Научная статья на тему 'Социологические методы исследования в журналистике'

Социологические методы исследования в журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11835
1894
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ОПРОС / ФОКУС-ГРУППА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гильманова Айгуль Нургаяновна

При исследовании средств массовой информации активно используются социологические методы: при анализе коммуникатора или канала СМИ типологический анализ, содержания контент-анализ, аудитории метод опроса и фокус-группы. Социологические методы позволяют получить точные данные о целях коммуникатора, направленности содержания, характеристиках и потребностях аудитории СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологические методы исследования в журналистике»

А. Н. Гильманова

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

При исследовании средств массовой информации активно используются социологические методы: при анализе коммуникатора или канала СМИ - типологический анализ, содержания - контент-анализ, аудитории - метод опроса и фокус-группы. Социологические методы позволяют получить точные данные о целях коммуникатора, направленности содержания, характеристиках и потребностях аудитории СМИ.

Ключевые слова: средства массовой информации, массовая коммуникация, типология, контент-анализ, опрос, фокус-группа.

Понятие «массовая коммуникация» возникло в 1909 году, когда Чарльз Кули выделил коммуникацию в качестве актуализации «органически целого мира человека». Он исследовал формы общения, посредством которых люди приобщаются к изменяющимся условиям жизни. Кули отмечал в этой связи, что появление массовой коммуникации представляет собой «радикальную перемену в социальном механизме, без анализа которой ничего нельзя понять правильно». И эту «радикальную перемену в социальном механизме» он, как и ряд других американских исследователей, ставил в связь с «ослаблением традиционных уз общинной жизни» в процессе индустриализации и урбанизации, быстро набиравшем силу в конце XIX - начале XX века [8. С. 22].

Ч. Кули также первым ввел понятие «первичной группы» - системы устойчивых взаимосвязей в непосредственном окружении человека. «Под первичными группами, писал Кули, - я имею в виду группы, деятельность которых характеризуется непосредственными контактами, принадлежащими к ним людей между собой. Эти группы играют главную роль в формировании социальной природы и идеалов человека. Их отличает также тесное слияние и сплоченность» [4. С. 318]. Однако интерес к анализу межличностного взаимодействия ослаб, чтобы стать устойчивым через два десятилетия и в американских исследованиях получил название «повторного открытия первичной группы», впоследствии значительно повлиявшего на контекст изучения вопросов соотношения формальных и неформальных связей в процессе массовой коммуникации.

Изучение массовой коммуникации как социального явления началось в 20-е годы XX века. Принято считать, что начало исследованиям массовой коммуникации положил немец-

кий социолог М. Вебер, основоположник позитивизма, понимающей социологии и теории социального действия. В 1910 году он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются журналисту, обосновал метод анализа прессы. В дальнейшем изучение массовой коммуникации проводилось в трех аспектах - теоретическом, прагматическом и экспериментально-прикладном.

В 1922 году в книге «Общественное мнение» У. Липпман впервые использовал понятие «социальный стереотип». Он пришел к выводу, что в процессе формирования общественного мнения восприятием управляют стереотипы -предвзятые мнения. По У. Липпману, «у человека формируется привычка упрощенного понимания смысла происходящего путем введения: 1) определенности и четкости различия; 2) устойчивости и стабильности смысла - то, что в ином случае является смутным и неопределенным» [13. Р. 90]. Стереотипы, выступающие в качестве стимула, призваны вызвать у человека эмоциональную реакцию, характеризующую его отношение к тем или иным социальным явлениям. Основная функция стереотипа - классифицировать и опосредовать новую информацию, служить ориентиром в поведении. У. Липпман объяснил устойчивость, эмоциональный заряд и фиксированность стереотипа и его социальной функцией, а не только особенностями психологии и мышления. По мнению У. Липпмана, «необходимо забыть об их (стереотипов) ценности для существующего общественного строя и думать о них просто, как о важной части механизма человеческой

коммуникации» [13. Р. 80]. Средства массовой информации имеют возможность манипулировать общественным мнением так, как эмоционально и рационально воздействуют на аудиторию.

У. Липпман понимал массовую коммуникацию как общение членов общества, интересы которых не связаны их локальными культурами, независимо от их социальных ролей. Он считал, что идея информированных граждан, выступающих в роли коллективных управляющих общественными делами, есть утопия, поскольку предполагает существование «сверхкомпетентных индивидов» [13. Р. 76] и предписывает информационным и коммуникативным каналам исполнение сложнейших функций государства и гражданского общества.

У. Липпман утверждал, что информационные медиа не способны «транслировать весь объем общественной жизни человечества так, чтобы каждый индивид мог вынести компетентное суждение по каждому вопросу».

По его мнению, содержание журналистских сообщений зависит от интересов рекламодателя, и поэтому, если общественность нуждается в более правдивой интерпретации событий, она должна обращаться не к прессе, а к другим институтам.

Идея стереотипа оказала мощное воздействие на теорию массовой коммуникации. Пределы эффективности коммуникации находятся в прямой зависимости от степени устойчивости взглядов аудитории. В 30-е годы Дж. Мид представлял «коммуникацию» как общение коммуникатора и аудитории или отношение социальных факторов, чье сознание формировалось в значительной степени за счет утоления коммуникационного голода СМИ. Составным понятием массовой коммуникации в научных трудах того времени являлась «публика» - это понятие впервые используется в публикациях о средствах массовой информации У. Липпмана, Г. Тарда, Г. Лассуэла, Г. Блумера.

Американский политолог Гарольд Лассуэлл (1902-1979), представитель бихевиористского подхода к политической науке, выявляет роль массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политической власти. Г. Лассуэлл одним из первых исследует проблему количественного контент-анализа политической, в том числе и массовой, коммуникации; предлагает ставшую классической в социологии массовой коммуникации формулировку, согласно которой "акт коммуникации" рассматривается по мере ответа на вопрос: «кто-сообщает что-по какому ка-

налу-кому-с каким эффектом?» [12]. «Научное описание процесса коммуникации проявляет тендению к конкретизации внимания на одном или другом из этих вопросов. Ученые, которые изучают вопрос «кто», то есть коммуникатора, рассматривают факторы которые открывают и направляют сам акт коммуникации. Мы называем это анализом управления. Специалисты, которые фокусируют свое внимание на вопрос «что сообщается», занимаются анализом содержания. Те, кто рассматривает по преимуществу радио, прессу, кинофильмы и другие каналы коммуникации, осуществляют анализ «средств». Когда главное внимание проявляется к личностям, на которые оказывает влияние данное средство, мы говорим об анализе аудитории. Если вопрос состоит во влиянии на аудиторию, то проблемой является анализ «эффекта» коммуникации [2. С. 25]. Эта формула стала основой традиционного деления предметных областей исследования коммуникации на коммуникатора, содержание и средства коммуникации, аудиторию и эффекты воздействия.

При анализе роли коммуникатора, информационных каналов используется такой социологический метод как типологический анализ. Типологический анализ совокупность методов изучения социальных объектов (или явлений), позволяющих определить социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы эмпирических объектов, характеризующиеся типообразующими признаками, природа которых различна, и интерпретируемые как носители различных типов изучаемого явления [11. С. 87]. Современные исследователи средств массовой информации достаточно часто обращаются к типологическому анализу при анализе и моделировании системы средств массовой информации. Типологические модели системы СМИ можно подразделить на две категории.

Одна из них представляет типологию системы СМИ как социальный институт, такой подход отличается теоретико-методологическим акцентом и рассматривает современные каналы СМИ целостно. Яркими представителями такого подхода являются Е. П. Прохоров [5], М. В. Шкондин, Л. Л. Реснянская [6], А. Н. Бочаров [1], И. Д. Фомичева [10].

Вторая категория моделей рассматривает отдельные каналы СМИ - печать, радио, телевидение, информационные агентства (И. Руденко [7], В. И. Сапонова, В. С. Кулева, Р. М. Ямполь-ская, Л. В. Кашинская) [3].

Процедура типологического анализа включается в себя цель описательного или объяснительного исследования, выделение эндогенных понятий типологического анализа, таких как «объект типологии», «типообразующий признак», «основание типологии».

Анализ содержания средств массовой информации осуществляется методом контент-анализа. Данный метод получил широкое применение в XX веке и дал возможность получить точные данные о характере коммуникации по содержанию. Контент-анализ позволяет выявить частоту появления в тексте определенных характеристик, позволяющих делать определенные выводы о целях коммуникатора и реакциях адресата. При проведении эмпирического исследования деятельности СМИ может быть проведен контент-анализ содержания телевизионных материалов (сюжетов, роликов, передач), радиоматериалов, публикаций печатных и интернет изданий. Можно выделить следующие этапы при проведении исследования методом контент-анализа: определение изучаемых источников-документов, формирование выборки, выделение единиц анализа, выделение единиц счета, которые могут совпадать с единицами анализа или выделяться специально.

Исследование аудитории средств массовой информации проводится методами опроса (интервьюирование, анкетирование) и фокус-группы. Методом опроса в журналистике пользуются для изучения потребностей аудитории и выявлении различных точек зрения на изучаемую проблему. Опрос при исследовании средства массовой информации может применяться при анализе актуальности тематической направленности средства массовой информации. Видами опросов является анкетирование и интервьюирование. Виды анкетирования: разделяют анкетирование по числу респондентов на (индивидуальное, групповое, массовое) по полноте охвата на (сплошное - всех представителей, выборочное - части) по типу контактов с респондентом (очное, заочное). Также разделяют виды интервью как метода исследования на стандартизированное, полустандартизированное. Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью интервьюер следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между исследователем

и респондентом. Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью исследователь руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Фокус-группы - метод качественных исследований в социологии. Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории [9]. В эмпирическом исследовании деятельности СМИ может использоваться при исследовании воздействия на аудиторию продукта СМИ: телепрограммы, радиопрограммы, номера газеты, документального фильма, фотографии. Организация исследования методом фокус-группы включает в себя несколько этапов: выборка участников, подготовка сценария фокус-группы, проведение фокус-группы, фиксация и анализ результатов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при исследовании средств массовой информации активно используются социологические методы: при анализе коммуникатора или канала СМИ - типологический анализ, содержания - контент-анализ, аудитории - метод опроса и фокус-группы. Социологические методы позволяют получить точные данные о целях коммуникатора, направленности содержания, характеристиках и потребностях аудитории СМИ.

Список литературы

1. Бочаров, А. Н. Основные принципы типологии современных советских журналов [Текст] / А. Н. Бочаров // Вестник Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. - 1973. - № 3. - С. 32-33.

2. Зверинцев, А. Б. Коммуникационный менеджмент [Текст] / А. Б. Зверинцев. - СПб., 1997.

3. Кулев, В. С. Деловая пресса [Текст] / В. С. Кулев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 1997. - № 5. - С. 39-43.

4. Кули, Ч. Х. Социальная самость. Американская социологическая мысль [Текст] / Ч. Х. Кули. - М., 1994.

5. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики [Текст] / Е. П. Прохоров. - М., 2011.

6. Реснянская, Л. Л. Эволюция газетно-журнальной периодики [Текст] / Л. Л. Реснян-ская // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 1994. - № 4. - С. 21-29.

7. Руденко, И. Н. Методика типологического анализа периодической печати [Текст] / И. Н. Руденко. - М., 1995.

8. Терин, В. П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада [Текст] / В. П. Терин. - М., 1999.

9. Фаломеева, Т. В. Социальная психология: Практикум [Текст] / Т. В. Фаломеева. - М., 2009.

10.Фомичева, И. Д. Пресса на рынке информации: провинциальный читатель газет в Рос-

сии [Текст] / И. Д. Фомичева. - М., 1992.

П.Дцов, В. А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы [Текст] / В. А. Ядов. - М., 1988.

12. Dominick, J. R. The Dinamics of Mass Communication [Text] / J. R. Dominick. - N.-Y., 1990.

13.Lippmann, W. Public Opinion [Text] / W. Lippman. - N. Y., 1922.

A. N. Gil'manova

SOCIOLOGICAL RESEARCH METHODS IN JOURNALISM

In the study of mass media are actively used sociological methods: in the analysis of the Communicator or media channel - typological analysis, the content - a content analysis, audience - survey method and focus groups. Sociological methods allow to obtain precise information about the purposes of the Communicator, the orientation of the content, characteristics and needs of the audience media.

Keywords: mass media, mass communication, typology, content analysis, survey, focus group.

References

1. Bocharov, A. N. (1973) Osnovnyye printsipy tipologii sovremennykh sovetskikh zhurnalov [=The basic principles of the typology of contemporary Soviet journals]. in: VestnikMosk. un-ta, Ser. 10. Zhurnalistika [=Bulletin of Moscow State University, serie Journalism], no. 3, pp. 32-33. (In Russ.).

2. Zverintsev, A. B. (1997) Kommunikatsionnyy menedzhment [=Communication Management], Sankt-Peterburg. (In Russ.).

3. Kulev, V. S. (1997) Delovaya pressa [=Business press]. in: Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika [=Bulletin of Moscow State University, serie Journalism], no. 5, pp. 39-43. (In Russ.).

4. Cooley, Charles H. (1994) Sotsial'naya samost'. Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl' [=Social self. American Sociological Thought], Moscow. (In Russ.).

5. Prokhorov, Ye. P. (2011) Vvedeniye v teoriyu zhurnalistiki ^Introduction to Journalism], Moscow. (In Russ.).

6. Resnyanskaya, L. L. (1994) Evolyutsiya gazetno-zhurnal'noy periodiki [=Evolution ofnewspapers and magazines Periodicals], in: Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika [=Bulletin of Moscow State University, serie Journalism], no. 4, pp. 21-29. (In Russ.).

7. Rudenko, I. N. (1995) Metodika tipologicheskogo analiza periodicheskoy pechati [=Methods of typological analysis of the periodical press], Moscow. (In Russ.).

8. Terin, V. P. (1999) Massovaya kommunikatsiya. Sotsiokul'turnyye aspekty politicheskogo vozdeystviya. Issledovaniye opyta Zapada [=Mass communication. Social and cultural aspects of political influence. Research experience of the West], Moscow. (In Russ.).

9. Falomeyeva, T. V. (2009) Sotsial'nayapsikhologiya [=Social Psychology] Moscow. (In Russ.).

10. Fomicheva, I. D. (1992) Pressa na rynke informatsii: provintsial'nyy chitatel' gazet v Rossii [=Media market information: Provincial readers in Russia], Moscow. (In Russ.).

11. Yadov, V. A. (1988) Sotsiologicheskoye issledovaniye. Metodologiya, programma, metody [=Case Study. The methodology of the program, methods], Moscow. (In Russ.).

12. Dominick, J. R. (1990) The Dynamics of Mass Communication, N.-Y.

13. Lippmann, W. (1922) Public Opinion, N. Y.

Гильманова Айгуль Нургаяновна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики электронных средств массовой информации института массовых коммуникаций и социальных наук Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

boss1001@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.