Научная статья на тему 'Социология культуры: идеи и концепции (Шендрик А. И. Социология культуры. М., 2005)'

Социология культуры: идеи и концепции (Шендрик А. И. Социология культуры. М., 2005) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1175
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социология культуры: идеи и концепции (Шендрик А. И. Социология культуры. М., 2005)»

178 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ__________

НОВЫЕ КНИГИ

Социология культуры: идеи и концепции

Шендрик А. И. Социология культуры. — М., 2005. — 495 с.

Появление учебного пособия по социологии культуры сегодня не может остаться не замеченным, так как отечественных учебников, получивших статус классических (причем, не только вследствие универсальности и масштабности содержания, но и вследствие небольшого числа подобных изданий), не так уж много. Вслед за первым опытом написания подобного труда, принадлежавшего Л. Н. Когану и вышедшего в 1993 г., последовал целый ряд аналогичных по проблематике, но весьма различных по концептуальным подходам, работ, принадлежавших Л. Г. Ионину, Б. С. Ерасову, Л. И. Михайловой, Ф. И. Минюшеву. Несмотря на то, что каждый из данных учебников обладает несомненными достоинствами, ни один из них невозможно рассматривать в качестве оптимального, раз и навсегда заданного варианта. В первую очередь, это связано со спецификой подходов, в большой степени обусловленных научными интересами авторов. Однако более значительным фактором, вызывающим необходимость постоянного концептуального обновления подобных изданий, является динамичное изменение той социокультурной реальности, которая и выступает в них основным предметом исследования.

Подобный динамизм социокультурной среды, прежде всего, связан с возрастанием значения в современном обществе информационных технологий, для более эффективного использования информационных потоков требующих фундаментального переключения на новые поколения каждые два-три

года. Однако эти изменения характеризуются не только стремительностью их осуществления, но, главным образом, их качественным содержанием. Современное общество отличается невиданным усложнением социальной организации, интенсификацией культурных связей и обменов, ростом культурного многообразия, отходом от господствующей в эпоху массового индустриального общества унификации и стандартизации. В подобных обстоятельствах формируется человек, обладающий критическим сознанием и стремлением к развитию своего творческого потенциала, более свободный в реализации повседневных потребностей, в общении и образовании, в стремлении к увеличению свободного времени, в практиках са-мопрезентации.

Очевидно, что отражение этих общественных и культурных трансформаций — дело весьма трудное, но чрезвычайно необходимое. Причем, сложность данной задачи усиливается тем, что подобные теоретические построения необходимо представить в виде рационализированных и доказательных конструкций, обладающих определенной мерой доступности, сочетая их, в то же время, с изложением, свободным от предельного упрощения и выхолощенности. Все обозначенные проблемы успешно разрешаются в учебном пособии «Социология культуры», разработанном профессором А. И. Шендриком (гриф УМО по классическому университетскому образованию).

Обобщая характерные особенности данного пособия, отметим наиболее значительные из них.

Во-первых, автор верно и полно отражает реальные процессы в современном обществе и культуре, обращаясь к таким феноменам, как глобализация, и рассматривая ее влияние на процессы создания, потребления и распространения культурных ценностей. Также в поле внимания исследователя попадает информационное общество, анализируемое в аспекте социокультурных предпосылок и последствий его развития, одним из которых является формирование средствами массовой коммуникации особой виртуа-лизированной надстройки над реальностью, имеющей символический характер. Осмысливая особенности современной российской культуры, автор придерживается объективного взгляда на диалектику ее развития, отражая как позитивные тенденции в отечественной культуре, переживающей период модернизации, так и ее противоречивую динамику.

Во-вторых, данное учебное пособие обладает не только высокой практической значимостью, но и теоретической глубиной, где учитывается направление и содержание современных теоретических и прикладных разработок отечественных и зарубежных социологов и отражаются основные тенденции в развитии социологии культуры, социальной и культурной антропологии, а также социологии молодежи. В то же время, автор обосновывает собственную позицию, в частности, обращаясь к вопросу о предмете этой достаточно молодой и находящейся в процессе становления науки. Подобный подход становится тем более важным, что социология культуры находится в тесном взаимодействии с философией культуры, безусловно, обладая собственным исследовательским полем и методикой его изучения.

Учитывая это обстоятельство, автор представляет развернутый спектр различных теоретических постулатов, научных концепций и актуальных исследовательских позиций (учения древности, средних веков, Возрождения, Нового времени, социокультурные концепции Ж.-М. Гюйо, М. Вебера, А. Вебера, П. Сорокина, К. Манхейма, Т. Адорно,

А. Моля, теоретиков контркультуры, информационного общества и мн. др.). Думается, что подобный подход обусловлен не только стремлением к возможно более полному отражению научных подходов к тому или иному явлению, но и к пробуждению у студента чувства потребности в научном поиске. Необходимо отметить, что названное качество является достаточно редким у работ подобного жанра. Возможно, этот «дух исследования» создается благодаря гармоничному сочетанию в книге научной глубины, академического стиля изложения, лишенного излишней эмоциональности и патетики, и богатого эмпирического материала, связанного, в том числе, с процессами в молодежной среде.

Третьим достоинством данной работы является ее методологическая выверенность, отражающаяся в четкой структуризации материала, последовательности изложения, постепенности расширения понятийно-категориального аппарата, нацеленности на поэтапное формирование практических навыков работы студента в конкретных исследовательских проектах. Сложный характер объекта исследования и неизбежная междисциплинарность затрудняют установление не только четких границ предмета научного анализа, но и методов его изучения. Отсюда — то особое значение, которым обладают разделы, посвященные описанию методик, нацеленных на получение эмпирических данных о состоянии различных социокультурных феноменов. Кроме того, необходимо отметить актуальное для учебного пособия включение в его структуру различных методических материалов, представленных в приложениях. Безусловно, соблюдение основных методических требований к подаче материала обусловлено сочетанием многолетних научных поисков автора, работы которого оказали существенное влияние на развитие отечественной социологии, и значительного опыта работы профессора А. И. Шедрика в университетской среде.

По существу, автор предлагает в своей работе развернутую, масштабную и много-

аспектную характеристику социологии куль-

туры как отрасли социологического знания, прослеживая этапы и логику ее становления на значительном историческом и теоретическом материале и органически включая в текст фрагменты как классических трудов по социологии культуры, так и работ современных — отечественных и зарубежных — исследователей. Именно сочетание теоретической глубины, высокого методического

уровня подачи материала и активно звучащего авторского голоса, а также ориентированность на современные социокультурные процессы — вся эта совокупность позитивных признаков, в полной мере присущих учебному пособию профессора А. И. Шендрика «Социология культуры» позволяет прогнозировать его успех в среде студентов и аспирантов и признание в научном сообществе.

А. В. Костина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.