УДК 316. 354: 351/354
СОЦИОЛОГИЯ И СТАТИСТИКА: ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
М.В. Удальцова
Новосибирский государственный университет экономики и управления — «НИНХ»
Ш88 @ шиеш. ги
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи социологии и статистики как отраслей научного знания. Обосновывается необходимость использования статистических методов в социологических исследованиях. Показывается, что массовые наблюдения, характерные для статистики, дают возможность измерять социальные явления методом обобщающих показателей. Статистика, выявляя типичные явления, «помогает» социологии увидеть на их фоне качественные образование и процессы. Результатом таких взаимодополняющих исследований выступает конструирование моделей социального развития, которые являются исходным звеном с точки зрения управления социальным объектом.
Ключевые слова: социология, статистика, массовые наблюдения, моделирование.
Б01: 10.17212/2075-0862-2015-4.2-117-121
Социальные катаклизмы последних лет обострили главные проблемы социологического знания. Среди них выделяется соотношение сложившихся социальных структур и действующих в них социальных субъектов, что требует ответов на такие вопросы: где границы «социального» в окружающем нас мире, как и насколько прошлое воздействует на настоящее, а настоящее — на будущее человеческой активности (индивидуальной и коллективной), насколько уместна аналогия социального развития и повышения уровня адаптированности общества, как влияют на социальные процессы факторы среды, экономики, политики, культуры и т. д. А главное — как все эти социальные явления и процессы измерить? Понимание всех этих глубоких вопросов, поиск ответов на них, в которых должны отражаться контексты нашего социального опыта, являются основой социологиче-
статистические методы, обобщающие показатели,
ского мировоззрения. Для его формирования необходим социально-исторический анализ, включающий в себя исследования не только узкодисциплинарного характера, но и исследования антропологов, психологов, экономистов, статистиков и других специалистов в области социально-гуманитарного знания. Такой подход способствует рассмотрению одного и того же социального явления с разных сторон, в том числе и в общемировом контексте. Можно считать, что социология должна играть ведущую роль в современной интеллектуальной культуре.
Однако такие теоретические представления имеют смысл тогда, когда они объясняют практические действия, социальные факты и процессы. Социология предлагает достаточно отчетливую перспективу понимания человеческого поведения, так как социологическое мышление способству-
ет, во-первых, самопознанию, во-вторых — лучшему понимаю социального мира.
Историческая ориентация в социологии предполагает не просто изображение исторического контекста, в котором имеют место события, и не только способ приложения социологического мировоззрения к прошлому, но является основой нашего понимания современных социальных институтов. «...Социологическая деятельность становится вызовом догмам, она учит ценить культурное разнообразие и позволяет нам видеть внутренние механизмы социальных институтов» [1, с. 20]. Кроме того, сегодня усиливается внимание к проблемам гендера. Изучение гендера обычно считалось особой областью внутри социологии в целом. Однако проблемы тендерных отношений настолько фундаментальны для социологического анализа, что не могут просто быть сведены к одному из подразделов социологии, они содержатся во многих (если не во всех!) социальных отношениях.
Происходит явное ускорение процессов интеграции, что уже делает малопродуктивным рассмотрение конкретного общества как независимого образования. И сегодня жизнь является ярким тому подтверждением (Украина, страны Балтии и др.). Следовательно, социология имеет «живой» предмет изучения, включающий в себя такие области:
• культура, общество, индивид (их взаимодействия, социализация, повседневные взаимодействия и т. д.);
• неравенство, власть, идеология (стратификация, этническая и расовая принадлежность, группы, организации, политика, война и т. д.);
• социальные институты, их влияние на основные области человеческой жизнедея-
тельности (брак, семья, образование, СМИ, экономическая деятельность и др.);
• социальные изменения (глобализация, урбанизация, население, его здоровье, старение, общественные движения и др.);
• методы исследования.
Этот перечень предметной области социологии показывает, что изучение социологии должно быть опытом освобождения человека и человеческих взаимодействий:
• развиваются наши склонности и воображение;
• открываются новые перспективы в понимании источников нашей активности;
• углубляются наши способности воспринимать другие культурные установки, которые часто отличаются от наших собственных.
Многообразие предметной области социологического знания обусловливает и многообразие теоретических подходов в социологии, что отражается в разнообразии ее методов. Социологи «говорят» на множестве разных языков, но чтоб не оказаться на уровне описательства, им нужны «переводчики». Под «переводчиками» в данном случае понимаются методы исследования. Особое место среди них занимают методы статистических обобщений, так как именно они выступают в качестве единого, понятного всем «языка». И действительно, решение социологических проблем, где «перекрещиваются» разнообразные влияния, требует особых приемов обобщения. Статистика позволяет вести наблюдения за массой индивидуальных социальных явлений и процессов. В социологии на основании одного или даже нескольких наблюдений весьма проблематично выявить существенные взаимосвязи. Необходимы именно массовые наблюдения, раскрывающие новые характеристики. Изучение этих новых характеристик, их ди-
намики является наиболее сложным и трудоемким процессом и требует обобщающих показателей. Без статистики это практически невозможно. Статистика «находит.» и измеряет общие свойства, присущие массовым явлениям. «Исчисление обобщающего показателя непосредственно связано с установлением общего и необходимого в среде индивидуального и случайного» [3, с. 6]. В исследованиях социальной действительности важно формирование обобщающего признака, измеряющего наиболее существенное в тенденции социального развития. Но прежде надо увидеть эту существенную тенденцию, выделить ее из массы отдельных случаев. При этом следует помнить, что в социологических исследованиях используются не столько конкретные факты, сколько субъективные мнения населения об этих фактах. И только обобщающий признак и измеряющий его показатель в определенной мере дают объективное представление об изучаемом социальном явлении.
Однако в обобщающем показателе отражается степень распространенности ка-
кого-либо типичного явления. Те же явления, которые в данный момент нетипичны, единичны, в обобщающем показателе не находят отражения, хотя в будущем они могут стать массовыми (типичными). В связи с этим использовать только обобщающие показатели не всегда продуктивно. И все же отдельный факт, «взятый на фоне обобщений, приобретает большое познавательное значение» [3, с. 9]. Поэтому необходимо разумное сочетание обобщений и иллюстраций. Одним из обобщенных показателей может быть средняя величина какого-либо изучаемого явления (средняя заработная плата, средний возраст, средняя продолжительность жизни и т. д.). На фоне средних величин отдельные факты легко сопоставлять, легко показывать редкое и распространенное. Так, например, средняя ожидаемая продолжительность жизни и душевой ВВП в России в целом и в отдельных регионах значительно отклоняются от этих средних величин в 2013 году (таблица) [2, с. 150-151].
Средняя ожидаемая продолжительность жизни и душевой ВВП в России и в отдельных
регионах в 2013 году
Регионы Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет Душевой ВВП, долл. США
Российская Федерация 68,83 19 674
г. Москва 73,56 39 226
г. Санкт-Петербург 71,49 24 551
Тюменская область 69,72 60 363
Томская область 68,61 20 638
Омская область 68,83 16 591
Новосибирская область 69,18 13 745
Кемеровская область 65,68 20 891
Иркутская область 65,52 17 745
Алтайский край 68,54 10 690
Республика Тыва 61,00 8064
Приведенные данные подтверждают тезис о том, что статистика — источник информации не только для социологических исследований, но и для последующих практических действий. «Факт — еще не вся правда, он только сырье, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правду» [3, с. 11]. Настоящая правда в данном случае — это систематизация, установление места данного факта в общем процессе, выявление устойчивых тенденций, которые вполне можно назвать закономерностями, установление которых и является основной задачей социологического исследования. Конечно, закономерности имеют характер большей или меньшей относительности, так как они справедливы только при данных условиях опыта и наблюдения. Кроме того, на закономерность влияют и мотивы поведения людей. При формировании закономерности социологи должны отвечать на вопросы «Почему?» и «Каковы последствия?». Применительно к приведенным выше фактам о душевом ВВП и продолжительности жизни ответы на данные вопросы особенно важны. Отклонения от обобщающего показателя в целом по России подсказывают, какие действия надо осуществить для выравнивания указанных показателей в различных регионах, что является одной из основных функций управления социальным развитием.
Таким образом, социология и статистика как отрасли научного знания взаимно обогащают друг друга: объектом изу-
чения для статистики является массовое явление, методом служит метод обобщающих показателей (средние величины, коэффициенты, проценты и т. п.), на основе которых становится возможным количественно измерить социальное явление и процессы. Но прежде чем измерять те или иные массовые явления, необходим качественный отбор этих явлений, что и делает социология. Кроме того, статистика, измеряя степень распространенности социальных явлений, выявляя типичные явления, «помогает» социологии увидеть на их фоне новые, качественные образования и процессы, т. е. способствует в определенной мере использованию не только количественных, но и качественных методов исследования. Результатом таких взаимодополняющих исследований выступает конструирование модели социального развития: структурно-логической или функциональной. При этом функциям придается дискретная форма. Хотя модель социального явления имеет некото-рыйусловный характер, она все же является исходным звеном с точки зрения управления социальным объектом.
Литература
1. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.
2. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации, 2013 / под общ. ред. С.Н. Бобылева. - М.: Весь Мир, 2013. - 199 с.
3. Маслов П.П. Социология и статистика. — М.: Статистика, 1967. - 294 с.
SOCIOLOGY AND STATISTICS: THEIR INTERACTION
M.V. Udaltsova
Novosibirsk State University of Economics and Management
nsuem @ mss.
The author considers the relationship of sociology and statistics as the branches of scientific knowledge. The necessity of applying the statistical methods in sociological research is grounded. It is shown that massive surveillance specific to statistics provides an opportunity to measure social phenomena with the help of general indicators method. Statistics, which is highlighting the typical social phenomena, "helps" sociology see the new qualitative formations and processes. The result of these complementary studies supports the construction of models of social development, which are the initial link in terms of managing a social object.
Keywords: sociology, statistics, statistical methods, general indicators, mass surveillance, modeling.
DOI: 10.17212/2075-0862-2015-4.2-117-121
References
1. Giddens A. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow, Editorial URSS Publ, 1999. 703 p. (In Russian)
2. Bobylev S.N., ed. Doklad o chelovecheskom razyitii v Rossiiskoi Federatsii, 2013 [Human develop-
ment report Russian Federation, 2013]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2013. 199 p.
3. Maslov P.P. Sotsiologiya i statistika [Sociology and statistics]. Moscow, Statistika Publ., 1967. 294 p.