Mitrokhin Vladimir Alekseevich
SOCIUM, INFORMATION, TECHNOLOGY ..
juridical science
УДК 34:002.6
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0084
СОЦИУМ, ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНИКА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
© 2019
AuthorlD: 385312
SPIN-код: 4795-6960
Митрохин Владимир Алексеевич, доктор исторических наук, профессор кафедры политических наук Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, Астраханская ул. 83, e-mail: MitrokhinVA@yandex.ru)
Аннотация. В статье рассматривается взаимодействие социальной реальности, информации и техники, оказывающей всё большее влияние на динамику и преобразование современного общества. Автор анализирует противоречивые процессы развития общественной системы в эпоху развития цифровых технологий, прогнозирует воздействие техники и информации на трансформацию социума. Кроме того, в содержание работы затрагивается проблема «информационной интоксикации» современного человека, которая препятствует адекватному осмыслению происходящих изменений и формированию социального реализма. «Новая социальная реальность», по мнению автора, создаёт практически неограниченные возможности для манипуляции индивидуальным и массовым сознанием, а в конечном итоге дезориентации человека в культуре, политике и других областях жизни общества. В завершение работы обосновывается, что непродуманная политика в сфере цифровой трансформации общества опасна и вызывает крайне нестабильные режимы функционирования общественной систему, порождает новые цифровые вызовы и угрозы существованию политической целостности общества, единства государства, правам и свободам человека. С позиции автора нормативное правовое регулирование развития цифровой экономики, автоматизации и алгоритмизации общественного взаимодействия (например, политического процесса), недостаточно. В этой связи обосновывается разработка комплексной программы развития общества в XXI веке и обеспечения его безопасности.
Ключевые слова: общество, информация, социум, искусственный интеллект, социальная инженерия, свобода, государство, язык.
SOCIUM, INFORMATION, TECHNOLOGY: PROBLEMS OF INTERACTION
© 2019
Mitrokhin Vladimir Alekseevich, Doctor of Historical Sciences, Professor,
Department of Political Sciences Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky (410012, Russia, Saratov, Astrakhan st. 83, e-mail: MitrokhinVA@yandex.ru)
Abstract. The article deals with the interaction of social reality, information and technology, which has an increasing impact on the dynamics and transformation of modern society. The author analyzes the contradictory processes of development of the social system in the era of digital technologies, predicts the impact of technology and information on the transformation of society. In addition, the content of the work addresses the problem of' information intoxication " of modern man, which prevents adequate understanding of the changes and the formation of social realism. "New social reality", according to the author, creates almost unlimited opportunities for manipulation of individual and mass consciousness, and ultimately disorientation in culture, politics and other areas of society. In conclusion, it is proved that ill-conceived policy in the field of digital transformation of society is dangerous and causes extremely unstable modes of functioning of the social system, generates new digital challenges and threats to the existence of the political integrity of society, the unity of the state, human rights and freedoms. From the author's point of view, normative legal regulation of digital economy development, automation and algorithmization of social interaction (for example, political process) is not enough. In this regard, the author substantiates the development of a comprehensive program for the development of society in the XXI century and its security.
Keywords: society, information, society, artificial intelligence, social engineering, freedom, state, language.
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир - сфера ожесточённой конкуренции стран и народов в самых различных областях. Важнейшая из них-область информационных и цифровых технологий. Создаваемая на их базе современная техника, позволяющая имитировать человеческие функции в разных областях жизни, играет всё большую роль в современном социуме.
Особую нишу занимают аппараты, созданные на базе искусственного интеллекта (далее ИИ). Сегодня эта технология, либо отдельные её элементы, энергично внедряется в таких жизненно важных областях человеческой жизни как оборона, медицина, экономика, торговля, сфера развлечений и игр. По многим параметрам ИИ превосходит человеческие возможности, что способствует всё более активному его внедрению в социальное пространство, сокращая антропологическую составляющую общественной жизни, а зачастую попросту отодвигая человека на периферию.
Вопрос взаимодействия техники и человека издревле волновал представителей разных областей знания. Прошедшие в ХХ веке две мировые войны, применение США ядерного оружия против мирных японских городов, продемонстрировали колоссальное возрастание роли технологического фактора в жизни людей и донельзя обострили дискуссию по этому поводу. Например, Мартин Хайдеггер в статье «Вопрос о технике» (1953),
задолго до эры информационных технологий, отмечал антиантропологическую направленность технического процесса. Тема была продолжена автором и далее
К сегодняшнему дню становится очевидным, что выработанные выходцем из Смоленской губернии, знаменитым американским фантастом Айзеком Азимовым «законы робототехники» работают не в полной мере. Техника (включая робототехнику) несёт не только блага, но и угрозы человечеству. В значительной мере это связано с тем, что человеческий интеллект просто не успевает приспосабливаться к набирающему обороты техническому прогрессу, последствия которого непредсказуемы.
Рефлексируя, человек вынужден менять веками отработанные природные свойства, терять элементарные компетенции, традиции. Наиболее ярко это стало проявляться в сфере социальной коммуникации. Погружённые в миллионы «умных» гаджетов люди всё чаще предпочитают виртуальное общение живому. Неизбежным следствием этого является рост социального отчуждения, дезориентация в реальном мире, ожесточение, а зачастую - потеря нравственности, обеспечивающей правомерное поведение в социуме.
Следует отметить, что оперирование огромными объёмами ранее недоступной информации создаёт пьянящее ощущение независимости, неподконтрольности, вожделенной свободы в отношении разного рода соци-
юридические науки
Митрохин Владимир Алексеевич СОЦИУМ, ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНИКА ...
альных регуляторов, включая публичную власть.
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель статьи: рассмотреть и проанализировать взаимодействие социальной реальности, информации и техники в современном социально-политической реальности, которые оказывают существенное влияние на динамику и преобразование современного общества. В качестве теоретико-методологической основы работы выступили философские, политологические, социологические и юридические исследования, в которых анализируются процессы современной трансформации общества под воздействием процессов цифровизации и развития инновационных технологий. В работе использовались методы общенаучные (системный, деалекти-коО-материалистический, исторический и др.), общенаучные, которые обеспечили логико-рациональные основы исследования и представления полученного материала, а также методологические подходы таких дисциплин как общая политология, социология и юриспруденция.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Давно замечено, что воздействие разного рода технологий начинается раньше его осознания. Полагаю, что это как раз такой случай. Устойчивое, а зачастую страстное желание переместиться в иллюзорный мир, создаваемый высокоинтеллектуальными устройствами, делает человека всё более зависимым от другой власти- власти техники, и систем, направляющих движение по этому пути. Это безусловное ограничение свободы и своего рода социальная инженерия, переформатирующая как сознание отдельного человека, так и больших социальных общностей. Её последствия трудно предсказуемы как для инициаторов невиданной социальной трансформации, так и для всего человеческого общества.
Сказанное вовсе не означает отказа от пути технического прогресса. Современные технологии могут и должны стать могучим подспорьем в обустройстве и преобразовании социального уклада в лучшую сторону. Сегодня это осознаётся руководством большинства стран, что проявляется в повышенном интересе к новейшим информационно-коммуникативным технологиям и искусственному интеллекту.
В России в ближайшие шесть лет на развитие искусственного интеллекта государство планирует выделить 90 млрд рублей. Стратегия развития в этом направлении предполагает довести долю крупных и средних компаний, которые пользуются искусственным интеллектом, до 10% к 2024 году и до 20% - к 2030-му.
Уже через пять лет в России должен появиться собственный чип искусственного интеллекта, а через 11 лет - устройство на его базе. Кроме того, должен быть устранен дефицит специалистов в области искусственного интеллекта, обеспечены лидерские позиции по цитиру-емости соответствующих научных публикаций, созданы образовательные программы в области искусственного интеллекта.
Таким образом, в нашей стране, как и в большинстве стран мира, усилия государства направлены на развитие сферы 1Т, искусственного интеллекта. Это похвально, однако государство должно не только технологизиро-ваться, но и выступать институтом защиты человека перед лицом вызовов и угроз, связанных с формированием «цифрового менталитета».
Информационное сфера в нынешних условиях стала ареной ожесточённого противостояния разных политических сил, стремящихся преобразовать общественное сознание в своих интересах. При этом акторы информационно-коммуникационного процесса прибегают к самым изощрённым технологиям воздействия на человеческую психику, гибко и оперативно используют политическую коньюнктуру. Предлагаемый потребителю информационный продукт, как правило, в искажённом виде представляет событийный ряд, «картину мира». Создаваемые, зачастую не имеющие ничего общего с реальностью, образы проникают в сознание миллионов
людей, тиражируются с использованием современных технических устройств. Формирующийся знаково-сим-волический мир приводит к размыванию границ между виртуальной и реальной жизнью. В сознании людей, особенно молодого поколения, окружающее пространство превращается в набор образов, бессистемных картинок («клиповое мышление») в котором невозможно сориентироваться. Снижается роль языка как универсального средства «упорядочивания» окружающего мира. Всё это в купе не может не влиять на умонастроения и поведение людей.
Разумеется, «новая социальная реальность» создаёт условия для использования информации в политических целях, что вызывает вполне предсказуемую реакцию государственных органов- упорядочить, а по возможности законодательно закрепить правила поведения в информационном пространстве, защитить свой «информационный суверенитет». Сделать это чрезвычайно трудно, так как очертить границы информационного влияния в современном глобализирующемся мире не представляется возможным. Тем не менее проблема регуляции и управления информационными потоками, а, следовательно, информационного суверенитета- «головная боль» руководства абсолютного большинства государств.
Во многих странах правила распространения информации законодательно закреплены. Не является исключением и Российская Федерация. Законодательная база в информационной сфере у нас активно развивается. Ряд шагов, предпринятых в последние годы были направлены именно на усиление цифрового суверенитета и информационной безопасности страны. Особое внимание, при этом, уделяется интернету.
Важными законодательными актами в данной области стали Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» [1]; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2].
В соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № Ф3-139 был создан инструмент регулирования и контроля за распространением информации в рунете - Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено [3]. Тема нашла развитие в «антипиратском» законе 187-ФЗ, Федеральных законах от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ («О блогерах и организаторах распространения информации»), от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ, 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ (закон «о локализации данных в России»), 23 мая 2015 г. № 129-ФЗ («закон о нежелательных организациях») и ряде других [4].
ВЫВОДЫ
Понятно, что эти и иные действия депутатов и государственных чиновников продиктованы стремлением оперативно реагировать на динамично меняющуюся информационную среду. Безусловно, законодательная база страны предполагает изменения и совершенствование. Тем не менее на сегодняшний день представители государственной власти, к сожалению, не определяют повестку, а лишь следуют в фарватере событий. При чём, многие действия законодателей и разного рода государственных структур плохо просчитаны с точки зрения социальных последствий и действительно ограничивают права людей на доступ к информации.
Непродуманная политика в этой сфере опасна и вызывает предсказуемо болезненную реакцию в социуме (в молодёжной среде просто ожесточённое неприятие), что в конечном итоге сказывается на авторитете власти и электоральном поведении граждан. В связи с этим вспоминается мудрое предупреждение русских евразийцев-эмигрантов 20-х годов ХХ века: «хорошие законы не всегда гарантируют решение общественно значимых проблем».
Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)
365
Mitrokhin Vladimir Alekseevich
SOCIUM, INFORMATION, TECHNOLOGY ..
juridical science
Хочется верить, что не только ограничительные действия, но и грамотное взаимодействие власти и общества, выработка научно выверенной системы мер обеспечат решение насущных задач в сфере информационной политики Российской Федерации и будет способствовать развитию сфер, связанных с современным научно-техническим процессом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14 июля 2003 г. N 28. Ст. 2895.
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31 июля 2006 г. N 31 (часть I). Ст. 3448.
3. Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 30 июля 2012 г. N 31. Ст. 4328.
4. Пивоваров В.А. Политико-правовое регулирование интернет-пространства в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 2. С.225-227.
Публикация осуществлена в рамках мероприятия I Дальневосточный международный форум «Роботы заявляют о своих правах: доктринально-правовые основы и нравственно-этические стандарты применения автономных роботизированных технологий и аппаратов». Мероприятие проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-011-20072
Статья поступила в редакцию 19.09.2019
Статья принята к публикации 27.11.2019