Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ЮГЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ЮГЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хайруллина Н.Г., Ткачева Н.А., Шестаков С.А.

Статья основана на данных мониторинговых исследований, проведенных в Тюменской области в рамках проекта «Как живешь, Россия?» в 2003-2008 гг. За указанный период было опрошено около трех тысяч респондентов. Кроме того, анализировались данные, полученные в ходе мониторинговых исследований, проводимых учеными Тюменского индустриального университета по заказу Комитета по делам национальностей Тюменской области с 2012 года по настоящее время. Данное исследование направлено на изучение ситуации в сферах социально-политических, межнациональных и межрелигиозных отношений в Тюменской области. Данный инструментарий позволяет изучать специфику гражданского общества в Тюменской области, принимать правильные и своевременные управленческие решения, предлагать варианты решения возникающих в этой сфере проблем; совершенствовать законодательную базу и оперативно корректировать принятые управленческие решения.Полученные данные показывают позитивную динамику в оценках ключевого показателя «Оценка уровня социально-политической стабильности». Три четверти жителей юга области оценивают ее как вполне стабильную или по большей части стабильную. Вероятность массовых выступлений протеста остается на низком уровне: девять из десяти опрошенных участников не примут участия в массовых выступлениях протеста, если они состоятся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL MONITORING OF THE SOCIO-POLITICAL SITUATION IN THE SOUTH OF TYUMEN REGION

The article is based on data from monitoring studies carried out in Tyumen region in 2003-2008 as part of the project "How are you, Russia?". Around 3,000 people were interviewed during this period. In addition, we have analysed the data obtained in the course of monitoring studies carried out by scientists of the Industrial University of Tyumen on behalf of the Committee for Nationalities Affairs of the Administration of Tyumen Region from 2012 to the present. The aim of the study is to examine the situation in the sphere of socio-political, interethnic and interreligious relations in Tyumen region. This toolkit will allow you to study the specifics of civil society in Tyumen region, make correct and timely management decisions, offer options for solving problems that arise in this area, improve the legislative framework, and promptly correct adopted management decisions.Estimates of the key indicator "Assessment of the level of socio-political stability" show a positive trend.Three-quarters of people in the south of the region consider that the situation is quite stable or mostly stable. The likelihood of mass protests remains low: nine out of ten respondents wouldn't take part in mass protests if they took place.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ЮГЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 316

DOI: 10.31660/1993-1824-2023-2-66-80

Социологический мониторинг социально-политической ситуации на юге Тюменской области

Н. Г. Хайруллина*, Н. А. Ткачева, С. А. Шестаков

Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия *hajruШnang @ tyuiu. т

Аннотация. Статья основана на данных мониторинговых исследований, проведенных в Тюменской области в рамках проекта «Как живешь, Россия?» в 2003-2008 гг. За указанный период было опрошено около трех тысяч респондентов. Кроме того, анализировались данные, полученные в ходе мониторинговых исследований, проводимых учеными Тюменского индустриального университета по заказу Комитета по делам национальностей Тюменской области с 2012 года по настоящее время. Данное исследование направлено на изучение ситуации в сферах социально-политических, межнациональных и межрелигиозных отношений в Тюменской области. Данный инструментарий позволяет изучать специфику гражданского общества в Тюменской области, принимать правильные и своевременные управленческие решения, предлагать варианты решения возникающих в этой сфере проблем; совершенствовать законодательную базу и оперативно корректировать принятые управленческие решения.

Полученные данные показывают позитивную динамику в оценках ключевого показателя «Оценка уровня социально-политической стабильности». Три четверти жителей юга области оценивают ее как вполне стабильную или по большей части стабильную. Вероятность массовых выступлений протеста остается на низком уровне: девять из десяти опрошенных участников не примут участия в массовых выступлениях протеста, если они состоятся.

Ключевые слова: сельские поселения, сельские жители, социологический мониторинг, социально -политическая ситуация, социальные инициативы, протестные настроения

Для цитирования: Хайруллина, Н. Г. Социологический мониторинг социально-политической ситуации на юге Тюменской области / Н. Г. Хайруллина, Н. А. Ткачева, С. А. Шестаков. - DOI 10.31660/1993-18242023-2-66-80 // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2023. - № 2. -С. 66-80.

Sociological monitoring of the socio-political situation in the south of Tyumen region

Nursafa G. Khairullina*, Nina A. Tkacheva, Sergey A. Shestakov

Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia *hajrullinang@ tyuiu. ru

Abstract. The article is based on data from monitoring studies carried out in Tyumen region in 2003-2008 as part of the project "How are you, Russia?". Around 3,000 people were interviewed during this period. In addition, we have analysed the data obtained in the course of monitoring studies carried out by scientists of the Industrial University of Tyumen on behalf of the Committee for Nationalities Affairs of the Administration of Tyumen Region from 2012 to the present. The aim of the study is to examine the situation in the sphere of socio-political, interethnic and interreligious relations in Tyumen region. This toolkit will allow you to study the specifics of civil society in Tyumen region, make correct and timely management decisions, offer options for solving problems that arise in this area, improve the legislative framework, and promptly correct adopted management decisions.

Estimates of the key indicator "Assessment of the level of socio-political stability" show a positive trend. Three-quarters of people in the south of the region consider that the situation is quite stable or mostly stable. The likelihood of mass protests remains low: nine out of ten respondents wouldn't take part in mass protests if they took place.

Keywords: rural settlements, rural residents, sociological monitoring, socio-political situation, social initiatives, protest moods

For citation: Khairullina, N. G., Tkacheva, N. A., & Shestakov, S. A. (2023). Sociological monitoring of the socio-political situation in the south of Tyumen region. Proceedings of Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, (2), pp. 66-80. (In Russian). DOI: 10.31660/1993-1824-2023-2-66-80

Введение

Тюменская область (ТО) на протяжении многих лет позиционируется как быстро развивающийся регион России, в котором гармонично проживают представители различных национальностей (более 143) и вероисповеданий. Область на протяжении последних лет лидирует не только по социально-экономическим показателям среди других российских регионов, но и характеризуется социально-политической стабильностью. Эти и другие факторы привлекают трудовых мигрантов из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и других государств в регион. Трудовые мигранты рассматриваются как фактор, который может привести к напряженности в социально-политической, межнациональной и межконфессиональной сферах региона. Поэтому администрация Тюменской области стремится вести грамотную государственную политику, которая является залогом стабильного развития не только региона, но и страны в целом.

В 2022 году социально-политическая ситуация в стране во многом определялась специальной военной операцией (далее СВО), проводимой Российской Федерацией (РФ) для защиты жителей Луганской Народной Республики (ЛНР) и Донецкой Народной Республики (ДНР), которые после проведенного референдума вошли в состав РФ. Президент В. В. Путин 30 сентября 2022 года подписал с руководителями ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей договоры о вхождении данных субъектов в состав России. При этом они сохранили свой статус, но государственным языком на новых территориях стал русский.

Принципы государственной политики в сферах межнациональных, межконфессиональных и социально-политических отношений закреплены в основном документе страны. Это подтверждает значимость перечисленных отношений для современного гражданского общества. А это возможно благодаря постоянному изучению ожиданий и потребностей россиян, интересов и предпочтений различных социальных, религиозных и этнических групп, представителей городского сельского сообщества. Для обеспечения и поддержания стабильности в социуме, предупреждения межнациональных, межрелигиозных, социально-экономических, политических и др. конфликтов государственные, региональные и местные органы власти должны стремиться к своевременному их выявлению. Ситуация усугубляется тем, что факторами межрелигиозной кон-фликтогенности могут стать, к примеру, социально-экономические или социокультурные причины, такие как борьба за рабочие места, распределение финансов, участие во

властных структурах, страх потери культурной идентичности или национальной самобытности. Поэтому необходим постоянный учет мнений россиян, в противном случае деятельность органов власти будет иметь односторонний характер.

В регионе принят и работает Закон Тюменской области № 315 от 28 декабря 2004 г. «О государственной поддержке национально-культурных автономий и иных общественных объединений» и Долгосрочная целевая программа «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных и социально-политических отношений в Тюменской области и профилактике экстремистских проявлений», в которых закреплена такая форма взаимодействия с гражданским обществом, как проведение регулярных социологических исследований. Данная форма апробируется учеными Тюменского индустриального университета (ТИУ) в муниципальных районах юга Тюменской области с 2013 года.

Литературный обзор

С латинского языка мониторинг дословно переводится как предостережение. Посредством мониторинга можно изучать различные процессы, протекающие в политической, социальной, культурной, экономической и других сферах жизнедеятельности общества. Р. О. Черваков к разновидностям мониторинга относит мониторинг состояния межнациональных отношений и их влияние на развитие региона или территории [1]. А. И. Кольба, Е. Я. Хасаева рассматривают мониторинг межэтнических отношений как способ политического управления конфликтами представителями властных структур [2]. Мониторинг способствует выявлению конфликтного потенциала, а полученная информация помогает понять причины этого потенциала.

По мнению В. В. Локосова, метод мониторинга является важнейшим средством изучения социально-политической, экономической, экологической и других сфер общественной жизни общества. Метод мониторинга помогает формировать базу данных по изучаемому объекту исследования, но для качественного его проведения необходимо соблюсти определенные условия. Например, предварительно разработанные индикаторы должны адекватно характеризовать сущность объекта исследования. Второе условие — индикаторы на протяжении всего планируемого периода исследований должны сохраняться в неизменном виде, что позволит обеспечить методологическую преемственность полученных данных. Следующее условие — разработанные (универсальные) индикаторы должны обеспечить сравнение получаемых данных с последующим построением динамических рядов показателей [3].

Т. В. Игнатова, Л. М. Перевозкин определяют мониторинг как механизм изучения социально-экономического положения муниципальных образований. Результаты социологического мониторинга способствуют не только планированию дальнейшего развития муниципальных образований, но и позволяют охарактеризовать удовлетворенность населения различными элементами социальной сферы в каждом отдельном муниципалитете, образовании, районе [4].

При этом Ю. В. Якишин основной целью социально-экономического мониторинга называет возможность использования руководителями органов муниципального

управления полученной информации для достоверной оценки протекающих процессов, которая позволит принимать решения по поддержке позитивных процессов и устранению негативных [5].

В начале 1990-х годов высокую значимость в нашей стране получили опросы общественного мнения. Например, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) запустил мониторинг общественного мнения по экономическим и социальным переменам в стране, Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ФНИСЦ ИСПИ РАН) — проект «Как живешь, Россия?» (в последнем проекте один из авторов принимала непосредственное участие на отдельных этапах мониторинга, о чем будет сказано ниже). Мониторинговые исследования обеспечивают оперативную оценку происходящих в стране изменений, позволяют выявить их характер и направленность, принимать своевременные управленческие решения, а также строить прогнозные модели развития исследуемого объекта. В последние годы в российских регионах осуществляется мониторинг социальных конфликтов и напряженностей «Карты конфликтов». В данном мониторинге проводится опрос региональных экспертов. В 2017 г. стартовал проект «Мониторинг социальных конфликтов», который инициировали члены партии «Единая Россия». Методом сбора информации был выбран анализ средств массовой информации (СМИ), социальных сетей, а также личных обращений граждан. За последнее десятилетие в стране реализуются проекты по отслеживанию социальной напряженности, в первую очередь в сфере межэтнических отношений, поскольку данная сфера остается наиболее острой зоной для возникновения конфликтов между представителями различных национальностей и вероисповеданий [6].

В рамках нашего исследования научный интерес представляет мониторинговое исследование, проводимое учеными Института социально-политических исследований РАН (г. Москва), руководителем которого является В. К. Левашов. Анкета для мониторинговых исследований включает 32 вопроса, из них 7 вопросов позволяют определить личные данные участников, 25 вопросов позволяют определить отношение россиян к определенным сферам жизни, которые характеризуют социально-политическую ситуацию в российском обществе. На протяжении всего периода замеров общественного мнения индикаторы остаются неизменными, что позволяет выявить динамику оценок населения по определенным вопросам. Но это не означает, что они не могут меняться. Перечень индикаторов может дополняться в соответствии с происходящими в стране и мире событиями. Однако базовые индикаторы остаются неизменными, например такие:

• процент респондентов, которые считают, что государство выполняет/ не выполняет свои основные обязанности перед обществом;

• процент респондентов, которые считают, что российское государство сегодня выражает и защищает интересы бедных, средних, богатых слоев или всех граждан;

• степень развития различных сторон гражданского общества в нашей стране;

• отношение к действующим в стране общественным структурам и институтам власти;

• отношение к политическим партиям и политическим лидерам;

• процент респондентов, которые считают, что российское государство выполняет/не выполняет свои обязанности по обеспечению гарантий прав и свобод человека и гражданина;

• процент респондентов, которые считают, что государство обеспечивает выполнение норм демократического общества;

• проблемы, беспокоящие россиян в первую очередь, и другие [7-16].

Отметим, что ученые ИСПИ РАН ежегодно знакомят научное сообщество с результатами своих исследований. Например, анализ социально-политической ситуации в России в 2002 г. представлен в монографии «Изменяющаяся Россия: вызовы и возможности», анализ социально-политической ситуации в 2008 г. представлен в монографии «Россия в условиях глобального кризиса» и др. [7-16].

Рассмотрим результаты мониторингового исследования (региональный срез), проведенного в Тюменской области в рамках проекта «Как живешь, Россия?» (табл. 1-2) [11]. Представим оценки респондентов, полученные в ходе опросов в 2003-2008 гг., позволяющие выявить наиболее важные проблемы, которые вызывают обеспокоенность участников опросов. В 2003 г. лидировали следующие проблемы (назовем наиболее часто встречавшиеся в ответах): преступность (46,8 %), наркомания (45,3 %) и дороговизна жизни (44,9 %). В 2004 г. — дороговизна жизни (45,2 %), наркомания (43,6 %) и экологическая обстановка (41,0 %). В 2006 г. — терроризм (46,4 %), экологическая обстановка (43,3 %) и наркомания (42,3 %), а в 2008 г. — дороговизна жизни (42,7 %), наркомания (41,4 %) и повышение тарифов на жилье и коммунальные услуги (38,4 %). Анализ ответов, проведенный авторами, показывает, что перечень проблем за пять лет измерений практически не меняется, меняется их значимость в оценках жителей.

В ходе опроса участники могли определить место, которое они занимают в российском обществе, по таким сторонам своей жизни, как полученное образование, профессия, квалификация, выполняемая работа, размер заработной платы, качество жизни и участие в политической жизни страны. Мы приведем ответы по последней стороне жизни, поскольку она наиболее близка к заявленной теме (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика оценок респондентами места, занимаемого в российском обществе,

по участию в политической жизни страны, в % к общему числу опрошенных

Оценка

Год низшая средняя высшая

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2003 41,5 10,9 18,6 10,1 8,5 5,4 3,1 1,2 0,8 0,0

2005 34,5 9,9 12,6 9,4 10,8 6,7 3,1 5,4 3,6 4,0

2008 39,1 13,4 8,7 10,7 10,0 8,0 3,7 2,0 1,3 3,0

Примечание: 1-3 — низшая оценка, 4-7 — средняя, 8-10 — высшая

На оценку и настроения россиян оказывают влияние факторы внешней и внутренней политики российского государства, которые во многом определяются политикой западных стран. После вхождения Крыма в состав РФ в 2014 году страна испытывает давление западных санкций, но в 2020 году их влияние стало менее значимым, поскольку мир столкнулся с пандемией коронавирусной инфекции. За три года она коренным образом изменила ценности, отношение к жизни большинства россиян, люди стали иначе относиться ко всему, особенно с введением дистанционного формата работы и учебы в рамках карантинных мероприятий. Логичным оказалось введение в инструментарий мониторинга в 2020 году вопросов, которые позволили получить ответы россиян о коронавирусной инфекции:

• проблемы, возникшие с введением режима самоизоляции;

• отношение к сообщениям о коронавирусе в СМИ;

• оценка достоверности информации о коронавирусной пандемии;

• оценка последствий коронавирусной пандемии и ее влияние на жизнь общества и государства.

Зимой 2021 года в ходе 50-го этапа мониторингового исследования, проведенного на юге Тюменской области, респонденты упомянули о проблемах, с которыми они столкнулись в условиях распространения коронавирусной инфекции и введенного режима самоизоляции. Результаты опроса показали, что каждый десятый респондент тяжело перенес эпидемию, потерял близких людей. Каждый третий находился в тревожном состоянии, поскольку не знал, как долго пандемия сохранится в мире. Каждый второй участник испытывал постоянный страх за свою жизнь и жизнь близких ему людей. Одновременно один из десяти опрошенных испытывал страх перед вакцинацией, боялся заболеть, потерять работу и средства к существованию. В 2021 году на вопрос, чего Вы опасаетесь в связи с очередной волной коронавируса (третьей), были получены следующие ответы [17-19]:

• дистанционного формата работы и обучения детей (49 %);

• введения карантинных мероприятий (33 %);

• ухудшения материального состояния (25 %);

• ухудшения доступности к медицинскому персоналу (24 %).

Одновременно с этим оценивались суждения о тех или иных сторонах жизни.

Например, в ходе опроса каждый пятый участник опроса заявил, что богатые станут еще богаче, а бедные — беднее, каждый десятый опасался исчезновения в аптеках противовирусных препаратов и других жизненно необходимых лекарств.

Материалы и методы

Авторы анализировали результаты мониторингового исследования «Как живешь, Россия?», которое проводится дважды в год в 12 российских регионах. Руководителем проекта является доктор социологических наук, профессор В. К. Левашов; руководителем полевых исследований в Тюменской области — доктор социологических наук, профессор Н. Г. Хайруллина. За период мониторинговых исследований, проведенных в 2003-2008 гг. в Тюменской области, было опрошено около трех тысяч респондентов. Например, в ходе XIX этапа исследования (декабрь 2003 г.) было опрошено 266 ре-

спондентов, из этого числа 40 % составили мужчины, 60 % — женщины. Половина опрошенных — жители юга Тюменской области, четверть опрошенных из Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и столько же из Ямало-Ненецкого автономного округа. В ходе XX этапа исследования (июнь 2004 г.) опрос прошли 385 жителей Тюменской области, из них 60 % составили мужчины, 40 % — женщины. Такое же число респондентов опрашивалось в последующие годы. Массовый опрос строился на основе квотной выборочной совокупности, а квотируемыми показателями выступили пол, возраст, место жительства и сфера занятости. Предварительно анализировалась генеральная совокупность населения.

В 2012 году авторами был разработан социологический инструментарий для проведения мониторинговых исследований по изучению социально-политических, межнациональных и социально-религиозных отношений на юге Тюменской области. В задачи мониторинга входили: характеристика социальной и политической активности жителей Тюменской области; анализ социально-религиозных отношений; межнациональной напряженности; оценка населением деятельности органов региональной власти; определение доли граждан, удовлетворенных реализацией этнокультурных прав; оценка уровня толерантности в молодежной среде. Данный инструментарий с 2014 года по настоящее время апробируется в 26 районах юга Тюменской области. Ежегодно весной и осенью опрос проводится во всех муниципальных районах, что позволяет выявить специфику гражданского общества в Тюменской области по вопросам социально-политических, межнациональных и межконфессиональных отношений. Рассмотрим некоторые результаты мониторингового исследования ученых Тюменского индустриального университета.

Результаты и обсуждение

Разработанный и апробированный в 2012 г. инструментарий социально-политических, межнациональных и межконфессиональных отношений в Тюменской области позволил проследить динамику ответов тюменцев о ситуации в различных сферах.

Таблица 2

Динамика ответов респондентов о деятельности органов власти по решению социально-политических проблем, в % к общему числу опрошенных

Оценка эффективности Этап

1-е полугодие 2012 2-е полугодие 2012 1-е полугодие 2013 2-е полугодие 2013

Неэффективная 5 6 9 5

Скорее 21 24 2 19

Скорее эффективная 52 47 30 35

Эффективная 12 13 10 6

Затрудняюсь 10 10 29 35

Приведем несколько таблиц, характеризующих социально-политическую ситуацию. В таблице 2 представлены ответы участников опроса с оценкой деятельности ор-

ганов власти по решению проблем в социально-политической сфере. Из представленных данных прослеживается позитивная динамика в оценках тюменцев.

Рассмотрим возможность массовых выступлений протеста в поселениях юга области (табл. 3). Как видим, вероятность незначительно снизилась.

Таблица 3

Динамика суждений респондентов о возможности массовых выступлений в населенном пункте, где они проживают, в настоящее время, в % к общему числу опрошенных

Массовые выступления Этап

1-е полугодие 2012 2-е полугодие 2012 1-е полугодие 2013 2-е полугодие 2013

Скорее невероятны 21 24 40 43

Совершенно 36 39 17 12

Безусловно вероятны 20 15 13 13

Скорее вероятны 12 12 17 21

Затрудняюсь ответить 11 10 13 11

Анализ ответов на данный вопрос в зависимости от социально-демографических показателей позволил выявить некоторые тенденции. Например, по мнению мужчин, вероятность массовых выступлений низка либо вообще отсутствует. Чем старше респонденты, тем реже они считают возможным проведение массовых выступлений протеста, а молодежь — чаще (рисунок).

Рисунок. Распределение ответов респондентов о возможности массовых выступлений в настоящее время в зависимости от возраста, в % к общему числу опрошенных

В 2014 г. создан Федеральный центр мониторинга межнациональных отношений при Федеральном агентстве по делам национальностей (далее ФАДН). Разработанная система мониторинга отслеживает состояние межнациональных отношений для своевременного выявления регионов, обладающих конфликтным потенциалом, конфликтных ситуаций между людьми различных национальностей и вероисповеданий. Мониторинг включает показатели по оперативной оценке ситуации в различных регионах.

1) Оценку социально-политической ситуации.

2) Долю граждан, готовых принять участие в протестных акциях.

3) Удовлетворенность граждан условиями по реализации гражданских инициатив.

4) Оценку межнациональных отношений.

5) Оценку отношения к людям иной национальности.

6) Оценку межконфессиональных отношений.

7) Оценку отношения к людям иного вероисповедания.

Представим данные, полученные в ходе опроса жителей восьми муниципальных образований в 2016 году (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Ключевые показатели социологического мониторинга, характеризующие состояние

в сферах социально-политических, межнациональных и социально-религиозных отношений, складывающихся в муниципальных районах (МР) юга Тюменской области

в 2016 г., в % к общему числу ответивших

Показатель Район

Абат. З-ск Ис. Ув. Уп. Юр. Ял-к Ял.р.

Оценка межнациональных отношений 79,2 88,0 87,0 88,2 85,8 80,0 95,0 88,84

Оценка отношения к людям иной национальности 81,0 75,9 88,0 88,0 81,6 73,9 86,2 71,9

Оценка социально-политической ситуации 75,0 77,8 67,0 72,8 72,0 69,0 81,0 80,0

Доля граждан, готовых принять участие в протестных акциях 13,0 8,0 10,0 13,0 9,2 12,0 4,0 8,0

Удовлетворенность граждан условиями по реализации гражданских инициатив (удовлетворен / не удовлетворен / затрудняюсь ответить) 53,5/ 17,8/ 28,7 66,5/12,3/ 20,2 60,8/14,0/ 25,2 51,0/ 24,8 /24,2 75,3/ 9,9/ 15,7 50,2/ 25,9/ 23,9 80,8/5,2 /14,0 66,5/ 13,3/ 20,2

Оценка межконфессиональных отношений 85,0 81,8 90,6 92,0 84,2 72,9 90,6 81,8

Оценка отношения к людям иного вероисповедания 85,2 81,8 90,8 92,2 84,8 75,0 90,6 82,2

Примечание: Абат. (Абатский МР), З-ск (г. Заводоуковск), Ис. (Исетский МР), Ув. (Уватский МР), Уп. (Упоровский МР), Юр. (Юргинский МР), Ял-к (г. Ялуторовск), Ял.р. (Ялуторовский МР)

Получаемые ежегодно данные характеризуют ситуацию в исследуемых районах, позволяют контролировать ситуацию руководителям муниципальных районов, Комитета по делам национальностей ТО, Губернатору Тюменской области и представителям федеральных органов власти, отвечающих за реализацию национальной политики в РФ. При этом динамика показателей позволяет выявлять тенденции и закономерности в развитии социально-политических процессов, протекающих в муниципальных районах юга Тюменской области за определенный период времени. В таблице 5 представим данные, отражающие динамику ключевых показателей, характеризующих социально-политическую ситуацию на примере трех муниципальных районов юга Тюменской области, в которых ученые ТИУ проводят социологический мониторинг с 2014 года. За этот период в мониторинговых исследованиях принимали участие жители и других муниципальных районов, но в целом динамика их ключевых показателей имеет аналогичную (позитивную) направленность, как и в Упоровском муниципальном районе, Исет-ском муниципальном районе и г. Ялуторовске.

Таблица 5

Динамика ключевых показателей социологического мониторинга, характеризующего состояние социально-политической ситуации в муниципальных районах, в %

Показатель Район

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Исетский муниципальный район

Оценка социально-политической ситуации 66,0 - 70,0 71,0 76,0 78,0 79,0 86,0

Доля граждан, готовых принять участие в про-тестных акциях 10,0 - 12,0 11,0 9,0 9,0 9,0 9,9

Упоровский муниципальный район

Оценка социально-политической ситуации 71,0 70,0 69,0 72,0 80,0 74,6 77,0 84,0

Доля граждан, готовых принять участие в про-тестных акциях 9,0 7,0 12,0 10,0 8,2 11,0 9,2 10,0

г. Ялуторовск

Оценка социально-политической ситуации 80,1 79,6 77,5 78,7 82,5 82,0 - 92,0

Доля граждан, готовых принять участие в про-тестных акциях 3,0 4,9 9,9 9,9 11,3 11,0 - 10,0

Примечание: «-» — в указанный год опрос не проводился

Данные по двум муниципальным районам и г. Ялуторовску показывают позитивную динамику ключевого показателя «Оценка уровня социально-политической стабильности». Три четверти жителей исследованных районов оценивают социально-политическую ситуацию в Тюменской области как вполне стабильную или по большей части стабильную. Вероятность массовых выступлений протеста в сельских поселениях

районов и в г. Ялуторовске остается на низком уровне. Об этом свидетельствуют отрицательные ответы на вопрос «Примите ли Вы участие в массовых выступлениях протеста?»: девять из десяти опрошенных участников не собираются участвовать в протестах.

В рамках научно-исследовательской работы в 2022 году в Бердюжском муниципальном районе было проведено социологическое исследование с применением метода мониторинга для выявления удовлетворенности сельских жителей деятельностью глав девяти сельских поселений района. В проведенном исследовании объектом выступили жители сельских поселений, постоянно проживающие в районе, в возрасте от 18 лет и старше (выборочная совокупность n = 300). В результате проведенного исследования были получены независимые оценки жителей о деятельности глав сельских поселений. Следует отметить, что оценка деятельности глав сельских поселений ранее не проводилась. Вместе с тем подчеркнем, что в результате проведения социологического исследования удовлетворенности населения деятельностью глав сельских поселений был, во-первых, получен положительный опыт проведения таких исследований, а во-вторых, у главы района появилась возможность сравнить деятельность глав девяти сельских поселений по единой системе показателей. Данное исследование позволило реализовать авторскую методику проведения мониторинга по оценке деятельности глав сельских поселений, выявить слабые стороны в их управленческой деятельности, предложить варианты для улучшения эффективности их деятельности, а также провести корректировку управленческих воздействий. В целом, по нашему мнению, это позволит улучшить управленческую деятельность всех руководителей исследованных сельских поселений.

Выводы

На основании проведенных исследований можно сформулировать вывод о том, что социологический мониторинг общественного мнения в сфере социально-политических отношений обладает практической значимостью, поскольку позволяет получать достоверную научную информацию о специфике гражданского общества в российских регионах (в том числе и в Тюменской области). Достоверная информация помогает принимать правильные и своевременные управленческие решения, предлагать варианты решения возникающих в этой сфере проблем; совершенствовать законодательную базу и оперативно корректировать принятые управленческие решения.

Сложный характер современной жизни требует углубления и расширения проведения системных исследований в рамках социологического мониторинга, которые должны быть увязаны со стратегией развития российских регионов и страны в целом и позволят двигаться по направлению устойчивого развития.

Список источников

[1] Черваков, Р. О. Мониторинг как инструмент управления социально-экономическим развитием региона / Р. О. Черваков. - Текст : непосредственный // Экономика. Социология. Право. - 2017. - № 3 (7). - С. 76-83.

[2] Кольба, А. И. Мониторинг межэтнических отношений как инструмент политического управления городскими конфликтами / А. И. Кольба, Е. Я. Хасаева. -DOI 10.22394/2071-2367-2017-12-6-141-149. - Текст : непосредственный // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Т. 12, № 6. - С. 141-149.

[3] Социологическая энциклопедия : в 2 т. / Национальный социально-научный фонд ; под редакцией В. Н. Иванова. - Москва : Мысль, 2003. - Т. 1. - 694 с. - Текст : непосредственный.

[4] Игнатова, Т. В. Социологический мониторинг в системе муниципального управления : вопросы теории и практики / Т. В. Игнатова, Л. М. Перевозкин. -Текст : непосредственный // Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. -№ 4-2 (26). - С. 35-39.

[5] Якишин, Ю. В. Социально-экономический мониторинг как инструмент информационно-аналитического обеспечения управления структурной перестройкой экономики города / Ю. В. Якишин. - Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 2 (30). - С. 333-336.

[6] Тюменская область : общество и наука (социально-экономическое и этнокультурное развитие) / Под редакцией В. К. Левашова, Н. Г. Хайруллиной. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2005. - 778 с. - Текст : непосредственный.

[7] Левашов, В. К. Социополитическая динамика : опыт социологического исследования / В. К. Левашов ; Российская академия наук. - Москва : РИЦ ИСПИ РАН, 2003. - 222 с. - Текст : непосредственный.

[8] Левашов, В. К. Устойчивое развитие общества : парадигма, модели, стратегия / В. К. Левашов ; Российская академия наук. - Москва : Academia, 2001. - 174. -Текст : непосредственный.

[9] Россия в поисках стратегии : общество и власть. Социальная и социально-политическая ситуация в 1999 году = Russia in search of strategy : society and power. Social and social-political situation in Russia / Российская академия наук ; под редакцией Г. В. Осипова [и др.]. - Москва : ИСПИ РАН, 2000. - 472 с. - Текст : непосредственный.

[10] Россия : вызовы времени и пути реформирования = Russia : challenges of time and ways of reforming / Российская академия наук ; под редакцией Г. В. Осипова [и др.]. - Москва : РИЦ ИСПИ РАН, 1998. - 185 с. - Текст : непосредственный.

[11] Россия : национальная стратегия и социальные приоритеты : Социальная и социально-политическая ситуация в России в первой половине 1996 года = Russia : national strategy and social priorities / Российская академия наук ; под редакцией Г. В. Осипова [и др.]. - Москва : ИСПИ РАН, 1997. - 287 с. - Текст : непосредственный.

[12] Россия : новый этап неолиберальных реформ : Социальная и социально-политическая ситуация в России в первой половине 1997 г. = Russia : the new stage of neo-liberal reform / Российская академия наук ; под редакцией Г. В. Осипова [и др.]. - Москва : Республика, 1997. - 367 с. - Текст : непосредственный.

[13] Россия : преодоление национальной катастрофы : Социальная и социально-политическая ситуация в 1998 году / Российская академия наук ; под редакцией Г. В. Осипова [и др.]. - Москва : ИСПИ РАН, 1999. - 338 с. - Текст : непосредственный.

[14] Россия : процесс консолидации власти и общества : Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2007 году = Russia : power and society consolidating process / Российская академия наук ; под редакцией Г. В. Осипова, В. В. Локо-сова. - Москва : ИСПИ РАН, 2008. - 266 с. - Текст : непосредственный.

[15] Россия реформирующаяся : Ежегодник — 2004 / Ответственный редактор Л. М. Дробижева. - Москва : Институт социологии РАН, 2004. - 408 с. - Текст : непосредственный.

[16] Россия у критической черты : возрождение или катастрофа : Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1996 году / Российская академия наук ; под редакцией Г. В. Осипова [и др.]. - Москва : Республика, 1997. - 302 с. - Текст : непосредственный.

[17] Хайруллина, Н. Г. Влияние пандемии на социально-политическую ситуацию : оценки сельских жителей / Н. Г. Хайруллина, В. Ф. Ковров, М. В. Кинчагулова. -DOI 10.46320/2073-4506-2021-7-158-471-472. - Текст : непосредственный // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 7 (158). - С. 471-472.

[18] Хайруллина, Н. Г. Социальное самочувствие сельских жителей юга Тюменской области в условиях пандемии / Н. Г. Хайруллина. - Текст : непосредственный // Глобальные и региональные воздействия в системе современных обществ : сборник научных трудов. - Иркутск, 2021. - С. 273-277.

[19] Бибик, У. Д. Пандемия COVID-19 : общественно-политическая ситуация в сельском поселении / У. Д. Бибик, Д. А. Мурина, Н. Г. Хайруллина. - Текст : непосредственный // Водные ресурсы — основа глобальных и региональных проектов обустройства России, Сибири и Арктики в XXI веке : материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием. В 2 томах. Том II. -Тюмень, 2022. - 395 с.

References

[1] Chervakov, R. O. (2017). Monitoring as a management tool for socio-economic development of the region. Economy. Sociology. Law, 3(7), рр. 76-83. (In Russian).

[2] Kol'ba, A. I., & Khasaeva, E. Y. (2017). Monitoring of interethnic relations as an instrument of political control of urban conflicts. Central Russian Journal of Social Sciences, 12(6), pp. 141-149. (In Russian). DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-6-141-149

[3] Ivanov, V. N. (Ed.) (2003). Sotsiologicheskaya entsiklopediya: v 2 t. T. 1. Moscow, Mysl' Publ., 694 p. (In Russian).

[4] Ignatova, T. V., & Perevozkin, L. M. (2012). Sotsiologicheskiy monitoring v sisteme munitsipal'nogo upravleniya: voprosy teorii i praktiki. Central Russian Journal of Social Sciences, (4-2(26)), рр. 35-39. (In Russian).

[5] Yakishin, Yu. V. (2009). Socio-economical monitoring as an instrument of information-and-analytic management support in relation to the structural reconstruction of a city's economy. Problems of Modern Economics, (2(30)), pp. 333-336. (In Russian).

[6] Levashov, V. K., & Khayrullina, N. G. (Eds) (2005). Tyumenskaya oblast': obshchestvo i nauka (social'no-ekonomicheskoe i etnokul'turnoe razvitie), Tyumen, Tyumen State Oil and Gas University Publ., 778 p. (In Russian).

[7] Levashov, V. K. (2003). Sociopoliticheskaya dinamika: opyt sotsiologicheskogo issledo-vaniya, Moscow, RITS ISPI RAN Publ., 222 p. (In Russian).

[8] Levashov, V. K. (2001). Ustoychivoe razvitie obshchestva: paradigma, modeli, strate-giya. Moscow, Akademiya Publ., 174 p. (In Russian).

[9] Osipov, G. V., Levashov, V. K., Lokosov, V. V., & Sukhodeev, V. V. (Eds) (2000). Russia in search of strategy: society and power. Social and social-political situation in Russia. Moscow, ISPI RAN Publ., 472 p (In Russian).

[10] Osipov, G. V., Levashov, V. K., & Lokosov, V. V. (Eds) (1988). Russia: challenges of time and ways of reforming. Moscow, ISPI RAN Publ., 185 p. (In Russian).

[11] Osipov, G. V., Levashov, V. K., & Lokosov, V. V. (Eds) (1997). Russia: national strategy and social priorities. Moscow, ISPI RAN Publ., 287 p. (In Russian).

[12] Osipov, G. V., Levashov, V. K., & Lokosov, V. V. (Eds) (1997). Russia: the new stage of neo-liberal reform. Moscow, Respublika Publ., 367 p. (In Russian).

[13] Osipov, G. V., Levashov, V. K., & Lokosov, V. V. (Eds) (1999). Rossiya: preodolenie natsional'noy katastrofy. Sotsial'naya i sotsial'no-politicheskaya situattsiya v 1998 godu Moscow, ISPI RAN Publ., 335 p. (In Russian).

[14] Osipov, G. V., & Lokosov, V. V. (Eds) (2008). Russia: power and society consolidating process. Moscow, ISPI RAN Publ., 266 p. (In Russian).

[15] Drobizheva, L. M. (Ed) (2004). Rossiya reformiruyushchayasya: Ezhegodnik - 2004. Moscow, Institut sociologii RAN Publ., 408 s. (In Russian).

[16] Osipov, G. V., Levashov, V. K., & Lokosov, V. V. (Eds) (1997). Russia at the critical line: revival or catastrophe. Moscow, Respublika Publ., 302 p. (In Russian).

[17] Hayrullina, N. G., Kovrov, V. F., & Kinchagulova, M. V. (2021). Pandemic influence on social and political situation: rural residents assessments. Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal, (7(158)), pp. 471-472. (In Russian).

[18] Hairullina, N. G. (2021). Social well-being of rural residents of the south of the Tyumen region in a pandemic. Global'nye i regional'nye vozdeystviya v sisteme sovremennykh obshchestv, p. 273-277. (In Russian).

[19] Bibik, U. D., Murina, D. A., & Hayrullina, N. G. (2022). Pandemiya COVID-19: ob-shchestvenno-politicheskaya situatsiya v sel'skom poselenii. Vodnye resursy - osnova global'nykh i regional'nykh proektov obustroystva Rossii, Sibiri i Arktiki v XXI veke: materialy Natsional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarod-nym uchas-tiem. V 2 tomakh. Tom II. Tyumen, 395 p. (In Russian).

Информация об авторах / Information about the authors

Хайруллина Нурсафа Гафуровна,

доктор социологических наук, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, hajrullinang@tyuiu.ru, ОИСГО: https://orcid.org/0000-0001-7290-3290

Ткачева Нина Алексеевна, доктор социологических наук, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, ОИСГО: https://orcid.org/0000-0002-7545-6358

Шестаков Сергей Александрович, доктор политических наук, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, ОИСГО: https://orcid.org/0009-0005-2637-3678

Nursafa G. Khairullina, Doctor of Sociology, Professor of the Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen, hajrullinang@tyuiu.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7290-3290

Nina A. Tkacheva, Doctor of Sociology, Professor at the Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7545-6358

Sergey A. Shestakov, Doctor of Politics, Professor at the Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-2637-3678

Статья поступила в редакцию 24.05.2023; одобрена после рецензирования 31.05.2023; принята к публикации 08.06.2023.

The article was submitted 24.05.2023; approved after reviewing 31.05.2023; accepted for publication 08.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.