2.Latour Bruno. We Have Never Been Modern. Cambridge: Harvard University Press, translated by Catherine Porter, 1993.
3.Liscak Vladimir. Early Chinese Christianity in the Tang Empire: On the Crossroads of Two Cultures. Art, Architecture and Religion Along the Silk Roads. 2009. Vol. 12, pp. 103-125.
4.Smith Z. Jonathan. Relating Religion. Chicago: The University of Chicago Press. 2004.
5.Archimandrite Augustine (Nikitin). Russia and Korea: An Overview of Church Relations. Pravoslavie i Korejcy, edited by Herman and Valentina Kim. Moscow: OOK Publishing Group. 2014. pp. 229-284 (in Russian).
6.Archimandrite Feodosij (Perevalov). Russian Spiritual Mission in Korea (1900-1925). Pravoslavie i Korejcy, edited by Herman and Valentina Kim. Moscow: OOK Publishing Group. [1926] 2014. pp. 25-168 (in Russian).
7.Bishop Innokenty of Ussuri (Erohin). Formation and Principles of the Vladivostok Mission. Pravoslavie i Korejcy, edited by Herman and Valentina Kim. Moscow: OOK Publishing Group. 2014. pp. 285-305 (in Russian).
8.Sevriugin A. Sergei, On the History of the Spread of Protestantism on the Korean Peninsula at the End of the 19th - the Beginning of the 20th Centuries. Religiovedenie. Blagoveschensk: Makro-S. 2019. No. 4, pp. 3036 (in Russian).
9.Yim Young-Sang. The Russian Orthodox Church and Korea. Slavic Research. 1996. Vol. 12, pp. 125-157 (in Korean).
10.Kang Dong-Gu. The Reinterpretation of Protestant Nationalism in the Early Modern Korea. Journal of Religion and Culture. 1999. Vol. 1, pp. 63-79 (in Korean).
11.Kang Dong-Gu. Korean Religious Organizations from the Religious Scholar's Point of View. Seoul: Pangmunsa. 2017 (in Korean).
12.Lee Byong-Jo. An Encounter and Collision of the Russian Orthodox Church and the Protestantism (1909-1912): in Focus of Missionary Work of Kwanheul Choi and the Presbyterian Church in the Far East and the Countermeasure of the Russian Orthodox Church. Slavic Research. 2008. Vol. 21, No. 1, pp. 97-136 (in Korean).
13.Lee Young-Ho. The Remnants of the Donghak Peasants Army and the Western Religion in the Southwestern Region of Chungcheongnam-do Province. History and Discourse. 2018. Vol. 88, pp. 307-345 (in Korean).
14.Park Taegeun. Russian Expansion to the East and Russian-Korean Negotiations prior to the Establishment of Diplomatic Relations (before 1861). 100-year history of Russian-Korean relations. 1984. pp. 149 (in Korean).
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Кутемова Елена Александровна
Кандидат экономических наук, «Группа компаний «ТенСилон»
Михайлова Наталья Сергеевна
Кандидат экономических наук, доцент, «Группа компаний «ТенСилон»
SOCIOLOGICAL STUDY OF THE PROBLEM OF POPULATION MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG
Kutemova Elena Alexandrovna
PhD in Economics, "Group of Companies "TenSilon " Mikhailova Natalya Sergeevna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, "Group of Companies "TenSilon "
Аннотация. Уровень социально-экономического развития России определяет ее деловую активность и возможность реализации национальных целей в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Формируя прогнозные сценарии, важную роль играют внешние и внутренние факторы, которые позволяют предотвращать спад экономической активности или обеспечивать меры стимулирующего характера. Демографическая ситуация в стране характеризуется депопуляцией населения, что естественным образом сказывается на пространственном развитии государства и возможностях экономического роста. Одной из мер поддержки Правительства Российской Федерации можно обозначить стимулирование миграционной политики, обеспечивающей прирост населения, а также привлечение трудовых ресурсов. Данная статья представляет собой результат проведенного социологического исследования на тему реализации миграционной политики в г. Санкт-Петербург.
Abstract. The level of socio-economic development of Russia determines its business activity and the possibility of realizing national goals in the medium and long term. When forming forecast scenarios, an important role is played by external and internal factors that help prevent a decline in economic activity or
provide incentive measures. The demographic situation in the country is characterized by depopulation of the population, which naturally affects the spatial development of the state and the possibilities of economic growth. One of the measures to support the Government of the Russian Federation is the stimulation of migration policy, which ensures population growth, as well as the attraction of labor resources. This article is the result of a sociological study on the implementation of migration policy in St. Petersburg.
Ключевые слова: миграция, экономическое развитие, миграционная политика, трудовая миграция, экономически активное население
Keywords: migration, economic development, migration policy, labor migration, economically active population
Миграция подразумевает различные перемещения людей, которые связаны, как правило, с внутренними и внешними границами, целью, которых является смена своего постоянного места жительства или временного пребывания для осуществления трудовой или учебной деятельности. Миграцию можно считать, одной из форм адаптации к меняющимся условиям существования гражданина. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития страны или отдельного региона. Однако не стоит забывать, что последствия миграции неоднозначны. Переизбыток трудовых мигрантов оказывает негативное влияние на социальную инфраструктуру: доступность жилья, качество и доступность здравоохранения, а также приводит к увеличению безработицы. Таким образом, трудовой миграционный поток может способствовать сокращению трудового потенциала и экономического регресса одних районов, и в тоже время концентрации населения в других.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге вопрос трудовой миграции остается весьма актуальным. Миграционные потоки с 2004 по 2016 г., согласно данным Федеральной службы государственной статистики, не однородны. Резкий скачок общего роста общих миграционных потоков произошел в 2011 году (прибыло -130321 чел., выбыло - 71689 чел.), но начиная, с 2015 года наблюдается незначительное сокращение. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, за 2015 год миграционные притоки в Санкт-Петербург из стран СНГ преимущественно из стран: Украины (21%), Узбекистана (16%) и Казахстана (12%).
Актуальность данных исследований обусловлена существенным влиянием миграции на демографическое, экономическое и социальное развитие Санкт-Петербурга.
Социологический опрос жителей Санкт-Петербурга проводилось путем уличного личного опроса респондентов, о опросе приняло участие 1020 человек, преимущественно в возрасте от 26 до 49 лет (40% опрошенных). По половозрастному составу выборка исследования имела следующие характеристики: 42% мужчин, 58% женщин.
В социологическом исследований иностранных мигрантов приняло участие 300 человек, проводился уличный личный опрос. По половозрастному составу выборка исследования имела следующие характеристики: 68% мужчин, 32% женщин, преимущественно в возрасте от 16 до 29 лет - 58% опрошенных иностранных мигрантов.
Распределение респондентов по странам прибытия имело следующий вид: 37% граждане Таджикистана, 29% - Узбекистана, 10% - Киргизии, 9% - Армении, от 2 до 3% - Туркменистана, Украины, Молдавии и Китая.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы анализа - комплексный, системный аналитический подход. Данный подход представляет собой многоступенчатый анализ с использованием следующих методов.
Общие итоги миграции населения по г. Санкт-Петербург в 2004-2016гг. представлены на рисунке 1.
2004 2005 2006 2007 2008. 2009 201Q 2011 2012 2013,2014 2015 2016 Прибывшие Миграционный прирост Выбывшие
Рисунок 1. Общие итоги миграции населения по г. Санкт-Петербург в 2004-2016гг., чел.
Анализ миграции населения по г. Санкт-Петербург на протяжении 2014-2016 гг. показал общий миграционный прирост. Резкий скачок увеличения миграционных потоков наблюдается в 2011 году (прибытие - 130,3 тыс.чел. , выбытие - 71,7 тыс.чел). Наибольшего пика миграция достигла в 2013 -2014 гг., в период начала военно-политических действий на Украине. Миграционный прирост составил 100 тыс.чел. Начиная с 2015 года наблюдается незначительное сокращение миграционных потоков.
В 2000-2005гг. в Санкт-Петербург приезжали в преимущественно граждане Украины и Казахстана. С 2015 года приток мигрантов из стран СНГ незначительно сократился, при этом основную долю составляли граждане Украины, Узбекистана, Казахстана, Беларуси, Молдовы, Таджикистана и Киргизии.
Причинами сокращения притока мигрантов в 2015 году явилось резкое ужесточение миграционного законодательства. Так был запрещен въезд по внутреннему паспорту для граждан стран СНГ - не членов ЕАЭС, появилась необходимость оформления заграничного паспорта. Аналогичная ситуация сложилась и для граждан Украины, которые имели статус беженцев.
Кроме того, были введены обязательное оформление патента при приеме на работу, экзамены по русскому языку, истории России и знания основ законодательства РФ, получение медицинской страховки и др. Большинство из вышеперечисленных требований стали платными, что отрицательно сказалось на желании ехать «на заработки» в Россию. К тому же, новые меры предусматривали рост налоговой нагрузки на работодателей, желающих принять к себе иностранцев.
В таблице 1 представлены данные о миграционных притоках в Санкт-Петербург из стран дальнего зарубежья в 1997 - 2015гг.
Миграционные притоки в Санкт-Петербург из стран дальнего за
Страна выезда 1997 2000 2005 2010 2015
Китай 3,4 7,7 36,4 1,2 12,2
КНДР 0,0 1,2 0,1 0,0 7,8
Турция 0,5 0,7 0,8 0,7 7,6
Германия 4,2 2,9 7,0 29,9 5,4
Вьетнам 0,9 1,0 6,3 0,5 3,6
Пакистан 1,7 1,2 0,4 0,2 2,6
Корея (Республика Корея) 4,0 0,8 0,2 0,0 2,4
Афганистан 0,7 0,2 0,3 1,6 2,4
Израиль 5,7 5,8 6,2 13,7 2,1
Алжир 0,4 0,1 0,7 0,0 1,7
Сирийская Арабская Республика 1,3 1,1 1,4 0,7 1,7
Марокко 1,7 3,2 0,0 0,9 1,5
Финляндия 1,2 0,5 2,0 7,4 1,5
США 3,1 2,7 5,1 8,6 1,5
Италия 0,2 0,4 0,6 2,8 1,2
Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии 1,5 2,1 0,6 2,3 0,6
Канада 0,4 0,3 0,6 1,9 0,3
Япония 0,9 1,7 0,2 0,2 0,2
Другие страны 68,2 66,2 31,1 27,4 43,8
Итого 100 100 100 100 100
Таблица 1 рубежья в 1997 - 2015гг., %
Анализ показал, что в 2015г. основные миграционные потоки в Санкт-Петербург из стран дальнего зарубежья преимущественно были из Китая (12,2%), КНДР (7,8%), Турция, (7,6%), Германия (5,4%), Вьетнам (3,6%), Пакистан (2,6%), Республика Корея (2,4%), Афганистан (2,4%), Израиль (2,1%).
В динамике наблюдается увеличение прибывших мигрантов из всех вышеуказанных стран, за исключением Израиля. Посещение Санкт-Петербурга гражданами Израиля сократилось с 5,7% в 1997 году до 2,1% в 2015г. Также сократились миграционные притоки из США, Великобритании, Канады и Марокко.
Помимо указанных стран, 229 государств, имеющие незначительную долю в структуре миграционных потоков были объединены в группу «Другие страны».
В таблице 2 представлена информация о численности вынужденных переселенцев и беженцев в Санкт-Петербурге по территориям выбытия.
Таблица 2
Численность вынужденных переселенцев и беженцев в Санкт-Петербурге по территориям
выбытия за 2008 - 2016 гг.
Период, год 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Азербайджана 149 138 130 117 106 99
Армении 4 4 4 4 4 1
Белоруссии 0 0 0 0 0 0
Грузии 109 108 95 88 84 77
Казахстана 172 144 119 134 139 136
Киргизии 6 5 5 8 8 4
Латвии 38 28 18 17 19 14
Литвы 2 2 1 1 1 1
Молдавии 17 12 10 13 12 11
России 71 65 60 53 45 48
Таджикистана 90 79 69 53 50 44
Туркмении 6 11 7 7 7 7
Узбекистана 140 132 111 103 104 107
Украины 4 3 2 2 2 2
Эстонии 8 7 4 3 3 1
Не указано и др. страны 20 20 27 14 14 19
Всего, чел. 836 758 662 617 598 571
Основной причиной вынужденной миграции являются межнациональные конфликты, религиозные и политические преследования, которые имели место в различные периоды истории нашей страны и стран СНГ.
Как видно в таблице 2, численность вынужденных мигрантов в Санкт-Петербурге сокращается, что связано со стабилизацией обстановки на родине мигрантов и их отъездом к месту прежнего места жительства.
На рисунке 2 представлена эффективность миграции населения по городу Санкт-Петербургу.
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 —♦—Эффективностьмиграции, %
Рисунок 2. Коэффициент эффективности миграции в Санкт-Петербурге в 2004-2016гг., %
Показатель эффективности миграции населения по городу Санкт-Петербург показывает ее снижение за счет нововведений в миграционной политике государства и изменений политической обстановки в мире. Доля чистой миграции в валовом обороте сократилась до 10,6% в 2016 году по сравнению 2010 годом, пик чистой миграции достиг 37,8%.
Далее был проведен анализвозрастного состава мигрантов.
Рисунок 3. Динамика общего числа прибывших в Санкт-Петербург мигрантов по возрастам,
2008-2016гг., чел.
На рисунке 3 видно, что из общего числа прибывших граждан за последние 8 лет преобладает трудоспособное население. Прослеживается динамика увеличения числа мигрантов всех возрастов. Однако динамика мигрантов в трудоспособном возрасте носит непостоянных характер, в то время как динамика лиц в возрасте моложе и старше трудоспособного возраста стабильно увеличивается.
На рисунке 4 представлена возрастная структура межрегионального и международного притока граждан в Санкт-Петербург в 2008-2016г.
140000 120000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000
НЩ_ 111693 / 92 100 ... 117306
/ 64 823
41 546 38 794 —✓ ^^59 548 45 037 X —^—27 593 .Ж31582
5 146 ■ Л ___—»-Ti 855 »—1 Л Ла-1-1-1- '—с 18 801 i
2IX1
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
—Число прибывших трудоспособных граждан ю других регионов России —•— Число прибывших трудоспособных граждан из-м пределов России.
Рисунок 4. Возрастная структура межрегионального и международного притока граждан
в Санкт-Петербург в 2008-2016г., человек
На рисунке 4 видно, что число прибывших трудоспособных граждан из других регионов России больше тех, кто прибыл из стран СНГ и дальнего зарубежья. Однако, в отличие от жителей других регионов, численность жителей, из других стран начиная с 2014 года, стала сокращаться.
Далее был проведен анализ имеющихся трудовых ресурсов города Санкт-Петербурга (таблица 3).
Таблица 3
Численность экономически активного и в трудоспособном возрасте населения
Численность населения 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Экономически активного, тыс.чел. 2858 2895,9 2849 2885,1 2967,2 3020
В трудоспособном возрасте, тыс.чел. 3070,4 3150,8 3218,6 3251,8 3248,8 3091,3
Динамика экономически активного населения, % - 101,3 98,4 101,3 102,8 101,8
Динамика населения в трудоспособном возрасте, % - 102,6 102,2 101,0 99,9 95,2
В течение 2011-2016 гг. численность экономически активного населения города Санкт-Петербурга незначительно изменялась, наблюдалась общая тенденция к снижению. Численность трудоспособного населения имеет также неутешительную динамику сокращения трудоспособного населения города Санкт-Петербурга.
В последние годы в абсолютном выражении из Санкт-Петербурга больше выбывало трудоспособного населения, чем прибывало. Кроме того, учитывая динамику данных показателей в совокупности, необходимо отметить, что в некоторые периоды времени наблюдается рост доли населения нетрудоспособного возраста, т.е. пенсионеров и детей (2015-2016гг.).Далее был проведен анализ степени влияния иностранных трудовых мигрантов на данную ситуацию (таблица 4).
Таблица 4
Соотношение численности экономически активного населения, трудоспособного населения,
уровня безработицы и численности иностранных граждан, осуществлявших трудовую _деятельность в Санкт-Петербурге в 2011-2016гг., человек_
Численность населения 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Экономически активного, тыс.чел. 2858 2895, 9 2849 2885, 1 2967, 2 3020
В трудоспособном возрасте, тыс.чел. 3070, 4 3150, 8 3218, 6 3251, 8 3248, 8 3091, 3
Уровень безработицы, % 2 1,1 1,5 1,4 2,1 1,6
Численность иностранных трудовых мигрантов, тыс.чел 150,7 185,6 198,8 221,9 258,4 186
Динамика экономически активного населения, % - 101,3 98,4 101,3 102,8 101,8
Динамика населения в трудоспособном возрасте, % - 102,6 102,2 101,0 99,9 95,2
Динамика численности иностранных трудовых мигрантов, % - 123,1 107,1 111,6 116,4 72,0
Анализ показал, что динамика экономически активного населения, трудоспособного населения и численности иностранных трудовых мигрантов имеют прямую пропорциональную зависимость, иностранные трудовые мигранты выполняют компенсирующую функцию рабочей силы в Санкт-Петербурге. Они восполняют нехватку трудоспособного населения на рынке труда города Санкт-Петербурга.
Рисунок 5. Динамика экономически активного населения, трудоспособного населения и численности иностранных граждан в Санкт-Петербурге в 2012-2016гг.
Таким образом, в Санкт-Петербурге существует необходимость использования внешней трудовой миграции для успешного развития экономики города. Для подтверждения необходимости использования внешней трудовой миграции в таблице 5 представлено соотношение спроса и предложения на рынке труда Санкт-Петербурга.
Таблица 5
Период Предложение трудовых ресурсов (число безработных), тыс.чел. Спрос на трудовые ресурсы (число вакансий), тыс.чел. Соотношение спроса и предложения трудовых ресурсов
2008 57,4 64,1 111,6%
2009 116,6 46 39,5%
2010 74,3 39,1 52,6%
2011 55,8 58,5 104,9%
2012 33,0 44,1 133,8%
2013 43,5 61,0 140,3%
2014 39,0 55,8 143,0%
2015 61,9 53,8 86,8%
2016 49,8 49,8 100,1%
Как видно из представленных в таблице данных спрос на трудовые ресурсы, т.е. число свободных вакансий в Санкт-Петербурге, как правило, превышает предложение трудовых ресурсов, т.е. число безработных.
В таблице 6 представлена структура профессий, квотируемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по Санкт-Петербургу в 2016 году. Размер квот по профессиональным группам для мигрантов определяется исходя из востребованных профессий на рынке труда соответствующего субъекта РФ.
Таблица 6
Структура профессий, квотируемых Министерством труда и социальной защиты Российской _Федерации по Санкт-Петербургу в 2016 году_
Укрупненные группировки профессий рабочих и должностей служащих Количество разрешений, шт. Структура профессий, квотируемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по Санкт-Петербургу
2016 год
Рабочие, занятые на горных, горнокапитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах 6883 38,2%
Неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики 2446 13,6%
Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) 1537 8,5%
Операторы, аппаратчики, машинисты и слесари-сборщики стационарного оборудования 1598 8,9%
Другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий 1507 8,4%
Иные профессионально-квалификационные группы 918 5,1%
Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности 905 5,0%
Водители и машинисты подвижного оборудования 603 3,3%
Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности 574 3,2%
Специалисты в области естественных и инженерных наук 492 2,7%
Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности 314 1,7%
Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности 171 0,9%
Продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды 40 0,2%
Операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок 29 0,2%
Квалифицированные работники товарного сельскохозяйственного производства, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства, имеющие рыночную ориентацию 1 0,0%
Итого 18018 100,0%
Наибольшая доля требуемых профессий относится к рабочим, занятым на горных, горнокапитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах (38,2%), а также к неквалифицированным рабочим, общим для всех отраслей экономики (13,6%).
На рисунке 6 представлены профессии, наиболее популярные у иностранных мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность в Санкт Петербурге.
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
426%
^42 %
4— 6
ь— i—
jf
Рисунок 6. профессии, наиболее популярные у иностранных мигрантов, осуществляющих трудовую
деятельность в Санкт Петербурге, %
Как мы видим на рисунке, наибольшей популярностью у иностранных мигрантов в Санкт-Петербурге пользуются профессии водителей общественного транспорта (26%), строительные специальности (20%), дворников (13%), торговых специальностей (12%), а также грузчики и разнорабочие - по 9% в общей массе.
Сопоставляя спрос на трудовые ресурсы в Санкт-Петербурге и занимаемые должности иностранными мигрантами можно сделать вывод, что иностранные трудовые мигранты занимают те вакансии, на которых не желает работать местное население. Таким образом, иностранные трудовые мигранты являются необходимостью для Санкт-Петербурга.
Анализ нелегальной миграции в рамках статистического анализа невозможен по причине отсутствия соответствующих данных в Федеральной службе государственной статистики. Однако, интервьюирование экспертов показало, что большинство экспертов признают проблему существования нелегальной миграции, однако не готовы делать выводы о ее масштабе.
В течение анализируемого периода среди целей миграции преобладали причины личного, семейного характера, учебные, трудовые, возвращение к прежнему месту жительства.
Миграционный прирост населения в Санкт-Петербурге показывает, что на первом месте в структуре миграции находятся цели личного, семейного характера (47,3%), 35,8% миграционного прироста связаны с учебными целями и 14,4% - с трудовыми целями. Также наблюдается отток из Санкт-Петербурга мигрантов, в связи с возвращением к прежнему месту жительства (-3,9%).
Анализ показал, что на протяжении анализируемого периода времени структурных изменений показателей миграции по целям выбытия и прибытия не выявлено.
В 2015 г. введение патентной системы трудоустройства мигрантов сократило приток мигрантов из безвизовой зоны, а именно Таджикистана, Узбекистана, что могло оказать влияние на структурные сдвиги относительно следующих целей миграции: работа, возвращение к прежнему месту жительства и причины личного, семейного характера. Данных для аналитического исследования состояния показателей миграции по целям прибытия и выбытия с 2011 г. Федеральным органом государственной статистики по запросу Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге не предоставлено.
Далее был проведен анализ правонарушений и преступлений в отношении иностранных граждан, а также совершаемых иностранными гражданами, данные о преступности были учтены в расчете коэффициента корреляции Пирсона.
В таблице 7 представлены сведения о зарегистрированных и предварительно расследованных преступлениях, в том числе связанных с иностранными гражданами на территории Санкт-Петербурга в 2007-2016гг.
Таблица 7
Сведения о зарегистрированных и предварительно расследованных преступлениях, в том числе связанных с иностранными гражданами на территории Санкт-Петербурга в 2007-2016гг._
Период Общее количество зарегистрированных преступлений, ед. Количество зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан, ед. Количество предварительно расследованных преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, ед. Количество предварительно расследованных преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, ед. Всего преступлений связанных с иностранными лицами, ед.
2007 99776 831 215 1262 2093
2008 81865 722 254 1536 2258
2009 77146 649 270 1707 2356
2010 64370 524 260 1804 2328
2011 59318 628 313 2026 2654
2012 56439 710 324 2100 2810
2013 55110 707 429 2820 3527
2014 56463 763 438 3000,0 3763
2015 56480 760 499 3529 4289
2016 52351 874 446 3084 3958
Для выполнения данных задач правоохранительные органы проводят профилактические мероприятия, в т.ч. регулярные рейды по патрулированию мест массового пребывания граждан, жилого сектора, территорий торговых зон и рынков, предварительно анализируя уголовные дела, устанавливая места наиболее подверженные осуществлению противоправных действий; оперативно-профилактические мероприятия «Нелегал», «Нелегальный мигрант».
По данным ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, одной из главных причин преступлений, совершенных иностранными гражданами является их социально-правовой статус пребывания в Российской Федерации, при этом преобладающими преступлениями в общей массе преступлений, совершенными иностранными гражданами и лицами без гражданства, являются подделка документов.
В то же время в миграционной сфере присутствует коррупция, а именно фиктивная постановка на учет иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях в России.
Оценка эффективности деятельности правоохранительных органов была проведена методом экспертного интервьюирования.
Основными внешними факторами, влияющими на миграционную ситуацию. является изменение законодательства в сфере миграции, уровень социально-экономического развития Российской Федерации и стран-конкурентов по миграционному притяжению.
В качестве внутренних факторов, оказывающих влияние на миграционную ситуацию, можно выделить тарифы и условия предоставления коммунальных услуг, количество работающих предприятий и численность детей в дошкольных учреждениях.
Анализ показал, что динамика экономически активного населения, трудоспособного населения и численности иностранных трудовых мигрантов имеют прямую пропорциональную зависимость, иностранные трудовые мигранты выполняют компенсирующую функцию рабочей силы в Санкт-Петербурге. Они восполняют нехватку трудоспособного населения на рынке труда города Санкт-Петербурга.
Таким образом, в Санкт-Петербурге существует необходимость использования внешней трудовой миграции для успешного развития экономики города.
На рисунке, представленном ниже, видно, что больше всего Санкт-Петербург привлекает мигрантов уровнем дохода, который выше по сравнению с другими городами, так считает 45% опрошенных.
Рисунок 7. Распределение ответов иностранных мигрантовна вопрос: «Чем, привлекает трудовых мигрантов Санкт-Петербург?», %
Почти четверть (26%) опрошенных считает, что самые распространенный вид работы является водитель маршруток. Далее по популярности строительная сфера (15%), дворники (13%) и торговля (12%). Самыми не популярными профессиями оказались: официант, электрик, уборщик (2%).
Рисунок 8. Распределение ответов иностранных мигрантовна вопрос: «На какие виды работ (профессии, должности) обычно нанимают работников из числа иностранных граждан?», %
По мнению 57% опрошенных иностранных граждан, работодатель должен оплачивать проживание для трудовых мигрантов.
0% ^-»-т-.-
Рабочая Питание в Проживание Оплата одежда столовой проезда
Рисунок 9. Распределение ответов иностранных мигрантов на вопрос:
«Как Вы думаете, какие расходы трудовых мигрантов должен оплачивать работодатель?», %
По мнению 69% опрошенных иностранных мигрантов, издание для мигрантов информационных материалов, содержащих изложенные на иностранных языках, сведения о нормах миграционного трудового законодательства РФ и Санкт-Петербурга, является эффективным мероприятием. Организация ярмарок вакантных рабочих мест на предприятиях Санкт-Петербурга для жителей других регионов, а также межрегиональных ярмарок вакансий, можно считать, эффективным или скорее эффективным мероприятием, т.к. его выделяет примерно половина опрошенных респондентов (49% и 44% соответственно).
При ответе на вопрос: «С какой целью Вы приехали в Санкт-Петербург? Почему именно в Санкт-Петербург?» 78% респондентов ответили, что приехали в поисках работы и трудоустройства, а 12% приехали получать образование.
78%
Рисунок 10. Распределение ответов иностранных граждан на вопрос: «С какой целью Вы приехали в Санкт-Петербург? Почему именно в Санкт-Петербург?», %
Как представлено на рисунке 38, четверть опрошенных работает в городе 4 года. Наименьшее количество людей работает в городе от 8 до 13 лет.
Рисунок 11. Распределение ответов иностранных мигрантов на вопрос: «Сколько лет Вы работаете в Санкт-Петербурге?», %
Оценка вклада трудовых мигрантов в развитие г. Санкт-Петербурга показала, что большинство жителей считает, что город получает дешевую рабочую силу (43,9% опрошенных). Данный ответ разделяют большинство опрошенных вне зависимости от уровня образования.
70,0 65,0
60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 ,0
48,8
50,6
50,6
116,5J
-18,5
29,8
21,4 I
42,0
33,3 ■ 52,2 34,! !b,b ■ I
21,5
20,7
Любой человек Необходимо Трудовых Необходимо Необходимо Необходимо имеет право принимать мигрантов временно установить лимит установить
приехать в Санкт- трудовых необходимо ограничить прием на использование перечень
Петербург, чтобы мигрантов пока принимать только трудозых труда мигрантов профессий и здесь жить и город нуждается в для выполнения мигрантов в в Санкт- работ, по которым
работать трудовых временной Санкт-Петербург Петербурге работодатель
резервах работы и только имеет право
на те рабочие нанять на работу
места, на которые иностранных
не идут жители граждан
горю да
■ Согласен ■ Не согласен ■ Затру дня юсь ответить
Рисунок 12. Распределение ответов жителей г. Санкт-Петербург на вопрос: «Охарактеризуйте Ваше отношение к трудовым мигрантам в Санкт-Петербурге, оценив каждое из утверждений», %
Анализ влияния трудовых мигрантов на социально-экономические показатели был проведен с помощью качественных характеристик и шкальной оценки. Анализ показал, что большинство жителей г. Санкт-Петербург считают, что мигранты ликвидируют потребность города в трудовых ресурсах на низкооплачиваемых работах (62,2% опрошенных), предоставляют жителям дешевые услуги (69,7% опрошенных респондентов), не оказывают влияния на демографические показатели города (55,6% опрошенных). При этом уровень влияния на социально-экономические показатели развития города и
развитие межнациональных и межконфессиональных отношений оценивается как опрошенных жителей считают, что город сможет обойтись без трудовых мигрантов.
минимальный. 53%
Рисунок 13. Распределение ответов жителей г. Санкт-Петербург на вопрос: «Оцените каждое из утверждений», %
Среди наиболее популярных ответов на вопрос: «Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для снижения социальной напряженности между гражданами, проживающими в Санкт-Петербурге, и иностранными трудовыми мигрантами?» стал ответ «ограничить въезд, сделать запрет на въезд», так ответило 24% опрошенных. Остальные ответы набрали не более 3%, такие как - «проверять, контролировать, отслеживать мигрантов», «уважать культуру и наследие города», «сделать равные права петербуржца и мигранта».
Рисунок 14. Распределение ответов жителей г. Санкт-Петербург на вопрос: «Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для снижения социальной напряженности между гражданами, проживающими в Санкт-Петербурге, и иностранными трудовыми мигрантами?», %
Рисунок 15. Ответы респондентов на вопрос: ««Какие на Ваш взгляд направления деятельности являются наиболее перспективными для подготовки и переподготовки жителей Петербурга взамен привлекаемых сейчас иностранных граждан?», человек
Наиболее частыми ответами на данный вопрос оказались: коммунальное хозяйство (29), общественный транспорт (6), строительство, промышленность (5). Также есть респонденты, которые считают, что первоначальная задача заключается не в квалификации и переквалификации жителей Санкт-Петербурга, в уровне заработной платы, так как за низкооплачиваемую работу население города не желает браться.
Далее респондентам был задан вопрос: «Если сравнивать жителя Санкт-Петербурга и иностранного работника примерно одинаковой квалификации, уровня образования, возраста и опыта профессиональной работы, по каким критериям выше требования (пожелания) у жителей Санкт-Петербурга по сравнению с мигрантами?» и предложены варианты ответов. Распределение ответов респондентов представлено в таблице.
Таблица 8
Результаты ответов на вопрос: «Если сравнивать жителя Санкт-Петербурга и иностранного работника примерно одинаковой квалификации, уровня образования, возраста и опыта профессиональной работы, по каким критериям выше требования (пожелания) у жителей Санкт -
Петербурга по сравнению с мигрантами?»
Вариант ответа Частота ответов Рейтинг
Уровень желательной зарплаты 25 1
Требовательность к соблюдению Трудового кодекса РФ 21 2
Требовательность к соблюдению санитарных норм и норм техники безопасности 18 3
Итого 64 -
Результате опроса экспертов выявлено, что по мнению экспертов у жителей Санкт-Петербурга выше требования, чем у мигрантов в первую очередь к уровню желаемой заработной платы (25), на втором месте - к соблюдению Трудового кодекса РФ (21) и на третьем месте - к соблюдению санитарных норм и норм техники безопасности (18).
Анализируя роль трудовых мигрантов в развитии г. Санкт-Петербурга, большинство экспертов разделяет мнение, что основной задачей мигрантов выступает «закрытие» рабочих мест на низкооплачиваемых и невостребованных работах, т.е. тех рабочих мест, куда местные жители по ряду причин не идут.
При этом основной экономический эффект приобретает не город, а предприятия, использующие труд мигрантов, т.к. экономят на оплате фонда заработной платы и отчислений во внебюджетные фонды.
Среди мер, которые необходимо предпринять, чтобы уровень миграции был оптимальным с точки зрения решения экономических задач Санкт-Петербурга и гармонизации межнациональных отношений петербуржцев и мигрантов, эксперты разделяют общее мнение о том, что в первую очередь надо соблюдать российское законодательство в отношении мигрантов, усилить контроль за его выполнением и определить объем квот, который будет учитывать изменение потребности на рынке труда в зависимости от квалификации специалистов.
Анализ выявления наличия проблем интеграции мигрантов в российское общество и их адаптации к условиям жизни в Санкт-Петербурге показал, что большинство экспертов подтверждают наличие таких проблем, считают, что решение их является сложной задачей и требует творческого подхода. Мероприятия по интеграции мигрантов в российское общество и их адаптации к условиям жизни в Санкт-Петербурге должны быть нацелены на всех членов семьи.
Санкт-Петербург привлекает иностранных мигрантов в первую очередь возможностью получения высокого заработка, это подтверждают, как мигранты, так и эксперты.
Популярность работ также практически идентична подтверждается двумя исследуемыми группами, к ним относится сфера услуг, строительство и торговля.
Анализируя роль трудовых мигрантов в развитии г. Санкт-Петербург, большинство экспертов разделяет мнение, что основной задачей мигрантов выступает «закрытие» рабочих мест на низкооплачиваемых и невостребованных работах, т.е. тех рабочих мест, куда местные жители по ряду причин не идут.
Более половины опрошенных иностранных мигрантов считают, что работодатели должны создавать комфортные условия проживания и оплачивать как минимум проживание в городе, такого же мнения придерживаются эксперты, считая, что помимо предоставления жилья работодатели должны обеспечивать социальные гарантии и участвовать в программах адаптации и интеграции мигрантов в современное российское общество.
Среди наиболее действенных и эффективных мер мигранты называют два: издание информационных материалов и Мероприятие «Под крылом Петербурга», не желая тратить время на изучение русского языка.
Эксперты считают, что данные меры являются не всегда эффективны и именно изучение русского языка, проведение мероприятий по информированию мигрантов о культурном и историческом наследии
города способно сократить социальную напряженности между мигрантами и коренными жителями города.
Большинство экспертов считают, что существует проблема, связанная с нарушением трудового законодательства в отношении к трудовым мигрантам, и наиболее действенной мерой для ее решения является контроль соблюдения законодательства работодателями и увеличение штрафных санкций за его несоблюдение.
При этом наличие проблем, связанных с нарушением прав и свобод, социальной уязвимости граждан, относящихся к категории мигрантов, большинство экспертов не признают. Анализ выявления наличия проблем интеграции мигрантов в российское общество и их адаптации к условиям жизни в Санкт-Петербурге показал, что большинство экспертов подтверждают наличие таких проблем, считают, что решение их является сложной задачей и требует творческого подхода. Мероприятия по интеграции мигрантов в российское общество и их адаптации к условиям жизни в Санкт-Петербурге должны быть нацелены на всех членов семьи.
Рисунок 16. Динамка основных показателей по миграционной ситуации в Российской Федерации
с 2015 по 2021 гг. [2]
В соответствии с данными, представленными на рисунке 16, ситуация с пандемией не оказала особого влияние на показатели миграционной деятельности в России. Следует отметить только две тенденции: резкое снижение показателя «Оформлено приглашений иностранным гражданам и лицам без
гражданства» в 2020 году и небольшой рост в 2021; резкий рост показателя «Число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации» с 2018 по 2021 год.
В этом случае каждое государство придерживалось своего плана мероприятий по работе с предупреждением новых факторов риска нового заражения, в том числе это касалось и миграционной политики. Границы были закрыты полностью или частично. На фоне объявленной пандемии и сдерживающих мер экономики государств на рынках труда произошли серьезные изменений. В первую очередь это коснулась определенного вида профессий, среди которых одни стали более востребованы (например, курьер), вторые - потеряли свою актуальность на определенный промежуток времени (турагенты, экскурсоводы и т.п.), третьи - попали под сокращение, так как дистанционный формат работы и перевод в цифровую плоскость ряда технологических процессов (банковская сфера) заменил человеческий ресурс в принципе. Также произошли сдвиги на рынке труда в тех отраслях, где были задействованы мигранты, в связи с чем большинству из них пришлось вернуться в свое государство. Основная масса не смогли перейти на дистанционный формат работы, исходя из тех сфер, где они были задействованы.
В качестве одной из мер урегулирования правового положения мигрантов на территории Российской Федерации следует отметить Указ Президента от 18.04.2020 г. № 274, который давал возможность всем иностранным гражданам автоматически продлевать сроки действия документов, касающихся разрешения на пребывание на территории страны (миграционная карта, виза, вид на жительство и т.п.) в условиях объявленной пандемии.
Также следует отметить о нововведениях на законодательном уровне на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 878н «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденных правительством Российской Федерации на 2021 год квот на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» определяет регламент (свод правил) по расчету потребности иностранной рабочей силе, в виде мигрантов, прибывающих на территорию России на основании визы и утверждаемой квоты и последующего оформления разрешения на работу. В настоящий момент времени данное обстоятельство не отразилось на статистических данных, представленных на рисунке 1. Необходимость Указа стала отображением сложившейся ситуации, которая легла в основу проведенного социологического исследования: нерациональная концентрация мигрантов на территории государства. Основная часть приезжающих на заработки лиц иностранных государств сосредоточена в крупных городах, мегаполисов. Объяснений здесь несколько и к ним относятся большая емкость рынка труда (гарантированное рабочее место, из-за экономической концентрации и активного развития), оплата труда выше среднего уровня по стране, развитость социально-культурных объектов, возможность ухода в теневой сектор (незаконная занятость и пребывание из-за больших масштабов города) и т.п.
Отельного внимания заслуживает вопрос медицинского и социального обеспечения мигрантов в условиях роста заболеваемости населения. Каждая страна устанавливает свой уровень финансирования и степень доступа к медицинским услугам и социальной защиты иностранных граждан, что является наиболее актуальным вопросом в условиях каждой новой волны числа заболевших. А на одном из совещаний В.В. Путин сделал четкий акцент на необходимости обеспечения койко-местами и высококвалифицированной медицинской помощью в достаточной степени именно граждан Российской Федерации. Исходя из чего, вопрос квотирования находит свое очередное отражение в текущих социально-экономических условиях.
В настоящий момент проводится работа по модернизации государственного управления, связанного с оформлением и ведением базы данных в сфере миграционного учета, главным результатом будет являться оформление ID-карт и более адаптированный к современным цифровым технологиям процесс регистрации и продления действия документов, дающих право пребывать на территории страны.
В научных дискуссиях традиционно преобладают две точки зрения, выражающиеся в оптимистичном и пессимистичном сценарии развития рынка труда России. Дополнительную актуальность приобрела категория «трудовая миграция», медицинское обеспечение иностранных граждан, трудовая мобильность международного характера и т.п. В одной концепции трудовая миграция - дополнительный ресурс развития социально-экономических инфраструктур в условиях кризиса, вызванного пандемией (восполнение потерь низкоквалифицированной рабочей силы). В другой -необходим настоящий инновационный прорыв на основе всеобщей цифровизации, а приток мигрантов лишь вызывает стагнацию и сдерживает развитие передовых технологий, помимо этого растет криминализация общества по причине низкого уровня культуры прибывающего населения из менее развитых и благополучных в экономическом смысле стран (в том числе риски возникновения межнациональных конфликтов).
У трудовой миграции противоречивые последствия. Нет четкого положительного или отрицательного результата для экономики страны. Безусловное положительное значение миграция несет при демографическом старении и убыли населения, таким образом, приток мигрантов способствует экономическому решению проблем и развитию государства. В том числе за счет сокращения величины затрат в себестоимости изготавливаемой продукции по причине дешевой рабочей силы из-за низкой
квалификации трудовых ресурсов. Но в то же время низкое качество рабочей силы становится препятствием в развитии производственного потенциала.
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.
Иностранные трудовые мигранты не ощущают особых проблем в адаптации и интеграции в Санкт -Петербурге. Подавляющая часть опрошенных иностранных граждан приехала в город в поиске работы и трудоустройства, хорошо осведомлены об основных официальных и неофициальных символах города, но экскурсии и изучение культурных традиции Санкт-Петербурга не являются любимым времяпровождением иностранных мигрантов, их больше привлекают развлекательные мероприятия, посещение кинотеатров, кафе, проведение отдыха в кругу семьи. Другого мнения придерживаются жители города и эксперты, они считают, что Правительство Санкт-Петербурга должно проводить более эффективную политику по адаптации и интеграции мигрантов, т.к. существует некая напряженность между мигрантами и коренными жителями города.
Оценка эффективности деятельности исполнительных органов власти в области реализации миграционной политики происходит неоднозначно, так иностранные мигранты высоко оценивают деятельность Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, считая эффективными такие мероприятия как «Под крылом Петербурга», издание информационных материалов.
Жители Санкт-Петербурга считают неэффективной политику Правительства Санкт-Петербурга по адаптации и интеграции иностранных мигрантов, практически не знают о государственной программе «Создание условий Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, подпрограммы «Реализация Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации в Санкт-Петербурге».
Эксперты высоко оценивают деятельность Правительства Санкт-Петербурга и исполнительных органов власти в области реализации миграционной политики в городе, считая, что все предпринимаемые меры дают положительный эффект, поэтому права и свободы иностранных граждан не ущемляются, а существующая напряженность исходит скорее от коренных жителей, вызвана низкой информированностью об обычаях и традициях других культур, поэтому требуется проводить мероприятия, направленные на воспитание толерантности у молодежи, детей, подростков и других граждан.
Литература
1.Основные показатели рынка труда и сферы занятости Санкт-Петербурга в 2008 - 2016 гг. / http://gov.spb.ru/gov/otrasl/kom zan/statistic/
2.Официальный сайт МВД РФ. [Электронный ресурс] https://xn--b1aew.xn--plai/deiatelnost/statistics/migracionnava/item/26510183/
References
1.Main indicators of the labor market and employment in St. Petersburg in 2008 - 2016 / http://gov.spb.ru/gov/otrasl/kom zan/statistic/
2.Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. [Electronic resource] https://xn--b1aew.xn--p1ai/deiatelnost/statistics/migracionnava/item/26510183/