативного информационного пространства стал «удобной средой» для различного рода преступных элементов. Поиск своих потенциальных жертв именно через массово коммуникативные инструменты, используя их в своих преступных целях, стало возможным и доступным. Так, возможности Интернет и печатных изданий

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

они используют как широкую площадку для расширения преступной деятельности; таким образом, информационное пространство становится неотъемлемым узловым элементом в выстраивании мошеннических схем для неправомерного завладения чужим имуществом [4, с. 78].

Применение средств массовой коммуникации (Далее СМК) как средств совершения преступных посягательств на отношения собственности целесообразно рассматривать в следующих аспектах: во-первых, они позволяют закреплять в массе людей правдивость искаженной информации; во-вторых, они позволяют привлечь максимально большую аудиторию.

Как правило, данные аспекты в преступной деятельности переплетены между собой. Используя средства массовой информации, преступные элементы осуществляют манипулирование в определенной мере общественным сознанием, навязывают свою позицию в интересах достижения корыстных намерений. Психологическое воздействие признается оценочным понятием, и его мера определяется статистическим подсчетом мнений контрольной группы. Воздействие СМИ на психику может быть существенным или несущественным [5, с. 240]. Отметим, что лишь в Кыргызской Республике функционирует 206 действующих традиционных СМИ (газеты, ТВ и радио), которые представляют собой весьма обширную массовокоммуникативную систему [6].

Ст. 11 Закона Кыргызской Республики «О гарантиях и свободе доступа к информации» закрепляет обязанность проверки достоверности сведений, распространяемых средствами массовой информации, которые, наряду с источником информации, несут ответственность за ее достоверность в порядке, установленном законодательством [7]. Требования проверки большей массы представляемой информации рекламодателями сложно осуществимы, в связи с этим они носят декларативный характер. Согласно ст. 22. Закона Кыргызской Республики «О рекламе» рекламопроизводитель и рекламораспространитель лишь вправе требовать у рекламодателя представить документальные подтверждения достоверности рекламной информации на товары, которые не подлежат лицензированию [8]. Несмотря на достаточное национальное законодательство по обе-

спечению достоверности распространяемой информации, тем не менее, данные шаги малоэффективны и тенденции использования средств массового распространения информации в преступных целях нарастают. Применение средств массовой информации в совершении преступления выступает одним из его основных этапов. Являясь признаком криминальной направленности, его можно отнести к информационной преступности, которая проявляет себя в информационной сфере, в сфере общественных отношений, обусловленных информационными ресурсами, информационной инфраструктурой, производством, распространением (передачей), потреблением информации [9, с. 13].

Ученый-криминолог И.А. Носкова преступления, совершаемые с использованием средств массовой информации, предлагает обозначать общим понятием «массмедийные преступления» [10, с. 93]. Данную категорию преступлений можно разделить на две группы: 1) с позиции уголовно-правовой квалификации, где использование СМИ имеет юридическое значение; 2) с точки зрения криминологического исследования, в рамках которого можно характеризовать преступление с использованием средств массовой информации, выходящее за пределы состава, как способ совершения преступления [11, с. 112].

Средства массовой коммуникации, такие как Интернет-издания, периодическая пресса, позволяют с определенной легкостью обнаружить преступникам потенциальных жертв, которые станут в дальнейшем объектом интеллектуального преступного воздействия на их сознание в корыстных целях. Именно СМИ и средства массового общения (Интернет-сайты объявлений, социальные сети) во многом становятся невольно распространителями преступных намерений. Само применение СМК для поиска жертв, характеризует преступные намерения, которые направлены на причинение большего ущерба, предопределяет профессионализацию преступной деятельности.

Современные возможности реализации преступной деятельности безграничны. Крупный тираж периодических печатных изданий и популярность Интернет-сайтов среди пользователей, специализирующихся на размещении рекламы, позволяет использовать возможности Интернет для построе-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ния мошеннических схем реализации преступного умысла в целях обогащения [12. с. 10].

Рекламная кампания крупнейших финансовых пирамид «МММ», «Хопер-инвест» являются яркой иллюстрацией такого использования масс-медиа. Именно массовое распространение информации о прибыли лиц, участвовавших в этих проектах, значительно облегчило совершение крупнейших по числу потерпевших лиц преступлений [5, с. 243].

Объективная сторона мошенничества выражается в завладении чужим имуществом или приобретении права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Обман и злоупотребление доверием представляют собой способы совершения мошенничества, которое по объективной стороне схоже с ч. 2. ст. 192 УК КР «заведомо ложная реклама», которая содержит в себе квалифицирующий признак использования средств массовой информации при причинении значительного ущерба. Отличием является то, что при совпадении способа совершения, тем не менее, отличается цель совершения [13, с. 87].

Реклама рассматривается как форма коммуникации, т.е. передача обращения источника информации к ее получателю посредством определенного канала [14, с. 3]. Данный способ распространения информации носит разнообразную типологию: объявления — Интернет-рассылок, буклетов.

Одной из форм распространения информации, исходя из Закона о СМИ, являются: различного рода печатные издания (книги, буклеты,журналы), а также теле- и радиовещание, кино- и видеостудии, аудиовизуальные записи и программы. Вместе с тем, полагаем, что современные возможности Интернета также следует учитывать и это законодательно отразить в перечне СМИ, осуществляющих распространение рекламной или иной информации во Всемирной электронной сети. Само размещение объявлений выражает специфику воли преступника на охват большего количества людей: давая объявление в газете, преступник совершает мошенничество, вводит в заблуждение неопределенное число лиц в рамках единого преступного факта.

Примером случая массового корыстного обмана граждан в Кыргызской Республике можно назвать «дело Рентон Групп». Так, президент ОсОО «Рен-

тон Групп», гражданин П. в целях достижения материальной выгоды в рамках пополнения средств ОсОО компании «Рентон Групп» путем обмана, злоупотребления доверием, осуществил продажу простых векселей; при этом провел крупную рекламную кампанию организации через СМИ, представляя ее как преуспевающую компанию. Хотя на самом деле она имела большие убытки, так как на самом деле все денежные средства гражданином П. растрачивались и присваивались. Для поддержания имиджа успеха организации,с целью введения в заблуждение граждан для того, чтобы они вкладывали денежные средства в ОсОО компанией «Рентон Групп» были распространены рекламные буклеты. В рекламе указывалось, что компания имеет золоторудное месторождение и с целью введения в заблуждение жителей Кыргызской Республики им были изготовлены макеты золотых слитков, которые якобы добывались на золоторудном месторождении. Всего с 1999 г. по август 2003 г. им было обмануто 1 587 гражданам на сумму 129728000 сомов [15].

Приведенный пример показывает, что использование средств массовой коммуникации как одного из способов совершения преступления позволило ввести в заблуждение значительное число лиц в короткий промежуток времени. Все это свидетельствует о повышенной общественной опасности совершенного деяния и лиц его совершивших [16, с. 174].

Немаловажным компонентом является то, что размещая объявление, а равно обращаясь к чужому опубликованному предложению, виновное лицо на данном этапе выражает свою волю в серийном совершении в дальнейшем противоправных действий. Преступник в данном случае находится в некотором «выигрышном положении»; в зависимости от содержания размещенной информации он выстраивает определенные алгоритмы введения заблуждения своей «целевой аудитории». Тем не менее, следует разграничить, когда преступник совершает мошенничество, давая объявление в газете, и вводит в заблуждение в рамках единственного преступного факта.

Так, ученый-криминолог Н.Е. Шинкевич разделяет способы мошенничества на шесть групп: в сфере трудоустройства; мошенничества в сфере рынка жилья; почтовые и рекламные мошенничества; мошенничества, связанные с оказанием медицинских или иных услуг; брачные аферы и так называемые

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

уличные «жульничества» [17]. Исходя из характера представленных групп преступлений, предполагается применение средств массовых коммуникаций.

Определенное беспокойство вызывает, что использование СМИ при совершении различных преступлений имеет тенденцию к расширению, что необходимо принимать во внимание в законотворческой деятельности [18, с. 128]. Это объясняется отсутствием четкого реагирования со стороны государства на такой способ распространения обмана, недостаточным уровнем правовых инструментов, нацеленных на их снижение. Совокупность данных фактов негативно отражается и на деятельности владельцев сетевых продуктов и СМИ, которым необходима расширенная и устойчивая аудитория.

Распространение преступного намерения по средствам коммуникаций таит в себе информационную опасность. Это обуславливается тем, что вероятность и величина возможного информационного ущерба становится больше порогового ущерба, требующего принятия мер по его предотвращению и защите объекта безопасности [19, с. 38]. Данный способ совершения мошенничества выражает специфику воли преступника на охват большего количества людей, направленный на получение преимуществ, в ущерб окружающим.

Исходя из изложенного необходимо внести изменения в законодательную структуру уголовно-правовой нормы ст. 166 УК Кыргызской Республики «Мошенничество» и сформулировать квалифицирующий признак мошенничества: те же деяния, совершенные с использованием средств массовой коммуникации.

Включение в статью квалифицирующим признаком использование средств массовой коммуникации в число обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность, позволит избежать увеличения количества статей в уголовном законе и, вместе с тем, усилит уголовно-правовой потенциал правовых запретов.

Литература

1. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. М., 2010.

2. Кузнецов А.П. Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород. 2007.

3. Сергеев Е.Ю. Средства массовой коммуникации в условиях глобализации // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) № 1. 2009. С. 117—128.

4. Кузнецов А.П., Маршакова М.М., Паршин С.М. Преступления в сфере экономики: учебно-методическое пособие (под общ. ред. проф. А.П. Кузнецова) Н. Новгород. 2013.

5. Шоткинов.С.А. СМИ и преступность .Специфика взаимодействия // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского №1.2003. С. 239—250.

6. Исследование СМИ Кыргызской Республики. [Электронный ресурс] URL:http://www.media. kg/wp-content/uploads/2013/10/issledovanie_media_ rus2.pdf. (дата обращения: 2 октября 2015 г.).

7. Закон Кыргызской Республики № 89 от 5 декабря 1997 г. «О гарантиях и свободе доступа к информации» // Централизованный банк данных правовой информации Министерства Юстиции Кыргызской Республики [Электронный ресурс] URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/589 (дата обращения: 2 октября 2015 г.).

8. Закон Кыргызской Республики № 155 от 24 декабря 1998 г. «О рекламе» // Централизованный банк данных правовой информации Министерства Юстиции Кыргызской Республики [Электронный ресурс] URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/162 (дата обращения: 3 октября 2015 г.).

9. Горшенков А.Г, Горшенков Г.Г., Горшен-ков Г.Н. Информационнная преступность: криминологическая преступность личности, угрозы и меры ее защиты. // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. № 1. 2003. С. 13—16.

10. Носкова.И.А. Преступления, совершаемые с использованием СМИ // Криминология. Вчера.Се-годня.Завтра. 2013. № 4. С. 93—96.

11. Носкова И.А. Классификация преступлений, совершаемых с использованием средств массовой информации // Свропейсьш перспективи. 2012. № 2. С. 112—117.

12. Комаров А.А. Криминологические аспекты мошенничества в глобальной сети Интернет: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011.

13. Голованов Р. С. Разграничение составов преступлений «заведомо ложная реклама» и «мошенничество» //. Вестник КРСУ. 2007. № 10. Т. 7.

14. Редакторская подготовка рекламных материалов: методические указания для студентов

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» / сост. А.М. Лобин. Ульяновск. 2004.

15. Кадыралы уулу М. Мошенничество при выдаче необеспеченных простых векселей //Бюллетень нотариальной практики, 2008. № 3 [Электронный ресурс] URL: http://www.center-bereg.ru/b10582. html(дата обращения: 2 октября 2015 г.).

16. Кругликов Л.Л., Василевский А.В. Дифференциация ответственности в уголовном праве. СПб. 2002.

17. Шинкевич Н.Е. Виктомологическое направление предупреждения мошенничества [Электронный ресурс] URL: http://library.shu.ru/pdf/1/shink004. pdf.(дата обращения: 20 октября 2015 г.).

18. Боровикова В.В. Вопросы уголовного права и деятельность средств массовой информации // Пробелы в российском законодательстве. № 4. 2013. С. 126—129.

19. Митюрина Н.Ю., Бобков Н.В. Информационная составляющая экономической безопасности России // Информационная безопасность регионов. № 1. 2011. С. 37—40.

References

1. Sharkov F.I. Communicology: foundations of the theory of communication. Moscow, 2010.

2. Kuznetsov A.P. Responsibility for the crimes in the sphere of computer information: teaching aid. N. Novgorod. 2007.

3. Sergeev E.F.Mass media in the context of globalization // Society. Environment. Development (Terra Humana) № 1. 2009. S. 117—128.

4. Kuznetsov A.P, Marshakova M.M., Parshin S.M. Crime in the economy: a teaching aid (under general. Ed. prof. A.P. Kuznetsov) N. Novgorod. 2013.

5. Shotkinov.S.A. Mass media and crime. The specificity of interaction // Herald N.I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. S. 239—250.

6. Study of the media of the Kyrgyz Republic. [Electronic resource] URL: http: //www.media.kg/wp-content/uploads/2013/10/issledovanie_media_rus2. pdf. (the date of circulation: 02.10.2015).

7. Law of the Kyrgyz Republic №89 dated December 5, 1997 "On guarantees and freedom of access to information" // centralized databank of legal infor-

mation of the Ministry of Justice of the Kyrgyz Republic [electronic resource] URL: http://cbd.minjust. gov.kg/ act / view / ru-ru / 589 (date of circulation: 02.10.2015).

8. The Law of the Kyrgyz Republic № 155 dated December 24, 1998 "On Advertising" // centralized databank of legal information of the Ministry of Justice of the Kyrgyz Republic [electronic resource] URL: http:// cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru- ru / 162 (date of circulation: 03.10.2015).

9. Gorshenkov A.G., Gorshenkov G.G., Gorshenkov G.N. An information crime: criminological crime personality, threats and measures to protect it // Herald N.I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. № 1. 2003. S. 13—16.

10. Noskova.I.A. Crimes committed with the use of the media // Criminology. Yesterday. Today. Tomorrow. 2013. № 4. S. 93—96.

11. Noskov I.A. Classification of crimes committed with the use of media // Gvropeyski perspektivi. 2012. № 2. S. 112—117.

12. KomarovA.A. Criminological aspects of fraud in the Internet: author's abstract... candidate of legal sciences. Saratov, 2011.

13. GolovanovR.S. Differentiation of crimes "misleading advertising" and "fraud" //. Bulletin KRSU. 2007. № 10. Volume 7.

14. Editorial preparation of promotional materials: guidance for students majoring 021500 "Publishing and Editing" / comp. A.M. Lobin.Ulyanovsk. 2004.

15. Kadyraly uulu M. fraud in the issuance of unsecured promissory notes // Bulletin of notarial practice, 2008.N 3 [electronic resource] URL: http:// www.center-bereg.ru/b10582.html (the date of circulation: 02.10.2015).

16. Kruglikov L.L., Vasilevsky A.V. Differentiation of responsibility in criminal law. Spb. 2002.

17. Shinkevich N.E. Victimological direction fraud prevention [electronic resource] URL: http://library. shu.ru/pdf/1/shink004.pdf. (the date of circulation: 20.10.2015).

18. Borovikova V.V. Criminal law and media activities // Gaps in russian legislation. № 4. 2013. S. 126—129.

19. Mityurina N.J., Bobkov N.V. Information component of economic security of Russia // Information security regions. № 1. 2011. S. 37—40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.