Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА: НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ'

СОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА: НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
280
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛО / СОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА / ПРЕПОДАВАНИЕ СОЦИОЛОГИИ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СПОРТ / ТАНЕЦ / ТЕАТР / ФОТОГРАФИЯ / ВЛОГИ / ПИЩА / КОММЕРЧЕСКИЙ СЕКС / ГЕНДЕР / ВОЗРАСТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КАРНАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ / Л. ВАКАН / ПОЛЬША

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евсеева Ярослава Вячеславовна

В данном обзоре представлены новые исследования социологов из Польши, США, Франции, изучающих вопросы телесности как в рамках традиционной социологии тела (социальные телесные практики, репрезентации тела), так и сквозь призму актуальной карнальной социологии. Показано, что социология тела в настоящее время переживает период активного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGY OF THE BODY: NEW RESEARCH

He literature review presents new research by sociologists from Poland, the USA, France, who study body issues both within the framework of traditional sociology of the body (social body practices, representations of the body) and through the prism of topical carnal sociology. The review shows that the sociology of the body is currently undergoing a period of active development.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА: НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 304; 316.1

DOI: 10.31249/rsoc/2022.03.02

ЕВСЕЕВА Я.В.* СОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА: НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. (Обзор)

Аннотация. В данном обзоре представлены новые исследования социологов из Польши, США, Франции, изучающих вопросы телесности как в рамках традиционной социологии тела (социальные телесные практики, репрезентации тела), так и сквозь призму актуальной карнальной социологии. Показано, что социология тела в настоящее время переживает период активного развития.

Ключевые слова: тело; социология тела; преподавание социологии; качественные исследования; спорт; танец; театр; фотография; влоги; пища; коммерческий секс; гендер; возраст; международные организации; карнальная социология; Л. Вакан; Польша.

Для цитирования: Евсеева Я.В. Социология тела : новые исследования. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. - 2022. - № 3. - С. 19-34. DOI: 10.31249/rsoc/2022.03.02

EVSEEVA Ya.V.** Sociology of the body: new research. (Literature review)

Abstract. The literature review presents new research by sociologists from Poland, the USA, France, who study body issues both within

*

Евсеева Ярослава Вячеславовна - старший научный сотрудник отдела социологии и социальной психологии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: yar_evseeva@mail.ru

Evseeva Yaroslava Vyacheslavovna - Senior Researcher of the Department of Sociology and Social Psychology, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. E-mail: yar_evseeva@mail.ru

the framework of traditional sociology of the body (social body practices, representations of the body) and through the prism of topical carnal sociology. The review shows that the sociology of the body is currently undergoing a period of active development.

Keywords: body; sociology of the body; teaching sociology; qualitative research; sport; dance; theatre; photography; vlogs; food; commercial sex; gender; age; international organizations; carnal sociology; L. Wacquant; Poland.

For citation: Evseeva Ya.V. Sociology of the body : new research. (Literature review). Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i za-rubezhnaya literatura. Seriya 11. Sociologiya [Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 11. Sociology]. - 2022. - N 3. - P. 1934. DOI: 10.31249/rsoc/2022.03.02

В последние годы тело стало полноценным объектом исследования в социологии, а социология тела утвердилась в качестве социологической субдисциплины. Но еще до институционализа-ции как таковой социологии тела социологи наряду с представителями других социальных и гуманитарных наук исследовали телесные практики и различные аспекты тела как социального феномена. В настоящее время наблюдается рост публикаций на эти темы. В данном обзоре будут рассмотрены некоторые новые исследования в области социологии тела.

Второй номер польского журнала Qualitative Sociology за 2018 г. был посвящен вопросам социологии тела. По словам редактора журнала Доминики Бычковской-Овчарек (Лодзинский университет), в последние годы в Польше отмечается увеличение количества научных статей в данной области знания [Byczkowska-Owczarek, 2018]. Она с удовлетворением отмечает, что картезианский дуализм духа и тела все чаще подвергается проблематизации. Как она утверждает, помимо зарубежных философов, социологов и антропологов, таких, как Мишель Фуко, Марсель Мосс, Морис Мерло-Понти и др., польские социологи испытали большое влияние своего выдающегося соотечественника Зигмунта Баумана и его работ о теле в культуре постмодерна (см., например: [Bauman, 1995]). Среди тем, интересующих местных исследователей, -спортивные занятия, йога и танцы, инвалидность и трансплантации, сексуальность, питание, косметическая хирургия, боди-арт и

многие другие. Данный номер журнала составили доклады конференции «Социология тела в Польше», состоявшейся в Лодзинском университете в 2016 г. Задачи конференции, по утверждению Быч-ковской-Овчарек, включали в себя разработку методологических стандартов, обсуждение трендов, проблем и перспектив данной области социологии. Большинство вошедших в номер статей основаны на эмпирических исследованиях.

В статье Доминики Бычковской-Овчарек (Лодзинский университет) и Хонораты Якубовской (У ниверситет им. Адама Мицкевича в Познани) анализируется проблема гендерной стереотипиза-ции в процессе социализации подростков, занимающихся «гендерно нетипичными» видами физической активности (девушки, играющие в футбол, и юноши, занимающиеся балетом) [Jakubowska, Byczkowska-Owczarek, 2018]. На основе интервью с юными и взрослыми (бывшими) атлетами авторы обсуждают влияние социального окружения (родителей, тренеров, сверстников) на восприятие подростками себя и своего тела и жизненные выборы, которые они делают. Также рассматриваются положительные психосоциальные последствия подобных занятий. Например, девушки становятся крепче физически и психически, расширяются их представления о собственных возможностях. Юноши больше узнают о женском теле и его проявлениях (таких, как менструация), начинают относиться к ним как к чему-то естественному.

Изабела Шлезак (Лодзинский университет) посвящает свою статью телу в коммерческих сексуальных отношениях [§1^ак, 2018]. Автор пишет о телесном опыте проституток, выделяя три основные категории такого опыта. Тело может быть отсутствующим: женщины максимально дистанцируются от физических ощущений, предпочитая видеть в своем теле исключительно рабочий инструмент, позволяющий им зарабатывать деньги, и не допускают позитивных эмоциональных переживаний, оставляя объятия и поцелуи для своего спутника жизни. Напротив, тело может быть присутствующим: на одном полюсе здесь находятся женщины, которые сознательно стремятся получать как можно больше удовольствия от секса с клиентами, на другом - те, кто воспринимает каждый коммерческий половой акт практически как изнасилование (обычно это новички, либо те, кто оказался в этой сфере по ошибке или против своей воли). Существует также промежу-

точный вариант - тело частично присутствующее: опыт с постоянными клиентами либо с теми, кто кажется женщинам привлекательным, может в положительную сторону отличаться от такового с остальными - или же, наоборот, с определенными клиентами женщина испытывает особо неприятные ощущения. В своем исследовании Шлезак использует данные неструктурированных интервью, позволяя высказаться тем, чей голос обычно не слышен, и изучая разные грани их телесного опыта.

Гендерные и возрастные аспекты телесности анализирует Мариола Биенько (Варшавский университет) ^епко, 2018]. Постулируя, что тело является главным медиумом мировосприятия и самовыражения современного человека, она осуществила масштабное исследование представлений поляков о собственном теле: по всей Польше (от Варшавы до Хелмно и Пшемысля) было проведено более 400 глубинных интервью с респондентами обоего пола и разного возраста. Исследовательница выяснила, что в восприятии и презентации тела доминирует эстетическая перспектива, что служит отражением общей эстетизации повседневности. В целом чаша весов склоняется в сторону отрицательных представлений, причем женщины ожидаемо демонстрируют большую негативность: молодые недовольны формами тела, пожилые испытывают тоску по своему молодому телу. Однако теперь и мужчины, чье тело еще недавно было практически не замечаемо, по их собственным признаниям, ощущают большее давление социальных ожиданий.

В фокусе внимания социологов из Университета Николая Коперника в Торуне Анны Двойнич и Катажины Кучковской-Голиньской - тело актера [Dwojnych, Kuczkowska-Goliпska, 2018]. Проведя неструктурированные интервью со студентками выпускного курса нескольких польских театральных вузов, а также их преподавателями, исследовательницы обнаружили возрастающую унификацию тел и представлений о них в театральной среде. Ре-спондентки демонстрировали вполне четкие идеи относительно актерской телесности, а именно: а) актеры «работают телом», так что их тела крайне важны в профессиональной деятельности; б) актерам необходимо обладать красотой (красивым лицом) и совершенным телом. Такие идеи молодые актрисы усваивают в ходе учебы в театральном вузе, интернализуя те модели, которые они

перенимают от своих наставников, образцов для подражания в театральном мире и поп-культуре. Физически разные до начала учебы, во время учебы они начинают подвергать свое тело жесткому контролю (включающему интенсивные тренировки и диеты на грани голодания) и завершают обучение с одинаково стройными дисциплинированными телами (но подчас и развившимися проблемами с питанием).

Томаш Ференц (Лодзинский университет) прослеживает историю фотографических образов обнаженного тела ^егепс, 2018]. С рождением фотографии в середине XIX в. появился новый способ представления обнаженных тел. Тем не менее в викторианской Англии нагота была большей частью табуирована, так что фотографы искали пути социально приемлемой репрезентации обнаженного человеческого тела. Одним из таких путей стала этнографическая фотография - фотоизображения «дикарей», представителей «низших», «нецивилизованных» культур, чья нагота использовалась в познавательных целях. При этом некоторые «туристы» под прикрытием этнографии делали снимки с откровенными сексуальными коннотациями. Нагота моделей художников также не находилась под запретом, благодаря чему многие из них послужили моделями и для фотографов. Еще одним способом изображения обнаженного тела стала художественная фотография, по стилю близкая импрессионистской живописи - здесь в качестве цели декларировалось художественное видение автора, а не демонстрация наготы. Кроме того, распространение получила медицинская фотография, причем проще всего в этом случае было использовать пациентов психиатрических лечебниц. Тем не менее наряду с этими «легальными» формами быстро нарастало и количество «нелегальных» эротических и порнографических изображений, и провести грань между ними не всегда представлялось возможным. Первыми моделями для порнографических фотографий были проститутки (во второй половине XX в. некоторые фотографы вернут их эстетизированные изображения в художественную фотографию). С тех пор интерес к порнографическим снимкам не ослабевал, а с появлением Интернета их количество только возросло: сейчас производство, распространение и потребление подобной продукции, немалую часть которой составляют селфи, стало доступно всем желающим. Подпитываются эти занятия порноинду-

стрией, коммерческой рекламой и популярной культурой, в которую погружены фотолюбители. По словам автора, современные западные общества одержимы сексуальным дискурсом (и сопряженными с ним изображениями обнаженного тела), и их главное удовольствие состоит в том, чтобы анализировать секс и генерировать все новую «правду» о нем.

Тему визуальной репрезентации тела продолжает статья Аг-нешки Май (Варшавский университет естественных наук), в фокусе ее внимания - рецепты телесного оздоровления от польских влогеров [Maj, 2018]. В последние годы польское общество охватила мода на здоровый образ жизни, и, как и в других странах, одним из наиболее востребованных источников информации на данную тему служит Интернет. В статье анализируются примеры польских влогов на платформе Youtube, посвященных улучшению физической формы и наиболее эффективным способам потери веса. Все отобранные 40 видео обладали похожей структурой, что позволило автору выделить несколько основных тем: мотивация влогеров к созданию ролика; отсылки к собственному телу; указываемые причины обращения к здоровому образу жизни; тело вло-гера как его самопрезентация в Интернете; роль сообщества в процессе потере веса. Май выявила четыре категории влогеров -мотивирующие, ориентированные на инновации, документирующие и делящиеся опытом. Нарратив всех видео развивается по схожему сценарию: автор ролика живет как придется, питается чем попало, пока не наступает «поворотный момент» (запыхался при подъеме по лестнице, ужаснулся при виде своего обнаженного тела в зеркале и пр.) и осознание необходимости перемен, за чем следует период «борьбы с телом», пока новый образ жизни (дробное потребление самостоятельно приготовленной пищи и физические упражнения) не становится нормой. Обязательной составляющей являются фотографии «до» и «после». Сообщества поддерживают влогеров и наделяют их статусом «экспертов». Для автора статьи эти видео являются примером просьюмеризма и свидетельством того, что в современном мире знание - это коллективный продукт, а также подтверждением важности тела, в том числе в рамках «исповедальной культуры» (confessional culture) (см., например: [Burgess, Green, 2009]).

Исследователи из Университета Николая Коперника в То-руне Войцех Гощиньский и Анна Войтевич также пишут о питании, но в несколько ином ключе: они задаются вопросом, управляем ли мы своими телами, в частности, контролируем ли мы их во время еды, или же еда управляет нами [Goszczynski, W6jtewicz, 2018]. Авторы ставят цель изучить комплекс социальных и физических практик, сопряженных с пищевыми привычками, а именно как еда влияет на социальные отношения и индивидуальные тела. Свое исследование Гощиньский и Войтевич проводят на примере потребления мяса - продукта с наиболее богатой социальной историей и наибольшим количеством ассоциаций и коннотаций. Авторы рассматривают пищу как нечто, что может оказывать: 1) стабилизирующее, 2) катализирующее, 3) опосредующее и 4) разделяющее воздействие. Во-первых, пища непосредственно связана с ценностями и нормами той или иной социальной группы. Она формирует представление людей об окружающем мире, о ген-дерных ролях (например, кто готовит еду), об идеальном теле в данной культуре и пр. Во-вторых, пища может провоцировать общественные изменения, как, например, в случае с движениями активистов за права животных, экологов, антиглобалистов, противников современной западной медицины и пр. На индивидуальном уровне с изменения пищевых привычек обычно начинаются более существенные личностные трансформации. В-третьих, совместный прием пищи создает сообщества. Пища несет в себе символы, поддерживающие коллективную идентичность. В-четвертых, пища может и разделять, ярким примером чего являются этнические, гендерные и классовые отличия в пищевых практиках. Гощинь-ский и Войтевич анализируют, как эти аспекты находят свое отражение в телевизионной рекламе мясных изделий.

В завершающей статье Хонората Якубовска (Университет им. Адама Мицкевича в Познани) и Доминика Бычковска-Овчарек (Лодзинский университет) рассматривают ситуацию с преподаванием социологии тела в польских университетах [Byczkowska-Owczarek, Jakubowska, 2018]. Авторы указывают, что большинство курсов, посвященных методам научного исследования, по-прежнему касается «внешних» (по отношению к исследователю) методов сбора данных, таких, как наблюдение, интервью, анализ дискурса/контент-анализ. Тем не менее рост интереса к исследова-

ниям телесности привел к появлению соответствующих курсов в вузах страны. На момент написания статьи (2016 г.) факультативные курсы по социологии тела предлагались в университетах Познани (по специальности «cultural studies»), Гданьска (по специальности «социальная и культурная антропология»), Торуня и Лодзи. Однако и в рамках данных курсов тело большей частью исследуется через дискурс и репрезентации. В противовес этому курс, который ведет в Лодзинском университете одна из авторов, Доминика Бычковска-Овчарек, видит в теле и объект, и метод исследования в соответствии с принципами карнальной - «телесной» -социологии Лоика Вакана [Wacquant, 2005] (подробнее о карналь-ной социологии см. в последней части данного обзора). Курс получил название «Танец и тело: социологическая перспектива»; он включает изучение основных социологических концепций, касающихся тела и танца, освоение таких методов исследования, как наблюдение, интервью, анализ видеоданных и автоэтнография, а также занятия танцем живота. Данный опыт студенты анализируют в своих автоэтнографических работах; две из них рассматриваются в статье. По мнению Бычковской-Овчарек и Якубовской, такой курс делает студентов более восприимчивыми в том числе к исследовательскому потенциалу своего тела и к повседневному опыту, обычно остающемуся не проговоренным. Они уверены, что этот курс позволит студентам развить различные навыки и стать более компетентными исследователями в целом.

Тему тела в педагогической практике исследует в своей статье Сьюзан Фергюсон (Гриннеллский колледж, США) [Ferguson, 2020]. Вдохновением для нее послужили слова одного профессора зрелого возраста, которые она услышала в молодости и запомнила на всю жизнь. Во время учебы в магистратуре Фергюсон организовала встречу студентов с преподавателями для обмена опытом. Все преподаватели говорили о методах разработки учебных курсов, навыках поддержания дисциплины, важности своевременного выставления оценок и пр., за исключением одного профессора, который призвал своих молодых коллег регулярно тренироваться и поддерживать хорошую физическую форму. О таком автор статьи слышала впервые. Получив премию Американской социологической ассоциации, она решила посвятить свое обращение к Ассоциации этой теме.

Существующая социологическая литература свидетельствует о важности физического тела преподавателя в аудитории. Исследователи, в частности, пишут о том, что жесты преподавателей и зрительный контакт, который они поддерживают со студентами, являются частью учебного процесса (см., например: [Vick, Martinez, 2011]). Положением, которое они занимают в пространстве, и своими передвижениями они обозначают физические и социальные границы, а также устанавливают властные отношения [Alerby, Hagström, Westman, 2014]. Хукс утверждает, что тот, кто обладает большей властью, может претендовать на то, чтобы скрывать свое тело [Hooks, 1994]. И действительно, раньше многие университетские преподаватели старались приходить на работу в одежде нейтральных тонов, не подчеркивающей фигуру, чтобы не привлекать внимание учащихся к своему телу. Однако избежать внимания студентов было невозможно (особенно трудно это сделать беременным женщинам - и женщинам вообще в сравнении с мужчинами, людям с физическими особенностями, инвалидностью или каким-либо заболеванием, которое находит отражение во внешнем облике и поведении, а также самым молодым и самым возрастным педагогам). Так что в последние годы получил развитие новый тренд: педагоги предпочитают видеть в своем теле скорее образовательный ресурс. Например, Хилл делится своим опытом: на первом занятии она просит студентов сделать предположения о ее возрасте, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, религиозных взглядах, музыкальных предпочтениях и пр., далее следует обсуждение высказанных идей [Hill, 2017]. После изучения данной литературы у Фергюсон возник ряд вопросов: влияет ли осознание преподавателями собственного тела на учебный процесс? Насколько важна их гендерная, этническая, классовая принадлежность? Обеспокоены ли они тем, что состояние их здоровья может оказать влияние на их профессиональные возможности? А как насчет инвалидности, старения, а также временных физических изменений вроде беременности? Эти вопросы она обсуждает в своей статье.

В опросе приняли участие 44 преподавателя из различных университетов и колледжей США с опытом преподавания от трех до 45 лет. Возраст - от 32 до 73 лет. Мужчин - 23, женщин - 18, один небинарный, двое не ответили на этот вопрос. 35 гетеросек-

суалов, шесть гомосексуалов, трое не ответили на вопрос. 34 белых, трое латиноамериканцев, один азиат, один ближневосточного происхождения, один «землянин» («human»), четверо не дали ответа. По итогам опроса автор выделила 15 категорий для дальнейшего анализа: белый мужчина; здоровое тело/инвалидность; здоровье/ хроническая болезнь; старение; вес; беременность; положение в пространстве/позы; движения/жестикуляция; внешность/одежда; зрение/очки; телесные модификации/татуировки; осознание своего тела; энергия; самопрезентация; привилегии. Проведенный анализ позволил Фергюсон ответить на вопросы, которые она поставила.

Осознание собственного тела и преподавание. 33 участника указали, что их тело играет роль в преподавании, и они осознают это. Говорили, например, о влиянии (плохого) самочувствия и усталости. Многие респонденты волнуются из-за того, какое впечатление производит их фигура (в частности, лишний вес), прическа, правильно ли подобрана одежда, убедительно ли звучит их голос. Вполне в соответствии с концепцией Ирвина Гофмана [Goffman, 1959] педагоги стремятся управлять впечатлением, которое производят на своих студентов, и стараются представить себя определенным образом. Некоторые непосредственно отождествляли преподавание с представлением.

Гендер. И женщины, и мужчины отмечали, что внешность преподавателей-женщин привлекает больше внимания по сравнению с их коллегами-мужчинами - подчас даже больше внимания, чем их профессиональные качества. В связи с этим мужчины говорили о своем привилегированном положении.

Старение и возрастные изменения. Как заявили 27 респондентов, с течением времени их самопрезентация в аудитории претерпела изменения. Многие, особенно мужчины, начали одеваться формальнее. Более строгий стиль может быть обусловлен также продвижением по карьерной лестнице. Другие, напротив, ощутили, что уже не обязаны никому ничего доказывать и могут одеваться так, как им удобно. По словам одной респондентки, в молодости ее из-за юной внешности и невысокого роста часто принимали за студентку, и она старалась подчеркнуть свой статус одеждой, однако теперь она одевается просто и стильно - в соответствии с собственным представлением о стиле. Некоторые научились лучше контролировать свои движения и жесты, другие

постепенно почувствовали себя комфортнее в аудитории. Более старшие задумываются о возрастных изменениях и о том, как они повлияют на их профессиональное будущее.

Здоровье, хронические болезни, инвалидность. 15 респондентов признались, что имеют те или иные проблемы со здоровьем, оказывающие воздействие на их работу, и им приходится применять определенные техники управления телом, чтобы сгладить их последствия. Две участницы рассказали о трудностях, которые испытывали в аудитории во время беременности, и как это не осталось незамеченным студентами. Некоторые респонденты упоминали стресс и способы его преодоления. И вновь вполне здоровые преподаватели описывали свое здоровье как привилегию.

Вес. Вопрос о весе не задавался напрямую, но несколько респондентов обратились к этой теме, имея в виду прежде всего самих себя. Преподаватели с лишним весом практически постоянно думают о своей физической особенности, а тем более тогда, когда беседуют со студентами о питании, здоровье и здоровом образе жизни, романтических отношениях, имидже и пр. По ощущениям одной участницы, студенты считали ее более компетентной, когда она была стройнее. Вопрос веса в рамках данной работы специально не изучался, поэтому в его отношении, полагает Фергюсон, необходимы дальнейшие исследования.

Преподавание как представление. Поскольку опрос проводился среди преподавателей социологии, ссылки на (выше упоминавшуюся) концепцию Гофмана не были редкостью. Некоторые респонденты утверждали, что исполняют в университетской аудитории определенную роль и что этот сценический персонаж отличается от того, кем они являются за пределами аудитории (за кулисами, по Гофману). Четверо респондентов заявили, что разыгрывают настоящий спектакль, поскольку студентов необходимо увлекать и развлекать; один из них описал свою лекцию как смесь стендапа, дебатов, рекламы и мотивационной речи. Еще четверо сравнили свои лекции со сторителлингом. Причем один из участников заметил, что на младших курсах «играет» больше, чем на старших курсах и в магистратуре.

Как показало данное исследование, многие университетские преподаватели разделяют мнение, что тело педагога имеет важное

значение в педагогической практике. Большинство ответов касалось внешности, влияния гендера, изменений с течением времени и драматургического аспекта учебного процесса. Тем не менее, с точки зрения Фергюсон, этих знаний еще недостаточно, и как в вузах, так и в рамках научных конференций нужны программы, посвященные роли тела в преподавании. Кроме того, она полагает, что необходимо усилить политическую составляющую в понимании данных процессов. Под этим она имеет в виду, во-первых, преодоление дуализма разума и тела. Во-вторых, если внешность женщин-преподавателей оказывается важнее их педагогических качеств, значит нужно обучать студентов (и тех коллег-мужчин, кто себе подобное позволяет) уважению и академическому профессионализму. Наконец, по ее мнению, необходимо привлекать внимание к тому, насколько трудным - не только интеллектуально, но и эмоционально и физически - является труд преподавателя, в связи с чем нужно различными способами (посредством использования технических приспособлений, проведения части занятий онлайн и пр.) поддерживать тех, кто (временно или постоянно) не способен в полном объеме выдерживать эту нагрузку.

В середине 2000-х годов ученик и соратник Пьера Бурдье Лоик Вакан выступил со своей версией социологии тела, которую он назвал карнальной социологией (carnal sociology) [Wacquant, 2005]. Понадобилось новое название, поскольку ученый хотел подчеркнуть отличие своего подхода: не социология тела (тело -социальный продукт), а телесная социология (тело - источник социальных феноменов и вектор знания). Жюли Патарен-Жоссек (Санкт-Петербургский государственный университет) применяет методологию Вакана в исследовании международных организаций [Patarin-Jossec, 2022]. Вакан, подчеркивает она, погрузившись в атмосферу чикагского боксерского клуба, осознал, что его тело не только объект, но и источник социального конструирования. В ходе боксерской практики тело было как тем, что исследовалось, так и тем, посредством чего эти исследования осуществлялись.

В 2017 г. автор проводила этнографическое исследование в Вене, в одном из комитетов ООН. Из ученого - стороннего наблюдателя она постепенно превратилась в активного члена делегации своей страны. Вместе с этим изменились и функции ее тела как этнографа. Во-первых, ее тело стало частью асимметричных взаи-

моотношений в данной области. Она была включена в иерархию, правил которой было необходимо строго придерживаться. Во-вторых, ей предписывались выраженные гендерные атрибуты. Глава делегации поручал ей, самой молодой участнице и к тому же единственной женщине, выглядящие сексистскими задания, а именно «применить свои женские чары» и «пофлиртовать» с мужчинами - членами других делегаций для получения инсайдерской информации. Тем самым, в-третьих, она подверглась сексуализа-ции: члены делегации - ее информанты - приняли как данность ее гетеросексуальность и исходя из этого оценивали ее полезность для нужд делегации. Как заключает Патарен-Жоссек, любая полевая работа сопряжена с определенными властными отношениями. Возраст, пол и статус этнографа обеспечивают (или не обеспечивают) доступ к индивидам, местам и событиям, которые влияют на качество и характер анализа. Этнографическое исследование международной организации - это телесный процесс, а карнальная социология позволяет увидеть в теле этнографа важный источник социального знания.

В данном обзоре были рассмотрены некоторые новые исследования в области социологии тела. Обзор продемонстрировал не просто рост интереса исследователей к социологии тела и мульти-и междисциплинарным исследованиям телесности в целом, но и смещение акцента в сторону непосредственно физической, «плотской» перспективы: ученых интересуют как таковые тела, а не только их дискурсивные и визуальные репрезентации - более того, свои собственные тела они также готовы использовать в качестве как объекта, так и метода сбора данных и инструмента анализа. И в ближайшем будущем можно ожидать дальнейшего развития данных трендов.

Список литературы

Alerby E., Hagstrom E., Westman S. The embodied classroom : a phenomeno-logical discussion of the body and the room // J. of pedagogy. - 2014. - Vol. 5, N 1. -P. 11-23.

Bauman Z. Cíalo i przemoc w obliczu ponowoczesnosci. - Torun : Wydawnic-two naukowe Uniwersytetu Mikolaja Kopernika, 1995. - 108 p.

Bienko M. The body as a private and social space : the margins of research regarding old age and gender // Qualitative sociology rev. - 2018. - Vol. 14, N 2. -P. 52-77.

Burgess J., Green J. Youtube : online video and participatory culture. - Cambridge : Polity press, 2009. - XI, 172 p.

Byczkowska-Owczarek D. Sociology of the body : research practice in Poland: editorial // Qualitative sociology rev. - 2018. - Vol. 14, N 2. - P. 6-11.

Byczkowska-Owczarek D., Jakubowska H. Sociology of the body : teaching embodied approach through autoethnography // Qualitative sociology rev. - 2018. -Vol. 14, N 2. - P. 152-164.

Dwojnych A., Kuczkowska-Golinska K. The theater plays the body : replication of the canon of beauty among young actresses in the theater // Qualitative sociology rev. - 2018. - Vol. 14, N 2. - P. 78-94.

Ferenc T. Nudity, sexuality, photography : visual redefinition of the body // Qualitative sociology rev. - 2018. - Vol. 14, N 2. - P. 96-114.

Ferguson S.J. Teaching : the body in question // Teaching sociology. - 2020. -Vol. 48, N 2. - P. 91-106.

Goszczynski W., Wojtewicz A. Body on the plate : on the relation between the carnality and food (on the example of meat in advertising) // Qualitative sociology rev. -2018. - Vol. 14, N 2. - P. 130-151.

Goffman E. The presentation of self in everyday life. - New York : Anchor books, 1959. - 259 p.

Hill D.C. What happened when I invited students to see me? A black queer professor's reflections on practicing embodied vulnerability in the classroom // J. of lesbian studies. - 2017. - Vol. 21, N 4. - P. 432-442.

Hooks B. Teaching to transgress : education as the practice of freedom. - New York : Routledge, 1994. - 216 p.

Jakubowska H., Byczkowska-Owczarek D. Girls in football, boys in dance : ste-reotypization processes in socialization of young sportsmen and sportswomen // Qualitative sociology rev. - 2018. - Vol. 14, N 2. - P. 12-28.

Maj A. A healthy mind in a healthy body : recipes for a healthy living as seen in Polish vlogs // Qualitative sociology rev. - 2018. - Vol. 14, N 2. - P. 116-129.

Patarin-Jossec J. Carnal sociology to observe IOs // Introduction to international organization research methods / ed. by F. Badache, E. Dairon, L.R. Kimber, L. Maertens. - Ann Arbor : Michigan univ. press. - P. 1-2. - Forthcoming, Sep 2022. -URL: https://www.researchgate.net/publication/342637604_Carnal_Sociology_to_0b serve_I0s_in_Handbook_Research_Methods_applied_to_International_0rganizations (accessed: 31.07.2022).

Slqzak I. A present and a non-present body : experiencing the body by female sex workers in commercial sexual relations // Qualitative sociology rev. - 2018. -Vol. 14, N 2. - P. 30-50.

VickM.J., Martinez C. Teachers and teaching : subjectivity, performativity and the body // Educational philosophy a. theory. - 2011. - Vol. 43, N 2. - P. 178-192.

Wacquant L. Carnal connections : on embodiment, apprenticeship and membership // Qualitative sociology. - 2005. - Vol. 28, N 4. - P. 445-474.

References

Alerby E., Hagstrom E., Westman S. The embodied classroom : a phenome-nological discussion of the body and the room. J. of pedagogy. - 2014. - Vol. 5, N 1. -P. 11-23.

Bauman Z. Cialo i przemoc w obliczu ponowoczesnosci. - Torun : Wydawnic-two naukowe Uniwersytetu Mikolaja Kopernika, 1995. - 108 p.

Bienko M. The body as a private and social space : the margins of research regarding old age and gender. Qualitative sociology rev. - 2018. - Vol. 14, N 2. - P. 5277.

Burgess J., Green J. Youtube : online video and participatory culture. - Cambridge : Polity press, 2009. - XI, 172 p.

Byczkowska-Owczarek D. Sociology of the body : research practice in Poland: editorial. Qualitative sociology rev. - 2018. - Vol. 14, N 2. - P. 6-11.

Byczkowska-Owczarek D., Jakubowska H. Sociology of the body : teaching embodied approach through autoethnography. Qualitative sociology rev. - 2018. -Vol. 14, N 2. - P. 152-164.

Dwojnych A., Kuczkowska-Golinska K. The theater plays the body : replication of the canon of beauty among young actresses in the theater. Qualitative sociology rev. - 2018. - Vol. 14, N 2. - P. 78-94.

Ferenc T. Nudity, sexuality, photography : visual redefinition of the body. Qualitative sociology rev. - 2018. - Vol. 14, N 2. - P. 96-114.

Ferguson S.J. Teaching : the body in question. Teaching sociology. - 2020. -Vol. 48, N 2. - P. 91-106.

Goffman E. The presentation of self in everyday life. - New York : Anchor books, 1959. - 259 p.

Goszczynski W., Wojtewicz A. Body on the plate : on the relation between the carnality and food (on the example of meat in advertising). Qualitative sociology rev. -2018. - Vol. 14, N 2. - P. 130-151.

Hill D.C. What happened when I invited students to see me? A black queer professor's reflections on practicing embodied vulnerability in the classroom. J. of lesbian studies. - 2017. - Vol. 21, N 4. - P. 432-442.

Hooks B. Teaching to transgress : education as the practice of freedom. - New York : Routledge, 1994. - 216 p.

Jakubowska H., Byczkowska-Owczarek D. Girls in football, boys in dance : stereotypization processes in socialization of young sportsmen and sportswomen. Qualitative sociology rev. - 2018. - Vol. 14, N 2. - P. 12-28.

Maj A. A healthy mind in a healthy body : recipes for a healthy living as seen in Polish vlogs. Qualitative sociology rev. - 2018. - Vol. 14, N 2. - P. 116-129.

Patarin-Jossec J. Carnal sociology to observe IOs. Introduction to international organization research methods. Ed. by F. Badache, E. Dairon, L.R. Kimber, L. Maer-

tens. - Ann Arbor : Michigan univ. press. - P. 1-2. - (Forthcoming, Sep 2022). - URL: https://www.researchgate.net/publication/342637604_Carnal_Sociology_to_0bserve_ I0s_in_Handbook_Research_Methods_applied_to_International_0rganizations (accessed: 31.07.2022).

Sl^zak I. A present and a non-present body : experiencing the body by female sex workers in commercial sexual relations. Qualitative sociology rev. - 2018. -Vol. 14, N 2. - P. 30-50.

Vick M.J., Martinez C. Teachers and teaching : subjectivity, performativity and the body. Educational philosophy a. theory. - 2011. - Vol. 43, N 2. - P. 178-192.

Wacquant L. Carnal connections : on embodiment, apprenticeship and membership. Qualitative sociology. - 2005. - Vol. 28, N 4. - P. 445-474.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.