Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
187
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ / ИНВАЛИДНОСТЬ / СТУДЕНТ С НОЗОЛОГИЯМИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гостенина В.И., Евлаш С.Ю.

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с внедрением инклюзивного образования в российские учебные заведения. Авторы проанализировали понятие инклюзивного образования, обосновали проведение социологического исследования о готовности студентов вузов к совместному обучению со студентами с ограниченными возможностями здоровья. В статье приведены результаты данного социологического исследования, сделаны выводы о необходимости проведения разъяснительной работы об отношении к людям с ОВЗ. Также показано, что необходимо комплексное решение проблем для создания благоприятной среды для подобных людей как в образовательном пространстве социума, так и в других сферах жизнедеятельности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL STUDY OF UNIVERSITY STUDENTS' READINESS FOR INCLUSIVE EDUCATION

The article deals with topical issues related to the introduction of inclusive education in Russian educational institutions. The authors analyzed the concept of inclusive education, justified the conduct of a sociological study on the readiness of university students to co-study with students with disabilities. The article presents the results of this sociological study, conclusions are drawn about the need for explanatory work on the attitude to people with disabilities. It is also shown that it is necessary to solve complex problems in order to create a favorable environment for such people both in the educational space of society and in other spheres of society.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

DOAJ

УДК 316.4.06

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К

ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Гостенина В.И., Евлаш С.Ю.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с внедрением инклюзивного образования в российские учебные заведения. Авторы проанализировали понятие инклюзивного образования, обосновали проведение социологического исследования о готовности студентов вузов к совместному обучению со студентами с ограниченными возможностями здоровья. В статье приведены результаты данного социологического исследования, сделаны выводы о необходимости проведения разъяснительной работы об отношении к людям с ОВЗ. Также показано, что необходимо комплексное решение проблем для создания благоприятной среды для подобных людей как в образовательном пространстве социума, так и в других сферах жизнедеятельности общества.

Ключевые слова: социологическое исследование, инклюзия, инклюзивное образование, студенты вуза, процесс образования, инвалидность, студент с нозологиями.

10.22281/2542-169 7-2022-01-04-56-63

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что человек как социальное существо нуждается в постоянном общении, развитии и образовании [4; 6]. Одним из компонентов хорошей социализации для человека выступает процесс обучения. Однако процесс обучения не всем дается легко, не каждый в состоянии адаптироваться к новым знакомствам, новому окружению, правилам учебных заведений и режиму дня. Особенно проблемы обострились в период объявленной пандемии коронавируса и внедрения цифровизации в образовательный процесс [10; 18; 20] в связи с информатизацией практически всех сфер социума [8; 9; 17]. К тому же в наше время возник вопрос о социализации людей с ограниченными возможностями здоровья [22; 23; 5], которые стремятся получать образование наравне со своими сверстниками, которые не относятся к вышеозначенной категории. Напрашивается вопрос: смогут ли ученики с ОВЗ выдержать такую нагрузку, если даже у простых учеников это вызывает сложности.

По данной теме было проведено множество исследований, вследствие чего 29 декабря 2012 года в Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст.2 п. 27 закрепили понятие «инклюзивного образования» [11], которое заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Особая нагрузка в этом аспекте ложится на плечи социальных работников [7], владеющих технологиями работы с подобными людьми [15; 16], но нужно всемерно способствовать тому, чтобы государство проводило такую социальную политику [1; 19], которая учитывала бы решение проблем людей с ОВЗ. Небезынтересен в этом аспекте опыт церкви [25].

В РФ инклюзивное образование находится еще на начальных этапах формирования. Термин «инклюзия» стал появляться только в начале 90-х годов XX века как следствие разработок нормативно-правовых документов: Всеобщей декларация прав человека, Декларация прав ребенка образования, Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, материалы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями. Начиная с декабря 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к действиям по изменению российского законодательства в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов.

Прежде чем мы перейдем к основной части статьи, необходимо раскрыть терминологию инклюзивного образования.

В полном своем значении инклюзивное образование - это системный подход

DOAJ

получения образования, при котором обучение доступно для каждого ребенка, независимо от его каких-либо особенностей. Основная идея инклюзии заключается «в доступном обучении для всех людей, какие бы они особенности не имели, а не наоборот» [3].

Инклюзивное образование предусматривает перестройку процесса образования таким образом, чтобы все люди с ограниченными возможностями здоровья могли должны быть вовлечены в социум [12; 13]. Однако, несмотря на большое количество исследований и нововведений, до сих пор стоит вопрос о готовность системы образования принять людей с инвалидностью [2; 14]. Готовность включается в себя не только материальную среду, оборудования, архитектуру, транспортную доступность [24], но и эмоциональную подготовленность, а именно толерантное отношения всех участников процесса обучения, не только педагогов, но и учащихся [21].

Исследователи говорят о том, что даже молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, которые не имеют проблем с интеллектуальным развитием отгорожены от людей и замкнуты, по причине недоверия к миру и отсутствия навыков общения.

Сотрудники Центрального научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН), проанализировав опыт интеграции инвалидов, выявили, что отношение здоровых людей к людям с нозологиями является неблагоприятным.

Исходя из всего вышесказанного мы приняли решения исследовать уровень готовности студентов нашего вуза к инклюзивному образованию (исследование проведено С.Ю. Евлаш; научный руководитель - профессор В.И. Гостенина).

Объект исследования - инклюзивное образование в вузе.

Предметом исследования являются студенты Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Цель - изучение отношения студентов с условной нормой к студентам с нозологиями. В качестве генеральной совокупности исходя из объекта исследования выступают все студенты Брянского государственного университета.

Был выбран метод стихийной выборки, в результате которого в исследовании приняли участие 77 человек - студенты Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Для исследования отношения студентов высшего учебного заведения к лицам с ограниченными возможностями и инклюзивному образованию была составлена анкета, вопросы которой направлены на выявление эмоционального отношения студентов к инвалидам и их готовности к совместному образованию со студентами с нозологиями.

Проанализируем результаты исследования.

Социально-демографический блок показал следующие результаты. Гендерный признак испытуемых: 80,5% выступили респонденты женского пола, и всего 19,5% респондентов мужского пола. По возрастному полу респонденты поделились следующим образом, 34 респондента 21-22 года, что составило 44,2% всех исследуемых, 42 респондента в возрасте от 18-20 лет (54,5%), и 1 респондент в возрасте от 23 - 24 лет, что составило 1,3% от всей выборки испытуемых.

На вопрос «Сталкивались ли Вы в жизни с людьми, имеющими инвалидность?» мы получили следующие ответы. Ответ «Да» дало 89,6% испытуемых (69 чел.), ответ «Нет» выбрало всего 10,4% респондентов (8 чел.). Исходя из результатов мы можем сделать вывод, что в большинстве своем студенты встречают на своем пути людей с ограниченными возможностями здоровья.

Для того чтобы узнать, где чаще всего студенты сталкиваются с людьми с нозологиями, мы задали встречный вопрос «Как часто в вашей жизни было общение/контакт/взаимодействие с человеком с инвалидностью?». Исходя из ответов на вопрос, можно сделать вывод: студенты БГУ чаще всего встречают людей с нозологиями в публичных городских пространствах 26%, постоянно общаются с лицами с инвалидностью в рамках дружбы или родственных отношений всего 15,6%. Часто взаимодействуют с ними

DOAJ

5,2% опрошенных, 37,7% крайне редко встречают людей с инвалидностью, 15,6% видели их несколько раз в жизни. Таким образом, мы видим, что студенты крайне редко контактируют с инвалидами, чаще всего это происходит спонтанно и в основе своей на городских пространствах.

Далее мы решили узнать эмоциональное отношение студентов Брянского государственного университета к студентам с нозологиями «Что вы чувствуете, когда видите / вступаете в контакт / помогаете человеку с инвалидностью и ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)?».

Большинство респондентов, а именно 67,1% испытывают сострадание по отношению к таким людям, 15,8% ничего не чувствуют при виде человека с нозологиями, 7,9% ощущают жалость, так же по 1 респонденту (1,3%) дали следующие ответы: гнев, дискомфорт, страх, становится неловко, понимание и сострадание, ответственность, уважение, неловкость от того, что моё положение лучше.

На вопрос «Как Вы думаете какие качества присущи студенту с ОВЗ?» ответы учащихся разделились следующим образом. Большинство респондентов 55,3% считают, что это обычный человек, как и все. Почти в равных процентах дали ответы, что это добродушный 38,2%, спокойный 32,9%, молчаливый 36,8% человек. Однако 10,5% представляют себе человека с нозологиями, как нервного человека. По 1 респонденту (1,3%) выбрали ответ «замкнутый» и «оптимист».

Прежде чем перейти к основной части вопросов, мы решили узнать, знают ли студенты вуза, что такое инклюзивное образование. «Знаете ли Вы, что такое „инклюзивное образование"?» в большинстве своем студентам знакомо данное понятие, ответ «да» дал 70,1% опрошенных, ответ «нет» выбрало 29,9% опрошенных.

В следующем вопросе мы предложили нашим студентам указать положительные стороны инклюзивного образования (рисунок).

Положительные эффекты инклюзивного образования

Разружение стереотипов ^^ Помощь ™ Равенство Взаимопмощь Взаимодействие В заимоуважение Общение Адаптация Социализация Толенрантность Затрудняюсь ответить

0 5 10 15 20 25 30

Рисунок 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос о положительных эффектах

инклюзивного образования

Этот вопрос был открытым, и испытуемые давали самостоятельные ответы на вопрос. Все ответы для общей наглядности мы разделили на 10 категорий. Затруднилось с ответом 26% респондентов. Остальные 74% опрошенных отметили следующие положительные стороны инклюзивного образования: равенство 34 %, социализация 12%, толерантность, взаимопомощь по 5%, взаимодействие, взаимоуважение, адаптация 4%, разрушение стереотипов 3 %, общение 2%, помощь 1 %.

Также обучающимся Брянского государственного университета было предложено выбрать, какими должны быть условия для обучения людей с ограниченными возможностями. По мнению 36,4% опрошенных студенты с нозологиями должны учиться вместе со всеми, 22,1% опрошенных считаю, что лучшим вариантом будет обучение отдельно от остальных, в специально созданных учреждениях. «Индивидуальное

шор

58

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

посещение занятий» такой вариант ответа выбрало 10,4% испытуемых, 31,2% студентов затруднились ответить на данный вопрос. Таким образом, мы видим, что 63,6% студентов видят препятствия на пути в совместном обучении со студентами с нозологиями.

По мнению 69,3% испытуемых в университете не могут обучаться лица с расстройством поведения, также 65,3% считают, что в ВУЗе не могут обучаться студенты с задержкой психического развития. Небольшие количества респондентов, выбрали, что получать высшее образования не могут студенты с заболеванием зрения (20%), заболеванием слуха (18,7%), заболеванием опорно - двигательного аппарата (17,3%). Таким образом мы видим, негативное отношение к некоторым видам заболеваний.

На вопрос: «Если бы при поступлении мне сказали, что я буду учиться с инвалидами в одной группе, то...» - 81,8% респондентов ответили, что это никак не повлияло бы на их решение находиться в этой группе. Затруднились ответить 7,8%. Скорее всего не изменили бы свой выбор 6,5% опрошенных, и всего 3,9% наверняка поменяли бы коллектив. Исходя из результатов ответов на вопрос, мы можем с уверенностью сказать, что большинство студентов не только рассматривают инклюзивное образование как положительное явление, но и готовы к обучению в группе.

Также в результате анализа результатов исследования, мы узнали, как студенты относятся к совместному обучению в одной группе со студентами с нозологиями. Большая часть студентов 70,1% допускают возможность совместного обучения, 14,3% всячески поддерживают идею инклюзивного образования. Скорее был (а) бы против обучения водной группе со студентами с ОВЗ оказалось всего 3 респондента (3,9% от всех опрошенных), затруднилось дать ответ на вопрос 11,7%. На основании результатов мы можем сказать, что в основной своей массе респонденты, не проявляют негативных мнений к идее инклюзивного образования, хотя и не все респонденты согласны с данной позиций.

Подведем итоги всего проведенного исследования. Нами были сформулированы следующие выводы:

1. Исходя из ответов на вопросы мы зафиксировали, что студенты Брянского государственного университета имеют опыт взаимодействия с инвалидами. В большинстве своём они их крайне редко встречают и в основном в городских местах, однако 20,8% студентов часто общаются с людьми с нозологиями и находятся с ними в дружественных и родственных отношениях.

2. Также исходя из результатов исследования мы смогли составить портрет студента с нозологиями, его чаще всего представляют как обычного, доброго, спокойного и молчаливого человека (88,2%).

3. Наряду с этим нам удалось узнать осведомлённость студентов об инклюзивном образовании. Большинство респондентов 70,1% знают, что такое инклюзивное образование и выделили его положительные стороны такие как: равенство (34%), социализация (12%), толерантность и взаимопонимание (5%), взаимопомощь и адаптация (4%). Однако 29,9% опрошенных впервые столкнулись с данным понятием. Это говорит нам о необходимости больше освящать студентам такие проблемы, как инклюзивное образование и проводить с ними мероприятия, посвященные данной проблеме.

4. Также мы можем предположить, что основными сложностями на пути к инклюзивному образованию студенты считают организованность пространства для людей с нозологиями. К такому выводу мы пришли исходя из ответов на вопросы «Какими должно быть условия для обучения инвалидов?» и «Как Вы относитесь к обучению в одной группе со студентами-инвалидами?». На первый вопрос большинство студентов (63,6%) дал ответ, что студенты с нозологиями должны учиться в специализированных учреждениях, но 70,1% допускают возможность совместного обучения, 14,3% всячески поддерживают идею инклюзивного образования. Мы видим, что студенты не проявляют нежелание находиться в процессе обучения совместно со студентами с нозологиями. Наоборот, скорее всего, они смотрят на данную проблемы со стороны организации инклюзивного процесса.

Бесспорно, процесс становления инклюзивного образования без активного его

DOAJ

внедрения в вузе как просветительского компонента, становится затруднительным. Для того чтобы лучше внедрить инклюзивное образование в процесс обучения, необходимы комплексные мероприятия, проведение семинаров, а также мероприятий, которые позволят в формате общей деятельности ознакомиться со студентами с нозологиями.

Список использованных источников

1. Antonova V.I. Civil society: determination of social nature and functional essence / V.I. Antonova, V.V. Antonova, P.N. Kirichek // Ogarev-Online. 2017. No. 5(94). Р. 6.

2. Voronov K.A. Model of work with disabled children: sociological parameters / K.A. Voronov, A.A. Pimakhova, S.A. Shilina // Scientific journal «Discourse». - 2018. -№ 7 (21). - Pp. 97-109.

3. Golenkova O.V. Interaction of specialists in the support of inclusive practice at school /

0.V. Golenkova, T.P. Lapyko // In the collection: The category of «social» in modern pedagogy and psychology. Materials of the 4th All-Russian Scientific and Practical Conference (correspondence) with international participation. 2016. Pp. 483-488.

4. Golenkova O.V. Pedagogical personnel in the Bryansk district of the Oryol province at the turn of the XIX - XX centuries: socio-sociological analysis / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 2 (43). Pp. 9-13.

5. Golenkova O.V. Problems of inclusive education in modern Russian society / O.V. Golenkova // In the collection: Actual problems of modern education: experience and innovations. Materials of the scientific and practical conference (correspondence) with international participation. Responsible editor A.Y. Nagornova. 2014. Pp. 112-117.

6. Golenkova O.V. The development of education in the Bryansk district of the Oryol province in the XIX - early XX centuries: historical and sociological aspect / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 1 (42). Pp. 9-14.

7. Gostenina V.I. Social worker in the system of social services of the population : Educational and methodological manual in the field of training «Social work» (03/39/02), «Sociology of management» (04/39.01.) and for retraining of social workers / V.I. Gostenina, T.E. Lifanova, A.K. Mammadov [et al.]. - Bryansk : Bryansk State University named after Academician

1.G. Petrovsky, 2019. - 308 p. - ISBN 978-5-9734-0335-5. - EDN KDGZDU.

8. Efimochkina N.B. Digital fields of social transformations of megapolis / N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 3 (23). Pp. 35-45.

9. Efimochkina N.B. Evolution of digital fields of social transformations of the megalopolis/ N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 4 (24). Pp. 73-85.

10. Kirichek P.N. University in the field of social order / P.N. Kirichek // Social and psychological problems of modern education : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Irkutsk, November 29, 2018. Irkutsk: East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2018. Pp. 183-188.

11. Constitution of the Russian Federation, Federal Law «On Education», Federal Law «On Social Protection of Disabled People in the Russian Federation» Article 19 N 181-FZ

12. Kuzevanova V.V. Art therapy as one of the ways of socialization of disabled children: a sociological aspect (Part I) / V.V. Kuzevanova, T.E. Lifanova, A.A. Pimakhova, A.M. Shilin// The scientific journal «Discourse». - 2018. - 7(21). - Pp. 117-130.

13. Kuzevanova V.V. The sociological aspect of art therapy as a way of socialization of disabled children: the sociological aspect (Part II) / V.V. Kuzevanova, T.E. Lifanova, A.A. Pimakhova, A.M. Shilin// The scientific journal «Discourse». - 2018. - 7(21). - Pp. 131-143.

14. Lapyko T.P. Personal characteristics of future teachers, significant for working with children with disabilities / T.P. Lapyko, O.V. Golenkova // In the collection: The category of «social» in modern pedagogy and psychology. Materials of the 9th All-Russian Scientific and Practical Conference with remote and international participation. Ulyanovsk, 2021. Pp. 464-468.

15. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the

direction of training 39.03.02 «Social work» / Bryansk, 2020. Volume Part 2. 160 p.

16. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 «Social work» / Bryansk, 2019. Volume Part 1. 160 p.

17. Mammadov, A. K. Virtual personality: social escapism or a new field of creativity? / A.K. Mammadov // Economy. Sociology. The right. - 2019. - № 1(13). - Pp. 68-75. - EDN ZEICMP.

18. Mammadov, A.K. Metamorphoses of digital society: difficulties of growth and risks / A.K. Mammadov, L.Y. Pisareva // Sociology. - 2020. - No. 3. - Pp. 4-17. - EDN ZEWVDB.

19. Mammadov, A.K. The search for identity in modern realities: dicreteness, posttraditionalism and individualism / A.K. Mammadov, O.I. Yakushina // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. - 2015. - Vol. 15. - No. 4. -Pp. 20-30. - EDN UXMDTR.

20. Mammadov, A.K. Social inequality: new ontology and variability in the information age / A. K. Mammadov // Philosophy and social sciences in the modern world : Materials of the international scientific conference on the 30th anniversary of the Faculty of Philosophy and Social Sciences of the Belarusian State University, Minsk, September 26-27, 2019. - Minsk: Belarusian State University, 2019. - Pp. 11-15. - EDN JVNVUB.

21. Melnikov S.L. Risk management of inclusive education / S.L. Melnikov, T.E. Lifanova, S.A. Shilina// Power. 2021. Vol. 29. No. 6. Pp. 200-207.

22. Shilina S.A. Inclusive education in Russia as one of the forms of socialization of persons with disabilities / S.A. Shilina, K.I. Fedorova// The scientific journal «Discourse». -2019. - № 10 (36). - Pp. 45-56.

23. Shilina S.A. Formation of communicative culture in the process of implementation of inclusive education in Russia / S.A. Shilina, S.A. Bobrova, E.S. Lucheninova // In the collection: Higher education for the XXI century: the role of humanities education in the context of technological and socio-cultural changes. XV International Scientific Conference. Reports and materials. In 2 parts. Under the general editorship of I.M. Ilyinsky. 2019. pp. 226-234.

24. Gostenina V. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) / V. Gostenina, S. Melnikov, E. Sycheva, S. Shilina // Transportation Research Procedure : X International Scientific Siberian Transport Forum -TransSiberia 2022, Siberia, May 13, 2022. Siberia: Elsevier, 2022. P. 1034-1041. DOI 10.1016/j.trpro.2022.06.103.

25. Lifanova T.E. Socio-ecological Ministry of the Russian Orthodox Church (end of the 19th-beguinning of the 20th centuries) / T. E. Lifanova, E. Yu. Sycheva [et al.] // Revista Genero e Direito. 2020. - Vol. 9. No 4. P. 667-689.

Сведения об авторах

Гостенина Валентина Ивановна - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: v.gostenina@yandex.ru; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; Телефон рабочий: +74832580520 (1231)

Евлаш Светлана Юрьевна - студент направления подготовки 39.03.01 Социология (Социологические исследования), факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: Svetlanaevlas02@yandex.ru; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

UDC 316.4.06

SOCIOLOGICAL STUDY OF UNIVERSITY STUDENTS' READINESS FOR INCLUSIVE

EDUCATION

Gostenina V.I., Evlash S.Yu.

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

The article deals with topical issues related to the introduction of inclusive education in Russian educational institutions. The authors analyzed the concept of inclusive education, justified the conduct of a sociological study on the readiness of university students to co-study with students with disabilities. The article presents the results of this sociological study, conclusions are drawn about the need for explanatory work on the attitude to people with disabilities. It is also shown that it is necessary to solve complex problems in order to create a favorable environment for such people both in the educational space of society and in other spheres of society.

Keywords: sociological research, inclusion, inclusive education, university students, educational process, disability, student with nosologies.

1. Antonova V.I. Grazhdanskoe obshchestvo: determinaciya social'noj prirody i funkcional'noj sushchnosti / V.I. Antonova, V.V. Antonova, P.N. Kirichek // Ogaryov-Online. 2017. № 5(94). S. 6.

2. Voronov K.A. Model' raboty s det'mi-invalidami: sociologicheskie parametry / K.A. Voronov, A.A. Pimahova, S.A. SHilina // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2018. - № 7 (21). - S. 97-109.

3. Golenkova O.V. Vzaimodejstvie specialistov pri soprovozhdenii inklyuzivnoj praktiki v shkole / O.V. Golenkova, T.P. Lapyko // V sbornike: Kategoriya «social'nogo» v sovremennoj pedagogike i psihologii. Materialy 4-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem. 2016. S. 483-488.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Golenkova O.V. Pedagogicheskie kadry v Bryanskom uezde Orlovskoj gubernii na rubezhe XIX - XX vekov: social'no-sociologicheskij analiz / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. SHilina // Kazanskij social'no-gumanitarnyj vestnik. 2020. № 2 (43). S. 9-13.

5. Golenkova O.V. Problemy inklyuzivnogo obrazovaniya v sovremennom rossijskom obshchestve / O.V. Golenkova // V sbornike: Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovacii. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem. Otvetstvennyj redaktor A.YU. Nagornova. 2014. S. 112-117.

6. Golenkova O.V. Razvitie obrazovaniya v Bryanskom uezde Orlovskoj gubernii v XIX -nachale XX vekov: istoriko-sociologicheskij aspekt / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. SHilina // Kazanskij social'no-gumanitarnyj vestnik. 2020. № 1 (42). S. 9-14.

7. Gostenina V.I. Social'nyj rabotnik v sisteme social'nogo obsluzhivaniya naseleniya : Uchebno-metodicheskoe posobie po napravleniyu podgotovki «Social'naya rabota» (39.03.02), «Sociologiya upravleniya» (39.04.01.) i dlya perepodgotovki kadrov social'nyh rabotnikov / V.I. Gostenina, T.E. Lifanova, A.K. Mamedov [i dr.]. - Bryansk : Bryanskij gosudarstvennyj universitet imeni akademika I.G. Petrovskogo, 2019. - 308 s. - ISBN 978-5-9734-0335-5. - EDN KDGZDU.

8. Efimochkina N.B. Cifrovye polya social'nyh transformacij megapolisa / N.B. Efimochkina, A.K. Mamedov // Ekonomika. Sociologiya. Pravo. 2021. № 3 (23). S. 35-45.

9. Efimochkina N.B. Evolyuciya cifrovyh polej social'nyh transformacij megapolisa/ N.B. Efimochkina, A.K. Mamedov // Ekonomika. Sociologiya. Pravo. 2021. № 4 (24). S. 73-85.

10. Kirichek P.N. Universitet v pole social'nogo zakaza / P.N. Kirichek // Social'nye i psihologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya : Materialy Vserocsijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Irkutsk, 29 noyabrya 2018 goda. Irkutsk: Vostochno-Sibirskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2018. S. 183-188.

11. Konstituciya RF, Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii», Federal'nyj zakon «O social'noj zashchite invalidov v RF» st.19 N 181-FZ

12. Kuzevanova V.V. Art-terapiya kak odin iz sposobov socializacii detej-invalidov: sociologicheskij aspekt (CHast' I) / V.V. Kuzevanova, T.E. Lifanova, A.A. Pimahova, A.M. SHilin// Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2018. - 7(21). -S. 117-130.

13. Kuzevanova V.V. Sociologicheskij aspekt art-terapii kak sposoba socializacii detej-invalidov: sociologicheskij aspekt (CHast' II) / V.V. Kuzevanova, T.E. Lifanova, A.A. Pimahova, A.M. SHilin// Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2018. - 7(21). -S. 131-143.

14. Lapyko T.P. Lichnostnye osobennosti budushchih pedagogov, znachimye dlya raboty s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / T.P. Lapyko, O.V. Golenkova // V

References

sbornike: Kategoriya «social'nogo» v sovremennoj pedagogike i psihologii. Materialy 9-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s distancionnym i mezhdunarodnym uchastiem. Ul'yanovsk, 2021. S. 464-468.

15. Lifanova T.E. Tekhnologii social'noj raboty v specializirovannyh uchrezhdeniyah social'nogo obsluzhivaniya / T.E. Lifanova, S.A. SHilina // Uchebno-metodicheskoe posobie dlya bakalavriata po napravleniyu podgotovki 39.03.02 «Social'naya rabota» / Bryansk, 2020. Tom CHast' 2. 160 s.

16. Lifanova T.E. Tekhnologii social'noj raboty v specializirovannyh uchrezhdeniyah social'nogo obsluzhivaniya / T.E. Lifanova, S.A. SHilina // Uchebno-metodicheskoe posobie dlya bakalavriata po napravleniyu podgotovki 39.03.02 «Social'naya rabota» / Bryansk, 2019. Tom CHast' 1. 160 s.

17. Mamedov, A. K. Virtual'naya lichnost': social'nyj eskapizm ili novoe pole kreativnosti? / A.K. Mamedov // Ekonomika. Sociologiya. Pravo. - 2019. - № 1(13). - S. 68-75. - EDN ZEICMP.

18. Mamedov, A.K. Metamorfozy cifrovogo obshchestva: trudnosti rosta i riski / A.K. Mamedov, L.YU. Pisareva // Sociologiya. - 2020. - № 3. - S. 4-17. - EDN ZEWVDB.

19. Mamedov, A.K. Poisk identichnosti v sovremennyh realiyah: dikretnost', posttradicionalizm i individualizm / A.K. Mamedov, O.I. YAkushina // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya. - 2015. - T. 15. - № 4. - S. 20-30.

20. Mamedov, A.K. Social'noe neravenstvo: novaya ontologiya i variativnost' v informacionnuyu epohu / A. K. Mamedov // Filosofiya i social'nye nauki v sovremennom mire : Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii k 30-letiyu fakul'teta filosofii i social'nyh nauk Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta, Minsk, 26-27 sentyabrya 2019 goda. - Minsk: Belorusskij gosudarstvennyj universitet, 2019. - S. 11-15. - EDN JVNVUB.

21. Mel'nikov S.L. Upravlenie riskami inklyuzivnogo obrazovaniya / S.L. Mel'nikov, T.E. Lifanova, S.A. SHilina// Vlast'. 2021. T. 29. № 6. S. 200-207.

22. SHilina S.A. Inklyuzivnoe obrazovanie v Rossii kak odna iz form socializacii lic s ogranichennymi vozmozhnostyami / S.A. SHilina, K.I. Fedorova// Nauchnyj zhurnal «Diskurs». -2019. - № 10 (36). - S. 45-56.

23. SHilina S.A. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury v processe vnedreniya inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii / S.A. SHilina, S.A. Bobrova, E.S. Lucheninova // V sbornike: Vysshee obrazovanie dlya XXI veka: rol' gumanitarnogo obrazovaniya v kontekste tekhnologicheskih i sociokul'turnyh izmenenij. XV Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya. Doklady i materialy. V 2-h chastyah. Pod obshchej redakciej I M. Il'inskogo. 2019. S. 226-234.

24. Gostenina V. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) / V. Gostenina, S. Melnikov, E. Sycheva, S. Shilina // Transportation Research Procedia : X International Scientific Siberian Transport Forum -TransSiberia 2022, Siberia, 13 мая 2022 года. Siberia: Elsevier, 2022. P. 1034-1041. DOI 10.1016/j.trpro.2022.06.103.

25. Lifanova T.E. Socio-ecological Ministry of the Russian Orthodox Church (end of the 19th-beguinning of the 20th centuries) / T. E. Lifanova, E. Yu. Sycheva [et al.] // Revista Genero e Direito. 2020. - Vol. 9. No 4. P. 667-689.

Author's information

Gostenina Valentina Ivanovna - Doctor of Sociology, Professor of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: v.gostenina@yandex.ru; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia; Phone work: +74832580520 (1231)

Evlash Svetlana Yurievna - student of the field of study 39.03.01 Sociology (Sociological Research), Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: Svetlanaevlas02@yandex.ru; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.