Научная статья на тему 'Социология управления: проблемы определения предметной области'

Социология управления: проблемы определения предметной области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3946
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Марина Александровна

Рассматриваются проблемы определения предметной области социологии управления, исходя из того, что она понимается как совокупность социальных отношений, а также предпосылки становления и основные тенденции развития социологии управления, связь социологии управления с другими областями знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Sociology Of Management: Issues of the Area Of Study Designation

The paper examines the issues of the area of study designation of the sociology of management which can be seen as a set of social relations. The factors which stimulated the emergence of the sociology of management, its major developmental trends as well as its links with other disciplines are revealed.

Текст научной работы на тему «Социология управления: проблемы определения предметной области»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ -СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

М.А. Осипова

Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая 10/2, Москва, Россия, 117198

Рассматриваются проблемы определения предметной области социологии управления, исходя из того, что она понимается как совокупность социальных отношений, а также предпосылки становления и основные тенденции развития социологии управления, связь социологии управления с другими областями знаний.

Предпосылки появления и тенденции развития социологии управления.

Интерес к разработке методологии социологии управления возникает в середине XX в., когда развитые общества вступают в новую эру общественных отношений, названную эпохой постиндустриального общества. В этот период из-за растущей доли нематериального сектора производства изменяется структура экономических отношений и, соответственно, увеличивается доля занятых в сфере услуг. Появляются новые виды услуг, включая и услуги по консультированию в сфере управления.

В организациях стремятся полнее задействовать человеческий потенциал работника, используя его стремление к самовыражению и самореализации. Развитие технологической сферы приводит к потребности в высококвалифицированных специалистах. Организации стараются выявлять предрасположенность человека к тому или иному виду работы, важным также становится формирование новой культуры управления, которая предполагает все более рациональное использование всех имеющихся ресурсов, в том числе и человеческого капитала.

В развитых странах увеличивается значимость гражданского общества, возрастает роль культурного фактора в регуляции общественных отношений. Развитие демократических обществ предполагает наличие общественных образований, включенных в процесс управления обществом. Именно эти общественные образования (организации, ассоциации) и составляют гражданское общество, призванное влиять на политику государства. Таким образом, растет многообразие субъектов управления и управленческих связей и отношений.

Среди тенденций, связанных с развитием наук, можно выделить все возрастающую специализацию, возникновение междисциплинарных подходов к изучению социальных явлений, разработку новых категорий в социологии, развитие отраслевых социологических теорий, в частности, экономической социологии.

Социология управления — междисциплинарная область знаний, она находится на стыке социологии, теории управления, менеджмента, социологии организаций и других областей знаний. Социология управления появилась относительно недавно, поэтому неслучаен довольно большой разброс мнений относительно предмета данной науки.

В трудах советских авторов, которые работали в русле теории социального управления, изучались общие закономерности, функции и принципы социального управления, особенности управленческих отношений, их роль в поддержании целостности и стабильности общества [9; 7]. В некоторых работах социология управления связывается с общей социологической теорией и управленческие отношения анализируются в основном на макроуровне [2; 4; 10].

В рамках общей социологической теории рассматриваются проблемы регуляции социальных отношений, анализируются проблемы социальной регуляции в условиях нелинейного развития общества, управленческие аспекты социального регулирования в современном постмодернистском обществе [13].

Во многих учебниках социологию управления определяют как область знаний, изучающую процесс управления в организациях и потому близкую к менеджменту. Поскольку отношения в организации часто изучаются на уровне межличностного взаимодействия, большое внимание уделяется социально-психологическим аспектам управления в организациях [8; 6; 12; 3].

Относительно недавно появились учебники по социологии управления, где рассматриваются вопросы государственного управления и приводятся примеры административного консультирования в органах государственной власти [5].

Таким образом, в качестве предмета социологии управления в разное время признавались:

— процессы социального управления;

— процессы социального управления на уровне общества и с позиций общесоциологических теорий, анализ проблем социальной регуляции;

— процессы социального управления в организациях с упором на социально-психологическую сторону управленческих отношений;

— вопросы государственного и административного управления.

Социология управления рассматривает специфику управления в разных сферах общественной жизнедеятельности, на разных уровнях: на уровне государственного управления; муниципального управления; управления организациями; управления коллективом.

Хотя управленческая структура на разных уровнях может мало чем отличаться, цели управления в коммерческой и некоммерческой сферах различны, следовательно, важно проследить, как проходит в них процесс целеполагания.

Отмеченное разнообразие сфер и уровней управления предполагает разные подходы к изучению управленческих процессов. В рамках институционального

подхода анализируются управленческие отношения в социальной структуре (общественное управление, государственное управление, коммерческое управление, управленческое воздействие через СМИ и т.д.). Поведенческий подход предполагает изучение особенностей поведения руководителя и подчиненных в процессах управления (мотивация, лидерство, конфликты и т.д.).

В предметную область социологии управления входит анализ формирования целей управления, исследование соответствия целей управления интересам и ожиданиям управляемых, процессы самоорганизации в управлении и др.

А.В. Тихонов разделяет проблемное поле социологии управления на несколько блоков: проблемы управления людьми; проблемы управления отношениями; проблемы управления результатами; проблемы управления системами [10. С. 393—397].

Проблематика социологии управления включает в себя вопросы методологии социального управления (наука социального управления): изучение влияния общества на процессы управления, особенности целеполагания, специфику управления в различных типах социально экономического устройства и в условиях современного постмодернистского общества и др., а также вопросы практического применения принципов социального управления для достижения наибольшей эффективности управления (социальный менеджмент): формирование управленческих кадров, мотивацию и стимулирование, социальную мобильность работников, создание коммуникационного пространства и системы власти, специфику отношений руководитель-подчиненный, управление конфликтами, проблемы отчужденности труда, специфику влияния организационной культуры на процессы управления и др. При этом разделение проблематики во многом носит условный характер, ту же организационную культуру можно изучать как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Социология управления и другие области знаний. Социология управления в силу специфики своего предмета связана со многими областями знаний:

— философия изучает процесс управления как проявление упорядоченности, которая присуща обществу на любой ступени развития;

— кибернетика формулирует общие закономерности управления в сложных системах. Управление здесь понимается как организация целенаправленного воздействия путем переработки информации;

— в рамках экономической теории рассматриваются процессы управления экономикой, специфика взаимодействия в экономической системе и влияние экономических законов на управление;

— психология рассматривает процессы управления с точки зрения воздействия личностей друг на друга. Анализируются аспекты управления, связанные с лидерством, руководством, групповым взаимодействием;

— социология организации изучает, как влияет структура организации на процесс управления в ней а также ее организационную культуру, стили и методы управления персоналом.

Области знаний, касающиеся непосредственно процесса управления, включают теорию управления, научную организацию труда, менеджмент, теорию человеческих отношений и др.

Теория управления описывает процессы, анализирует принципы и методы управления, опираясь на такие области знаний, как теория систем и кибернетика, рассматривает процесс управления в контексте концепции самоорганизации систем.

Научная организация труда осуществляет анализ производственных функций рабочего и оптимальное их регламентирование, нормирование труда.

Менеджмент управление организаций в условиях рыночных отношений с целью получения прибыли.

Теория человеческих отношений — это направление в социологии труда и индустриальной социологии, в рамках которого рассматриваются проблемы социальной адаптации индивида на производстве, важнейшую роль в которой играют человеческие отношения.

Социология управления и менеджмент: сходства и различия понятий. Понятия «управление» и «менеджмент» рассматриваются либо как тождественные понятия, либо как разные понятия.

С нашей точки зрения, подход, различающий эти понятия, более обоснован. Управление — это воздействие с определенной целью, оно присуще разным системам: биологической, технической, социальной. Управляя, мы приближаем или приводим систему в желаемое положение путем воздействия на нее. Управление в социальной системе отличается прежде всего тем, что тот, кем управляют (объект управления) сам может активно воздействовать на того, кто осуществляет управление (субъект управления), следовательно, по мнению некоторых ученых, в социальных системах можно скорее говорить не о воздействии субъекта управления на объект управления, а об их взаимодействии [4. С. 9].

Управление способствует сохранению, упорядочению, стабильности системы посредством воздействия (взаимодействия) субъекта управления на объект управления для достижения определенной цели.

Менеджмент как область знаний и практики возник в США в то время, когда происходило активное развитие промышленных организаций. Не случайно, понятие менеджмента в США связывается с руководством конкретной организацией. Если же речь идет об управлении государственном, то применяется понятие администрирование (administration).

Результатом проникновения западных концепций управления в Россию стала трансформация понятия: менеджментом в России стали называть и государственное управление, хотя изначально менеджмент был связан исключительно с коммерческой организацией, основная цель которой — получение прибыли. Иными словами, менеджмент — управление в условиях рыночных отношений, где специфичные условия внешней среды (конкуренция, нестабильность и др.) вынуждают применять определенные методы для поддержания существования организации. Не последнюю роль в «прививании» понятия менеджмента к управлению в любых организациях в России сыграл развал СССР и его системы управления. В результате именно понятие менеджмента стало ассоциироваться с эффективным управлением в противовес советскому — государственному, плановому, излишне бюрократизированному.

Таким образом, менеджмент возникает как специфическая практика управления трудовыми отношениями в условиях рыночной экономики. Целью такого управления является получение наибольшей прибыли при наименьших издержках, именно такое управление часто трактуется менеджментом как эффективное.

Менеджмент включает в себя также и социальное управление в организации, которое в таком случае будет рассматриваться как социальная составляющая в менеджменте, использующая управление посредством интересов, ценностей, мотивации, условий жизни и работы.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы: управление — это более широкое понятие, управлять — значит воздействовать с определенной целью, управление может происходить в любой сфере человеческой жизнедеятельности. Менеджмент — понятие, обозначающее управление в организации, точнее, в организации, функционирующей в условиях рынка. Социальное управление может рассматриваться по отношению к менеджменту как социальная составляющая в менеджменте.

Управление как совокупность социальных отношений. Как определять управление, особенно когда речь идет об управлении социальными отношениями? В свое время В.Г. Афанасьев определил научное управление обществом как процесс приведения субъективной деятельности людей в соответствие с объективными потребностями общественного развития [1].

Г.Е. Зборовский и Н.Б. Костина настаивают, что управление социальными отношениями нельзя рассматривать как воздействие, поскольку в данном случае речь идет не о воздействии одной системы на другую, а происходит «взаимодействие управляющих и управляемых субъектов в связи с выявлением актуальных проблем их жизнедеятельности в социальной сфере, разработкой, принятием и реализацией решений, направленных на эффективное функционирование социальных общностей» [4. С. 36].

У А.В. Тихонова более непримиримая позиция относительно понятия «воздействие» и «управление» рассматривается как встроенный в социальный процесс сознательно конструируемый и направляемый социокультурный механизм регуляции отношений между участниками совместной деятельности, сочетающий их интересы, организацию и самоорганизацию, формальные и неформальные нормы, достижение продуктивных целей и устойчивости социальных связей» [10. С. 260]. К тому же «управленческий тип социальной регуляции занимает промежуточное положение между субъектно-объектным властно-административным способом регуляции и субъектно-субъектным механизмом спонтанной самоорганизации и самоорганизации через решение самими людьми своих жизненных ситуаций» [10. С. 328].

В работах Ж.Т. Тощенко управление определяется как «целесообразная человеческая деятельность, предполагающая решение кардинальных теоретических, методологических и методических проблем» [11. С. 513].

Безусловно, процесс управления в социальных отношениях не может описываться только через воздействие, поскольку налицо взаимодействие двух субъектов

по поводу некоторой деятельности, однако все-таки это взаимодействие не на равных, поэтому элемент воздействия, влияния, опосредованный поведением управляемого субъекта, присутствует.

При рассмотрении процесса управления как совокупности социальных отношений целесообразно воспользоваться концепцией М. Вебера. М. Вебер анализировал феномен господства, под которым понимал вероятность того, что определенное воздействие не встретит у подчиненного противодействия. Иметь власть — значит иметь возможности и способность оказывать влияние на других. Почему люди попадают под влияние? Легитимное господство связано с верой в законность осуществления власти.

В концепции Вебера рациональное господство опирается на роли и статусы, принятые в организации. В управленческой деятельности роли и статусы имеют четкую регламентацию, что влияет на систему социальных отношений. Формальные отношения всегда определены нормативно, обезличены и стандартизированы. Неформальные отношения, как правило, складываются стихийно и основаны на межличностных связях.

Социальные отношения строятся на определенных принципах взаимодействия людей. Существуют различные теории, описывающие поведение людей в процессе взаимодействия (теория обмена, символический интеракционизм, этнометодо-логия и др.). Отчасти эти теории могут объяснить особенности межличностного взаимодействия в процессе управления, однако в условиях организации межличностное взаимодействие имеет свою специфику, поскольку в организации всегда существует определенная цель и формальная иерархия во взаимоотношениях.

Существуют нормы и ценности, которыми регулируются управленческие отношения. Изучая их, необходимо иметь в виду, что центральным вектором управленческих отношений являются отношения господства и подчинения. Отношения между руководителем и подчиненным могут строиться по следующим моделям: бюрократической; патерналистской; фратерналистской; партнерской [2. С. 91—92].

Во всех четырех моделях вектор взаимоотношений определяет руководитель, именно от него зависит, по каким принципам будут выстроены взаимоотношения с подчиненным.

Бюрократическая модель основана на формальных правилах. При такой модели отношения симпатии, эмпатии или антипатии не принимаются во внимание.

Патерналистская модель взаимоотношений предполагает, что руководитель играет роль не просто формального начальника, но и роль попечителя подчиненных, чувствует большую ответственность за них. При такой модели велико личное влияние руководителя.

Фратерналистская модель возникает тогда, когда руководитель является одновременно и неформальным лидером в коллективе. В ней упор делается на неформальных взаимоотношениях, в процессе управления руководитель учитывает мнение подчиненных, советуется с ними.

Партнерская модель взаимоотношений между подчиненными и руководителем возможна на определенном уровне развития (зрелости) подчиненных. Пред-

полагается, что подчиненные активно вмешиваются в дела управления организацией, в таком случае руководитель только координирует действия подчиненных, а не отдает приказы.

Управление представляет собой социальные отношения, в которых отношения «власть — подчинение» занимают центральное место. Помимо таких отношений как власть, господство, влияние, авторитет, подчинение, зависимость, можно выделить также сотрудничество-соперничество; централизация-децентрализация; субординация-координация; ответственность-безответственность; формальность-неформальность и др.

Социология управления — развивающаяся область знаний, предметное поле которой, как уже говорилось, четко не определено. Ориентиром для исследователей должен служить анализ социальных отношений, возникающих в процессе управления. Необходимо избегать сведения данной области только к менеджменту и к изучению специфики управленческих отношений в организациях как государственных, так и коммерческих. Предметное поле социологии управления должно охватывать специфику управления общественными отношениями.

В ходе развития постиндустриального общества особую актуальность приобретает изучение специфики социальной регуляции в условиях нелинейного развития общества: изучение трансформации социальных институтов, выступающих регуляторами общественных отношений; изменение ценностей и интересов субъектов и объектов управления; анализ новых форм интеграции сотрудников в организации; особенности влияния СМИ на управленческие отношения; анализ специфики управления поведением потребителя, навязывание ему тех или иных образцов потребления с помощью средств массовой информации; особенности взаимодействия государства и гражданского общества; специфика взаимодействие государства и бизнеса и многие другие.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: опыт системного анализа. — М., 1968.

[2] Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие. — Минск: ТетраСистемс, 2000.

[3] Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001.

[4] Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учебное пособие. — М.: Гарда-рики, 2004.

[5] Зинченко Г.П. Социология управления. — Ростов на Дону: Феникс, 2004.

[6] Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект, 2004.

[7] Основы социального управления: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Иванова. — М.: Высшая школа, 2001.

[8] Ромашев О.В., Ромашева Л.О. Социология и психология управления: Учебное пособие для вузов. — М.: Экзамен, 2002.

[9] Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. — М.: Высшая школа, 1990.

[10] Тихонов А.В. Социология управления. — М., 2007.

[11] Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. 3-е изд. — М.: Юнити, 2005.

[12] Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1999.

[13] Чупров В.И. Проблемы социальной регуляции в социологии управления: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: Антей, 2007.

THE SOCIOLOGY OF MANAGEMENT: ISSUES OF THE AREA OF STUDY DESIGNATION

M.A. Osipova

Sociology Chair Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklai str., 10/1, Moscow, Russia, 117198

The paper examines the issues of the area of study designation of the sociology of management which can be seen as a set of social relations. The factors which stimulated the emergence of the sociology of management, its major developmental trends as well as its links with other disciplines are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.