Научная статья на тему 'Социология и психолингвистика в изучении обыденного сознания'

Социология и психолингвистика в изучении обыденного сознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
238
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВОЕ ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ВЕРА / БОГ / ЦЕЛОМУДРИЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / GROUP EVERYDAY CONSCIOUSNESS / THE TIME PERIODS IN GENERATIONS / FAITH / GOD / CHASTITY / ASSOCIATION EXPERIMENT / ORTHODOX CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Татьяна Александровна

Статья посвящена анализу некоторых православных ценностей из области обыденного сознания по результатам ассоциативного эксперимента. Обыденное сознание как понятие психолингвистики отграничивается от массового сознания как понятия социологии. Учитывается поколенческая временная периодизация социологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociology and psycholinguistics in the study of everyday consciousness

Sociology and psycholinguistics in the study everyday consciousness Sociology and psycholinguistics in the study of everyday consciousness. Article is devoted to the analysis of some Orthodox values of the ordinary consciousness as a result of the association experiment. Everyday consciousness as a concept of psycholinguistics is distinguished from the mass consciousness as a concept of sociology. Generational temporary periodization of sociologists is taken into account.

Текст научной работы на тему «Социология и психолингвистика в изучении обыденного сознания»

т.А. полякова УдК 158.3 (075.8)

социология и психолингвистика в изучении обыденного сознания

Статья посвящена анализу некоторых православных ценностей из области обыденного сознания по результатам ассоциативного эксперимента. Обыденное сознание как понятие психолингвистики отграничивается от массового сознания как понятия социологии. Учитывается поколенческая временная периодизация социологов.

Ключевые слова: групповое обыденное сознание, временная периодизация поколений, вера, Бог, целомудрие, ассоциативный эксперимент, православная культура.

Tatiana A. polyakova

sociology and psycholinguistics in the study everyday

consciousness

Sociology and psycholinguistics in the study of everyday consciousness. Article is devoted to the analysis of some Orthodox values of the ordinary consciousness as a result of the association experiment. Everyday consciousness as a concept of psycholinguistics is distinguished from the mass consciousness as a concept of sociology. Generational temporary periodization of sociologists is taken into account.

Key words: group everyday consciousness, the time periods in generations, faith, God, chastity, association experiment, Orthodox culture.

С

оциологи полагают, что язык достаточно полно фиксирует взаимоотношения между явлениями действительности, отраженные сознанием, а потому отдают должное психолингвистам, собравшим огромное количество материала, позволяющего судить о менталитете носителей разных культур: «Языковая ментальность - это способ деления мира с помощью языка, достаточно адекватный существующим у людей представлениям о мире» [Ментальность россиян 1997: 20]. При этом они считают, что в языке отсутствует возможность установления причин, побуждающих людей придавать значимость одним аспектам явлений, игнорируя при этом другие. Забежав немного вперед, отметим, что, на наш взгляд, такая возможность имеется, если рассматривать культуру в ее системности.

В качестве перспектив при изучении менталитета ученые называют необходимость всестороннего экспериментального анализа норм и ценностей, социальных установок, стереотипов сознания и поведения, а также «культурно обусловленного содержания понятий (выделение наше - Т.П.), т.е. социальных смыслов» [Там же: 22]. Однако они полагают, что ввиду сложности изучаемого явления, в настоящее время говорить о выделении в предложенном наборе феноменов некоего системообразующего признака еще рано. В данном случае мы позволим себе не согласиться с мнением социологов, тем более что они сами признают за такими составляющими общественного сознания, как идеология или религиозное сознание и системность, и структурность. (См., например: [Грушин 1987: 97-98]).

На наш взгляд, такой системообразующий признак имеется, а именно: рассмотрение иерархии ценностей носителей русской культуры (а в данном случае речь пойдет именно о них) с точки зрения православия, ибо именно оно, с точки зрения В.Ф. Чес-ноковой, за последнее тысячелетие в значительной степени сформировало русскую культуру. О формировании русской культуры

в лоне православия, помимо В.Ф. Чесноко-вой, писали В.В. Мавродин, М.И. Коялович, Г.В. Флоровский, С.Л. Франк, Н.Я. Данилевский, Н.О. Лосский, Ф.Ф. Аристов, Н.С. Трубецкой, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский. Опираясь на этот тезис, а также на мнение ученых московской психолингвистической школы о становлении личности в процессе «присвоения» ею культуры общества [Сорокин, Тарасов, Уфимцева 1982], мы разделяем точку зрения В.Ф. Чесноковой о принадлежности человека к культуре по факту своего рождения (и - добавим - становления, социализации) в ее ареале [Чеснокова 2005].

Предметом нашего исследования явилось изучение нравственного идеала русской православной культуры. Нравственный идеал является одной из форм регулирования общественной жизни, одной из культурных констант, определяющих содержание образа мира и его отображение в языковом сознании современных носителей русской культуры.

В настоящее время большое количество исследований посвящено теме межкультурных сопоставлений. В частности, отмечается большое влияние культуры США на мировую и - уже - российскую культуру, говорится об угрозе русской национальной идентичности, о разрушении традиционного сознания и утрате основных ценностей [Фед-ченко 2005, Бызов 2003]. С другой стороны, происходящие в современном мире процессы глобализации, обезличивания культур вызывают к жизни стремление к выявлению своих национальных начал [Павловская 2007]. В связи с этим намечается интерес к исследованию православных ценностей, их влиянию на жизнь человека [Касьянова 1994; Чеснокова 2005; Анашкина 1997; Ведерникова, Третьякова 1997; Гафуров 1997].

Список стимулов для проведения АЭ включал 60 слов: безнравственность, бескорыстие, благо, ближний, Бог, боль, вера, верность, верный, взаимопомощь, грех, долг, дружба, духовность, душа, Евангелие, жертвовать, жизнь, кайф, любовь, молитва, нравственность, опора, поддержка, осужде-

ние, отец, очищение, покорность, порядочность, пост, преодолевать, прощать, радость, самоограничение, самоотвержение, секс, скорбь, служба, служение, смерть, смирение, совесть, спасение, страдание, страх, стыд, счастье, тело, терпение, терпеть, труд, трудолюбие, усилие, целомудрие, церковь, человек, честность, честь, чистота, я.

Одной из причин выбора для проведения эксперимента и последующего анализа именно этих слов явилось обращение к системе христианской этики, определяющей правила поведения, обязанности людей к Богу и ближним. Так, например, в наши обязанности, согласно заповедям, входит вера в Бога, потому что вера является добродетелью и вместе с тем обязанностью каждого православного христианина. Без веры невозможно угодить Богу. Мужу и жене вменяется в обязанность хранить взаимную верность и любовь, а неженатым - соблюдать чистоту мыслей и желаний, быть целомудренными в делах и в словах, в мыслях и желаниях. Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага [Закон Божий 2003].

Благодаря Православию, человек поворачивается лицом к людям и Богу, становится духовным существом [Чеснокова 2005: 46].

Материалом исследования послужили результаты свободного ассоциативного эксперимента с 497 русскими испытуемыми в возрасте от 18 до 60 лет, словарные статьи русских толковых, энциклопедических и ассоциативных словарей [Даль 2003; СОШ 1999; ППБЭС 1992; РАС 2002].

Проводя эксперимент, мы ставили себе задачу изучить языковое сознание среднестатистического русского на предмет выраженности у него православных ценностей. Здесь необходимо отметить тот факт, что нас интересовало групповое обыденное сознание, в отличие от сознания массового, которое определяется как «особый случай безусловно общественного сознания», как «сознание определенных общностей» [Грушин 1987: 255-256] - масс - самых разнообразных по своим характеристикам «множеств людей,

демонстрирующих совместное, но не групповое поведение» [Там же: 162] и которым (=массовым сознанием) занимаются социологи. К массам Б.А. Грушин относит, например, участников различных массовых политических и социокультурных движений; аудитории отдельных средств и каналов массовой информации; потребителей тех или иных товаров и услуг; болельщиков футбольных команд и поклонников кинозвезд и т.д. [Там же].

Носителями же группового сознания являются разнообразные большие группы, образующие те или иные структуры отдельных обществ: классы, нации, профессии, региональные, социокультурные и т.п. группы или малые группы (рабочая бригада) [Там же: 129]. К малым группам можно также отнести и студенческую группу, и школьный класс.

Поскольку нас интересовали носители русской культуры, в анкете был задан вопрос о национальности. Обрабатывались лишь те из них, которые были заполнены русскими респондентами. Всего было обработано 497 анкет.

Все полученные анкеты мы разделили на три возрастные группы: студенты (возраст 18-20 лет), взрослые (условное название респондентов от 28 до 42 лет) и респонденты 50-60 лет. Время проведения эксперимента

- 2005 год. Среди студентов и взрослых эксперимент проводился в г. Пензе и Москве, среди респондентов от 50 до 60 лет - только в г. Пензе.

Количество опрошенных в разных группах испытуемых: пензенские студенты

- 115 человек (60 юношей и 55 девушек); московские студенты - 119 человек (42 юноши и 77 девушек); взрослые пензяки - 131 человек (64 мужчины и 67 женщин); взрослые москвичи - 75 человека (33 мужчины и 42 женщины); группа 50-60-летних - 57 человек (21 мужчина и 36 женщин).

В эксперименте приняли участие студенты Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, Московской государственной академии приборостроения и ин-

форматики, Университета Дружбы народов, Пензенского государственного университета. Помимо того факта, что социализация данных возрастных групп происходила при разных исторических условиях и разном отношении к вере и храму, необходимо еще и отметить социологическую временную периодизацию ныне живущих поколений российского общества. По мнению В.В. Семеновой, за точку отсчета границ поколения принимается крупное историческое событие или процесс, оставшийся центральным в его памяти. Упомянутыми при опросе ключевыми событиями оказались: война; застой, доперестроечное время; переход, связанный с перестройкой и послепереходное время [Семенова 2005: 88].

Таким образом, были выделены: околовоенное поколение (время рождения 19201940-е годы, возраст сейчас: 60-80 лет); доперестроечное поколение (время рождения 1940-1960-е годы, возраст сейчас от 40 до 60 лет); поколение переходного периода (время рождения - 1960-1970-е годы, возраст сейчас от 30 до 40 лет); послеперестроечное поколение (время рождения - после середины 1980-х годов, возраст сейчас от 18 до 25 лет (молодежь в широком смысле)) [Там же: 89].

Для нашего исследования из описанной выше периодизации интерес представили последние три поколения.

Рассмотрим несколько примеров полученного анализа.

ВЕРА

В словаре В.И. Даля Вера интерпретируется как уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; // верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; // совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство. // Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание [Даль 1978, т.1: 331-332].

В СОШ Вера интерпретируется как

убежденность, глубокая уверенность в ком-чем-н., а также как убежденность в существовании Бога, высших божественных сил и как вероисповедание [СОШ 1999: 74].

Толкование веры В.И. Далем и С.И. Ожеговым расходятся несущественно. Можно лишь отметить, что у В.И. Даля оно шире и включает в себя еще и 'религию, церковь, духовное братство'. Согласно ППБЭС, вера

- это уверенность в невидимом, как бы в видимом, энергическое, горячее и полное убеждение в существовании Бога. Вера есть добродетель и вместе с тем обязанность [ППБЭС 1992, т.1: 584].

Во всех группах ВЕРУ связывают с надеждой (20% и 24,4% студентов; 30,5% и 25,3% взрослых; 7% в самой старшей возрастной группе) и Богом (10,4% и 16,8% студентов; 8,4% и 10,7% взрослых; 21,1% людей старше 50 лет). ВЕРА ассоциируется с любовью (3,4% и 10,1% студентов; 2,3% и 5,3% взрослых), религией (3,5% и 3,4% студентов; 4,6% взрослых пензенцев), именем (5,2% и 1,7% студентов), доверием (2,6% пензенских студентов и 4% взрослых москвичей), церковью (5% московских студентов и 2,3% взрослых пензяков). ВЕРА может быть в Бога (10,4% и 2,5% студентов; 4,6% взрослых пензенцев и 3,5% людей старшего возраста), в себя (4,3% пензенских студентов; 1,7% московских студентов и 4,6% взрослых пензяков), в любовь (1,7% и 1,5% пензенских студентов и взрослых), в лучшее (3% взрослых пензяков и 5,3% людей старше 50 лет). Для 1,7% московских студентов ВЕРА связана с православием.

Определение веры как религии, данное В.И. Далем, встречается в реакциях у пензенских и московских студентов (~ по 3,5%) и у пензенских взрослых (4,6%); как церкви

- у московских студентов (5%) и пензенских взрослых (2,3%). 5,3% в самой старшей возрастной группе воспроизводят ожеговское толкование веры как убежденности.

Наши данные в целом совпадают с данными экспериментов, представленными в РАС: надежда, любовь, в любовь, в Бога, в себя, имя. Процент расхождений между ними

Стимул Студенты Студенты Студенты Взрослые Взрослые 50-60 лет

(Пенза) (Москва) РАС (Пенза) (Москва) (Пенза)

надежда 20 надежда 20 надежда 13,8 надежда 30,5 надежда Бог 21,1

Бог 10,4 Бог 10,4 Надежда / Бог 8,4 25,3 надежда

вера в Бога 10,4 в Бога 10,4 Любовь 11,9 в Бога 4,6 Бог 10,7 7

имя 5,2 имя 5,2 любовь 8,3 в себя 4,6 любовь 5,3 в лучшее

в себя 4,3 в себя 4,3 в Бога 7,3 религия 4,6 доверие 4 5,3

религия 3,5 религия 3,5 в любовь 6,4 в лучшее 3,1 хорошо 4 убежден-

доверие 2,6 доверие 2,6 маленькая 3,7 душа 3,1 светлое 2,7 ность 5,3

в будущее в будущее в светлое любовь 2,3 сила 2,7 будущее

1,7 1,7 будущее 2,8 церковь 2,3 единич. 3,5

в любовь в любовь в себя 2,8 в любовь 1,5 реакции в Бога 3,5

1,7 1,7 имя 2,8 духовность 45,3 верую 3,5

в человека в человека в будущее 1,8 1,5 святое

1,7 1,7 в жизнь 1,8 единич. 3,5

жизнь 1,7 жизнь 1,7 в коммунизм реакции 33,6 единич.

знание 1,7 знание 1,7 1,8 реакции

любовь 1,7 любовь 1,7 в человека 1,8 47,4

единич единич мама 1,8

реакции реакции человек 1,8

32,2 32,2 единич. реакции 24,8

Таблица 1. (Данные в процентах) невелик, кроме реакций любовь и в любовь, актуализированными пензенскими студентами.

В сознании средневекового человека вера являлась и религиозной и этической категорией, аппелирующей к нравственности человека, к понятиям добра и зла [Вендина 2002: 197]. В сознании наших современников, как мы можем видеть, вера также связана не только с религией.

БОГ

В словаре В.И. Даля понятие Бога толкуется следующим образом: Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной [Даль 1978, т.1: 103].

В СОШ Бог определяется как: в религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ; в христианстве: триединое божество, творец и всеобщее мировое

начало. - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Наконец, имеется еще одно значение с пометой «переносное, устаревшее, книжное», означающее предмет поклонения, обожания [СОШ 1999: 52]. «Настоящей лакуной в языковом сознании современных русских» по материалам РАС называет отношение наших современников к Богу Н.В. Уфимцева [Уфимцева 2005: 215].

Таким образом, в словарных статьях В.И. Даля и СИ. Ожегова, Н.Ю. Шведовой представлено лишь одно общее значение, а именно понимание Бога как Творца. Эта ассоциация (творец) в незначительном количестве имеется у всех пензенских респондентов. Далевское толкование Бога как Всевышнего, как Создателя встречается в виде ассоциата во всех группах испытуемых, кроме взрослых москвичей. Реакция вселенная (4% взрослых москвичей и 3,5% самых старших респондентов) отправляет нас, на наш взгляд, к далевскому определению 'Созда-

Сти- Студенты Студенты Студенты РАС Взрослые Взрослые 50-60 лет

мул (Пенза) (Москва) (Пенза) (Москва) (Пенза)

вера 19,1 вера 19,3 есть 4 вера 19,3 надежда Бог 21,1

есть 6,1 небо 5,9 на небе 3,7 Всевыш- вера 18,7 надежда 7

Бог создатель религия 5 мой 2,7 ний 12,3 небо 9,3 в лучшее

6,1 церковь 5 церковь 2,4 Отец 5,3 церковь 5,3

Всевыш- Всевыш- черт 2,4 вселенная 5,3 убежден-

ний 5,2 ний 4,2 Господь 2 3,5 вселенная ность 5,3

церковь есть 4,2 знает 2 высшее 3,5 4 будущее

4,3 Библия 4 небо 2 отказ 3,5 душа 4 3,5

небо 3,5 миф 4 нет 2 свет 3,5 дух 2,7 в Бога 3,5

религия Бог 2,5 ангел 1,7 создатель есть 2,7 верую 3,5

3,5 любовь 2,5 Зевс 1,7 3,5 Иисус 2,7 святое 3,5

Иисус 2,6 создатель Иисус 1,7 творец 3,5 отец 2,7 единич.

высшее 2,5 Иисус Христос 1,7 единич. судьба 2,7 реакции

2,6 всё 1,7 отец 1,7 реакции человек 47,4

господь душа 1,7 весть что 1,3 42,1 2,7

1,7 дьявол 1,7 поможет 1,3 единич.

духов- Иисус 1,7 религия 1,3 реакции

ность 1,7 молитва 1,7 творец 1,3 41,3

Отец 1,7 единич. Бог 1

отказ 1,7 реакции всемогущий 1

творец 1,7 32,8 икона 1

единич. один 1

реакции вера 0,7

38,3 Всевышний 0,7 единич.реакции 38

Таблица 2. (данные в процентах)

тель вселенной'. Далевское толкование Бога как Господа воспроизводится в реакциях 1,7% пензенских студентов.

Ожеговское определение Бога как Отца, Сына и Святого Духа воспроизводится, на наш взгляд, в виде реакций Отец (студенты из г. Пензы, взрослые из обоих городов и самые старшие по возрасту респонденты) и дух (взрослые москвичи) (см. Таблицу 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БОГ во всех группах прежде всего ассоциируется с верой (19,1% и 19,3% у студентов; 17,6% у взрослых пензяков; 18,7% у москвичей; 19,3% в группе 50-60-летних). Бог - это Создатель (6,1% и 2,5% у студентов; 3% у взрослых пензяков; 3,5% среди 50-60-летних), Всевышний (5,2% и 4,2% реакций среди студентов; 6,9% у взрослых пен-зенцев; 12,3% у 50-60-летних), Отец (1,7% у пензенских студентов; 3% и 2,7% у взрослых

пензяков и москвичей; 5,3% у 50-60-летних), Иисус (2,6% и 1,7% у студентов; 2,3% и 2,7% у взрослых пензяков и москвичей соответственно), Творец (только у пензяков по два упоминания, что составляет: 1,7% студенты; 1,5% взрослые и 3,5% 50-60-летние). Бог также ассоциируется с церковью (4,3% и 5% у студентов; 3% и 5,3% у взрослых) и с небом (3,5% и 5,9% у студентов; 9,3% у взрослых москвичей), с любовью (2,5% московских студентов и 3% взрослых пензяков) и с религией (3,5% и 5% студентов; 3% взрослых пензяков). Во всех группах, кроме 50-60-летних считают, что Он есть (6,1% пензенских студентов, далее по порядку следования колонок таблицы: 4,2%; 3%; 2,7%). 5,5% московских студентов ассоциируют Бога с мифом, 1,7% дают реакцию дьявол. Между нашими данными и словарем РАСа имеются некоторые расхождения:

Таблица 3. (данные в процентах)

Ассоциации Студенты (Пенза) Студенты (Москва) Студенты РАС

есть 6,1 4,2 4

небо 3,5 5,9 2

на небе - - 3,7

церковь 4,3 5 2,4

Всевыш- 5,2 4,2 0,7

ний

вера 19,1 19,3 0,7

Иисус 2,6 1,7 1,7

религия 3,5 5 1,3

Наиболее существенное расхождение - позиция ассоциации вера. У студентов г. Москвы и г. Пензы эта ассоциация занимает первое место (чуть более 19% в обеих группах). В материалах РАС процент этой ассоциации очень незначителен: всего 0,7%.

Остальные расхождения невелики. Можно отметить наличие в материалах РАС ассоциаций, не встречающихся в нашем исследовании (например, мой, черт, знает, Зевс, весть что и т.д.). Однако их процент также незначителен.

ЦЕЛОМУДРИЕ

В.И. Даль: «Целомудрый, целомудре-ный, сохранивший себя в девственной или в брачной чистоте, непорочный. Целомудре-ность, добродетель эта, плотская чистота, целомудрие» [Даль 1978, т.4: 578].

СОШ: «Целомудрие. 1. То же, что девственность. 2. перен. Строгая нравственность, чистота» [СОШ 1999: 873].

Только плотская чистота у В.И. Даля и телесная и духовная у С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Напомним, что прелюбодеяние считается в православии одним из смертных грехов.

ЦЕЛОМУДРИЕ ассоциируется со своими синонимами - чистотой, девственностью, невинностью, непорочностью, честью.

Чистота: 9,6% и 3,4% студентов; 13% и 8% взрослых; 24,6% 50-60-летних людей. Эта реакция, занимающая первое место у людей от 30 лет и старше, не столь частотна у московских студентов.

Девственность: 2,6% и 10,1% студентов; 6,1% и 5,3% взрослых.

Невинность: 2,6% пензенских студентов; 3,8% и 4% взрослых.

Непорочность: 3,5% и 5,9% студентов.

Честь: 2,5% студентов-москвичей и 3% взрослых пензяков. 5,3% респондентов 50-60 лет дают определение целомудрию: отсутствие внебрачных связей.

Целомудрие связывается в сознании также с умом (6,1% и 14,3% студентов; 2,3% взрослых пензяков) и мудростью (5,2% и 2,5% студентов). Иногда это верность (2,6% и 5% студентов; 5,3% взрослых пензяков). 2,5% студентов-москвичей связывают целомудрие со старостью, а 2,3% взрослых пензяков считают, что это хорошо.

Целомудренными могут быть девушка (2,6% пензенских студентов; 3,8% и 5,3% взрослых; 5,3% людей 50-60 лет) или монах / монахиня (4,2% студентов-москвичей).

Достаточно много отказов отвечать, особенно среди пензенских студентов: 11,3% пензенских студентов; 4,2% московских студентов; 5,3% взрослых москвичей. С.Г. Воркачев предположил, что отказ означает прежде всего «интимный» характер понятия: ведь «человек делает публичными свои представления о жизненном идеале, о смысле жизни и о самых сокровенных жизненных ценностях» [Воркачев 2004: 102].

Максим Первозванский, священник, редактор журнала «НаслЪдник» говорит об огромном количестве разводов в нашей стране (7-8 на десять браков) и связывает это с нарушением целомудрия до брака, приводящего впоследствии к опустошенности. По мнению отца Максима, истинная любовь (не страсть и не влюбленность) возможна только в браке, когда люди научатся жить вместе, по-настоящему узнают друг друга [Перво-званский 2007: 99].

Наблюдения священнослужителя полностью подтверждаются исследованиями ученых о внутрисемейных отношениях современных русских. Так, отмечаются высокие требования к эмоциональной (в частности, интимной) стороне супружества, что

Таблица 4. (данные в процентах)

Сти- Студенты Студенты Студенты Взрослые Взрослые 50-60 лет

мул (Пенза) (Москва) РАС (Пенза) (Москва) (Пенза)

отказ 13 ум 14,3 чистота 13 чистота 13 чистота 8 чистота

чистота 9,6 девствен- девствен- девствен- девствен- 24,6

ум 6,1 ность 10,1 ность 6,1 вер- ность 6,1 ность 5,3 девушка

мудрость непорочность ность 5,3 верность 5,3 девушка 5,3 отсут-

5,2 5,9 девушка 3,8 девушка 3,8 5,3 ствие вне-

непороч- верность 5 невинность невинность отказ 5,3 брачных

ность 3,5 монах(иня) 3,8 3,8 честь 3,1 невин- связей 5,3

верность 2,6 4,2 честь 3,1 духовность ность 4 дева 3,5

девствен- отказ 4,2 духовность 2,3 вера 2,7 нрав-

е и ность 2,6 чистота 3,4 2,3 порядоч- дева 2,7 ствен-

р девушка 2,6 мудрость 2,5 порядочность ность 2,3 духов- ность 3,5

у % невинность старость 2,5 2,3 ум 2,3 ность 2,7 ум 3,5

о л е 2,6 честь 2,5 ум 2,3 хорошо 2,3 монах 2,7 единич.

ц благо 1,7 девочка 1,7 хорошо 2,3 глупость 1,5 ум 2,7 реакции

бред 1,7 старый 1,7 глупость 1,5 дева 1,5 хорошо 54,4

женщина умный 1,7 дева 1,5 женщина 1,5 2,7

1,7 единич. женщина 1,5 отказ 1,5 честность

нравствен- реакции 40,3 отказ 1,5 разум 1,5 2,7

ность 1,7 разум 1,5 единич. ре- единич.

честь 1,7 единич. реак- акции 46,6 реакции

единич. ции 46,6 53,3

реакции

43,5

привело к росту количества разводов и увеличению доли неполных семей: более 50% опрошенных считают, что не следует сохранять брак, если супруги разлюбили друг друга [Анашкина 1997: 210].

Реакции наших респондентов воспроизводят толкование слова, встречающееся как у В.И. Даля, так и у СИ. Ожегова, Н.Ю. Шведовой: чистота, девственность. Реакция непорочность (студенты из обоих городов) отсылает нас к толкованию целомудрия В.И. Далем, реакция нравственность (пензенские студенты и группа старше 50 лет) - к толкованию С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Удивительным нам представляется то, что в целом ряде случаев семантическое наполнение того или иного слова в языковом сознании наших испытуемых совпадает со словарными дефинициями, данными в словаре В.И. Даля. В этом смысле «замечатель-

ный для своего времени словарь Даля» [Щер-ба 1974: 275] оказывается замечательным не только для своего времени: представления, жившие в далекие дооктябрьские времена, сохраняют свою актуальность (например, анализ слов ДУХОВНОСТЬ, ЧЕСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ЦЕЛОМУДРИЕ.) [Подробнее см. Полякова 2009]. По этой причине вывод социологов о том, что «нынешние поколения русских едва ли не столь же далеки от своих культурных корней, как современные греки от Древней Греции» [Бызов 2003: 75], представляется нам не вполне справедливым.

Зачастую, несмотря на стремительное и бесповоротное разрушение традиционного общества в России XX века [Бызов 2003: 75], мы констатируем сохранение языковым сознанием современников тех значений, которые были присущи словам на протяжении многих веков. Речь идет, заметим, только о

тех словах, которые принадлежат области православной культуры. В этом смысле времени неподвластны не только религиозные установки, но и значения слов, до какой-то степени обусловленные типом культуры [Панова 2000: 169].

Ассоциативные поля многих слов-стимулов, построенные по данным ассоциативного эксперимента, имеют достаточно большое количество пересечений при их сопоставлении со словарными дефинициями В.И. Даля (см. приложение). Так, наши испытуемые представляют нравственность как чистоту, честность, совесть. Вера связывается с религией и церковью. Бог ассоциируется со Всевышним, Создателем, вселенной, Господом. Очищение мыслится как освобождение от греха или грехов, избавление,

покаяние, прощение. Именно такие дефиниции этих слов дает В.И. Даль.

На наш взгляд, культурное ядро семантического поля «Нравственный идеал» оказалось единым для всех наших испытуемых благодаря русской традиционной культуре, сформированной православием.

Как мы видим, языковое сознание одновременно и консервативно, и изменчиво. Проследив его связи в диахроническом и синхроническом аспектах, можно констатировать достаточно многочисленные совпадения, обусловленные культурной традицией.

Кроме того, объединив свои возможности, обе науки (социология и психолингвистика) могут получить достаточно объективные данные при изучении обыденного сознания россиян.

Приложение

данные сопоставительного анализа словарных дефиниций и результатов АЭ

В таблице № 5 мы приводим данные сопоставительного анализа словарных дефиниций и результатов АЭ.

В графе «Реакции (В.И. Даль)» приводятся ассоциации наших испытуемых, совпавшие с толкованием понятия в словаре В.И. Даля.

В графе «Реакции (СОШ)» - ассоциации, совпавшие с толкованием понятия в СОШ.

В графе «Реакции (оба словаря)» приводятся ассоциации, имеющиеся в толкованиях понятия как у В.И. Даля, так и у С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Цифра после каждой реакции означает ее совокупный процент (из расчета на количество респондентов, отреагировавших на данный стимул - как правило, 497 человек).

Стимул Реакции (В.И. Даль) Реакции (оба словаря) Реакции (СОШ)

1 2 3 4

нравственность Чистота 7,1% Честность 2,2% Совесть 1,8%

вера Религия 3,2% Церковь 2,2% Убежденность 0,6% Убеждение 0,6%

духовность Вера 11,7% Церковь 7,4% Бог 2,6% Вера в Бога 2 % Нравственность 4,6%

Бог Всевышний 5,6% Создатель 3,4% Вселенная 1,4% Господь 0,8% Творец 1,2% Отец 2,2% Дух 0,6%

любовь Чувство 8% Секс 3,4%

счастье Покой 1,2% Благополучие 1,2% Удача 2,2%

верность Преданность 10,5% Надежность 1,2%

стыд Срам 8,5% Совесть 7,6% Позор 15,5% Смущение 1,4% Вина 0,8%

спасение Помощь 12,5% Души 8,5% Душа 2,6% Вера 2,4% Бог 1,8% Избавление 1,4%

целомудрие Непорочность 2,6% Чистота 10,5% Девственность 5,4% Нравственность 1,2%

чистота Блеск 3,2% Душа 3% Души 2,4% Духовная 1,2% Аккуратность 1,4% Грязь 1,4% Нравственность 1,2%

честь Достоинство 11,9% Совесть 18,1% Почет 0,4% Отдать 0,4% Отдавать 0,8% Иметь 1,2% Смолоду 2,6% Уважение 1,2% Гордость 2,4%

Таблица 5.

Список литературы

Анашкина Г.П. Современные нормы внутрисемейных отношений родственных связей у русских. // Этническая психология и общество: Материалы 1-ой конференции секции этнической психологии при Российском Психологическом Обществе. - М.: «Старый сад», 1997. - с. 205-214.

Бызов Л.Г. Социокультурная трансформация российского общества и перспективы формирования неоконсервативной субъектности // Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003 - с. 45-96.

Ведерникова Т.И., Третьякова Н.В. Процесс развития самоидентификации этнокон-фессиональных групп степного Заволжья. // Этническая психология и общество: Материалы 1-ой конференции секции этнической психологии при Российском Психологическом Обществе. - М.: «Старый сад», 1997. - С. 139-145.

Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. - М.: Ин-дрик, 2002. - 336с.

Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2004.

- 236с.

Гафуров А.М. Некоторые аспекты этноконфессиональной идентификации основных этносов Республики Башкортостан (на примере этносоциологических исследований) // Этническая психология и общество: Материалы 1-ой конференции секции этнической психологии при Российском Психологическом Обществе. М.: «Старый сад», 1997. - С. 242-249.

Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. - М.: Политиздат, 1987. - 368с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.: Рус. яз. -1978-1980.

Закон Божий для семьи и школы // Составитель протоиерей Серафим Слободской. СПб.: Братство Новомученика Архиепископа Илариона Верейского, 2003. - 724с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Институт национальной модели экономики, 1994. - 368с.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287с.

Ментальность россиян: Специфика сознания больших групп населения России // Под ред. И.Г. Дубова.- М.: «Имидж-контакт», 1997.

Павловская А.В. Особенности национального характера. - М., 2007. - 172с.

Панова Л.Г. Грех как религиозный концепт // Логический анализ языка: Языки этики.

- М.: Языки русской культуры, 2000. - с. 167-177.

ПервозванскийМаксим. Переступить черту. - Наследник № 13-14. - 2007. - С.98-101.

Полякова Т.А. Особенности языкового сознания русских (на материале семантического поля «Нравственный идеал»). // Автореф. дисс. канд. филолог. наук. - М., 2009.

ППБЭС: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1, 2. -Репринтное издание. М., 1992.

РАС: Русский ассоциативный словарь. В 2т. т.1. От стимула к реакции: Ок. 7000 стимулов / Ю.Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. - М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 784с.

Семенова В.В. Современные концепции и эмпирические подходы к понятию «поколение» в социологии // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / Сост. Ю. Левада, Т. Шанин. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - с.80-107.

Сорокин Ю.А., ТарасовЕ.Ф., УфимцеваН.В. "Культурный знак" Л.С. Выготского и гипотеза Сепира - Уорфа. // Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР - М.: «Наука», 1982. - с.5-12.

СОШ - Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.

Уфимцева Н.В. Археология языкового сознания: первые результаты. // Язык. Сознание. Культура. Сборник статей. / Под ред Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. - М. - Калуга: ИП Кошелев А.Б. (Издательство «Эйдос»), 2005. С. 205-216.

Федченко А.В. Этнокультурная специфика формирования языкового сознания русских и американцев в школьном возрасте. // Автореф. дисс. канд. филолог. наук. - М., 2005.

Чеснокова В.Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века. - М.: Академический Проект, 2005. - 304с.

Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Языковая система и речевая деятельность. - Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1974. - с. 265-304.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. - 567с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.