1УДК 316.356.2 ББК 60.561.51
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И ОТЦОВСТВА
Л. М. Кузьмина
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы, связанные с актуализацией роли отца в семье. Анализируются результаты анкетирования «Представление студентов об отцовстве», проведенного среди студентов Института социально-гуманитарного образования МПГУ, а также пилотажного исследования «Мой отец: какой он?» на базе Института биологии и химии МПГУ. Отмечается, что необходимость формирования культуры отцовства среди молодежи, будет способствовать укреплению института российской семьи.
Ключевые слова: институт семьи, молодежь, отцовство, роль отца.
SOCIOLOGY OF THE FAMILY AND FATHERHOOD L. M. Kuzmina
Abstract. The article deals with the issues related to the actualization of the role of a father in the family and analyzes the results of the survey "Students' idea on fatherhood" conducted among students of the Institute of Social and Humanitarian Education of Moscow Pedagogical State University, as well as the pilot study "My father: what is he like?" on the basis of Institute of biology and chemistry of Moscow Pedagogical State University. It is noted that the need to form a fatherhood culture among young people will help strengthen the institution of the Russian family.
Keywords: institute of family, youth, fatherhood, father's role.
С развитием рыночных отношений существенно трансформировался институт семьи, изменились внутрисемейные отношения, произошло значительное ролевое перераспределение. Родители стали меньше внимания уделять воспитанию детей. Тем самым в качестве тенденции проявляется снижение эффективности репродуктивной и воспитательной функций института семьи. Первостепенными вопросами, нуждающимися в детальном исследовании, являются ролевые функции, которые выполняют отдельные члены семьи. От эффективности выполнения ими принятых на себя ролей во много зависят прочность и перспективы развития семейного союза.
Важным аспектом развития и жизнедеятельности семей является поднятие роли отцовства
в обществе. Необходимо научно-методическое обеспечение процесса укрепления института отцовства в России. Важность исследования проблем отцовства объясняется необходимостью выработки рекомендаций для систематизации работы, направленной на подготовку молодежи к семейной жизни. Все это может благотворно влиять на дальнейшее улучшение демографической ситуации в России. Сегодня в Российской Федерации не ведутся основательные научные исследования по вопросам отцовства.
Вопросы отцовства связаны с демографическими проблемами. Что значит быть отцом сегодня? Какие проблемы отцовства существуют в нашем обществе? В первую очередь, это демографические проблемы. Следует отметить, что не только
Таблица 1
Показатели естественного движения населения
Январь-февраль Справочно: на 1000 человек населения на 2017 год в целом
человек На 1000 человек населения1
2018 2017 прирост(+) снижение (-) 2018 2017
Родившихся 10351 10363 -12,0 11,4 11,5 12,0
Умерших 11558 12778 -1220 12,8 14,2 12,5
в том числе детей в возрасте до 1 года 46 48 -2 4,1 4,02 4,2
Естественный прирост(+), убыль (—) -1207 -2415 -1,4 -2,7 -0,5
Браков, пар 3943 4433 -490 4,4 4,9 8,0
Разводов, пар 3989 3853 + 136 4,4 4,3 4,6
Примечания: 1 Здесь и далее в разделе показатели помесячной оперативной отчетности приведены в пересчете на год. 2 На 1000 родившихся.
Россия, а весь современный мир переживает глубокие демографические перемены, характеризующиеся значительным снижением рождаемости. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают тенденцию изменения ценностных ориен-таций в обществе - снижение в представлениях людей, в том числе молодежи, роли и значения материнства и отцовства. В последние три десятилетия происходит значительное сокращение численности населения. Причиной снижения численности населения является не только естественная смерть людей, но и огромное количество не родившихся детей. В связи с кризисом института семьи стали все чаще распадаться семьи, как следствие, стала падать рождаемость. В табл. 1 и табл. 2 представлены данные Федеральной службы государственной статистики.
Причиной развода 42% семейных пар является неподготовленность к семейной жизни. Вступая в брак, молодые люди не стремятся понять друг друга, эгоистическое поведение супругов подрывает семейные взаимоотношения. А ведь семья - один из самых сложных институтов любви и понимания. Средства массовой информации пропагандируют ценности, противоположные семейным: гедонизм, независимость, вседозволенность. На первое место молодые люди ставят карьеру, отодвигая семью в далекую перспективу. Алкогольная зависимость мужа является причиной развода 31% семей, 23% семей распадаются из-за алкогольного пристрастия супруги. Среди других причин - наркотическая и игровая зависимость партнера, измены партнера, материальные проблемы. Согласно статистике, 60% браков расторгаются в первые 5 лет совместной жизни.
После развода супругов большинство детей остаются с матерью. К большому сожалению, зачастую общение детей с отцами ограничивается, а иногда и вовсе прекращается. После развода 60-70% матерей создают препятствия контактам ребенка с отцом. Часто причиной отсутствия общения с ребенком является низкая родительская культура отца. Печально, но иногда мужчины сами теряют интерес к детям. Однако следует отметить, что многие мужчины в результате развода переживает больший стресс: роль отца становится для них почти утраченной, жизненные устои - подорванными.
Особенно остро потеря или отсутствие отца переживаются ребенком и отражается на его психическом здоровье.
Таблица 2
Количество разводов в России на 1000 браков по данным Росстата
Годы Количество разводов на 1000 человек населения
1960 120
1970 360
1980 390
1990 410
2000 620
2004 800
2005 580
2014 550
2017 829
Детям наносится серьезная психическая травма, которая может отрицательно сказаться у мальчика на желании стать хорошим отцом, дать своим детям то, чего он сам не получил. Кроме того, отсутствие отца способствует возникновению у ребенка дополнительного коли-
чества детских страхов, что еще больше усугубляет его психическое состояние.
Исследования показывают, что отцовская де-привация и молодежная преступность, а также наркомания и токсикомания являются коррелирующими факторами. Можно отметить, что не всегда полная семья является гарантом счастья и успешного воспитания. Однако условия для гармоничного развития и психического здоровья ребенка создаются в полной семье, где папа и мама любят и уважают друг друга, где царит понимание и доверие между всеми членами семьи. И как не вспомнить замечательные слова великого педагога-гуманиста В. А. Сухомлинского: «Я сразу вижу ребенка, у которого родители глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У такого ребенка покой на душе, стойкое душевное здоровье, чистосердечная вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, чуткость к тонким средствам влияния на человеческую душу - доброму слову и красоте». «Некогда воспитывать сына - некогда быть человеком», -утверждал великий педагог [1, с. 12].
Для того чтобы изучить, насколько значим отец в жизни ребенка, в 2016 г. нами было проведено анкетирование «Представление студентов об отцовстве». В опросе приняли участие 87 студентов 3-х и 4-х курсов очного отделения Института социально-гуманитарного образования МПГУ. Студентам предлагалось ответить на 26 вопросов анкеты. Так, на вопрос анкеты: «Какую роль играл отец в Вашей семье?» необходимо было выбрать один ответ из предложенных: «душа семьи», «пустое место», «кормилец», «массовик-затейник», «мастер на
все руки», «опора в семье», «глава рода», «воспитатель детей», «затрудняюсь ответить». Результаты опроса представлены на рисунке.
Итак, 22,5% респондентов твердо уверены, что главная роль отца - это «опора в семье». На второе ранговое место 21,6% опрошенных определили роль «мастер на все руки». Для 18% студентов отец, в первую очередь, «кормилец», 10,2% студентов охарактеризовали отца как «главу рода». Обращает внимание, что лишь 3,4% молодых людей считают, что главная роль отца заключается в воспитании детей. В результате опроса было выявлено, что 87% респондентов планируют создать семью. На вопрос о том, готовы ли они к выполнению роли отца, 22,4% ответили «готовы», 2% «готовы помогать в воспитании детей», 14,3% выбрали ответ «готовы обеспечивать и защищать семью», 61,3% респондентов затрудняются ответить на вопрос. Оптимальным возрастом вступления в брак 79% опрошенных считают 26-30 лет. В нашем опросе мы хотели выяснить, как готовит российская система образования молодого человека к выполнению роли отца: 30% респондентов мужского пола ответили «плохо», 70% респондентов затруднились ответить на этот вопрос, никто из респондентов не выбрал ответ «хорошо». А ведь стать отцом - это не просто формальный акт, а целая жизненная школа, которая должна включать в себя специальную подготовку, направленную на приобретение знаний в сфере детско-родительских отношений, на формирование отцовской культуры.
С целью изучить участие отца в воспитании сына или дочери, а также то, какое влияние отец
"Душа"семьи Воспитатель детей Глава рода Опора в семье Мастер "на все руки" Массовик-затейнк Кормилец Пустое место Затрудняюсь ответить Какую рс >ль играл отец в в; ашей сем ье? 5 30
— 0 2
0 1 5 2
Рис. Результаты опроса «Какую роль играл отец в вашей семье?»
оказал на становление ребенка, нами было проведено пилотажное исследование на базе Института биологии и химии МПГУ. Выборку составили 56 студентов 3-го курса. Молодым людям было предложено написать эссе на тему: «Мой отец: какой он?» Результаты анализа эссе свидетельствуют об огромной значимости отца в жизни выросшего ребенка: «Папа - это опора, надежность, поддержка, это мужественность и одновременно забота и ласка». Большинство студентов написали, что их отец - лучший на свете. По мнению 75% респондентов, отец должен быть советчиком. («Папа - это тот человек, который даже после самого трудного дня найдет время для своего ребенка, чтобы спросить его о делах и дать совет».) «Отец должен содержать семью материально, зарабатывать деньги» - данный аспект отмечен в 25% ответов респондентов.
Большинство студентов отметили необходимость участия отца в воспитании детей. «Не нужно думать, что мужчина слабый или несостоявшийся, если он гуляет на улице с коляской. Это не слабость, а отцовская забота и любовь. Такой отец и в будущем будет рядом со своим ребенком», - рассуждает один из студентов в своем эссе. А вот так трогательно написала одна из студенток о своем отце: «.. .а теперь самое главное. Папа, ты очень дорог мне, я очень сильно тебя люблю! Сколько бы ни было мне лет, я буду оберегать тебя и маму. Для меня ты всегда был, есть и будешь самым замечательным мужчиной на Земле! Папочка, спасибо, что ты есть!»
В заключение приходится констатировать, что традиционные ценности отцовства в современном мире заметно ослабевают. В настоящее время возникла острая необходимость формирования среди мужского населения осознанного подхода к рождению и воспитанию детей, поднятию престижа отцовства в современном российском обществе, что безусловно будет способствует укреплению укрепления института российской семьи, уменьше-
нию количества разводов в период реализации
семьей детородной и воспитательной функций.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика: сб. - СПб.: Питер, 2016.
2. Безрукова О. Н. Модели родительства и родительский потенциал: Межпоколенный анализ // СоцИс. - 2014. - № 9. - С. 85-97.
3. Кон И. С. Социологическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 560 с.
4. Кузьмина Л. М. Проблемы отцовства в молодой семье // Вестн. Вятского гос. гуманитар. ун-та. - 2010. - № 4 (4). - С. 114-120.
5. Кузьмина Л. М. Семья и родительство в системе ценностей российского общества: мо-ногр. - М., 2016. - 126 с.
6. Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Семья в системе социальных институтов общества: учеб. пособие. - М.: ВАКО, Галлея принт, 2015. - 372 с.
REFERENCES
1. Sukhomlinskiy V. A. Roditelskaya pedagogika: sb. St. Petersburg: Piter, 2016.
2. Bezrukova O. N. Modeli roditelstva i roditels-kiy potentsial: Mezhpokolennyy analiz. SotsIs.
2014, No. 9, pp. 85-97.
3. Kon I. S. Sotsiologicheskayapsikhologiya. Moscow: Moskovskiy psikhologo-sotsialnyy institut; Voronezh: NPO "MODEK", 1999. 560 p.
3. Kuzmina L. M. Problemy ottsovstva v molodoy semye. Vestn. Vyatskogo gos. gumanitar. un-ta. - 2010, No. 4 (4), pp. 114-120.
4. Kuzmina L. M. Semya i roditelstvo v sisteme tsennostey rossiyskogo obshchestva: monogr. Moscow, 2016. 126 p.
5. Rostovskaya T. K., Kuchmaeva O. V. Semya v sisteme sotsialnykh institutov obshchestva: ucheb. posobie. Moscow: VAKO, Galleya print,
2015. 372 p.
Кузьмина Любовь Михайловна, кандидат социологических наук, доцент Кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Kuzmina Lubov M., PhD in Sociology, Associate Professor, Pedagogy Department, Institute of Higher School of Education, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]