Научная статья на тему 'Социологический анализ проблемы определения субъекта общественного мнения'

Социологический анализ проблемы определения субъекта общественного мнения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1951
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / МОНИЗМ / ПЛЮРАЛИЗМ / СУБЪЕКТ / НОСИТЕЛЬ / ВЫРАЗИТЕЛЬ / МАССА / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / PUBLIC OPINION / MONISM / PLURALISM / SUBJECT / BEARER / MOUTHPIECE / PUBLIC / COMMUNITY / SOCIAL UNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Селькова Елена Петровна

В статье анализируется проблема определения субъекта общественного мнения, проблема монизма и плюрализма субъекта общественного мнения, соотношение понятий субъект, носитель и выразитель общественного мнения, а также проблема выделения групп, общностей, мнение которых является общественным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF PUBLIC OPINION SUBJECT DETERMINATION

The article analyzes problems of public opinion subject determination, monism and pluralism of the public opinion subject, correlation between such concepts as subject, bearer and mouthpiece of public opinion. Also the author considers questions of distinguishing groups, communities, which attitudes become public.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ проблемы определения субъекта общественного мнения»

УДК 316.653

Селькова Елена Петровна

старший преподаватель кафедры социологии Амурского государственного университета dom-hors@mail.ru

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Selkova Elena Petrovna

Senior Lecturer of the Social Science Department, Amur State University dom-hors@mail.ru

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF PUBLIC OPINION SUBJECT DETERMINATION

Аннотация:

В статье анализируется проблема определения субъекта общественного мнения, проблема монизма и плюрализма субъекта общественного мнения, соотношение понятий субъект, носитель и выразитель общественного мнения, а также проблема выделения групп, общностей, мнение которых является общественным.

Ключевые слова:

общественное мнение, монизм, плюрализм, субъект, носитель, выразитель, масса, общественность, социальная общность.

Summary:

The article analyzes problems of public opinion subject determination, monism and pluralism of the public opinion subject, correlation between such concepts as subject, bearer and mouthpiece of public opinion. Also the author considers questions of distinguishing groups, communities, which attitudes become public.

Keywords:

public opinion, monism, pluralism, subject, bearer, mouthpiece, public, community, social unity.

Вопрос о субъекте имеет важное методологическое значение, особенно важен ответ на этот вопрос в прикладных социологических исследованиях, так как в этом случае субъект общественного мнения одновременно выступает объектом эмпирического исследования, источником необходимой информации и на практике представляет собой генеральную совокупность, на которую распространяются выводы исследователя. Проблема определения субъекта общественного мнения является достаточно сложной, и наиболее спорными выступают следующие ее аспекты: во-первых, «монизм» / «плюрализм» субъекта общественного мнения; во-вторых, относительный характер субъекта общественного мнения; в-третьих, соотношение субъекта, носителя и выразителя общественного мнения; в-четвертых, выделение групп, общностей, мнение которых является общественным.

Необходимо начать с того, что единый тезис о коллективном субъекте общественного мнения присутствует у всех исследователей, но далее начинаются разночтения. В первой половине XVIII в. общественное мнение трактовалось как обнародованная, ставшая всеобщим достоянием точка зрения элиты, вхожей в академические круги и литературные салоны. И единственным источником общественного мнения считались голоса избранных народом парламентариев. В результате роста массовых движений, умножения числа уличных демонстраций во второй половине XIX в. и до начала ХХ в. носителем общественного мнения принято считать массовидные (неклассические) общности.

Г. Блумер в книге «Коллективное поведение» писал, что масса - это одна из форм «коллективного группирования», ее членами могут быть представители самых различных социальных слоев и групп, различающихся своими классовыми позициями, материальным состоянием, культурным уровнем и т.д. Их объединяет объект интереса, который «находится за пределами локальных культур и групп» [1, с. 182]. В монографии «Массовое сознание» Б.А. Грушин называет «массой» специфическую человеческую общность, противостоящую классической группе. Масса связана с каким-то одним конкретным видом деятельности, в том числе формированием и выражением общественного мнения [2, с. 168]. Распространение прессы в общенародном масштабе обусловило появление другого общественного мнения, оно вступает в конкуренцию с предыдущим и сосуществует с ним с середины XX в., а затем окончательно вытесняет его. Мнение также называют общественным, но уже в ином смысле: это мнение самой общественности [3, с. 69]. Первым, кто обратил внимание на формирование такой общественности, был Г. Тард.

Термин общественность используется по отношению к группе людей, которые: а) сталкиваются с какой-то проблемой; б) разделяются во мнениях относительно подхода к решению этой проблемы; в) вступают в дискуссию, посвященную этой проблеме. Общественность обычно состоит из заинтересованных групп, или так называемых групп интересов, и какого-то более

отрешенного и незаинтересованного корпуса схожих со зрителями индивидов. Проблема, которая создает общественность, обычно ставится состязающимися заинтересованными группами. Эти заинтересованные группы предлагают свои способы решения этой проблемы, и поэтому стараются завоевать поддержку и лояльность со стороны внешней незаинтересованной группы. Именно ее расположение и определяет обычно, какой из соревнующихся планов, скорее всего, будет учтен в результирующем действии. Это стратегическое и решающее место, занимаемое теми, кто не входит непосредственно в заинтересованные группы, означает, что общественная дискуссия в первую очередь ведется именно среди них. С этой точки зрения понятна переменчивость общественного мнения, а также использование средств воздействия на него [4, с. 185].

Р. Дарендорф, разделяя общественность на пассивную и активную, делает вывод, что активная общественность является важной и квалифицированной силой в политическом процессе постольку, поскольку «в функциональном и оценочном плане она представляет собой своего рода элиту», а наличие конкурирующих элит - один из залогов жизнестойкости демократии. Конститутивный смысл активной общественности Р. Дарендорф усматривает в функции политического контроля [5, с. 230]. Американский социолог Д. Дивайн выделяет «широкую общественность» и «внимательную общественность». Согласно Д. Дивайну, «внимательная общественность» - это определенная часть общества с несколько большим интересом к политике, чем широкие массы, она является неким связующим звеном между массами и государством. «Внимательная общественность» и формирует общественное мнение на политические вопросы, и должна рассматриваться как один из важнейших элементов политической системы [6, с. 16-21]. Ю. Хабермас считал, что в настоящее время политический процесс протекает почти исключительно в государственных институтах, союзах и политических партиях, ограничивая общественность чисто ролевыми функциями постороннего наблюдателя. На смену «общественности, представляющей собой частных лиц, пришла общественность, объединенная в организации. Лишь она в нынешних условиях способна действенно участвовать в процессе социальной коммуникации, используя внутрипартийные и внутрисоюзные каналы между государством и обществом» [7, с. 252].

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что единой и унифицированной широкой общественности не существует, так как существование общественности тесно связано с наличием проблемы, которая затрагивает интересы социальной группы, то и время ее существования ограничено временем существования проблемы. Со снижением или утратой актуальности причины, по поводу которой объединилась общественность, она также распадается, общественность - это квазигруппа, образующаяся в определенных обстоятельствах и выстраивающаяся структурно.

Значительный интерес к данной проблеме проявляют и отечественные социологи. В одной из наиболее ранних научных работ А. Уледова «Общественное мнение советского общества», субъектом признаются общности и организации, непосредственно связанные с прогрессивными классовыми интересами. Поскольку заинтересованность в социальном прогрессе объединяет большинство народа, субъектом и одновременно выразителем общественного мнения выступает активная часть общества - «общественность», обладающая государственным (то есть прогрессивным) взглядом на социальные процессы. М.К. Горшков также называет «всеобщим творцом общественного мнения ... народ». «Общности (территориальные, демографические, этнические и т.д.) являются сосубъектами, сотворцами общественного мнения» [8, с. 186], субъект, он же носитель общественного мнения - это «народное большинство» [9, с. 187]. Понятие «выразитель общественного мнения» значительно уже понятия «субъект», представляя его отдельные социальные сегменты, которые в ходе истории постоянно расширяются - от отдельных «лидеров мнений», выражавших прогрессивные взгляды, до широких масс, вовлекающихся в активную общественную деятельность.

В иной плоскости проблему субъекта общественного мнения рассматривает Б.А. Грушин: «Границы субъекта общественного мнения относительны. Единый общественный организм представляет сложную систему, в состав которой входит множество структур и подсистем. В рамках каждой из них, как и в рамках общества в целом, вокруг вопросов, затрагивающих интересы данной общности, складывается внутреннее мнение. Это мнение. является безусловно общественным. Поэтому говорить можно об общественном мнении коллектива, региона, нации и т.п.» [10, с. 16]. Также автор разводит понятия субъекта и выразителя общественного мнения. Индивид не является и не может быть субъектом общественного мнения потому, что последнее представляет собой специфическое состояние сугубо массового сознания, но индивид, по мнению ученого, тем не менее может быть его выразителем.

Российский социолог Д.П. Гавра объединяет эти две противостоящие друг другу точки зрения и предлагает некий синтетический подход к определению субъекта общественного мне-

ния, интегрирующий достоинства обеих рассмотренных трактовок природы субъекта. И называет его субординированно-плюралистическим подходом. С одной стороны, он исходит из плюралистической парадигмы, признающей потенциальную возможность множественности субъектов общественного мнения. С другой стороны, он требует соблюдения определенной субординации в структуре субъекта и в качестве ведущего, главного субъекта предлагает народ, народное большинство [11, с. 17].

В целом определение субъекта общественного мнения как социальной общности достаточно широко распространено в современной отечественной социологии и уже имеет свои варианты. Например, О. Иванов применяет понятия «стационарных» (социально-демографических, социально-классовых, социально-профессиональных, социально-национальных) и «ситуативных» («массовидных»: толпы, группы демонстрантов, митингующих, «группы интересов» и т.п.) общностей. Н. Мансуров социальными общностями считает: гражданскую общность (государственно оформленное объединение людей), внутри нее - национально-этнические общности, которые охватывают территориальные общности, последние предполагают наличие профессиональнопроизводственных и семейно-бытовых общностей людей, в результате получается пять форм общностей, которые могут перекрываться общественными организациями как вторичным субъектом общественного мнения.

Таким образом, во-первых, субъектом общественного мнения выступают социальные общности разного уровня, во-вторых, субъект общественного мнения неоднороден и включает в себя определенные социальные группы и имеет внутреннюю структуру.

Ссылки:

1. См.: Американская социологическая мысль. М., 1994.

2. Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.

3. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997.

4. См.: Американская социологическая мысль. М., 1994.

5. См.: Зарубежная политическая наука: история и современность. М., 1990. Вып. II.

6. См.: Кузьмен О.В. Социология общественного мнения: спецкурс для слушателей. Новосибирск, 1996.

7. Habermas J. Strukturwandel der Öffentlichkeit. Untersuchungen zu einer Kategorie der bürgerlichen Gesellschaft. Neuwied; Berlin, 1971.

8. Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность. М., 1988.

9. Там же.

10. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., 1967.

11. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.

References (transliterated):

1. See: Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl'. M., 1994.

2. Grushin B.A. Massovoe soznanie. M., 1987.

3. Shampan' P. Delat' mnenie: novaya politicheskaya igra. M., 1997.

4. See: Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl'. M., 1994.

5. See: Zarubezhnaya politicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. M., 1990. Vyp. II.

6. See: Kuz'men O.V. Sotsiologiya obshchestvennogo mneniya: spetskurs dlya slushateley. Novosibirsk, 1996.

7. Habermas J. Strukturwandel der Öffentlichkeit. Untersuchungen zu einer Kategorie der burgerlichen Gesellschaft. Neuwied; Berlin, 1971.

8. Gorshkov M.K. Obshchestvennoe mnenie: istoriya i sovremennost'. M., 1988.

9. Ibid.

10. Grushin B.A. Mnenie o mire i mir mneniy. Problemy metodologii issledovaniya obshchestvennogo mneniya. M., 1967.

11. Gavra D.P. Obshchestvennoe mnenie kak sotsiologicheskaya kategoriya i sotsial'niy institut. SPb., 1995.

- 8б -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.