Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СТРУКТУРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / SOCIOLOGICAL INFORMATIONAL AND ANALYTICAL SUPPORT / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / INFORMATIONAL SOCIETY / STRUCTURING OF INFORMATION / INFORMATIONAL STRATEGIES / TECHNOLOGIZATION OF SOCIAL PROCESSES / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Унусян Ульяна Вячеславовна

В статье дается теоретическое осмысление и практический анализ использования информационно-аналитического обеспечения процесса взаимодействия между органами власти Российской Федерации и дошкольными образовательными учреждениями, а также возможностей его совершенствования и технологизации. Критически оценивается современное состояние проблемы. В своих рассуждениях автор опирается на современные исследования и нормативные документы. Социологическая направленность информационно-аналитического обеспечения взаимодействия между властными органами и дошкольными образовательными учреждениями рассматривается как основное условие эффективной деятельности и модернизации. Социологическое информационно-аналитическое обеспечение процесса взаимодействия органов власти Российской Федерации и дошкольных образовательных учреждений на современном этапе представляет собой процесс разработки, внедрения и развития информационной инфраструктуры, всеобъемлющего применения новейших информационных технологий, инновационных методов и средств сбора, обработки и хранения информации с целью обеспечения каждого члена социума и органов власти необходимой и достоверной информацией в достаточном количестве. Создание приемлемых условий для качественного функционирования информационного общества, социально-экономического развития нашего социума в целом - вот главная задача, которая решается посредством социологического информационно-аналитического обеспечения процесса взаимодействия и партнерства органов власти Российской Федерации и дошкольных образовательных учреждений на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Унусян Ульяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL MAINTENANCE OF INTERACTION OF AUTHORITIES AND PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article conducts theoretical comprehending and practical analysis of using informational and analytical support for the process of interaction between authority agencies of the Russian Federation and pre-school educational institutions, as well as the possibilities for its improvement and technologizing. Current state of the problem is analyzed critically. Reliance is made on modern research and normative documents. The sociological orientation of informational and analytical support of interaction between authority agencies and pre-schools is considered as the basic condition for effective performance and modernization. Sociological information and analytical support of the process of interaction between the authorities of the Russian Federation and pre-school educational institutions at the present stage is a process of formulation, implementation and development of information infrastructure, comprehensive application of the latest information technologies, innovative methods and means of collecting, processing and storing information in order to provide each member of society and authorities with the necessary and reliable information in sufficient quantity. Creating acceptable conditions for the high-quality functioning of the information society, the socio-economic development of our society as a whole is the main task, which is solved by means of sociological information and analytical support for the process of interaction and partnership of the authorities of the Russian Federation and pre-school educational institutions at the present stage.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

82 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2019 ТОМ 21 № 4

социальная политика

DOI: 10.22394/2070-8378-2019-21-4-82-87

Социологическое обеспечение взаимодействия органов власти и дошкольных образовательных учреждений

УЛЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА УНУСЯН, аспирант кафедры социологии

Российский университет дружбы народов (117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6). E-mail: uljanav@mail.ru

Аннотация: В статье дается теоретическое осмысление и практический анализ использования информационно-аналитического обеспечения процесса взаимодействия между органами власти Российской Федерации и дошкольными образовательными учреждениями, а также возможностей его совершенствования и технологизации. Критически оценивается современное состояние проблемы. В своих рассуждениях автор опирается на современные исследования и нормативные документы. Социологическая направленность информационно-аналитического обеспечения взаимодействия между властными органами и дошкольными образовательными учреждениями рассматривается как основное условие эффективной деятельности и модернизации. Социологическое информационно-аналитическое обеспечение процесса взаимодействия органов власти Российской Федерации и дошкольных образовательных учреждений на современном этапе представляет собой процесс разработки, внедрения и развития информационной инфраструктуры, всеобъемлющего применения новейших информационных технологий, инновационных методов и средств сбора, обработки и хранения информации с целью обеспечения каждого члена социума и органов власти необходимой и достоверной информацией в достаточном количестве. Создание приемлемых условий для качественного функционирования информационного общества, социально-экономического развития нашего социума в целом - вот главная задача, которая решается посредством социологического информационно-аналитического обеспечения процесса взаимодействия и партнерства органов власти Российской Федерации и дошкольных образовательных учреждений на современном этапе.

Ключевые слова: социологическое информационно-аналитическое обеспечение, дошкольные образовательные учреждения, информационное общество, структурирование информации, информационные стратегии, технологизация социальных процессов, модернизация

Статья поступила в редакцию 23 августа 2018 года.

Унусян УВ. Социологическое обеспечение взаимодействия органов власти и дошкольных образовательных учреждений. Государственная служба. 2019. № 4. С. 82-87.

SOCIOLOGICAL MAINTENANCE OF INTERACTION OF AUTHORITIES AND PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

ULYANA V. UNUSYAN, Postgraduate Student of the Chair of Sociology

Russian Peoples' Friendship University (6, ul. Miklukho-Maklaya, Moscow, Russian Federation, 117198). E-mail: uljanav@ mail.ru

Annotation: This article conducts theoretical comprehending and practical analysis of using informational and analytical support for the process of interaction between authority agencies of the Russian Federation and pre-school educational institutions, as well as the possibilities for its improvement and technologizing. Current state of the problem is analyzed critically. Reliance is made on modern research and normative documents. The sociological orientation of informational and analytical support of interaction between authority agencies and pre-schools is considered as the basic condition for effective performance and modernization. Sociological information and analytical support of the process of interaction between the authorities of the Russian Federation and pre-school educational institutions at the present stage is a process of formulation, implementation and development of information infrastructure, comprehensive application of the latest information technologies, innovative methods and means of collecting, processing and storing information in order to provide each member of society and authorities with the necessary and reliable information in sufficient quantity. Creating acceptable conditions for the high-quality functioning of the information society, the socio-economic development of our society as a whole is the main task, which is solved by means of sociological information and analytical support for the process of interaction and partnership of the authorities of the Russian Federation and pre-school educational institutions at the present stage.

Keywords: sociological informational and analytical support, pre-school educational institutions, informational society, structuring of information, informational strategies, technologization of social processes, modernization

The article was received on August 23, 2018.

Unusyan U.V. Sociological maintenance of interaction of authorities and pre-school educational institutions. Gosudarstvennaya sluzhba. 2019. No 4. P. 82-87. In Russian

Введение

Современный социум уже достаточно давно был назван «информационным обществом» [Porat, Rubin, 1978. P. 150-274; Masuda, 1981. P. 115-231; Stonier, 1983. P. 45173; Katz, 1988. P. 90-189]. Этот термин неслучайно так прочно вошел в языковой обиход - он верно отражает процессы мировой информатизации.

В данных условиях дошкольное образовательное учреждение должно уметь своевременно реагировать на меняющиеся как индивидуальные, так и групповые образовательные потребности, передавать обществу информацию о своих возможностях в предоставлении широкого спектра образовательных услуг. Следовательно, такое учреждение становится открытой социальной системой, способной отслеживать происходящие изменения как внутренней, так и внешней среды, осуществляющей качественное взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования.

Успешная реализация деятельности дошкольного образовательного учреждения, как и дальнейшее развитие учреждения в целом, достигается, прежде всего, посредством широкого и эффективного сотрудничества с обществом на основе социального партнерства [Грибоедова, 2008. С. 51].

Такое партнерство в условиях современных технических и общегражданских достижений может принимать различные формы и виды, а также осуществляться на разных уровнях, а именно:

- внутри системы образования между социальными группами различной профессиональной направленности;

- партнерство работников образовательного учреждения с представителями других сфер (вне системы образования);

- партнерство с потенциальными спонсорами, благотворительными организациями любого целевого назначения и организационной формы [Дагбаева, 2015. С. 31].

Необходимо отметить, что институт социального партнерства в сфере образования в нашей стране переживает период своего становления. Он не достигает необходимого уровня социального демократического государства современного типа [Лопсонова, 2014. С. 68].

В структуре социальных ценностей информация занимает одно из главных мест. Можно с уверенностью говорить о тотальной информатизации практически всех сфер жизни человека1, что, в свою очередь, приводит к формированию потоков информации со все более растущей скоростью. Увеличиваются объемы таких потоков, и усложняется их структура. Вполне закономерным выглядит появление проблемы информации2; в XX веке

1 Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы): http://mins-vyaz.ru/ru/activity/programs/1

2 Шакир Р.А. Проблема переизбытка информации в современном обществе: http://net.knigi-x.ru/24raznoe/54076-1-udk-3042-prob-

lema-pereizbitka-informacii-sovremennom-obschestve-sha-kir-nauchniy-rukovod.php

подобные проблемы вышли не только на государственный, но и на глобальный уровень3.

В профессиональных областях деятельности человека предъявляются все более высокие требования к всевозможным видам информации. Это обусловлено тем, что речь ведется не только об источниках тех или иных сведений, но и о весьма эффективном инструменте управления, важнейшем средстве регулирования и организации социальной сферы и одновременно о получении так называемой обратной связи (в частности, между государством и гражданским обществом). Вот почему на современном этапе особенно актуальной представляется проблема социологического информационно-аналитического обеспечения процесса взаимодействия между органами власти Российской Федерации и дошкольными образовательными учреждениями.

Следует добавить, что, поскольку система образования Российской Федерации переживает период реформирования и концептуального обновления на базе парадигмы «непрерывного образования» [Калинникова, 2005. С. 186], сложно переоценить роль информационно-аналитического обеспечения в этом процессе.

Технологические и социальные элементы управления информатизацией

Необходимо уделить пристальное внимание существу социологического информационно-аналитического обеспечения процесса взаимодействия между властью и дошкольными учреждениями. Та информатизация органов государственной власти, которая подлежит управлению, имеет социальное содержание. Здесь следует говорить об элементах - как технологических, так и социальных - которые подвергаются управлению.

К технологическим элементам органов государственной власти в контексте управления информатизацией можно отнести следующее: средства сбора, хранения и обработки нужной информации; информационные технологии, относящиеся к методам сбора и обработки информации; информационные ресурсы, а также средства доступа к ним; средства информационно-коммуникационного взаимодействия. К социальным элементам органов власти, которые служат объектом управления в процессе информатизации, относятся все подразделения органов государственной власти (вплоть до самих госслужащих), их информационная культура, а также потребность в самой информации, ее качестве и количестве [Фролов, 2014. С. 8-9].

В современном российском обществе, особенно в сфере государственного управления, в последнее время достаточно активно происходила активизация внедрения различных информационных технологий в области работы федеральных, региональных, местных органов, в том числе муниципальных образований. В качестве примера следует привести и правовую сферу, и эконо-

3 Стратегия развития информационного общества в Российской

Федерации от 7 февраля 2008 года № Пр-212: https://гg.

гu/2008/02/16/mfoгmaria-strategia-dok.html

мику, и бизнес, а также здравоохранение и образование. Как справедливо отмечает в своей диссертации Н.Н. Овшинова, информационные ресурсы следует распределять и использовать с помощью эффективного информационно-аналитического обеспечения [Овшинова, 2006. С. 20]. От этого напрямую будет зависеть качественное удовлетворение разнообразных социальных потребностей как отдельных членов общества, так и различных социальных групп.

В этом процессе главным направлением должна стать организация «командного взаимодействия» и оперативной обратной связи между дошкольным учреждением и властными структурами любого уровня и статуса, что отмечает в своей работе Е.А. Елисеева [Елисеева, 2012. С. 107]. По мнению О.Д. Никольской, особым типом координации и взаимодействия в системе дошкольного образования между всеми участниками образовательного процесса и органами власти государственного или местного уровней, а также общественных организаций, является социальное партнерство, призванное реализо-вывать и согласовывать интересы всех сторон процесса [Никольская, 2007. С. 10].

Помимо общефедеральной информатизации, основными целями такого же процесса на региональном уровне являются повышение качества жизни граждан посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий, выравнивание степени развития информационного общества в каждом субъекте Российской Федерации, а также создание и развитие модернизированной системы государственного управления. Актуальной проблемой является изучение зарубежного опыта в области дошкольного образования, который заслуживает внимания исследователей и, вероятно, может быть частично внедрен в нашей стране. Создание автоматизированных информационных систем для обеспечения работы государственных органов по оказанию услуг населению, а также для решения наиболее важных задач управления на современном этапе, оказывается наиболее эффективной формой информатизации всего аппарата органов.

Таким образом, сущность социологического информационно-аналитического обеспечения заключается в деятельности по сбору, обработке методами социологии и выдаче информации, которая позволит принимать обоснованные решения. Такая деятельность обуславливается необходимостью проведения социологических исследований в интересах не только государственной власти, но и дошкольных образовательных учреждений. Здесь аналитика выступает важным элементом социологического анализа, а диагностика и прогноз направлены на постоянное изучение потребностей государственных органов и дошкольных учреждений в информационно-коммуникационной сфере.

Создание и развитие новых технологий информационно-аналитической деятельности

В аспекте рассматриваемой темы субъектами информационно-аналитической деятельности выступают до-

школьные образовательные учреждения и органы власти Российской Федерации. На наш взгляд, стратегия их взаимодействия должна основываться на всей совокупности ценностей, соответствующих реалиям современного социального государства [Баландина, 2012. С. 172].

В рамках этого взаимодействия требуется решить следующие задачи:

переосмысление содержания всей информационно-аналитической работы, повышение ее социальных характеристик, задач, целей, стратегий;

концептуальный подход к информационно-аналитической деятельности для достижения тесного и оперативного взаимодействия всех участников процесса;

создание и развитие технологий информационно-аналитической деятельности;

поиск и внедрение новых правил и норм реализации процедуры проблемного анализа поступающих данных [Добреньков, Кравченко, 2008. С. 25-30].

Наиболее эффективной из всех организационных форм и механизмов выявления закономерностей и проблем информационно-аналитической деятельности во всех сферах государственной, а также негосударственной деятельности является мониторинг [Коваленко, 2012. С. 263]. Его следует осуществлять как процедуру социальной диагностики или экспертизы силами специалистов государственных органов управления. Необходимость такого мониторинга в сфере дошкольного образования обусловлена, на наш взгляд, объективным отставанием этой сферы в деле информатизации от, например, системы школьной или вузовской подготовки. Рассматривая мониторинг, необходимый для выявления информационно-коммуникационных потребностей органов государственной власти, здесь следует выявить целую систему показателей: уровень потребностей чиновников в информации, маркер их коммуникационных потребностей, а также степень информационной компетентности государственных служащих и др. Также важен показатель оценки работниками государственных органов условий и этапов информатизации [Фролов, 2014. С. 10].

Активно развивающийся процесс формирования «электронного правительства» Российской Федерации4 на основе информационно-коммуникационных технологий должен стимулировать создание и интенсивное использование в органах государственной власти и местного самоуправления специальных подразделений, комиссий или служб, чья компетенция лежит в контексте дошкольных образовательных учреждений. Здесь одной из актуальных задач является разработка локальных актов, распоряжений, которые необходимы для грамотного нормативно-правового регулирования работы с информацией. Такие методические и образовательные мероприятия, как проведение курсов повышения квалификации, различных педагогических семинаров, конференций, также следует включать в общее

4 Электронное Правительство Российской Федерации: http:// government.ru/rugovclassifier/719/events

«информационное поле». При этом должно происходить взаимодействие с государственными органами, где могут быть созданы рабочие группы или коллегиальные органы на постоянной основе для решения важных и перспективных вопросов жизни дошкольных образовательных учреждений [Унусян, 2015. С. 46].

Важно указать на необходимость следующих компонентов, которые будут способствовать непрерывному обмену сведениями в информационно-аналитической области. Это и расширение присутствия представителей органов власти в интернете, и внедрение дистанционных форм обмена информацией, и создание современных электронных ресурсов, и привлечение социально ориентированных экспертов (психологов, врачей, аналитиков и т.д.), а также средств массовой информации регионального и федерального уровня, и создание аналитических баз данных. В целом достижение общей информатизации и оптимальной автоматизации работы обусловлено структурированием информации, ее актуальной обработкой и подготовкой для использования. К такой работе необходимо привлечение IT-специалистов.

Помимо осуществления вышеуказанных рекомендаций необходимо обеспечить эффективную организацию безопасности такого информационно-аналитического сотрудничества. Для защиты систем данных от неправомерного их использования следует учитывать как новейшие, так и уже успешно действующие разработки спецслужб, а также законодательство Российской Федерации [Петров, 2010. С. 11].

Базы данных, технологизация социальных процессов и модернизация современного социума

В государственной системе Российской Федерации созданы, функционируют и постоянно совершенствуются различные базы данных. Помимо этого отечественными специалистами разработано программное обеспечение по аналитической обработке, прогнозированию или визуализации информации. Такие программы обеспечивают защиту информации и процесс ее стандартизации. Подобные типовые программные продукты позволяют сохранять принцип совместимости и неоднократного использования имеющейся информации в ходе ее обработки, что одновременно способствует усилению социальной интеграции и мобильности.

В качестве примера подобной информационно-аналитической системы в своем исследовании А.А. Демидов и Ю.Н. Захаров приводят существующую с 2000 года и активно развивающуюся «Интегрированную систему информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». Ее можно представить как типовую функциональную структуру со своими собственными алгоритмами. Она может служить хорошим образцом для создания подобной системы с использованием ее принципов, структуры и элементов в контексте решения задач информатизации дошкольных учреждений в других регионах нашей страны [Демидов, Захаров, 2012. С. 39-40].

Определенный интерес также представляют социологические исследования, связанные с изучением информационных потребностей современных органов власти. Алгоритмы таких исследований представлены в статье В.И. Козачка и В.А. Фролова. Авторы указывают на необходимость перехода различных государственных и общественных структур на новый уровень работы с информацией, повышения ее качества не только в административно-управленческом плане, но и в рамках социального функционирования (общественная значимость, доступность и необходимость) [Козачок, Фролов, 2015. С. 45-49]. О путях модернизации современного социума, различных ресурсах для преобразования властных структур говорит в своей диссертации Е.В. Фролова. В частности, в параграфе «Ресурсное обеспечение модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований РФ» главы 3, автор предлагает развернутую схему, включающую такие ресурсы. При этом в качестве главного ресурса модернизации автор выделяет информационно-коммуникационный комплекс [Фролова, 2014. С. 280].

Затрагивая вопрос о формировании информационно-коммуникационной стратегии власти в отношении дошкольного учреждения, необходимо помнить, что наше государство, помимо того, что обладает большой территорией, существует в виде федерации, вследствие чего имеет специфическую территориальную структуру и распределение социальных связей. Каждый регион имеет свою дошкольную образовательную систему, взаимодействие которой с местными властными органами должно быть встроено в информационно-коммуникационную стратегию того или иного региона5.

Данное положение можно рассмотреть на примере Томской области. На официальном сайте ее администрации можно ознакомиться с документами Департамента развития информационного общества6. Он был создан специально для решения проблем информатизации региона в соответствии с направлениями «Концепции развития информационного общества в Томской области на период до 2020 года», утвержденной администрацией области и направленной на социально-экономическое развитие Томского региона7.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения и организации на территории Российской Федерации осуществляют свою деятельность в соответствии с типовыми положениями об образовательных организациях, имеющих широкий спектр

5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №2769-р «Концепция региональной информатизации»: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravi-telstva-rf-ot-29122014-n-2769-r

6 Департамент развития информационного общества Администрации Томской области: https://deprio.tomsk.gov.ru

7 Проект распоряжения Администрации Томской области «Об утверждении концепции развития информационного общества в Томской области на период до 2020 года»: https:// deprio.tomsk.gov.ru/npa/front/view/id/1196

видов и типов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации8. Помимо этого, каждое образовательное учреждение на основе этих типовых положений разрабатывает свой собственный устав. Так, дошкольное учреждение может разрабатывать свою образовательную программу, которая в дальнейшем будет определять содержание всего воспитательно-образовательного процесса. Исполнительная власть в лице своего органа, который имеет полномочия осуществлять государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области дошкольного образования, устанавливает федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В настоящее время установлены временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, которые могут быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении9. Это также относится и к образовательным программам, педагогическим методикам и технологиям, а также к стилю и характеру взаимодействия персонала с детьми.

Разработанные и осуществляемые программы в сфере основного дошкольного образования обеспечивают его бесплатность и общедоступность. Функционал органов местного самоуправления при организации работы дошкольных образовательных учреждений достаточно широк. Объем полномочий местного органа на территории муниципального образования включает не только планирование и организацию, но и контроль, регулирование работы таких учреждений. Государственная политика помогает обеспечивать муниципальный орган посредством реализации программ в местных образовательных учреждениях [Унусян, 2015. С. 48].

Заключение

В результате проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы и предложения по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и дошкольных образовательных учреждений:

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»: http://base.gaгant. ги/183100

9 Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения: http://www.zakonprost.ru/content/ base/part/142477

- следует наладить непрерывную работу с информационными ресурсами (сбор, обработка, хранение, верификация, копирование и актуализация информации), которые должны стать доступными для всех работников дошкольных образовательных учреждений - от воспитателей до заведующих;

- необходим перманентный анализ информации и внедрение механизмов своевременного обновления баз данных;

- важно выявлять скрытые взаимосвязи различных показателей работы дошкольных образовательных учреждений и существующих проблем, а также их динамику;

- необходимо обеспечить рост информационно-технологических компетенций самих работников дошкольных образовательных учреждений в целях повышения социального характера и роли их деятельности.

Социологическое информационно-аналитическое обеспечение в отношении информатизации органов власти предлагается проводить путем образования отдельного органа, осуществляющего основные мероприятия; при этом нужно разработать регламент таких процедур. Также следует проводить постоянное повышение квалификации государственных служащих в плане использования информационно-коммуникационных технологий в своей работе. Сохраняется актуальность создания автоматизированных систем информационно-аналитического обеспечения.

Можно отметить продолжающийся процесс передачи ведомственных детских садов в муниципальную собственность, а также появление и внедрение в практику новых форм дошкольного образования, что обусловлено потребностью общества и является предметом особого внимания органов управления образованием. Для удовлетворения индивидуальных запросов ребенка, а также родителей как полноправных участников образовательного процесса, реализуются дополнительные программы. Доля детей, занимающихся в системе дополнительного образования, в регионе ежегодно стабильно увеличивается. Социологическое информационно-аналитическое обеспечение процесса взаимодействия дошкольных учреждений и органов власти Российской Федерации на современном этапе, несомненно, является национальной стратегической задачей в контексте развития социального государства и оптимизации функционирования гражданского общества в нашей стране.

Литература

Баландина Т.М. Социальный механизм управления развитием организационной культуры. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 1(40). С. 169-173.

Грибоедова Т.П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерства в современном образовании. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. 68. С. 50-60.

Дагбаева Н.Ж. Социальное партнерство в современном образовании: теоретические и практические подходы. Социальное партнерство как фактор развития современного образования: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Улан-Удэ: Бурятский гос. ун-т, 2010. С. 15-20.

Демидов А.А., Захаров Ю.Н. Информационно-аналитические системы поддержки принятия решений в органах государственной власти местного самоуправления. Основы проектирования и

внедрения: учеб. пособие. СПб.: ИТМО, 2012. 100 с.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: учебник. М.: ИНФРА-М. 2008. 768 с.

Елисеева Е.А Особенности подготовки студентов педагогического вуза к взаимодействию с социальными партнерами. Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. № 4. С. 105-109.

Калинникова Н.Г Непрерывное педагогическое образование как парадигма. Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 186-189.

Коваленко И.В. Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. С. 262-270.

Козачок В.И., Фролов В.А. Социологический анализ информационно-коммуникационных потребностей региональных органов государственной власти. Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2(38). С. 45-49.

Лопсонова З.Б. Социальное партнерство как условие повышения качества дошкольного образования. Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2014. № 5(58). С. 67-73.

Никольская О.Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск. 2007. 18 с.

Овшинова Н.Н. Социологические аспекты информационно-анали-

References

Balandina T. M. Social mechanism for managing the development of organizational culture. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sot-sialno-ekonomicheskogo universiteta. 2012. № 1(40). P. 169-173. In Russian

Dagbaeva N. Z. Social partnership in modern education: theoretical and practical approaches. Social partnership as a factor in the development of modern education. Materials of All-Russian scientific-practical conf. with intern. participation. Ulan-Ude: Buryat State University, 2010. P. 15-20. In Russian Demidov A. A., Zakharov Y. N. Information and analytical systems of decision-making support in government bodies of local self-government. Basics of design and implementation: a manual. SPb.: ITMO, 2012. 100 p. In Russian Dobrenkov V. I., Kravchenko A. I. Methods of sociological research: a

textbook . M.: INFRA-M. 2008. 768 p. In Russian Eliseeva E. A. Features of preparing students of a pedagogical university for interaction with social partners. Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2012. Vol. 12. № 4. P. 105-109. In Russian Frolov V. A. Sociological information and analytical support for the management of informatization of regional government: Cand. Sci. (Sociology) Diss. Abstract. Orel, 2014. 10 p. In Russian Frolova E. V. Modernization of the social infrastructure of municipalities in the Russian Federation: Dr. Sci. (Sociology) Diss. M., 2014. 393 p. In Russian

Griboedova T. P. The content of the concept and features of the implementation of social partnership in modern education. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008. Vol. 68. P. 50-60. In Russian Kalinnikova N. G. Continuing teacher education as a paradigm. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005. № 3. P. 186-189. In Russian

тического обеспечения управленческого процесса: на примере органов власти и управления Республики Калмыкия: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2006. 22 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Петров В.К. Место и роль информационной аналитики в государственной службе. Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2010. № 4. С. 10-16.

Унусян У.В. Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и дошкольных образовательных учреждений в современной России на примере г. Одинцово. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Государственное и муниципальное управление. 2015. С. 45-53.

Фролов В.А. Социологическое информационно-аналитическое обеспечение управления информатизацией региональных органов государственной власти: Автореф. дисс. . канд. соци-ол. наук. Орел, 2014. 10 с.

Фролова Е.В. Модернизация социальной инфраструктуры муниципальных образований в Российской Федерации: Дисс. ... докт. социол. наук. М., 2014. 393 с.

Katz R.L. The information society: an international perspective. N.Y., 1988. 189 p.

Masuda Y. The information society as post-industial society. Wash., 1981. 231 p.

Porat M., Rubin M. The information economy: development and measurement. Wash., 1978. 274 p.

Stonier T. The wealf of information. L., 1983. 173 p.

Katz R. L. The information society: an international perspective. N.Y.,

1988. 189 p. In English Kovalenko I. V. Pedagogical monitoring as a means of managing the quality of education. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2012. P. 262-270. In Russian Kozachok V. I., Frolov V. A. Sociological analysis of information and communication needs of regional government. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2015. № 2(38). P. 45-49. In Russian Lopsonova Z. B. Social partnership as a condition for improving the quality of preschool education. Uchenye zapiski Zabajkalskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 5(58). P. 67-73. In Russian Masuda Y. The information society as post-industial society. Wash.,

1981. 231 p. In English Nikolskaya O. D. Organization of social and pedagogical partnership as a factor in improving the quality of preschool education: Cand. Sci. (Pedagogics) Diss. Abstract. Chelyabinsk. 2007. 18 p. In Russian Ovshinova N. N. Sociological aspects of information and analytical support of the management process: the example of the authorities and administration of the Republic of Kalmykia: Cand. Sci. (Sociology) Diss. Abstract. Volgograd, 2006. 22 p. In Russian Petrov V. K. The place and role of information analytics in the public service. Nauchnye i obrazovatelnye problemy grazhdanskoi zashchi-ty. 2010. P. 10-16. In Russian Porat M., Rubin M. The information economy: development and measurement. Wash., 1978. 274 p. In English Stonier T. The wealf of information. L., 1983. 173 p. In English Unusyan U. V. Features of the interaction of local authorities and preschool educational institutions in modern Russia on the example of Odintsovo. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Series: State and Municipal Administration. 2015. P. 45-53. In Russian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.