Научная статья на тему 'Социологическое исследование « Участие молодежи в социальной жизни города»'

Социологическое исследование « Участие молодежи в социальной жизни города» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8439
573
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ / ИССЛЕДОВАНИЕ / УЧАСТИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Степанов Константин Сергеевич

В статье представлены итоги социологического исследования «Участие молодежи в социальной жизни города». Тема социальной активности молодежи является острой в нашем городе. Было проведено анкетирование разных слоев молодежи. Большая часть молодежи города отмечала, что власти города уделяют мало внимания проблемам молодежи. Финансовая помощь для развития культурной и спортивной жизни не достаточна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологическое исследование « Участие молодежи в социальной жизни города»»

УДК 301

К. С. Степанов

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ « УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В

СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА»

K.S. Stepanov

SOCIOLOGICAL RESEARCH «YOUTH PARTICIPATION IN IN TOWN’ SOCIAL LIFE»

ГОУ ВПО Кировская ГМ А Минздравсоцразвития

В статье представлены итоги социологического исследования «Участие молодежи в социальной жизни города». Тема социальной активности молодежи является острой в нашем городе. Было проведено анкетирование разных слоев молодежи. Большая часть молодежи города отмечала, что власти города уделяют мало внимания проблемам молодежи. Финансовая помощь для развития культурной и спортивной жизни не достаточна.

Ключевые слова: социологический, исследование, участие, деятельность, власти.

In the article the results of sociological research Participation of the youth in the social life of the town are exposed. The theme of social activity of the youth is sharp in our town. The main part of the youth marked that the authorities pay little attention to the problems of the youth. The financial help to the development of cultural and sports life is not enough.

Key words: sociological, research, participation, activity, authorities.

Особенность социологии в том, что она рассматривает общество как единую целостную систему, а его составные части именно как части единого целого. Основной целью изучения общества в социологии, в отличие от других наук, является повышение уровня и улучшение условий жизни человека, изучение общественной жизни человека, социальных групп, изучение явлений и факторов развития общества, а также социальной обусловленности здоровья человека. Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. Среди наиболее значимых функций можно выделить теоретикопознавательную, мировоззренческо - идеологическую, критическую, практическую и др. Основной ее функцией является изучение действительности, накопление знаний о социальной реальности, их обобщение и составление наиболее полной характеристики современных социальных процессов. Эта функция относится ко всем уровням социологического знания и служит основой для осуществления остальных функций. Практическая функция социологии связана с совершенствованием социально-управленческих и социально-политических отношений. Прикладная функция связана с тем, что социология не ограничивается познанием социальной реальности. Она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления общественными процессами. Социология выступает в качестве одной из теоретических основ политики я практики. Особенно большое значение имеют социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации прикладной функции социологии.

Действительное использование результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ социальной политики и в практике управления

общественными процессами - одна из актуальных задач развития нашего общества.

Прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов, являются важнейшей со став-ляющей частью процесса социологических исследований. Конкретные социологические исследования представляют собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно- технических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем [1].

Социологическое исследование состоит из четырех последовательных, взаимосвязанных этапов:

подготовка исследований; сбор первичной информации; подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и предложений.

В соответствии с характером поставленной цели и выдвигаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательные, описательные и аналитические.

Анкетный опрос

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса

- анкетирование. Сбор информации осуществляется с помощью вопросника (анкеты), разрабатываемого специально в соответствии с программой исследования.

Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Респондент получает анкету на руки и заполняет ее, отвечая на поставленные вопросы письменно. Личного контакта с анкетером не происходит. Анкетер - это человек, проводящий анкетирование. Участников опроса в прикладной социологии принято называть респондентами.

По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым.

Групповое анкетирование применяется по месту работы или учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются для опроса, включенные в выборку, респонденты. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов, а время возврата анкет заранее обговаривается.

В массовом опросе респондентами являются различные социальнопрофессиональные и демографические группы населения. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения. Участники таких оп-

росов являются экспертами. Анкета должна иметь четкую композицию. Она состоит из трех смысловых блоков: вводная часть, основная часть и «паспортичка». Вводная часть представляет собой обращение к респонденту, где излагаются тема, цели, задачи опроса, объясняется техника заполнения анкеты. Основной блок содержит вопросы, раскрывающие содержание исследуемой темы. В «паспортичке» помещают вопросы, с помощью которых получают данные о личности опрашиваемого. Вопросы анкеты различают по трем основаниям: по содержанию, по форме и по функции.

После окончания компоновки анкеты ее необходимо подвергнуть логическому контролю и апробировать ее, проведя пробное исследование.

Обоснование выбора темы «Участие молодежи в социальной жизни города Кирова»

Многочисленные социологические опросы последних лет выявляют общий ценностный и нормативный кризис у молодёжи. Анализ результатов убеждает, что за прошедшее десятилетие в молодёжной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта. Процессы реформирования, происходящие в России, по-новому высвечивают проблему социального участия молодёжи. Во- первых, молодёжь - одна из крупных социально демографических групп российского общества. Во-вторых, вчерашние выпускники учебных заведений пополняют ежегодно социально активное население страны. Наконец, актуальность социализации молодёжи определяется сложностью времени, в котором оказалась молодёжь. Распались ранее созданные молодёжные объединения и организации, молодые люди оказались предоставлены самим себе, начался процесс десоциализации, приведший к значительному росту числа молодёжи с девиантным поведением. Сегодня ситуация жизненного самоопределения молодёжи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоёв, увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. С другой стороны, молодёжь оказалась одной из самых незащищённых социальных групп, значительно ухудшилось её противоречие, вызванное несоответствием новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества [2]. Объект исследования - молодёжь города Кирова. Предмет исследования - социальная активность молодёжи. Цель исследования: выявить уровень активного участия молодёжи города Кирова в социальной жизни города. Гипотезы исследования:

1) молодёжь не считает нужным участвовать в социальной жизни города Кирова;

2) участие в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города положительно влияет на молодёжь города Кирова;

3) администрация города не достаточно уделяет внимания молодёжи и её развитию.

В качестве предположительных факторов участия молодёжи в социальной жизни города Кирова являются:

• уровень участия молодежи в социальной жизни города;

• влияния общественного мнения на отношение молодёжи к социальной жизни города;

• посещаемость молодежью культурных и спортивных заведений города;

• влияние на молодежь участие в культурной жизни города;

• достаточное внимание со стороны администрации города к молодёжи.

Для определения уровня участия молодежи в социальной жизни города Кирова мы ввели вопросы № 1, 8, 21.

1. Принимаете ли Вы участие в культурных мероприятиях города?

а) принимал раньше и буду принимать в дальнейшем;

б) принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем;

в) не принимал, но собираюсь принять;

г) не принимал и не собираюсь принимать.

Для определения влияния общественного мнения на отношение молодёжи к социальной жизни города мы ввели вопросы № 25, 28.

25. Что или кто, по Вашему мнению, может в большей степени стимулировать молодёжь заниматься спортом? (можно выбрать не более 2-х вариантов ответа).

а) пропаганда здорового образа жизни;

б) друзья;

в) родители;

г) свой вариант__________________________________________

28. Кто или что, по Вашему мнению, может более эффективно влиять на социальную активность молодёжи? (можно выбрать не более 2-х вариантов ответа).

а) родители;

б) СМИ;

в) ближайшее окружение;

г) свой вариант_____________________________________________

Для определения посещает ли молодежь культурные и спортивные заведения города, мы ввели вопросы № 2, 19.

2. Как часто Вы посещаете культурные заведения нашего города (музеи, выставки, театры и т.д.)?

а) 1 раза в месяц;

б) 1 раз в полгода;

в) 1 раз в год;

г) не посещаю;

19. Посещаете ли Вы спортивные секции города?

а) посещал раньше;

б) посещаю регулярно;

в) посещаю по возможности;

г) не посещаю, но собираюсь;

д) не посещаю и не собираюсь.

Для обоснования гипотезы о положительном влиянии на молодежь участие в культурной жизни города мы ввели вопрос № 3.

3. По Вашему мнению, как влияет посещение культурных заведений на молодёжь?

а) положительно;

б) скорее положительно, чем отрицательно;

в) скорее отрицательно, чем положительно;

г) отрицательно;

д) никак не влияет.

Для обоснования гипотезы о том, что молодёжь не считает нужным участвовать в социальной жизни города, мы ввели вопрос №29.

29. По Вашему мнению, должна ли молодёжь участвовать в культурной,

спортивной и общественно-политической жизни города ?

а) да, должна;

б) нет, не должна;

в) свой вариант__________________________________________

Обоснования гипотезы о том, что администрация города недостаточно уделяет внимания молодёжи и её развитию, мы ввели вопросы № 20, 26.

20. Как Вы думаете, доступны ли для молодёжи спортивные секции в материальном плане?

а) достаточно доступны;

б) мало доступны;

в) не доступны;

г) затрудняюсь ответить.

26. Как Вы считаете, достаточно ли материальных средств выделяет администрация города на развитие культурной и спортивной жизни города?

а) достаточно;

б) недостаточно;

в) свой вариант__________________________________

Обоснование выбора методов сбора социальной информации

В качестве основного метода сбора информации выбран анкетный опрос, который отличается от других методов относительной простой дешевизной, большой выборочной совокупностью и оперативностью объёма информации, позволяющий в короткие сроки собрать информацию о мыслях, чувствах людей, их

мнениях, настроениях.

Дополнительным методом сбора информации будет интервью. Этот вид опроса позволяет выявить нюансы сознания. Достоверность информации определяется эффективностью взаимопонимания интервьюера и опрашиваемого

В качестве дополнительных методов сбора первичной информации также выбраны следующие методы:

- анализ документов классическим способом;

- включённое наблюдение.

Обоснование выборочной совокупности

Предполагается опросить с учётом брака 120 человек. Выборочная совокупность составляет 100 человек - это допустимое количество для пилотного исследования. При этом предполагается, что выборочная совокупность не является репрезентативной. Генеральная совокупность: молодёжь города Кирова. Выборку планируется сформировать на основании методики стратификационной выборки. Критериями отбора являются два социальных признака: возраст (возрастные группы предварительно делятся на две категории: от 18 до 23 лет и от 24 до 29 лет);образование (группа предварительно делится на две категории: с не высшим образованием и с высшим образованием).

1) Выявить уровень участия молодёжи в социальной жизни города:

а) культурной;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) спортивной;

в) общественно-политической.

На данную задачу были составлены следующие вопросы:

1. Принимаете ли Вы участие в культурных мероприятиях города?

а) принимал раньше и буду принимать в дальнейшем;

б) принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем;

в) не принимал, но собираюсь принять;

г) не принимал и не собираюсь принимать

13. Принимаете ли Вы участие в различных общественно-политических мероприятиях города Кирова (митинги, встречи с депутатами и т.д.)?

а) принимал раньше и буду принимать в дальнейшем;

б) принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем;

в) не принимал, но собираюсь принять;

г) не принимал и не собираюсь принимать.

21. Принимаете ли Вы участие в спортивных мероприятиях города ?

а.) принимал раньше и буду принимать в дальнейшем;

б) принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем;

в) не принимал, но собираюсь принять;

г) е принимал и не собираюсь принимать.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Принимаете ли Вы участие в культурных мероприятиях города? ” был получен результат, представленный на рисунке 1.

Принимаете ли Вы участие в культурных мероприятиях города ?

18-23 не высшее 18-23высшее 24-29 не высшее 24-29 высшее

образование образование образование образование

□ а. принимал раньше и буду принимать в дальнейшем

О б. принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем (3 в. не принимал, но собираюсь принять

□ г. не принимал и не собираюсь принимать

Рис. 1. Результаты социологического исследования «Участие молодежи в культурных мероприятиях города»

Вывод: из рисунка 1 видно, что большинство респондентов «не принимало и не собирается принимать» участие в культурных мероприятиях города. Так ответило 46,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет,

50% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 30% рес-

пондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 30% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Принимаете ли Вы участие в различных общественно-политических мероприятиях города (митинги, встречи с депутатами и т. д.)?” был получен результат, представленный на рисунке 2. Вывод: из рисунка 2 видно, что молодежь от 18 до 29 лет с высшим и невысшим образованием в основном «не принимала и не собирается принимать» участие в различных общественно-политических мероприятиях города, так ответило 80% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 30% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 70% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 50% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет. Большинство респондентов ответили: «Всем этим я не интересуюсь, это для меня абсолютно не интересно» и «Нет. Считаю,

это напрасной тратой времени».

Принимаете ли Вы участие в различных общественнополитических мероприятиях города

18-23 не высшее 18-23 высшее 24-29 не высшее 24-29 высшее

образование образование образование образование

□ а. принимал раньше и буду принимать в дальнейшем

Ш б. принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем

□ в. не принимал, но собираюсь принять

□ г. не принимал и не собираюсь принимать

Рис. 2. Результаты исследования» Участие молодежи в различных общественнополитических мероприятиях города»

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Принимаете ли Вы участие в спортивных мероприятиях города Кирова?”, был получен результат, представленный на рисунке 3.

Принимаете ли Вы участие в спортивных мероприятиях

города ?

50

40

30

20

10

0

18-23 не высшее образование

18-23 высшее образование

24-29 не высшее образование

24-29 высшее образование

□ а. принимал раньше и буду принимать в дальнейшем

П б. принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем

□ в. не принимал, но собираюсь принять

□ г. не принимал и не собираюсь принимать

Рис. 3. Результаты исследования «Участие молодежи в спортивных меро-

приятиях города»

Вывод: из рисунка 3 видно, что большинство респондентов «принимало раньше и будет принимать в дальнейшем» или «принимало раньше, но не собирается принимать в дальнейшем» участие в спортивных мероприятиях города Так же большая часть молодежи от 18 до 29 лет с невысшим и высшим образованием «не принимала и не собирается принимать» участие в спортивных мероприятиях города, так ответило 23,3% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 45% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 26,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 25% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет.

2) Выявить влияние общественного мнения на отношение молодёжи к социальной жизни города.

На данную задачу были составлены следующие вопросы:

25. Что или кто, по Вашему мнению, может в большей степени стимулировать молодёжь заниматься спортом? (не более 2-х вариантов ответа)

а) пропаганда здорового образа жизни;

б) друзья;

в) родители;

г) свой вариант_______________________________________________

28. Кто или что, по Вашему мнению, может более эффективно влиять на социальную активность молодёжи? (можно выбрать не более 2-х вариантов ответа)

а) родители;

б) СМИ;

в) ближайшее окружение;

г) свой вариант_______________________________________________

Из анализа ответов на вопрос анкеты: “Что или кто, по Вашему мнению, может в большей степени стимулировать молодёжь заниматься спортом? ” был получен результат, представленный на рисунке 4.

Что или кто, по Вашему мнению может в большей степени стимулировать молодёжь заниматься спортом?

60

50

40

30

20

10

18-23 не высшее 18-23 высшее 24-29 не высшее 24-29 высшее

образование

образование

образование

образование

□ а. пропаганда здорового образа жизни Ш б. друзья

□ в. родители

□ г. свой вариант

Рис. 4. Результаты исследования «Стимулирование молодежи заниматься спортом»

Вывод: из рисунка 4 видно, что для молодежи от 18 до 23 и от 24 до 29 лет с невысшим образованием в большей степени стимулировать заниматься спортом могут «друзья», так ответило 70% и 42,5% соответственно. Такое же мнение у Г. Он ответил: «Стимулировать молодёжь заняться спортом могут в первую очередь друзья, с которыми у них общие интересы». Мнение же молодежи от 18 до 23 лет с высшим образованием почти поровну разделились между вариантами ответов а,

б, и в. - это «пропаганда здорового образа жизни», «друзья» и «родители». По мнению молодежи от 24 до 29 лет с высшим образованием, в большей степени стимулировать заниматься спортом могут «пропаганда здорового образа жизни» и «друзья».

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Кто или что, по Вашему мнению, может более эффективно влиять на социальную активность молодёжи?”, был получен результат, представленный на рисунке 5.

Кто или что, по Вашему мнению, может более эффективно влиять на социальную активность молодёжи?

§

&

0)

т

с;

о

образование

образование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образование

образование

Ш а. родители Ш б. СМИ □ в. ближайшее окружение □ г. свой вариант

Рис. 5. Результаты исследования «Влияние на социальную активность молодежи»

Вывод: из рисунка 5 видно, что по мнению всех респондентов более эффективно влиять на социальную активность молодёжи может «ближайшее окружение», так ответило 46,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 48,4% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 43,8% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 34,4% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет.

3) Выявить, посещает ли молодёжь культурные и спортивные заведения города.

На данную задачу были составлены следующие вопросы:

2. Как часто Вы посещаете культурные заведения нашего города ( музеи, выставки, театр и т.д.)?

а) 1 раз в месяц;

б) 1 раз в полгода;

в) 1 раз в год;

г ) не посещаю.

19. Посещаете ли Вы спортивные секции города?

а) посещал раньше;

б) посещаю регулярно;

в) посещаю по возможности;

г) не посещаю, но собираюсь;

д) не посещаю и не собираюсь.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Как часто Вы посещаете культурные заведения нашего города?” был получен результат, представленный на рисунке 6.

Как часто Вы посещаете культурные заведения нашего

города?

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

18-23 не высшее образование

18-23 высшее образование

24-29 не высшее образование

24-29 высшее образование

□ а. 1 раза в месяц □ б. 1 раз в полгода □ в. 1 раз в год □ г. не посещаю

Рис. 6. Результаты исследования «Посещение молодежью культурных заведений города»

Вывод: из рисунка 6 видно, что культурные заведения нашего города молодёжь в основном «не посещает», с которыми совпало мнение у К. Он ответил: «Нет, культурные заведения нашего города я не посещаю, потому что считаю, что в нашем городе практически нет таких заведений, которые вызвали бы у меня хотя бы какой-то интерес». Можно отметить, что респонденты от 24 до 29 лет с невысшим образованием больше всех остальных посещают культурные заведения «1 раз в год», чаще всего «1 раз в месяц» посещают культурные заведения нашего города молодёжь от 18 до 23 лет с невысшим образованием.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “ Посещаете ли Вы спортивные секции города?”, был получен результат, представленный на рисунке 7. Вывод: из рисунка 7 видно, что большая часть респондентов «посещает по возможности» спортивные секции города , так ответило 26,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 30% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 50% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 30% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет. К ним также можно отнести мнение В., который ответил: «Да, занимаюсь и мои друзья тоже, хотя не все».

Посещаете ли Вы спортивные секции города ?

о

ш

I—

о

ф

т

с;

о

18-23 не высшее образование

18-23 высшее образование

24-29 не высшее образование

24-29 высшее образование

□ а. посещал раньше В в. посещаю по возможности Е1 д. не посещаю и не собираюсь

Ш

б. посещаю регулярно г. не посещаю, но собираюсь

Рис. 7. Результаты исследования «Посещение молодежью спортивных секций города».

3. Выводы по гипотезам

Гипотезы:

1) Молодёжь не считает нужным участвовать в социальной жизни города. - Г ипотеза опровергнута.

На данную гипотезу был составлен следующий вопрос:

29. По Вашему мнению, должна ли молодёжь участвовать в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города ?

а) да, должна;

б) нет, не должна;

в) свой вариант___________________________________________________

После анализа ответов на вопрос анкеты: “По Вашему мнению, должна ли молодёжь участвовать в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города?”, был получен результат, представленный на рисунке 8.

Вывод: из рис. 8 видно, что почти все респонденты считают, что молодёжь «да, должна» участвовать в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города, так ответило 76,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 90% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 70% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 85% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет.

2) Участие молодёжи в культурной жизни города положительно влияет на молодёжь города. - Г ипотеза подтверждена.

По Вашему мнению, должна ли молодёжь участвовать в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города ?

образование образование образование образование □ а. да, должна Ш б. нет, не должна □ в. свой вариант

Рис. 8. Результаты исследования «Участие молодежи в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города»

На данную гипотезу был составлен следующий вопрос:

3. По Вашему мнению, как влияет посещение культурных заведений на молодёжь?

а.) положительно;

б) скорее положительно, чем отрицательно;

в) скорее отрицательно, чем положительно;

г) отрицательно;

д) никак не влияет.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “По Вашему мнению, как влияет посещение культурных заведений на молодёжь?”, был получен результат, представленный на рисунке 9. Вывод: из рисунка 9 видно, что основная часть респондентов считает, что администрация города на развитие культурной и спортивной жизни города выделяет «недостаточно» материальных средств, и поэтому часть молодёжи города не принимает и не собирается принимать участие в культурных и общественно политических мероприятиях города. В то же время большая часть респондентов принимает и будет принимать в дальнейшем участие в спортивных мероприятиях города. Это означает, что современная молодёжь больше интересуется спортивной, нежели культурной и общественно-политической жизнью города.

Как Вы считаете, достаточно ли материальных средств выделяет администрация города на развитие культурной и спортивной жизни города?

80т

18-23 не высшее 18-23 высшее 24-29 не высшее 24-29 высшее образование образование образование образование

ЕЭ а. достаточно Ш б. не достаточно 13 в. свой вариант

Рис. 9. Результаты исследование «Выделение администрацией города материальных средств на развитие культурной и спортивной жизни города»

Часть молодёжи города вне зависимости от образования не посещает культурные заведения, а спортивные заведения посещает по возможности Часть опрошенных отметила недостаточное выделение материальных средств администрацией города Кирова на развитие культурной и спортивной жизни города. Спортивные секции для молодёжи недостаточно доступны в материальном плане. Большинство респондентов дали рекомендацию администрации города и всем владельцам спортивных секций уменьшить цены на посещение спортивных секций или сделать какие-либо скидки для молодёжи.

Список литературы:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: Книжный дом «Университет», 2002. 215 с.

2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. 308 с.

Сведения об авторе:

Степанов Константин Сергеевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных наук ГОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития, e-mail: vas7 01 @rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.