УДК 316.32 ББК 60.524.1 В 26
А.В. Вейман,
кандидат социологических наук, доцент кафедры Ессентукского института управления бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: 8-(87934) 6-26-00 С.Н. Кириченко,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Сочинского государственного университета, г. Сочи, тел.: 8-918-745-99-28, е-mail: [email protected] А.В. Гусаров,
аспирант Северо-Кавказского социального института, г. Ставрополь, тел.: 8-(8652)-26-74-12
Социологические подходы к обоснованию правовой социальной динамики в развитии государства и общества
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются социологические подходы к обоснованию правовой социальной динамики в развитии государства и общества, в построении демократических ориентаций массового и индивидуального сознания.
Ключевые слова: социальная динамика, индивидуальное сознание, общество.
A.V. Veyman,
Candidate of Sociology, Associate Professor of Department, Essentuki Institute of Business and Law Management, Essentuki S.N. Kirichenko,
Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Philosophy and Sociology Department, Sochi State University, Sochi, ph.: 8-918-745-99-28, е-mail: [email protected] A.V. Gusarov,
Post-graduate student of the North-Caucasus Social Institute, Stavropol, ph.: 8-(8652)-26-74-12
Sociological approaches to justification of the legal social dynamics in the state and society development
Abstract. The paper discusses sociological approaches to justification of the legal social dynamics in the state and society development and in creation of democratic orientations of mass and individual consciousness.
Keywords: social dynamics, individual consciousness, society.
Теоретические размышления о правах человека, а также поиски истоков национальноособенного представления о них в России, безусловно, могут быть полезны для поисков методолого-мировоззренческих оснований концепции прав человека в социологии управления. Но необходимо прояснить еще один момент, а именно - социальный заказ общества на такую концепцию. Ведь от того, насколько люди нуждаются в реализации своих прав и свобод, насколько они понимают их и оценивают, настолько и будет актуальным их теоретическое обоснование. Более того, само это обоснование в снятом виде будет представлять готовность общества принять его.
Своеобразие исторического этапа, переживаемого Россией в наши дни, заключается, прежде всего, в его уникальности, т.е. отсутствии какого-либо аналога в прошлом бытии человечества. В свое время превращение государства в единственного и всеобъемлющего собственника породило нивелировку отношений с ним различных профессиональных и иных социальных групп, которые оказались равно бесправными и зависимыми. Дифференциация социально-профессиональных групп населения происходила лишь по степени благ, представляемых им государством, и по наличию или отсутствию возможности (легально или нелегально) участвовать в их распределении. Такого рода механизмами стали теневая экономика и теневая политика. Поскольку последние определяли повседневную жизнь в большей мере, чем конституционные законы, почвы для воспитания уважения к праву как цивилизованной форме идеи справедливости и инструмента защиты от произвола фактически не существовало. Все это, как и многое другое, противоречило естественным потребностям человека в разумном применении и использовании результатов своего труда и порождало организационно-психологический дискомфорт. Стремительное и достаточно неожиданное (хотя исторически и закономерное) крушение устоявшегося порядка существования людей произошло в форме смены официально декларируемой системы ценностей.
Одним из важнейших социальных аспектов современного конституционного процесса является осознание населением ценности закрепленных в Основном законе прав и свобод личности. Однако проведенные опросы показали, что стремление к порядку, даже ценой ограничения свободы, все еще является ведущим мотивом для значительной части населения, которая не может или не хочет адаптироваться к меняющимся условиям жизни и не видит для себя никакого другого приемлемого способа существования, кроме как подчинения тоталитарной уравнительно-распределительной системе. Массовое сознание воспринимает конституционные права и свободы личности преимущественно через призму патерналистских установок.
Осознание людьми ценности конституционных прав и свобод неразрывно связано с их повседневными интересами и потребностями. В свою очередь, характер последних во многом зависит от общего восприятия отношений между личностью и государством, распределения между ними прав и обязанностей. Современная властная организация должна создавать благоприятную ситуацию не только внутри себя, но и вокруг себя, поскольку самый лучший и надежный способ избавиться от конкурента - это сделать его союзником. Безнравственность, коррупция ведут, в конечном счете, к хаосу, саморазрушению власти [1].
В ориентациях права, организация - это стратифицированная структура с уровнями и условиями руководства и подчинения. Такая структура эффективно функционирует только при существовании хорошо налаженной связи между всеми уровнями. Так, если на верхнем уровне руководства появляется необходимость воздействовать на поведение подчиненных, то приказ, распоряжение, указание не только должны дойти до низшего уровня, но и распространиться по всем структурным единицам данного уровня. Поэтому целесообразно проводить анализ как вертикальных, так и горизонтальных организационных коммуникаций.
Вертикальные каналы правовой коммуникации должны связывать все уровни управления организации в единое целое. Для этого информацию следует направлять прежде всего сверху вниз. Через систему нисходящих связей руководство организации обеспечивает определение и ориентацию целей подчиненных подразделений организации относительно главных социально ориентированных целей; коррекцию поведения, установок и поведенческих стереотипов исполнителей на всех уровнях, координацию действий; поддержание и упрочение авторитета власти. Горизонтальные каналы коммуникации в организации правоотношений представляют собой пути и средства передачи информации отдельно на каждом иерархическом уровне организации [2].
Руководитель - это человек, обладающий определенным набором личных свойств и качеств. Однако специфика проявляется и зависит от определенной ситуации. Власть - это, прежде всего ответственное принятие грамотных, ситуативных, но основанных на реально
осуществимой правовой и нравственной творческой практике решений. В этом ряду и конфессиональная толерантность все явственнее утверждается как непременный атрибут этнонациональной идентичности граждан России.
Описание национального характера и этничности народов само по себе не является доказательным для формирования концепции прав и свобод человека в России. Только гуманитарно-ориентированная нравственная рефлексия способна к постижению общего и особенного в западной и российской традиции в этом плане. Другими словами, основанием для таких прав являются или должны являться некоторые моральные принципы, общие для всех индивидов.
Все государства регулярно объявляют о своей приверженности провозглашенным правам человека не потому, что они являются для них необходимостью, а потому, что только такое признание интегрирует современный мир, а отказ от него превращает страну в изгоя. То есть, поскольку люди вынуждены действовать в обществе с позиций равенства, разумности и свободы, то, чтобы общество могло существовать, они должны соблюдать нормы морали и правила нравственности, чтобы приобщиться к этим фундаментальным ценностям. В целом, процесс нравственной мотивации демократических ориентаций граждан и властных структур, раскрывается в теориях, направленных на объяснение пропорционального распределения усилий для достижения конкретных целей. Выбор стратегии демократических преобразований зависит от ситуации управления, в которой находится организация, общество. Здесь нравственный компонент позволяет оказывать влияние на распределение приоритетности в решении административных и социальных задач. Существенная задача руководства - постараться провести изменения так, чтобы при этом были разрешены возникающие в связи с сопротивлением конфликты.
Социальная связь по поводу правоотношений приобретает устойчивый, возобновляемый характер, то есть приобретает качество взаимодействия лишь в том случае, если соответствует личностной или групповой целесообразности. Социальная среда, конкретная структура социальных отношений и зависимостей, может быть признана участником взаимодействия разумной, целесообразной только в том случае, если издержки, которые он несет за такие эффекты социального, как «порядок», «сложение и координация сил и умений», «разделение труда и функции», дают достаточное вознаграждение, возможности для удовлетворения собственных жизненных целей [3].
Правовой характер государства раскрывается наиболее полно, когда при конкурирующих интересах общества и государства образуется такой социальнополитический баланс, при котором государственный закон, кроме выполнения общих регулирующих функций, защищает неотчуждаемые свободы граждан. В этой связи, к особенностям социологического анализа правоотношений отнесена, прежде всего, их неразрывная связь с социально-экономическими реформами. Государство имеет право только пресекать действия граждан и организаций, которые нарушают права других граждан и организаций, нарушают общий интерес общества. Государство обязано требовать возмещения нанесённого ущерба, в том числе и такого, который касается общей государственной собственности, предназначенной для всех.
Права человека не должны зависеть от социального положения человека, от того, работает он или нет, например. От этого должна зависеть только его зарплата. Право на хорошую зарплату обусловлено соответствующей работой. Таким образом, есть права обусловленные (договорные) и есть абсолютные. Права человека: свободы слова,
вероисповедания, перемещения, собраний, печати - не должны быть обусловлены социальным статусом человека. Это права безусловные. В идеале, норма соотношения прав и обязанностей (соблюдать законы) устанавливается одна для всех, независимо от заслуг человека. Для осуществления правоориентированного взаимодействия его участники должны руководствоваться едиными критериями оценки вознаграждения. Наличие единых, взаимно признаваемых обоснованными, легитимными, правил, норм и ценностей является условием согласия, стабильности взаимодействия партнеров. Патерналистское государство
держится на контроле над всякого рода льготами, которые к праву, в юридическом смысле, не имеют никакого отношения. Правовое государство можно построить только при наличии общества, перерастающего в гражданское общество.
Примечания:
1. Шевченко А.К. Культура. История. Личность. Введение в философию поступка. Киев: Наук. думка, 1991. С. 187.
2. Плахов В.Д. Традиция и общество: Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. С. 220.
3. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Логос, 1999. С. 200.
References:
1. Shevchenko A.K. Culture. History. Personality. Introduction to the philosophy of action. Kiev: Nauk. dumka, 1991. P. 187.
2. Plakhov V.D. A tradition and the society: Experience of philosophical and sociological research. M.: Mysl, 1982. P. 220.
3. Shadrikov VD. The origin of humanism: a manual for students of higher schools. M.: Logos, 1999. P. 200.