Научная статья на тему 'СОЦИОТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

СОЦИОТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ТЕХНИКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Галина Владимировна

В статье анализируется новая форма инженерной деятельности - социотехническое проектирование. Раскрываются сущность, этапы развития и роль в современном обществе социотехнического проектирования. Рассматривается роль проектной деятельности в социальной адаптации инноваций. Подчеркивается важность овладения процедурами социотехнической проектной деятельности на первых уровнях высшего образования.Проектирование в условиях спонтанного развития общества означает разворачивание возможных вариантов развития объекта, их экспертную оценку и рекомендации по стратегиям практического применения. Социотехническое проектирование позволяет увидеть тенденции технического развития в социокультурном контексте, выявить риски и социокультурные последствия развития новых технологий. Овладение методиками социотехнического проектирования предполагает изменение стратегий подготовки инженерных кадров. Повышаются требования к личностным качествам и социальным компетенциям, которые становятся неотъемлемой частью нового профессионализма. Знания о социальных системах и культурных особенностях превращаются в важнейший элемент профессиональной культуры технического специалиста. Социогуманитарные исследования становятся основой инновационной деятельности, а социально-гуманитарное образование - базовым элементом профессионального инженерного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-TECHNICAL DESIGNIN ENGINEERING EDUCATION

This article analyzes the new form of engineering - sociotechnical design, the essence, the stages of development and role in modern society, socio-technical design. The role of the project activities in the social adaptation of innovations. The importance of mastering the socio-technical procedures of project activities on the first level of higher education. Designing in a spontaneous development of society means the deployment options for the development of the object of expert assessment and recommendations on strategies for practical application. Socio-technical design allows you to see the trend of technological development in the socio-cultural context, identify risks and socio-cultural implications of new technologies. Mastering the techniques of socio-technical design strategy in- volves changing the training of engineers. Increase the demands on personal qualities and social skills, which are becoming an integral part of the new professionalism. Knowledge of the social systems and cultural features transformed into an essential element of professional culture technicians. Social and humanitarian studies are the basis for innovation, and social and humanitarian education - a basic element of professional engineering education.

Текст научной работы на тему «СОЦИОТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Г.В. Панина

УДК 304.4

Социотехническое проектирование в инженерном образовании

Аннотация. В статье анализируется новая форма инженерной деятельности - социотехническое проектирование. Раскрываются сущность, этапы развития и роль в современном обществе социо-технического проектирования. Рассматривается роль проектной деятельности в социальной адаптации инноваций. Подчеркивается важность овладения процедурами социотехнической проектной деятельности на первых уровнях высшего образования.

Проектирование в условиях спонтанного развития общества означает разворачивание возможных вариантов развития объекта, их экспертную оценку и рекомендации по стратегиям практического применения. Социотехническое проектирование позволяет увидеть тенденции технического развития в социокультурном контексте, выявить риски и социокультурные последствия развития новых технологий. Овладение методиками социотехнического проектирования предполагает изменение стратегий подготовки инженерных кадров. Повышаются требования к личностным качествам и социальным компетенциям, которые становятся неотъемлемой частью нового профессионализма. Знания о социальных системах и культурных особенностях превращаются в важнейший элемент профессиональной культуры технического специалиста. Социогуманитарные исследования становятся основой инновационной деятельности, а социально-гуманитарное образование - базовым элементом профессионального инженерного образования.

Ключевые слова: социотехническое проектирование, проектное обучение, проектирование инноваций, социокультурный контекст инженерной деятельности, социальная адаптация техники, социокультурная экспертиза, социальные риски, социотехнические системы, профессиональное инженерное образование.

Изменения высшего образования последних лет касаются не только новых форм организации учебного процесса, но и трансформации содержания и структуры. Прежде всего речь идет о широком распространении проектного обучения. Применительно к инженерному образованию это означает распро-

странение нового инженерного мышления, связанного с исследованием социального контекста современной технической деятельности. На практике это означает развитие новых форм сотрудничества между представителями технических и социальных наук, а также более тесного взаимодействия социально-гуманитарного знания и инженерных наук в техническом образовании. Проектное обучение может рассматриваться как новая форма интеграции разных направлений научного знания в процессе подготовки специалистов в высшей школе.

Проектирование в ХХ веке становится не только методом создания технических устройств, но и способом конструирования будущего [1,10]. Если первые футурологические прогнозы ХУ!!!-Х!Х веков (А. Смит, Д. Юм, Т. Мальтус, К. Маркс) основывались на признании закономерности объективного хода истории, естественности исторических процессов, которые экстраполировались на будущее, то ХХ век открыл неопределенность и, следовательно, вариативность развития, где важную роль играют творческие замыслы и активная деятельность человека. Ключевым словом в прогнозировании становится конструирование («социальная инженерия»), создание наиболее желаемого и предпочтительного образа будущего, за реализацию которого берется «креативный класс». Но спонтанность и дискретность социального развития конца ХХ века вынуждает заменить конструирование общественного развития новым понятием - проектированием, которое предполагает экспликацию максимально возможного количества вариантов развития, их экспертную оценку, исследование взаимосвязи всех элементов социальной системы (техники, социальных институтов, ценностей), выявление социальных рисков и опасных тенденций развития. Проектирование подразумевает не конструирование готового образа будущего, а создание динамичной экспертной системы, позволяющей создавать и отслеживать максимальное количество сценариев возможного развития, не отбрасывать нежелательные варианты, а создавать условия для предотвращения их реализации с тем, чтобы дать простор и всячески поддержать позитивные прогнозы.

Особую роль в современном обществе играет социотех-ническое проектирование, позволяющее увидеть тенденции

технического развития в социальном контексте, выявить риски и социальные последствия бурного развития новых технологий. В.Е. Лепский, исследуя процесс смены технологических укладов, настаивает на том, что в связи с необычайной сложностью новых технологий (ЫВЮЭ) и практической невозможностью представить последствия развития шестого и последующих технологических укладов, единственной возможностью для безопасного общественного развития является формирование новых принципов инженерной деятельности, предполагающих проектирование технических устройств совместно с созданием соответствующих им человеческих сред [1, 19]. Переход к новым технологическим циклам, уверен автор, должен дополняться социальными и гуманитарными трансформациями, без которых новые технологические прорывы становятся неприемлемыми и даже опасными.

К числу таких важных трансформаций относится, безусловно, изменение стратегии подготовки инженерных кадров, включающей значительный социально-гуманитарный компонент, и особенно овладение стратегиями социотехнического проектирования. Нынешний этап развития инженерии, в связи со сложностью и масштабностью создаваемых технических устройств, предполагает не только конструирование отдельных технических объектов, но в обязательном порядке создание социальной среды их применения, а также анализ и учет гуманитарных последствий их использования. Инженер видит свою задачу не просто в создании инновации как таковой, но обязательно и в формировании социальных контекстов, включающих в себя организационные решения, институциональные контексты, образовательные подразделения, социальные сети и т.д., без которых данная инновация не может быть реализована. Интересные примеры социотехнических решений во Франции и Германии приводят авторы учебника по социологии техники [2, 242-246].

Социотехническое проектирование нуждается в совершенно других компетенциях, нежели традиционная инженерная деятельность. Помимо собственно технических знаний и инженерных навыков актуальным является понимание социальных процессов и гуманитарных закономерностей. Конечно, надо

учитывать уровень ответственности технического специалиста. Социальный и гуманитарный аспекты становятся действительно важными лишь при определенном масштабе инженерной деятельности. Если какой-то специалист занимается конструированием отдельных узлов или деталей машины и не испытывает необходимости анализа социальных процессов, это не означает, что проблемы социокультурной компетентности не существует. Просто она актуализируется на уровне больших интегральных проектов, принципиально новых видов техники, качественно новых инновационных решений (космическая программа, новая энергетика, нано- и биотехнологии). В системе образования формирование социокультурных компетенций должно в связи с этим предполагать разные уровни, траектории и методы обучения. Разнообразие читаемых курсов, обилие методик и модульность учебно-методических комплексов позволит решить проблему социокультурной компетентности технических специалистов максимально полно и эффективно.

Новые формы подготовки социально ответственного и общественно-активного инженера особенно актуальны в современной России, переживающей период «новой модернизации», сущность которой специалисты видят в формировании «промежуточного звена» между традиционной ненаукоемкой трудозатратной экономикой и экономикой знания постиндустриального общества - «производящей наукоемкой индустрией» [1, 41-48, 158-162]. Для России это реальный путь создания высокотехнологичной экономики с опорой на наукоемкое производство - развитие аэрокосмической, авиационной промышленности, атомной энергетики, технологичного машиностроения, пищевой промышленности, производство металлов, новых материалов и электроники. Наукоемкая производящая экономика позволит сохранить имеющийся технологический и интеллектуальный потенциал и развить дополнительные к сфере производств виды деятельности - НИР, НИОКР, маркетинг, инфраструктуру послепродажного обслуживания, что позволит с помощью новой индустрии втянуть в орбиту технологичного производства широкий круг специалистов. При этом будут востребованы прежде всего высокопрофессиональные, талантливые, креативные сотрудники. Их нужно готовить новыми мето-

дами, нацеливая на постоянные инновации. Одновременно необходимо учить оценивать социальные риски своей деятельности, осуществлять социокультурную экспертизу технических проектов, создавать социотехнические проекты для новых инженерных решений. Высшее техническое образование должно адекватно реагировать на изменение форм и принципов инженерной деятельности в современном мире. «Цеховое» производство все более смещается в офисы и исследовательские центры, а производство все больше приобретает характеристики «знаниевого» со всеми вытекающими отсюда последствиями, главными из которых являются интеллектуализация труда и создание новой социальной среды (экологической, политической, образовательной), необходимой для умных и талантливых людей, востребованных умным производством [1, 43-44]).

Безусловно, подготовка специалистов для нового производства и сопутствующих отраслей нуждается в новых стратегиях и педагогических технологиях. Повышаются требования к личностным качествам и социальным компетенциям, которые являются неотъемлемой частью нового профессионализма. Специалисты отмечают особую роль в современном производстве «внеэкономического капитала», включающего наряду с уже исследованным человеческим капиталом социальный капитал, подразумевающий владение и использование бесконфликтных коммуникативных стратегий, технологий общения и творчества, а также интеллектуальный, символический и экологический капитал [1, 147-152]. Речь идет о важности культурной составляющей профессиональной компетентности.

Инженерная деятельность в современном мире, ориентированная на создание не отдельных машин, а социотехниче-ских систем, есть проектирование не просто человеко-машинных связей, не только анализ и экспертиза социальных рисков, но прежде всего человеческих отношений. Актуализируется задача, поставленная еще в середине ХХ века Мартином Бубером, - общественная деятельность людей «есть не пребывание друг подле друга множества людей, а их бытие друг у друга... движение друг к другу, волны, идущие от Я к Ты» [3, 154]. Ни экономические, ни политические достижения не-

возможны без подлинного диалога, владения нравственно оправданными стратегиями общения и творческого взаимодействия. Для постиндустриальной экономики неожиданно актуально выглядит призыв Бубера к «диалогизации предприятия», обращенный к «техническим руководителям, предпринимателям и исследователям: рационализируйте, но гуманизируйте в себе рационализирующую рациональность, чтобы она включала в свои цели и расчеты живого человека» с его чувствами и потребностями [3, 159]. Социотехническое проектирование как раз отражает задачи современного техномира, так прозорливо прочувствованные Бубером: «Человек, сообщая неодушевленному предмету самостоятельность и как бы душу, вводит его в область своего желания и диалога, в нем должно возникнуть предчувствие диалога с миром, диалога с происходящим в мире, с близким ему в окружающей его вещной среде» [3, 159160]. В постиндустриальную эпоху проектирование высокотехнологичной техники парадоксальным образом превращает моральную компетентность личности в фундамент инженерной деятельности.

Технологии социотехнического проектирования реализуют задачу создания современной социальной среды, опирающейся на передовые технические изобретения, которые в свою очередь максимально ориентированы на совершенствование человеческих качеств и отношений. Складывающийся 6-й технологический уклад (ЫБЮ) свидетельствует о тесном взаимодействии вплоть до сращивания биологических, антропологических, социальных и технических систем. Специалисты в области социологии техники предпочитают называть их «социо-техническими системами», указывая на «паритет и вместе с тем на взаимопроникновение и взаимообусловленность собственно технического и социального аспектов новой реальности» [2, 16].

Уже в условиях индустриального общества техника перестает быть просто облегчающими труд устройствами, превращается в технологичную среду обитания, называемую техносферой. Технические новации становятся неотъемлемой частью социальной практики, преобразуя сферу труда и повседневной жизни, формируя инновационное общество. С опре-

деленного времени (весьма вероятно, знаменующим становление постиндустриального общества) наступает новый этап взаимодействия техники и общества, называемый специалистами социальной адаптацией техники [2, 18], под которой понимается сознательное и планомерное соотнесение технических систем с общественными потребностями и возможностями, «подгонка» под конкретные социальные запросы. В результате социум превращается не просто во внешнюю среду инноваций, а в их организующее и направляющее начало, становится имманентным самой проектной деятельности. Общественные потребности и социальные структуры определяют развитие техники, порождают идеи, инициируют исследования, формируют возможности реализации инженерных проектов, становясь, таким образом, их составным элементом. Технические системы превращаются в социотехнические, а проектирование техники - в социотехническое проектирование. Знание о социальных системах и культурных особенностях становится важнейшим элементом инженерного профессионализма. Понимание общественных тенденций стимулирует инновационные технические идеи, подталкивает к поиску новых решений в области создания техники. Социогуманитарные исследования становятся основой инновационной деятельности, а социально-гуманитарное образование - базовым элементом профессионального инженерного образования. При обучении проектированию технических устройств студенты технического вуза должны овладеть навыками понимания социокультурных контекстов создания и применения техники, умением предвидеть последствия и рассчитывать социальные риски, разворачивать сценарии возможных социальных изменений и культурных трансформаций, что означает формирование принципиально новых инженерных компетенций, связанных с социотех-ническим проектированием.

Традиционно проектирование (образ и предполагаемые механизмы действия технического устройства) являлось частью инженерной деятельности. В постиндустриальную эпоху положение меняется. Решение инженерных задач становится частью создания социотехнических систем, а инженерная деятельность, наряду с социогуманитарными исследованиями и

фундаментальной наукой, включается в проектирование социальных процессов. Инновационное общество нуждается в многообразной проектной деятельности. Любая техническая идея должна быть вписана в социокультурный контекст, предварительно подвергнута социальной и технической экспертизе, эксплицирующей несколько сценариев возможной реализации, включающей обсуждение и оценку последствий и рисков. То есть современная инновационная деятельность возможна только в форме социотехнического проектирования. Фундаментальная наука перестает быть описанием реальности и превращается в решение задач, выдвигаемых практикой, становится тоже частью проектной деятельности. Социальные и гуманитарные исследования превращаются в технонауку, и уже не просто ориентируются на практику, а включаются в конкретные инновационные проекты, позволяя научными методами охватить возможные варианты развития объекта, понять его взаимодействие с социальным окружением, выявить максимально полный спектр социокультурных последствий. Меняется функция социогуманитарного знания в обществе. Из абстрактного знания об устройстве общества и роли человека в мире оно трансформируется в рекомендации деятельности с опорой на научные обобщения и предвидения. Наука в целом становится частью проектной деятельности, теряет свою былую независимость и самодостаточность, полностью подчиняется логике проектирования конкретных социотехнических объектов, превращается в практику согласования общих положений с реальными данными и способом решения конкретных проблем. Проектная деятельность становится основной формой инновационного инжиниринга, направленного на создание сложных социотехнических систем, имплицитно содержащих несколько вариантов развития и использующих технонауку для реализации оптимального сценария.

Первые случаи социотехнического проектирования в нашей стране отмечены в 60-е годы, что свидетельствует о появлении новых тенденций общественного развития одновременно с мировой практикой постиндустриализма. Работы в области технической эстетики, инженерной психологии, эргономики, организационного проектирования рассматривают технику как

человеко-машинную систему, зависящую от возможностей и потребностей общества, нуждающейся как в технологическом анализе, так и в социогуманитарной рефлексии. Во второй половине ХХ века социотехническое проектирование реализовалось в грандиозных градостроительных концепциях, в которых хозяйственная деятельность и промышленная специализация рассматривались как элементы новых социокультурных практик (наукограды, академгородки). Реализация новых технических идей мыслилась сопряженной с социальными изменениями, формированием новых социальных отношений и иерархий, новых идентичностей и социальных общностей, новых типов поселения и коммуникативных сетей. Инновационная экономика XX! века обостряет интерес к проектной деятельности, включающей гуманитарные и социокультурные аспекты в техническое творчество. Проектируя принципиально новые технические устройства, невозможно опереться на прежний опыт, учесть опыт ошибок прежнего поколения машин. Инновационное проектирование - проектирование без прототипов, перспективу имеют только те варианты, в которых возможные технические решения согласуются с социальной безопасностью и гуманистическими идеалами. Создание современной техники - проектная деятельность, в которой соединены технические, гуманитарные, организационные, социокультурные аспекты. Она не может осуществляться инженером-одиночкой. Овладение технологиями социотехнического проектирования должно стать целью инженерного сообщества в целом. Высшее техническое образование может способствовать решению данной задачи, вводя курсы социотехнического проектирования, а также социально-гуманитарных дисциплин, развивающих умение понимать других специалистов и работать в междисциплинарной команде.

Технологическое развитие всегда стимулировалось социальными потребностями общества. «Реально техника существует, функционирует и развивается как часть своего рода сложных гетерогенных комплексов, в составе которых техническое тесно переплетено с социальным, образуя в этом переплетении особую целостность. Все они вызваны к жизни появлением и массовым применением технических объектов опре-

деленного рода и в свою очередь обеспечивают целенаправленный спрос на эти объекты и их квалифицированное применение» [2, 46]. Однако до середины ХХ века логика технического развития определялась собственно технологическими возможностями машинных систем. Конечно, ядерное вооружение 40-50-х годов и космическая программа 60-х стимулировались и направлялись политическим противостоянием капитализма и социализма, но конкретная реализация атомного оружия и освоения космоса зависела от возможностей собственно фундаментальной науки и достижений техники. На рубеже 60-х годов технико-технологическое развитие достигло такого уровня, что превратилось не просто в средство политического давления и реализации социальных задач, определяющее современный облик общества, но в стратегию глобальной трансформации земного шара и человечества в целом. Сопряженные с развитием техники глобальные социальные процессы актуализировали исследования рисков, методик социального прогнозирования и проектирования. Условием успешной реализации сложных техносистем выступают соответствующие социальные трансформации, адекватное реагирование на технические новации сопряженных с ними элементов социума - социальных институтов, профессионально-статусных групп, ценностных ориентаций, социокультурных норм, форм социальной практики и жизненного мира в целом. Изучение социальных процессов, социокультурная экспертиза технических решений становится составной частью проектной инженерной деятельности, превращая ее в социотехническое проектирование. Включение социокультурных смыслов и социальных контекстов в состав проектно-инженерной деятельности стимулировало и определило направление инновационной активности, превратив техническое новаторство в неотъемлемый компонент технического развития и социального прогресса.

Можно предположить, что становление инновационного общества связано с формированием социотехнического проектирования, целенаправленного изменения общественных структур с помощью систем деятельности, в которых машинные компоненты и перспективные технические решения сопряжены с социумом и человеческой психологией. Современная

инженерная деятельность трансформируется в обязательное социотехническое проектирование, создание технических систем, адаптированных к социокультурному окружению, учитывающих последствия и риски возможного их влияния на человека и общество.

Значение проектирования технических систем с учетом их функционирования в широком социальном и культурном контекстах возрастает в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Развитие техники ориентируется на постоянные новации, стимулируемые социальными потребностями. Конструируя принципиально новые системы, инновационная деятельность не может опираться на опыт создания предшествующего поколения машин, это творчество без прототипов, с повышенной степенью риска [4] и нуждается поэтому в серьезной предварительной социокультурной экспертизе [5]. Разворачивание максимального количества сценариев реализации инновации, их оценка и рекомендации относительно выбора пути развития инновационной идеи совершенно необходимы еще на этапе проектирования новой технической системы. Экспертиза и оценка технической идеи как составная часть социо-технического проектирования инноваций должна вестись, как минимум, по трем направлениям: а) развертывание технических артефактов и систем, б) экспликация последствий и рисков, в) анализ сопутствующих социальных трансформаций. Если преимущества и благоприятные прогнозы развития инновации по одному направлению достигаются за счет неопределенности последствий в другой, следует пересмотреть соотношение сопряженных научно-технических и социальных решений. Проектная деятельность создает наиболее оптимальную среду инновационного развития, так как позволяет в поле мысленных образов представить все возможные сочетания и последствия нового технического решения, интеллектуально обдумать, оценить и сделать выбор преимущественного пути развития, предсказать и учесть сопутствующие социальные и культурные изменения.

Для широкого распространения социотехнического проектирования инноваций как стратегического пути развития постиндустриального общества необходимо создание интеллек-

туальной среды, стимулирующей и направляющей подобную деятельность. Это возможно сделать только через кардинальное изменение структуры высшего технического образования. Современные образовательные программы подготовки инженеров по-прежнему рассматривают социально-гуманитарную составляющую как дополнение к естественным и техническим наукам. Использование социально-гуманитарных знаний для обучения социотехническому проектированию открывает совершенно новые возможности роста профессиональных компетенций инженеров в условиях инновационного развития. Необходимая для социотехнического проектирования инноваций социальная среда предполагает также развитие инновационных коммуникативных сетей, привлекающих и мотивирующих новых участников, создавая целые социальные группы инноваторов. Важна поддержка социальных институтов, ориентированных на инновационные ценности, и людей, нацеленных на инновации как стиль жизни. Обеспечивает создание интеллектуальной и социальной среды проектирования инноваций, конечно, устойчивое экономическое развитие и правовое обеспечение инновационных систем. Необходимым элементом социальной среды инноваций являются производственные и интеллектуальные центры (организации, университеты, лаборатории, технопарки и бизнес-инкубаторы), способные создавать инновации и реализовывать схемы их коммерциализации. Их экономическая успешность не в последнюю очередь определяется умением опираться в своей деятельности на национальные традиции, учитывать политические и культурные особенности общества, где будет распространяться инновация, создавая тем самым комфортные условия для ее технической реализации. Бизнес-инкубаторы и технопарки уже стали частью университетских комплексов. Осталось осмыслить и реализовать в учебных программах социальную поддержку инноваций, освоить технологии социотехнического проектирования с опорой на социальные и гуманитарные науки.

Обучение социотехническому проектированию в техническом университете приобретает особое значение. Учитывая важную роль социотехнического проектирования в современной инженерной деятельности, необходимо развивать методи-

ки обучения данному виду деятельности на самых первых уровнях высшего образования. Целями дальнейшего научно-педагогического исследования должны стать элементы социального контекста технического проекта, определение методик их анализа, разработка процедуры командной работы и представления результатов социотехнических проектов.

Список литературы

1. Россия в глобальных сценариях XXI века. Материалы международной научной конференции (2014, Дубна) / Под общ. ред. Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Федотовой - Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2014.

2. Андреев А.Л., Бутырин П.А., Горохов В.Г. Социология техники: учебное пособие. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2009.

3. Бубер М. Два образа веры. М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"», 1999.

4. Гаврилина Е.А. Инженер в современном мире: Homo faber vs Homo mechanicus // «Что такое хорошо и что такое плохо» в инженерном деле. Ведомости прикладной этики. Вып. 44 / Под ред. В.И. Бакштановского, В.В. Новоселова. Тюмень, ТюмГНГУ, 2014. С. 107-118.

5. Панина Г.В. Социокультурная экспертиза как фактор развития инновационного общества // Прикладная этика: экспертный потенциал. Ведомости прикладной этики. Вып. 41 / Под ред. В.И. Бакштановского, В.В. Новоселова. Тюмень, ТюмГНГУ, 2012. С. 157-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.