ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-85-93 УДК 614.2
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОЦЕНКИ ВРАЧАМИ-ОНКОЛОГАМИ И ВРАЧАМИ-РАДИОТЕРАПЕВТАМИ ИЗМЕНЕНИЙ ДОСТУПНОСТИ ПРОТИВООПУХОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «БОРЬБА С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ»
Ю.А. Ледовских :
ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия;
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия;
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия. http://orcid.org/0000-0002-7567-6027.
И Автор для корреспонденции: Ледовских Ю.А.
АННОТАЦИЯ
Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» направлен на повышение доступности медицинской помощи при онкологических заболеваниях, соответствующей клиническим рекомендациям.
Цель исследования: изучить применение врачами-онкологами и врачами-радиотерапевтами клинических рекомендаций, отношение к изменениям системы оплаты противоопухолевого лечения по клинико-статистическим группам заболеваний (КСГ) и мнение о доступности противоопухолевой терапии при онкологических заболеваниях. Материалы и методы. Проведено анкетирование 436 врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов.
Результаты. Врачи-онкологи и радиотерапевты активно применяют в своей практике клинические рекомендации. Большая часть респондентов положительно оценила изменения системы оплаты противоопухолевой лекарственной терапии по КСГ, начиная с 2018 года (включение в КСГ конкретных схем лекарственной терапии) и лучевой терапии, начиная с 2019 года. Врачи в 2 раза чаще сталкиваются с ограничениями выделения объемов медицинской помощи по профилю «Онкология» для противоопухолевой лекарственной терапии как в круглосуточном, так и дневном стационаре, чем для хирургического лечения и лучевой терапии. При этом 2/3 респондентов отметили, что медицинская помощь для пациентов с солидными опухолями стала доступнее. Ключевые слова: клинические рекомендации, КСГ, онкологическая помощь, онкология.
Для цитирования: Ледовских Ю.А. Социологическое исследование оценки врачами-онкологами и врачами-радиотерапевтами изменений доступности противоопухолевой терапии при реализации федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». Менеджер здравоохранения. 2024; 5:85-93. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-85-93.
Введение
С 2019 года в Российской Федерации (РФ) реализуется федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», направленный в том числе на повышение доступности противоопухолевой терапии при оказании медицинской помощи по программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ). Дополнительное финансирование на реализацию федерального проекта позволило решать задачи обеспечения оказания медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) на основе © Ледовских Ю.А.., 2024 г.
клинических рекомендаций, в том числе путем изменения системы оплаты медицинской помощи по клинико-статистическим группам заболевания.
С 2019 года в ПГГ определены средние нормативы объемов и финансовых затрат на оказание медицинской помощи для профиля «Онкология» [1, 2]. Кроме того, в 2018 году в модели клини-ко-статистических групп заболеваний (КСГ), применяющихся для оплаты противоопухолевой лекарственной терапии в круглосуточном и дневном стационере, пересмотрен принцип отнесения случая лечения к КСГ, предложен новый классификационный критерий «схема лекарственной терапии».
№5 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
В 2019 году пересмотрен подход отнесения случая лечения к КСГ, применяющийся для оплаты лучевой и химиолучевой терапии: для лучевой терапии, как и ранее, указывается медицинская услуга и дополнительно количество фракций, для химиолучевой терапии - медицинская услуга, количество фракций и международное непатентованное наименование лекарственного препарата [3].
Целью данного исследования явилось изучение мнения врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов о доступности противоопухолевой терапии при реализации федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», обеспечиваемой, в том числе, применением клинических рекомендаций и изменениями системы оплаты медицинской помощи по КСГ при противоопухолевом лечении.
Материалы и методы
Для проведения исследования была разработана анкета, включающая 31 вопрос (из них 7 вопросов для оценки характеристики респондентов). Для изучения применения врачами-онкологами и врачами-радиотерапевтами клинических рекомендаций было сформулировано 4 вопроса анкеты, для оценки отношения к изменениям системы оплаты медицинской помощи по КСГ - 10 вопросов, для оценки доступности противоопухолевой терапии при онкологических заболеваниях - 10 вопросов.
Анкетирование было добровольным, анонимным, проводилось с апреля по июнь 2023 года с использованием онлайн-платформы.
Всего было опрошено 436 врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов (из них 61 (14%) респондент являлся врачом-радиотерапевтом).
Статистический анализ результатов проводился с использованием программ «Microsoft Excel 2016» и «Statistica 13». Оценка значимости различий проводилась на основании расчета 95% доверительного интервала (ДИ) для доли.
Результаты
В анкетировании приняли участие врачи-онкологи и врачи-радиотерапевты из 39 субъектов РФ. Средний возраст респондентов составил 41,3±10,2 лет. Средний стаж работы составил 13,6±9,3 лет. Большая доля респондентов (76%) являлась сотрудниками онкологического диспансера (онкологической больницы). На рис. 1 представлено распределение респондентов по основному месту работы.
Применение врачами-онкологами и врачами-радиотерапевтами клинических рекомендаций.
Результаты анкетирования показали, что 93,3% респондентов регулярно обращаются к клиническим рекомендациям, 6,2% - «время от времени». Клинические рекомендации Ассоциации онкологов России применяют 84,6% респондентов, в то же время 81% респондентов обращаются к практическим рекомендациям Российского общества клинической онкологии. Основными ресурсами, которые врачи-онкологи и врачи-радиотерапевты применяют для ознакомления с клиническими
38 (9%)
7 (1%)
61 (14%)
330 (76%)
Онкологический диспансер (онкологическая больница) Национальный исследовательский центр Центр амбулаторной онкологической помощи Первичный онкологический кабинет
Рис. 1. Распределение респондентов по основному месту работы
Менеджер
здравоохранения /
Manager №5
ZdrevoochreneniB 2024
рекомендациями, являются Рубрикатор клинических рекомендаций Минздрава России, к нему обращается 81,4% респондентов, и сайты ассоциаций специалистов в сети Интернет - 62,2% респондентов.
При оценке изложения текста российских клинических рекомендаций более половины респондентов отметило, что по клиническим рекомендациям всегда можно определиться с оптимальной тактикой ведения пациента - 59,2% респондентов (95% ДИ [54,16%; 63,60%]). В то же время 38,8% респондентов (95% ДИ [34,16%; 43,51%]) указали, что оптимальная тактика ведения пациента не всегда ясно описана для всех клинических ситуаций.
Отношение врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов к изменениям системы оплаты медицинской помощи по КСГ.
Изменения системы оплаты противоопухолевой лекарственной терапии в модели КСГ, начиная с 2018 года (включение в КСГ конкретных схем лекарственной терапии) большинство респондентов оценило положительно, ответив, что система оплаты стала адекватнее затратам, понятнее, и в большей степени смогла покрывать затраты медицинских организаций, но при этом стала сложнее (рис. 2). Изменения системы оплаты лучевой терапии и химиолучевой терапии в модели КСГ, начиная с 2019 года, большинство респондентов оценить затруднилось. В то же время около 1/3 респондентов ответили, что система оплаты стала адекватнее затратам, понятнее и смогла в большей степени покрывать затраты медицинских организаций, но при этом стала сложнее (рис. 3).
Определенно да Скорее да ■ Скорее нет Определенно нет ■ Затрудняюсь ответить
21,1%; 95% ДИ [17,36%; 25,24%]
9,9%; 95% ДИ [7,23%;13,05%]
25,9%; 95% ДИ [21,87%; 30,30%]
35,1%; 95% ДИ [30,61%; 30,78%]
8%; 95% ДИ [5,65%; 10,99%]
20,2%; 95% ДИ [16,51%; 24,26%] >,2%; 95% ДИ [4,12%; 8,88%]
20,6%; 95% ДИ [16,94%; 24,75%]
40,8%; 95% ДИ [36,17%; 45,60%]
1
[9,24
20,0%; 95% ДИ [16,30%; 24,02%] 5,5%; 95% ДИ [3,56%; 8, 24,8%; 95% ДИ [20,79%; 29,10%]
34,4%; 95% ДИ [29,95%; 39,07%]
8%]
15,4%; 95% ДИ [12,11%; 19,10%]
21,6%; 95% ДИ [17,79%; 25,72%]
17,0%; 95% ДИ [13,57%; 20,83%]
25,0%; 95% ДИ [21,00%; 29,34%]
29,4%; 95% ДИ [25,12%; 33,88%]
5% ДИ [4
АДЕКВАТНЕЕ ЗАТРАТАМ
ПОНЯТНЕЕ
СЛОЖНЕЕ
СТАЛА В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПОКРЫВАТЬ ЗАТРАТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Рис. 2. Результаты оценки изменений системы оплаты противоопухолевой лекарственной терапии по КСГ, начиная с 2018 года (включение в КСГ конкретных схем лекарственной терапии)
I Определенно да Скорее да Скорее нет Определенно нет Затрудняюсь ответить
39%; 95% ДИ [34,39%;43,75%]
7,3%; 95% ДИ [5,07%; 10,20%] 15,6%; 95% ДИ [12,32%; 19,35%]
29,1%; 95% ДИ [24,90%; 33,64%]
8,9%; 95% ДИ [6,44%;12,03%]
4,8%; 95% ДИ [3,01%;7,27%] 15,1%; 95% ДИ [11,90%; 18,85%]
33,7%; 95% ДИ [29,29%;38,37%]
8,5%; 95% ДИ [6,05%;11,51%]
4,4%; 95% ДИ [2,64%; 23,4%; 95% ДИ [19,50%; 27,66%]
26,6%; 95% ДИ [22,51%; 31,02%]
7,3%; 95% ДИ [5,07%;10,
39,2%; 95% ДИ [34,61%;43,98%]
10,1%; 95% ДИ [7,43%;13,31%] 17,7%; 95% ДИ [14,20%;21,57%]
26,6%; 95% ДИ [22,51%;31,02%]
АДЕКВАТНЕЕ ЗАТРАТАМ
ПОНЯТНЕЕ
СЛОЖНЕЕ
СТАЛА В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПОКРЫВАТЬ ЗАТРАТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Рис. 3. Результаты оценки изменений системы оплаты лучевой терапии и химиолучевой терапии (лучевой терапии в сочетании с лекарственной терапией)
по КСГ, начиная с 2019 года
С
#хс
№ 5 Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
На недостаточность схем противоопухолевой лекарственной терапии в расшифровщике КСГ и необходимость расширения перечня указало около половины респондентов. При этом мнение респондентов по вопросу достаточности групп КСГ разделилось: 36,7% респондентов, считающих, что групп недостаточно, против 31,9% респондентов, считающих количество групп достаточным (рис. 4).
Предложенный классификационный критерий «схема лекарственный терапии» около 2/3 респондентов оценило положительно, отметив достаточность описания (содержит все необходимые характеристики, чтобы определить и закодировать применяющуюся схему), понятность описания (легко определить применяемую схему противоопухолевой лекарственной терапии в каждом конкретном случае), соответствие реальной практике в части описания режимов дозирования и отсутствие избыточности описания (содержит характеристики,
которые не требуются для определения и кодировки применяющейся схемы) (рис. 5).
Влияние на выбор схемы противоопухолевого лечения ее профицитности (затраты на оказание медицинской помощи меньше тарифа) или дефицитности (затраты на оказание медицинской помощи выше тарифа) в модели КСГ подтвердили около 2/3 респондентов (рис. 6).
На необходимость пересмотра КСГ, применяющихся для оплаты хирургического лечения при онкологических заболеваниях указали 50% респондентов (95% ДИ [45,21%; 54,79%]), 7,8% респондентов (95% ДИ [5,46%; 10,73%]) считали, что пересмотр не требуется, и 42,2% респондентов (95% ДИ [37,52%; 46,99%]) затруднились ответить.
Тарифы в системе ОМС в 2019-2022 годах для оплаты методов противоопухолевого лечения (противоопухолевая лекарственная терапия, лучевая и хи-миолучевая терапия, хирургическое лечение) около
).00% 15.00% 20.00% 25.00% 30.00% 35.00% Кол-во групп КСГ ■ Кол-во схем противоопухолевой лекарственной терапии
40.00%
45.00%
50.00%
Рис. 4. Результаты оценки количества схем противоопухолевой лекарственной терапии в расшифровщике КСГ и количество групп КСГ, применяющихся для оплаты противоопухолевой лекарственной терапии в 2018-2022 годах
Определенно до ■ Скорее да Скорее нет Определенно нет ■ Затрудняюсь ответить
17,9%; 95% ДИ [14,41%; 21,82%] 1,8%; 95% ДИ [0,80%; 3,58%] 9,9%; 95% ДИ [7,23%;13,05%]
21,3%; 95% ДИ [17,58%; 25,48%]
16,5%; 95% ДИ [13,15%; 20,34%]
33,7%; 95% ДИ [29,29%; 38,37%]
19,5%; 95% ДИ 15,88%; 23,53%]
8,9%; 95% ДИ [6,44%;12,03%]
19,5%; 95% ДИ [15,88%;23,53%] 3,9%; 95% ДИ [2,29%; 6,17%] 9,2%; 95% ДИ [6,64%; 12,28%]
18,6%; 95% ДИ [15,04%; 22,55%] 4,1%; 95% ДИ [2,46%; 6,45%] 12,8%; 95% ДИ ■■ [9,85%; 16,35%]
ДОСТАТОЧНОЕ
ИЗБЫТОЧНОЕ
ПОНЯТНОЕ
СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ В ЧАСТИ ОПИСАНИЯ РЕЖИМОВ ДОЗИРОВАНИЯ
Рис. 5. Результаты оценки описания схем противоопухолевой терапии в расшифровке содержания КСГ
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 5
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
Затрудняюсь ответить
Определенно нет Скорее нет Скорее да Определенно да
.3%, 95% ДИ [0,51%; 2,97%;
2%, 95% ДИ [6,64%; 12,28%]
18,
%, 95% ДИ [15,04%; 22,55%]
33,7%, 95%
0%
5%
37,2%, 95%
ДИ [29,29%; 38,3 ДИ [32,61%; 41
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
Рис. 6. Результаты оценки влияния на выбор схемы противоопухолевого лечения при оказании медицинской помощи ее профицитности или дефицитности в модели КСГ
Рис. 7. Результаты оценки достаточности тарифов в системе ОМС в 2019-2022 годах для оплаты методов противоопухолевого лечения (противоопухолевая лекарственная терапия, лучевая и химиолучевая терапия, хирургическое лечение)
30% респондентов считает скорее достаточными для всех трех видов противоопухолевого лечения. В то же время около 20% респондентов указали, что тарифы ОМС скорее недостаточные (рис. 7).
При выборе способа финансирования медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь при онкологических заболеваниях, для 37,8% респондентов (95% ДИ [33,27%; 42,58%]]) приоритетным является законченный случай госпитализации по КСГ, 28,2% респондентов (95% ДИ
#хс
[24,03%; 32,69%]) в качестве оптимального выбрало бюджетное финансирование по смете, еще 10,8% респондентов (95% ДИ [8,03%; 14,08%]) выбрали финансирование по средней стоимости пролеченного больного по профилю (клинико-про-фильной группе), 22,5% респондентов (95% ДИ [18,64%; 26,69%]) затруднились с ответом и 0,7% респондентов (95% ДИ [0,14%; 2,00%]) указали «другое»: по факту выполненных процедур или медицинских услуг.
№ 5 Мападег
2024 2с1гв\/оосЬгвпвп1в ,
'Менеджер
здравоохранения
При выборе источников финансирования лекарственного обеспечения противоопухолевыми лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях мнения респондентов разделились: 31,4% респондентов (95% ДИ [27,09%; 36,01%]) указали источником финансирования бюджет субъекта РФ (также, как и в настоящее время, но с увеличением объема финансовых средств) », 29,8% респондентов (95% ДИ [25,56%; 34,35%]) - федеральный бюджет, 22,5% респондентов (95% ДИ [18,64%; 26,69%]) - систему ОМС, 16,3% респондентов (95% ДИ [12,94%; 20,09%]) затруднились ответить.
Оценка врачами-онкологами и врачами-радиотерапевтами доступности противоопухолевого лечения.
Результаты анкетирования показали, что с ограничением выделения объемов медицинской помощи для противоопухолевой лекарственной терапии как в круглосуточном (рис. 8), так и в дневном стационаре (рис. 9) респонденты сталкивались почти в 2 раза чаще, чем с ограничением выделения объемов для хирургического лечения или лучевой терапии.
С недоступностью противоопухолевых лекарственных препаратов в круглосуточном стационаре, дневном стационаре или амбулаторно по
Сталкивался с ограничением Не сталкивался с ограничением ■ Затрудняюсь ответить
37,4%; 95% ДИ [32,83%; 42,11%]
34,2%; 95% ДИ [29,73%; 38,84%]
28,4%; 95% ДИ [24,25%; 32,93%]
28,4%; 95% ДИ [24,25%; 32,93%]
24,5%; 95% ДИ [20,57%; 28,86%]
47%; 95% ДИ [42,25%; 51,82%]
39%; 95% ДИ [34,39%; 43,75%]
33,3%; 95% ДИ [28,85%; 37,90%]
27,8%; 95% ДИ [23,60%; 32,21%]
ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПРОТИВООПУХОЛЕВАЯ ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИИ И
ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ ХИМИОЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ
Рис. 8. Результаты оценки выделения объемов медицинской помощи по профилю «Онкология» по условиям оказания медицинской помощи в круглосуточном стационаре в разрезе видов противоопухолевого лечения
Сталкивался с ограничением ■ Не сталкивался с ограничением Затрудняюсь ответить
43,3%; 95% ДИ [38,64%; 48,15%]
35,3%; 95% ДИ [30,83%; 40,01%]
21,3%; 95% ДИ [17,58%; 25,48%]
32,3%; 95% ДИ [27,97%; 36,95%]
26,8%; 95% ДИ [22,73%; 31,26%]
40,8%; 95% ДИ [36,17%; 45,60%]
42,9%; 95% ДИ [38,19%; 47,69%]
34,9%; 95% ДИ [30,39%; 39,54%]
22,2%; 95% ДИ [18,43%; 26,45%]
ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ
ПРОТИВООПУХОЛЕВАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ
ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИИ И ХИМИОЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ
Рис. 9. Результаты оценки выделения объемов медицинской помощи по профилю «Онкология» по условиям оказания медицинской помощи в дневном стационаре в разрезе видов противоопухолевого лечения
—1 90
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 5
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024
Сталкивался с ограничением ■ Не сталкивался с ограничением I Затрудняюсь ответить
19,7%; 95% ДИ [16,09%; 23,77%]
20,9%; 95% ДИ [17,15%; 24,99%]
59,4%; 95% ДИ [54,63%; 64,05%]
21,6%; 95% ДИ [17,79%; 25,72%]
22,7%; 95% ДИ [18,86%; 26,93%]
55,7%; 95% ДИ [50,93%; 60,46%]
22,9%; 95% ДИ [19,07%; 27,17%]
18,3%; 95% ДИ [14,83%; 22,31%]
58,7%; 95% ДИ [53,93%; 63,38%]
КРУГЛОСУТОЧНЫЙ СТАЦИОНАР
ДНЕВНОЙ СТАЦИОНАР
АМБУЛАТОРНО (ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ)
Рис. 10. Результаты оценки доступности противоопухолевых лекарственных препаратов по условиям оказания медицинской помощи
программе лекарственного обеспечения сталкивалось более половины респондентов (рис. 10).
Со сложностями назначения пероральных противоопухолевых лекарственных препаратов из перечня схем лекарственной терапии КСГ, применение которых оплачивается в дневном стационаре, сталкивалась почти половина респондентов: «да» указали 49,8% респондентов (95% ДИ [44,98%; 54,57%]), «нет» - 27,3% респондентов (95% ДИ [23,16%; 31,73%]), «затрудняюсь ответить» - 22,9% респондентов (95% ДИ [19,07%; 27,17%]). При этом 49,8% респондентов (95% ДИ [44,98%; 54,57%]) высказались против исключения из перечня КСГ схемы лекарственной терапии с пе-роральными противоопухолевыми лекарственными препаратами, применение которых оплачивается в дневном стационаре, и только 21,1% респондентов (95% ДИ [17,36%; 25,24%]) высказались за исключение, еще 29,1% респондентов (95% ДИ [24,90%;33,64%]) затруднились ответить.
Оценить влияние увеличения количества противоопухолевых лекарственных препаратов в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) на дефицит бюджета субъекта РФ затруднились 38,1% респондентов (95% ДИ [33,50%; 42,81%]. Мнение ответивших респондентов разделилось: 31,9% респондентов (95% ДИ [27,53%; 36,48%]) указали, что увеличение количества противоопухолевых лекарственных препаратов в перечне ЖНВЛП приводит к дефициту бюджета субъекта РФ, а 30,0% респондентов (95% ДИ [25,78%; 34,59%]) ответили, что не приводит. При этом 53,0% респондентов (95% ДИ [48,18%; 57,75%]) считали справедливым подход, ограничивающий включение противоопухолевых
лекарственных препаратов в перечень ЖНВЛП, но гарантирующий 100% доступность препаратов из перечня ЖНВЛП для всех пациентов. Только 14,2% респондентов (95% ДИ [11,08%; 17,86%]) считали, что справедливым является включение препаратов в перечень без 100% гарантии доступности (декларативный принцип), и 9,2% респондентов (95% ДИ [6,64%; 12,28%]) указали, что необходимо включать препараты в перечень, но гарантировать доступность на условиях соплатежа со стороны пациента, 23,6% респондентов (95% ДИ [19,71%; 27,09%]) затруднились ответить.
На вопрос «Стала ли доступней медицинская помощь для пациентов, страдающих солидными опухолями, в 2019-2022 годах?» 73% респондентов (95% ДИ [69,46%; 77,92%] ответили утвердительно, 15,6% респондентов (95% ДИ [12,32%; 19,35%]) - отрицательно и 10,6% респондентов 95% ДИ [7,84%; 13,82%]) затруднились ответить.
Обсуждение
Как показало исследование, врачи в основном положительно оценивают изменения модели КСГ, применяющейся для оплаты противоопухолевой лекарственной терапии солидных опухолей и лучевой терапии, и считают необходимым пересмотр модели КСГ, применяющейся для оплаты хирургического лечения онкологических заболеваний. Тарифы в системе ОМС для всех видов противоопухолевого лечения врачи-онкологи и врачи-радиотерапевты оценивают скорее достаточными, при этом однозначно считают, что на выбор схемы лекарственной терапии при оказании медицинской помощи влияет ее профицит-ность или дефицитность в модели КСГ. Также результаты анкетирования показали, что респонденты
С
#мс
№ 5 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
оценивают количество схем лекарственной терапии в группировщике КСГ как недостаточное. Это может быть связано с тем, что время от момента размещения клинических рекомендаций в Рубрикаторе клинических рекомендаций Минздрава России до включения, предусмотренных в них схем противоопухолевой лекарственной терапии в модель КСГ может составлять около года.
Обсуждаемые в отдельных исследованиях проблемы планирования объемов медицинской помощи для противоопухолевой лекарственной терапии, особенно в условиях дневного стационара [4], а также лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях, в том числе вопросы компенсации дефицита финансирования программ лекарственного обеспечения за счет системы ОМС [5, 6] получили подтверждение результатами данного исследования, полученными путем анкетирования. Так, врачи-онкологи сталкиваются с ограничением объемов медицинской помощи для противоопухолевой лекарственной терапии как в круглосуточном, так и в дневном стационаре, в два раза чаще, чем для хирургического лечения или лучевой терапии. Кроме того, более половины респондентов сталкивалось с ограничением доступности противоопухолевых лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи во всех условиях, в том числе амбулаторных в рамках программы лекарственного обеспечения. По мнению почти половины респондентов не следует исключать из оплаты в дневном стационаре по системе КСГ перораль-ные противоопухолевые лекарственные препараты. В то же время, мнение респондентов о источнике финансирования лекарственного обеспечения
неоднородно и разделилось между финансированием за счет бюджета субъекта, за счет федерального бюджета и за счет бюджета системы ОМС.
Результаты анкетирования показали, что врачи-онкологи и врачи-радиотерапевты положительно относятся к конкретизации гарантий граждан на бесплатную медицинскую помощь. Так, около половины респондентов считало справедливым ограничить включение противоопухолевых лекарственных препаратов в перечень ЖНВЛП и гарантировать их доступность для всех пациентов.
Несмотря на то что в настоящее время в РФ реализуется федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», проведенное исследование продемонстрировало, что сохраняется ограничение доступности медицинской помощи при проведении противоопухолевой лекарственной терапии. В то же время более 2/3 респондентов отметило, что доступность медицинской помощи для пациентов с солидными опухолями с 2019 по 2022 года повысилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что врачи-онкологи и врачи-радитерапевты применяют клинические рекомендации, размещенные в Рубрикаторе клинических рекомендаций Минздрава России. В то же время значительная доля респондентов обращаются к практическим рекомендациям Российского общества клинической онкологии, которые согласно законодательству, не являются клиническими рекомендациями, так как не проходят процедуру экспертизы и одобрения научно-практическим советом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Улумбекова Г.Э., Альвианская Н.В., Петрачков И.В. Организация и финансирование онкологической помощи в РФ в 2018-2024 гг //ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. - 2022. - № 1 (27). - С. 33-74.
2. Тишкина С.Н., Мацкевич В.Е., Ледовских Ю.А., Семакова Е.В., Омельяновский В.В. Нормативно-правовое регулирование обеспечения оказания медицинской помощи по профилю «онкология». // ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная Фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. - 2020. - Т. 13. - № 3. - С. 304-315.
3. Авксентьева М.В., Петровский А.В., Железнякова И.А., Зуев А.В., Серяпина Ю.В., Сура М.В. Развитие клинико-стати-стических групп для оплаты диагностики и лечения злокачественных новообразований в Российской Федерации // Медицинские технологии. Оценка и выбор. - 2021. - № 3 (43). - С. 12-20.
4. Шелякин В.А., Линник С.А., Третьяков Д.А., Худяев А.С., Швачко С.А. Планирование медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями в субъектах Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. - 2023. -№ 1. - С. 60-69.
5. Линник С.А., Александрова О.Ю. Правовые и организационные аспекты лекарственного обеспечения пациентов с злокачественными новообразованиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2023. - № 1. -С. 24-28.
6. Агафонова Ю.А., Федяев Д.В., Снеговой А.В., Омельяновский В.В. Совершенствование эффективности системы лекарственного обеспечения пациентов со злокачественными новообразованиями //Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. - 2022. - Т. 15. - № 2. - С. 209-220.
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 5
ZdrevoochreneniB 2024
ORIGINAL PAPER
SOCIOLOGICAL STUDY OF THE ATTITUDES OF ONCOLOGISTS AND RADIOTHERAPISTS TOWARDS CHANGES IN THE ACCESSIBILITY OF ANTITUMOR THERAPY DURING THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL PROJECT FIGHT AGAINST ONCOLOGICAL DISEASES
Yu.A. Ledovskikh:
Center for Healthcare Quality Assessment and Control of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia;
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow, Russia; FSBEI FPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia.
http://orcid.org/0000-0002-7567-6027.
H Corresponding author: Ledovskikh Yu.A.
ABSTRACT
The federal project «Fight against oncological diseases» is aimed at increasing the availability of cancer care that meets clinical guidelines. The purpose is to study the degree of use of clinical guidelines by oncologists and radiotherapists, the attitude to changes in the payment system for antitumor treatment by diagnosis-related group (DRG) of diseases and the opinion on the availability of antitumor therapy. Materials and methods. A survey of 436 oncologists and radiotherapists was conducted.
Results. Oncologists and radiotherapists actively use clinical guidelines in their practice. The majority of respondents positively assessed the changes in the payment system for antitumor drug therapy for DRG starting in 2018 (the inclusion of specific drug therapy regimens in DRG) and radiation therapy starting in 2019. Oncologists are 2 times more likely to face restrictions on the allocation of volumes of medical care in the «oncology» profile for antitumor drug therapy both in round-the-clock and day hospitals than for surgical treatment and radiation therapy. At the same time, 2/3 of the respondents noted that medical care for patients with solid tumors has become more accessible. Keywords: clinical guidelines, DRG, cancer care, oncology.
For citation: Ledovskikh Yu.A. Sociological study of the attitudes of oncologists and radiotherapists towards changes in the accessibility of antitumor therapy during the implementation of the federal project Fight against oncological diseases // Manager Zdravookhranenia. 2024; 5:85-93. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-85-93.
REFERENCES
1. Ulumbekova G.E, Alvianskaya N.V., Petrachkov I.V. Organization and financing of cancer care in the Russian Federation in 2018-2024 // ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. - 2022. - № 1 (27). - P. 33-74.
2. Tishkina S.N, Matskevich V.E., Ledovskikh Yu.A., Semakova E.V., Omelyanovskiy V.V. Regulatory framework of the oncological medical care provision // FARMAKOEKONOMIKA. Modern Pharmacoeconomics and Pharmacoepidemiology. - 2020. - Vol. 13. -№ 3. - P. 304-315.
3. Avxentyeva M.V., Petrovskiy A.V., Zheleznyakova I.A., Zuev A.V., Seryapina Yu.V, Sura M.V. Development of diagnosis-related groups for malignant neoplasms diagnostics and treatment in the Russian Federation // Medical Technologies. Assessment and Choice. - 2021. - № 3 (43). - P. 12-20.
4. Shelyakin V.A., Linnik S.A., Tretyakov D.A., Khudyaev A.S., Shvachko S.A. Planning medical care for patients with cancer in the constituent entities of the Russian Federation // Manager Zdravoohranenia. - 2023. - № 1. - P. 60-69.
5. Linnik S.A., Alexandrova O.Y. Legal and organizational aspects of drug provision of patients with malignant neoplasms in the provision of medical care on an outpatient basis // Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health. - 2023. -№ 1. - P. 24-28.
6. Agafonova Yu.A., Fedyaev D. V, Snegovoy A. V, Omelyanovskiy V. V. Improving the efficiency of the medicine provision system for patients with malignant neoplasms // FARMAKOEKONOMIKA. Modern Pharmacoeconomics and Pharmacoepidemiology. - 2022. -Vol. 15. - № 2. - P. 209-220.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Ледовских Юлия Анатольевна - канд. мед. наук, начальник отдела методического обеспечения стандартизации ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко», доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом оценки технологий здравоохранения ФГБОУДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Москва, Россия.
Yulia A. Ledovskikh - Ph.D. (Medicine), Head of Department of Methodological Support of Standardization, Center for Healthcare Quality Assessment and Control of the Ministry of Health of the Russian Federation, FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», associate professor of Healthcare Organization and Public Health with a Course in Health Technology Assessment FSBEI FPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: jledovskih@gmail.com
№ 5 Manager
2024 Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения