Научная статья на тему 'Социологический анализ функций установки на потребление алкоголя у подростков'

Социологический анализ функций установки на потребление алкоголя у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
715
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬ / АЛКОГОЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / МОТИВЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ / ПОДРОСТКИ / РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ / Д. КАЦ / ALCOHOL / ALCOHOLIC / PRACTICE / MOTIVES OF DRINKING ALCOHOL / TEENS / REFERENCE GROUP / SOCIAL SETTING / FUNCTIONS / SOCIAL ATTITUDES / AND D. KATZ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гордеева С. С.

Обосновывается возможность применения функциональной специфики установки на потребление алкоголя при определении мотивов употребления спиртных напитков у молодых людей. Раскрыта типология функций социальной установки по Д. Кацу, включающая инструментальную, эгозащитную, когнитивную функции и функцию выражения ценностей. Отмечено, что функции социальной установки отражают взаимосвязь между внутренними потребностями индивида и окружающей его средой. На основе анализа результатов авторского социологического исследования выделены четыре группы потребителей спиртных напитков в зависимости от мотивов потребления и функций установки на употребление алкоголя: подростки, употребляющие алкоголь с целью установить отношения внутри референтной группы; подростки, желающие снять посредством алкоголя внутреннее напряжение; подростки, разделяющие ценности референтной группы, и молодые люди, стремящиеся с помощью спиртных напитков получить новый опыт. Сделан вывод о значительной роли референтной группы (друзей, сверстников), провоцирующей поведение в отношении алкоголя у подростков. Кроме того, доказано, что употребление спиртных напитков выступает для молодых людей занятием, создающим благоприятную среду для общения внутри референтной группы. Установлено, что группа сверстников выступает приоритетной социальной группой, способствующей формированию установки на употребление алкоголя у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological analysis of set function for alcohol consumption by teenagers

The article substantiates a possibility of functional specificity set ’s application on alcohol consumption defining reasons of these drinks consumption among young people. The paper exposes a social set’s functions typology according to D. Katz, including instrumental, ego-security, cognitive functions and values expressing one. It is marked out that social set functions reflect interconnection between internal demands of individual and its environment. On the base of the author ’s social research results, there are four groups of alcohol drinks consumers according to consumption reasons and set ’s function of alcohol consumption: teenagers, who drink alcohol in order to set relations inside a referent group; teenagers, who drink alcohol in order to relieve internal stress; teenagers, who share values of a referent group; teenagers, who drink in order to get new experience. There is a conclusion about strong influence of a referent group (friends and agemates), which provokes attitude to alcohol. Besides, it is proved that alcohol consumption some kind of pastime with favorable environment for communication within a referent group. It is determined that a group of agemates is a first-priority social group, which provokes formation of alcohol consumption ’s set.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ функций установки на потребление алкоголя у подростков»

С.С. Гордеева, ст. преподаватель, кафедра социологии,

Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Россия, SSGordeyeva@mail.ru

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ УСТАНОВКИ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ

У ПОДРОСТКОВ

Обосновывается возможность применения функциональной специфики установки на потребление алкоголя при определении мотивов употребления спиртных напитков у молодых людей. Раскрыта типология функций социальной установки по Д. Кацу, включающая инструментальную, эгозащитную, когнитивную функции и функцию выражения ценностей. Отмечено, что функции социальной установки отражают взаимосвязь между внутренними потребностями индивида и окружающей его средой. На основе анализа результатов авторского социологического исследования выделены четыре группы потребителей спиртных напитков в зависимости от мотивов потребления и функций установки на употребление алкоголя: подростки, употребляющие алкоголь с целью установить отношения внутри референтной группы; подростки, желающие снять посредством алкоголя внутреннее напряжение; подростки, разделяющие ценности референтной группы, и молодые люди, стремящиеся с помощью спиртных напитков получить новый опыт. Сделан вывод о значительной роли референтной группы (друзей, сверстников), провоцирующей поведение в отношении алкоголя у подростков. Кроме того, доказано, что употребление спиртных напитков выступает для молодых людей занятием, создающим благоприятную среду для общения внутри референтной группы. Установлено, что группа сверстников выступает приоритетной социальной группой, способствующей формированию установки на употребление алкоголя у подростков.

Ключевые слова: алкоголь, алкогольные практики, мотивы употребления алкоголя, подростки, референтная группа, социальная установка, функции социальной установки, Д. Кац.

Неблагоприятные тенденции в изменении состояния здоровья детей и подростков в современном российском обществе, обусловленные в том числе алкоголизацией, диктуют необходимость изучения поведения подрастающего поколения в отношении алкогольной продукции с позиций социологического подхода, определения эффективных инструментов управления им. Решение этой задачи лежит в плоскости понимания причин, мотивов и установок на употребление алкоголя у подростков \

Формирование представления о мотивах употребления алкоголя молодыми

людьми возможно с учетом обоснования функций социальной установки на употребление спиртных напитков2. Отсутствие единого понимания функций установки в научной среде в большей степени обусловлено различными взглядами на понятие личности в рамках тех или иных концепций, разделяемых исследователями. Наиболее полный перечень функций социальной установки, созданный на основании синтеза теоретических подходов, рассматривавших социальную установку в рамках психологического направления, был предложен Д. Кацом.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Д. Кац выделил четыре основные функции установки: 1) инструментальная, или утилитарная, выражающая приспособительные тенденции поведения; 2) эгозащитная; 3) функция выражения -

ценностей; 4) когнитивная, или функция знания, основанная на стремлении к смысловому упорядочиванию внутреннего мира личности3.

Инструментальная функция находит свое проявление в случае поддержания и/или выражения индивидом социально одобряемых действий. Согласованные с нормами, правилами, ценностями группы, общества в целом действия индивида позволяют ему адаптироваться к внешней среде, развивать связи и отношения со значимыми для него окружающими людьми. «Эгозащитная функция способствует разрешению внутреннего конфликта личности, защите ее самооценки. Возникающее чувство вины при определенных действиях может быть нивелировано инди-

Ряд исследователей функцию, отвечающую за регулирование поведения индивида, определяют как наиболее важную. Кроме того, отмечается, что большая часть социальных установок выполняет несколько функций для личности, а индивидуальные различия самого индивида играют значимую роль при диагностировании установки.

видом, а поступки оправданы. Посредством функции выражения ценностей индивид выражает свою самобытность, свои чувства и разделяемые им ценности, которые поз— воляют заявить о себе как личности»4. Когнитивная функция способствует организации и структурированию опыта индивида в соответствии с представлениями об относительно стабильной окружающей среде. Реализация данной функции позволяет прогнозировать поведение индивида на основании знаний о его потребностях и способах поведения.

Идея взаимосвязанности внутренних потребностей индивида (функция выражения ценностей и эгозащитная функция) с окружающей его средой (инструментальная и когнитивная функции) выступает основным лейтмотивом функциональной концепции Д. Каца.

Вопрос о приоритетности той или иной функции установки остается дискуссионным.

Однако ряд исследователей5 функцию, отвечающую за регулирование поведения индивида (приспособительную функцию), определяют как наиболее важную. Кроме того, отмечается, что большая часть социальных установок выполняет несколько функций для личности, а индивидуальные различия самого индивида играют значимую роль при диагностировании установки. Таким образом, функциональные характеристики одной и той же установки в зависимости от мо-тивационных оснований поведения личности могут быть различными для двух разных людей6.

Типология функций, предложенная Д. Кацом, может быть использована для анализа функциональной специфики установки на потребление алкоголя у подростков (таблица).

Как видно из таблицы, установка на потребление алкоголя у подростков выполняет ряд функций: выступает средством установления отношений внутри референтной груп-

Потребность в самоутверждении в референтной среде мотивирует поведение подростков в отношении алкоголя. Алкогольные практики сверстников не являются

причиной расторжения дружеских отношений, а наоборот, выступают способом установления эмоциональных контактов в ближайшем окружении, повышения самооценки.

пы, позволяет снять внутреннее напряжение, транслировать разделяемые обществом и отдельной социальной группой ценности в сфере потребления алкоголя, дает возмож-— ность оценить свойства алкогольного продукта с позиции полезности/ вредности, приемлемости/неприемлемости, а также обязательности/ необязательности потребления.

Понимание функций социальной установки позволяет выявить мотивы употребления алкоголя молодыми людьми, актуализирующие социальную установку.

С целью анализа алкогольных практик подростков в зависимости от мотивов употребления ими алкоголя и функциональной специфики социальной установки нами было проведено социологическое исследование методом полуструктурированного интервью. В качестве респондентов выступили школьники Перми в возрасте от 14 до 19 лет (объем выборки - 8 человек, время проведения - апрель 2015 года).

Функции установки на потребление алкоголя среди подростков (на основании подхода Д. Каца)

Функция Реализация функции в отношении употребления алкоголя

Инструментальная Средство для установления связей, отношений внутри социальной группы (алкоголь как средство раскрепощения, облегчения межличностной коммуникации, повод для общения) Например, подростки будут употреблять алкогольные напитки, если это является способом адаптации в референтной группе

Эгозащитная Снятие внутреннего напряжения, поднятие настроения Например, подросток объясняет отказ от употребления алкоголя негативным отношением к спиртным напиткам со стороны родителей, руководителей секций

Функция выражения ценностей Трансляция алкогольной культуры общества в целом и молодежи как социальной группы традиций застолья Примером невербального проявления функции выражения ценностей могут служить надписи на одежде. Например, футболки с надписями «Я алкоголик из Москвы», «Я пришел выпить ваше пиво», «Водка, пиво разливное - это все мое, родное», «Пиво придумано для меня», «Водка наш враг, зато пиво - друг» и т.п.

Когнитивная, или функция знания Оценка свойств алкоголя с позиций полезности/вредности, приемлемости/неприемлемости, обязательности/необязательности употребления Например, признание употребления алкогольных напитков школьниками на выпускных вечерах в качестве атрибута мероприятий и ожидание соответствующего поведения в отношении алкоголя у выпускников

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

В ходе полуструктурированного интервью респондентам было предложено выступить в роли эксперта и оценить причины поведения других людей в отношении алкоголя. Отвечая на вопрос о мотивах алкогольного поведения, подростки основывались на собственном опыте и индивидуальных представлениях о мотивах алкогольного поведения. Полученные ответы позволили типологизировать потребителей в зависимости от указанных мотивов потребления алкогольных напитков и соответствующей функции установки на употребление алкоголя.

В первую группу были включены те, у кого, по мнению респондентов, употребление спиртных напитков способствует установлению контактов внутри референтной группы. «Не знаю, может, их как-то нагружают этим, давай, типа, выпей, не бойся» (м., 15 лет); «Думаю, из-за компании: сказали, давай попробуем, и все завязалось» (ж., 15 лет). Потребность в самоутверждении в референтной среде мотивирует поведение подростков в отношении алкоголя. Алкогольные практики сверстников не являются причиной расторжения дружеских отношений, а наоборот, выступают способом установления эмоциональных контактов в ближайшем окружении, повышения самооценки.

Во вторую группу вошли те, кто употреблением спиртных напитков снимают внутреннее напряжение. «Может, проблемы в семье. Что-то не получается у них» (ж., 15 лет); «Летом они отдыхали, и им это было нормально» (ж., 15 лет); «Может, то, что им весело после этого становится» (м., 14 лет). Реализация алкогольных практик у данной группы основывается на возможности изменить свое эмоциональное состояние с помощью употребления спиртных напитков, а употребление алкоголя оправдывается наличием жизненных трудностей.

У всех молодых людей подростко вого возраста присутствует потребность в принадлежности к референтной группе и удержании в ней. Она может реализовывать-ся, в том числе, через совместное употребление спиртного. Таким образом, удовлетворение возрастных потребностей подростков сопряжено с употреблением алкоголя в составе референтной группы (друзей).

К третьей группе были отнесены потребители, мотивацию поведения которых респонденты объяснили через признание ценностей социальной группы. «Ну, может, типа, выпили они - крутые» (м., 14 лет); «Все пьют и я не левый» (м., 15 лет). У всех молодых людей подросткового возраста присутствует потребность в принадлежности к референтной группе и удержании в ней. Она может реализовываться, в том числе, через совместное употребление спиртного. Таким образом, удовлетворение возрастных потребностей подростков сопряжено с употреблением алкоголя в составе референтной группы (друзей).

Менее распространенным оказался мотив алкогольного поведения сверстников, связанный с желанием оценить спиртные напитки с позиции полезности/вредности, приемлемости/неприемлемости, обязательности/необязательности потребления. «Узнали, что водка и коньяк - это горько для них, и пьют пиво» (м., 15 лет); «Им все равно, как это некрасиво выглядит со стороны, вот и пьют» (ж., 15 лет). Данный мотив тесно связан с подростковой потребностью в расширении знаний об окружающей действительности, получением нового социального опыта, в том числе опыта употребления алкоголя.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что функции социальной установки находят = свое отражение в целесообразности поведения индивида, а значит, понимание функциональной специфики установки на употребление алкоголя у подростков позволяет соотнести их поведение с теми или иными потребностями. «Вследствие этого, проведенный анализ мотивов употребления алкогольных напитков подростков с помощью оценки побуждающих причин алкогольного потребления сверстников позволяет сделать вывод о значительной роли референтной группы - друзей, сверстников, инициирую-

щей и провоцирующей алкогольное потребление подростков»7. Ситуации комфортного отдыха с легкими бесконфликтными отношениями внутри референтной группы тесно коррелируют у подростков с употреблением алкоголя. Соответственно, социальную группу сверстников следует считать приоритетной группой, обуславливающей формирование установки на употребление алкогольных напитков у подростков, вследствие возможности реализации объективированных возрастных потребностей в ходе совместного употребления спиртного. Представляется целесообразным направить усилия на создание условий для удовлетворения актуализированных потребностей подростков, исключающих употребление алкогольной продукции; реализовывать профилактические программы зависимого поведения с учетом возрастных особенностей молодых людей.

Литература

1. Асеева А.Д. Социально-психологические аспекты зависимого поведения в межличностных отношениях в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2014. С. 109.

2. Романова О.Л., Петракова Т.И. Социально-психологические механизмы усвоения детьми алкогольной традиции // Вопросы психологии. 1992. № 5. С. 22-25.

3. fâtz D. The functional approach to the study of attitudes. Public Opinion Quarterly, i960. V. 24. P. 163-204.

4. Гордеева С.С. Формирование установок на потребление алкоголя у подростков: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. Пермь, 2016. С. 27.

5. Семенов А. А. Ценностно-нормативные и социально-установочные подходы к исследованию саморегуляции социального поведения личности // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. 2-е изд. М.: Изд-во ЦСПиМ, 2013. С. 29; Девяткин А. А. Явление социальной установки в психологии ХХ века. Калининград, 1999. С. 39.

6. Меренков А.В. Система детерминации человеческой деятельности. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. гор.-геолог. акад.: Банк культурной информации, 2003. С. 115-123.

7. Гордеева С.С. Формирование установок на потребление алкоголя у подростков: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. Пермь, 2016. С. 112.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF SET FUNCTION FOR ALCOHOL CONSUMPTION BY TEENAGERS

S.S. Gordeeva, senior lecturer.

The department of sociology.

Perm State National Research University.

Perm, Russia, SSGordeyeva@mail.ru

The article substantiates a possibility of functional specificity set's application on alcohol consumption defining reasons of these drinks consumption among young people. The paper exposes a social set's functions typology according to D. Katz, including instrumental, ego-security, cognitive functions and values expressing one. It is marked out that social set functions reflect interconnection between internal demands of individual and its environment. On the base of the author's social research results, there are four groups of alcohol drinks consumers according to consumption reasons and set's function of alcohol consumption: teenagers, who drink alcohol in order to set relations inside a referent group; teenagers, who drink alcohol in order to relieve internal stress; teenagers, who share values of a referent group; teenagers, who drink in order to get new experience. There is a conclusion about strong influence of a referent group (friends and agemates), which provokes attitude to alcohol. Besides, it is proved that alcohol consumption some kind of pastime with favorable environment for communication within a referent group. It is determined that a group of agemates is a first-priority social group, which provokes formation of alcohol consumption's set.

Key words: alcohol, alcoholic, practice, motives of drinking alcohol, Teens, reference group, social setting, functions, social attitudes, and D. Katz.

References

1. Aseeva A.D. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty zavisimogo povedeniia v mezhlichnostnykh otnosh-eniiakh v iunosheskom vozraste: dis. ... kand. psikhol. nauk [Socio-psychological aspects of dependent behavior in interpersonal relations in adolescence. Candidate of psychology sci. diss.] Kursk, 2014. 210 p.

2. Romanova O.L., Petrakova T.I. Sotsial'no-psikhologicheskie mekhanizmy usvoeniia det'mi alkogol'noi traditsii [Socio-psychological mechanisms of assimilation of the children of alcoholic tradition]. Voprosy psikhologii - Questions of psychology, 1992, no. 5, pp. 22-25.

3. Ratz D. The functional approach to the study of attitudes. Public Opinion Quarterly, I960, vol. 24, pp. 163-204.

4. Gordeeva S.S. Formirovanie ustanovok na potre-blenie alkogolia u podrostkov: sotsiologicheskii anal-iz: dis. ... kand. sotsiol. nauk [The formation of attitudes on alcohol consumption in adolescents: a sociological analysis. Candidate of sociology sci. diss.]. Perm, 2016. 156 p.

5. Semenov A.A. Tsennostno-normativnye i so-tsial'no-ustanovochnye podkhody k issledovaniiu

samoreguliatsii sotsial'nogo povedeniia lichnosti [The value-normative and socio-docking approaches to the study of self-regulation of social behavior personality]. Samoreguliatsiia i prognozirovanie sotsial'nogo povedeniia lichnosti: dispozitsionnaia kontseptsiia [Self-regulation and forecasting of social behavior of personality: dispositional concept]. Moscow, Izd-vo TsSPiM Publ., 2013, p. 29; Deviat-kin A.A. lavlenie sotsial'noi ustanovki v psikhologii XX veka [The phenomenon of social attitudes in psychology of the twentieth century]. Kaliningrad, 1999. 309 p.

6. Merenkov A.V. Sistema determinatsii cheloveches-koi deiatel'nosti [Determination system of human activity]. Ekaterinburg, Izd-vo Ural. gos. gor.-geo-log. akad.: Bank kul'turnoi informatsii Publ., 2003. 228 p.

7. Gordeeva S.S. Formirovanie ustanovok na potre-blenie alkogolia u podrostkov: sotsiologicheskii anal-iz: dis. ... kand. sotsiol. nauk [The formation of attitudes on alcohol consumption in adolescents: a sociological analysis. Candidate of sociology sci. diss.]. Perm, 2016. 156 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.