Научная статья на тему 'Соцлагерь: export/import товаров & идей (Пролог)'

Соцлагерь: export/import товаров & идей (Пролог) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
224
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соцлагерь: export/import товаров & идей (Пролог)»

_ ^ #6/2014

Журнал социально-гуманитарных исследовании '

PROJECT «СЭВ» (1949 - 1991): EXPORT/IMPORT ТОВАРОВ & ИДЕЙ

М. Ю. Тимофеев

Тимофеев Михаил Юрьевич (Иваново, Россия) — доктор философских наук, профессор кафедры философии Ивановского государственного университета, заместитель председателя Центра этнических и национальных исследований ИвГУ, главный редактор журнала «Лабиринт». E-mail: editor@journal-labirint.com

СОЦЛАГЕРЬ: EXPORT/IMPORT ТОВАРОВ & ИДЕЙ (ПРОЛОГ)

Предлагаемый вашему вниманию номер посвящён отнюдь не Совету экономической взаимопомощи (СЭВ) как таковому1. Изрядно забытая аббревиатура была призвана лишь очертить пространственные и несколько в меньшей степени временные рамки социально-политического и социокультурного феномена истории второй половины ХХ века, носящего наименования «социалистического лагеря», «Восточного блока», «содружества стран социализма». По этой причине Китайская Народная Республика, о которой вполне уместно вести речь в рамках предложенного дискурса, не стала объектом рассмотрения авторов номера.

Проект, призванный привлечь внимание к интегративным практикам, осуществлявшимся с разной степенью интенсивности в десяти странах мира в течение сорока лет, изначально был задуман как междисциплинарный и полистилистиче-

ский. Академическое письмо должно было быть дополнено эссеистикой и воспоминаниями, не претендующими на обобщения. Предполагалось, что оптика будет разнонаправленной, не ограничивающейся взглядом из СССР.

Круг ассоциаций советских людей, связанный с проникновением в их жизнь разного рода продуктов соцблока, в 2003 году был в общих чертах обозначен в интересном интернет-проекте Дмитрия Козлова «Музей брэндов СЭВ» [3]2. К этой теме обращались журналисты, непременно констатируя при этом, что речь идёт о забытой и мало кому интересной ныне части истории [См.: 1; 2]. В предлагаемом номере журнала мы хотели бы произвести не только (и не столько) инвента-

1 Межправительственная экономическая организация социалистических государств Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) была создана в начале января 1949 года по решению экономического совещания представителей Народной Республики Болгарии (НРБ), Венгерской Народной Республики (ВНР), Польской Народной Республики (ПНР), Социалистической Республики Румынии (СРР), СССР и Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР). Через месяц в СЭВ вступила Народная Социалистическая Республика Албания, которая с 1961 года односторонне перестала участвовать в работе Совета. В сентябре 1950 года членом СЭВ стала Германская Демократическая Республика (ГДР), в июне 1962 — Монгольская Народная Республика (МНР), в июле 1972 — Республика Куба и в 1978 году Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ). Кроме этого с 1964 года Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) была ассоциированным членом этой организации. В 1991 году СЭВ прекратил своё существование.

2 ВНР (кубик Рубика, Икарус, мотоцикл «Панони», консервы Глобус, «Без паники, майор Кардош!», Неотон Фэмили, магазин «Балатон»); ГДР (Модели железных дорог, ДЕФА,

ОРВО, Роботрон, Дин Рид, Катарина Витт, магазин «Лейпциг», сервиз «Мадонна», группа «Пудис», «Телефон полиции -110», Эрик Хонеккер, Зигмунд Йен, фотоаппарат РВАКТ1СА, индейцы ГДР); Куба (Фидель Кастро, сигареты «Партагас»); МНР (чай, монгольские дубленки, Монгол Шуудан); НРБ (Тодор Живков, Бисер Киров, Слънчев Бряг, джинсы РИЛА, Булгартабак, Булгарконсерв, магазин «София»); ПНР (Анна Герман, Войцех Ярузельский, Кабачок «13 стульев», Марыля Родович, замороженные фрукты и овощи Хортекс, журнал УРОДА, «4 танкиста и собака», магазин «Ванда», Болек и Лёлек, «Ставка больше чем жизнь», Беата Тышкевич, «Ма1у Mode1arz»); СРВ (Хо Ши Мин, бальзам «Золотая Звездочка», ресторан «Ханой»); СРР (Надя Команечи, «Мария, Мирабел-ла», румынские мебельные «стенки», «Даки», Николаэ Чау-шеску, «Комиссар полиции обвиняет»); СФРЮ (приправа «Вегета», магазин «Ядран»); ЧССР (Гурвинек, Кржемилек и Вахмурка, мотоцикл «Ява», «Три орешка для Золушки», «30 случаев майора Земана», студия «Баррандов», «Татра», мотоцикл «ЧеЗет», Карел Гот, Пльзеньский Праздрой, обувь «ЦЕБО», кроссовки «Ботас»).

#6/2014 _

' Журнал социально-гуманитарных исследовании

PROJECT «СЭВ» (1949 - 1991): EXPORT/IMPORT ТОВАРОВ & ИДЕЙ

ризацию материальных и духовных ценностей, перемещавшихся в пределах стран соцлагеря, но и выяснить степень значимости этих процессов для тех, кто непосредственно участвовал в практиках потребления.

Импортные товары из соцстран уступали в СССР по степени своей престижности продукции капиталистических стран, но из-за практического отсутствия качественных товаров ширпотреба советского производства в большинстве сегментов рынка, они ценились очень высоко, а дефицит придавал им дополнительную желанность потребителей. Советский снобизм проявлялся, в частности, в том, что болгарские или польские джинсы считались одеждой для бедных [4], но при этом мебель из Румынии и ГДР, чешский хрусталь и гедеэровский фарфор, югославская, чехословацкая и румынская обувь — были атрибутами успешности. Для продажи некоторых категорий товаров были открыты специализированные магазины, названия которых были на слуху у специфических категорий потребителей, имевших достаточно высокий доход3. Доступность достаточно многочисленных марок продуктов (консервы марки «Globus» из ВНР и «Булгарконсерв» из НРБ, замороженные фрукты и овощи «Hortex» из ПНР, сигареты от «Булгарта-бак», чешское пиво и венгерский вермут [6] и т.д., и т.п.) была более широкой.

В большой степени для граждан СССР это был не «воображаемый», но недоступный Запад [См.: 7, с 311 - 403], а реально доступный, но «ненастоящий» «ближний Запад». Но, хотя применительно к некоторым странам соцблока использовалась пренебрежительная поговорка «Курица — не птица, Болгария (Монголия, Польша) — не заграница», преодоление границ СССР было столь же желанным, как и сложно осуществимым по личной инициативе, а не с санкции государственных институций. Посещение соцстран считалось практически обязательным условием для после-

дующего допуска для турпоездки в капстраны и приравненную к ним Югославию. ГДР и Венгрия считались «витринами социализма», Польша — самым весёлым бараком в соцлагере. Манящий образ заграницы порождал различные мифы, пока ещё практически не исследованные [5].

Для пересечения границ в рамках соцлагеря советским гражданам не обязательно было пользоваться услугами туристических агентств4. Этому способствовал обмен гражданскими и военными специалистами, работа на «стройках социализма», участие в интернациональных студенческих строительных отрядах и студенческих обменах, служба в Группе советских войск в Германии и других группах советских войск в странах Варшавского договора, а также во Вьетнаме и Монголии, в Группе советских военных специалистов на Кубе. Перемещениям способствовали «поезда дружбы» и феномен «побратимства» городов. Однако степень доступности зарубежных поездок для жителей СССР и стран «народной демократии» существенно отличались.

Несмотря на неизбежное сходство, входившие в СЭВ страны демонстрировали множественные различия, которые нам сейчас наиболее интересны. В качестве предисловия к номеру мы публикуем заметки членов редакционного совета журнала, представляющих разные поколения, демонстрирующих разнообразные биографические коллизии включения в процессы обмена не только товаров и идей, но собственные перемещения в пределах соцлагеря.

В будущем мы приглашаем авторов к работе над темами, анонсированными для данного номера, но либо невоплощенными к моменту его выпуска, либо предполагающими дальнейшее осмысление и изучение. Особое внимание мы хотели бы уделить формам сотрудничества в сфере культуры и искусства (работа над совместными проектами, распространение периодических изданий и произ-

3 В СССР это были филиалы ГУМа «Балатон», «Белград», «Будапешт», «Ванда», «Варна», «Власта», «Лейпциг», «Польская мода», «Прага», «София», «Ядран» в Москве, а также магазины «Дружба — книги стран социализма» в разных городах.

4 Индустрия туризма опиралась на деятельность государственных фирм «Балкантурист», «Родина» (НРБ), «Карпаць» (СРР), «Чедок» (ЧССР), «Орбис» (ПНР), «Ибус» (ВНР), «Цен-тро-турист» (СФРЮ), «Интурист» и молодежной организации иностранного туризма «Спутник» (СССР).

_ - #6/2014

Журнал социально-гуманитарных исследовании '

PROJECT «СЭВ» (1949 - 1991): EXPORT/IMPORT ТОВАРОВ & ИДЕЙ

ведений литературы, кинематографа, театрального искусства, музыки и т.д.).

Таким образом, реализация данного проекта нашего журнала является началом обращения к интересной и малоизученной теме истории социалистических стран. Не в последнюю очередь по этой причине мы вводим постоянную рубрику «Красный лабиринт», где будут публиковаться научные статьи по данной тематике.

Литература

1. Аронов А. Товары молодости нашей. URL: http:// izvestia.ru/news/327857

2. Бренды СЭВ. URL: http://back-in-ussr.com/2014/01/ brendy-sev.html

3. Брэнды СЭВ. URL: http://museum.defa.ru

4. Левченко Я. Штаны, задушившие империю // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. Вып. 3. — С. 441 - 447.

5. Польский миф советских диссидентов. URL: http:// www.cogita.ru/polskii-peterburg/polskii-mif-sovetskih-dissidentov

6. Тимофеев М. Ю. Выпить на брудершафт: алкоголь из стран СЭВ в Советском Союзе // Алкоголь в России: материалы четвертой междунар. науч.-практ. конф., Иваново, 25-26 октября 2013 г. — Иваново: Филиал РГГУ в г. Иваново, 2013. — С. 31 - 35.

7. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение / предисл. А. Беляева; пер. с англ. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 604 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.