SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF EDUCATIONAL MIGRATION PROCESSES IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
Narboeva Oksana Aldarovna, Postgraduate student., Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Ulan-Ude, Republic of Buryatia
The purpose of the study is to гегеа/ the factors of migration of young students from the Republic oj Buryatia and, based on the results obtained, to propose optimal approaches that will reduce the volume of migration processes. In the article, based on the results of a systematic analysis of the conceptual approaches existing in the domestic doctrine, the concept of "migration" is revealed, their content is considered. The scientific novelty lies in the fact that the author, on the basis of the analysis of conceptual approaches that reveal the concept of "migration", proposes an author's approach to the interpretation of the concept under consideration- Asa result, the main factors of educational migration in the Republic of Buryatia were identified and, based on their system analysis, proposals were formulated, the consistent implementation oj which, in the author's opinion, will reduce the rate of educational migration of young students from the Republic of Buryatia.
Keywords: sociology; sociological research; migration; migration processes; social mobility; educational m ig ration-EDN: HJWFKT; DOI; 10.3^923/2305-8757.aoa3-14.1l
Цитировать: НорбоеваОА Социологи чески й анал из процессов образовательной миграции с, Республике Бурятия // KANT: Social science & Humanities. - 2023. - №2(14). - С. 83-87. EDN: HJWFKT. DOi: ¡0.24923/ 2305-8757.2023-14.14
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ УДК 316 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ВАК 5.4.4
В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Цель исследования - раскрыть факторы миграции учащейся молодежи © Норбоева ОЛ., 2023 из Республики Бурятия и на основе полученных результатов предложить оптимальные подходы, которые позволят снизить объем миграционных процессов. В статье по результатам проведенного системного анализа существующих в отечественной доктрине концептуальных подходов раскрывается понятие ".миграции ", рассматривается их содержание. Научная новизна заключается в том, что автором, на основе проведенного анализа концептуальных подходов, раскрывающих понятие "миграция", предложен подход к толкованию рассматриваемого понятия. В результате выявлены основные факторы образовательной миграции в Республике Бурятия и на основе их системного анализа сформулщмваны предложения, последовательная реализация которых, по мнению автора, позволит снизить темпы образовательной миграции учащейся молодежи из Республики Бурятия.
Ключевые слова: социология; социологические исследования; миграция; миграционные процессы; социальная мобиаьность; образовательная миг-рацш.
Введение
Повышенный научный интерес к исследованию феномена миграции пришелся на бо-е года XX века. Следствием обозначенных процессов послужило формирование значительного числа концептуальный! подходов к толкованию понятия "миграция" и ее научной классификации. В этой связи актуальность данного исследования заключается в исследовании содержания понятия "миграция", формирований общего представления о сущности миграции,: выявления на этой основе факторов, влияющих на увеличение темпов такой разновидности миграции,
НОРБОЕВА Оксана Алдаровна, аспирант, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Республика Бурятия
как образовательная миграция на примере Республики Бурятия и формировании предложений, способствующих их снижению.
Цель исследования структурировала следующие .чадами: i) проанализировать сформировавшиеся в отечественной доктрине концептуальные подходы, раскрывающие сущность и содержание понятия "миграция"; 2} выявить факторы, влияющие на увеличение темпов образовательной миграции в Республике Бурятия; 3) сформулировать предложения, направленные на снижение темпов образовательной миграции в Республике Бурятия.
Эмпирическую основу исследования составляют результаты социологических исследован ий, опубликованные в научных трудах Ю.Г. Бюраевой, Э.С. Гунтыповой и Г.Н. Очи-ровой, а также статистические данные Министерства образования и науки Республики Бурятия и Территориального Органа Федеральной службы государствешюйстатистики по Республике Бурятия, что позволило определить темпы и характер образовательной миграции из Республики Бурятия и сформулировать предложения, направленные па снижение уровня образовательной миграции из Республики Бурятия.
Оценивая степень теоретической разработанности темы исследования, следует признать, что учеными было опубликовано значительное число научных трудов по анализируемой тематике. В числе фундаментальных научных трудов, посвященных рассматриваемой теме, особо следует отметить научные труды A.C. Ахиезера, O.K. Бондыре-вой, М.Н. Губогло, Г.С. Денисовой, A.B. Дмитриева, ЛМ Дробижевой, А.Г. Здравом ыслова, A.B. Лубского, Н.Р. Маликовой, В.К. Мальковой, В.И. Мукомеля, Э.А. Наина, ЛЛ. Рыба-ко вс ко го, C.B. Рыжовой, М.В. Саввы, Г.С. Си-кевич, Е.И. Степанова, В.А. Тишкова, Л.Л. Хоперской, Т.Н. Юдиной и других представителей социологической доктрины.
Теоретической базой исследования послужили публикации С.К. Бондырева, Ю.Г. Бю-
раева, А.Г. Вишневский, Н.К. Габдрахманов, Л.А. Глазкова, АД. Громов, Э.С. Гунтыпова, Т.М. Караханова, Ю.Н. Козырев, О.В. Лешу ко в, Н.В. Мкртчян, Н.Ю. Никифорова, Г.Н. Очи-рова, В.И. Переведенцев, Т.Л. Пырова, Д.П. Платонова, О.В. Реш, Д.С. Семенов, Л.Л. Шамилева, Т.Н. Юдина и др.
Практическая значимость заключается в том, что сформулированный автором подход к толкованию понятия "миграция", расширит имеющиеся научные представления о сущности и содержании миграции, а внесенные предложение по снижению темпов образовательной миграции в Республике Бурятия позволят сократить отток из региона учащейся молодежи.
Основная часть
Концептуальные основы миграции. Проведенный системный анализ существующих в отечественной социологической доктрине концептуальны! подходов к толкованию понятия "миграция" и ее видам, позволяет условно подразделить миграцию на три группы. В основе подобной классификации будет положении критерий отличия миграционного процесса от иных разновидностей передвижения населения.
Первую группу концептуальных подходов образуют определения, которые обрели широкую популярность в 60-70-е гг. XX века. Проведенный системный анализ содержания обозначенных подходов позволил прийти к выводу, что их авторами смешиваются всевозможные разновидности территориальных перемещений населения. В частности, основоположники исследуемого подхода придерживаются мнения о том, что миграция представляет собой отраслевое, территориальное, профессиональное и социальное движение населения [5, С. ю].
Широко признаваемой в научных кругах является вторая группа определений понятия "миграция". К числу ее представителей в частности относятся В.И. Переведенцева и Ю.Н. Козырев.
В частности, В.И. Переведенцева придерживается мнения о том, что с позиции
широкого подхода, "миграция представляет собой обусловленные всевозможными факторами различные перемещений населения". При этом с позиции узкого подхода, миграцию следует понимать, как совокупность перемещений граждан на относительно короткий срок, направленных на смену места жительства (места пребывания)" [12, С. 32]. Аналогичной позиции придерживается ЮЛЬ Козырев [9, С. 18].
Третью группу определений понятия "миграция" образуют концептуальные подходы, основной идеей которых является смешение таких категорий, как "перемещение" и "мобильность".
По мнению Т.М. Карагановой, "понятие "миграция" может быть раскрыто посредством рассмотрения миграции в качестве своеобразной формы "географической мобильности" [8,С. 25]. Аналогичной позиции придерживается Л.Л. Шамилева, рассматривающая миграцию в качестве "формы мобильности населения" [13, С. 41].
В свою очередь С.К. Бонды рева трактует миграцию как "обусловленный необходимостью овладения ресурсами новых территорий и переменой места жительства процесс пространственной активности (перемещения) населения" [1, С. 23]. Аналогичный подход представлен в исследовании Т.Н. Юдина [14, С. 32].
Обобщая вышеизложенное, представляется возможным сформулировать авторское определение понятия "миграция", изложив его в следующей редакции.
Под миграцией следует понимать "вызванные различного рода причинами процессы выезда населения за пределы внешних и внутренних границ территории постоя иного проживания (пребывания) с целью смены постоянного или временного места жительства (пребывания) на территории для учебы или трудоустройства".
Далее обратимся к анализу особенностей образовательной миграции учащейся молодежи в Республике Бурятия.
Об[жзоватедьная миграция Щащейся молодежи как разновидность современной миграции (на примере Республики Бурятия). Проведенный системный анализ социологических исследований, проведенных Э.С. Гун-тыповой [7] и Г.Н. Очировой [и], свидетельствует о том, что в Республике Бурятия отмечается высокий уровень образовательной миграции. В числе факторов, способствующих высокому уровню образовательной миграции, авторы отмечают в частности, неудовлетворительное качество образования, отсутствие бюджетных мест, отсутствие выбора направлений и специальностей, которые хотелось бы осваивать респондентам.
Следует подчеркнуть, что последний фактор подтверждается данными официальной статистики,опубликованной Министерством образования и науки Республики Бурятия. Так, "в 2020/2021 учебном году в высших учебных заведениях Республики произошло значительное снижение контрольных цифр приема по техническим, сельскохозяйственным и культурным направлениям подготовки"1.
Наряду с вышеперечисленными факторами, существенное значение отводится такому фактору, как "территориальная доступность образования, то есть близость или удаленность от места жительства, наличие доступной инфраструктуры" [6, С. 28].
Приведенные обстоятельства подтверждаются результатами социологического исследования, проведенного Н.В. Мкртчян. Так, по результатам исследования, проведенного автором, "67,9 % респондентов, которые планировали продолжить обучение в Республике Бурятия, подчеркнули, что их решение было обусловлено близостью к семье/месту жительства" [ю, С. 226].
В качестве основного фактора миграционного оттока населения из Республики Буря-
Контрольные цифры приема // Министерство образования и науки Республики Бурятия. URL,: htEps://egov-bijryatia.ru/mioobr//vyssheeob/ statistika/ (дата обращения; 25.12,2022).
тия, выступает миграция с образовательной целью. По офищдальным данным Министерства образования и науки Республики Бурятия, "в среднем около 90% выпускников бурятских школ продолжают свое обучение в учебных заведениях высшего образования и среднего профессионального образования" [и, С. 184].
По данным социологического исследования, проведенного Ю.Г. Бюраевой, "более 96% обучающихся старших классов планируют продолжить обучение, При этом наибольшие показатели миграционной подвижности характерны именно для лиц в возрасте от 15 до 19 лет по причине продолжения обучения в учебных заведениях высшего образования и среднего профессионального образования" [2, С. 54].
В контексте настоящего исследования, определенный Научный интерес представляют аналиги ческие данные, получен н ые в ходе исследования, проведенного учеными Высшей школы экономики. Так, по мнению авторов, Республика Бурятия отнесена к числу регионов, являющихся т.н. "образовательными экспортерами". Кроме того, авторы подчеркивают, что в последние годы отмечается устойчивая постобразовательная миграция выпускников высших учебных заведений Республики Бурятия - четверть которых покидает регион после окончания обучения [4, С.19].
По данным Бурятстата, "доля выбывшего населения с целью учебы варьируется от 9 % до 20 %. За последние двадцать лет Республика Бурятия потеряла более 70 тыс. чел, с целью выбытия - учеба"2.
Следует отметить, что официальные данные Росстата не в полной мере отражают объективную картину миграции населения по причине учебы, поскольку довольно часто в качестве причины переселения указы -
1 Высшее образование // Территориальный орган
Федеральной службы государственной статистики
по Республике Бурятия, URL; https://burstatgks.ru/ demo (дата обращения: 25.j2.a022).
вается личный и семейный характер переезда. В 2020 г. из Республики Бурятия число выбывших лиц в возрасте 14 лет и старше составило 31 856. Всего в России в связи с учебой выбыло 185 578 лиц в возрасте 34 лет и старше3.
Как отмечает в своем исследовании А.Г. Вишневскии?, наряду с внутрирегиональной миграцией, существенная роль отводится межрегиональной миграции. В течение долгого времени преимущественным направлением миграционных процессов служил Сибирский федеральный округ (далее - СФО). С момента отнесения Республики Бурятия к числу регионов Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) значительно снизилось число граждан, покинувших СФО, и возросло число граждан, которые переехали в регионы ДФО. Отмечается тенденция миграционного оттока из Восточной Сибири и ДФО в западные регионы России. Население из Республики Бурятия переезжает преимущественно в Центральный и Северо-Западный федеральные округа (далее - ЦФО и СЗФО, соответственно) [3, С. 579].
В контексте Изложенного, представляется справедливым утвержден ие Н,В. Мйртчян относительно того, что "образовательная миграция приводит к прямому оттоку наиболее талантливой и одаренной молодежи, которая с высокой долей вероятности не вернется в домашний регион" [1о> С. 230].
Проведённое исследование позвол яет заключить, что образовательной миграции подвержена наиболее мобильная часть населения - молодежь. Вследствие образовательной миграции происходит населения репродуктивного возраста, что порождает негативную демографическую ситуацию в регионе. В то же время, образовательная
" Численност ь И миграция населения Российской Федерации в 2019 году // Росстат (Федеральная служба государственной статистики). URL: https:/ /rosstat.gov.ru/com pend ш m /documen^ii3283 (дата обращения: 25.12.2022).
миграция приводит к утрате существенной части трудоспособного населения, человеческого и интеллектуального капитала, так как убывает преимущественно талантливая молодежь. В сущности, имеет место т.н. "утечка умов", только внутренняя.
Заключение
Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.
Проанализировав сформировавшиеся в отечественной доктрине концептуальные подходы, раскрывающие сущность и содержание понятия "миграция", автором были условно выделены три основные группы подходов к ее толкованию.
Проведенный анализ вышеназванных подходов позволил сформул ировать авторскую дефиницию понятия "миграция", изложив его в следующей редакции: "миграция - это вызванные различного рода причинами процессы выезда населения за пределы внешних и внутренних границ территории постоянного проживания (пребывания) с целью смены постоянного или временного места жите л ьства (пребывания) на территори и для учебы или трудоустройства".
Были выявлены факторы, влияющие на увеличение темпов образовательной миграции учащейся молодежи из Республ ике Бурятия. К числу таких факторов, в частности, отнесены: неудовлетворительное качество образований, отсутствие бюджетных мест, отсутствие выбора направлений и специальностей, которые хотелось бы осваивать учащимся, территориальная доступность образования, наличие доступной инфраструктуры и пр.
Представляется, что наряду с повышением уровня образовательных организаций Республики Бурятия и качества образовательного процесса, снижению темпов миграции учащейся молодежи из Республики Бурятия может способствовать привлечение платежеспособных иностранных обучающихся. Кроме того, требуется последовательное стабильное развитие конкурентоспособного рынка труда, а равно корреляция приема обуча-
ющихся на направления и специальности со спросом на рынке труда. Дополнительно, представляется важным системно совершенствовать общественную базу для улучшения качества жизни, что позволит снизить темпы оттока населения из региона.
Литература;
1. БондыреваСЖ. Миграция (сущностъи явление): учебно-метод и чес кое пособие. - Миннек: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004.295 с.
2. Бюраева ШТ. Молодежная миграция в Республике Бурятия: направленность потоков и причины // Социологические исследования. 2020. -№ 10.~ С. 52-62.
3. Вишневский А. П. Глобальные демографические процессы в свете теории демографического перехода// Демографическое развитое: вызовы глобализации: материалы меж дун ар, конф, - М; МАКС Пресс, 2012. - С. 578-585.
4. Габд рахманов П.К., Никифорова НЛО., Л стуков 0.8. "От Волги до Енисея..,": образовательная миграция молодежи в России. - М.: ПИУ ВШЭ, 2019. -48 с.
5. ГлазковаЛ А., Реш О.В. Социологический анализ миграционных процессов большой^ города // Современный исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 2 (ю).-С. 1-13.
6. Громов А.Д., Платонова Д.П., Семенов Д.С., Пы-рова TJL Доступность высшего образования в регионах России. - М.: НИУ ВШЭ. 2016. - 32 с.
7. Гунтыпова Э.С. Миграция молодежи Республики Бурятия в оценках молодежи // Актуальные вопросы развития аграрного сектора Байкальского peí1 и она. -2019. - С. 196-200.
8. Караханова Т.М. Некоторые вопросы миграции населения в Узбекской ССР: автореф. дис.... к.э.н.
- М., 1971. - [27 с.
д. Козырев Ю.Н. Демографическое развитие - гипотезы и перспективы. - М., 1973. - 76 с. ю. Мкртчян Н.В. Миграция молодежи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены.
- 2017. № i. С 225-242.
и. Очирова Г.Н. Образовательная миграция из Республики Бурятия: факторы, масштабы и направления //Вестник университета. - 202]. - №4. -С. 181-188.
12. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. - М.: Наука, 1975. - 231 с.
13. Шамилева Л,Л. Моделирование миграций населения в районе: автореф. дис.... кэ. н. - М., 1975.
- 27 с.
14. Юдина Т.Н. Социология миграции: учебное пособиедля вузов. М.: Академический проспект,
20об. - 272 С.