Научная статья на тему 'Сотворение мира глазами пратюрков (рунологические и археологические приметы). II. Вечная земля'

Сотворение мира глазами пратюрков (рунологические и археологические приметы). II. Вечная земля Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
696
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЯНО-АЛТАЙСКОЕ НАГОРЬЕ / РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ / РУНИЧЕСКИЕ ПИСЬМЕНА / РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНОСТИ / МИФОЛОГИЯ / КОСМОГОНИЯ / SAYAN-ALTAI UPLANDS / EARLY MIDDLE AGES / TURKIC PEOPLES / RUNIC SCRIPTS / RECONSTRUCTION OF ANTIQUITY / MYTHOLOGY / COSMOGONY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кызласов Игорь Леонидович

Рунические надписи тюркских народов называют вечными (beŋgü~beŋkü) скалы и вертикальные камни. Вечной именуют руны и землю (jer). Этот факт, как и нанесение таких надписей на скалы, показывает, что землю связывали с каменной твердью. Составляя космогоническую пару земле, небо также считали каменным. Возможно реконструировать миф творения: первичное каменное, вероятно, яйцевидное тело было разорвано пополам великой силой одна его половина ушла наверх и стала небом, другая осталась внизу, образовав землю. Горы и вертикальные камни виделись следами вселенского разрыва: неровность земной поверхности создали клочки первобытного каменного естества, вздыбленные к небу Великим Рывком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кызласов Игорь Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of the World as Seen with Eyes of the Proto-Turkic People (Runological and Archaeological Tokens). II. Eternal Earth

Runic inscriptions of the Turkic peoples declare rocks and vertical stones to be eternal (beŋgü ~ beŋkü). Runes also call the earth (jer) eternal. This fact, as well as drawing such inscriptions on rocks, demonstrates that the earth would be associated with the firmament. The earth was a cosmogonic couple with the sky, so the sky was also deemed to be stone. It is possible to reconstruct the myth of Creation: probably a primary stone ovoid body was torn in half by a great force its one half soared upwards and became the sky, the other one remained below having formed the earth. Mountains and vertical stones seemed as traces of this universal gap: the roughness of a terrestrial surface was created by the scraps of a primitive stone nature reared to the sky by the Great Breakthrough.

Текст научной работы на тему «Сотворение мира глазами пратюрков (рунологические и археологические приметы). II. Вечная земля»

ИСТОРИЯ. АРХЕОЛОГИЯ. ЭТНОЛОГИЯ. ЭТНОГРАФИЯ

tffc »*:ч лч m »<:ч **:ч ^гч ¿чч йч ¿:ч лч л г*:ч »•:'« л «:ч »тч *-:ч ¡»;ч до

И.Л. Кызласов УДК 902; 904; 397.4

СОТВОРЕНИЕ МИРА ГЛАЗАМИ ПРАТЮРКОВ (РУНОЛОГИЧЕСКИЕ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИМЕТЫ)

II. ВЕЧНАЯ ЗЕМЛЯ*

Аннотация

Рунические надписи тюркских народов называют вечными (beqgu—beqku) скалы и вертикальные камни. Вечной именуют руны и землю (jer). Этот факт, как и нанесение таких надписей на скалы, показывает, что землю связывали с каменной твердью. Составляя космогоническую пару земле, небо также считали каменным. Возможно реконструировать миф творения: первичное каменное, вероятно, яйцевидное тело было разорвано пополам великой силой - одна его половина ушла наверх и стала небом, другая осталась внизу, образовав землю. Горы и вертикальные камни виделись следами вселенского разрыва: неровность земной поверхности создали клочки первобытного каменного естества, вздыбленные к небу Великим Рывком.

Ключевые слова: Саяно-Алтайское нагорье, раннее средневековье, тюркские народы, рунические письмена, реконструкция древности, мифология, космогония

Igor L. Kyzlasov

CREATION OF THE WORLD AS SEEN WITH EYES OF THE PROTO-TURKIC PEOPLE (RUNOLOGICAL AND ARCHAEOLOGICAL TOKENS)

II. THE ETERNAL EARTH

Abstract

Runic inscriptions of the Turkic peoples declare rocks and vertical stones to be eternal (beqgu ~ beqku). Runes also call the earth (jer) eternal. This fact, as well as drawing such inscriptions on rocks, demonstrates that the earth would be associated with the firmament. The earth was a cosmogonic couple with the sky, so the sky was also deemed to be stone. It is possible to reconstruct the myth of Creation: probably a primary stone ovoid body was torn in half by a great force - its one half soared upwards and became the sky, the other one remained below having formed the earth. Mountains and vertical stones seemed as traces of this universal gap: the roughness of a terrestrial surface was created by the scraps of a primitive stone nature reared to the sky by the Great Breakthrough.

Key words: Sayan-Altai uplands, early Middle Ages, Turkic peoples, runic scripts, reconstruction of antiquity, mythology, cosmogony

* Первую часть статьи см.: [1].

Кызласов Игорь Леонидович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела средневековой археологии Института археологии РАН (Москва), e-mail: kyzlasovil@mail.ru

Igor L. Kyzlasov, Prof. Dr. Sc. (History), Leading Researcher, Department of Medieval Archaeology, Institute of Archaeology, the Russian Academy of Sciences (Moscow), e-mail: kyzlasovil@mail.ru

© Кызласов И.Л., 2018

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2018/1 (79)

Письменная и устная традиция тюркских народов не сохранили языческого мифа о сотворении мира, который служил объяснением сущего. Но уцелели археологические свидетельства таких изначальных представлений. Отысканию их служит понятие вечного (beygu~beyku), выделяемое в рунических надписях. Так именуют обнажения гор и вертикальные камни, стоящие с незапамятных времен. Их священные поверхности не трогали ни время, ни люди [1].

Таковым в глазах предков было и третье вечное естество - седые письмена называют им землю.

В орхонских эпитафиях VIII - середины IX вв., в которых отражены взгляды тюрок и уйгуров до принятия ими мировых религий, земля (jer) нигде не выступает самостоятельно. В паре с водой (sub) она составляет обитаемую поверхность (в прошлом - общинные владения, затем - страну, родину) (КТ, 19; БК 35, 40, Xb, 13)1, а в паре с небом (tayri) - нижнюю часть двухслойного мира, космическое единство, первоначально нерасчле-ненное (КТ б, 1, 10-11, 22; БК, 1, 29-30, 35, Xb, 10-11; МЧ, 13-14, 33).

Гораздо менее орхонских текстов изучены краткие енисейские надписи на скалах (рис. 1)2, относящиеся к IX-X вв. Они не раз говорят о земле как о самостоятельной божественной сущности, постоянно называемой тёмной, бурой (jayiz), священной (i'duq) или вечной (beygu~beyku). Обычно резные строки полны восторга и благочестивого трепета перед нею, что, несомненно, отражает древнейшие общетюркские мировоззренческие основы3:

j(a)y(i)z (j)(e)r (i)d2uq (j)(e)r(i)m (a)tayigma «Бурая земля - та, что должна называться Священной моей Землёю» (Ялбак-Таш IV/VI. Горный Алтай) (рис. 2, а); л f h б1 1 ^Т 9 ](Ф b(e)ygu (e)rm(i)s <...> «Земля, вечно бывшая <...>» (начало надписи Ялбак-Таш I) (рис. 2,

б) [6, с. 10-13, 21-16, рис. 3, 4, 7, 9]; 1 4 <) :> е X Г- 1с120)к

[или id2uq? надо бы id1(i)(~u)q]]'(е)г(1)т-а b(e)ygu [надо бы b(e)ygu] Ь(о)1(и)у «О, моя Священная Земля, будьте вечной» (Е 36/3, Шалаболинская писаница, Хакасско-Минусинская котловина)4 [4, с. 181, 182; 5, с. 102, 103; 8, № XXXIX; ср.: 9, S. 343; 10, с. 66].

Ко времени создания этих молитвенных надписей в Древнехакасском государстве, применявшем енисейское письмо и объединявшем всю Южную Сибирь, уже официально господствовала манихейская религия, воспринятая от Уйгурского каганата в начале 60-х гг. VIII в. Основой этого учения была вера в Истину, существующую от начала мира, а также в путь к спасению, ведущий сквозь противоборство двух вселенских начал - Добра (Света) и Зла (Тьмы). В этих представлениях тёмная земля связывалась с образом царя Зла, в услужении у которого пребывали мириады демонов [11, с. 426]. Некоторые енисейские наскальные строки отражают манихейские представления о присущей земле скверне -<...>

> г>Н:< >

<...> : (а)1 : Ь(а)у1гу : Ьи (а)хип : jek д)пс(?)

щиу <...> «<...> этот земной мир (~ земная жизнь) - из разряда обмана и зла, демон, покой (?) (и) разум (~ спокойное разумение) <...>» (Кёк хая, строка 2, Хакасия) [12; 13, рис. 4]; Ч 1 Г * XГ9 Р ❖ ТИ ? Г /1XТ9 ¡(ОпКаи/, [надо бы j(e)rd(a)ki] (i)g (ф(ф Ь(е)фи ]'(е)^(а)к! (а)п(а)г «(Если) на земле находящиеся болезни исчезнут, на вечной земле находящиеся (существа) придут в замешательство (~ удивятся)» (Ялбак-Таш XXII) [6, с. 78-82, рис. 21, 27].

Однако приведенный материал убеждает в том, что в местном обществе греховность, по пришлой доктрине отличающая земной мир, уживалась со священным трепетом перед тёмной землёю, свойственным исконной вере.

1 Обозначения памятников рунического письма см.: [2, с. XXI-XXXI]). Цифра указывает номер строки. Транскрипция дана алфавитом «Древнетюркского словаря» [2], пропущенные на письме гласные взяты в круглые скобки, опускаемая или не разобранная часть текста - в скобки угловые, подчеркнутые буквы передают один знак рунического текста.

2 Рис. 1 - см. вторую страницу обложки.

3 Приводимые далее надписи Горного Алтая отличает палеография алтайского варианта енисейского письма и псевдоруническая орфография, характерная для манихейского письма рунами [3, табл. XXIV; 4, с. 177-183; 5, с. 98-105].

4 Алтайцы считают, что «ранней весной, после праздника '^ылнайак", у земли открывается слух, она оживает, приобретая способность выслушивать <...> людей» [7, с. 93, 94]. Можно думать, что и в рассматриваемое время мольбы к Священной Бурой Земле возносились после дня весеннего равноденствия.

Рис. 2. Скала Ялбак-Таш

а - надпись 1У/У1:

](а)у(Ч)2 (})(е)г (г^-щ (])(е)г(1)т (а^а^та «Бурая земля - та, что должна называться Священной моей Землёю»

<7

I_1_1_1_[_

б - начало надписи I:

}(е)г b(e)ygu (е)гт(1)$... «Земля, вечно бывшая ...».

Прорисовка автора.

Выделив проблему взаимоотношения дома-нихейских и манихейских воззрений в Древнеха-касском государстве, уже несложно заметить, что в устах местных приверженцев Отца Света произошло разделение сакральных терминов: исконные слова ]аугг }ег (или просто }ег) так и остались связанными с чистой частью земного, греховность же этого мира обозначалась чужим термином агип, заимствованным из согдийского [2, с. 6, 73, 74]. Подтверждение этому находим в енисейской эпитафии из урочища Тугутюп (Е 120, Хакасия). Как и другие надгробные памятники, она по сути и стилю текста восходит к языческому древнехакасскому обычаю прославления умершего величественными словами специально слагаемого плача. С приходом манихей-ской грамотности обряд получил письменное воплощение, не расставшись с вертикально поставленными необработанными камнями, издревле символизировавшими умерших. Религиозная принадлежность автора надписи Е 120, как и посмертно прославляемого им аристократа, отразилась не только в заимствованном слове агип (в форме атп), но и, как мы теперь понимаем, в применении в одном тексте двух разных по природе понятий - языческого и манихейского, в своего рода двоеверии. Горестную фразу западной стороны стелы <„>X Ъ * Г< ❖ ) > =

<...> < ..> :}(е)г(1)т-й : (а)$ип(г)т-а : Ьдкт(й)ё(1)т : <...> следует понимать так: «о, моей (Священной) Землёю; о, моей (греховной) земной жизнью я не насладился» [14].

В Южной Сибири манихейство использовало язык местных жителей и их древнюю руническую письменность. На славянском примере известно, что в случае переложения на родной язык пришлых сакральных текстов понятия, освященные новой религией, выражаются старыми, идущими от язычества словами, а отвергаемые - терминами чужой речи (ср. церковно-славянское бог и рай, через древнерусский восходящие к индоевропейскому (индоиранскому), но сатана и ад - к греческому). В противоположность этому в раннем католичестве, например, проповедовавшем на пришлой латыни, местная языческая лексика оказалась духовно низведенной. Как видим, положение в целом подобное тому, которое сложилось на Руси с принятием христианства, возникло и в Древнехакасском государстве. Другое важнейшее сходство двух стран, вызванное привнесением мировой религии на национальном языке, состоит во взлете грамотности и письменно-

сти, наблюдаемом в Южной Сибири с момента официального признания манихейства в 60-х годах VIII в.

Согласно руническим надписям, тюркоязыч-ные народы Южной Сибири и Центральной Азии издревле относили к категории вечного (beygü ~ beykü) скальные обнажения qaja (как явленное взору горное естество), вертикально стоящие камни tas (как явление той же сущности) [1] и саму землю (jer, jayiz jer). Помещая землю в единый понятийный ряд вечного, предки тем самым выказывали ее каменную природу. Именно поэтому сакральные строки, гласящие о вечности и святости земли, нанесены на скалы (рис. 1).

Вечность скал и камней, изменить облик которых было недопустимо [1, с. 38-41], объяснялась их изначальностью, появлением в дни первотворения. Выходит, возникновение мира древними тюркскими народами мыслилось преобразованием былого каменного естества Вселенной.

Широко известное начало большой надписи стелы Кюль-тегина свидетельствует, что в тюр-коязычном мире сотворение земли и неба считали одновременнымдействием: <.. . ÍJ ¿ © -4 F ñ -ГЭ tfVD f-'t-tf И Г1 í^iff4 Üza kok : t(e)yri :(a)sra : y(a)y(i)z : y(e)r : qil(i)ntuqda : <...> «Когда вверху возникло голубое небо, а внизу - бурая земля <...>». Поскольку каменная природа земли нам уже ясна, остается полагать, что в глазах тюркоязычных народов древности небо также выглядело каменным естеством, поскольку оно составляло с землею космогоническую пару ájm^CrtlH '/Ya Jipi idijxi Y(a)r Sub «Небо и священная Земля-Вода».

Именно это допущение о каменной природе земли и неба объясняет для нас, почему вечными воспринимались скалистые горы и вертикальные камни. Они служили свидетельством, результатом вселенского творения: некогда единое каменное, вероятно, яйцевидное тело было разорвано пополам великой силой - одна его половина ушла наверх и стала небом, другая осталась внизу, образовав землю. Неровная, рваная земная поверхность - горы и вздыбленные камни - виделись следами вселенского разрыва: клочками первобытного каменного естества, вздыбленными к небу Великим Рывком.

С.Е. Малов в понимании упомянутой фразы КТб, 1 допускал обе мифологические возможности - как указание на некого создателя, так

и неучастие какого-либо деятеля (варианты перевода ученый выделил курсивом): «Когда было сотворено (или возникло) вверху голубое небо (и) внизу темная (букв. бурая) земля, между (ними) обоими были сотворены (или: возникли) сыны человеческие (т.е. люди)» [15, с. 36]. Тем самым учитывалось и, пожалуй, предлагалось в качестве основного понимание отглагольного слова цйт- (производного от «делать, создавать») как формы пассивного залога. Составители «Древнетюркского словаря» [2, с. 443] считали здесь аффикс -гп-показателем возвратной формы глагола, т.е. допускали лишь одно понимание: «Когда возникло вверху <...>, появились сыны человеческие». Разделяя этот взгляд, Л.Ю. Тугушева [16, с. 38, прим. 46] полагает, что текст указывает на отсутствие демиурга, и прямо возводит древнетюркские космогонические представления к китайским.

Поскольку грамматические особенности фразы предоставляют двоякое понимание ее смысла, решение столь серьезного для истории культуры вопроса не следует ограничивать формально-морфологическими решениями. Новые источники позволят прояснить эту сторону мифотворчества предков. Ныне отражение ее характерных особенностей в показанных массовых категориях археологических памятников (наскальных писаницах и поминальных стелах) выступает цельно и вполне самобытно. Это не позволяет, по моему мнению, возводить представления тюркских народов о вечности и первотворении к глубинным основам дальневосточной философии.

Культура тюркоязычных народов древности и раннего средневековья предстает восточной оконечностью западноазиатской цивилизации. Руническое письмо - явление самобытное и, как любая иная письменность, оно не существовало вне религии. Будь духовные основы тюркоязычного общества близки древнекитайским, мы бы имели вместо рун иеро-глифику.

Сотворение земли и неба в тексте Кюль-те-гина связано с одновременным появлением третьего мирового компонента - с сынами человеческими. Свидетельства этой части древнетюркского космогонического мифа также содержатся в рунологическом и археологическом материале, но они нуждаются в отдельном изложении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кызласов И.Л. Сотворение мира глазами пра-тюрков (рунологические и археологические приметы). I. Представления о вечности // Проблемы востоковедения. 2014. № 2 (64). С. 35-41.

2. Древнетюркский словарь. Редакторы: В.М. На-деляев, Д.М. Насилов, Э.Р. Тенишев, А.М. Щербак. Л.: Наука, 1969. XXXVIII + 676 с.

3. Кызласов И.Л. Рунические письменности евразийских степей. М.: «Восточная литература» РАН, 1994. 327 с.

4. Кызласов И.Л. Разновидности древнетюркской рунической орфографии. Отражение манихейской письменной культуры в памятниках енисейского и ор-хонского письма // Acta Orientalia Academiae Scientia-rum Hungaricae. Budapest, 1997. T. L., fasc. 1-3. Р. 163184 (Труды по востоковедению Венгерской академии наук. Будапешт, 1997. Т. 50, вып. 1-3. С. 163-184).

5. Кызласов И.Л. Орфографические признаки ма-нихейских рунических надписей // Вопросы тюркской филологии. М.: [б. изд-ва], 1999. Вып. IV С. 85-112.

6. Кызласов И.Л. Новости тюркской рунологии. Вып. 1. Енисейские надписи на горе Ялбак-Таш (Горный Алтай). М.: Гуманитарий, 2003. 112 с.

7. Эдоков А.В. Основные элементы декоративно-прикладного искусства алтайцев // Тюркология. Туркестан. 2002. № 2. С. 84-95.

8. Inscriptions de l'Iénisséï recueillies et publiées par la Société Finlandaise d'archéologie. Helsingfors: Imprimerie de la Société de Littérature Finnoise, 1889. 20+XXXV+XVIII р. (Надписи Енисея, собранные и опубликованные Финским археологическим обществом. Хельсингфорс: Типография Общества финской литературы, 1889. 20+XXXV+XVIII с.).

9. Radloff W. Die alttürkischen Inschriften der Mongolei. SPb., 1895. Lfg. 3. S. 175-460, I-XI. (Рад-лов В. Древнетюркские надписи Монголии. СПб., 1895. Вып. 3. С. 175-460, I-XI).

10. Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 116 с.

11. Кефалайа («Главы»). Коптский манихейский трактат. Перевод и исследование Е.Б. Смагиной. М.: «Восточная литература» РАН, 1998. 512 с.

12. Кызласов И.Л. Калям на Енисее. Чернильная руническая надпись из Хакасии // Татарская археология. 1998. № 2. С. 73-86.

13. Кызласов И.Л. Материалы к ранней истории тюрков. IV. Образованность в эпоху рунического письма // Российская археология. 1999. № 4. С. 99-117.

14. Кызласов И.Л. Тугутюпская стела с енисейской эпитафией // Советская тюркология. 1979. № 5. С. 90-96.

15. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 451 с.

16. Тугушева Л.Ю. Тюркские рунические письменные памятники из Монголии. М.: Инсан, 2008. 192 с.

REFERENCES

1. Kyzlasov, I.L. Sotvorenie mira glazami pratyurk-ov (runologicheskie i arkheologicheskie primety). I. Pred-stavleniya o vechnosti [The World's Creation as Seen through the Eyes of the Proto-Turkic People (Runological and Archaeological Tokens). I. Ideas of Eternity]. Prob-lemy vostokovedeniya - Problems of Oriental Studies Journal. 2014. No. 2 (64). P. 35-41 (in Russ.).

2. Drevnetiurkskii slovar'. Red. V.M. Nadeliaev, D.M. Nasilov, E.R. Tenishev, A.M. Shcherbak [The Old Turkic Dictionary. VM. Nadeliaev, D.M. Nasilov, E.R. Tenishev, A.M. Shcherbak]. Leningrad: Nauka, 1969. XXXVIII + 676 p. (in Russ.)

3. Kyzlasov, I.L. Runicheskie pis'mennosti evra-ziiskikh stepei [Runic Writings of the Euroasian Steppes]. Moscow: "Vostochnaya literatura" RAN ["Oriental Literature" of the Russian Academy of Sciences Press], 1994. 327 p. (in Russ.).

4. Kyzlasov, I.L. Raznovidnosti drevnetiurkskoi ru-nicheskoi orfografii. Otrazhenie manikheiskoi pis'mennoi kul 'tury v pamyatnikakh eniseiskogo i orkhonskogo pis'ma [The Old Turkic Runic Spelling Kinds. The Reflection of Manichean Written Culture in the Monuments of the Yenisei and Orkhon Writing]. In: Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. Budapest, 1997. T. L., fasc. 1-3. P. 163-184 (in Russ.).

5. Kyzlasov, I.L. Orfograficheskie priznaki manikhe-iskikh runicheskikh nadpisei [Spelling Indications of Manichean Runic Inscriptions]. Voprosy tiurkskoi filologii. Vyp. IV [Issues of Turkic Philology. Issue IV]. Moscow, 1999. P. 85-112 (in Russ.).

6. Kyzlasov, I.L. Novosti tiurkskoi runologii. Vyp. 1. Eniseiskie nadpisi na gore Yalbak-Tash (Gornyi Altai) [News Material on Turkic Runology. Issue 1. The Yenisei Inscriptions on the Mount Yalbak-Tash (Mountain Altai)]. Moscow: Gumanitarij Press, 2003. 112 p. (in Russ.).

7. Edokov, A.V Osnovnye elementy dekorativno-pri-kladnogo iskusstva altaitsev [Basic Elements of the Altaians' Arts and Crafts]. Tiurkologiya. Turkestan Turkology. Journal. 2002. No. 2. P. 84-95 (in Russ.).

8. Inscriptions de l'Iénisséi recueillies et publiées par la Société Finlandaise d'archéologie. Helsingfors: Imprimerie de la Société de Littérature Finnoise, 1889. 20+XXXV+XVIII p.

9. Radloff W. Die alttürkischen Inschriften der Mongolei. SPb., 1895. Lfg. 3. S. 175-460, I-XI.

10. Malov, S.E. Eniseiskaya pis'mennost' tiurkov [The Yenisei Writing of the Turkic Peoples]. Moscow; Leningrad: Izdatel 'stvo AN SSSR [Academy of Sciences of the USSR Publishing House], 1952. 116 p. (in Russ.).

11. Kefalaia ("Glavy"). Koptskii maniheiskii traktat. Perevod i issledovanie E.B. Smaginoi [Kefalaya ("Chapters"). Coptic Manichean Treatise. Translation and Research by E.B. Smagina]. Moscow: "Vostochnaya literatura" RAN ["Oriental Literature" of the Russian Academy of Sciences Press], 1998. 512 p. (in Russ.).

12. Kyzlasov, I.L. Kalyam na Enisee. Chernil'naya runicheskaya nadpis' iz Khakasii [Kaliam on the Yenisei. An Ink Runic Inscription from Khakassia]. Tatarskaya arkheologiya - The Tatar Archaeology Journal, 1998. No. 2. P. 73-86 (in Russ.).

13. Kyzlasov, I.L. Materialy k rannei istorii tiurkov. IV. Obrazovannost' v epokhu runicheskogo pis'ma [Materials to the Early History of the Turkic Peoples. IV. Education during the Era of the Runic Writing]. Rossiiskaya arkheologiya - The Russian Archaeology Journal, 1999. No. 4. P. 99-117 (in Russ.).

14. Kyzlasov, I.L. Tugutiupskaya stela s eniseiskoi epitafiei [The Tugutyup Stele with the Yenisei Epitaph]. Sovetskaya tiurkologiya - The Soviet Turkology Journal, 1979. No. 5. P. 90-96 (in Russ.).

15. Malov, S.E. Pamyatniki drevnetiurkskoi pis'men-nosti [The Old Turkic Writing Monuments]. Moscow; Leningrad: Izdatel 'stvo AN SSSR [Academy of Sciences of the USSR Publishing House], 1951. 451 p. (in Russ.).

16. Tugusheva, L.Yu. Tiurkskie runicheskiepis'men-nye pamyatniki iz Mongolii [Turkic Runic Written Monuments from Mongolia]. Moscow: Insan Press, 2008. 192 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.