СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
УДК 316
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2008 г. М.В. Соколова
Федеральное агентство по образованию, г. Москва
Поступина в родащию 30.04.2008
Приведены результаты исследования мотивации на получение высшего образования в семьях с высоким, средним и низким уровнем дохода в Москве.
Кнючовыо снова: мотивация, высшее образование.
Получение образования является непременным требованием к любой личности, вследствие этого исследование мотивации обучения, выбора профессионального образования и профессии становится центральным в педагогике и педагогической психологии.
В последнее время возросло понимание психологами роли позитивной мотивации к учению в успешном овладении знаниями и умениями. Ученые выяснили, что высокая положительная мотивация может сыграть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Тем не менее, в противоположном направлении данный фактор не срабатывает - никакой высокий уровень способностей не сможет компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не сможет привести к существенным успехам в учебе.
Понимание высокой значимости мотива обучения для успешной учебы привело к формулированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. Важность данного принципа вытекает из того факта, что в ходе обучения в высшем учебном заведении «сила» мотива учения и освоения выбранной специальности понижается. Причинами этого являются неудовлетворительные перспективы, недостатки в организации учебного и воспитательного процесса, досуга, быта.
Опираясь на результаты социологических исследований, можно констатировать, что по характеру мотивации и потребности в высшем образовании можно дифференцировать современную молодежь на две категории. Представители первой группы рассматривают процесс
получения высшего образования с точки зрения приобретения профессиональных знаний, которые необходимы для жизненного успеха. Представителей же второй группы данный процесс привлекает возможностью реализовать совсем другие жизненные цели - получить диплом, чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу, не обязательно в соответствии с полученным образованием, и пр.
В массовом сознании уже давно существует представление о том, что сами по себе университетские познания как таковые - не такая уж и великая ценность. Намного важнее что-то совсем иное, для чего довольно сложно найти обобщающее определение. Зачастую это «что-то» называют умением хорошо устроиться в жизни.
При выборе профессии и определении профессионального пути о значении мотивации особенно убедительно говорят результаты отбора в военные учебные заведения и прохождения воинской службы молодежью и офицерами: высокие показатели отчислений из военных учебных заведений, недостаточный уровень успешности обучения и эффективности деятельности в существенной степени определяются именно низкой мотивацией к овладению военными специальностями, выполнению практических задач. Результатом этого становится нарушение личностных профессиональных планов, что сопровождается психологическим дискомфортом, внутриличностным конфликтом, проявлением нерациональных стратегий поведения и, в конечном итоге, снижением адаптивных возможностей и толерантности организма и
психики, а также развитием функциональных нарушений нервно-психического характера. Однако своевременное выявление направленности и уровня профессиональной мотивации, устойчивости интересов и ценностно-смысловых конструктов мотивов выбора той либо другой профессии ограничено возможностями имеющихся методических приемов их психодиагностики и прогностики.
Анализ анкетирования студенческой молодежи Москвы выявил смещение образовательных предпочтений сегодняшних абитуриентов, к примеру конкурс в высшие учебные заведения на такие специальности, как банковское дело, финансы, существенно выше, чем на технические специальности.
Основным источником информации о высшем учебном заведении и специальности, как показал анализ результатов исследований, первокурсники считают родственников и друзей. К сожалению, учителя практически не оказывают никакого влияния на выбор будущих студентов. Отдельно необходимо отметить нереализованные возможности высших учебных заведений по организации профессиональной ориентации молодежи. Почему бы, к примеру, учитывая тот факт, что самым эффективным источником информации, по мнению респондентов, является телевидение, не организовать по кабельному каналу цикл передач о конкретном вузе и конкретной специальности?! Также необходимо как можно шире использовать большие потенциальные возможности «дня открытых дверей». Слаженная работа по подготовке и проведению данного мероприятия может стать самым эффективным средством профориентации и привлечения лучших выпускников школ в высшее учебное заведение. Таким образом, несмотря на то, что выбор высшего учебного заведения и специальности во многом определяется субъективными знаниями тех, кто является источником информации, вуз, анализируя результаты исследований, может более эффективно планировать деятельность по профессиональной ориентации и профессиональному отбору будущих студентов из числа лучших выпускников школ.
Как показывают опросы абитуриентов, в данной среде очень распространено мнение, что в государственных вузах подготовка намного лучше, чем в негосударственных.
Почти две трети опрошенных абитуриентов выразили желание учиться лишь в государственном вузе. Данная категория опрашиваемых располагает минимальной информацией о негосударственных образовательных учреждениях, многие из опрошенных даже не знают, что су-
щественная часть негосударственных вузов выдает дипломы государственного образца. Это говорит о недостатке информации относительно различий между государственными и негосударственными вузами. Около трети абитуриентов сказали, что правовой статус вуза для них не имеет никакого значения. Им все равно, где учиться - в государственном или коммерческом вузе, намного важнее для них получить престижную и востребованную профессию, которая даст возможность хорошо устроиться в жизни. Ответ же «хочу учиться только в коммерческом вузе» не выбрал ни один из опрашиваемых.
Результаты анкетирования дали возможность выявить цели предпочтения получения высшего образования:
- престижная работа - 61.3% от общего количества опрашиваемых;
- «корочка» о получении высшего образования - 58.7%;
- интересная профессия - 55.7%;
- достойная оплата труда - 51.6%;
- возможность повысить свой образовательный и культурный уровень - 46.2%;
- карьера - 37.5%.
На эффективность учебной деятельности студентов влияет целая система мотивов, которая складывается на основании ранее сформировавшихся способностей, потребностей, интересов. Как видно из результатов исследований, процесс выбора профессии для многих абитуриентов стал более прагматичным, отвечающим изменениям, происходящим в нашей сегодняшней жизни. Более половины опрашиваемых студентов видят ценность образования в первую очередь в возможности получить высокооплачиваемую работу. Однако довольно большое количество студентов связывает получаемое образование с возможностью иметь интересную профессию и повышать свой творческий потенциал.
При этом следует отметить, что число уверенных в своих силах и знаниях студентов меняется в зависимости от курса обучения. К примеру, если на вторых-третьих курсах данная уверенность сохраняется на уровне 25% от всех респондентов, то уже к окончанию вуза лишь 22.8% опрашиваемых видят себя частными предпринимателями либо на административных должностях. Такая ситуация может быть обусловлена как субъективными, так и объективными факторами, она может базироваться на преобразованиях в политической, экономической и социальной сферах жизни сегодняшнего отечественного общества и на сти-
хийной реакции студенческой молодежи на появляющиеся диспропорции на рынке труда.
Необходимо подчеркнуть, что Москва -один из самых динамичных полей социального пространства. Все инновации применяются прежде всего здесь, здесь формируются новейшие социокультурные модели, которые далее распространяются на все остальные регионы. Результаты социологического опроса московских студентов вследствие этого могут быть применены для сопоставимых исследований трансформационных процессов в целом по России.
Согласно результатам опроса, статусные притязания молодежи находят свое отражение в структуре жизненных целей. Общим для всех групп абитуриентов, независимо от пола, дохода семьи, является стремление к материальному достатку и профессиональной карьере. Получение высшего образования рассматривается как своего рода инвестиции в будущую статусную позицию, вследствие этого в представлениях молодых людей высшее образование играет скорее инструментальную роль, чем является целевым статусным компонентом.
Среди личностных предпочтений абитуриентов важное место занимают следующие статусные идентичности: те, кто сам строит свою судьбу, те, кто хочет многого добиться в жизни, и те, для кого просто необходимо получить высшее образование. Понижение образовательных идентичностей у абитуриента зачастую происходит тогда, когда хотя бы один из его родственников вынужден был поменять свою работу на менее квалифицированную, чем раньше. Установки родителей на приобретение высшего образования наиболее эффективно действуют в тех семьях, где лишь один из родителей получил высшее образование. Высшее образование, безусловно, воспринимается и как один из основных символов жизненного успеха. Важной проблемой здесь является разрыв между социальными и личными перспективами получения образования. Данный разрыв в основном свойственен семьям с низкими доходами и нисходящей профессиональной мобильностью.
В зависимости от материального положения выделяются группы с низкими, средними и высокими доходами. Наибольший интерес к получению высшего образования проявляют абитуриенты из семей со средними доходами, для них высшее образование в первую очередь является возможностью получить хорошую работу.
Самый низкий рейтинг высшего образования наблюдается в группе семей с низкими доходами, где превалируют семейные ценности, высокое и престижное положение в обществе, само-
реализация. Специфической чертой данной группы является довольно низкая согласованность планов родителей и детей. Главные отличия касаются планов самореализации и достижения высокого положения в обществе. По мнению абитуриентов, данные цели гораздо менее существенны для родителей, чем для них самих. В остальных группах планы родителей и детей являются более согласованными и не имеют таких резких отличий. Из этого можно сделать вывод, что у абитуриентов из семей с низкими доходами высокие личные амбиции к повышению своего социального статуса. Вместе с тем они критически оценивают свои стартовые позиции и социальные условия для достижения намеченных целей. Значит, в данной группе наиболее остро чувствуется противоречие между личными притязаниями и социальными ресурсами, которыми они располагают. Возможно, именно этот факт заставляет данную категорию респондентов использовать наиболее быстрые способы повышения своего статуса, к примеру искать хорошо оплачиваемую работу сразу же после окончания школы. Все это в конечном счете снижает интерес к долговременным целям, в частности к получению высшего образования.
Формулируя конкретные задачи модернизации отечественного образования, необходимо учитывать данные диагностических исследований, которые характеризуют культурные ориентации, потребности и компетенции учащейся молодежи.
В сознании сегодняшней молодежи термин «культурность» в первую очередь связан с особым стилем общения, способом урегулирования отношений между индивидуумами. Среди ведущих признаков культуры качества, которые необходимы для организации общения, названы половиной опрошенных столичных студентов. И только довольно малая часть опрошенных в понятие «культура» включила такие категории, как кругозор, творчество, эрудиция, приобщение к достижениям мировой культуры. Из этого можно сделать вывод, что культура в сознании студенческой молодежи по существу означает межличностную коммуникацию и вовсе не является сферой общественно значимого. Все вышесказанное, бесспорно, значительно усложняет подключение культурного потенциала к гуманитарным и техническим наукам. А ведь именно это было сильнейшей стороной отечественной научно-технической элиты 50-70-х годов.
В ходе исследования также выявлено, что на культурные ориентации молодых людей оказы-
вает влияние и профиль учебного заведения, в котором они учатся. Так, в гуманитарных вузах ориентация на духовное начало сегодня значительно выше, чем в технических, а вследствие этого и культурные установки намного устойчивее, и интерес к классической культуре все еще остается на довольно высоком уровне.
В нашем сегодняшнем мире имеется колоссальное количество источников информации. Откуда же и какую именно информацию черпает современный студент?
Источники информации в информационном поле студента имеют разную значимость. Какие-то из них оказывают лишь одностороннее воздействие на студента, а в каких-то случаях студент сам может влиять на них и менять поле отдельных источников информации. К первому виду можно отнести газеты, журналы, книги, радио, телевидение, Интернет. Однако это вовсе неоднозначно, так как студент может написать в редакцию газеты, позвонить на радио и телевидение, принимать участие в форумах в Интернете. Таким образом он может пытаться выстроить диалог с данными источниками информации. Однако полностью изменить их информационное поле он не в состоянии. В большей степени студент оказывается зависим от данных источников.
Другими источниками информации студента являются студенческая группа, семья, работа, друзья, одноклассники, преподаватели и иные социально значимые для него люди. В этом случае студент хотя и получает различного типа информацию из данных источников, но вместе с тем может и воздействовать на них.
Немаловажной является информация, которую студент черпает на улице и в транспорте. Для этой информации свойственно то, что мы не всегда ее замечаем. С одной стороны, достоверность ее весьма сомнительна, однако отдельная новость, услышанная именно в транспорте, быстро распространяется. Человек в дальнейшем может ее использовать, даже не подозревая, где впервые услышал ее.
А что же читает сегодняшний студент? В ходе исследования было выявлено, что наиболее высокие доходы поступают сегодня от продаж аудиокниг, литературы для юношества, дешевых изданий масскульта и электронных книг в Интернете. Художественная литература больше не борется за читателя, как это было два поколения назад. Почему же чтение перестает быть необходимостью? Да потому что культура сегодня не требует, чтобы человек познакомился с каким-то общепринятым набором эстетических ценностей. В нашем обществе сейчас можно прожить, не прочтя классики.
Абитуриенты приходят в вуз с разным уровнем знаний, который зависит прежде всего от того, где учился выпускник. Знания по русскому языку у современных абитуриентов как правило ограничиваются знаниями по орфографии и пунктуации. На самом же деле, одной из ключевых задач обучения и в школе, и в вузе является формирование коммуникативных навыков, то есть навыков общения в разнообразных областях, включая и профессиональную.
Сегодня, говоря о подготовке высококвалифицированного специалиста, мы не можем не сказать о русском языке и литературе, поскольку язык и литература является величайшим достоянием всякой нации. В настоящее время студент, окончив вуз, вовсе не обязательно будет работать именно по той специальности, которую получил. А умение общаться, быстро понимать собеседника необходимо для любой профессии. Именно с этим связана необходимость курсов, направленных больше не на изучение орфографии и пунктуации, а на повышение коммуникативной компетенции, на умение четко выражать свою мысль. Ведь именно с языком связано умение быстро понять высказанную мысль.
Из всего вышесказанного видно, что современная студенческая аудитория по сути неспособна на должном уровне обсуждать философские проблемы, исторические закономерности или политические процессы, происходящие в обществе. В результате преподаватели вынуждены значительно упрощать преподносимый учебный материал, у студентов же в связи с этим может появится весьма искаженное представление о гуманитарном знании, а это навряд ли будет содействовать развитию гуманитарных интересов и в целом.
Одной из причин низкой мотивации учения сегодняшних школьников является отсутствие социальной справедливости в обществе. Школьники на многочисленных примерах видят, что на карьерный рост меньше всего влияют личные старания в учебе. Все определяют деньги и связи родителей. Другим аспектом проблемы мотивации является то, что уровень преподавания также снизился. Из образования ушли учителя среднего возраста, не выдержав низкой заработной платы и гнета правил, установленных чиновниками.
В течение 90-х годов XX столетия, согласно социологическим исследованиям, в нашей стране значительно изменилась и гендерная структура абитуриентов, во многом это связано с возможностью уклониться от службы в армии. Число мужчин, поступающих на дневные отделения вузов, существенно возросло, в то время
как на вечерние и заочные отделения, напротив, ным критерием выбора высшего учебного заве-снизилось. Для большого количества юношей дения и сильнейшей мотивацией для получения отсрочка от армии является порой самым важ- высшего образования.
SOCIOLOGICAL RESEARCH OF MOTIVATION FOR RECEIVING HIGHER EDUCATION
M. V. Sokolova
The results of research of motivation for receiving higher education in the families with a high, medium and low income level in Moscow are presented. In the author’s opinion, one of the reasons of low motivation to get higher education is the absence of social justice in the society.