© М. Ю. СУРМАЧ, 2012 УДК 616-058:378.661
М. Ю. Сурмач
СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ ДЛЯ СОЦИОЛОГОВ: КОНЦЕПЦИЯ КУРСА
УО Гродненский государственный медицинский университет
Дисциплина "Социология медицины и здравоохранения" относится к числу курсов, изучение которых занимает важное место в профессиональной подготовке не только будущих медиков, но и студентов социологических специальностей. Актуальность преподавания указанного предмета обусловлена проблемами здоровья населения и эффективности здравоохранения, имеющими социальную обусловленность и социально-экономические последствия, ролью медицины и здравоохранения в жизни социума.
В учебный план для студентов специальности "Социология" факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета в 2011/12 учебном году (IV курс, дневное отделение) введен предмет "Социология медицины и здравоохранения". На основе опыта преподавания автором дисциплин "Общественное здоровье и здравоохранение", "Основы менеджмента (Менеджмент в здравоохранении)" студентам Гродненского государственного медицинского университета, участия в работе исследовательских комитетов "Социология здоровья и здравоохранения" и "Социология медицины" Российского общества социологов были разработаны базовая и рабочая программы. Программа курса рассчитана на 14 ч лекций, 8 ч практических (семинарских) занятий и 4 ч КСР; итоговая форма контроля знаний — зачет.
Цели курса — получение студентами систематизированных знаний о здоровье как о предмете изучения социологии, о роли и месте медицины и здравоохранения в жизни общества, о сущности, характеристиках и функциях системы охраны здоровья как социального феномена; освоение студентами методов социологического изучения здоровья и здравоохранения.
Задачи курса: усвоение основных категорий и теоретико-методологических положений социологии медицины и здравоохранения как междисциплинарной отрасли социологической и медицинской наук; изучение истории становления социологии медицины и здравоохранения, ее взаимосвязи со смежными дисциплинами (общественное здоровье и здравоохранение, социология здоровья); характеристика здоровья, качества жизни, связанного со здоровьем, качества медицинской помощи как основных составляющих предмета социологии медицины и здравоохранения; ознакомление с актуальными медико-социальными проблемами социологического изучения медицины и здравоохранения.
КСР предусматривает выполнение студентами исследовательских работ в рамках наиболее актуальных современных медико-социальных проблем, подготовку рефератов с последующим контролем преподавателем.
Примерный тематический план уточняет содержание учебного материала. Выделено 7 тем, каждая из которых излагается в отдельной лекции.
1. Социология медицины и здравоохранения как наука и предмет практической деятельности. Становление и современные проблемы.
2. Здоровье и связанное со здоровьем качество жизни как предмет социологического изучения. Здоровье и болезнь.
Сурмач Марина Юрьевна — канд. мед. наук, доц. каф. (та[email protected]).
3. Актуальные медико-социальные проблемы социологии медицины и здравоохранения.
4. Медицина как социальный институт. Модели здравоохранения. Финансирование охраны здоровья как фактор детерминации здоровья населения.
5. Понятие о качестве медицинской помощи. Доказательная медицина.
6. Организация здравоохранения как объект социального управления. Социальный статус медицинского работника.
7. Феномен пациента. Маркетинговые исследования в сфере охраны здоровья. Методология эмпирических медико-социологических исследований.
При изучении первой темы предполагается акцентировать внимание на исторических периодах становления социологии медицины и здравоохранения, использовать сопоставительный исторический анализ взаимосвязи социологии медицины с формированием общественного здоровья и здравоохранения и социологии здоровья [6, 9], четко определить место социологии медицины и здравоохранения в системе социологического знания, выделить предмет и объект социологии медицины и здравоохранения, задачи социологии медицины и здравоохранения на современном этапе развития белорусского общества, основные направления исследований.
Вторая тема раскрывает понятие здоровья, особенности методологических подходов к его изучению (в том числе функциональный подход, Т. Парсонс). Рассматриваются современные показатели здоровья населения, факторы, влияющие на общественное здоровье [3, 5]. Вводится понятие социального здоровья, духовности как основы здоровья общества. Изучаются социальный стресс и кризис эффективной трудовой мотивации как факторы риска здоровья населения (Б. Т. Величковский), социальное неравенство как причина неравенства в здоровье. Раскрываются методологические принципы изучения качества жизни, связанного со здоровьем, в социологии медицины и здравоохранения [12].
В третьей теме рассматриваются актуальные для Республики Беларусь медико-социальные проблемы социологии медицины и здравоохранения. Изучаются основные показатели заболеваемости населения, ее тенденции и уровни в Республике Беларусь, социокультурные факторы заболеваемости. Рассматривается проблема здоровья детей, и в ее контексте раскрывается влияние факторов, связанных с семьей. Изучается репродуктивное поведение населения как медико-социальная проблема, в том числе социальные детерминанты рождаемости, проблема постарения населения, демографическая безопасность Республики Беларусь. Особое внимание уделяется поведению в сфере здоровья и его детерминации, отношению к здоровью индивида и общества. Рассматривается здоровье как жизненная ценность. Вводятся понятия самосохранительного, рискованного, девиантного поведения [2, 10].
Четвертая тема посвящена медицине как социальному институту. Рассматриваются культурно-исторические типы медицинских систем, модели здравоохранения по типу финансирования отрасли. Вводится понятие об эффекте и эффективности здравоохранения. Раскрывается структура здравоохранения Республики Беларусь.
Изучаются социальные аспекты политики здравоохранения. Обосновывается взаимосвязь показателей здоровья населения с финансовыми затратами государства на здравоохранение [11]. Иллюстрируются особенности решения проблем эффективности здравоохранения в Республике Беларусь.
Пятая тема раскрывает понятие качества медицинской помощи. Освещаются подход Всемирной организации здравоохранения к его определению, понятие о врачебной ошибке, управление качеством медицинской помощи в здравоохранении Республики Беларусь. Рассматриваются понятие о стандартизации в здравоохранении; понятие доказательной медицины, ее основные постулаты; роль информатизации здравоохранения в обеспечении высокого качества медицинской помощи; информатизация здравоохранения в Республике Беларусь [8].
Шестая тема посвящена социологическим аспектам управления организацией здравоохранения [14]. Организация здравоохранения рассматривается как открытая саморегулирующаяся социотехническая система. Выделяются элементы, общие характеристики и типы организаций здравоохранения как объектов управления; основные формы организационных структур управления, характерные для Республики Беларусь. Раскрываются особенности факторов внутренней среды организаций здравоохранения. Особое внимание уделено медицинскому персоналу как наиболее сложному фактору внутренней среды управления. Рассматриваются особенности конфликтов в организациях здравоохранения, организационная культура в здравоохранении — двунаправленная ориентированность. Вводится понятие факторов внешней среды управления здравоохранением Республики Беларусь, в том числе потребителей медицинских услуг. Рассматриваются биомедицинская, медицинская (врачебная) этика, медицинская деонтология как средовые факторы управления. Изучается социальная ответственность в управлении здравоохранением. Особое внимание уделяется социальному статусу врача, социологическим аспектам медицинских профессий [1].
Седьмая тема раскрывает феномен пациента [7]. Рассматриваются коммуникационный процесс врач —пациент, модели социального взаимодействия врача и пациента. Вводится понятие рынка общественного здоровья, рынка здравоохранения, рынка медицинских услуг, понятие теневого рынка, медицинской услуги как товара. Рассматриваются социальный маркетинг и его роль в охране здоровья населения. Раскрываются методологические особенности подготовительного этапа медико-социологических исследований, этапа сбора информации; специфика анкетного опроса; особенности применения результатов.
Предполагается, что при успешном окончании изучения курса студенты приобретут ряд новых компетенций. В том числе они должны знать предмет, объект, историю становления и развития социологии медицины и здравоохранения; общность и различия со смежными дисциплинами (общественное здоровье и здравоохранение, социология здоровья); основные категории и теоретико-методологические положения социологии медицины и здравоохранения; современные медико-социальные проблемы; уметь оперировать основными понятиями социологии медицины и здравоохранения; определять основные показатели здоровья населения, применять методологию медико-социологических исследований; характеризовать медико-социальные проблемы медицины и здравоохранения, осуществлять социологический анализ медико-демографических проблем и проблем заболеваемости населения; проводить историко-социологический анализ возникновения и развития медицины как социаль-
ного института, моделей здравоохранения; анализировать социальные отношения в организациях здравоохранения как объектах социального управления; применять методологический аппарат социологии медицины и здравоохранения для изучения пациента как агента социальных отношений и объекта и субъекта системы здравоохранения; владеть навыками проведения социологических исследований в сфере охраны здоровья, социологического анализа медико-социальных проблем.
Статья раскрывает содержание авторского курса "Социология медицины и здравоохранения", включенного в учебный план по специальности "Социология" факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета в 2011/12 учебном году. Целью курса является получение студентами систематизированных знаний о здоровье как о предмете изучения социологии, о роли и месте медицины и здравоохранения в жизни общества, о сущности, характеристиках и функциях системы охраны здоровья как социального феномена; освоение методов социологического изучения здоровья и здравоохранения. Перечислены предполагаемые компетенции, которые будут приобретены студентами при успешном окончании изучения курса.
Ключевые слова: социология медицины, учебная программа, тематический план, компетенции
The sociology of medicine for sociologists: the concept of training
course
M.Yu. Surmatch
The Grodno state medical university, Grodno
The article presents the genuine training course "the sociology of medicine and public health" included into education plan on specialty "Sociology" of the faculty of philosophy and social sciences of the Belorussian state university for 2011-2012. the main purpose of the course is to acquire by students the systematic knowledge about health as a subject of sociologic investigation. The role and place of medicine and public health in community life, the essence, characteristics and functions of health care system as a social phenomenon are also included as topics. The mastering of techniques of sociologic studying of health and public health is considered. The expected competences to be acquired by students in case of successful stud н of the course are enumerated.
Key words: sociology of medicine, training program, topical plan, competence
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефименко С. А. // Социол. мед. — 2004. — № 1. — С. 15 —17.
2. Ефименко С. А. // Социол. мед. — 2007. — №1. — С. 7 —12.
3. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. — М., 2006.
4. Решетников А. В. // Социол. мед. — 2003. — № 1. — С. 3 —16.
5. Решетников А. В. // Социол. мед. — 2005. — № 2. — С. 3 — 25.
6. Решетников А. В. Социология медицины: Учебник. — М., 2006.
7. Решетников А. В., Ефименко С. А.. Социология пациента. — М., 2008.
8. Cурмач М. Ю., Тищенко Е. М. Менеджмент в здравоохранении: Учеб. пособие. — Гродно, 2007.
9. Сурмач М. Ю. // Вопр. организац. и информатизац. здраво-охр. — 2009. — № 4. — С. 28 — 37.
10. Сурмач М. Ю. Поведение молодежи: от демографических угроз к национальной безопасности. — Минск, 2009.
11. Сурмач М. Ю. // Социология. — 2010. — №4. — С. 93 —98.
12. СурмачМ. Ю. // Социология. — 2011. — № 2. — С. 100 —104.
Поступила 04.10.12