%
Финно-угорский мир. 2011. № 1
Таблица 3
Определение респондентами своего гражданства в 2006 г. в зависимости от национальной принадлежности и места
жительства, % от числа опрошенных
Гражданство Русские Марийцы Татары
Города Поселки Села Города Поселки Села Города Поселки Села
Гражданин мира 10,8 13,0 18,2 6,9 9,5 18,1 11,3 18,8 8,3
Гражданин РМЭ 12,6 12,2 16,2 19,5 17,9 20,7 5,7 25,0 41,7
Гражданин РМЭ и РФ 42,6 51,2 55,6 59,2 62,1 51,6 60,4 12,5 33,3
Россиянин 29,7 18,7 7,1 9,2 10,5 4,8 18,9 43,7 16,7
Другое 4,3 4,9 2,9 5,2 0,0 4,8 3,7 0,0 0,0
Для сравнения: среди считающих себя гражданами РМЭ таких 39,9 %, гражданами одновременно РМЭ и РФ - 31,7, россиянами - 26,7 %.
Одной из основных причин затруднений в общении с людьми других национальностей 43,4 % «граждан мира» назвали «незнание их языка», на втором месте -«незнание их характера, обычаев, традиций» (12,7), на третьем - «незнание им моего родного языка» (10,5 %). «Незнание их языка» в качестве главной причины затруднений отметили также почти треть (32,7 %) респондентов, считающих себя гражданами РМЭ, 27,2 - относящих себя к гражданам РМЭ и РФ и 18,8 % к россиянам. Разница в ответах «граждан мира» и «россиян» составляет 24,6 %.
В то же время для «граждан мира» меньше всего имеет значение национальность при выборе близко-
го друга (27,1 %), тогда как в других трех группах граждан этот процент составляет более 36,0 %.
С оскорблением своего национального достоинства «граждане мира», главным образом, сталкиваются в сфере обслуживания - 28,2 % (для сравнения: гражданине РМЭ - 24,3 %, граждане РМЭ и РФ - 25,3, россияне - 17,8 %). Проценты по данному показателю применительно к работе ниже у всех четырех групп (соответственно 19,9; 16,3; 15,3; и 12,8). При этом мнения русских и марийских респондентов заметно отличаются. Если среди «граждан мира» русской национальности сталкивались с оскорблением своего национального достоинства в сфере обслуживания 22,9 %, то среди марийцев - 36,5 %, т. е. на 13,6 % больше. Среди марийцев по сравнению с русскими в два раза больше «граждан мира», чувствующих
Таблица 4
Распределение ответов респондентов на вопрос «Вы хотите, чтобы Ваши дети считали себя...» в зависимости от национальной принадлежности, % от числа опрошенных
88
Гражданство Русские Марийцы Татары
Национальность детей
Русскими Считаю, что они сами решат Русскими Марий- цами Считаю, что они сами решат Русскими Татарами Считаю, что они сами решат
Гражданин мира 75,9 22,9 6,5 67,7 25,8 9,1 54,5 36,4
Гражданин РМЭ 80,5 19,5 3,0 79,7 17,3 5,9 88,2 0
Гражданин РМЭ и РФ 76,5 22,5 3,8 70,2 25,5 9,5 76,2 14,3
Россиянин 83,5 16,5 8,9 55,6 35,6 14,3 76,2 9,5
Финно-угры в меняющемся мире
ущемление своих прав и свобод в республике по национальным мотивам: соответственно 20 и 10 %. В целом по республике 17,5 % общей численности респондентов-марийцев отметили ущемление своих прав и свобод по национальным мотивам, в то время как русских с таким мнением меньше в 2,6 раза, татар - в 4,1 раза.
Для составления более полного социологического портрета «граждан мира» коснемся их поведенческо-ценностных ориентаций, в частности: 1) их готовности к активному вмешательству в ситуации оскорбления национального достоинства (национальных чувств) человека своей или чужой национальности, 2) желаний относительно этнической идентификации детей, 3) необходимости знания детьми родного языка.
«Граждане мира» по первой позиции достаточно «пассивны», если сравнивать их с другими группами граждан. Они меньше всех склонны вмешаться в событие (заступиться) при встрече с фактами оскорбления национального достоинства и национальных чувств человека: за человека своей национальности готовы заступиться 37,7 % (примерно на 7 % меньше, чем среди граждан РМЭ), за человека другой национальности - 23,6 % (примерно на 5 % меньше, чем среди граждан РМЭ).
Этническая идентификация «гражданами мира» своих детей выглядит следующим образом: процент русских, которые желают, чтобы их дети считали себя русскими, выше по сравнению с марийцами и татарами (соответственно 75,9; 67,7 и 54,5). Кроме того, 6,5 % марийцев хотят, чтобы их дети считали себя русскими, а не марийцами. 36,4 % респондентов татарской национальности ответили, что их дети сами решат этот вопрос (такие ответы среди марийцев и русских были меньше на 10,6 и 13,5 % соответственно).
Среди марийцев, считающих себя «гражданами мира», более 83,0 % респондентов высказались за сохранение их детьми родного языка. Для сравнения: подобным образом высказавшихся марийцев, называющих себя россиянами, несколько меньше -71,1 %, а идентифицирующих себя гражданами РМЭ, наоборот, больше - примерно 92,0 % (табл. 4). Аналогичная тенденция просматривается и в ответах на вопрос «Должно ли быть обязательным для каждого человека знание своего родного языка?». Почти половина марийцев - «граждан мира» (47,3 %) -высказала беспокойство по поводу будущего родного языка. Наибольший процент обеспокоенных судьбой марийского языка, конечно же, среди марийцев, считающих себя гражданами РМЭ (60,9 %). 78,3 % русских, относящих себя к «гражданам мира», считают, что знание родного языка обязательно для любого человека.
Итак, «гражданами мира» в большей степени считают себя жители республики в возрасте до 39 лет. Среди жителей села причисляющих себя к «гражда-
нам мира» в 1,7 раз больше, чем среди городских жителей республики.
«Граждане мира» больше других групп населения испытывают затруднения в общении с людьми других национальностей, а также чаще сталкиваются с оскорблением своего национального достоинства в сфере обслуживания и общественных местах. С последним обстоятельством среди «граждан мира» русские респонденты сталкиваются на 13,5 % реже, чем марийцы.
«Граждане мира» малоактивны в плане вмешательства при встрече с фактами оскорбления национального достоинства или национальных чувств человека своей или другой национальности. Среди них представлен наименьший процент респондентов, заинтересованных в этнической самоидентификации. Об этом ярко свидетельствуют ответы респондентов на вопросы об отношении их детей к национальности родителей и о необходимости знания детьми родного языка.
«Граждане мира» менее ориентированы на сохранение и соблюдение национальных компонентов своей культуры. Среди них меньше всего доля верующих респондентов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Республика Марий Эл; «гражданин мира»; социологический портрет
The Republic of Mari El; “world citizen”; a sociological portrait
KEYWORDS
89
Поступила 19.11.2010