Социологический анализ факторов, моделирующих физические и эмоциональные аспекты здоровья современной студенческой молодежи
Южного федерального университета
Л.В.Сажина Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Аннотация: Данная статья представляет собой обобщение некоторых результатов прикладных исследований 2014 года в рамках Южного федерального университета (ЮФУ). Материалы дают возможность выделить и описать основное содержание физических и эмоциональных компонентов здоровья современных студентов. Более того, результаты позволяют охарактеризовать детерминанты выделенных компонентов. Исследование представляет значительную актуальность в условиях серьезных вызовов общества и разнообразного рискового поведения индивидов.
Ключевые слова: молодежь, студенчество, здоровье, физический аспект, эмоциональный аспект, социальный аспект, детерминанта здоровья, модель поведения.
Феномен «здоровье» представляет собой весьма многоаспектное понятие. В наши дни большое количество факторов детерминирует содержание указанного феномена. При описании сущностного содержания здоровья анализируются многие его компоненты, детерминированные особыми социальными условиями, культурной спецификой и прочими факторами. Современное время - время разнообразных вызовов и рисков, значительно влияет как на составные элементы феномена «здоровье», так и на факторы, их детерминирующие.
Подходы, в рамках которых изучается здоровье, часто включают принципы междисциплинарности и кросскультурной методологии. Это оправданно, поскольку здоровье - это разновекторная социокультурная переменная.
В частности, функционализм и символический интеракционизм - одни из базовых теоретических подходов. Эти теоретические области научного знания объединили значительное количество концепций, например: стигматизации (Гоффман), социальные установки к вопросам жизни и смерти (Хендел, Мерфи и др.), медицинское образование и социализация
(Мертон, Беккер и др.), медицина как институт социального контроля (Такетт) и другие. В данной статье мы акцентируем внимание на прикладной области социологического исследования и систематизируем лишь некоторые из полученных результатов двух опросов 2014 года.
Изучение социальной группы «студенческая молодежь» в выбранном исследовательском ракурсе позволяет выявить и описать, в нашем случае, некоторые физические и эмоциональные компоненты здоровья и их детерминанты.
В 2014 году мы провели два социологических опроса: 1) «Жизнь студента», 2) «Физическое и эмоциональное здоровье современного студенчества». Первый опрос проходил на факультетах: лингвистики и словесности. В нем приняли участие 100 студентов, из них 18 юношей и 82 девушки. Конечно, можно фиксировать некую погрешность по гендерной представленности респондентов, однако в рамках педагогического направления ЮФУ это оправданно. Возраст респондентов варьировался от 16 до 22 лет. Опрашиваемым было предложено заполнить анкету анонимного характера, состоящую из 35 вопросов, касающихся семьи, учебы, брачно-семейного статуса, родителей, а также высказать мнения по поводу употребления наркотиков, курения и алкоголя.
В результате анализа анкет мы выяснили, что большая часть опрошенных, а именно 61% из полных семей. Студентов из неполных семей - 26 %. 1,2 % студентов - сироты. Почти одинаковое количество опрошенных находятся с родителями в дружеских отношениях (девушки) -60% и в нейтральных отношениях - 27%. Немногие напряженно общаются со своими родителями - 13%. Юноши находятся с родителями в дружеских отношениях - 34%, 50% в нейтральных отношениях с родителями, в напряженных отношениях - 16%.
Проанализировав анкеты девушек, можно сделать следующее ранжирование в их приоритетах [1]: образование - 64% , здоровье - 8,6% ,личная жизнь - 15%. У юношей образование занимает первое место, а именно - 39%, личная жизнь на втором - 34%, а здоровье - 23%. Опрошенные студенты, как юноши, так и девушки, больше всего внимания в своей жизни уделяют таким проблемам, как (девушки): любовь - 46% , экология - 5%, алкоголизм и курение - 37%, 30% выбирали - «другое». Юноши выбирали для себя такие проблемные вопросы, как: любовь - 28%, экология - 12%, проблемы курения интересуют 23%, «другое» выбрали -37% . Стоит заметить, что алкоголь среди девушек употребляют - 43%, а 48% совсем не употребляют алкогольные напитки. 84% юношей употребляют алкоголь, 16% совсем не употребляют. При этом среди девушек курят - 20%, не курят - 54%, 16% не ответили на этот вопрос. Юноши курят - 83% , не курят - 17%. Но при этом - 9% девушек принимали наркотики, объясняя это влиянием других людей или поиском новых ощущений. Большинство наркотики не употребляло - 81%. Что касается юношей, то 89% не пробовали наркотиков, а 11% пробовали.
Большинство респондентов отрицательными сторонами «пагубных привычек» считают: 1) вред здоровью, 2) риск заболеваний, 3) смертельный исход, 4) влияние на психику, 5) рост преступлений, 6) разлад в семье и с друзьями, 7) опасность для общества.
Основной целью второго опроса студентов ЮФУ 2014 года было: выявить и описать характер эмоционально-физического самочувствия современной российской студенческой молодежи, а также их детерминант. В опросе приняли участие студенты четырех различных факультетов (академии физической культуры и спорта (АФКиС), академии архитектуры и искусства (ИАрхИ), факультет лингвистики и словесности (ФЛиС), факультет технологии и предпринимательства (ФТИИиПО). Всего было опрошено 132
студента, среди них 95 девушек, 37 юношей, 27 работают, 7 женаты или замужем. Возрастная категория от 19 до 25 лет. Некоторые результаты опроса представлены в нижеследующих таблицах.
Таблица № 1
Оценка студентами своего физического состояния
АФКиС ИАрхИ ФЛиС ФТИИиПО Всего
Отлично 17% 17% 10% 36,5% 17%
Хорошо 63% 44% 38% 36,5% 46%
Удовлетворительно 21% 31% 45% 27% 32%
Неудовлетворительно 0% 8% 7% 0% 5%
Таблица № 2
Проблемы «физического уровня», беспокоящие студентов
АФКиС ИАрхИ ФЛиС ФТИИиПО Всего
Здоровье 100% 79% 65% 100% 77%
Усталость - 9% 35% - 17%
Стресс - 12% 0% - 6%
Таблица № 3
Оценка студентами своего эмоционального состояния
АФКиС ИАрхИ ФЛиС ФТИИиПО Всего
Отлично 35% 16% 18% 37% 21%
Хорошо 39% 35% 39% 36% 37%
Удовлетворительно 17% 36% 32% 27% 31%
Неудовлетворительно 9% 13% 11% 0% 11%
Таблица № 4
Факторы, снижающие уровень эмоционального состояния студентов
АФКиС ИАрхИ ФЛиС ФТИИиПО Всего
Стресс 48% 31% 35% 37% 33%
Переутомление 33% 16% 8% 9% 27%
Учебные нагрузки 5% 39% 30% 27% 27%
Материальные проблемы 14% 14% 27% 27% 13%
Также к факторам, снижающим уровень эмоционального состояния, студенты относят: здоровье и политику, семейные проблемы, окружающую среду. Студенты ИАрхИ среди прочего выделяют фактор депрессии.
Таблица № 5
Что является причинами беспокойства на эмоциональном уровне:
АФКиС ИАрхИ ФЛиС ФТИИиПО Всего
Стрессы 100% 36% 43% - 52%
Совокупность проблем 0% 64% 57% 48%
Мы попросили студентов назвать 2-3 проблемы, которые их больше всего волнуют на сегодняшний день. Полученные результаты - в
нижеследующей таблице.
Таблица № 6
АФКиС ИАрхИ ФЛиС ФТИИиПО Всего
Работа 30% 25% 17% 22% 24%
Финансовое 23% 19% 14% 34% 19%
благополучие
Семья 10% 17% 29% 11% 19%
Учеба 17% 14% 12% 11% 13%
Экология 13% 5% 2% 11% 6%
Здоровье 7% 20% 26% 0% 19%
Период опроса пришелся на февраль-март 2014 года. Как отметили некоторые студенты, политически накаленная ситуация в этот период во многом повлияла на их эмоциональное состояние [2]. Также следует заметить, что большинство студентов обеспокоены качеством образования, в частности, 70% студентов ФЛиС и ИАрхИ.
Подводя некоторые итоги по проведенным опросам студенческой молодежи ЮФУ в 2014 году, можно резюмировать, что современные реалии требуют, а молодежь вынуждена в качестве основного приоритета в жизни выдвигать получение хорошего образования. Конечно, нам, преподавателям, импонирует тот факт, что многим студентам нравится учиться, и они с удовольствием посещают занятия. В качестве позитивного момента можно отметить наличие некой преемственности поколений - у большинства опрошенных студентов дружеские отношения с родителями и они проявляют по отношению к ним благодарность. Можно отметить, что проблемы экологии и здоровья достаточно серьезно беспокоят студентов [3]. В частности проблемы курения и употребления алкоголя. Результаты еще раз подтверждают тезис современных социологов о том, что женщины, девушки все больше практикуют «традиционный мужской» образец поведения [4]: они, как и юноши, курят, употребляют алкоголь (правда, студенты отмечают, что «чаще лишь по праздникам, а также для поддержания компании или для поднятия настроения). Студенческая молодежь испытывает стресс, что, конечно, не может быть оправданием для употребления алкогольных
напитков. Ответы студентов позволяют фиксировать тенденцию того, что они все яснее понимают, как губительно влияет на их здоровье алкоголь, курение и наркотики. И они пытаются этого избежать. Результаты опросов показали, что значительных расхождений в ответах студентов не присутствует [5], это еще раз подчеркивает наличие тенденции сближения в аксиолого-поведенческих моделях обоих полов.
Современные реалии ставят перед исследователями задачи как детального изучения уже накопленного теоретико-методологического багажа для изучения здоровья, работая над приростом теоретического знания в обозначенной лакуне, так и осуществления практических исследований, направленных на выявление специфики современных содержательных аспектов здоровья и получения знаниевого продукта о факторах их детерминирующих [6]. Задача практического использования полученных при этом результатов весьма актуальна: разработка эффективных мер и практических рекомендаций может внести положительную динамику в существующие неблагоприятные тенденции [7], в частности, снижение продолжительности жизни, особенно в мужской гендерной группе [8], эскалация различных заболеваний в социальной молодежной группе, возникновение новых заболеваний, обусловленных не только, а порой и не столько, скажем, природными факторами [9], а социальными локального и глобального характера [10].
Литература
1. Тарасенко Л.В., Угольницкий Г.А., Дьяченко В.К. Динамическая модель профессиональной специализации студентов // Инженерный вестник Дона, 2013, №2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1653.
2. Свечкарев В.П. Интеграция имитационных моделей при проведении исследований в гуманитарной сфере // «Инженерный вестник Дона», 2010, №3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2010/213.
3. Гафиатулина Н.Х. Социологический анализ концептуальных моделей социального здоровья индивида // Инженерный вестник Дона, 2013, №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2011.
4. Whitehead S. Men, Women, Love and Romance. Under the Covers of the Bedroom Revolution. GB: Fusion Press, 2003, pp. 21-50.
5. Shawn M. Burn. The Social Psychology of Gender. McGraw-HILL: Inc., 1996, pp. 30-42.
6. Тарасенко Л.В. Дополнительное профессиональное образование: становление института вторичной профессиональной социализации. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009. 235 с.
7. Галич Л.П. Социальное самочувствие молодежи. Минск: Право и экономика, 2012. 160 с.
8. Сажина Л.В. Динамика современных гендерных культур. Анализ российского и западного социумов. LAP LAMBERT Academic Publishing: GmbH and Co. KG, 2011. 326 с.
9. Renzetti C, Curan D. Women, Men and Society. Allyn and Bacon: Boston, 1992, pp. 10-55.
10. Travis C., White J. Sexuality and Feminism. American Psychological Association: Washington, DC, 2000, pp. 109-141.
References
1. Tarasenko L.V., Ugol'nitskiy G.A., D'yachenko V.K. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1653.
2. Svechkarev V.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2010, №2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2010/213.
3. Gafiatulina N.K. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2011.
4. Whitehead S. Men, Women, Love and Romance. Under the Covers of the Bedroom Revolution. GB: Fusion Press, 2003, pp. 21-50.
5. Shawn M. Burn. The Social Psychology of Gender. McGraw-HILL: Inc., 1996, pp. 30-42.
6. Tarasenko L.V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie: stanovlenie instituta vtorichnoy professional'noy sotsializatsii [The continuing professional education: establishment of the institute of secondary professional socialization]. Rostov-na-Donu: Izd-vo YuFU, 2009. 235 p.
7. Galich L.P. Social'noe samochuvstvie molodezhi. [The Social wellbeing of youth]. Minsk: Pravo i ekonomika, 2012. 160 p.
8. Sazhina L.V. Dinamika sovremennykh gendernykh kultur. Analiz rossijskogo i zapadnogo sotsiumov. LAP LAMBERT Academic Publishing: GmbH and Co. KG, 2011. 326 p.
9. Renzetti C, Curan D. Women, Men and Society. Allyn and Bacon: Boston, 1992, pp. 10-55.
10. Travis C., White J. Sexuality and Feminism. American Psychological Association: Washington, DC, 2000, pp. 109-141.