Научная статья на тему 'Социология потребления'

Социология потребления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
2612
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социология потребления»

Учебные программы

VR Мы предлагаем очередную учебную программу. На этот раз речь идет об одном из основных курсов экономической социологии - социологии потребления. Особенность данной программы состоит в том, что в отличие от программ культурологической ориентации - доминирующей ныне в социологии - это достаточно редкий вариант экономически ориентированного курса.

СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Рощина Яна Михайловна

к.э.н., доцент кафедры экономической социологии Государственного университета - Высшей школы экономики E-mail: roschin@aha.ru

Характер курса - обязательный.

Продолжительность - 18 недель, 72 часа (36 ч. лекции + 36 часов семинары). Отчетность - эссе и письменная экзаменационная работа.

Аннотация. Курс «Социология потребления» предназначен для студентов 3-4 курсов социологического факультета и предполагает знание студентами основ микроэкономики и макроэкономики, социологии, экономической социологии.

Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об основных подходах к изучению потребления. В рамках курса рассматривается место социологии потребления как специальной области экономической социологии, сравниваются концептуальные подходы к изучению потребительского поведения в экономике, социологии и экономической психологии, соответствующие модели и инструментарий. Задачей курса является также изучение применения основных достижений и подходов социологического анализа потребления в экономических дисциплинах (микроэкономика, маркетинг) и возможности их прикладного использования.

Базовая учебная литература:

Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997.

Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М.Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993.

Энджел Д.Ф., Блэкуэл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999.

Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997.

Frenzen J., Hirssh P.M., Zerillo P.C. Consumption, Preferences, and Changing Lifestyles // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N.Smelser, R.Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994.

Featherstone M. Consumer Culture and Postmodernism. L.: Sage, 1994.

Miller D. Acknowledging Consumption. L.: Routledge, 1995.

The Sociology of Consumption. An Antology / Ed. by Per Otnes. Oslo: Solum Forlag A/S, 1988.

The Consumer Society / Ed. by N.R.Goodvin, F. Akerman, D. Kiron. Washington, D.C.: Island press, 1997.

Содержание программы

Раздел 1. Введение

Тема 1. Предмет курса. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления

Предмет курса. Понятие потребления. Потребительское поведение как деятельность. Характеристики процесса потребления. Подходы к изучению потребления и различие моделей поведения потребителя в экономике и социологии. Мотивация потребления. Потребности и подходы к их классификации.

Основная литература

Радаев В.В. Экономическая социология. М.: Аспект Пресс, 1997. С. 14-79.

Энджел Д.Ф., Блэкуэл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999. С. 336-338.

Дополнительная литература

Лезурн Ж. Основные элементы теории полезности // THESIS, 1993, № 3.

Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. С. 9-56, 125-205.

Скитовски Т. Суверенитет и рациональность потребителя // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993.

Frenzen J., Hirssh P.M., Zerillo P.C. Consumption, Preferences, and Changing Lifestyles // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N.Smelser, R.Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1 994.

Aldridge A. Rational Consumption in 'Which?' // Sociology 1994, Vol. 28 (4).

Keat R., Abercrombie N., Whiteley N. The Authority of the Consumer. L.: Routledge, 1994. Ch. 1, 2, 3.

Раздел 2. Экономическая теория потребления Тема 2. Экономическая модель поведения потребителя

Эволюция взглядов на потребление в основных экономических теориях. Аксиомы и основные понятия микроэкономического анализа потребительского поведения. Оптимум и бюджетные ограничения потребителя. Спрос на различные виды товаров. Эффект дохода и эффект замещения. Цена и спрос. Кривые Энгеля. Рыночный спрос. Понятие эластичности. Ограниченность модели потребления в экономической теории.

Основная литература

Frenzen J., Hirssh P.M., Zerillo P.C. Consumption, Preferences, and Changing Lifestyles. // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N.Smelser, R.Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 403-425.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 1. СПб.: Экономическая школа, 1994. Гл. 3-5. С. 101-244.

Дополнительная литература

Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория поведения потребителей и рыночный спрос. М.: Теис, 1 996.

Розанова Н.М., Шаститко А.Е. Основы экономического выбора. М.: Теис, 1996.

Теория потребительского поведения // Экономика: микро- и макроанализ. М.: Дело, 1999.

Долан Э.Д. Микроэкономика. СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994. С. 104-127.

Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993.

Скитовски Т. Суверенитет и рациональность потребителя // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993.

Тема 3. Анализ функции потребления: эволюция гипотез

Понятие функции потребления. Мотивы сбережений (Дж.Кейнс). Переменные запаса и потока. Модель потребительского поведения в условиях межвременного выбора. Обзор моделей функции потребления: теории абсолютного дохода, относительного дохода, перманентного дохода, жизненного цикла, рациональных ожиданий, портфельного выбора и др. (Дж.Кейнс, Дж.Дьюзенберри, М.Фридмен, Ф.Модильяни, А.Дитон).

Основная литература

Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М.: МГУ, 1994. Гл. 15 «Потребление». С. 571-613.

Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег // Кейнс Дж. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993. C. 260-329.

Дополнительная литература

Smyth D.J. Toward a Theory of Saving // The economics of saving / Ed. by J.H.Gapinski.

Boston, : Kluwer Academic Publishers, 1993.

Friedman M. A Theory of Consumption Function. Princeton, N.J.: National Bureau of Economic Research, 1957.

Browning M., Lusardi A. Household Saving: Micro Theories and Micro Facts // Journal of Economics Literature, Vol. XXXIV, Dec. 1996. Р. 1797-1855.

Тема 4. Использование социологических концепций и предпосылок в экономических моделях потребления

Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса (Х.Лейбенстайн). Технологии потребления (К.Ланкастер). Неполнота информации и проблемы оппортунистического поведения покупателей и продавцов (Дж.Акерлоф). Потребление в условиях риска и страхование. Потребление общественных и бесплатных благ. Потребление в неоинституциональной теории (Д.Норт). Внешние эффекты в потреблении. Модель потребления в условиях дефицита (Я.Корнаи).

Основная литература

Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, 1994, № 5. С. 91-104.

Ланкастер К. Перемены и новаторство в технологии потребления // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. С. 326336.

Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. С. 304-325.

Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995. Гл. 2 «Общественные блага». С. 29-53.

Дополнительная литература

Долан Э.Д. Микроэкономика. СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994. С. 305-314.

Корнаи Я. Дефицит. М.: Наука, 1990. С. 433-531.

Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. М.: Фонд экономической инициативы, 1995.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика, Дело, 1992. Гл. 17.3 «Общественные блага». С. 504-510. Гл. 5 «Выбор в случае неопределенного результата». С. 125-156.

Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики, 1995, № 5. С. 98-107.

Раздел 3. Социологические теории потребления

Тема 5. Потребление как предмет социологического анализа

Недостаточность экономического подхода к моделированию потребления.

Психологические и философские подходы к анализу потребительского поведения

(Т.Скитовски, А.Этциони, Э.Фромм, Б. Скинер, Дж.Катона). Типы личности

потребителя. Потребление как социологическая категория.

Основная литература

Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. С. 9-56, 125-205.

Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. СПб.: Питер, 2001. С. 202-229.

Katona G. Psychological Economics. N.Y., Oxford, Amsterdam: Elsevier, 1977. P. 19-40, 192-228.

Дополнительная литература

Лезурн Ж. Основные элементы теории полезности // THESIS, 1993, № 3. C. 10-16.

Скитовски Т. Суверенитет и рациональность потребителя // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. C. 370-376.

Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. С. 32-34, 74-92.

Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс, 1992. С. 206-239.

Тема 6. Потребление в историческом и этическом контексте

Потребление в историческом контексте. «Потребительская революция» XIX в. (Г. Мак-Кракен). Структуры повседневности и история материальной культуры (Ф.Бродель). Антропологический подход к изучению потребления (М.Дуглас, Б.Ишервуд). Общественные формации, потребление и производство, товарный фетишизм (К.Маркс). Этика потребления: рациональность и романтизм (К.Кэмпбел). Традиционное и современное потребление. Гедонизм. Деньги как символ и инструмент человеческих отношений (Г.Зиммель).

Основная литература

Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997. P. 2-16.

McCracken G. Culture and Consumption. New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. Bloomington: Indiana University Press, 1988. P. 3-30.

Miller D. Material Culture and Mass Consumption. Oxford: Basil Blackwell. 1987. Р. 34-49.

Дополнительная литература

Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. Т.1. Гл. 2, 3, 4.

Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1995. С. 64-73.

Campbell C. Romanticism and The Consumer Ethic: Intimations of a Weber-style Thesis // Sociological Analysis, 1983. 44 (4). Р. 279-96.

Campbell C. The Romantic Ethic and the Spirit of Modern Consumerism. Oxford: Basil Blackwell, 1987.

Douglas, M., Isherwood, B. The World of Goods. Towards an Anthropology of Consumption. L.: Alien Lane, 1979.

Тема 7. Концепция стиля жизни в теории потребления

Потребление как важнейшая составляющая стиля жизни. Различные подходы к определению понятия «стиль жизни». Концепция «стиля жизни» П. Бурдье: габитус, социальное пространство, вкусы, практики, экономический и культурный капитал. Типологии стилей жизни.

Основная литература

Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS, 1993, № 2. C. 137-150.

Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2. С. 44 - 60.

Дополнительная литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии, 1994. Вып. №5. С. 50 - 62.

Bourdieu P. Distinction. A Social Critique of the Judgment of Taste / Translated by Richard Nice. L.: Routledge & Kegan Paul, 1984 [1979].

Zabloski B.D., Kanter R.S. The differentiation of life-styles // Annual Reviews of Sociology, 1976. Vol. 2. P. 269-298.

Тема 8. Потребление в теориях социальной стратификации

Потребление и социальная включенность. Место стиля жизни и потребления в основных стратификационных теориях (К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс, К.Дэвис, У.Мур). Демонстративное потребление и теория праздного класса (Т.Веблен). «Патина» как стратегия демонстрации статуса (Г.Мак-Кракен).

Основная литература

Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. С. 83-133, 184-199.

Вебер М. Основные понятия стратификации // А.И.Кравченко. Социология Макса Вебера. Труд и экономика. М.: На Воробьевых, 1997. С. 162-180.

Дополнительная литература

Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификация. Вып.1. М.: ИНП РАН, 1992.

McCracken G. Culture and Consumption. New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. Bloomington: Indiana University Press, 1988.

Sombart W. Luxury and Capitalism. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1967.

Fine B., Leopold E. World of Goods. L.: Routledge, 1993.

Тема 9. Потребление и культура

Культура потребления. Мода (Г.Зиммель, В.Зомбарт). Стереотипы потребления. Потребление как обмен. Дарение. Сакральное, ритуальное и вынужденное потребление. Коллективное потребление и общественные услуги. (К.Доудинг, П. Данлеви).

Иерархия культуры: «высокое искусство» и «народная культура». Потребление эстетических благ и массовая культура.

Основная литература

Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Сочинения в 2-х тт., M.: 1999. Т. 1. Lury C. Consumer Culture. Cambridge: Polity. 1996. P. 10-78, 226-256. Дополнительная литература

Appadurai A. The Social Life of Things: Commodities in Cultural Perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

Davis J. Exchange. Buckingham: Open University Press, 1992.

Dowding K., Dunleavy P. Production, Disbursement and Consumption: The Modes and Modalities of Goods and Services // The Sociological Review. Cambridge: Blackwell Publishers, 1996.

Lunt P., Livingstone S. Mass Consumption and Personal Identity. Bucks: Open University Press, 1992.

Mort F. Cultures of consumption. L.: Routledge, 1996.

McCracken G. Culture and Consumption. Bloomington: Indiana University Press, 1988. Reddy W.M. The Rise of Market Culture. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. Slater D. Consumer Culture and Modernity. Cambridge: Polity, 1996.

Тема 10. Глобализация и массовое потребление

Неомарксизм и Франкфуртская школа о массовом потреблении. Общество массового потребления (А. Турен). Общество изобилия, потребление и контроль за производительными силами (Ж.Бодрийяр). Теории постиндустриальных обществ как обществ потребления (Дж.Гэлбрейт, Э.Тоффлер). Глобализация потребления и «макдональдизация общества» (Г.Ритцер).

Основная литература

Ritzer G. Exploration in the Sociology of Consumption. L.: Sage, 2001. P. 23-57. Дополнительная литература

Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969. C. 24-56. Тоффлер А. Третья волна. М.: АСТ, 1999. C. 298-340, 429-464.

Baudrillard J. La societé de consommation. Paris: Gallimard, 1970. P. 85-148 (Baudrillard J. The Consumer Society. L.: Sage, 1995).

Katona J. La societé de consommation de masse. Paris: Ed. Hommes et Technique, 1969.

Marcuse H. One-Dimensional Man. L.: Sphere, 1968.

McKendrick N., Brewer J., Plumb J.H. The Birth of a Consumer Society. L. : Europa, 1982. Ritzer G. The McDonaldization of Society. Thousand Oaks, CA: Pine Forge, 1 996. Touraine А. La societé post-industrielle. Paris, 1969. Touren A. Critique de la modernité. P., 1 992.

Тема 11. Потребление как знаковая субстанция

Человек в мире вещей. Система вещей (Ж.Бодрийяр). Вещи, знаки и коды. Пространство и знаки (С.Лэш, С.Урри). Символ и семиотика потребления в теории потребления Ж.Бодрийяра. Производство знаков и символы власти. «Эффект Дидро».

Реклама как средство коммуникации. Реклама и создание символического имиджа благ. Массовые коммуникации.

Основная литература

Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999. C. 82-119, 177-218. Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997. Р. 66-80.

Goldman R. Marketing Fragrances: Advertising and the Production of Commodity Signs // Theory, Culture & Society, 1987, 4 (4). Р. 691-725.

Дополнительная литература

Фуко М. Слова и вещи. СПб.: A-Cad, 1994.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. ТОО ТК «Петрополис», 1998. С. 33-55, 157-160, 180-202, 401, 405-409.

Baudrillard J. L'autre par lui-meme. Paris: Editions Galilee, 1987.

Baudrillard J. For a Critique of the Political Economy of the Sign. St. Louis: Teclos Press, 1981.

Culler J. Semiotics of Tourism // American Journal of Semiotics, 1981. № 1.

Davis F. Clothing and Fashion as Communication // The Psychology of Fashion / Ed. by Michael R. Solomon. Lexington, Mass.: D.C. Heath, 1985.

Dyer G. Advertising as Communication. L.: Routledge, 1988 [1982].

Ervin-Tripp S. On Sociolinguistic Rules: Alternation and Co-Occurrence // Directions in Sociolinguistics. The Ethnography of Communication / Ed. by John J. Gumperz and Dell Hymes. Oxford: Basil Blackwell, 1986 [1972].

Fiddes N. Meat. A Natural Symbol. L.: Routledge, 1991.

Gottdiener M. Postmodern Semiotics. Material Culture and the Forms of Postmodern Life. Oxford: Blackwell, 1995.

Kopytoff I. The Cultural Biography of Things: Commoditization as Process // The Social Life of Things. Commodities in Cultural Perspective / Ed. by A.Appadurai. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 64-91.

Lash S., Urry S. Economies of Sign and Space. L.: Sage, 1987.

Leiss W., Kline S., Jhally S. Social Communication in Advertising. N.Y.: Macmillan, 1986.

Millet B. Symbol. Desire and Power // Theory, Culture & Society, 1988, 5(4).

Parmentier R. Signs in Society. Studies in Semiotic Anthropology. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 1994.

Williamson J. Decoding Advertisements. Ideology and Meaning in Advertising. L. : Marion Boyars, 1978.

Тема 12. Потребление в социологии постмодерна

Понятие культуры постмодернизма (З.Бауман). Постмодернизм и новые концепции

потребления, эстетизация повседневного потребления (М.Физерстоун). Фрагментация

тождественности в потреблении эпохи постмодерна. «Мозаичность» стилей жизни.

Трансформации желаний и потребностей. Социология повседневности (А.Лефевр,

М.Маффесоли, И.Гоффман).

Основная литература

Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. СПб: Питер, 2001. С. 295-314.

Featherstone M. Consumer Culture and Postmodernism. L.: Sage, 1994. P. 1-13, 65-82, 95111.

Дополнительная литература

Алиева Д.Я. Парадигматические сдвиги в социологии повседневности: концепция Мишеля Маффесоли // Социологический журнал, 1995. № 1. C. 110-121.

Веселов Ю.В. Экономическая социология постмодерна // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. № 1. С. 72-81.

Jameson F. Postmodernism and the consumer Society // Postmodern Culture / Ed. by H. Foster. L.: Pluto Press, 1985.

Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Harmondsworth: Penguin, 1972 [1959].

Kumar K. From Post-Industrial to Post-Modern Society. New Theories of the Contemporary World. Oxford: Basil Blackwell, 1995.

Savage M, Barlow J., Dickrens, P. Fielding T. Property, Bureaucracy and Culture. L., N.Y., 1992. Ch. 6. Р. 99-218.

Barthel D. Modernism and Marketing // Theory, Culture & Society, 1989. Vol. 6 (3).

Edgell S. Consumption Matters. Oxford: Blackwell, 1996.

Gabriel Y., Lang T. The Unmanageable Consumer. L.: Sage, 1995.

Gottdiener M. Postmodern Semiotics. Oxford: Blackwell, 1995.

Millot B. Symbol, Desire and Power // Theory, Culture & Society, 1988. Vol. 5. P. 675-694.

Тема 13. Потребление и его институты

Институты потребления. Сообщества потребителей: унификация одежды, универмаги,

шоппинг, реклама, торговые марки (Д.Бурстин). Потребление и социальная

идентичность. Эстетика шоппинга. Торговля. Магазин как форма культуры.

Потребители как общность. Движение потребителей.

Современные тенденции в потреблении на Западе. Развитие кредита. Принцип

"работай-и-трать", «новый консьюмеризм» и движение "самоограничения" (Шор Ж.).

Электронный маркетинг и продажа через сеть интернет.

Основная литература

Бурстин Д. Сообщества потребления // THESIS, 1993, № 3.

The shopping experience / Ed. by P.Falk, C.Campbell. L.: Sage, 1997. P. 93-110, 142-165.

Chaney, D. The Department Store as a Cultural Form. // Theory, Culture & Society, 1983, 1(3): 22-31.

Schor J.B. The Overspent American. Why We Want What We Don't Need. N.Y.: HaperCollins Publisher, 1998. P. 1-23, 145-167.

Дополнительная литература

Городецкая И. Движение потребителей в России // Мировая экономика и международные отношения, 1995. № 10. С. 116-129.

Потребительское движение. Информационный бюллетень Международной конфедерации обществ потребителей. 1993. Вып. 4.

Alien J.S. The Romance of Commerce and Culture. Chicago: Chicago University Press, 1983.

Bauman Z. Work, Consumerism and the New Poor. Bucks: Open University Press, 1998.

Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997. Р. 51-65.

Davis D. A History of Shopping. L.: Routledge & Kegan Paul, 1966.

Falk P., Campbell C. The Shopping Experience. L.: Sage, 1997.

Laermans R. Learning to Consume: Early Department Stores and the Shaping of the Modern Consumer Culture (1860-1914) // Theory, Culture & Society, 1993, 10(4). P. 79-102.

Langman L. Neon Cages. Shopping for Subjectivity // Life-Style Shopping. The Subject of Consumption / Ed. by R.Shields. L.: Routledge, 1992. P. 40-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Leiss, W. The Icons of the Marketplace. // Theory, Culture & Society. 1983, 1 (3).

Life-style Shopping. The Subject of Consumption. L.: Routledge. Rob Shields (ed.). 1992.

Lofgren, O. Consuming Interests. //J. Friedman (ed.) Consumption and Identity. Chur, Switzerland: Harwood Academic Publishers, 1994. pp. 47-70.

Miller D. The Dialectic of Shopping. Chicago, Ill.: Institute of Chicago Press, 2001.

Miller M.B. The Bon Marche. Bourgeois Culture and the Department Store, 1869-1920. L.: Alien & Unwin, 1981.

Reekie G. Temptations: Sex, Selling and the Department Store. St. Leonards: Alien & Unwin, 1993.

Тема 14. Сферы потребления

Особенности потребления в различных сферах: питание, одежда, дом, досуг,

информация, туризм (Ж.Бодрийяр, П.Корриган, С.Урри). «Цивилизация аппетита»

(С.Меннел). СМИ, тело, досуг как объекты потребления (Ж.Бодрийяр).

Потребление медицинской и социальной помощи. Образование как предмет

потребления.

Основная литература

Corrigan P. The Sociology of Consumption. L.: Sage, 1997. Р. 28-66.

Mennell S. On The Civilizing of Appetite // Theory, Culture & Society, 1987, 4(2-3). P. 373403.

Дополнительная литература

Davis F. Of Maids Uniforms and Blue Jeans: The Drama of Status Ambivalences in Clothing and Fashion // Qualitative Sociology, 1989, 12(4). P. 337-55.

Davis F. Clothing and Fashion as Communication // The Psychology of Fashion / Ed. by Michael R. Solomon. Lexington, Mass.: D C. Heath, 1985. P. 15-27.

Davis F. Fashion, Culture and Identity. Chicago: University of Chicago Press, 1992.

Devleeshouwer R. Costume et societe // Revue de l'Institut de Sociologie, 1977. P. 167-185.

Dumazedier J. Sociologie empirique du loisir. Critique et contre-critique de la civilisation du loisir. P.: Gallimard, 1974.

Falk P. The Consuming Body. L.: Sage, 1994.

Herpin N. Comment les gens qualifient-ils les tenues vestimentaires // Economiе et Statistique, 1984, 168: 374.

Homes and Living Renovations. Perth, WA: HB Management, 1996.

Lash S., Urry J. Economies of Signs and Space. L.: Sage, 1994. P. 252-278.

MacCannell D. The Tourist. A New Theory of the Leisure Class. N.Y.: Schocken Books, 1976.

Mennell S. All Manners of Food. Eating and Taste in England and France from the Middle Ages to the Present. Oxford: Basil Blackwell, 1985.

Parker S. The Sociology of Leisure. N.Y., 1976.

Pearce Ph.L. The Social Psychology of Tourist Behaviour. Oxford: Pergamon Press, 1982. Rojek C. Capitalism and Leisure Theory. L.: Tavistock, 1985. Shilling C. The Body and Social Theory. L.: Sage, 1993.

The National Diet. The Social Science of Food Choice. L., N.Y.: Longman, 1998.

The politics of Domestic Consumption. Critical Readings / Ed. by S.Jackson, S.Moores. L., N.Y.: Prentice Hall, 1995.

Urry J. The Tourist Gaze. Leisure and Travel in Contemporary Societies. L.: Sage, 1990.

Warde A. Consumption, Food and Taste. L.: Sage, 1997.

Тема 15. Потребление различных социально-демографических групп. Классификация социологических теорий потребления

Гендерные аспекты потребления (реклама, шоппинг, потребительский кредит). Потребление и жизненный цикл. Смена и конфликты поколений. Потребительские субкультуры. Национальные особенности потребления.

Классификация социологических теорий потребления: производство потребления, способы потребления, образы потребления (П.ДиМаджио, М.Физерстоун, Д.Миллер). Подходы к созданию единой теории потребления.

Основная литература

DiMaggio P. Culture and Economy // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N.Smelser, R.Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 25-57.

Featherstone M. Perspectives on consumer culture // Sociology. Vol. 24. No 1. P. 5 -22.

The shopping experience. Ed. by P.Falk, C.Campbell. Sage, 1997. P. 56-91.

Дополнительная литература

Miller D. Material Culture and Mass Consumption. Oxford: Basil Blackwell, 1987. Р. 17821 7

Раздел 4. Анализ поведения потребителя в теории маркетинга

Тема 16. Потребление как процесс принятия решений. Влияние различных факторов

Потребление и покупка. Модель покупательского поведения. Модель процесса принятия решения: осознание потребности, поиск информации, оценка вариантов, акт покупки, потребление, оценка альтернатив после покупки, освобождение. Типы

процессов принятия решений. Влияние на потребительское поведение различий в доходах, семейных ролей, гендерных аспектов, ценностей и образа жизни.

Основная литература

Энджел Д.Ф., Блэкуэл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999. С. 131-234, 334-350, 496-559.

Алешина И.В. Поведение потребителей. М.: Гранд, 1999. С. 271 -336.

Дополнительная литература

Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1992. С. 179-219.

Тема 17. Маркетинг и продвижение товаров на потребительском рынке

Знания и отношение потребителей к товару и его изучение. Понятие маркетинга и продвижение товаров. Психология покупателя. Воздействие на потребителя: стимулы, информация, реклама. Организация торговли. Формы торговли. Консьюмеризм и права потребителей.

Основная литература

Энджел Д.Ф., Блэкуэл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999. С. 264-281, 363-438, 579-625, 626-703.

Алешина И.В. Поведение потребителей. М.: Гранд, 1999. С. 29-271, 336-366.

Дополнительная литература

Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1992. С. 179-219

Раздел 5. Реальные процессы в потребительской сфере и их эмпирический анализ Тема 18. Статистика потребления. Социальная политика

Основные показатели доходов и потребления (номинальный и реальный доход, индекс цен, уровень бедности). Потребительские расходы. Индекс потребительских цен. Индекс потребительских настроений (Дж.Катона).

Плановая экономика и моделирование потребления. Динамика и основные тенденции в сфере доходов и потребления в СССР и в России. Социальная политика и воздействие на доходы и потребление.

Основная литература

Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М.: МГУ, 1994. С. 77.

Осокина Е. За фасадом «сталинского изобилия». М.: РОССПЭН, 1997. С. 37-46, 89-113, 183-194, 235-238.

Дополнительная литература

Рутгайзер В.М. Социальная сфера: проблемы планирования. М.: Экономика, 1989. С. 177-235.

Социальное положение населения России. М.: Госкомстат РФ, 1999.

Социальные ресурсы и социальная политика. М.: Наука, 1990.

Стоимость жизни и ее измерение. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 108-137.

Тема 19. Эмпирические исследования поведения потребителей

Методы изучения потребления. Типологический подход. Типологическая модель.

Факторы, влияющие на потребление: доходы, профессия, пол, возраст, образование,

семья и дети, национальные и региональные особенности, религия. Поколения и

жизненный цикл. Исследования потребления в СССР и в России.

Основная литература

Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. СПб.: Питер, 2001. С. 267-294.

Овсянников А.А., Петтай И.И., Римашевская Н.М. Типология потребительского поведения. М.: Наука, 1989.

Дополнительная литература

Благосостояние городского населения Сибири: проблемы дифференциации. Новосибирск, 1 990.

Бондаренко H. Анализ структуры потребительских запросов // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1997. №5 (31). С. 19-24.

Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы: социальные проблемы быта и внерабочего времени. М.: Мысль, 1972.

Ковалева Н.В. Территориальные различия условий потребления в оценках населения // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1993. № 8. С. 22-27.

Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1992. С. 179-219.

Красильникова М. Склонность к сбережениям и потреблению // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1997. № 3 (29). С. 25-30.

Красильникова М.Д. Потребители: новаторы и консерваторы // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1996. № 1 (21). С. 50-56.

Чернявский У.Г. Потребности, товарооборот, потребление материальных благ. М.: Наука, 1981.

Примерная тематика письменных работ (эссе)

1. Очередь как институт дефицита.

2. Психологические типы потребителей.

3. Динамика потребления в России в 1990-е годы (по материалам Госкомстата).

4. На какие «эмоции» рассчитывает реклама (контент-анализ рекламы на телевидении и в масс-медиа).

5. Индекс потребительских настроений и его динамика в России.

6. Развитие взглядов на потребление в социологических теориях.

7. Различия экономического и социологического подходов к анализу потребления.

8. Неоинституционализм и развитие теории потребления.

9. Факторы, влияющие на потребительское поведение семьи.

10. Существует ли в современном мире демонстрационное потребление?

11. Взаимосвязь потребления и информации.

12. Применима ли концепция постмодерна к потреблению в современной России?

13. Потребление как игра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Вещи, знаки и коды.

15. Шопинг как вид досуга.

16. Джинсы и их символическое значение.

17. Мода и идентификация.

18. Туризм и «новый праздный класс» в России.

19. Аскетизм и гедонизм: два полюса потребления.

20. Имидж товара и имидж человека.

21. Кредитная карта: от виртуальных денег к виртуальному потреблению?

22. Информационные технологии в шоппинге (Интернет, телевидение).

23. Повседневность и праздник в потреблении.

24. Реклама и навязывание стереотипов потребления.

25. Нужно ли спорить о вкусах?

26. «Новые русские» и демонстративное потребление.

27. Изменение стиля жизни в России 1 990-х гг.

28. Существует ли «культура потребления»?

29. Эстрада как массовая культура.

30. Применимо ли к современной России понятие «общество массового потребления»? Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Характеристики процесса потребления. Различие моделей поведения потребителя в экономике и социологии.

2. Эволюция взглядов на потребление в основных экономических теориях.

3. Оптимум и бюджетные ограничения потребителя. Эффект дохода и эффект замещения. Кривые Энгеля. Ограниченность модели потребления в экономической теории.

4. Понятие функции потребления. Мотивы сбережений (Дж.Кейнс). Переменные запаса и потока.

5. Модель потребительского поведения в условиях межвременного выбора.

6. Основные гипотезы о функции потребления.

7. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса.

8. Технологии потребления. Неполнота информации и проблемы оппортунистического поведения покупателей и продавцов.

9. Потребление в неоинституциональной теории. Внешние эффекты в потреблении. Модель потребления в условиях дефицита.

10. Психологические и философские подходы к анализу потребительского поведения.

11. Потребление в историческом контексте.

12. «Потребительская революция» в XIX веке.

13. Структуры повседневности и история материальной культуры (Ф.Бродель).

14. Антропологический подход к изучению потребления (М.Дуглас, Б.Ишервуд).

15. Этика потребления: рациональность и романтизм (К.Кэмпбел).

16. Концепция «стиля жизни» П.Бурдье: габитус, социальное пространство, вкусы, практики, экономический и культурный капитал.

17. Место стиля жизни и потребления в основных стратификационных теориях (К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс, К.Дэвис, У.Мур).

18. Демонстративное потребление и теория праздного класса (Т.Веблен).

19. «Патина» как стратегия демонстрации статуса (Г.Мак-Кракен).

20. Мода (Г.Зиммель, В.Зомбарт).

21. Коллективное потребление и общественные услуги (К.Доудинг, П. Данлеви).

22. Общество массового потребления (А.Турен). Общество изобилия, потребление и контроль за производительными силами (Ж.Бодрийяр).

23. Теории постиндустриальных обществ как обществ потребления (Дж.Гэлбрейт, Э.Тоффлер).

24. Глобализация потребления и «макдональдизация общества» (Г.Ритцер).

25. Система вещей (Ж.Бодрийяр). Символ и семиотика потребления в теории потребления Ж.Бодрийяра.

26. Постмодернизм и новые концепции потребления, эстетизация повседневного потребления (М.Физерстоун).

27. Социология повседневности (А.Лефевр, М.Маффесоли, И.Гоффман).

28. Сообщества потребителей: унификация одежды, универмаги, шоппинг, реклама, торговые марки (Д.Бурстин).

29. Эстетика шоппинга. Торговля. Магазин как форма культуры.

30. Консьюмеризм, движение и защита прав потребителей.

31. Развитие кредита. Принцип «работай-и-трать», «новый консьюмеризм» и движение «самоограничения» (Ж.Шор).

32. «Цивилизация аппетита» (С.Меннел).

33. Модель процесса принятия решения: осознание потребности, поиск информации, оценка вариантов, акт покупки, потребление, оценка альтернатив после покупки, освобождение.

34. Влияние на потребительское поведение различий в доходах, семейных ролей, гендерных аспектов, ценностей и образа жизни.

35. Знания и отношение потребителей к товару и его изучение.

36. Понятие маркетинга и продвижение товаров. Формы торговли.

37. Основные показатели доходов и потребления (номинальный и реальный доход, индекс цен, уровень бедности). Потребительские расходы. Индекс потребительских цен. Индекс потребительских настроений.

38. Методы изучения потребления. Типологический подход. Типологическая модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.