Научная статья на тему 'Социологическое исследование по экстремальному туризму молодежи'

Социологическое исследование по экстремальному туризму молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2160
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОПРОС / ТУРИСТЫ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ОТДЫХ / CASE STUDY / SURVEY / TOURISTS / EXTREME REST

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Дарина Сергеевна, Лабазова Анастасия Васильевна, Булганина Светлана Викторовна

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в марте 2019 года. Целью анкетирования являлось выявление спроса на экстремальные туры у молодежи, жителей России. Анализировалось предпочтение людей по видам туризма, вариантам экстремальных туров, сезону для отдыха и путешествий и их стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE STUDY ON EXTREME YOUTH TOURISM

The article presents the results of a sociological survey conducted in March 2019. The purpose of the survey was to identify the demand for extreme tours among young people, residents of Russia. Analyzed the preference of people by type of tourism, options for extreme tours, the season for recreation and travel and their cost.

Текст научной работы на тему «Социологическое исследование по экстремальному туризму молодежи»

УДК 316

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ЭКСТРЕМАЛЬНОМУ ТУРИЗМУ МОЛОДЕЖИ Иванова Дарина Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Лабазова Анастасия Васильевна, студент (e-mail: [email protected]) Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в марте 2019 года. Целью анкетирования являлось выявление спроса на экстремальные туры у молодежи, жителей России. Анализировалось предпочтение людей по видам туризма, вариантам экстремальных туров, сезону для отдыха и путешествий и их стоимости.

Ключевые слова: социологическое исследование, опрос, туристы, экстремальный отдых

Введение.

Туристическая деятельность является реализацией естественных человеческих прав на свободное передвижение, образование и отдых. В рамках настоящего исследования рассматриваются предпочтения людей при выборе экстремальных туров [1, 2]. Актуальность выбранной темы обусловлена образовательным, культурным и социальным потенциалом туризма. В современном мире экстремальный туризм становиться все более популярным видом проведения свободного времени [5]. Сплавы по рекам, горные путешествия, погружения в глубины океанов со специальным снаряжением и полет в облаках - именно так сейчас выгладит отдых, хотя раньше было принято отдыхать на пляже и посещать исторические экскурсии.

Методика исследования.

Целью данного социологического исследования является анализ спроса на экстремальный туризм. Для получения информации об ожиданиях от разрабатываемых услуг экстремальных туров, основных целевых направлениях и ориентировочной допустимой стоимости было проведено интернет-анкетирование, перед которым были поставлены следующие цели:

1) оценить основные характерные особенности респондентов по выбору экстремальных туров с точки зрения целевой аудитории;

2) узнать о наиболее привлекательных направлениях;

3) оценить ожидаемую стоимость услуг по подбору экстремальных туров с выбранной стоимостью респондентов.

С учётом поставленных целей, был сформирован круг вопросов для анкеты.

Оценка основных характерных особенностей респондентов предполагает открытый список ответов с возможностью выбора нескольких элементов списка. В качестве респондентов выступали студенты колледжей и вузов, их родственники которым было предложено заполнить по собственному желанию разработанную авторами анкету состоящую из 22 вопросов. Выборка 50 респондентов, жителей России. Опрос проведен в марте 2019 года

В качестве средства организации анкетирования использовались Google. Формы. По сравнению с другими сервисами проектирования анкет, Google. Формы бесплатны, имеют удобный конструктор для опросов, возможность выгрузки данных в форматах .xls и .csv, предоставляет базовые элементы визуализации полученных данных, интегрируется с почтой данного сервиса и позволяет совместную работу над анкетами. Для работы с результатами анкетирования использовано программное средство microsoft excel, позволяющее фильтрацию данных, подсчёт агрегированных показателей и построение графиков. В анкете был представлен ряд вопросов: о личности респондента, о его желаниях, возможностях [4]. Ниже приведен анализ ответов респондентов.

В опросе приняли участие респонденты разного возрастного состава, большую часть опрошенных составили люди в возрасте от 18 до 22 лет (74% из всех опрошенных), 16% людей 23-27 лет, 6%- тем, кому за 40 лет, по 2% респондентам до 18 лет и в категории 28-40 лет. Процентное соотношение по полу примерно одинаковое, но все же женщин было больше -58%, мужчин 42%

Респондентов которые «учатся в университете» и «учатся в университете и работают» получилось в соотношении 38% и 36% соответственно, что является большинством, 20% - люди которые только работают, 6% - учатся в колледже.

В основном участие в анкетирование приняли холостые и не замужние мужчины и женщины- 96 % опрошенных, и только 4% замужние и женатые.

Анализируя уровень дохода, получено, что студенты, которые не работают а только учатся могут получить доход в месяц до 5 000 рублей - 14% респондентов, 5 000-10 000 рублей -20% из опрошенных, большую часть составляют люди с доходом 10 000-15 000 рублей - 28%, это те, которые подрабатывают помимо учебы, 25 000-40 000 рублей - 16% людей, и свыше 40 000 рублей всего лишь 6% опрошенных.

Результаты и обсуждение.

Большинство опрошенных заинтересованы в туристической деятельности и считают туризм неотъемлемой частью жизни современного общества - 75, 5%, что туризм не важен считают 8,2% опрошенных, 16,3% - затруднились с ответом. Оценивая возможность частоты путешествий, получено, что 54% респондентов один раз в год совершают туристическую поездку, 20% людей вообще не совершают таких поездок, скорее всего из- за не-

хватки финансовых ресурсов или свободного времени, 14% - выезжают 2-3 раза в год, и 12% людей ездят больше 6 раз. Анализируя какой вид отдыха предпочитают респонденты, был предложен вопрос с несколькими вариантами ответами, образовалось три лидера (рисунок 1) - в основном это экскурсионный туризм 28 человек выбрало, 25 человек предпочитают экстремальный туризм, и 24 человека выбирают пляжный туризм. Менее популярностью пользуется образование и лечение - по 7 опрошенных, и один человек написал свой ответ, поездка к родственникам.

Экстремальны

Экскурсионный...

Пляжный туризм Образование Лечение

Поездка к родн ..

О 5 10 15 20 25 30

Рисунок 1 - Предпочтения молодежи по видам отдыха

Чтобы узнать причины обращения людей в ту или иную туристическую компанию, был предложен такой вопрос, где стало очевидным, что люди (40% опрошенных) обращаются по рекомендации друзей и знакомых, не менее важным является факт стоимости поездки 24%, затем 12% люди судят по прошлому обращению в компанию, разумеется если их всё устраивало ранее, то они опять обратятся в понравившуюся компанию, если люди были чем то неудовлетворенны, то изменят свои предпочтения и обратятся в другую, 10% людей смотрят на конкретное предложение, которое их может заинтересовать, (месторасположение, акции, интересные условия), 2% людей не обращаются в компанию.

Из 50 опрошенных, на вопрос по желанию о туристических компаниях, которые они знают всего ответило 28 респондентов, с помощью подсчетов ответов контент-анализом выяснилось, что самыми известными и популярными компаниями являются: Tez tour (в 20 ответах встречается данное название компании), Pegas touristic (16 ответов), Anex tour (10 ответов). Менее известными, но так же востребованными являются: Killit Global (7 ответов), Оdeon (7 ответов), Coral travel (6 ответов), Intourist(5 ответов), Biblio globus (4 ответа), Join up (2 ответа). Малоизвестными являются: Мартиника НН(1 ответ), Роза ветров (1 ответ), Tui (1 ответ), Сalisto (1 ответ). В свою очередь, хотелось бы отметить, что большинство компаний работает совместно друг с друг, например компании: Tez tour, Killit Global, Biblio globus, Join up- это всё одно и то же, просто разные направляющие и принимающие стороны, если не углубляться сильно в подробности, то можно сказать, что эти компании работают совместно под разными брен-

дами, так же как и Оёеои, Coral travel и Са^о. Изучая, из каких источников чаще всего люди получают рекламную информацию о туризме, выявлено, что из сети интернет, что не удивительно в настоящее время - указали 42 человека опрошенных, так же 17 человек ответило, что телевидение, 11 человек - отметили уличную рекламу, которая висит в виде различных щитов, и по 3-4 человека отвечали из других источников (радио, журналы и газеты, реклама в транспорте, почтовая рассылка, раздача рекламных листовок), а так же 1 человек ответил свой вариант, что рекламу о туризме получает от работников турагентств.

При этом 47 человек (94%) опрошенных из 50 используют интернет при поиске информации о туристических компаниях, а можно сделать вывод, что практически все люди пользуются интернетом для подбора своих путешествий.

Почти половина опрошенных людей(42%) готовы заплатить за свое путешествие (1 человек 1 неделя) от 15 до 25 тысяч рублей, 28%- 25-40 тысяч рублей, 22% людей, обладая не столь высоким уровнем дохода готовы позволить себе поездку только до 15 тысяч рублей. Такие показатели стоимости путевки как свыше 40 тысяч рублей могут позволить совсем не многие- 4 человека. 87,5% опрошенных совершают путешествия в летнее время, это связано с тем, что у студентов летом есть каникулы, что можно поехать на наш, Российский отдых (Крым, Сочи), где летом достаточно тепло, а так же работающей части населения летом дают отпуска. 6,3% опрошенных совершают поездки зимой, немного отвлекая себя от загруженной работы, и 6,3% ездят отдыхать весной и осенью.

Экстремальный туризм является очень развитой областью, что и показывает диаграмма, где 98% респондентов знают что такое экстремальный туризм.

Самыми популярными видами туризма, о которых слышали респонденты (рисунок 2) являются: рафтинг (37 ответов опрошенных), альпинизм (38 ответов опрошенных), дайвинг (42 ответа опрошенных). Затем менее известны это- горный туризм(30 ответов опрошенных), джиппинг (29 ответов опрошенных), лыжный туризм(27 ответов опрошенных),пешеходный туризм и параглайдин г(по 25 ответов опрошенных). Малоизвестным является каякинг и автомобильный туризм [3] (12-13 ответов опрошенных)

Рафггинг Щ

Автомобил ьны... Альпинизм Горный туризм Лыжный туризм ДаЙЕИнг Джиппинг Каякинг Пешеюсцжй тур... Параглайдин г

-12 {24

37 (74 %.) 1—38 (7-6 ЧЛ)

{60 46} 27 (54 %)

42 (S4

| 29 (58 %}

13 {26 %)

25 (5П %) 25 (5П ВД.)

О 10 20 30 40

Рисунок 2 - Виды экстремального туризма, о которых слышали

респонденты

Люди желают опробовать все разновидности экстремального туризма (рисунок 3): большинство хотели бы воспользоваться рафтингом, дайвин-гом, параглайдингом (24-25 ответов респондентов), затем идет джипинг, горный туризм, альпинизм (18-21 ответов респондентов). Менее хотели бы воспользоваться пешеходным туризмом, лыжным, автомобильным, кая-кингом (7-15 ответов респондентов).

Автомобил ьны... -13(26%)

Альпинизм 1

туризм -21

Лыжный туризм 13 (26 %)

Дайвинг 24(43%)

Джиг пин г 21(42%)

Каякинг 7(14%)

Пешещпнй тур . 15(30%)

0 5 10 15 20 25

Рисунок 3 - Виды экстремального туризма, которыми хотят

заняться респонденты

За один экстремальный тур респонденты готовы заплатить разнообразную сумму денег. Надо смотреть на то, какая именно предоставляется экстремальная услуга: она может быть простой и не дорогой, где не потребуется слишком много дорогостоящей техники и оборудования, например в катапульте получить экстрим и подняться в небеса, где турист потратит до 500 рублей, или захочет совершить прыжок с парашютом, где потребуется уже до 10 тысяч рублей, а то и больше. Здесь уже зависит от желания клиента и его финансового положения, но в среднем сумма, которую готовы потратить респонденты сложилась следующим образом: от 2 000 до 4 000 рублей (30% опрошенных), от 4 000 до 7 000 рублей (26% опрошенных), 10 000- 15 000 рублей (18%) опрошенных, до 2 000 рублей (12%) 15 00030 000 (4%), свыше 30 000 (2%). Как уже говорилось ранее, что экстремальные туры сейчас очень популярны, и пользуются спросом в современном обществе, как раз это и подтверждается исследования: 88% молодежи нравятся экстремальные туры, и лишь 12 % людей они не нравятся.

Нужно отметить, что всего лишь 30% всех опрошенных людей пользовались услугами компаний по экстремальным турам, что связано с финансовым положением людей, и 70% опрошенных не пользовались услугами агентств.

Выявляя, в каких странах молодежи хотелось бы побывать с целью экстремального туризма (анализировались открытые варианты ответов), получено: Турция (12 опрошенных), Россия (11 опрошенных), Тайланд (8 опрошенных), Греция (6 опрошенных), Испания (5 опрошенных), США (5 опрошенных), Норвегия (5 опрошенных). Менее востребованными оказа-

лись страны, набравшие по 2 ответа: Финляндия, Австралия, Швейцария, ОАЭ, Италия, Альпы, Египет. Так же по одному ответу были выбраны такие страны как: Африка, Польша, Армения, Грузия, Австрия, Нидерланды, Германия, Украина, Узбекистан, Франция.

Выводы и заключение.

Таким образом, проведенное социологическое исследование выявило отношение и желание молодежи к экстремальному туризму, таких как рафтингом, дайвингом, параглайдингом, джипинг, горный туризм и альпинизм. Люди заинтересованы в получении экстремальных впечатлений, большинство рассматривает летнее время для этого. Почти все туристы используют интернет при поиске информации о туристических компаниях и вариантах туров.

Список литературы

1. Зарубина Е.Н., Прохорова М.П. Направления маркетинговых исследований рынка сервисных услуг // В сборнике: Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование материалы VI Международной студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 338-339.

2. Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018.

3. Костров В.Н., Цверов В.В., Булганина С.В. Маркетинг: исследования рынка транспортных услуг учеб.-метод. пособие по дисциплине "Маркетинг трансп. услуг" для студентов очного обучения по специальности "Менеджмент орг." / В. Н. Костров, В. В. Цверов, С. В. Булганина ; М-во трансп. Рос. Федерации, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования, Волж. гос. акад. водного трансп., Каф. логисти-кии и маркетинга. Н. Новгород, 2004.

4. Лебедева Т.Е. Маркетинговые исследования Учебно-методическое пособие / Ответственный редактор О.В. Каткова. Нижний Новгород, 2008.

5. Лебедева Т.Е., Булганина С.В., Сульдина В.В., Вдовина О.А. Анализ предпочтений потребителей туристкого рынка //Наука Красноярья. 2017. Т. 6. № 4-3. С. 217-221.

Ivanova Darina Sergeevna, student, student Labazova Anastasia Vasilievna, student Belousova Ksenia Vladimirovna, student

Bulganina Svetlana Viktorovna, Cand. Techn.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia CASE STUDY ON EXTREME YOUTH TOURISM

Abstract. The article presents the results of a sociological survey conducted in March 2019. The purpose of the survey was to identify the demand for extreme tours among young people, residents of Russia. Analyzed the preference of people by type of tourism, options for extreme tours, the season for recreation and travel and their cost. Keywords: case study, survey, tourists, extreme rest

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.