УДК 316.4.063
ТРОНЕВСКАЯ Марина Айсовна
Северо-Кавказский федеральный университет г. Ставрополь, Россия
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ КАК ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИНТЕРНЕТ
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-155-159 Marina A. TRONEVSKAYA
North-Caucasus Federal University Stavropol, Russia [email protected]
SOCIOLOGICAL PORTRAIT OF ECONOMICALLY ACTIVE POPULATION AS INTERNET-USERS: STAVROPOL TERRITORY CASE
В статье отражены результаты проведенного в 2016 г. социологического исследования в виде опроса 207 работников различных сфер экономики Ставропольского края. Обоснованы преимущества поточной выборки, в частности возможность избежать «профессиональных» респондентов в онлайн-панелях; описаны особенности электронных анкет, позволяющие провести анализ данных на любом этапе опроса, даже если он находится в актуальном состоянии, что дает возможность выполнять индивидуальные оценки опроса, транскрипты. В ходе исследования выявлено, что большинство респондентов - работников различных сфер экономики Ставропольского края - пользуются социальной сетью ВКонтак-те. Социальные сети используются респондентами для общения с родственниками, близкими, друзьями, поскольку такая замена реального общения экономит время и добавляет чувство раскрепощенности, при этом более трети респондентов имеют стаж пользования Интернет от 2 до 5 лет, посещая социальные медиа несколько раз в день. Исследование проблемы открытости респондента для общения показало, что практически все пользователи в социальных сетях готовы указать свой пол и разместить фотографию. Возраст, образование, место рождения, хобби/увлечения и семейное положение, место работы, место учебы, профессию, друзей/родных, любимые фильмы/музыку, фото и воспоминания о путешествиях, национальность указывает в социальных сетях примерно половина респондентов. Приблизительно третья часть всех пользователей дает информацию о месте жительства, любимых местах, услугах, политических взглядах, вероисповедании, должности. Информацию об уровне своего дохода предоставляет в социальных медиа лишь незначительная часть опрошенных. Больше половины респондентов считают, что люди ведут себя одинаково (обманывают или говорят правду) как в Интернет, так и в реальном общении.
The article reflects the results of the in 2016, a sociological study in a survey of 207 employees in various spheres of economy in Stavropol Region. The advantages of in-line sampling, in particular, the ability to avoid "professional" respondents in online panels; described the characteristics of electronic questionnaires, to analyze data at any stage of the survey, even if he is up to date that allows you to perform individual assessment of the survey, and transcripts. The study revealed that majority of the respondents - workers of various spheres of economy of Stavropol territory - use the social network VKon-takte Social network used by respondents to communicate with their families, relatives, friends, because such a replacement of real communication saves time and adds a sense of liberation, while more than a third of respondents have the experience of Internet use by 2 to 5 years, visiting social media several times a day. The study of the problem of openness of the Respondent to communicate showed that almost all users of social networks are ready to specify your gender and post photos. Age, education, place of birth, education level and marital status, place of work, place of study, profession, friends/family, favorite movies/music, travel, nationality indicates the social networks approximately half of the respondents. Approximately one third of all users specify information about the status of your favorite places.
Ключевые слова: Интернет, социальные сети, пользователи Интернет, онлаин-панели, поточная выборка, он-лайн-опрос, социальные медиа, виртуальный мир, сайты, социальный статус, социальный портрет
Keywords: Internet, social networks, Internet-users, online panels, in-line sampling, online survey, social media, virtual world, websites, social status, social portrait
Проблема влияния социальных медиа и их возможностей на идентификацию и идентификационное поведение индивидов и групп нашла достаточно широкое отражение в современных работах по социологии, философии, Однако, несмотря на столь значительную палитру достижений научной масли, в настоящее время среди социологических работ отсутствуют исследования, посвященные непосредственно проблемам влияния массмедиа на идентификационное поведение экономически активного населения в условиях трансформации российского общества.
Данные обстоятельства обусловили формулировку исследовательской проблемы: какова степень влияния социальных медиа на социальную идентификацию и идентификационное поведение экономически активного населения Ставропольского края? В 2016 г. нами проведено самостоятельное социологическое исследование в виде опроса 207 работников различных сфер экономики Ставропольского края на тему «Социальные медиа и мы». В данной работе нами применялся сплошной метод исследования, то есть массовая рассылка анкет по социальным сетям и базам респондентов, вывешивание на специализированных панелях, предназначенных для опросов. Один из самых популярных источников - онлаин-панели www.Anketa.ru (access panels) для сообщества людеи, которые согласились периодически участвовать в мар-
кетинговых и социологических исследованиях за вознаграждение. Такие панели, обладая рядом бесспорных преимуществ, позволяют в короткие сроки и относительно дешево формировать выборки для изучения различных целевых аудитории. При этом каждая из компании, создающих такие панели, владеет собственным секретом привлечения самых разных по своим качествам панелистов из самых разных источников.
Для привлечения респондентов в данном исследовании также были использованы разнообразные техники, такие как интернет-реклама Яндекс-директ, баннеры, партнерство с Интернет СМИ - информационное агентство - www.Newstracker.ru. Благодаря баннерам с информацией об исследовании и всплывающим окнам увеличился интерес аудитории к опросу, и мы охватили достаточно большое количество разных типов людей. Благодаря этому удалось минимизировать возможность смещения или искажения выборки исследования. Эти дополнительные меры к рекрутированию из онлаин-опросов методом поточной выборки (river sampling) позволили осуществить оптимальный рекрутинг респондентов. В данном исследовании процесс проведения отбора позволил нам удостовериться, что участники нашего исследования подходят для участия в данном проекте и обладают необходимыми для него знаниями, суждениями и мнениями.
У поточной выборки (хоть она и не является эффективным инструментом в достижении узких целевых групп) есть и определенные преимущества. Так, например, она предоставляет хорошие возможности избежать участия «профессиональных» респондентов в онлайн-панелях. В данном исследовании автором при поддержке специалистов в области программирования применялась маршрутизация при разработке электронного опросника, то есть технология, в ходе применения которой по результатам предварительного скрининга респондент направляется на тот опрос, который более всего подходит ему по социально-демографическим, поведенческим и другим характеристикам, или отфильтровывается сразу, если нет необходимых социально-демографических параметров [6, с. 106].
Все ответы из анкеты (электронная форма - http://goo.gl/forms/LG14FJGo1D ) импортировались в базу данных в таком же виде, в котором это необходимо для проведения анализа с помощью специализированного программного обеспечения SPSS. Особенность электронных анкет в том, что можно провести анализ данных на любом этапе опроса, даже если он находится в актуальном состоянии. Это позволяет выполнять индивидуальные оценки опроса, транскрипты. А результаты количественных опросов появляются практически синхронно с процессом опроса, причем, последние - уже в обработанном виде, как минимум, на уровне простеиших статистик.
Большинство респондентов - работников различных сфер экономики Ставропольского края - пользуются социальной сетью «ВКонтакте» (86%). На втором месте по популярности оказался Facebook (48%). Чуть меньшую популярность имеют «Одноклассники» (43%) и Instagram (40%). Сервисами Mail.ru и «Мой мир» пользуются 32% опрошенных. Меньше всего упоминался Twitter - 19%. У половины опрошенных стаж пользования социальными медиа превышает 5 лет (50%). Также у большого количества респондентов (39%) стаж пользования составляет от 2 до 5 лет. От 1 года до 2 лет пользуются социальными медиа только 7% опрошенных, и лишь 3,5% являются пользователями меньше 1 года.
В основном все пользователи посещают социальные медиа несколько раз в день, это 80% опрошенных. Один раз в день посетителями социальных медиа являются 9% пользователей; несколько раз в неделю - 8% респондентов. Людей, которые посещают социальные медиа раз в неделю и реже, практически не нашлось, это всего 1%.
Помимо основных, представленных выше, социальных медиа большинство опрошенных пользуются сервисами фото и видео, например такими, как Vine или YouTube (59%). Также 42% пользователей посещают интернет-проекты по интересам (КиноПоиск, LiveLib и т.п.). Блоги и форумы (LiveJournal) использует меньшее количество людей (22%). Профессиональными социальными сетями, такими как LinkedIn, пользуются 14,5% опрошенных. Меньшую популярность получили сайты знакомств, всего около 8% респондентов ответили, что пользуются ими. Геосоциальными сервисами, например такими как Foursqare, опрошенные практически не пользуются (4%). 1/5 часть опрошенных не пользуется вообще перечисленными социальными медиа.
Практически все пользователи в социальных сетях готовы указать свой пол (89%) и разместить фотографию (80%). Возраст, образование, место рождения, хобби/увлечения и семейное положение в социальных сетях указывают около 60% респондентов. Примерно половина опрошенных называют место работы, место учебы, профессию, друзей/родных, любимые фильмы/музыку, национальность, описывают путешествия. Приблизительно 1/3 часть всех пользователей указывает информацию о месте жительства, любимых местах, услугах, политических взглядах, вероисповедании, должности. И, наконец, информацию об уровне своего дохода предоставляют в социальных медиа лишь 4% опрошенных.
Больше половины респондентов считают, что люди ведут себя одинаково (обманывают или говорят правду) как в Интернет, так и в реальном общении (57%). 1/3 часть опрошенных говорит о том, что в блогах и соцсетях пользователи обманывают других людей чаще, чем при личном общении. И лишь 11% опрошенных согласны с тем, что в блогах и соцсетях люди говорят правду о себе чаще, чем при личном общении.
По мнению респондентов, в социальных сетях люди в первую очередь скрывают информацию об уровне дохода (54%), о возрасте (63%) и семейном положении (41%). Меньшее количество респондентов указывает, что в первую очередь пользователи скрывают место работы (24%), свое фото (25%), место жительства (21%). 15% респондентов указывают национальность, должность и политические взгляды как почти скрываемую информацию. Место рождения, вероисповедание и профессию указывают как скрываемую в первую очередь информацию лишь 10% пользователей. Сведения об образовании, родных/друзьях - 6% опрошенных. Информация о путешествиях, услугах, пол, хобби/увлечения, любимые фильмы/музыка, место учебы, любимые места, по мнению опрошенных, является менее или даже практически не скрываемой.
Респонденты отмечают, что социальные сети используются для общения с родственниками, близкими, друзьями, поскольку такая замена реального общения экономит время и добавляет чувство раскрепощенности. Пользоваться сообщениями в сетях удобно в любое время суток, даже если участники диалога находятся в разных часовых поясах. Социальные медиа являются механизмом коммуникации, координации и организации, средством поиска и обмена информацией, времяпрепровождения. Люди с ограниченными возможностями речи или движения используют социальные сети для общения. Социальные сети, Скайп дают возможность общения по всему миру. Многие используют социальные медиа для работы, продвижения своего бизнеса, товаров и услуг, поиска заработка, клиентов, самопиара.
Социальные медиа часто используются для развлечения. Довольно приятная ция - выкладывать свои фотографии и просматривать чужие, слушать музыку, смотреть видео, клипы, играть в онлайн-игры. Зачастую, люди пользуются социальными медиа по привычке, поскольку это удобно при избытке свободного времени, безделье, отсутствии личной жизни. Но в большинстве случаев такое удобство не экономит время. Когда скучно и одиноко, социальные медиа помогают «убить время». Социальные медиа создают имитацию нужности, иллюзию того, что нет одиночества: в виртуальном мире проще казаться, чем быть.
В социальных сетях люди могут предстать перед обществом и в первую очередь перед собой такими, какими им хотелось бы себя видеть на самом деле (красивые, обработанные фото, умные цитаты, счастливые отчеты, где был, что пил, типичные картинки счастья). Люди выплескивают здесь эмоции и находят поддержку других пользователей.
Социальные медиа помогают оперативно быть в курсе происходящих событий и слухов. Являются удобными для обсуждения и распространения новостей, событий, рекламы. Поскольку человек - существо социальное, которому необходимо самовыражение, социальные медиа используются в целях социализации, самопрезентации, подтверждения собственного рейтинга, получения внимания и славы, формирования и поддержания имиджа.
Социальные медиа очень полезны для учебы, самообразования (поиск нужной литературы), для творческих людей (фотографы, музыканты, художники и так далее). Энтузиасты пытаются привлечь внимание других к какой-либо общественной проблеме, распространяют объявления. Также социальные медиа являются удобными файлообменниками, облегчают, ускоряют обмен информацией и удешевляют связь между людьми (это дешевле, удобнее и практичнее, чем звонок на сотовый телефон или обмен СМС).
В сетях ищут не только уже знакомых людей, но и заводят новые знакомства. Поддержание контактов благодаря социальным медиа очень полезно для профессиональной сферы деятельности. Но есть и обратная сторона медали. В сети, общаясь с незнакомцем, человек может представить себя кем угодно. На мониторе не видно реальных эмоций, не слышно голоса, и вы никогда не узнаете, что думает ваш собеседник на самом деле. Но именно общение и заимствование опыта других пользователей - главная положительная сторона социальных сетей. У каждого свои причины для общения. Изначально тот же сайт «Одноклассники» задумывался для возможности поиска бывших одноклассников и однокурсников, а «ВКонтакте» - как социальная сеть для выпускников российских вузов. Для тех же целей создавались и популярные по всему миру сети Facebook и MySpace. Судя по «Одноклассникам», россияне сразу же стали использовать сайт по прямому назначению, но со временем возможности сетей расширялись, и кроме школьных товарищей пользователи получили возможность искать и добавлять в друзья сослуживцев, коллег, знакомых. Сейчас у многих пользователей в друзьях числятся чуть ли не все знакомые и родственники, и социальные сети многим заменяют письма. Нельзя определить одну цель общения в социальных сетях. На сегодняшний день социальные сети являются
очень популярными. Здесь можно завести и возобновить не только дружеские, но и деловые связи.
Больше половины респондентов в социальных медиа скачивают, просматривают аудио (65%) и видео (58%). Около половины посещают сайты социальных сетей только для получения информации (48%). 1/3 часть осуществляют покупки через Интернет. Высказывают свое мнение на специальных тематических площадках для обсуждения; на веб-страницах, в интернет-дневниках, на страницах социальной сети других пользователей; на сайтах, форумах компаний, магазинов, фирм-производителей или же посещают сайты рекомендаций примерно 1/5 часть всех опрошенных. Пишут и выкладывают в Сеть статьи, обзоры, рецензии, а также зарабатывают в Сети примерно 15% опрошенных. Публикуют в Сети свое видео, пользуются интернет-дневниками (блогами), а также ничего не размещают, а только читают чужие посты приблизительно 10% пользователей. Ведут интернет-дневник (блог), публикуют в Сети музыку или аудио своего сочинения, добавляют метки (теги) - 7%. Также существуют такие пользователи, которые создают/редактируют статьи в Википедии, участвуют в составлении рейтингов сайтов, используют RSS-потоки - их всего около 2%.
Большинству пользователей социальные медиа нужны и для отдыха, и для работы (75%). Остальные ответы - использование интернет-ресурсов только для работы или только для отдыха и развлечений - по 10% соответственно.
Большого контраста между ответами на вопрос о том, влияет ли активность респондента в виртуальном мире на изменение социальной реальности, не обнаружено. Примерно на 13% больше респондентов ответило, что их виртуальная активность влияет на изменения, происходящие в реальной жизни. 1/4 часть опрошенных считает, что отличается от остальных людей стремлением к успеху. Стремлением к свободе и самостоятельностью в принятии решений отличаются 22% респондентов. 1/5 часть - хорошим интеллектом и быстрой реакцией, а также дисциплинированностью. Умением управлять эмоциями, упорством и терпеливостью - 17%. Аккуратностью и внимательностью отличаются 16%, и 13% - способностью к рефлексии. 1/5 часть считает, что ничем не отличается от всех остальных людей.
Большинство респондентов (64%) отвечает, что окружающие воспринимают их по-разному: «для кого-то он - хороший человек, для кого-то - нет». Так, 17% опрошенных (примерно 1/6 часть) стараются не думать о том, как их воспринимают окружающие, не обращают внимания на мнение других людей о себе.
Большее количество респондентов (68%) считают, что социальные сети не влияют на их положение в обществе; 17% опрошенных полагают, что социальные сети дают возможность приобрести более высокий социальный статус.
Таковы итоги нашего опроса, дающие возможность нарисовать портрет наших респондентов и выявить в дальнейшем их идентификационные характеристики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Борисова О.А. Возможности применения качественной методологии к изучению гендерной идентичности // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. - 2007. - № 3. - С. 139-142.
2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.
3. Даудрих Н.И. Социальная идентичность: Методический аспект // Социология. - М. - 2000. - № 12. - С. 77-95.
4. Дужникова А. Анализ контента социальных медиа: вопрос достоверности данных / [Электронный ресурс] -wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2011/2011 -02-16-media.pdf
5. Климова С.Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» // Социс. - 2000. - № 12. - С. 13-22.
6. Онлайн исследования в России 3.0 / Под ред. А.В. Шашкина и др. - М.: Кодекс, 2012.
7. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 135-142.
8. Спасибенко С.Г. Социальная идентичность человека // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 1. - С. 254258.
REFERENCES
1. Borisova O.A. Vozmozhnosti primenenija kachestvennoj metodologii k izucheniju gendernoj identichnosti. [The possibility of applying qualitative methodology to the study of gender identity]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Filosofija. Psihologija. Pedagogika = Bulletin of Udmurt University. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2007. No. 3. Pp. 139-142. (in Russ.).
2. Gofman I. Predstavlenie sebja drugim v povsednevnoj zhizni. [Introduce yourself to others in everyday life]. М.: Kanon-Press-С, 2000. (in Russ.).
3. Daudrih N.I. Social'naja identichnost': Metodicheskij aspekt. [Social identity: Methodological aspect]. Sociologija: 4М = Sociology: 4M. 2000. No. 12. Pp. 77-95. (in Russ.).
4. Duzhnikova A. Analiz kontenta social'nyh media: vopros dostovernosti dannyh. [Content analysis social media: the question of reliability of data]. Available at: wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2011/2011-02-16-media.pdf. (in Russ.).
5. Klimova S.G. Stereotipy povsednevnosti v opredelenii «svoih» i «chuzhih». [The stereotypes of everyday life in the definition of «us» and «them»]. Socis = Socis. 2000. No 12. Pp. 13-22. (in Russ.).
6. Onlajn issledovanija v Rossii 3.0. [Online research in Russia 3.0]. Edited by A.V. Shashkin, etc. М.: Publishing house «Ko-deks», 2012. (in Russ.).
1. Pavlenko V.N. Predstavlenija o sootnoshenii social'noj i lichnostnoj identichnosti v sovremennoj zapadnoj psihologii. [Ideas about the correlation of social and personality identity in modern Western psychology]. Voprosy psihologii= Questions of psychology. 2000. No 1. Pp. 135-142. (in Russ.).
8. Spasibenko S.G. Social'naja identichnost' cheloveka. [Social identity of a person]. Social'no-gumanitarnye znanija = Socio-humanitarian knowledge. 2000. No 1. Pp. 254-258. (in Russ.).
Информация об авторе
Троневская Марина Айсовна, аспирант кафедры социологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, Россия [email protected]
Получена: 05.11.2016
Для цитирования статьи: Социологический портрет экономически активного населения Ставропольского края как пользователя интернет. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 1. с. -6/1-155-159.
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 --6/1 -155159.
Information about the author
Marina A. Tronevskaya, Postgraduate Student, Department of Sociology, North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russia [email protected]
Received: 05.11.2016
For article citation: Tronevskaya M. A., Socio-logicheskij portret jekonomicheski aktivnogo na-selenija Stavropol'skogo kraja kak pol'zovatelja internet. [Sociological portrait of economically active population as internet-users: Stavropol territory case]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 1. Pp. -6/1-155-159.
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 --6/1 -155159. (in Russian)