Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ НАУКЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СОЦИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ НАУКЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА / ОРИЕНТАЦИИ НА ЦЕННОСТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Немировский Валентин Геннадьевич

Целью статьи является анализ исследований, посвященных проблематике социологии эмоций. Основой для этого служат отечественные публикации, изданные в XXI в. Выделяются основные направления исследований в контексте социологии эмоций. Обсуждаются препятствия, стоящие на пути ее более активной институционализации в российской науке. Показаны перспективы развития социологии эмоций в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGY OF EMOTIONS IN CONTEMPORARY RUSSIAN SCIENCE: STATE AND PROSPECTS

The aim of the paper is to analyze studies on the problems of the sociology of emotions. This analysis is based on Russian works published in the 21st century. The paper highlights the main directions of research in the context of the sociology of emotions. It discusses the obstacles in the way of its more active institutionalization in Russian science. The prospects for the development of the sociology of emotions in Russia are demonstrated.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ НАУКЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 316.613.4; 316.62 DOI: 10.31249/rsoc/2023.02.02

НЕМИРОВСКИЙ В.Г. * СОЦИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ НАУКЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Целью статьи является анализ исследований, посвященных проблематике социологии эмоций. Основой для этого служат отечественные публикации, изданные в XXI в. Выделяются основные направления исследований в контексте социологии эмоций. Обсуждаются препятствия, стоящие на пути ее более активной институционализации в российской науке. Показаны перспективы развития социологии эмоций в России.

Ключевые слова: социология эмоций; социальные чувства; ориентации на ценностные переживания.

Для цитирования: Немировский В.Г. Социология эмоций в современной российской науке : состояние и перспективы // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология. - 2023. - № 2. - С. 15-41. DOI: 10.31249/rsoc/2023.02.02

Статья поступила: 28.02.2023.

Принята к публикации: 06.03.2023.

NEMIROVSKY V.G. ** Sociology of émotions in contemporary Russian science: state and prospects

* Немировский Валентин Геннадьевич - доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела социологии и социальной психологии Института научной информации по общественным наукам РАН; valnemirov@mail.ru

** Nemirovsky Valentin Gennad'evich - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Leading Researcher of the Department of Sociology and Social Psychology, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences; valnemirov@mail.ru

Abstract. The aim of the paper is to analyze studies on the problems of the sociology of emotions. This analysis is based on Russian works published in the 21st century. The paper highlights the main directions of research in the context of the sociology of emotions. It discusses the obstacles in the way of its more active institutionalization in Russian science. The prospects for the development of the sociology of emotions in Russia are demonstrated.

Keywords: sociology of emotions; social feelings; orientation to value experiences.

For citation: Nemirovsky V.G. Sociology of emotions in contemporary Russian science : state and prospects. Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 11: Sociologiya [Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 11: Sociology]. - 2023. - N 2. - P. 15-41. DOI: 10.31249/rsoc/2023.02.02

Received: 28.02.2023.

Accepted: 06.03.2023.

Введение

Более ста лет назад русский историк и социолог, почетный член Академии наук СССР (1929) Н.И. Кареев утверждал, что социология должна раз и навсегда отказаться от чистого интеллектуализма психологии. В создании общественных явлений едва ли не более важную роль играет эмоциональная и волевая сторона жизни индивида» [Кареев, 1907, с. 37].

Однако особенности процесса формирования социологии в СССР привели к тому, что призыв российского классика оставался незамеченным в течение многих десятилетий. В советской, а в дальнейшем, российской, науке возникновение и развитие за рубежом социологии эмоций в силу различных обстоятельств долгое время игнорировалось. Здесь мы отметим лишь одну из важных причин существования этой области знания вне отечественного социологического дискурса: широко распространенный посыл, в соответствии с которым изучение эмоций относится исключительно к области психологии, в том числе - социальной.

Безусловно, любые устоявшиеся подходы соответствуют конкретному этапу развития науки. Анализ обстоятельств, поро-

дивших такую ситуацию, весьма важен, однако требует специального обсуждения и выходит за рамки настоящей публикации.

Цель статьи - выделить и проанализировать направления исследований, посвященных проблематике социологии эмоций на материале отечественных публикаций.

Не вдаваясь в детали дефиниции предмета социологии эмоций, которая может быть сформулирована на основе различных теоретических подходов, мы используем следующий критерий включения той или иной публикации в наш обзор: рассматривать, в основном, те теоретические и эмпирические работы, где в названии или ключевых словах указано понятие «социология эмоций». Временной интервал, в рамках которого осуществляется наш анализ, - последние два десятилетия.

Обсуждение конкретных направлений и теорий социологии эмоций, которые изложены в отечественных публикациях, не входит в нашу задачу из-за ограниченного объема статьи. То же касается опубликованных в России переводов зарубежных трудов по социологии эмоций, отдельных учебников иностранных авторов и вступительных статей к ним.

Вместе с тем было бы нелогично оставить за рамками нашего обзора статьи и монографии (в целом весьма многочисленные), посвященные изучению эмоций, переживаний и различных эмоционально окрашенных социальных феноменов, которые не опираются на теоретико-методологические подходы современной социологии эмоций. К их числу можно отнести, например, немало серьезных отечественных работ, анализирующих различные эмоциональные составляющие массового сознания, социальное настроение, страхи, удовлетворенность жизнью, идентичность, чувства счастья, патриотизма и многое другое. Эта информация будет представлена в качестве иллюстрации существования подобного направления исследований.

Объект исследования - публикации российских социологов о различных аспектах социологии эмоций, изданные в XXI в.

Предмет исследования - направления исследований в контексте социологии эмоций, представленные в современных российских публикациях.

Эмоциональные явления стали активно изучаться в зарубежной социологической науке в последней трети прошлого века, что

не могло не отразиться и на состоянии российских исследований в данной области. Более того, сегодня в отечественной социологии формируется ориентация на изучение проблем, связанных с человеком, его личностью и жизненным миром.

Подробный анализ подходов к предмету социологической науки в отечественной социологии, проведенный Ж.Т. Тощенко еще десять лет назад, свидетельствует, что она длительное время была лишена «человеческого измерения», концентрируя свое внимание на изучении «социальных систем, социальных общностей ... в основном с точки зрения их организации и функционирования, т.е. вне процессов их эволюции» [Тощенко, 2012, с. 25]. И далее: «Как было установлено во второй половине XX в., ориентация на исследование преимущественно структур и систем не эври-стична, ибо она, хотя и может дать строгое описание объекта, закрывает возможность объяснить его развитие и функционирование» [там же]. Подобные рассуждения «.оживили никогда не исчезавшую тенденцию к поглощению социологии социальной философией. При таком подходе реальность перестает существовать. Вместо нее появляются некие логические конструкты, которые или не имеют отношения к повседневной действительности или слишком абстрагируются от нее» [там же].

Согласно новому «человекоцентричному» подходу, сформулированному автором, «социология изучает совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование социально -экономической, социально-политической и духовной сфер жизни общества» [Тощенко, 2012, с. 26].

На основе глубокого анализа современных зарубежных и отечественных подходов в социологии С.А. Кравченко убедительно обосновал тезис, в соответствии с которым в настоящее время «.возникает иной тип междисциплинарности, предполагающей возможность суммировать и использовать результаты отдельно взятых монодисциплин; его можно назвать результирующей меж-дисциплинарностью. Она может быть востребована при анализе гибридных феноменов - биосоциальных, экономико-политических, социокультурных, глоболокальных и других подобного рода

реалий, но с использованием инструментария конкретных научных дисциплин» [Кравченко, 2020, с. 19].

Отмеченная выше трансформация современных представлений о предмете социологии в известной мере способствует расширению интереса ученых к концепциям, разрабатываемым в рамках социологии эмоций, а также к проведению на этой основе эмпирических исследований.

В соответствии с целью нашего исследования все рассматриваемые публикации можно разделить на следующие группы.

Во-первых, теоретические статьи, в которых анализируются подходы зарубежных социологов.

Во-вторых, авторские теоретические статьи, посвященные анализу отдельных социальных феноменов в данной предметной области.

В-третьих, эмпирические исследования в рамках социологии эмоций.

В-четвертых, исследования в контексте социологии эмоций ориентаций на ценностные переживания.

В-пятых, работы, в которых представлено изучение эмоций без обращения к теоретическим положениям социологии эмоций.

Основная часть

1. Теоретические публикации, в которых анализируются подходы зарубежных ученых в социологии эмоций

Как уже отмечалось, среди российских исследователей социология эмоций пока не получила широкого признания. Тем не менее в начале XXI в. был издан ряд публикаций отдельных российских ученых (М.Ю. Горбуновой, М.И. Деевой, В.Г. Немировского, О.А. Симоновой, Л.А Фиглина и др.), в которых рассматриваются различные теоретико-методологические подходы, существующие в зарубежной социологии эмоций (переводы работ зарубежных социологов, специализирующихся в области социологии эмоций, опубликованные в России, не относятся к объекту нашего исследования).

На наш взгляд, значимым показателем процесса институци-онализации социологии эмоций в теоретико-методологическом поле российской социологической науки является выход в 2016 г.

специального выпуска журнала «Вестник СПбГУ». В его тематическом разделе «Проблема эмоций в социологии» опубликован ряд серьезных статей, освещающих важные теоретико-методологические вопросы этой сферы научного знания [Вестник СПбГУ, 2016, с. 3-68].

Характеризуя важность и целесообразность изучения эмоций в социологии, О.В. Сергеева в редакционной статье описывает современную познавательную ситуацию следующим образом: «Актуализация проблем эмоций в социологии осуществлялась в контексте таких социальных и культурных трендов, как: разочарование в прогрессе и рациональности, превращение сферы сервиса в важнейший сегмент экономики, цифровая революция с ее потоковым принципом трансляции информации и т.п. В меняющемся мире конца XX столетия социология не действия, а переживания начинает отвечать на главный социологический вопрос: "Как возможны воспроизводящиеся в пространстве и времени целостности наших коллективов?"» [Сергеева, 2016, с. 3].

Более десяти лет тому назад М.Ю. Горбунова и Л.А. Фиглин на фоне активно развивающейся в зарубежной науке социологии эмоций предприняли попытку, к сожалению, не вполне удачную, обобщить результаты теоретических исследований эмоций и сформулировать направления дальнейших исследований этого феномена [Горбунова, Фиглин, 2010]. Но отсутствие авторской концептуальной позиции стало одной из причин того, что привлеченный материал страдает описательностью, случайностью и неполнотой анализа. Из статьи непонятно, чем отличается социологический подход к анализу эмоций от психологического. Попытки заменить теоретико-методологические основания анализа здравым смыслом приводят к таким, например, авторским определениям, как «эмоции - специфическая форма социальной действительности». Получается, что они объективны и существуют независимо от своего носителя? Авторы статьи приходят к неоднозначным, с позиций темы статьи, выводам: «Конечно, желательно, чтобы большинство решений принималось скорее рационально, чем на основе чувств. Но решение, игнорирующее чувства людей, может быть воспринято недоброжелательно и привести к неблагоприятным последствиям» [там же, с. 21].

Показательными в плане того, как освещаются в российской литературе работы зарубежных социологов, посвященные социологии эмоций, являются статьи М.И. Деевой [Деева, 2010] и М.Ю. Горбуновой [Горбунова, 2011]. Обе публикации основаны на использовании известных теоретических подходов в зарубежной социологии для теоретического осмысления вопросов социологии эмоций. В первой из них анализируется теоретический потенциал постдюркгеймианской традиции в социологии эмоций. В качестве теоретической рамки для изучения автором предлагается понятие разделяемого аффекта. Вторая посвящена использованию возможностей символического интеракционизма для социологического изучения эмоций.

Нельзя не отметить заметную роль, которая принадлежит О.А. Симоновой в процессе институционализации социологии эмоций в современной отечественной науке. Многочисленные научные статьи, принадлежащие ее перу, вводят в научный оборот отечественной социологии широкий круг зарубежных исследований. Большинство публикаций О.А. Симоновой посвящено рассмотрению теоретико-методологических подходов современной зарубежной социологии эмоций и опирается на работы иностранных же ученых. Так, автор, излагая базовые принципы социологии эмоций, которые могут быть сформулированы на данном этапе ее становления, отмечает, что «социологи изучают эмоции, проявляющиеся практически во всех социальных сферах, и нацелены не только на изучение самих эмоций, а скорее рассматривают эмоции как средство экспликации типических черт социальных явлений» [Симонова, 2016, с. 12].

На наш взгляд, важным достоинством данной публикации является постулирование необходимости сбалансированного использования междисциплинарного потенциала исследования эмоций (включение данных из биологии, психологии, истории, антропологии, лингвистики) при акцентировании специфики социологического подхода [там же].

Немалый интерес представляет публикация, в которой тот же автор выделяет «доминирующие эмоциональные нормы, имеющие характер императивов в повседневном опыте людей и служащие продолжением социальных ценностей» [Симонова, 2021, с. 25].

В частности, характеризуются следующие императивы: «рационального управления эмоциями»; стремления к счастью -«быть счастливым» («делать то, что делает меня счастливым»); «подлинных чувств»; «романтической любви»; «избегания "негативных чувств" (например, стыда, горя)»; «индивидуальной вины»; «обиды / обиженности»; «волнения или взволнованности»; ностальгии, или тоски по прошлому, будущему и настоящему, которое постоянно «меняется», «ускользает», возникает вследствие высокого темпа социальных изменений, общей неопределенности и рисков; «сочувствия» [Симонова, 2021, с. 28-38]. Представляется перспективным проведение эмпирических исследований подобных эмоциональных императивов на материалах современной России ддя выявления их внутренней взаимосвязи, взаимодействия с другими личностными конструктами и социальной обусловленности.

В контексте социологии эмоций О.А. Симонова рассматривает и такой важный феномен, как эмоциональная культура. «В современных обществах, как позволяют предположить современные работы в области социологии эмоций, формируется неосе-нтименталистская культура как непреднамеренное последствие рационализации всех сторон жизни общества, современной культуры потребления, индивидуализации, психологизации и других факторов. Сочетание рационального отношения к эмоциям и одновременно особое внимание к чувствам, настойчивый поиск аутентичных чувств характеризуют эмоциональную культуру современности» [Симонова, 2022, с. 142].

А.О. Исичко обоснованно полагает, что в настоящее время перед социологией эмоций стоит ряд серьезных задач, таких как необходимость уточнения социологического определения эмоций, классификация с учетом культурных различий и дальнейшее совершенствование методологии их исследования [Исичко, 2018, с. 75].

Опираясь на исследования зарубежных ученых, Е.С. Бого-мягкова «рассматривает социологию эмоций в качестве ресурса обновления современной теории социальных проблем, прежде всего, социального конструкционизма» [Богомягкова, 2016, с. 41]. Согласно мнению автора, появление социальных проблем в публичном дискурсе и предметном поле науки связано в том числе с изменениями в культурных нормах и практиках, регулирующих

эмоциональную сферу человека на индивидуальном и коллективном уровнях [Богомягкова, 2016, с. 41].

На наш взгляд, включение результатов современных западных исследований в российский социологический дискурс следует только приветствовать. Однако далеко не со всеми выводами автора можно согласиться. В частности, по ее мнению, «эмоциональные аспекты социальных проблем до сих пор не изучались систематически в современной социологии» [Богомягкова, 2016, с. 41]. В этой связи возникает вопрос о том, чем же являются, в таком случае, многочисленные социологические исследования, например, социальных страхов, тревожности, негативных социальных настроений, социального самочувствия и т.п.? Ведь все это есть не что иное, как эмоциональные аспекты тех или иных социальных проблем.

В публикации Е.Н. Каляевой с позиций социологии эмоций анализируется известный труд Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда», при этом выделяется роль эмоций в функции разделения общественного труда, в интерпретации механического и органического типов социальной солидарности [Каляева, 2018]. Цель рассматриваемой статьи сформулирована следующим образом: «показать, что эмоции обусловливают социальную солидарность, проследить, как Дюркгейм определял социальную природу эмоций, их роль в описании типов социальной солидарности, какие эмоции участвуют в создании социальных связей с позиции Дюркгейма» [Каляева, 2018, с. 84]. Поставленная автором задача «определить контуры современной социологии эмоций в идеях Дюркгейма, которые заслуживают внимания для дальнейшей разработки этой темы» [там же, с. 84-85], представляется нам в целом реализованной. Сформулированы выводы, в соответствии с которыми «эмоции обеспечивают социальную интеграцию в обществе, а накапливая предыдущий опыт, обеспечивают социальную солидарность во времени через поколения. В то же время ослабление социальной солидарности может быть обусловлено потерей энергии общественного эмоционального сознания» [там же, с. 91].

2. Теоретические статьи, посвященные анализу отдельных

социальных феноменов в области социологии эмоций

В.И. Ильин в своей статье обращается к анализу категорий «чувства» и «эмоции», которые, безусловно, занимают центральное место в системе понятий социологии эмоций, указывая на существующую, по его мнению, нечеткость границ между этой научной дисциплиной и психологией: «Социология эмоций не просто продолжает традиции психологии, но и существенным образом изменяет предмет, что предполагает столь же существенную коррекцию категориального аппарата. Однако, несмотря на большую проделанную в этом направлении работу, он по-прежнему чрезмерно привязан к психологии, а граница между категориями "чувства" и "эмоции" размыта и противоречива до такой степени, что нередко просто исчезает» [Ильин, 2016, с. 28].

Цель данной публикации сформулирована весьма глобально -«.максимально возможное прояснение специфики этих категорий» [Ильин, 2016, с. 28]. Увы, на наш взгляд, она не была реализована. Автор делает справедливый вывод о необходимости более точного различения категорий «эмоции» и «чувства». Этот вопрос является одним из дискуссионных в современной социологии эмоций, но более сложным, нежели показано в публикации. Предложение автора относить чувства к сфере психических процессов, а эмоции использовать для анализа репрезентации чувств, как «реально существующих, так или просто социально ожидаемых» [там же, с. 38], представляется нам необоснованным. Теоретическая дискуссия по данному вопросу выходит за рамки нашей статьи; отметим только, что существует немало исследований, опирающихся на соответствующие методики, в которых чувства изучаются именно как социальный феномен, а не только как «проявление психических процессов». Например, согласно исследованиям, проведенным под руководством М.Н. Горшкова еще в конце «нулевых», лидером среди негативно окрашенных чувств стало чувство несправедливости происходящего вокруг, также было широко распространено чувство собственной беспомощности повлиять на происходящее вокруг [Горшков, 2009, с. 29.] При этом автор отмечает их социально-экономическую и социально-политическую обусловленность [Горшков, 2009, с. 26].

Оригинальные теоретические подходы в данной предметной области демонстрирует С.М. Бардина, которая рассматривает следующий вопрос, сформулированный в «новой социологии эмоций»: какие концептуальные модели тела могут быть использованы в социологическом исследовании эмоций [Бардина, 2017]? В публикации отмечается, что «традиционные исследования эмоций распадаются на две большие области, которые могут быть охарактеризованы как позитивистский и конструкционистский подходы. Теории, относящиеся к первой области, не могут объяснить социальное измерение эмоций; конструкционистские модели работают с социальным, но игнорируют специфику эмоций как телесно воплощенного (embodied) феномена» [там же, с. 41]. Автор обращается к «новой социологии эмоций», которая для решения этой дилеммы использует альтернативные, не-позитивистские концептуализации телесности (чаще всего по отношению к феноменологическим и интеракционистским моделям тела) [там же], предлагая при этом альтернативную модель - концептуализацию тела Д. Харауэй [Haraway, 1991; Haraway, 2008], - и использует ее для анализа трансформации грусти в конце XX в. в контексте «новой депрессии». Данная модель, по утверждению С.М. Бардиной, дает возможность избежать парадоксов, с которыми сталкиваются позитивистский и конструкционистский подходы (вызванные тем, что в этих моделях сохраняются оппозиции: внешнее / внутреннее, естественное / искусственное, материальное / виртуальное), и охарактеризовать медикализацию грусти, учитывая, с одной стороны, воплощенную природу эмоции, а с другой - социальные аспекты происходящих изменений. Мы разделяем мнение автора статьи, в соответствии с которым вопрос: «Будет ли этот аппарат востребован для описания эмоций, которые считаются "нормальными", и выйдет ли "телесно воплощенная" социология эмоций за рамки медицинских кейсов, используя те же методы и концептуальные модели?» - остается открытым [Бардина, 2017, с. 55].

Цель статьи В.Г. Немировского заключается в теоретическом обосновании перспектив социологического анализа эмоциональных феноменов социального неравенства в современной России [Немировский, 2018]. Теоретической базой работы выступают зарубежные труды по социологии эмоций. К подобным феноменам автор относит эмоциональные переживания, эмоциональные со-

стояния, эмоциональные чувства (моральные чувства), базовые эмоции. Суть проблемы, которой посвящена данная публикация -отсутствие в современной отечественной социологии общепризнанных теоретических подходов к изучению различных эмоциональных форм социального неравенства, которое выступает одной из острейших проблем современной России [Бардина, 2017, с. 55].

В статье рассматривается ряд зарубежных теоретических подходов, которые могут быть эффективно использованы для социологического анализа эмоциональных феноменов социального неравенства в России. В частности, автор солидаризируется с мнением Р. Тамма, который полагает, что в социуме существует эмоциональное расслоение, выступающее результатом социострук-турной дифференциации. Заслуживает внимания и подход Дж.Х. Тёрнера, в соответствии с которым эмоции являются неравномерно распределенными ценными общественными ресурсами и выступают одной из базовых основ социальной стратификации. При этом эмоциональное разделение в обществе подобно другим видам социального и экономического неравенства. Автор статьи приходит к выводу, что «обращение к анализу эмоциональных феноменов социального неравенства открывает новые перспективы для развития существующих в России подходов к анализу социального неравенства» [Немировский, 2018, с. 16].

3. Эмпирические исследования в российской социологии эмоций

Среди публикаций, акцентирующих необходимость социологического изучения эмоций, следует назвать и другую статью М.Ю. Горбуновой, цель которой заключается в том, чтобы показать актуальность социологического исследования эмоций [Горбунова, 2012]. К числу достоинств работы относится тот факт, что, наряду с теоретическими выкладками, обосновывающими важность применения подходов социологии эмоций для изучения социальных трансформаций в российском обществе, автор грамотно использует вторичный анализ данных эмпирических социологических исследований. Согласно одному из ее выводов, «эмоции не только отражают процессы, происходящие в обществе, являясь социальным конструктом, но и участвуют в детерминации социальных действий и трансформационной активности» [там же, с. 151].

М.А. Козловой и О.А. Симоновой опубликована статья, посвященная эмпирическим исследованиям в проблемном поле социологии эмоций, в том числе моральных эмоций [Козлова, Симонова, 2016]. В этой статье изучаются элементы новой трудовой этики сельских жителей путем анализа вербальных маркеров моральных эмоций. Опираясь на подходы, существующие в социологии эмоций, «в первую очередь - на исследования стыда и зависти, авторы находят проявления эмоций, которые указывают на появившееся в новых социально-культурных условиях "презрение" к сельскому / физическому труду со стороны непосредственного окружения и общества в целом. Этот эмоциональный фон обусловливает негативные последствия стыда и зависти, снижающих самоуважение и самоэффективность, приводящих к отказу от активной трудовой деятельности и ослаблению социальных связей» [там же].

Полученные результаты объясняют весьма непростую ситуацию, сложившуюся в мотивационной структуре профессиональной деятельности у определенной части сельских жителей нашей страны: по мнению ученых, «в системе экономических установок российского крестьянина доминирующими оказываются ощущение тщетности прилагаемых усилий и сужение временной перспективы, а в системе трудовой этики - четкое ограничение труда областью удовлетворения базовых потребностей ("выживания") и отсутствие ценности личного экономического успеха, которые поддерживаются посредством как самоограничений (в том числе самопринижения), так и моральных оценок со стороны окружающих (презрение к сельскому / физическому труду)» [Козлова, Симонова, 2016, с. 120-121].

На основании анализа жизненной энергии населения одного из крупнейших регионов России (в качестве индикаторов которой использовались эмоциональные состояния респондентов) с позиций социологии эмоций было установлено, что ее максимальным уровнем обладают представители высших социально-статусных слоев, профессионально занятые управленческой деятельностью в государственных структурах [Немировский, Немировская, 2014]. Опираясь на концепт сословной структуры российского общества, авторы делают вывод, что наиболее высокими ресурсами жизнен-

ной энергии обладают представители титульных сословий, низким -нетитульных.

В статье С.В. Рыжовой рассматривается эмоциональная составляющая российской идентичности [Рыжова, 2022]. При этом в качестве концептуальных подходов, наряду с социологией эмоций, используется теория социальной идентичности. На наш взгляд, важно отметить, что автор, рассматривая эмоциональные компоненты российской идентичности, не дифференцирует «устойчивые и кратковременные эмоциональные и аффективные состояния, участвующие в ее формировании, и использует понятия "эмоции" и "чувства" как синонимы», таким образом, предметом анализа в работе «являются эмоции и чувства позитивного и негативного спектра, вовлеченные в процесс идентификации с Россией» [там же, с. 21].

На основе анализа сообщений в СМИ и медиапространстве, собранных и проанализированных с помощью автоматизированной системы «Медиалогия», в работе показана встречаемость моральных эмоций - «гордость за Россию», «вера в Россию», «стыд за Россию». Согласно утверждению автора, «позитивные эмоции в них широко представлены, тогда как негативная эмоция стыда, несущая угрозу позитивной российской идентичности, не упоминается, хотя присутствует в массовых настроениях россиян» [Рыжова, 2022, с. 21]. Обоснованность выводам статьи придает использование различных методов сбора данных, среди которых -вторичный анализ результатов репрезентативных массовых опросов населения страны, осуществленных известными научными организациями.

Немалый интерес у социологов может вызвать статья, демонстрирующая нетривиальный методологический подход в рамках социологии эмоций. Автор публикации излагает результаты анализа цвета визуальных репрезентаций пандемии COVID-19 в русскоязычных онлайн СМИ в контексте драматургических, культурных и ритуальных теорий эмоций в социологии СМИ [Грибер, Сухова, 2020]. К числу достоинств научной публикации относится подробное описание комплексной методики исследования (проводилось в феврале-августе 2020 г.), включающей контент-анализ и онлайн-эксперименты. На первом этапе методом контент-анализа изучалась эмоциональная энергия цветовых образов коронавируса.

Материалом исследования стали связанные с коронавирусом публикации официально зарегистрированных русскоязычных онлайн СМИ [Грибер, Сухова, 2020].

Данные второго этапа исследования собирались в ходе двух онлайн-экспериментов, в которых приняли участие 344 человека, и использовались для анализа эффективности эмоционального менеджмента с помощью русскоязычной версии «Женевского колеса эмоций» [Грибер, Сухова, 2020, с. 307]. Полученные на основе исследований выводы, по нашему мнению, имеют существенное прикладное значение: «При восприятии цветовых образов корона-вируса в разных гендерных и возрастных группах доминируют три базовые эмоции - интерес, страх и отвращение. Сливаясь с отвращением, все качества информации, которые обычно хорошо работают для привлечения внимания (новизна, неопределенность, необычность и неизвестность), вместо этого вызывают совершенно другую эмоцию - страх» [там же].

4. Исследования ориентаций на ценностные переживания в контексте социологии эмоций

Одним из специфических феноменов, которые уже длительный период изучаются в отечественной социологии эмоций, являются так называемые «ценностные переживания», специфика ори-ентаций на которые выражает «эмоциональную направленность личности». Наряду с рационально сформулированными ценностями, ценностные переживания образуют иерархическую систему ценностных ориентаций личности. Данное понятие позволяет рассматривать человека в единстве его эмоциональных и рациональных начал. Значимость изучения ценностных переживаний с точки зрения социологии заключается в том, что каждая из них является индикатором определенной человеческой потребности. Эти понятия введены в научный социологический контекст около 40 лет тому назад; с тех пор были созданы новые модификации методики, проведен ряд социологических исследований с ее использованием, защищены диссертации.

Охарактеризуем несколько подобных публикаций. Так, в одной из них на материале эмпирических исследований в контексте социологии эмоций анализируются взаимосвязи ориентаций на

ценностные переживания и базовых ценностей (по Ш. Шварцу [Schwartz, Bilsky, 1990; Schwartz, 2006; Schwartz, 2004]) [Nemirovskiy, 2011]. В другой - рассмотрены корреляционные взаимосвязи между ними и ориентациями на ценности, фиксируемыми по методике Н.И. Лапина [Лапин, 2010; Социокультурные процессы ..., 2011].

Исследования показали высокую корреляцию индикаторов ориентаций на ценностные переживания, с одной стороны, и базовых ценностей, фиксируемых по методикам Ш. Шварца и Н.И. Лапина, - с другой. Показано, что рационально сформулированные базовые ценности нередко имеют противоречивое и неоднозначное эмоциональное выражение, не всегда совпадающее с тем социальным значением, которое им придают исследователи. Данный факт, безусловно, важно учитывать при интерпретации результатов исследований с использованием любых рациональных формулировок индикаторов ценностных ориентаций [Nemirovskiy, 2011a; Nemirovskiy, 2011b].

Также с позиций социологии эмоций через призму ориентаций респондентов на ценностные переживания был проанализирован социальный капитал населения Красноярского края (опрошенного методом полуформализованного интервью по репрезентативной выборке). Было установлено, что ориентации на ценностные переживания являются важным элементом социального капитала и выражают его эмоциональное и ценностно-смысловое содержание. В то же время они выступают индикатором уровня развития социального капитала и маркером влияния общества на его формирование. Например, снижение в последние десятилетия уровня ценностей населения до преобладания ориентаций на ценностные переживания, отражающие стремление к доминированию, гедонизму, высокому социальному статусу, показывает упадок в нашем обществе регулятивных функций высших нравственных ценностей [Nemirovskiy, 2011a; Nemirovskiy, 2011b].

В одной из теоретических публикаций, целью которой является представление и обоснование интегративного подхода к социологическому измерению социального настроения, ценностные переживания используются для выражения его динамических аспектов (статические элементы представлены социальным самочувствием) [Васильева, 2019]. Развивая данный подход, автор статьи использу-

ет его для измерения счастья на материалах анкетного опроса жителей г. Красноярска. Наряду с системой индикаторов ориентаций респондентов на ценностные переживания ею были использованы «тест на оптимизм» Е.С. Чанга ELOT (Extended life orientation test) и др. психологические методики [Васильева, 2019, с. 34].

5. Изучение эмоций на основе иных социологических подходов

В отечественной социологической литературе представлен значительный пласт публикаций, рассматривающих эмоции и чувства в социальном контексте, однако без обращения к концептуальным подходам, существующим в рамках социологии эмоций.

Так, в процессе анализа «массовидных явлений духовно-психологической сущности», по мнению М.К. Горшкова, следует рассматривать в первую очередь такие феномены, как «социальные чувства, общественные настроения, умонастроения и духовная атмосфера» [Горшков, 2021, с. 5]. В частности, автор статьи формулирует определение понятия «социальные чувства», которые «представляют собой один из способов существования и проявления общественно значимых состояний эмоциональной жизни широких слоев народа. В отличие от общечеловеческих чувств (любви и вражды, симпатии и антипатии, сочувствия и ненависти, безбоязненности и страха и т.д.), социальные чувства - исторически преходящие образования, соответствующие определенным периодам развития общества и переживаемым им ситуациям» [там же]. М.К. Горшков обоснованно видит в социальных чувствах особый фактор, «некую эмоциональную причину, "подхлестывающую" и ускоряющую динамику развития и проявления общественных действий» [там же]. Обозначенный в статье подход во многом совпадает с направленностью современной социологии эмоций.

Нельзя не отметить, что социальные эмоции и производные от них феномены (чувства, переживания и т.д.) все чаще становятся предметом междисциплинарных исследований.

Так, в публикации В.В. Кортунова и Н.Р. Саенко раскрывается история исследования эмоций с точки зрения философии, социологии культуры повседневности, представлен обзор научной литературы, посвященной описанию эмоциональных режимов

(матриц, нарративов, сценариев), причем данные термины рассматриваются в контексте «счастливого поворота» в повседневности последних лет [Кортунов, Саенко, 2022]. Авторы обосновывают позицию, в соответствии с которой «...несмотря на критику счастья как обязательного душевного состояния каждого человека, новая реальность также требует от человека серьезной работы над собой, включающей популяризированные стоические практики» [там же, с. 83].

В статье Т.В. Смирновой рассматривается проблема выражения эмоций в социальных сетях как частный случай адаптации цифрового пространства к потребностям пользователей [Смирнова, 2020]. По мнению автора, «цифровая среда, расширяя свое влияние, предполагает значительные изменения многих сторон коммуникативного поведения, в том числе проявления эмоций. Основной вопрос, который ставится в статье, - действительно ли в цифровом пространстве "естественное" поглощается "искусственным" через фундаментальную трансформацию традиционных форм коммуникаций» [там же, с. 259]. Адекватному восприятию читателем результатов проведенного анализа способствуют четкие формулировки цели, предмета и гипотезы исследования. Так, «цель исследования - изучение возможностей, способов, целесообразности и особенностей выражения эмоций в социальных сетях. Предмет исследования - формы, характер, особенности проявлений эмоциональности в цифровом пространстве» [там же]. Опираясь на результаты анкетирования студентов московских вузов, автор приходит к выводу «о приспособительных характеристиках цифровой среды под привычные и вместе с тем необходимые человеку атрибуты коммуникаций» [там же].

Своеобразным смысловым «продолжением» предыдущей публикации является оригинальная работа О.В. Сергеевой, поднимающая один из актуальных, но малоизученных в социологии вопросов. «На палитре эмоций современного человека есть скопление переживаний под названием "городская скука", - пишет автор, -такого рода скука порождается, по-видимому, регламентацией городской среды обитания и замкнутостью горожан в стенах редко меняющегося ландшафта» [Сергеева, 2022, с. 5].

В статье А.Е. Ненько, М.А Куриловой и М.И. Подкорыто-вой, написанной в свете концепции «умного города», который

ориентирован на потребности его жителей, рассматриваются теоретические основы анализа эмоций горожан как показателя качества городской среды [Ненько, Курилова, Подкорытова, 2020]. На основе применения 1тргес% - платформы картирования эмоций, которая была разработана лабораторией качества городской жизни Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, - изучается эмоциональное восприятие жителями Санкт-Петербурга его городской среды [там же].

В результате проведенных эмпирических исследований, авторы приходят к выводу, согласно которому «эмоциональные рейтинги городских мест показывают, что "очагами радости" являются открытые зеленые рекреационные зоны, а также пешеходные улицы; местами сосредоточения злобы - районы массового нового жилого строительства с отсутствующим благоустройством, тяжелые для пересечения пешеходами перекрестки и неблагоустроенные берега малых рек» [Ненько, Курилова, Подкорытова, 2020, с. 130]. Тем самым определены конкретные направления развития городских территорий, которые могут быть выявлены с помощью анализа эмоций, испытываемых горожанами.

Ю.В. Латов, опираясь на результаты общероссийского репрезентативного опроса, проведенного осенью 2020 г. Институтом социологии ФНИСЦ РАН, анализирует феномен духовной атмосферы, к показателям которой он относит социальные чувства и эмоциональные оценки повседневной ситуации и ожиданий на будущее [Латов, 2020]. Исследование привело автора к ожидаемому выводу о том, что «эмоциональное состояние россиян ухудшается в периоды экономических кризисов, включая текущий». Соответственно, нашла свое подтверждение выдвинутая им «гипотеза прямой взаимосвязи между эмоциональным состоянием россиян и их социальными действиями»: «...чем хуже у респондентов эмоциональное состояние, тем чаще они отказываются планировать свою жизнь» [там же, с. 139].

Заключение

Следует констатировать, что за последние два десятилетия в отечественной социологии появился ряд серьезных публикаций, вводящих в научный оборот как зарубежные теоретические кон-

цепции социологии эмоций, так и собственные разработки российских авторов в этой предметной области. Проводятся эмпирические исследования, которые опираются на данную концептуальную базу. Однако реальный поворот в сторону распространения теоретических подходов социологии эмоций в современной отечественной социологии пока не произошел.

При этом отечественными социологами активно изучаются (как теоретически, так и эмпирически) различные эмоциональные феномены на основе уже существующих в отечественной социологии теоретических подходов, например: социальные страхи, чувства удовлетворенности / неудовлетворенности жизнью, счастья и многие другие.

Судя по всему, одна из причин медленной институционали-зации социологии эмоций в России заключается в том, что некоторые отечественные социологи предпочитают анализировать эмоциональные феномены, не обращаясь к теориям социологии эмоций, успешно работая в концептуальных рамках других направлений социологии. Изменение современных представлений о предмете социологической науки может стать одним из важных факторов институционализации социологии эмоций в нашей стране и формирования благоприятных перспектив для ее развития. Можно надеяться, что распространение инновационных теоретических конструктов, основанных, например, на вышеуказанных принципах «результирующей междисциплинарности» и «постдисциплинарности», «человекоцентричного» подхода будет способствовать росту популярности среди исследователей теорий и методов, развиваемых в социологии эмоций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такие концепции еще не получили всеобщего признания в современной отечественной социологии, что выступает одним из обстоятельств, тормозящих внедрение теоретико-методологических подходов социологии эмоций в теорию и практику социологических исследований в России. Тем не менее мы полагаем, что социология эмоций, анализируя социально-структурные, социокультурные, социоэкономические факторы возникновения эмоций и изучая их функции в общественном контексте, способна обеспечить появление новых концепций, которые могут адекватно объяснять процессы, происходящие сейчас в турбулентном, социально-травмированном обществе.

Логично предположить, что опережающими темпами в нашей стране будут развиваться междисциплинарные направления социологии эмоций, например, с использованием информационно-коммуникационных технологий, новых направлений психологии и др.

Список литературы

Бардина С.М. Психофармакологическое конструирование эмоций : Prozac против дуализма сознания и тела // Социология власти. - 2017. - Т. 29, № 3. -С. 41-58. - DOI: 10.22394/2074-0492-2017-3-41-58

Богомягкова Е.С. Потенциал социологии эмоций в исследовании социальных проблем // Вестник СПбГУ. Серия 12: Социология. - 2016. - № 4. - С. 41-52. -DOI: 10.21638/11701/spbu12.2016.403

Васильева О.В. Социологическое измерение счастья : универсумный подход (на материалах социологического исследования жителей г. Красноярска) // Siberian socium. - 2019. - Т. 3, № 1. - С. 30-45. - DOI: 10.21684/2587-8484-20193-1-30-45

Вестник СПбГУ. Серия 12: Социология. - 2016. - № 4 : Тематический раздел номера : Проблема эмоций в социологии. - С. 3-68.

Горбунова М.Ю. Символический интеракционизм как методологическое основание исследования эмоций в социологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2011. - Т. 11, № 2. -С. 10-15. - DOI: 10.18500/1818-9601-2011-11-2-10-15

Горбунова М.Ю. Эмоции акторов и социальные трансформации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2012. -№ 2. - С. 148-152.

Горбунова М.Ю., Фиглин Л.А. Эмоции как объект социологического исследования : библиографический анализ // Социологические исследования. -2010. - № 6. - С. 13-22.

Горшков М.К. К вопросу о социологии массовидных духовных образований (теоретико-методологический аспект) // Социологические исследования. -2021. - № 2. - С. 3-14. - DOI: 10.31857/S013216250012674-4

Горшков М.К. Фобии, угрозы, страхи : социально-психологическое состояние российского общества // Социологические исследования. - 2009. - № 7. -С. 26-32.

Грибер Ю.А., Сухова Е.Е. Цвет как инструмент управления эмоциями в публикациях о пандемии COVID-19 в русскоязычных онлайн-СМИ // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. - 2020. -№ 6. - С. 307-328. - DOI: 10.14515/monitoring. 2020.6.1745

Деева М.И. От индивидуального к разделяемому аффекту : постдюргей-мианская традиция в социологии эмоций // Социологическое обозрение. - 2010. -Т. 9, № 2. - С. 134-154.

Ильин В.И. «Чувства» и «эмоции» как социологические категории // Вестник СПбГУ. Сер. 12: Социология. - 2016. - № 4. - С. 28-40. - DOI: 10.21638/ 11701/spbu12.2016.402

ИсичкоА.О. Теоретические подходы к изучению эмоций в социологии // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского университета. - 2018. -№ 1(12). - C. 69-75.

Каляева Е.Н. Контуры социологии эмоций в концепции Социальной солидарности : теоретические истоки в работе Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда» // Вестник Томского государственного университета. - 2018. -№ 435. - С. 84-93. - DOI: 10.17223/15617793/435/11

Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. - Санкт-Петербург : Тип. М.М. Стасюлевича, 1907. - 440 с.

Козлова М.А., Симонова О.А. Моральные эмоции и контуры новой трудовой этики сельских жителей в современной России : самоэффективность в условиях неблагополучия (на основе интервью с жителями Белгородской области) // Социологический ежегодник, 2015-2016 : сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН, Центр социал. науч.-информ. исслед., Отд. социологии и социал. психологии, Кафедра общей социологии НИУ-ВШЭ ; ред. Н.Е. Покровский ; ред.-сост. Д.В. Ефременко ; отв. ред.: О.А. Симонова, М.А. Ядова. - Москва : ИНИОН РАН, 2016. - 352 с.

Кортунов В.В., Саенко Н.Р. Эмоциональные антиномии современности // Контекст и рефлексия : философия о мире и человеке. - 2022. - Т. 11, № 5 А. -С. 83-91.

Кравченко С.А. Развитие предмета социологии : от монодисциплинарно-сти к меж- и постдисциплинарности // Социологические исследования. - 2020. -№ 3. - С. 16-26. - DOI: 10.31857/S013216250008794-6

Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. - 2010. - № 1. -С. 28-36.

Латов Ю.В. «Духовная атмосфера» 2020 года : опыт анализа социально-эмоционального самочувствия россиян // Социологические исследования. - 2020. -№ 12. - C. 139-150. - DOI: 10.31857/S013216250012511-5

Немировский В.Г. Теоретические основания изучения эмоциональных феноменов социального неравенства в современной России // Siberian socium. -2018. - Т. 2, № 3. - С. 16-26. - DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-3-16-26

Немировский В.Г., Немировская А.В. Жизненная энергия и другие ресурсы социальных субъектов (на материалах социологических исследований в Красноярском крае) // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. - 2014. - № 4 (122). - С. 104-118. - DOI: 10.14515/monitoring. 2014.4.06

Ненько А.Е., Курилова М.А., Подкорытова М.И. Анализ эмоционального восприятия городских пространств и разработка «умного города» // Международный журнал открытых информационных технологий. - 2020. - Т. 8, № 11. -С. 128-134. - DOI: 10.25559/INJ0IT. 2307-8162.08.202011.128-136

Рыжова С.В. Эмоциональная составляющая российской идентичности : позитивный и негативный контексты // Социологические исследования. - 2022. -№ 4. - С. 21-32. - DOI: 10.31857/S013216250019609-2

Сергеева О.В. Посещение заброшенных пространств в перспективе исследования эмоций // Социология города. - 2022. - № 1/2. - С. 5-14. - DOI: 10.35211/19943520_2022_1-2_5

Сергеева О.В. Социологи об эмоциях : введение к тематическому разделу номера // Вестник СПбГУ. Сер. 12: Социология. - 2016. - № 4. - C. 3-11.

Симонова О.А. Базовые принципы социологии эмоций // Вестник СПбГУ. Сер. 12: Социология. - 2016. - № 4. - C. 12-27. - DOI: 10.21638/11701/ spbu12.2016.401

Симонова О.А. К изучению эмоциональной культуры : социологическая перспектива // Личность. Культура. Общество. - 2022. - Т. 24, № 2 (114). -С. 142-157. - DOI: 10.30936/1606_951 X_2022_24_2_142_157

Симонова О.А. Эмоциональные императивы позднесовременного общества и их социальные последствия // Социологический журнал. - 2021. - Т. 27, № 2. - С. 25-45. - DOI: https://doi.Org/10.19181/socjour.2021.27.2.8084

Смирнова Т.В. Эмоциональность в цифровом пространстве // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. -2020. - Т. 4, № 3. - С. 259-264. - DOI: 10.35634/2587-9030-2020-4-3-259-264

Социокультурные процессы в Восточной Сибири (на материалах социологических исследований в Красноярском крае и Республике Хакасия в 20092011 гг.) : монография / отв. ред. А.В. Немировская. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. - 222 с.

ТощенкоЖ.Т. Еще раз об объекте и предмете как ключевой проблеме теоретической социологии // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. - 2012. - № 3. - С. 19-30.

Haraway D.J. Simians, cyborgs, and women : the reinvention of nature. - New York : Routledge, 1991. - 312 р.

Haraway D.J. When species meet. - Minneapolis ; London : University of Minnesota press, 2008. - 438 р.

Nemirovskiy V.G. Orientations of the region's population on value experiences as an indicator of the level of development and semantic content of social capital // Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences. - 2011a. -N 4 (7). - Р. 1025-1033.

Nemirovskiy V.G. Sociology of emotions : relationship of the orientations on value experiences and core values // Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences. - 2011b. - N 4 (8). - Р. 1073-1082.

Schwartz Sh., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values : extensions and cross-cultural replications // Journal of personality and social psychology. - 1990. - Vol. 58, N 5. - Р. 878-891.

Schwartz Sh. A theory of cultural value orientations // Comparative sociology. -2006. - Vol. 5, N 2/3. - Р. 137-182.

Schwartz Sh. Mapping and interpreting cultural differences around the world // Comparing cultures : dimensions of culture in a comparative perspective / ed. by H. Vinken, J. Soeters, P. Ester. - Leiden : Brill, 2004. - P. 43-73.

References

Bardina S.M. Psihofarmakologicheskoe konstruirovanie emocij : Prozac protiv dualizma soznaniya i tela [Psychopharmacology constructing emotions : Prozac versus mind-body dualism]. Sociologiya vlasti [Sociology of power]. - 2017. - Vol. 29, N 3. -P. 41-58. - DOI: 10.22394/2074-0492-2017-3-41-58 (In Russian)

Bogomyagkova E.S. Potencial sociologii ehmocij v issledovanii socialnyh problem [The potential of sociology of emotions in research of social problems]. Vest-nik SPbGU. Seriya 12. Sociologiya [Vestnik SPbSU. Series 12. Sociology]. - 2016. -N 4. - P. 41-52. - DOI: 10.21638/11701/spbu12.2016.403 (In Russian)

Deeva M.A. Ot individualnogo k razdelyaemomu affektu : postdyurgejmian-skaya tradiciya v sociologii ehmocij [From individual to shared affect : post-durkheimian tradition in the sociology of emotions]. Sociologicheskoe obozrenie [Russian sociological review]. - 2010. - Vol. 9, N 2. - P. 134-154. (In Russian)

Gorbunova M.Yu. Simvolicheskij interakcionizm kak metodologicheskoe os-novanie issledovaniya ehmocij v sociologii [Symbolic interactionism as a methodological basis of studies emotions in sociology]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sociologiya. Politologiya [Izvestiya of Saratov University. New series. Series: Sociology. Politology]. - 2011. - Vol. 11, N 2. - P. 10-15. (In Russian)

Gorbunova M.Yu. Emocii aktorov i socialnye transformacii [Actor emotions and social transformation]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo socialno ehkono-micheskogo universiteta [Vestnik of Saratov State Socio-Economic University]. - 2012. -N 2. - P. 148-152. (In Russian)

Gorbunova M.Yu., Figlin L.V. Emocii kak ob'ekt sociologicheskogo issledovaniya : bibliograficheskij analiz [Emotions as an object of sociological studies : bibliographical analysis]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. - 2010. -N 6. - P. 13-22. (In Russian)

Gorshkov M.K. Fobii, ugrozy, strahi : socialno psihologicheskoe sostoyanie rossijskogo obshchestva [Phobias, threats, fears : the socio-psychological state of Russian society]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. - 2009. - N 7. -P. 26-32. (In Russian)

Gorshkov M.K. K voprosu o sociologii massovidnyh duhovnyh obrazovanij (teoretiko-metodologicheskij aspect) [To the issue of sociology of collective spiritual phenomena (theoretical and methodological aspect)]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. - 2021. - N 2. - P. 3-14. (In Russian)

Griber Y.A., Sukhova E.E. Cvet kak instrument upravleniya ehmociyami v publikaciyah o pandemii COVID 19 v russkoyazychnyh onlajn SMI [Color as a tool to manage emotions in the Russian online media publications about COVID-19 pandemic]. Monitoring obshchestvennogo mneniya : ehkonomicheskie i socialnye peremeny

[Monitoring of public opinion : economic and social changes]. - 2020. - N 6. - P. 307328. - DOI: 10.14515/monitoring. 2020.6.1745. (In Russian)

Haraway D.J. Simians, cyborgs, and women : the reinvention of nature. - New York : Routledge, 1991. - 312 p.

Haraway D.J. When species meet. - Minneapolis ; London : University of Minnesota press, 2008. - 438 p.

Ilyin V.I. «Chuvstva» i «ehmocii» kak sociologicheskie kategorii [«Feelings» and «emotions» as sociological categories]. Vestnik SPbGU. Seriya 12. Sociologiya [Vestnik SPbSU. Series 12. Sociology]. - 2016. - N 4. - P. 28-40. - DOI: 10.21638/11701/spbu12.2016.402 (In Russian)

Isichko A.O. Teoreticheskie podhody k izucheniyu ehmocij v sociologii [Te-oretical approaches to the study of emotions in sociology]. Vestnik molodyh uchyonyh i specialistov Samarskogo universiteta [Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University]. - 2018. - N 1 (12). - P. 69-75. (In Russian)

Kalyaeva E.N. Kontury sociologii ehmocij v koncepcii socialnoj solidarnosti : teoreticheskie istoki v rabote E. Dyurkgejma «O razdelenii obshchestvennogo truda» [The outlines of the sociology of emotions in the concept of social solidarity : theoretical origins in Durkheim's «The division of labor in society»]. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta [Tomsk State University journal]. - 2018. - N 435. - P. 8493. - DOI: 10.17223/15617793/435/11 (In Russian)

Kareev N.I. Vvedenie v izuchenie sociologii [Introduction to the study of sociology]. - St. Petersburg : Tipografiya M.M. Stasyulevicha, 1907. - 440 p. (In Russian)

Kortunov V.V., Saenko N.R. Emotsional'nye antinomii sovremennosti [Emotional antinomies of modernity]. Kontekst i refleksiya : filosofiya o mire i cheloveke [Context and reflection : philosophy on the world and human being]. 2022. - N 11 (5 A). - P. 83-91. (In Russian)

Kozlova M.A., Simonova O.A. Moralnye ehmocii i kontury novoj trudovoj ehtiki selskih zhitelej v sovremennoj Rossii : samoehffektivnost v usloviyah neblagopo-luchiya (na osnove intervyu s zhitelyami Belgorodskoj oblasti) [Moral emotions and a profile of a new work ethic among the rural population of modern Russia : self-efficacy in challenging socio-economic conditions (based on the analysis of interviews with rural habitants of the Belgorod Region)]. Sociologicheskij ezhegodnik, 2015-2016 [Sociological yearbook, 2015-2016]. Ed. by N. Pokrovsky, D. Efremenko. - Moscow : INION RAN, 2016. - P. 106-122. (In Russian)

Kravchenko S.A. Razvitie predmeta sociologii : ot monodisciplinarnosti k mezh- i postdisciplinarnosti [Development of the subject of sociology : from monodis-ciplinarity to inter- and post-disciplinarity]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. - 2020. - N 3. - P. 16-26. - DOI 10.31857/S013216250008794-6 (In Russian)

Lapin N.I. Funkcionalno orientiruyushchie klastery bazovyh cennostej nasele-niya Rossii i ee regionov [Functionally orienting clusters of basic values of the population of Russia and its regions]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. -2010. - N 1. - P. 28-36. (In Russian)

Latov Yu.V. «Duhovnaya atmosfera» 2020 goda : opyt analiza socialno ehmo-cionalnogo samochuvstviya rossiyan [«Spiritual atmosphere» 2020 : experience of analysis of the social-emotional self-sense of Russians]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. - 2020. - N 12. - P. 139-150. - DOI: 10.31857/S013216250012511 -5 (In Russian)

Nemirovskiy V.G. Orientations of the region's population on value experiences as an indicator of the level of development and semantic content of social capital. Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences. - 2011a. - N 4 (7). -P. 1025-1033.

Nemirovskiy V.G. Sociology of emotions : relationship of the orientations on value experiences and core values. Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences. - 2011b. - N 4 (8). - P. 1073-1082.

Nemirovskiy V.G., Nemirovskaya A.V. Zhiznennaya energiya i drugie resursy socialnyh sub'ektov (na materialah sociologicheskih issledovanij v Krasnoyarskom krae) [Life energy and other resources of social subjects (based on the data of sociological studies conducted in Krasnoyarsk Region)]. Monitoring obshchestvennogo mneniya : ekonomicheskie i socialnye peremeny [Monitoring of public opinion : economic and social changes]. - 2014. - N 4 (122). - P. 104-118. - DOI: 10.14515/monitoring. 2014.4.06 (In Russian)

Nemirovsky V.G. Teoreticheskie osnovaniya izucheniya emocional'nyh fe-nomenov social'nogo neravenstva v sovremennoj Rossii [Theoretical foundations of studying the emotional phenomena of social inequality in contemporary Russia]. Siberian socium. - 2018. - Vol. 2, N 3. - P. 16-26. - DOI: 10.21684/2587-8484-2018-23-16-26 (In Russian)

Nenko A.E., Kurilova M.A., Podkorytova M.I. Analiz ehmocionalnogo vospri-yatiya gorodskih prostranstv i razrabotka «umnogo goroda» [Analysis of emotional perception of urban spaces and «smart city» development].

Mezhdunarodnyj zhurnal otkrytyh informacionnyh tekhnologij [International journal of open information technologies]. - 2020. - Vol. 8, N 11. - P. 128-134. -DOI: 10.25559/INJ0IT. 2307-8162.08.202011 (In Russian)

Ryzhova S. Emocionalnaya sostavlyayushchaya rossijskoj identichnosti : pozitivnyj i negativnyj konteksty [Emotional component of the all-Russian identity]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. - 2022. - N 4. - P. 21-32. -DOI: 10.31857/S013216250019609-2 (In Russian)

Schwartz Sh. A theory of cultural value orientations. Comparative sociology. -2006. - Vol. 5, N 2-3. - P. 137-182.

Schwartz Sh. Mapping and interpreting cultural differences around the world. Comparing cultures : dimensions of culture in a comparative perspective. Ed. by H. Vinken, J. Soeters, P. Ester. - Leiden : Brill, 2004. - P. 43-73.

Schwartz Sh., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values : extensions and cross-cultural replications. Journal of personality and social psychology. - 1990. - Vol. 58, N 5. - P. 878-891.

Sergeeva O.V. Poseshchenie zabroshennyh prostranstv v perspektive issledo-vaniya ehmocij [Visiting abandoned spaces in the perspective of emotion studies].

Sotsiologiya goroda [Urban sociology]. - 2022. - N 1-2. - P. 5-14. - DOI: 10.35211/19943520_2022_1-2_5 (In Russian)

Sergeeva O.V. Sociologi ob ehmociyah : vvedenie k tematicheskomu razdelu nomera [Sociologists about emotions : an introduction to the thematic section of the issue]. VestnikSPbGU. Seriya 12. Sociologiya [Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology] - 2016. - N 4. - P. 3-11. (In Russian)

Simonova O.A. Bazovye principy sociologii ehmocij [Basic principles the sociology of emotions]. Vestnik SPbGU. Seriya 12. Sociologiya [Vestnik SPbSU. Series Sociology]. - 2016. - N 4. - P. 12-27. - DOI: 10.21638/11701/spbu12.2016.401 (In Russian)

Simonova O.A. Emocionalnye imperativy pozdnesovremennogo obshchestva i ih socialnye posledstviya [Emotional imperatives of late modern society and their possible social consequences]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological journal]. - 2021. -Vol. 27, N 2. - P. 25-45. - DOI: 10.19181/socjour. 2021.27.2.8084 (In Russian)

Simonova O.A. K izucheniyu ehmocionalnoj kultury : sociologicheskaya per-spektiva [To the study of emotional culture : a sociological perspective]. Lichnost'. Kultura. Obshchestvo. [Personality. Culture. Society]. - 2022. - Vol. 24, N 2 (114). -P. 142-157. - DOI: 10.30936/1606_951 X_2022_24_2_142_157 (In Russian)

Smirnova T.V. Emocionalnost' v cifrovom prostranstve [Emotionality in the digital space]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sociologiya. Politologiya. Mezhdu-narodnye otnosheniya. [Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political science. International relations]. - 2022. - Vol. 4, N 3. - P. 142-157. - DOI: 10.35634/25879030-2020-4-3-259-264 (In Russian)

Sociokulturnye processy v Vostochnoj Sibiri na materialah sociologicheskih is-sledovanij v Krasnoyarskom krae i Respublike Hakasiya v 2009-2011 gg. : monografi-ya [Socio-cultural processes in Eastern Siberia (on the basis of empirical research in the Krasnoyarsk Territory and the Republic of Khakassia in 2009-2011) : monograph]. Ed. by A.V. Nemirovskaya. - Krasnoyarsk : Siberian Federal University, 2011. - 222 p. (In Russian)

Toshchenko Zh.T. Eshche raz ob obekte i predmete kak klyuchevoj probleme teoreticheskoj sociologii [Once again about the object and subject as a key problem of theoretical sociology]. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Sociologiya [Journal of the Belarusian State University. Sociology]. - N 3. - P. 19-30. (In Russian)

Vasilieva O.V. Sociologicheskoe izmerenie schastya universumnyj podhod (na materialah sociologicheskogo issledovaniya zhitelej g. Krasnoyarska) [Sociological measurement of happiness - universum approach (the case of a sociological survey of Krasnoyarsk citizens)]. Siberian socium. - 2019. - Vol. 3, N 1. - P. 30-45. - DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-1-30-45 (In Russian)

Vestnik SPbGU. Seriya 12. Sociologiya [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12. Sociology]. - 2016. - N 4. - Tematicheskij razdel nomera : Problema emocij v sociologii [Thematic section of the issue : The problem of emotions in sociology]. -P. 3-68. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.