К.Б. Сафонов, канд. филос. наук, доцент, кафедра менеджмента, Новомосковский институт (филиал) Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, г. Новомосковск, Россия, [email protected]
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются теоретические аспекты социологического исследования деятельности современной организации. Автор отталкивается от особенностей социологии управления как научной дисциплины. Во внимание принимаются также ключевые задачи управления по формулированию целей деятельности организации. Повысить эффективность данного процесса можно путем проведения социологических исследований, которые позволят определить основные характеристики организации и существующей в ее рамках системы взаимосвязей. Кроме того, в результате социологических исследований деятельности организаций можно определить перспективы их развития. Поскольку эти процессы находятся в русле тенденций, имеющих место в социуме в целом, у исследователей появляется возможность прогнозирования путей развития современного общества, неотъемлемой частью которого является конкретная организация. В ходе проведения исследований определяется также система ценностей, составляющих основу корпоративной культуры. Эти ценности являются детерминантами развития организации. Они взаимодействуют с ценностными ориентациями сотрудников. Постепенно вышеозначенные ценности начинают воздействовать на систему ценностей всего общества. Полученные в ходе социологических исследований данные могут использоваться как для совершенствования практики менеджмента, так и для более глубокого понимания происходящих в современном социуме процессов.
Ключевые слова: организация, управление, социологические исследования, социология управления, социальные ценности, корпоративная культура, социальная система, общество.
На современном этапе развития в структуре социологической науки выделяются области, имеющие в качестве предмета исследования различные аспекты жизни общества. Например, к числу проблем социологии управления, помимо прочего, можно отнести социальные цели управления с точки зрения социальных приоритетов, их соответствие интересам и желаниям управляемых, анализ социальных последствий принимаемых управленческих решений1. Всё это относится к важнейшим аспектам функционирования современной организации. Проведение социологических исследований в данной области позволит определить особенно-
сти организационного развития, проанализировать факторы, влияющие на практическую реализацию функций управления.
Рассматривая взаимосвязь организации и управления, необходимо иметь в виду, что «одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых организация формируется, функционирует и развивается как целостная система»2. Именно поэтому, проводя социологическое исследование особенностей управления, мы можем одновременно выделить ключевые характеристики конкретной организации, определить особенности ее функционирования.
ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
Конечно, к числу задач социологии управления относится не только изучение организаций в статике. Намного более важной является функция прогнозирования. Анализ данных, полу- =
ченных в ходе конкретных социологических исследований, позволяет обозначить перспективы организации, что представляется полезным для эффективного планирования процесса управления.
Одной из основных задач менеджмента является достижение стоящих перед организацией = стратегических целей. При целеполагании необходим учет актуального уровня развития организационной системы. Нельзя ставить недостижимые цели, поскольку это не только не позволит достичь новых уровней развития, но и приведет к снижению мотивации сотрудников. Предшествующий постановке целей анализ должен включать проведение социологических исследований ключевых характеристик организации и особенностей ее деятельности. Нельзя также обойти вниманием и сотрудников, поскольку от их настроения и мотивации часто зависит успех общего дела, а системы ценностей отдельных индивидов оказывают существенное влияние на формирование корпоративной культуры. Для социолога, исследующего конкретную организацию, важно найти разумный баланс между анализом коллектива в целом и места в нем отдельного работника. При этом необходимо отталкиваться от тезиса о том, что «любая организация ос- -нована на компромиссах личности и среды, без которых невозможно взаимное урегулирование их интересов»3.
К задачам исследования деятельности конкретной организации можно с уверенностью отнести реконструкцию системы применяемых методов управленческого воздействия на персонал. Полученная в результате подобного анализа социологическая модель
Для социолога, исследующего конкретную организацию, важно найти разумный баланс между анализом коллектива в целом и места в нем отдельного работника. При этом необходимо отталкиваться от тезиса о том, что «любая
организация основана на компромиссах личности и среды, без которых невозможно взаимное урегулирование их интересов».
Проведя анализ системы управленческих отношений, мы сможем одновременно получить определенные данные о социуме, в котором осуществляется подобная организационно-управленческая деятельность.
должна отражать всю структуру существующих в организации взаимосвязей, демонстрировать особенности существующей вертикальной интеграции и горизонтальной кооперации. При этом важно учитывать также социальную природу управления, так как «социальный механизм управленческого воздействия — это система взаимодействующих между собой социокультурных структур, обеспечивающих функционирование социальной системы»4. В контексте рас-= сматриваемых проблем в качестве изучаемой системы возьмем конкретную организацию, имеющую определенную структуру, систему ценностей, действующие механизмы взаимодействия как во внутренней среде, так и с внешней средой. Важными детерминантами данных процессов при этом будут характеристики современного общества.
Это неудивительно. Любая организация является неотъемлемой частью общества. Она возникает как следствие потребности в решении тех или иных социальных проблем, она развивается, участвуя в жизни общества, с которым организация обменивается информацией и ресурсами. Учет данных аспектов является важным условием успешности проведения конкретных социологических исследований. Этот подход позволяет также расширить рамки анализа социальных процессов. Поскольку особенности деятельности организации определяются ключевыми характеристиками общества, в рамках которого она существует, то, несомненно, должна прослеживаться и обратная зависимость. Следовательно, проведя анализ системы управленческих отношений, мы сможем одновременно получить определенные данные о социуме, в котором осуществляется подобная организационно-управленческая деятельность.
Большую роль в проведении исследований в области социологии управления играет верное определение рассматриваемых параметров. Для успешного решения подобных задач необходимо отталкиваться от тезиса, что «социальная организация понимается как система отношений, объединяющая какое-то число таких элементов (элементов социальной структуры), например индивидов (групп) , для достижения определенной цели»5. Важно также учесть системообразующие качества организации, к числу которых относят цель, иерархию, управление и синергию6. В процессе разработки программы планируемого социологического исследования эти факторы должны подвергнуться исчерпывающему анализу. От его результатов будет зависеть набор конкретных методик, которые будут применены на практике. При этом обязательными, на наш взгляд, являются проведение анкетирования сотрудников, а также экспертный опрос с привлечением менеджеров высшего и среднего звена. Таким образом, можно будет получить информацию о деятельности организации в разных аспектах.
Сравнение и анализ полученной информации позволит выделить те характе-
ристики, которые на самом деле оказывают решающее влияние на деятельность организации и ее развитие. В результате возможной станет оптимизация социологической модели, представляющей интерес не только для исследователя, но и для практиков менеджмента, поскольку данная модель позволит получить исчерпывающее понимание особенностей происходящих в организации процессов, а это является необходимым условием обоснования применения конкретных методов управленческого воздействия.
Основу анализа социальных аспектов деятельности конкретной организации составляет исследование существующей в ее рамках системы ценностей. Это представляет особый интерес, поскольку данные ценности являются составной частью корпоративной культуры. Взаимодействуя с ценностными ориентациями и установками отдельных сотрудников, корпоративная культура обогащается разделяемыми ими представлениями о должном, о справедливости, о месте организации в обществе. Индивидуальные системы ценностей сотрудников также находятся в постоянной динамике, направления которой в значи-
Усваивая ценности корпоративной культуры, сотрудники начинают воспринимать их как элемент индивидуальных ценностных ориентаций. Постепенно происходит проникновение ценностей и норм корпоративной культуры в систему ценностей общества в целом.
УГ
== 104 ==
№ 7 (59)АВГУСТ 2015
тельной мере детерминированы осуществлением профессиональной деятельности в конкретной организации. Усваивая ценности корпоративной культуры, сотрудники начинают воспринимать их как элемент индивидуальных ценностных ориентаций. В соответствии с ними они взаимодействуют с другими представителями общества, не связанными непосредственно с рассматриваемой организацией. Постепенно происходит проникновение ценностей и норм корпоративной культуры в систему ценностей общества в целом. Именно поэтому весьма важным нам представляется исследование особенностей корпоративной культуры, являющейся не только важным социальным ресурсом управления организацией, но и инструментом ее взаимодействия с обществом.
Социология управления — динамично развивающаяся научная отрасль, к числу особенностей которой можно отнести тот факт, что практическое применение ее концепций позволяет повысить эффективность деятельности конкретной организации. В ходе проведения социологических исследований выявляются закономерности функционирования организации, определяются система ее ценностей и структура существующих взаимосвязей. Всё это представляет собой ценную информацию, применение которой в практике менеджмента может поднять на новый уровень эффективность
принятия и реализации управленческих решений, обогатить процесс управления новыми подходами, основанными на глубоком понимании социальной сущности организационных взаимосвязей. Грамотное применение полученных в ходе социологических исследований данных позволит также обозначить стратегию развития организации и спрогнозировать пути ее дальнейшего развития как неотъемлемой части современного общества. ^
Литература
1. Соколова М.Е. О некоторых аспектах методики преподавания курса «Социология управления» // Альманах современной науки и образования. 2008. № 10. Ч. 2. С. 162.
2. Кравченко А.И., Тюрина И.Ю. Социология управления. М.: Академический проект; Деловая книга, 2008. С. 804-805.
3. Шаталова Н.И. Культура в трудовом поведении работника // Дискуссия. 2014. № 7. С. 101.
4. Савельев И.А. Структура управленческой культуры как предметная область современной социологии управления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 4. Ч. 2. С. 153.
5. Социология / под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 212.
6. Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: Норма, 2003. С. 429.
SOCIOLOGICAL PROBLEMS OF ORGANIZATIONAL-MANAGERIAL ACTIVITY'S RESEARCH
K.B. Safonov, Candidate of philosophy, Docent, The department of management, Novomoskovsk Institute (branch), D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia,
Novomoskovsk, Russia, [email protected]
This article considers theoretical aspects of sociological research of modern organization's activity. The author starts from managerial sociology's activity as a scientific discipline. Also it is taken into account the key tasks of management for formulation of organization's activity goals. The growth the process efficiency can be achieved by sociological researches conducting; that will help to define the main organization's characteristics and system of interconnections within the organization. Besides, with the results of sociological researches it is possible to define perspectives of development. Since these processes are in way of tendencies, within the society in general, the researchers will be able to forecast the modern society's development ways. In the process of the researches the system of values is defined, which can be considered as a base of corporate ethics. These goals are the determinants of organization's development. They interact with value orientations of employees. Step by step these values start to interact with the values system of the whole society. The results from the sociological researches can be used for management practice perfection, and also for deeper understanding of processes in the modern society.
Key words: organization, management, sociological research, sociology of management, social values, corporate culture, social system, society.
References
1. Sokolova M.E. O nekotorykh aspektakh metodiki prepodavaniia kursa «Sotsiologiia upravleniia» [On some aspects of teaching of the course "Sociology of management"]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniia — Almanac of modern science and education, 2008, no. 10, part 2, pp. 162—163.
2. Kravchenko A.I., Tiurina I.Iu. Sotsiologiia upravleniia [Sociology of management]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., Delovaia kniga Publ., 2008. 983 p.
3. Shatalova N.I. Kul'tura v trudovom povedenii rabotni-ka [Culture in the employment behavior of an employee]. Diskussiia — Discussion, 2014, no. 7, pp. 94—102.
4. Savel'ev I.A. Struktura upravlencheskoi kul'tury kak predmetnaia oblast' sovremennoi sotsiologii upravleniia
[The structure of the management culture as the subject area of modern sociology management]. Istoricheskie, fi-losofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, philosophical, political and law Sciences, Culturology and study of art. The theory and practice, 2015, no. 4, part 2, pp. 153-156.
5. Sotsiologiia / Pod red. V.N. Lavrinenko [Sociology. Ed. by V.N. Lavrinenko]. Moscow, IuNITI-DANA Publ., 2002. 407 p.
6. Sotsiologiia. Osnovy obshchei teorii / Otv. red. G.V Osipov, L.N. Moskvichev [Sociology. The foundations of the General theory. Ed. by G.V. Osipov, L.N. Moskvi-chev]. Moscow, Norma Publ., 2003. 912 p.