Научная статья на тему 'Социологический подход к анализу состояния системы обязательного медицинского страхования и перспективы ее развития'

Социологический подход к анализу состояния системы обязательного медицинского страхования и перспективы ее развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
199
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПРЕДОТВРАТИМЫЕ ПОТЕРИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / SYSTEM OF MEDICAL SOCIAL CO-FINANCING / HEALTH CARE / MANDATORY MEDICAL INSURANCE / PREVENTABLE LOSSES / HEALTHY LIFE-STYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кожевников Андрей Александрович

В статье рассмотрен научно обоснованный социологический подход к формированию социально ориентированной политики в сфере медицинского страхования и здравоохранения. В частности, отражены современное состояние и проблемы обязательного медицинского страхования (ОМС), а также предложена новая система медико-социального софинансирования (МСС), которая основана на применении социально-экономических методов мотивации с целью обеспечения соблюдения населением здорового образа жизни и минимизации уровня предотвратимых потерь. Перечислены недостатки действующей системы ОМС и даны рекомендации по их устранению с использованием социальных механизмов, которые в сочетании с административными мерами могли бы значительно повысить качество медицинских услуг. Выделены основные компоненты системы МСС и те положительные результаты, достижение которых она обеспечивает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кожевников Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sociological approach to analysis of state of system of mandatory medical insurance and perspectives of its development

The article considers scientifically substantiated sociological approach to development of socially oriented policy related to medical insurance and health care. Specifically, actual condition and problems of medical insurance is captured. The new system of medical social co-financing based on application of social economical methods of motivation is proposed with purpose of ensuring observance of healthy life-style by population and minimization of preventable losses. The shortcomings of actual system of mandatory medical insurance are enumerated and means to rectify them are proposed. At that, main attention is paid to searching for social mechanisms which combined with administrative measures can significantly increase quality of medical services and simplify character of relationships occurred apropos of this. The main components of the system of medical social co-financing and ensured positive possibilities achieved are emphasized.

Текст научной работы на тему «Социологический подход к анализу состояния системы обязательного медицинского страхования и перспективы ее развития»

Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (4) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-183-186

Health care

©КОЖЕВНИКОВ А.А., 2016 УДК 614.2:058:368

Кожевников А.А.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Минздрава России, 654005, г. Новокузнецк

В статье рассмотрен научно обоснованный социологический подход к формированию социально ориентированной политики в сфере медицинского страхования и здравоохранения. В частности, отражены современное состояние и проблемы обязательного медицинского страхования (ОМС), а также предложена новая система медико-социального софинанси-рования (МСС), которая основана на применении социально-экономических методов мотивации с целью обеспечения соблюдения населением здорового образа жизни и минимизации уровня предотвратимых потерь.

Перечислены недостатки действующей системы ОМС и даны рекомендации по их устранению с использованием социальных механизмов, которые в сочетании с административными мерами могли бы значительно повысить качество медицинских услуг. Выделены основные компоненты системы МСС и те положительные результаты, достижение которых она обеспечивает.

Ключевые слова: система медико-социального софинансирования; здравоохранение;

обязательное медицинское страхование; предотвратимые потери; здоровый образ жизни.

Для цитирования: Кожевников А.А. Социологический подход к анализу состояния системы обязательного медицинского страхования и перспективы ее развития. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60(4): 183—186. DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-183-186

Kozhevnikov A.A.

THE SOCIOLOGICAL APPROACH TO ANALYSIS OF STATE OF SYSTEM OF MANDATORY MEDICAL INSURANCE AND PERSPECTIVES OF ITS DEVELOPMENT

Novokuznetsk State Institute of Postgraduate Medicine, Novokuznetsk, 654005, Russian Federation

The article considers scientifically substantiated sociological approach to development of socially oriented policy related to medical insurance and health care. Specifically, actual condition and problems of medical insurance is captured. The new system of medical social co-financing based on application of social economical methods of motivation is proposed with purpose of ensuring observance of healthy life-style by population and minimization of preventable losses. The shortcomings of actual system of mandatory medical insurance are enumerated and means to rectify them are proposed. At that, main attention is paid to searching for social mechanisms which combined with administrative measures can significantly increase quality of medical services and simplify character of relationships occurred apropos of this. The main components of the system of medical social co-financing and ensured positive possibilities achieved are emphasized.

Keywords: system of medical social co-financing; health care; mandatory medical insurance; preventable losses; healthy life-style.

For citation: Kozhevnikov A.A. The sociological approach to analysis of state of system of mandatory medical insurance тв perspectives of its development. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal). 2016; 60 (4): 183—186. (In Russ.). DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-183-186

For correspondence: Andrey A. Kozhevnikov, PhD in Sociology, Vice Rector on General Affairs,

Novokuznetsk State Institute of Postgraduate Medicine, Novokuznetsk, Kemerovo region, 654005,

Russian Federation, E-mail: nvkz2004@rambler.ru

Funding. The study had no sponsorship.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Received 28 October 2016

Accepted 09 March 2016

В настоящее время важнейшим условием развития Российской Федерации должна стать мотивация населения на ведение здорового образа жизни и на минимиза-

цию предотвратимых потерь. В связи с этим представляется необходимым на законодательном уровне ввести норму, которая могла бы персонализировать социаль-

Для корреспонденции: Кожевников Андрей Александрович, кандидат социологических наук, проректор по общим вопросам ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Минздрава России, 654005, г. Новокузнецк, E-mail: nvkz2004@rambler.ru

Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (4) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-183-186

ное стимулирование каждого гражданина. Однако при существующей системе ОМС сделать это невозможно. В частности, основным источником формирования данных фондов являются страховые взносы. Фактически, это недополученная работающим населением часть заработной платы, которая используется для финансового обеспечения медицинской помощи всем категориям граждан независимо от степени их участия в формировании данных накопительных средств. Однако в отдельных странах Западной Европы существует обратная практика: объем предоставляемой медицинской помощи сотрудникам конкретного предприятия или организации обусловлен размером поступлений от них страховых взносов, что повышает заинтересованность и ответственность плательщиков. Рассматривая возможность использования данной системы финансирования оказания медицинской помощи в России, нужно принимать во внимание ряд обстоятельств. Во-первых, в стране сам фонд заработной платы является достаточно неустойчивым объектом налогообложения, так как его величина зависит от субъективных действий работодателя, который в случае своих противозаконных намерений может сократить до минимума налогооблагаемую базу, что естественно отразится на размерах отчислений в ОМС. Во-вторых, наблюдается сокращение численности трудоспособного населения и увеличение числа граждан, которым необходима медицинская помощь. В ходе Всероссийской переписи населения 2010 г. получены данные, свидетельствующие о том, что по сравнению с 2002 г. в РФ изменилось соотношение полов за счет высокой смертности мужчин трудоспособного возраста. Так, на 1000 мужчин в 2010 г. в стране приходилось 1163 женщины, в 2002 г. — 1147. Заметные изменения произошли и в возрастном составе населения. В 2010 г. от общей численности населения РФ (143,3 млн человек) доля граждан моложе трудоспособного возраста составила 16,2% против 18,1% в 2002 г., а численность людей старше трудоспособного возраста возросла с 20,5 до 22,2% в 2002 г. На фоне этих изменений, по оценкам специалистов, в настоящее время 1% (1,4 млн человек) населения России составляют больные наркоманией, от 30 до 40% злоупотребляют алкоголем (около 43 млн человек), 2% (2,8 млн человек) больны алкоголизмом, а около 17 млн человек курят. В совокупности все они образуют многомиллионную группу риска, которой в той или иной степени уже оказывается медицинская помощь, что сопряжено с серьезными финансовыми затратами. Наряду с этим на перспективы деятельности системы ОМС существенное влияние оказывают инвалиды, численность которых в РФ составляет около 10% (14 млн человек), и пенсионеры, численность которых, по данным Пенсионного фонда России, в 2011 г. впервые превысила 40 млн человек. Фактически более половины населения России не участвует (либо минимально участвует) в финансировании системы ОМС. Не случайно эксперты отмечают перманентный дефицит бюджета системы, и даже организаторы здравоохранения это не отрицают. В начале 2012 г. глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова на Гайдаровском форуме в Москве сообщила, что, несмотря на повышение с 1 января 2012 г. тарифа страховых взносов на ОМС с 3,1 до 5,1%, дефицит финансирования системы ОМС составляет практически 100 млрд руб. Все это свидетельствуют о том, что в настоящее время необходимо искать альтернативные формы финансирования и организации оказания медицинской

Организация здравоохранения

помощи населению, используя инновационные подходы в обеспечении ресурсной базы и в придании социальной составляющей приоритетного характера.

Решить вышеуказанную задачу возможно путем перевода финансового обеспечения здравоохранения на систему медико-социального софинансирования (МСС), основанную на внедрении социально мотивирующих технологий в процесс регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья. Ее суть заключается в обеспечении прозрачности финансовых операций по формированию средств, предусмотренных для оплаты медицинских услуг, снижении бремени финансовых расходов граждан в процессе их лечения и реабилитации, а также мотивации населения к ведению здорового образа жизни. При таком подходе ключевым звеном становятся сами граждане, а не система ОМС, как в настоящее время.

С целью оптимизации работы с финансовыми средствами предлагается вместо полисов ОМС использовать пластиковые электронные карты, выдаваемые банковскими учреждениями, которые могли бы принять участие в национальной программе МСС. Формирование накоплений граждан с использованием таких карт будет осуществляться за счет: а) перечисления страховых взносов, удерживаемых с фонда оплаты труда для оплаты медицинских услуг, как это делается в настоящее время; б) внесения добровольных взносов; в) предоставления участникам системы МСС (по согласованию с банком) кредитных средств на оплату медицинской помощи; г) прямых государственных дотаций, предусмотренных для льготных категорий граждан. При этом социальная роль государства в системе МСС будет заключаться в компенсации затрат, понесенных гражданами в связи с оплатой медицинских услуг. Размер данного рода дотаций, в том числе предусматривающих погашение за счет государства процентов по кредиту либо кредита полностью, а также перечень льготных категорий граждан, которым требуется финансовая помощь, определят законодательные органы власти на местах по согласованию с органами социальной защиты и администрациями территориальных образований [1].

Таким образом, участие граждан в системе МСС позволяет не только определять форму государственной поддержки, но и реально регулировать социальную политику, обеспечивая разным группам населения доступность в получении медицинской помощи и лекарственных средств с учетом принципа необходимой достаточности и удовлетворения их потребности в социальной поддержке. Участвуя в данной системе путем добровольного перечисления личных сбережений на свои электронные карты МСС, граждане получают возможность реализации принципа софинансирования деятельности медицинских учреждений.

Привлекательность данной модели заключается в том, что отношения между пациентом и любым лечебным учреждением, будь то фельдшерско-акушерский пункт, центральная районная больница либо специализированный медицинский центр, упрощаются, так как нет возможности для злоупотреблений, обусловленных подменой бесплатных услуг платными. В рамках системы МСС денежные средства перечисляются с личного счета электронной карты в безналичной форме по факту оказания услуги и только в медицинское учреждение. Участвуя в системе МСС, граждане реально понимают размер своих финансовых возможностей, а в

Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (4) DOI 10.18821/0044-197X-2016-60-4-183-186

Health care

случае несогласия с качеством услуг могут предметно на основании соответствующих чеков об оплате отстаивать в судебном порядке свои права и компенсировать понесенные затраты. При такой системе уместно будет вспомнить опыт прошлых лет и предоставить руководителям лечебных учреждений большую самостоятельность в распоряжении заработанными внебюджетными средствами при условии подконтрольности не только государственным органам, но и общественным советам, которые необходимо создать при каждой медицинской организации для обеспечения через представительство в нем выработки консолидированных решений по вопросам организации и осуществления медицинской деятельности на местах.

Следует учитывать, что декларированное в статье 41 Конституции Российской Федерации право на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи ограничено размерами государственных гарантий. Так, в 2015—2017 гг. средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные программами госгарантий (без учета расходов федерального бюджета), составляют: за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на одного жителя) в 2015 г. 3338,4 руб., в 2016 г. 3488,6 руб., в 2017 г. 3638,4 руб., за счет средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС, т.е. субвенций Федерального фонда ОМС (в расчете на одно застрахованное лицо) в 2015 г. 8260,7 руб., в 2016 г. 8727,2 руб., в 2017 г. 9741,2 руб.1

Таким образом, это достаточно скромный размер финансового обеспечения лечения, и в случае хронического заболевания он часто не может в полной мере покрыть все затраты пациента.

В предлагаемой системе МСС сохранение страхового взноса в том виде, который существует в настоящее время, возможно, если перечисление средств, предназначенных для оплаты медицинских услуг, будет осуществляться работодателями из фонда оплаты труда непосредственно на электронные карты МСС своих сотрудников. У населения появится реальная возможность лично контролировать размер накоплений, которые будут использоваться для оплаты медицинской помощи. Помимо этого, персонал будет заинтересован в том, чтобы работодатель, выводя из «тени» заработную плату, осуществлял реальные налоговые отчисления, тем самым инвестируя в обеспечение здоровья конкретного человека. Существенным положительным моментом в использовании МСС станет и практика начисления банковскими учреждениями процентов на денежные средства граждан, находящиеся на личных счетах электронных карт МСС и предназначенные для безналичной оплаты только медицинских услуг.

При этом банковские учреждения, участвуя в национальной программе медико-социального софинансиро-вания и привлекая средства граждан, значительно расширят свои инвестиционные возможности, продолжая использовать для этого уже сложившиеся и отработанные технологии, свою инфраструктуру, существующую как внутри страны, так и за рубежом, а также имеющийся профессионально подготовленный персонал. Тем са-

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 1273 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов». Российская газета. Информационный портал. 2014; 5 декабря.

мым по целому ряду направлений в отличие от системы ОМС расходы по обеспечению этой деятельности будут минимизированы. Например, в 2010 г. административные расходы на ведение дел в системе ОМС, составили 8,24 млрд руб. — на 0,3 млрд руб. больше, чем в 2009 г.

В отношении той части населения, которой требуется социальная поддержка, а также для развития высокотехнологичной медицинской помощи, различного рода специализированных медицинских и научных центров должен быть предусмотрен отдельный механизм федерального целевого финансирования в рамках согласованных проектов, программ, норм, стандартов и тарифов медицинской помощи.

С целью социальной мотивации населения к соблюдению здорового образа жизни уровень субсидирования, размер кредита, сумму полной компенсации выделенных на лечение ссудных средств можно увязать с медицинской активностью граждан, например с прохождением ими в установленные сроки диспансеризации и вакцинации или с выполнением предписаний по лечению таких социально опасных заболеваний, как туберкулез, ВИЧ-инфекции и др., что в настоящее время является одной из актуальнейших проблем. Для тех граждан, которые в течение ряда лет не болели и проходили в установленные сроки диспансеризацию, вакцинацию, профессиональные осмотры, можно предусмотреть бесплатные путевки в различные здравницы России.

Следует отметить, что оптимальный вариант — сочетание системы МСС с медико-социологическим мониторингом, который является разновидностью использования информационных технологий, применяемых для накопления и обработки информации с применением средств вычислительной техники и специальных программ [2]. В совокупности их можно использовать как инструмент, позволяющий не только систематически контролировать качество медицинской помощи, но и своевременно обеспечивать функциональную устойчивость и эффективность здравоохранения.

Общепризнанным фактом является и выделение в структуре потребностей населения тех, которые негативно влияют на состояние здоровья граждан, — это курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ. Заболевания и последствия, вызванные ими, носят многофакторный характер, требуют значительных средств на лечение и реабилитацию. При существующей системе ОМС бремя затрат ложится на экономически активное население, что с точки зрения социальной целесообразности несправедливо. Это не только дезориентирует людей, но и приводит к снижению демографического потенциала, поощрению социального паразитизма и маргинальных настроений. В связи с этим должна происходить корректировка социальных отношений, когда доход, получаемый от удовлетворения пагубных потребностей части населения, используется на социальное благо всех граждан. Такой подход принципиально отличается от существующих в социальной политике. В свою очередь повышение акцизов, т.е. косвенного общественного налога на алкоголь и табак либо восстановление государственной монополии на их производство и торговлю, может стать тем федеральным ресурсом, который позволит направить полученные финансовые средства на социальную поддержку всех льготных категорий граждан. При этом акцент делается не на денежные выплаты, а прежде всего на оказание бесплатной медицинской помощи и создание социаль-

Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (4) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-186-191

но ориентированной инфраструктуры здравоохранения, реализующей политику государственной поддержки здоровых людей.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кожевников А.А. На принципах взаимной ответственности. Медицинский вестник. 2014; (28): 677.

© ВЕЛИЧКИНА Н.Н., 2016 УДК 614.2:616-018-091.8

Организация здравоохранения

2. Решетников А.В. Основы построения медико-социологического мониторинга в системе обязательного медицинского страхования. Социология медицины. 2009; (1): 3.

REFERENCES

1. Kozhevnikov A.A. On the principles of mutual responsibility. Meditsinskiy vestnik. 2014; (28): 677. (in Russian)

2. Reshetnikov A.V. Bases of creation of medico-sociological monitoring in system of obligatory medical insurance. Sotsiologiya meditsiny. 2009; (1): 3. (in Russian)

Поступила 28.10.15 Принята в печать 09.03.16

Величкина Н.Н.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРИЖИЗНЕННЫХ ПАТОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ БИОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБУЗ НСО «Государственный Новосибирский областной клинический диагностический центр»,

630047, г. Новосибирск

Работа посвящена проблемам обеспечения качества прижизненных патоморфологических исследований биологического материала на территории Новосибирской области. Исследование проводили с использованием социологического метода. Врачи клинических специальностей и врачи-эксперты оценивали результативность исследований, сроки доставки биологического материала, сроки выполнения и качество протоколов исследований. Опрошены 110 врачей; 49% респондентов удовлетворены результативностью исследований полностью, 45,5% —частично, 5,5% — не удовлетворены. Оценки результативности исследований экспертов и врачей клинических специальностей существенно не различались.

Ключевые слова: оценка качества прижизненных патоморфологических исследований;

результативность патоморфологических исследований; преаналити-ческие процессы прижизненных патоморфологических исследований.

Для цитирования: Величкина Н.Н. Актуальные вопросы обеспечения качества прижизненных патоморфологических исследований биологического материала на территории Новосибирской области. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60(4): 186—191. DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-186-191

Velichkina N.N.

THE ACTUAL ISSUES OF SUPPORT OF QUALITY OF LIFE-TIME PATHOMORPHOLOGICAL ANALYSES OF BIOLOGICAL MATERIAL ON THE TERRITORY OF THE NOVOSIBIRSK REGION

Novosibirsk Regional Clinical Diagnostic Center, Novosibirsk, 630047, Russian Federation

The article considers problematic issues of ensuring quality of life-time patho-morphological analyses of biological material on the territory of the Novosibirsk region. The study was carried out using sociological methodology. The physicians of clinical specialties and physicians experts evaluated effectiveness of analyses, period of delivery of biological material, period of implementation and quality of protocols of analyses. The survey of 110 physicians was carried out. The results demonstrated that 49% of respondents were fully satisfied with effectiveness of analyses, 45.5% of them were partially satisfied and 5.5% ofphysicians were not satisfied. The evaluation of effectiveness of analyses by physicians experts had no significant distinctions from evaluation made by physicians of clinical specialties.

Keywords: evaluation; quality; life-time patho-morphological analyses; effectiveness ofpatho-morphological analyses; pre-analytical processes of life-time patho-morphological analyses.

For citation: Velichkina N.N. The actual issues of support of quality of life-time patho-morphological analyses of biological material on the territory of the Novosibirsk region.

Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal). 2016; 60 (4): 186—191. (In Russ.). DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-186-191

Для корреспонденции: Величкина Нина Николаевна, заведующая отделом клинико-экспертной и организационно-методической работы ГБУЗ НСО «Государственный Новосибирский областной клинический диагностический центр», 630047, г. Новосибирск, E-mail: v.nina@ngs.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.