Научная статья на тему 'Социологический анализ нормативно-правовых основ социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в современной России'

Социологический анализ нормативно-правовых основ социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1222
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абузярова Д. А.

В статье делается анализ нормативно-правовой базы системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в России. Исследуется трансформация основных направлений социальной защиты данной категории на разных исторических этапах, отраженных в законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ нормативно-правовых основ социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в современной России»

Ñ ЮЁ I Ё I AExÁÑÉEÉ АГАЁЁд Г JDl АОЁАГ I-ÍDÁA I AUO IÑÍIA Ñ I OЁÁËÜ Í I É QÁÜЁОU AÁ0ÁDA Г I A AÁ^É I É I OÁxÁÑOAÁ Г Г I É А I É Г U A ÑIADÁ1 Á Г Г I É DIÑÑЁЁ

A. Á. ÁáóQySTáá

A ñoáoüá aáeááoñy áíáeeg íT01áóeaíT-í0áaTaTé áagü ñeñoálü ñToeáeüíTé gáueoü aá-оаЭаТТа AáeeeTé Tóá+áñóaáí íTé aTéíü a DTññee. Eññeáaóáóñy ó0áíñóT01áoey Tñ-íTaíüo íáV9áaeáíeé ñToeaeüíTé gáueoü aaííTé éáoááT0ee ía 0ágíü6 eñoT0e+áñéeo yoáíáó, To0áffiáííü6 a gáéTíTaáóáeüñóaá.

Анализ нормативно-правовой базы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны является приоритетным направлением социологических исследований в настоящее время. Это прежде всего связано с тем, что по содержанию нормативно-правовых документов мы сможем определить основные направления, а также выявить содержание, динамику появления новых форм, технологий, тенденции и специфику социальной защиты в современной России.

Одним из первых нормативно-правовых актов современного законодательства, который касается ветеранов Отечественной войны, являлся Указ Президента РФ от 25 мая

1992 г. № 521 «О порядке установления инвалидности бывшим военнослужащим, выполнявшим воинский долг в период Великой Отечественной войны в тылу противника»1. В дальнейшем он дополнялся и изменялся. Были внесены изменения Указом Президента РФ № 596 от 5 мая

1993 г. «О порядке установления инвалидности лицам, принимавшим участие в боевых действиях в составе партизанских частей и соединений в период Великой Отечественной войны в тылу противника» .

Основы для развития нового законодательства в России, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей и их защиту, были заложены Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г. Так, в ст. 7 Конституции указано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [3]. Следовательно, Конституция законодательно закрепила: главное в его деятельности — социальная политика и социальная защита человека, что составляет конституционноправовое содержание указанной нормы.

В отличие от основных законов СССР нынешняя Конституция имеет большее число статей и положений, касающихся защиты пожилого населения страны. Кроме обеспечения государственной поддержки пожилых граждан и инвалидов, развития системы социальных служб, установления государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, а также прав на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях (ст. 39, 41), законом поощряется получение дополнительных видов помощи через добровольное социальное страхование в старости и пользование дополнительными формами социального обеспечения, которые ранее не предусматривались (ст. 39, п. 3) [3].

Наиболее важным нормативно-правовым документом для ветеранов войны является подписанный Президентом РФ 12 января 1995 г. Федеральный закон № 5 «О ветеранах» [2]. Он ознаменовал существенный этап: впервые была создана единая система организационных, экономических и правовых основ социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

© А. А. Ааоду0Таа, 2010

1 Российская Федерация. Указы. О порядке установления инвалидности бывшим военнослужащим, выполнявшим воинский долг в период Великой Отечественной войны в тылу противника : Указ Президента РФ № 521 от 25.05.1992 г. [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

2 Российская Федерация. Указы. О порядке установления инвалидности лицам, принимавшим участие в боевых действиях в составе партизанских частей и соединений в период Великой Отечественной войны в тылу противника : Указ Президента РФ № 596 от 05.05.1993 г. [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

В названном Федеральном законе выделя- Каждая категория характеризуется индиви-ются пять ветеранских категорий ветеранов дуальным набором социальных льгот и га-Великой Отечественной войны (табл. 1). рантий.

Оааёёоа 1

ЁаоааТЭёё ааоаЭаТТа АаёёёТё Тба^апбаамТё аТёТи Та ТпТТаа 0£ 1 5 «Т аабаЗаТаб» То 12.01.1995 а. [2]

1 |/| КаоааТЭёё ааоаЭаТТа АаёёёТё Т оа+апоааТ ТТё аТёТи

1 0+апоТёёё АаёёёТё Тоа+апоааТТТёаТёТи

2 ЁТааёёаи Ааёёё1ё Тоа+апоааТТ1ёа1ёТи

3 ^ёоаёё аёТёааТТаТ ЁаТёТаЭааа

4 ОдТёёё баиёпопёёо ёаааЭаё

5 ОЭожаТёёё оиёа

Законом было устранено большинство проблем правоприменительной практики, сформирована единая правовая основа государственной социальной политики по защите ветеранов, создан базис социально-правового регулирования общественных отношений. По содержанию нормативный акт имеет целью создание ветеранам достаточных условий, обеспечивающих им активную деятельность, достойную жизнь, уважение и почет в обществе. Данная цель должна достигаться посредством наделения различных категорий ветеранов определенным набором льгот и социальных гарантий, которые позволяют компенсировать денежные потери, вызванные возрастом, изменением социального положения и т. п. [1, с. 7—12]. Следует отметить, что в основу рассматриваемого нормативного акта был положен принцип дифференцированного деления комплекса социальных гарантий и льгот и ветеранов между их категориями, которые формировались с учетом заслуг при защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда, других обстоятельств.

Закон № 5-ФЗ подвергался частым изменениям, отражая как динамику регулируемых им общественных отношений, так и проводимые государством социальные преобразования. Наиболее серьезные изменения были внесены Федеральными законами № 122

от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так называемый закон № 122 «О монетизации льгот»3. Последний установил новый порядок финансирования и предоставления социальных льгот начиная с января 2005 г., а также разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере обеспечения ветеранов социальными льготами.

В ходе анализа нормативно-правовых документов, мы типологизировали их на основании содержания о направлениях социальной защиты ветеранов войны. К данным направлениям мы относим: материальное обеспечение, обеспечение жильем, социальнобытовое обслуживание, медицинское обеспечение.

Об одном из самых важных направлений — материальном обеспечении ветеранов

3 Российская Федерация. Законы. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»: ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. [ред. от 09.02.2009 г.] [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

Великой Отечественной войны говорилось в ряде следующих нормативно-правовых документов: Распоряжение Правительства РФ от

1 февраля 1998 г. № 192-р «Об оказании единовременной материальной помощи»4; Постановление Правительства РФ от 24 августа 2005 г. № 536 «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам вследствие военной трав-мы»5; ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и т. д.

Перечень в данных документах предусматривал как выплату единовременной денежной помощи, так и ежемесячное материальное обеспечение. Главной целью становится улучшение и укрепление материального обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны. Однако размеры денежных выплат в условиях современной России не компенсируют в полном объеме натуральных льгот, которыми обладали все указанные в Федеральном законе категории граждан, что в конечном счете снижает достигнутый в послевоенные годы уровень социальной защиты ветеранов боевых действий и военной службы, членов семей погибших военнослужащих.

Закон № 122 внес существенные изменения в ранее изданные законодательные акты, сущность которых сводится к замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации. Ст. 154 установила для различных категорий защитников Отечества и их семей ежемесячные денежные выплаты.

В настоящее время ежемесячная денежная выплата составляет: 1) инвалидам войны —

2 965руб.; 2) участникам Великой Отечественной войны — 2 224руб.; 3) ветеранам боевых действий; лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», — 1 631 руб.;

4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из личного состава групп самозащиты... — 890 руб.; 5) Героям Советского Союза, Героям РФ и полным кавалерам орденов Славы — 34 960 руб.

Данный закон определил два уровня поддержки населения: за счет средств федерального бюджета и средств региональных бюджетов. Были установлены основные категории получателей социальной поддержки в натуральном выражении и размеры денежных выплат этих уровней.

Так, за счет средств федерального бюджета в зону мер социальной поддержки с 1 января 2005 г. входят: инвалиды и участники Великой Отечественной войны; бывшие несовершеннолетние узники фашизма; военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы; ветераны боевых действий; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, работавшие в период войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений; инвалиды всех степеней ограничения трудоспособности; дети-инвалиды; инвалиды, не имеющие степени ограничения трудоспособности; граждане, подвергшиеся воздействию радиации; лица, награжденные знаком «Почетный донор России (СССР)». На уровне региона определены следующие основные категории граждан: ветераны труда; труженики тыла; реабилитированные и лица, пострадавшие от политических репрессий.

Рассматриваемый закон нельзя оценить однозначно. В настоящее время идея монетизации прогрессивна, она выступает фактором развития системы и приближает Россию к цивилизованным странам. В то же время реформа с первых дней своего осуществления создала социальное напряжение в обществе, привела к многочисленным публичным протестам

4 Распоряжение Правительства РФ от 1 февраля 1998 г. № 192-р «Об оказании единовременной материальной помощи» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.base.garant.ru/1575300. htm. — Загл. с экрана.

5 Постановление Правительства РФ от 24 августа 2005 г. № 536 «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/pravo/Documshow_DocumID_103338. html. — Загл. с экрана.

самую выдержанную, самую мудрую часть общества — граждан старшего поколения.

По данным исследований Фонда Общественного мнения, подавляющее большинство респондентов (78 %) уверены в том, что денежные выплаты не компенсируют в достаточной мере утраченные льготы (противоположное мнение разделяют лишь 6 %), и это многое определяет в восприятии реформы. Но вместе с тем растет доля граждан, которые в гипотетической ситуации выбора предпочли бы денежные выплаты социальным льготам. В феврале 2005 г. респонденты высказывались в пользу льгот почти вдвое чаще, чем в пользу денег (55 % против 29 %), а сейчас этот разрыв практически исчез (43 и 41 % соответственно). Следует подчеркнуть, что в Москве

доля предпочитающих денежные выплаты с февраля 2005 г. не изменилась (таковых как было, так и осталось 15 %), тогда как в малых городах — выросла с 30 до 38 %, а в селах — с 39 до 57 %.

Несколько повысилась и доля россиян, полагающих, что реформа социальных льгот принесла больше положительных последствий, чем отрицательных: с 17 % (в марте текущего года) до 28 %. Впрочем, противоположная точка зрения по-прежнему преобладает — ее разделяют сегодня 41 % опрошенных (в марте — 54 %). При этом только 16 % респондентов считают, что реформа проведена успешно, а больше половины (52 %) придерживаются противоположной точки зрения (рис. 1, 2, 3)6.

100

80

60

40

20

0

65

20 19 18 17

гггг

28

56 ^60_ 54

4,

25 22 28 31

гГП^

||ё1Жёоаеии

тЭёоаоаёиТТ

дао9оаТу|эпи Тоааоёои

□ 22—23 уТааЭу 2005 а. □ 29—30 уТааЭу 2005 а. п5—6 бааЭаёу 2005 а.

п 5—6 1аЭоа 2005 а. п 10—11 ааёааЭу 2005 а.

ВёпбТТё 1

ВапУЭаааёаТёа Зат'ТТааТбТа а ТоаТеа ТТ аТТЗТПб Ттёаапбаёё да1аТи ПТоёаёиТиб ёиаТо ааТажТиТё аиТёабаТё, %

все опрошенные

льготники

□ 5—6 бааЭаёу 2005 а.

□ 10—11 ааёааЭу 2005 а.

а 5—6 бааЭаёу 2005 а.

□ 10—11 ааёааЭу 2005 а.

ВёпоТТё 2

Ват'ЗаааёаТёа Зат'ТТааТбТа а ТоаТеа ТТ аТТЗТПб ТЗаа'м^баТёё 1 ажаб 'мёб^аТёа! ПТоёаёиТиб ёиаТо ё ааТажТиб аиТёао, %

Фонд Общественного мнения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bd.fom.ru/ герой/тар/оИ55127 ; http://www.bd.fom.ru/report/map/d081221 ; http://www.bd.fom.ru/report/map/dd051025 ; http://www.bd.fom.ru/report/map/dd051811. — Загл. с экрана.

все опрошенные

льготники

ВёпоПё 3

ВаглЗаааёаТёа ЭапУТТааТоТа а ТоаТёа ЇТ аТУЭТпб бпУаиТТпоё УЭТааааТёу ЗаоТЗІи пТоёаёиТиб ёиаТо, %

По нашему мнению, необходимо: 1) разработать системную политику для реализации данной реформы; 2) определить минимальные социальные нормативы и стандарты по основным видам льгот; 3) начинать реформу с локального социального эксперимента. Поскольку экономические возможности регионов различны: сначала нужно было апробировать ее на территории 3—5 регионов, а затем распространять по всей стране. Информационно-разъяснительная работа среди населения требовала совершенно иной организации и т. д.

Одним из первых указов Президента РФ Д. А. Медведева был Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941—1945 годов» № 714 от 7 мая 2008 г.7, согласно которому до 1 мая 2010 г. необходимо обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, предусмотренную Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 г. [2]. Обеспечение жильем ветеранов будет произведено за счет средств федерального бюджета. При этом норма жилой площади на одного человека составит 22 квадратных метра. Указ требует при формировании бюджета на 2009 г. и на период 2010—2011 гг. ввести ассигнования на эти цели. Например, Республике Мордовия были выделены дополнительные ассигнования в размере 27 058 тыс. рублей на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечествен-

ной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Информационная справка материалов республиканского совещания по итогам работы Министерства социальной защиты РМ за 2008 г.: в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличился объем субвенции, выделенный из федерального бюджета Республики Мордовия. В 2008 г. сумма ассигнований составила 21 500 тыс. рублей, в 2007 — 19 492 тыс. рублей. Жилищные субсидии получили 49 граждан, из них 4 инвалида и участника Великой Отечественной войны, 27 инвалидов вследствие общего заболевания, 5 семей, воспитывающих детей-инвалидов, 10 ветеранов боевых действий, 3 вдовы погибших (умерших) Великой Отечественной войны.

Анализируя нормативно-правовую базу современного периода, мы выявили ряд особенностей. Следует отметить, что возросло количество законов, касающихся социальной защиты ветеранов.

Сравнительный анализ нормативно-правовых документов социальной защиты ветеранов войны в трех выделенных нами периодах (военное время, послевоенные годы, современный этап) показал, что на разных этапах свои направления социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны. На основании нормативно-правовых документов мы можем проследить динамику каждого из направлений. Укажем, что материальное обеспечение как направление социальной защиты было одним из лидирующих во все исследуемые пе-

7 Российская Федерация. Указы. Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941—1945 годов : Указ Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

риоды. Направления социальной защиты воен- менной России. Это обусловлено тем, какие ного периода не получили развития в совре- первоочередные проблемы ветеранов решались.

Оааёёоа 2

Г Т51 аоеаТТ-УЭааТаиа аТёб1аТои, УЭёТуоиа Та пТаЭаТаТТТТ уоаУа, УТ Та'ТЗааёа Тёу 1 ПТоёаёиТТё дайёои ааоаЭаТТа АаёёёТё Т ба^апбааТ ТТё аТёТи

Г а |ЭааёаТёу тоёаёиТ іаі 1аап1а+аТёу о+апоТёё1а ё ёТааёёаТа аТёТйа аТаТТТа аЭаТу КТёё+апоаТ Т ТЭТаоёаТ М'ЭааТайо аТёоТаТоТа

1 аоаЭёаёиТТа Таат'а+аТёа (а ОТ! +ёпёа УаТпёТТ-ТТа Таат'а+аТёа, ААА ё о. а.) 16

1 ааёоёТпёТа Таат'а+аТёа 5

ЫТоёаёиТТ-айоТаТа ТапёожёааТёа 5

^ёёёйТТа Таат'а+аТёа 1

1 А паа Т 27

Сравнительный анализ динамики принятия нормативно-правовых документов по направлениям социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны выявил, что в период 2000—2008 гг. государство уделяло больше внимания ветеранам войны, нежели в 1991—1999 гг. (изданы двадцать один и шесть актов).

Одними из приоритетных направлений социальной защиты исследуемой категории в 2000—2008 гг. становятся социально-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение. Активизация законообеспечения на современном этапе позволяет надеяться на дальнейшее совершенствование мер социальной защиты ветеранов войны с учетом сложившейся практики. Таким образом, мы проследили становление и развитие социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны на основа-

нии социологического анализа нормативноправовых документов.

В данной статье мы рассмотрели и систематизировали законодательство в отношении ветеранов Великой Отечественной войны с учетом направлений социальной защиты. Выявили особенности действия разветвленной системы нормативно-правовых актов, защищающих интересы, тенденции, специфику советского законодательства по сравнению с законодательством современной России.

Сегодня ситуация с реализацией социальных прав ветеранов Великой Отечественной войны противоречива: с одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, предусматривающая достаточно полную реализацию прав и гарантий для лиц старших возрастов, с другой — многие из норм имеют статус декларации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Петров М. И. Комментарий к ФЗ «О ветеранах» / М. И. Петров. — М. : Юстицинформ, 2007. —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

118 с.

2. Российская Федерация. Законы. О ветеранах : ФЗ № 5 от 12.01.1995 г. [ред. от 18.07.2009 г.] // СЗ РФ. — 1995. — № 48. — Ст. 28.

3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации // Рос. газ. — 1993 г. — 25 дек.

Поступила 15.12.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.