Научная статья на тему 'Социологический подход к определению категорий «Социальные установки» и «Ценностные ориентации личности»'

Социологический подход к определению категорий «Социальные установки» и «Ценностные ориентации личности» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4916
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАНОВКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ATTITUDES / SOCIAL ATTITUDES / ORIENTATIONS / SOCIAL ORIENTATIONS / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стегний В.Н.

Рассматриваются категории «социальные установки» и «ценностные ориентации личности», их содержание, структура, функции, типы, особенности в разных социально-экономических системах, на теоретическом уровне социологического анализа. Выделены социологические работы конца XX и начала XXI века, в которых на эмпирическом уровне исследовались базовые ценности россиян и социальные установки, дана их типология, особенности в зависимости от регионов РФ; выделены нравственные, социально-политические, этические, семейные, трудовые профессиональные, культурно-эстетические ценности личности. Указана социологическая литература, в которой на основе эмпирических исследований дается теоретическое определение социальной установки как элемента группового или индивидуального сознания, определяющего отношение индивида или группы к конкретному явлению, а также выделяется способ восприятия этого явления как компонент деятельности, связующее звено между индивидуальным сознанием и обществом, как свойство, помогающее ориентироваться человеку в обществе. Они характеризуются как ориентация на определенные цели, средства деятельности, как готовность индивида реагировать на определенные потребности, ситуации. Особо подчеркивается, что это предрасположенность индивида к определенной оценке явления, принятия его или непринятия. Из всех установок основными выделяются социальные, которые являются одной из форм проявления системы ценностей личности. Они обладают своей системой свойств. Показана взаимосвязь социальных установок и социальных ориентаций личности и существенные различия между ними, но главное, что лежит в их основе, это деятельность личности. Основное существенное свойство социальной ориентации ее ценностная ориентация, это «ось» сознания, что проявляется в избирательном отношении человека к окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL APPROACH TO DEFINING THE CATEGORIES OF SOCIAL ATTITUDES AND VALUE ORIENTATIONS OF A PERSONALITY

The article considers the categories of social attitudes and value orientations of a personality, as well as their content, structure, functions, types and particularities in various socio-economic systems at the theoretical level of sociological analysis. The sociological research papers under analysis date back to the end of the XX century, till the beginning of the XXI century. They demonstrate empirically the basic values and social attitudes of the Russians, with their typology, specific features, as well as the geographic specification. The authors define certain personal values, including moral, socio-political, ethical, family, occupational, and cultural and esthetic values. The authors refer to the literary sources in sociology to give definition of a social attitude as an element of group and individual consciousness, demonstrating the attitude towards particular issues. It also demonstrates the way of perceiving a certain issue as an element of reality and a linchpin between the individual and group consciousness, which helps a person to feel confident in the society. This is characterized by certain aims, means and readiness to respond to certain needs and situations. This aptitude of an individual to the evaluation and acceptance of a particular issue is emphasized in the article. Among all the orientations the authors highlight social ones that manifest the values orientations system of an individual. They also possess their own system of characteristics. The article characterizes the relation between social attitudes and social orientations of an individual, as well as significant differences between them. The authors state that the main quality lying in their essence is the activity of a person. The major quality of social orientation is its system of values, which is the core of consciousness manifesting itself in the selectivity of human’s attitude to the society. It has a clearly defined structure including a system of elements identified in the process of the analysis.

Текст научной работы на тему «Социологический подход к определению категорий «Социальные установки» и «Ценностные ориентации личности»»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.15593/2224-9354/2017.2.1 УДК 316.64

В.Н. Стегний

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАТЕГОРИЙ «СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ» И «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Рассматриваются категории «социальные установки» и «ценностные ориентации личности», их содержание, структура, функции, типы, особенности в разных социально-экономических системах, на теоретическом уровне социологического анализа. Выделены социологические работы конца XX и начала XXI века, в которых на эмпирическом уровне исследовались базовые ценности россиян и социальные установки, дана их типология, особенности в зависимости от регионов РФ; выделены нравственные, социально-политические, этические, семейные, трудовые профессиональные, культурно-эстетические ценности личности. Указана социологическая литература, в которой на основе эмпирических исследований дается теоретическое определение социальной установки как элемента группового или индивидуального сознания, определяющего отношение индивида или группы к конкретному явлению, а также выделяется способ восприятия этого явления как компонент деятельности, связующее звено между индивидуальным сознанием и обществом, как свойство, помогающее ориентироваться человеку в обществе. Они характеризуются как ориентация на определенные цели, средства деятельности, как готовность индивида реагировать на определенные потребности, ситуации. Особо подчеркивается, что это предрасположенность индивида к определенной оценке явления, принятия его или непринятия. Из всех установок основными выделяются социальные, которые являются одной из форм проявления системы ценностей личности. Они обладают своей системой свойств.

Показана взаимосвязь социальных установок и социальных ориентаций личности и существенные различия между ними, но главное, что лежит в их основе, - это деятельность личности. Основное существенное свойство социальной ориентации - ее ценностная ориентация, это «ось» сознания, что проявляется в избирательном отношении человека к окружающему миру.

Ключевые слова: установки, социальные установки, ориентации, социальные ориентации, ценностные ориентации.

Социологической наукой в последние 20-25 лет при исследовании личности весьма интенсивно используются такие категории, как ценностные ориентации и социальные установки. Часто их используют как однопорядко-вые категории. Хотя между ними имеется как определенное сходство, так и различие [1, с. 163-170]. В советский период большой вклад в разработку данных категорий внесли Е.И. Байков, С.Н. Иконникова, В.С. Комаровский, В.Г. Лисовский, А.А. Тельнов, Н.В. Шубкин, З.И. Файнбург и др.

В 1990-е годы и в начале XXI века в связи с трансформацией российского общества, действием процессов информатизации, рыночных отношений в со-

© Стегний В.Н., 2017

Стегний Василий Николаевич - д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: socio@pstu.ru.

8

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

держании ценностных ориентаций и социальных установок произошли качественные изменения, что и привлекло внимание к ним социологов. Среди этих работ особо следует выделить анализ новых базовых ценностей россиян и социальных установок [2, с. 65-210, 334-341]. Выделяя разные типы ценностей, интересным и многогранным получился анализ идеалов россиян с точки зрения соотношения их с реальной действительностью [3, с. 167-340].

Весьма продуктивный сделан анализ базовых ценностей россиян в зависимости от регионов [4, с. 31-34], где выделены конкретные различия в их содержании.

Ядром ценностных ориентаций и социальных установок являются нравственные ценности, которые претерпели существенные изменения в последние 20 лет [5, с. 167-340], их анализу социологи придают особое значение, поскольку они являются стержнем сознания личности.

Стратегическую роль в жизни личности играют ее ориентации в социально-политической жизни [6, с. 192-198]. В эпоху острой политической борьбы между странами, усиливающегося конфликта между цивилизациями, ценностями, идеологиями роль политических ориентаций в жизни общества, личности резко возросла.

Анализируя ценностные ориентации разных социальных групп современного общества, исследователи особо выделяют среди них роль молодежи, как носителя будущего инновационного развития общества. В этом плане особый интерес вызывают ее ориентации на будущее общество [7, с. 61-130]. Имеющийся эмпирический материал доказывает, что у современной молодежи ориентации на социальное будущее доминируют над ориентациями не только на прошлое, но и настоящее. Социальный портрет современной молодежи отражает ее многогранные ориентации в разных сферах общественной жизни [8, с. 132-278].

Среди современной молодежи основным носителем инновационного развития общества является студенчество, у которого в вузе формируются будущие жизненные стратегии и будущий гражданский потенциал [9, с. 73-296]. В период завершения учебы в вузе у студентов, как правило, уже сформировались ориентации на все сферы общественной жизни [10, с. 22-240]. Они уже сделали выбор идеала, образа жизни, политический, профессиональный, культурный, семейный, экономический выбор. Их система ценностных ориентаций и социальных установок уже в основном сформировалась, но это не значит, что она не претерпит изменений в будущем.

Несмотря на большой вклад современных социологов в исследование содержания социальной обусловленности, особенностей формирования ценностных ориентаций и социальных установок на основе конкретно-социологических исследований, теоретический анализ этих категорий нуждается в дополнительной проработке. Эмпирический анализ очень хорош и интересен. В этой связи остановимся только на теоретической интерпретации данных категорий.

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

9

В социологии под установкой понимается определенная ориентация группового или индивидуального сознания, обусловленная внутренними или внешними мотивами (субъективная или объективная установка) и определяющая отношение группы или индивида к тому или иному явлению социальной действительности, а также способ восприятия этого явления. Установки, в частности, являются необходимым компонентом деятельности, задающим отношение к ее результату и определяющим значение этого результата в более широком контексте социального окружения [11, с. 505].

Социальные установки выступают как связующее звено между индивидуальным сознанием и обществом, оставаясь в своей совокупности у каждого индивида чем-то неповторимым, своеобразным, личным. Совокупность социальных установок помогает (или мешает) человеку ориентироваться в окружающем его мире, в обществе, обеспечивает координацию общественных требований и общественного сознания. Социальная установка у индивида является отражением всех форм, структур и уровней общественного сознания, соединением общественного и личного в сознании.

Социальные установки выступают как установки на определенные цели и средства действительности в социальной системе [12, с. 490-491], как сложившаяся готовность индивида к реагированию на определенные социальные аспекты: предрасположенность индивида, побуждающая его действовать в отношении этих объектов определенным образом скорее, чем по отношению к каким-либо другим [13, с. 7]. Социальные установки личности означают, следовательно, ее предрасположенность к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность в отношении этих явлений к определенным действиям, вытекающим из этой оценки.

В этих установках заключено личностное отношение к социальным явлениям, выражающееся в оценках этих явлений, в принятии их или непринятии. Установки представляют собой как бы сплав, который получается в итоге переработки общественного воздействия, возникающего в процессе формирования и роста его сознания и самосознания. Социальные установки в значительной и существенной мере предопределены совокупностью общественных отношений. Формирование установок обусловлено взаимодействием общества и личности. Из всех установок человека в определенном смысле основными являются социальные, поскольку прежде всего они определяют сущность личности.

Формой проявления установок личности является ее деятельность, которая всегда социально ориентирована. Производится эта ориентация с помощью сознания, так как деятельность человека, его отношение к окружающей среде носит сознательный характер. Поэтому процесс формирования социальных установок протекает при активном участии сознания. Установки не закрепляются механически раз и навсегда. Человек в состоянии их до известной степени целенаправленно изменять в соответствии со своим осознанием социальных условий. В ос-

10

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

нове социальных установок лежит общественное бытие, преломляющееся, однако, через общественное сознание. Установки отражают взаимодействие между субъективной и объективной сторонами социального процесса.

Социальная установка обладает целой совокупностью свойств:

• установка является фактором, определяющим предрасположенность индивида по отношению к какому-то социальному объекту;

• она является фактором стабильности поведения индивида в отношении данного объекта;

• установка проявляется только в действиях индивида, т.е. опосредуется деятельностью;

• установка всегда ситуативна, поскольку формируется под воздействием ряда конкретных факторов данной реальной социальной среды, в которой действует индивид, и проявляется прежде всего в условиях именно этой социальной среды; резкое же изменение факторов социальной среды обусловливает и перестройку установки;

• установка формируется в ситуации, в которой индивид выступает как носитель определенных социальных ролей и потребностей;

• установке свойствен оценочный характер: она отражает значимость объекта для данного индивида;

• установка выступает одной из форм проявления системы ценностей личности.

Социальные установки взаимосвязаны с социальными ориентациями личности. У них общая основа существования, при этом они также и существенно различаются. Социальная ориентация - категория более общая, чем социальная установка. Социальная ориентация формируется на основании многих и относительно длительно действующих факторов общественного поведения личности. В понятие социальной ориентации входит обобщенное («стратегическое») определение точности ситуации и направления деятельности в конкретной общественной среде для достижения обобщенных, значительных целей соответственно ее потребностям, возможностям, способностям. Социальная ориентация предопределяет общие черты поведения личности во всех сферах жизни: экономической, социально-политической, духовной.

Социальная ориентация выступает как система установок, через призму которых индивид воспринимает ту или иную ситуацию, выбирая соответствующий образ действий. Совокупность установок обусловливает настрой личности. «... Ориентации, направленные на материальные и духовные ценности, имеющие объективную и личностную значимость, мы называем ценностными ориентациями. Установка - одно из оснований выбора этого направления. Она охватывает и совокупность тех собственных жизненных ценностей личности (ценностных ориентаций), из которых исходит личность, реагируя на ту или иную конкретную жизненную ситуацию» [14, с. 132]. Но социальная ориентация это не только система установок, не только отно-

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

11

шение, это еще и процесс, это активность сознания, направленная на восприятие ситуации и определения ее значимости для субъекта, активность, координирующая и контролирующая всю его социальную деятельность.

Ориентации имеют два направления: «на ситуацию» и «в ситуации» [15, с. 4-5]. Ориентация «на ситуацию» выступает как элемент структуры личности, ее же ориентация «в ситуации» - как реальное направление ее деятельности. Индивид, намечая планы своей будущей деятельности, не может учесть всех факторов, которые могут оказать на него влияние в будущей ситуации. Ориентируясь на возможную ситуацию, он вынужден исходить из ситуации настоящей. В этом заключается причина расхождения между тем, как бы хотел поступить человек в предполагаемой ситуации, и тем, как он фактически поступает в реальной ситуации. Ориентация «в ситуации» - это активность сознания, предшествующего деятельности, но это и активность сознания, непосредственно формирующего деятельность.

Одной из сторон социальной ориентации личности является ее ценностная ориентация относительно собственно социального поведения. Ценностная ориентация выступает непосредственно в качестве основного критерия содержательной стороны тех или иных поступков человека. В практической деятельности человека содержанием ценностной ориентации являются те значения, которые человек придает окружающей его среде и своему собственному поведению. Ценностные ориентации личности выражают ее осознанное отношение к окружающей среде в процессе жизнедеятельности. Это не исключает их функционирования в качестве стереотипов, но это означает, что на какой-то стадии их формирования они фиксировались сознанием. Ценностные ориентации, являясь осью сознания, способствуют направленной выборочной характеристике действий и отношений.

Вместе с тем именно они определяют общие границы деятельности личности, уровень ее деятельной индивидуальности. Ценностная ориентация выступает как такой компонент структуры личности, на основе которого формируются помыслы и чувства человека, его стремления к достижению определенных целей и идеалов. Это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов.

Ценностные ориентации, являясь установкой (или системой установок) личности на те или иные социальные ценности, определяют восприятие индивидом (группой) социальной ситуации и выбор соответствующего образа действий. Ценностные ориентации взаимосвязаны с социальными установками: а) установки выступают в качестве конкретной формы существования и проявления ценностных ориентаций; б) как установки, так и ценностные ориентации регулируют взаимоотношения общества и личности; в) и установки, и ценностные ориентации возникают на основе потребностей и ситуаций; г) ценностный подход является в то же время установочным, а установочный - ценностным.

12

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

Установки формируются посредством четырех различных социально-психологических механизмов: подражания, идентификации, обучения и инструктирования. Эти механизмы действуют не последовательно один за другим, а совме-щенно и в переплетении. При этом формирование установок - процесс первичный. Лишь на его основе может произойти образование ценностных ориентаций.

Следует отметить, что в процессе социализации личности не все ее установки переходят в ценностные ориентации. О включении установки личности в систему ее ценностной ориентации свидетельствует лишь факт участия этой личности в какой-либо деятельности. Такое участие является индикатором положительного отношения к данной деятельности. Аналогичную роль играет и готовность участвовать в данной деятельности. Положительная установка на ту или иную деятельность свидетельствует о том, что конкретная личность признает этот род деятельности социальной ценностью. Это, однако, еще не означает, что эта установка устойчиво переросла в ценностную ориентацию. В стабильные ценностные ориентации перерастают только те установки, которые выдержали испытание временем и практикой, устойчиво выполняя оценочную функцию. Данные установки личности должны соответствовать относительно стабильной, повторяющейся общественной ситуации, в которой закрепляются в качестве ключа к деятельности. Эти установки должны совпадать с ценностными ориен-тациями социальной группы, в которую входит данная личность.

Из анализа механизма формирования личности следует, что не все установки переходят в ценностные ориентации. Их взаимосвязь и одновременно различия отразить последовательно очень трудно. Однако нам кажется целесообразным, хотя бы и в не очень совершенной форме, попытаться это сделать.

Социальная установка всегда конкретно предметна, т.е. направлена на определенный объект. Система же ценностных ориентаций выявляет общее отношение личности ко всему кругу объектов, окружающему человека, и, в первую очередь, к существующей социальной системе, ее идеологическому оформлению и обоснованию. Поэтому определенная ценностная ориентация всегда реализуется в целой совокупности социальных установок.

Ценностные ориентации - это широкая система ценностных отношений личности, сформировавшихся под влиянием практического взаимодействия с теми или иными сторонами действительности, а также результата взаимодействия системы знаний, информации, норм. Установка же - это лишь наиболее устойчивая, стабильная и относительно узкая часть системы ценностных ори-ентаций, сфокусированная в конкретном направлении. Она, с одной стороны, формируется на основе уже сложившихся ценностных ориентаций, с другой стороны, и сама влияет на них, изменяя в процессе деятельности те или иные конкретные ценностные ориентации личности или образуя новые.

Ценностные ориентации - это избирательное предпочтительное отношение к каким-либо определенным видам деятельности, а не ко всем явлениям жизни. Установки, напротив, необходимо вырабатываются на все случаи жизни.

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

13

Социальные установки - это точная позиция личности в конкретном действии, т.е. состояние готовности к определенным конкретным и адресным действиям. Ценностные же ориентации - это общая направленность личности на те или иные виды широких социальных явлений.

Социальные установки предполагают не только определенную оценку тех или иных социальных явлений, но и означают наличие непосредственной готовности действовать в соответствии с этой оценкой. Установки непосредственно переходят в активную деятельность, не существуют без нее. Ценностные же ориентации лишь свидетельствуют об общем предпочтительном отношении к тому или иному явлению, но далеко не всегда и не обязательно реализуются в деятельности непосредственно.

Анализируя ценностные ориентации, следует особо отметить, что любой тип общества, любая социальная группа характеризуется определенной системой и, следовательно, иерархией ценностей. Эта система и иерархии ценностей целенаправленно санкционируются и культивируются с помощью разветвленной системы средств социальных институтов, которыми располагает общество, располагает социальная группа. В отличие от них есть целая совокупность ценностей, которые функционируют лишь на уровне обыденного сознания и практически не зависят от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они «извне». Отождествлять эти два различных ряда ценностных ориентаций неправомерно, хотя формально природа у них общая.

Таковы вкратце некоторые моменты соотношения социальных установок и ценностных ориентаций личности. По своей сути они одновременно и едины, и противоположны. Такой аспект их рассмотрения позволяет видеть их внутреннюю противоречивость, т.е. находить источник развития элементов ориентации человека в социальных процессах, во всей его жизнедеятельности.

Данное определение ценностных ориентаций и социальных установок при проведении конкретно-социологических исследований необходимо свести к операциональной характеристике их содержания и структуры, так как теоретические определения ценностных ориентаций при проведении их эмпирического анализа не работают, их необходимо формализовать, сузить, чтобы пробросить мостик между теорией и практикой. Без такого самоограничения исследование теряет конкретность и верифицируемость.

Взяв за основу исследование эмпирическими методами выявления того, как индивид трактует содержание и направленность ценностей, фиксируем в анализе на основе четырех их главных признаков: а) осведомленность индивида о ценностях человека, характеризуемую объемом информации о них; б) избирательность индивида в отношении ценностей человека, характеризуемую содержанием и направленностью информации на них; в) степень активного отношения к ценностям человека, характеризуемую активным применением их в повседневной деятельности, распространении информации

14

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

о них; г) степень влияния ценностей на социализацию личности, ее поведение, образ жизни, самосознание, мировоззрение [16, с. 15-16].

При проведении эмпирических исследований часто используют базовую, унифицированную школу жизненных ценностей, где в качестве критериев успешной реализации жизненных планов, устремлений, берут такие показатели [16, с. 30-31]: благополучная личная (семейная) жизнь; работа по душе, свои интересы, материальная обеспеченность, достаток; честность, чистая совесть; настоящая дружба, поддержка со стороны окружающих; польза, приносимая обществу, людям; накопление знаний, всесторонняя образованность; занятие творчеством, творческие успехи; веселое времяпрепровождение после работы; высокое должностное положение на работе, широкие возможности руководства людьми; возможность совершить что-нибудь выдающееся для людей, заслужить их уважение, почет и славу и т.д. Эти ценности и ряд других составляют основу жизнедеятельности индивида, но интерпретация их должна вестись социологом на основе конкретных показателей, среди которых нами выделено четыре, но это не обязательно, что должны быть только они.

Список литературы

1. Стегний В.Н. К вопросу о соотношении социальных установок и ценностных ориентаций личности // Проблемы социального планирования (Личность, группа, общество): сб. науч. тр. № 157 / под ред. З.И. Файнбурга; Перм. политехн. ин-т. - Пермь, 1974. - С. 162-170.

2. Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Мифы / отв. ред. А.В. Рябов, Е.Ш. Курбангалиева. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. - 448 с.

3. О чем мечтают россияне: идеал и реальность / под ред. М.К. Горшкова [и др.]. - М.: Весь мир, 2013. - 400 с.

4. Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. -2010. - № 1. - С. 28-36.

5. Беляева Е.В. Нравственные ценности эпохи постмодерна // Философия и социальные науки. - 2010. - № 1. - С. 60-64.

6. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Российский рабочий: социально-политические ориентации // Россия реформирующаяся. - 2012. - № 11. -С.191-201.

7. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты Аналитический доклад / Ин-т социологии РАН. - М., 2007. - 143 с.

8. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет / Центр социального прогнозирования и маркетинга. - М., 2010. - 592 с.

9. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / под ред. В. А. Тишкова, В.В. Степанова; ИЭА РАН. -М., 2014. - 342 с.

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

15

10. Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества: моногр. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - 384 с.

11. Категории социологии // Социология в СССР: в 2 т. - М.: Мысль, 1966. - Т. 2. - 629 с.

12. Социологический словарь: пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; под ред. С.А. Ерофеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2004. - 620 с.

13. Байков Е.И. Изменение социальных установок личности в процессе секуляризации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1970. - 16 с.

14. Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. -М.: Мысль, 1972. - 176 с.

15. Тельнов А. А. Ориентация личности как предмет социологического исследования: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1970. - 16 с.

References

1. Stegnii V.N. K voprosu o sootnoshenii sotsial'nykh ustanovok i tsennostnykh orientatsii lichnosti [On the question of the relations between social attitudes and value orientations of the individual]. Problemy sotsial'nogo planirovaniia (Lichnost', gruppa, Obshchestvo): sbornik nauchnykh trudov № 157. Ed. by Z.I. Frainburg. Perm, 1974, pp. 162-171.

2. Bazovye tsennosti rossiian. Sotsial'nye ustanovki. Zhiznennye strategii. Mify [Basic values of the Russians. Social settings. Life strategies. Myths]. Ed. by A.V. Riabov, E.Sh. Kurbangalieva. Moscow, Dom intellektual'noi knigi Publ., 2003, 448 p.

3. O chem mechtaiut rossiiane: ideal i real'nost' [What the Russians dream of: the ideal and the reality]. Ed. by M.K. Gorshkov. Moscow, Ves' mir Publ., 2013, 400 p.

4. Lapin N.I. Funktsional'no-orientiruiushchie klastery bazovykh tsennostei naseleniia Rossii i ee regionov [Functional-oriented clusters of basic values of Russian population and regions]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2010, no. 1, pp. 28-36.

5. Beliaeva E.V. Nravstvennye tsennosti epokhi postmoderna [Moral values of the postmodern era]. Filosofiia i sotsial'nye nauki, 2010, no. 1, pp. 60-64.

6. Golenkova Z.T., Igitkhanian E.D. Rossiiskii rabochii: sotsial'no-politicheskie orientatsii [Russian worker: socio-political orientations]. Rossiia reformiruiushchaiasia, 2012, no. 11, pp. 191-201.

7. Molodezh' novoi Rossii: obraz zhizni i tsennostnye prioritety. Analiticheskii doklad [The youth of the new Russia: lifestyle and value priorities. Analytical report]. Moscow, Institut sotsiologii RAN Publ., 2007, 143 p.

8. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Molodezh' Rossii: sotsiologicheskii portret [Youth of Russia: sociological portrait]. Moscow, Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniia i marketinga Publ., 2010, 592 p.

9. Rossiiskoe studenchestvo: identichnost', zhiznennye strategii i grazhdanskii potentsial [Russian studentship: identity, life strategies and civic potential]. Ed. by V.A. Tishkov, V.V. Stepanov. Moscow, IEA RAN Publ., 2014, 342 p.

16

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

10. Stegnii V.N., Kurbatova L.N. Sotsial'nyi portret studenchestva v usloviiakh transformatsii rossiiskogo obshchestva [Social portrait of students during the Russian society transformation]. Perm', PNRPU Publ., 2009, 384 p.

11. Kategorii sotsiologii [Categories of sociology]. Sotsiologiia v SSSR, in 2 vol., Moscow, Mysl' Publ., 1966, 629 p.

12. Aberkrombi N., Hill S., Turner B.S. The Penguin Dictionary of Sociology. Penguin Books [Russ. ed.: Sotsiologicheskii slovar'. Ed. by S.A. Erofeev, 2nd ed., revised and corrected. Moscow, Ekonomika Publ., 1999, 415 p.].

13. Baikov E.I. Izmenenie sotsial'nykh ustanovok lichnosti v protsesse sekuliarizatsii [Changes in the social attitudes of an individual in the process of secularization]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 1970, 16 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Pen'kov E.M. Sotsial'nye normy - reguliatory povedeniia lichnosti [Social norms - regulators of individual's behavior]. Moscow, Mysl' Publ., 1972, 176 p.

15. Tel'nov A.A. Orientatsiia lichnosti kak predmet sotsiologicheskogo issledovaniia [Personal orientation as a subject of sociological research]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 1970, 16 p.

Оригинальность статьи - 81 %

Получено 06.02.2017

V.N. Stegniy

SOCIOLOGICAL APPROACH TO DEFINING THE CATEGORIES OF SOCIAL ATTITUDES AND VALUE ORIENTATIONS OF A PERSONALITY

The article considers the categories of social attitudes and value orientations of a personality, as well as their content, structure, functions, types and particularities in various socio-economic systems at the theoretical level of sociological analysis. The sociological research papers under analysis date back to the end of the XX century, till the beginning of the XXI century. They demonstrate empirically the basic values and social attitudes of the Russians, with their typology, specific features, as well as the geographic specification. The authors define certain personal values, including moral, socio-political, ethical, family, occupational, and cultural and esthetic values. The authors refer to the literary sources in sociology to give definition of a social attitude as an element of group and individual consciousness, demonstrating the attitude towards particular issues. It also demonstrates the way of perceiving a certain issue as an element of reality and a linchpin between the individual and group consciousness, which helps a person to feel confident in the society. This is characterized by certain aims, means and readiness to respond to certain needs and situations. This aptitude of an individual to the evaluation and acceptance of a particular issue is emphasized in the article. Among all the orientations the authors highlight social ones that manifest the values orientations system of an individual. They also possess their own system of characteristics.

The article characterizes the relation between social attitudes and social orientations of an individual, as well as significant differences between them. The authors state that the main quality lying in their essence is the activity of a person. The major quality of social orientation is its system of values, which is the core of consciousness manifesting itself in the selectivity of human's attitude to the society. It has a clearly defined structure including a system of elements identified in the process of the analysis.

Keywords: attitudes, social attitudes, orientations, social orientations, value orientations.

Vasiliy N. Stegniy - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Dept. of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: socio@mail.ru.

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.