УДК 331.44
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ДИСКАУНТЕРА «СМАРТ»
С. В. Солдатов Научный руководитель - Е. Э. Лобанова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Проведен анализ социально-психологического климата трудового коллектива и выявлены результаты на примере дискаунтера «Смарт».
Ключевые слова: коллектив, исследование, труд, социально-психологический климат.
SOCIOLOGICAL STUDY OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF LABOR COLLECTIVE OF DISCOUNTER "SMART"
S. V. Soldatov Scientific supervisor - E. E. Lobanova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article analyzes the socio-psychological climate of the labor collective and reveals the results on the example of the discounter "Smart".
Keywords: collective, research, work, socio-psychological climate.
На современном этапе развития общества социально-психологический климат трудовых коллективов играет важную роль. Эта проблема приобретает актуальность, поскольку постоянно растут требования к психологическому включению сотрудника в свою трудовую деятельность, усложняется психическая жизнедеятельность людей, а также происходит постоянный рост личностных притязаний, что ведет к усилению роли управления рабочими коллективами. Особо важным выступает, создание в коллективе настроений рабочего поиска, взаимоуважения и требовательности, нетерпимости к нарушениям норм и правил. Практика показывает, что немногие предприятия обладают благоприятным социально-психологическим климатом [1]. Этот климат с точки зрения группового психологического состояния, которое характеризуют социальное восприятие и степень удовлетворенности сотрудников разными сторонами жизнедеятельности, интегрирует различные влияния. В социально-психологическом климате заключается качественная составляющая межличностных отношений, которая проявляется как совокупность психологических условий, которые помогают или наоборот препятствуют осуществлению эффективной совместной трудовой деятельности и прогрессу личности в данном коллективе [2]. Для оценки социально-психологического климата в компании «Смарт» было проведено исследование посредством тестирования сотрудников магазина по трем методикам: тест описания поведения К. Томаса; тест «Самоконтроль в общении»; тест «Твоя конфликтность» [3].
Первый этап исследования заключался в установлении методом наблюдения мнения о каждом респонденте, его личностных и поведенческих особенностях. Применялся метод включенного наблюдения, так как исследователь является сотрудником данной организацией и коллегой по работе испытуемых (табл. 1).
Секция «Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»
Таблица 1 Оценка личностных качеств персонала по результатам наблюдения [3]
Испытуемый Личностные и поведенческие особенности
1 Вспыльчивый, слегка скрытный, не навязчивый, общительный, склонен к конфликтам
2 Открытый, всегда поддержит беседу по любому вопросу, в общении легок, в конфликтах старается найти компромисс
3 Общительный, веселый, с хорошим чувством юмора, вступает в конфликт только в крайнем случае
4 Общительный, дружелюбный, спокойный, не склонен к конфликтам
5 Скрытный, застенчивый, добродушный, от конфликтов уходит
6 Открытый, веселый, не терпеливый, слегка резок, склонен к конфликтам
7 Неуверенный, застенчивый, пытается всем угодить
8 Самоуверенный, развязный, общительный, провоцирует конфликты
9 Резкий, болтливый, упрямый, склонный к конфликтам
10 Тактичный, общительный, добродушный, бесконфликтный
По данным наблюдения можно сказать, что четыре человека в группе склонны к конфликтам и созданию конфликтных ситуаций: три человека из них отличаются наглой и резкой манерой общения, что чаще всего вызывает легкую неприязнь и провоцирует конфликты; один человек из четырех открыт для общения, но сам не навязывается, из-за вспыльчивости его легко спровоцировать на конфликт. Остальные шесть сотрудников относятся к бесконфликтной группе, среди них можно выделить двух человек, которые отличаются общительностью и веселым нравом, если они становятся участниками конфликта, то пытаются прийти к соглашению; два человека застенчивы и не уверенны, от конфликтов уходят; оставшиеся двое дружелюбны и спокойны. Результаты наблюдения свидетельствуют о том, что 60 % людей в группе бесконфликтные в процессе общения и только 40 % людей способны к созданию конфликтных ситуаций.
Следующим этапом исследования было психологическое тестирование сотрудников. Задачи тестирования:
1) определить стиль конфликтного поведения;
2) определить степень конфликтности и тактичности;
3) определить уровень коммуникативного контроля.
Таблица 2
Анализ результатов тестирования
Испытуемый Показатели
№ Стиль конфликтного поведения Степень конфликтности и тактичности Самоконтроль в общении (коммуникативный контроль)
1 Соперничество Средняя степень Низкий уровень
2 Избегание Компромисс Низкая степень Высокий уровень
3 Соперничество Высокая степень Средний уровень
4 Соперничество Избегание Средняя степень Средний уровень
5 Компромисс Избегание Низкая степень Низкий уровень
6 Соперничество Сотрудничество Средняя степень Средний уровень
7 Приспособление Низкая степень Высокий уровень
8 Сотрудничество Средняя степень Высокий уровень
9 Соперничество Высокая степень Низкий уровень
10 Избегание Низкая степень Средний уровень
Анализируя показатели (табл. 2) стиля конфликтного поведения у сотрудников магазина, было выявлено, что соперничество в конфликте характерно пяти сотрудникам, двое предпочитают сотрудничество в конфликтной ситуации, характеризующееся тем, что участники приходят к альтернативе. Три человека предпочитают избегать конфликтов, либо пойти на компромисс.
Рассматривая степень конфликтности и тактичности, по результатам теста можно сказать, что четыре человека обладающие низкой степенью, являются тактичными и миролюбивыми, стараются избегать критических ситуаций. Еще четыре сотрудника обладают средней степенью конфликтности, такие люди конфликтуют лишь тогда, когда нет другого выхода, при этом они твердо отстаивают свое мнение, не выходя за рамки корректности. Оставшиеся два сотрудника обладают высокой степенью конфликтности, они не сдержанны и грубы, споры и конфликты для них как воздух.
Анализ коммуникативного контроля показал, что большинство сотрудников обладает среднем уровнем самоконтроля в общении, их отличает искренность, но не сдержанность в эмоциональных проявлениях. Высоким уровнем обладают три человека, они легко входят в любую роль и гибко реагируют на изменение ситуации. У трех сотрудников выявлен низкий уровень, что характеризует их поведение как устойчивое, они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации.
Таким образом, данной группе характерен сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, средняя степень конфликтности и средний уровень коммуникативного контроля.
Динамика роста общего числа конфликтов повторяет динамику роста конфликтов между руководителями. Таким образом, уменьшив число конфликтов между начальниками отделов можно повлиять на уменьшение общего числа конфликтных ситуаций в организации.
Библиографические ссылки
1. Банайтис Н. Г. Исследование социально-психологического климата трудового коллектива // Таврический научный обозреватель. 2015. № 4. С. 98-103.
2. Кондратьева М. Ю. Социальная психология. М. : ПЕР СЭ, 2016. С. 98.
3. Бородин И. А. Психология управления организацией. М. : Высш. шк. психологии, 2015.
542 с.
© Солдатов С. В., 2018