Учебные программы
УЯ: Мы представляем новый тип учебных программ, разработанных в рамках проекта Федерального образовательного портала по экономике, социологии и менеджменту (http://ecsocman.edu.ru). Эксперимент начался летом 2003 г.
В чем заключается задача эксперимента?
Основная задача эксперимента - создание учебных программ, опирающихся преимущественно на доступные электронные источники и ведение учебного процесса по этим программам через портал. Речь идет НЕ о дистанционном, а об очном обучении.
Реализация такого подхода подкреплена разрешением Министерства образования России о возможности использования электронных источников в программах учебных дисциплин (включая не только дополнительную, но и обязательную литературу).
Каковы требования к участникам эксперимента?
1. Соответствие учебных программ академическим стандартам и их высокое качество, подтвержденное экспертами портала.
2. Согласие разработчиков размещать свои образовательные продукты в открытом доступе.
3. Готовность разработчиков вести реальный учебный процесс через образовательный портал по заявленным программам не менее трех лет.
4. Официальное подтверждение поддержки эксперимента кафедрой (факультетом), где работает разработчик.
В этом номере журнала мы предлагаем одну программу, созданную в рамках данного эксперимента. Другие программы (в том числе не только по экономической социологии) можно посмотреть в портале: http://ecsocman.edu.ru (раздел «Интернет-программы»).
СОЦИОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ1
Кузина Ольга Евгеньевна
к. э. н., доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ E-mail: [email protected]
2003
http://ecsocman.edu.ru/db/msg/97877
Аннотация. Курс рассчитан на студентов, прослушавших базовые курсы экономической и социологической теории, с целью углубления их теоретических и практических знаний в области исследования финансового поведения населения. Логика курса заключена в сравнении экономического, социологического, психологического, маркетингового подходов к изучению финансового поведения домохозяйств. Лекционные и практические занятия дают представление о существующих теоретических моделях и эмпирических исследованиях в этой области.
Учебная задача курса. В результате изучения курса студент должен:
- знать теоретические модели сберегательного и инвестиционного поведения населения, разработанные в различных социальных дисциплинах;
- уметь интерпретировать данные макро- и микростатистики доходов и сбережений населения;
- иметь представление о программах и результатах эмпирических исследований в этой области;
- обладать навыками составления программы для проведения стандартизированного анкетирования при исследовании финансового поведения населения.
Общая информация
Курс читается студентам 4-го курса социологического факультета ГУ-ВШЭ. Лекции: 36 часов. Семинары: 36 часов.
Формы контроля
Контрольные работы
Проводятся раз в две-три недели по темам каждого из разделов курса (всего 7). Проводятся в аудитории в присутствии преподавателя. Перед началом работы дается два вопроса, из которых выбирается один. Ответ излагается письменно. Использование каких-либо текстов запрещается.
Время работы - 10-15 мин.
1 Программа подготовлена в рамках эксперимента Федерального образовательного портала по экономике, социологии и менеджменту http://ecsocman.edu.ru) «Учебные программы нового поколения».
Экзаменационная работа
Проводится по завершении второго модуля. Проводится предварительная консультация.
Проводится в аудитории в присутствии преподавателя.
Задаются три вопроса:
один - на знание основных определений;
второй - на раскрытие основных теорий и моделей;
третий - на интерпретацию некоторых фактических данных с помощью тех или иных теорий или понятий.
Ответ излагается письменно. Использование каких-либо текстов запрещается. Время работы - 90 мин.
Итоговая оценка складывается из оценок посещений, участия в работе семинара, включая выполнение домашних заданий, написания эссе и ответа на экзамене.
Шкала оценки знаний студентов - общая оценка по 10(5)-балльным системам.
10-балл 5-балл Навыки и умения
1 2 Студент не знает базовых понятий, теорий, эмпирических исследований, рассматриваемых в курсе, пропустил более половины лекционных или семинарских занятий без уважительной причины, не писал или получил неудовлетворительные оценки по эссе или контрольным работам (более половины)
2
3
4 3 Студент в основном знает базовые понятия, теории, эмпирические исследования, рассматриваемые в курсе, посетил более 50% занятий, написал контрольные работы и эссе, оценки по которым зачтены как удовлетворительные или выше, однако полученные знания основных теоретических и эмпирических исследований фрагментарны
5
6 4 Студент хорошо знает все основные понятия, теории, эмпирические факты, посещал более 80% занятий, писал контрольные работы и эссе, оценки по которым зачтены, имеет представление о программах и эмпирических исследованиях в данной области, в некоторых случаях способен интерпретировать факты в понятиях изученных теорий
7
8 5 Студент хорошо знает все базовые понятия и теории, посещал более 80% занятий, писал контрольные работы и эссе, оценки по которым зачтены как хорошие или выше, способен в основном применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий
9 Студент очень хорошо знает все базовые понятия и теории, посещал более 90% занятий, писал контрольные работы и эссе, оценки по которым зачтены как хорошие или выше, способен свободно применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий
Студент проявил исключительные способности при изучении программы курса, полностью освоил рассматриваемые в курсе теоретические модели финансового поведения населения, разработанные в различных социальных дисциплинах; умеет свободно интерпретировать данные макро- и микростатистики доходов и сбережений населения; имеет полное представление о программах и результатах эмпирических исследований в этой области; обладает развитыми навыками составления программы для проведения исследований финансового поведения населения
К экзамену допускаются только те студенты, которые ходили на лекции и семинарские занятия (были не менее чем на 10 лекциях и 10 семинарских занятиях); выполняли домашние задания; написали, вовремя сдали и получили оценки «удовлетворительно» и выше по 3 эссе и 6 контрольным работам.
Общая оценка по курсу складывается из средневзвешенной средней оценки за
выполнение домашних работ - 20% (в оценку включается среднее арифметическое по
4 лучшим домашним заданиям, всего в курсе 6 домашних заданий);
написание контрольных работ - 25% (в оценку включается среднее арифметическое по
5 лучшим контрольным работам, всего в курсе 7 контрольных работ);
эссе - 20% (в оценку включается среднее арифметическое по 3 лучшим эссе, всего в курсе 5 эссе);
экзамен - 35%.
Перед экзаменом рассчитывается средняя арифметическая оценка за контрольные, домашние работы и эссе. Если студент набирает 8-10 баллов, то на экзамене к полученной им оценке добавляется 1 балл (по 10-балльной системе).
ПЛАН КУРСА
Вводный раздел
План лекции 1. Основные понятия финансового поведения населения
Понятие финансового поведения населения. Финансовое поведение населения как объект исследования в различных социальных дисциплинах. История и логика исследования финансового поведения населения, различие подходов.
Субъекты финансового поведения: индивид, домохозяйство, экономическая семья.
Денежные ресурсы и доходы домохозяйств. Структура денежных доходов и расходов населения. Определения личных сбережений населения. Показатели потока и запаса сбережений. Временной период измерения потока сбережений. Отрицательные и положительные сбережения.
Микро- и макроуровни рассмотрения. Объективные и субъективные оценки сбережений. Статистика сбережений в России и за рубежом. Межстрановые сравнения показателей сбережений и их динамика за последние 50 лет.
Формы сбережений. Проблема включения предметов длительного пользования. Сбережения и потребление как континуум. Сбережения и инвестиции. Сбережение и одалживание.
Кузина О., Радаев В., Рощина Я. Основные понятия финансового поведения населения.
Attanasio O.P., Banks J. The Assessment: Household Saving - Issues in Theory and Policy, Oxford Review of Economic Policy (2001). Vol. 17. No. 1. Р. 1-3. Access via EBSCO http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm
http://ejournals.ebsco.com/direct.asp?ArticleID=JNEG481MUUBMU81622U7 Раздел 1. Основные теории сберегательного поведения населения
План лекций 2—3. Теория абсолютного дохода Дж. Кейнса и неоклассические экономические модели сберегательного поведения домохозяйств
Средняя и предельная склонности к сбережению. Функция потребления. Моделирование теоретических допущений. Тестирование гипотез.
Теория абсолютного дохода Дж. Кейнса. Неоклассические модели сберегательного поведения: модель перманентного дохода М. Фридмана, гипотеза жизненного цикла Ф.Модильяни.
Литература обязательная
Кузина О., Рощина Я. Экономические теории финансового поведения домохозяйств, часть 1.
Литература дополнительная
Davis, Tom E. "The Consumption Function as a Tool for Prediction." Review of Economics and Statistics 34, (August 1952): 270-277 http://links.jstor.org/sici?sici=0034-
6535%28195208%2934%3A3%3C270%3ATCFAAT%3E2.0.CO%3B2-1
План лекций 4—5. Современные экономические модели сберегательного и портфельного поведения домохозяйств
Развитие экономического моделирования сберегательного поведения населения в последней четверти XX века. Стилизованные факты. Введение в модель предпосылки о существовании неопределенности будущих доходов и несовершенного кредитного рынка.
Альтернативные экономические модели сбережений. Роль пенсионного страхования (государственного и негосударственного), развитости банковского сектора, доступа к финансовой информации и кредитным ресурсам.
Модели выбора портфеля вложений и синтез портфельного подхода и аппарата функции потребления.
Литература обязательная
Кузина О., Рощина Я. Экономические теории финансового поведения домохозяйств, часть 2.
F. Modigliani - Prize Lecture Life cycle, individual thrift and the wealth of nations, Lecture to the
memory of Alfred Nobel. From Nobel Lectures, Economics 1981-1990, World Scientific Publishing Co., Singapore
http://www.nobel.se/economics/laureates/1985/modigliani-lecture.html
Attanasio, O.P., and J. Banks. The Assessment: Household Saving - Issues in Theory and Policy, Oxford Review of Economic Policy (2001). Vol. 17. No.1. P. 3-10. Access via EBSCO http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm
Browning, Martin, Annamaria Lusardi. Household Saving: Micro Theories and Micro Facts, Journal of Economic Literature (December 1996). Vol. 34. No. 4. P. 1797-1855. http://links.jstor.org/sici?sici=0022-
0515%28199612%2934%3A4%3C1797%3AHSMTAM%3E2.0.C0%3B2-P
План лекции 6. Экономико-психологический подход к исследованию сберегательного поведения населения
О соотношении экономического и экономико-психологического подходов. Сберегательное поведение как предметная область исследования в экономической психологии. Место и роль психологических переменных в моделировании сберегательного поведения. Эмпирическая направленность экономико-психологических исследований.
Взаимосвязь экономики и психологии в исследованиях сберегательного поведения Дж. Катоны. Учет фактора неопределенности в моделировании сберегательного поведения. Субъективные воззрения людей на экономику как переменные, опосредующие влияние объективных экономических переменных на финансовое поведение людей.
Модель сберегательного поведения Дж. Катоны. Контрактные, дискреционные и остаточные сбережения. Использование психологических переменных на макроуровне: индекс потребительских и сберегательных настроений Дж. Катоны. Динамика индекса потребительских настроений в России.
Литература обязательная
Кузина О. Экономико-психологические исследования финансового поведения населения, часть 1.
Методика построения индекса потребительских настроений. http://www.dcenter.ru/ipn_method.htm
Ибрагимова Д. Индекс потребительских настроений (май 2003). http://www.dcenter.ru/acr view.cgi?id=568
Литература дополнительная
Katona, G. To Spend or to Save? In Katona, G. Psychological economics. N.Y.: Elsevier, 1975. P. 229-239. Хрестоматия по социологии финансового поведения населения. Т.1. С. 170-184.
План лекций 7-8. Финансовое поведение населения в современной экономической психологии
Проблема финансового поведения индивидов в бихевиористкой экономике. Ограниченная рациональность экономических агентов в теории перспектив Канемана и Тверски.
Психологические исследования обоснованности предпосылок экономических моделей финансового поведения. Бихевиористская экономика сбережений. Социально-психологические модели сбережений. Изучение привычек, отношения и мотивов сбережений. Типологический анализ групп сберегателей. Контролируемые лабораторные эксперименты. Качественные исследования процесса сбережения.
Литература обязательная
Кузина О. Экономико-психологические исследования финансового поведения населения, часть 2.
Kahneman, D., and A. Tversky. Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases, Science (September 1974). Vol. 185. P. 1124-1131. www.jstor.org
План лекций 9-10. Отличительные особенности экономико-социологического метода исследования финансового поведения населения
О роли социальных факторов в объяснении экономического поведения людей. Мотивация финансового поведения. Широкое и узкое понимание социологического подхода, его место в междисциплинарном исследовании сберегательного поведения населения.
Элементы экономико-социологического анализа финансового поведения населения: социальные функции денег Зиммеля (1900), социология финансов Голдшильда, теория относительного дохода Дьюзенберри (1949), социально-психологическая модель Фёрнхэма.
Экономико-социологические исследования финансового поведения населения: социальная множественность денег В. Зелизер (карманные деньги, зарплатные деньги, деньги как подарок, деньги как пожертвование, нечестные деньги), влияние распределения власти в семье на принятие финансовых решений Ж. Пал, социальная укорененность финансового поведения домохозяйств - социо-культурные факторы возникновения системы страхования жизни в Америке XVIII века (В. Зелизер).
Литература обязательная
Кузина О. Экономико-социологический метод исследования финансового поведения населения.
Зелизер В. Создание множественных денег // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. C. 58-69. www.ecsoc.msses.ru
Zelizer, V.A. Human values and the market: the case of life insurance and death in 19th-century America, American Journal of Sociology (1978). Vol. 84. P. 591-610. www.jstor.org
Литература дополнительная
Vogler, C. Money in the Household, in: Anderson, F. Bechhofer, and J. Gershuny (ed.) The Social and Political Economy of the Household. Oxford: Oxford University Press, 1994. P. 225266. Хрестоматия по социологии финансового поведения населения. T. 1. C. 339-360.
Раздел 2. Методологические проблемы исследования финансового поведения населения
План лекций 11-12. Операционализация понятий доходов и сбережений в существующих базах данных о финансовом поведении населения
Микро- и макросведения о доходах населения. Опыт сбора данных официальной статистики о доходах и их использовании в России и за рубежом. Ошибки измерения, возможные корректировки.
Проблемы операционализации понятий дохода и сбережений в обследованиях домохозяйств. Бюджетные обследования. Различия экономического и социологического подхода к измерению доходов.
Основные проблемы при сборе данных о доходах и сбережениях домохозяйств и пути их возможного преодоления.
Формулировки вопросов анкеты о доходах, материальной обеспеченности, потреблении, сбережениях и их формах.
Обзор баз данных и исследований, проведенных в Западной Европе и России в 1990-х гг.: теоретические модели, выбор исследовательских инструментов, проблема выборки, списки переменных, формулировка вопросов, статистические методы обработки данных.
Литература обязательная
Николаенко С.А. Личные сбережения населения // Экономический журнал ВШЭ. 1998. Т. 2. № 4. С. 500-507.
Roger Thomas Income - Commentary
http://qb.soc.surrey.ac.uk/qb1/topics/income/thomas wealth.htm
Alessie R., and A. Kapteyn. New Data for Understanding Saving, Oxford Review of Economic Policy (2001). Vol. 17. No. 1. P. 55-69. Access via EBSCO. http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm
Организационные и методологические положения по обследованию домашних хозяйств // Методологические положения по статистике. Вып. 1. М.: Госкомстат, 1996. С. 110— 125. Доступ через Университетскую информационную систему «Россия». www.cir.ru
Литература дополнительная
Warneryd, K-E. Survey Studies of Saving, Survey Questions, What Do People Mean by Saving, Empirical Measures of Household Wealth and Saving, in: Warneryd, K-E. The Psychology of Saving. A Study on Economic Psychology. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 1999. P. 6371. Хрестоматия по социологии финансового поведения населения. T. 2. C. 9-13.
Раздел 3. Эмпирические исследования финансового поведения населения в странах с переходной экономикой
План лекции 13. Парадоксы сберегательного поведения в странах с переходной экономикой
Содержательные результаты эмпирических исследований 1990-х гг. в России. Взаимосвязь доходов и сбережений. Типы и формы финансового поведения населения. Детерминанты сберегательного поведения.
Литература обязательная
Gregory, P., M. Manouchehr, and S. Wolfram. Do Russians Really Save That Much: Alternate Estimates from the Russian Longitudinal Monitoring Survey, The Review of Economics and Statistics (November 1999). Vol. 81. No. 4. P. 694-703. Access via EBSCO http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm
Задорин И.В., Кузина О.Е., Стребков Д.О. при участии Грибановой О.Б., Чубинец М.В. Динамика финансовой активности населения России в 1995-2001 годах. Аналитический доклад // Эксклюзивный маркетинг. 2001. № 3 (24). С. 27-87. http://www.zircon.ru/russian/publication/5 2.shtml
Раздел 4. Субъекты сберегательного поведения
План лекций 14-15. Финансовые стратегии домохозяйств
Понятие финансовых стратегий домохозяйств. Унификация финансового поведения домохозяйств в рамках портфельного подхода экономической теории. Экономико-психологическая классификация финансовых стратегий домохозяйств. Экономико-социологический подход к выделению основных типов финансового распределения ресурсов внутри домохозяйства (основные детерминанты). Проблема неравенства доступа к денежным ресурсам.
Мотивация и социально-экономические портреты агентов финансового поведения. Факторы, способствующие формированию и воспроизводству групповых различий в поведении домохозяйств. Критерии типологизации финансовых стратегий.
Экономико-психологические исследования поведения домохозяйств в условиях резкого ужесточения бюджетных ограничений. Связь типа управления финансовыми ресурсами домохозяйства с долговым поведением. Психологические и поведенческие переменные, имеющие значительное влияние на дефицит/профицит семейного бюджета. Финансовые стратегии выживания российских домохозяйств.
Литература обязательная
Кузина О.Е. Понятие финансовых стратегий населения.
Радаев В.В. Стратегии сберегательного поведения российских домохозяйств и индексы сберегательной активности.
Скурятина Е. Сберегательные стратегии населения: основные понятия и операционализация // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2. С. 82-91. www.ecsoc.msses.ru
Warneryd, K-E. Saving Motives, in:.Warneryd, K-E. The Psychology of Saving. A Study on Economic Psychology. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 1999. P. 264-278. Хрестоматия по социологии финансового поведения населения. T. 2. C. 196-203.
Радаев В. О сбережениях и сберегательных мотивах российского населения // Вопросы социологии. 1998. № 8. C. 39-54.
Стратегии выбора приоритетных форм хранения сбережений. Намерения в использовании сбережений. Характер инвестиционной среды // Сбережения населения Российской Федерации. Аналитический доклад. Научные руководители И.Е. Дискин, Н.М. Римашевская. М.: Инфограф, 1997. C. 59-76. Хрестоматия по социологии финансового поведения населения. T. 2. C. 207-216.
Раздел 5. Массовое инвестиционное поведение
План лекции 16. Исследования массового инвестиционного поведения населения.
Индивидуальное инвестиционное поведение в экономической теории. Сбережения в широком и узком смысле слова. Взаимосвязь сбережений и инвестиций на микро- и макроуровне. Парадокс бережливости Кейнса.
Роль доверия к финансовым и денежно-кредитным институтам и коллективных представлений в массовом инвестиционном поведении. Экономико-социологический анализ поведения участников рынка ценных бумаг: роль традиций, норм и властных структур.
Экономическая история финансовых пирамид. Объяснение мошенничества финансовых компаний с точки зрения неоклассической экономической теории: понятие финансового риска и неопределенности, асимметричность информации участников сделки.
Психологический подход: предрасположенность к оптимизму в условиях неопределенности, влияние «толпы», эффект «якоря», эффект новизны, «гало-эффект».
Социологический взгляд: ориентация на мотивы и действия контрагента в условиях неопределенности. Опыт строительства финансовых пирамид 1994-1995 гг. в России. Результаты исследования массового инвестиционного поведения населения в период финансовых пирамид 1994-1995 гг. в России на основе массива включенных наблюдений за поведением вкладчиков МММ. Этапы строительства пирамид, типология вкладчиков и игровых моделей. «Возвращение толпы»: анализ поведения вкладчиков средствами социальной психологии.
Литература обязательная
Кузина О.Е. Формирование доверия в массовом инвестиционном поведении // Социологический журнал. 1999. № 1-2. С. 171-181. http://www.nir.ru/sj/sj/sj99-kuz.html
Радаев В.В. Уроки финансовых пирамид, или что может сказать экономическая социология о массовом финансовом поведении // Мир России. 2002. № 2. С. 39-69. http://www.hse.ru/iournals/wrldross/vol02_2/radaev.pdf
Pressman, S. On financial frauds and their causes: investor overconfidence, American Journal of Economics and Sociology (October 1998). Vol. 57. No. 4. P. 405-421. Хрестоматия по социологии финансового поведения населения. T. 2. C. 275-283.
Раздел 6. Маркетинговые исследования финансового поведения населения России
План лекции 18. Методы и результаты маркетинговых исследований вкладчиков различных финансовых институтов в России
Цели и задачи маркетинговых исследований финансового поведения и прогнозирование продвижения того или иного финансового инструмента. Инвестиционный потенциал различных сегментов рынка, потребности целевых аудиторий. Механизмы принятия решения об инвестировании
Литература обязательная
Рынок страховых услуг населению в 2001 г. Обзор публикаций СМИ. 2002. Август. http://www.zircon.ru/russian/publication/5_2.shtml
Проект базового маркетингового исследования для страховой компании (ЦИРКОН) http://www.zircon.ru/russian/service/4